химеры собора парижской богоматери фото
Нотр-Дам де Пари и не только: Как и зачем на соборах появились гаргульи, химеры и прочая гротескная нечисть
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Легенда о Гаргулье появилась на территории современной Франции и датируется VII веком нашей эры. Согласно легенде неподалёку от Реана, в логове в болотах на берегу Сены жил то ли змей, то ли дракон. Он терроризировал местных жителей и нападал на суда, которые шли по Сене. Чудище извергало из пасти то огонь, то мощные потоки воды. Каждый год, чтобы как-то защититься от свирепого зверя, жители Руана приносили ему жертвы. Звали дракона Gargouille. И бесчинствовала Гаогулья до тех пор, пока не явился Святой Роман и не усмирил её.
История эта весьма занимательна. Когда епископ Роман решил изловить Гаргулью, то прийти ему на помощь согласился только один человек – преступник, которому терять было нечего, поскольку его уже осудили на смертную казнь. Этого преступника и использовал Святой Роман в качестве приманки, отправив его в логово чудовища. Гаргулья учуяла человеческих дух и вышла из логова, чтобы полакомиться, но тут епископ лишил её воли при помощи святого креста и молитвы. Гаргулья с покорностью легла у ног святого, и он привёл покорившегося зверя в город, где нечисть была отправлена на костёр.
Хвост и туловище Гаргульи сгорели, а вот глотка то ли оказалась жаростойкой, то ли епископ распорядился её не сжигать – сегодня не разберёшься. Городу с глоткой прикрепили в назидание другим драконам к Руанскому собору, чтобы продемонстрировать нечисти, что случается с теми, кто вредит людям.
Начиная с XI века изображения гаргулий люди стали вырезать из камня на наружных стенах готических и романских построек. Не исключено, что делали такие фигуры и раньше из дерева, но этот материал не имел никаких шансов сохраниться до времён научного описания.
Люди не просто усаживали гаргулий на здания, а придумали им работу – извергать воду. Их изваяниями оформляли водостоки. Так, отводя потоки дождевой воды от стен зданий, они начали приносить пользу людям. Ведь вода, выбрасываемая из пасти гаргулий, падала на расстояние от стен, поэтому фундамент не подмывало. Правда, с XVIII века люди освободили гаргулий от тяжёлой работы по сливу воды, начав использовать водостоки. А старушки-гаргульи стали элементом архитектурного декора. Зато каким ярким!
Стоит отметить, что с течением времени облик гаргулий существенно менялся – к змеям и драконам добавились различного рода угрожающие люди, птицы, мифические создания и их гибриды в самых невероятных сочетаниях.
P.S. По поводу гАргулья или гОргулья стоит отметить, что лингвистические словари не фиксируют это слово. В соответствии с этимологией следует писать через А (фр. gargouille). Но в Википедии это слово зафиксировано с написанием через О, что, на наш взгляд, не вполне верно.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Пылает овеянный легендами Нотр-Дам де Пари: Бесценные реликвии, необычные обитатели и хранимые им тайны
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Говоря о Нотр-Дам де Пари, нельзя не вспомнить эту прекрасную музыку.
Раньше на месте этого собора стоял древнеримский храм бога Юпитера, с распространением христианства его сменила базилика Св. Стефана. Впоследствии на этом же месте были построены еще две церкви, от которых к XII веку почти ничего не осталось. Тогда-то и было решено возвести здесь новый храм, такой, чтобы по красоте и величию ему не было равных.
Но с восстановлением разрушенного собора долгое время затягивали, и он продолжал разрушаться. Лишь в 1831 году, когда вышел из печати роман Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери», читательский интерес возродил и интерес к собору.
Было решено начать масштабные работы по восстановлению национального достояния. Руководить работами поручили архитектору Виолле-ле-Дюку, и он справился с задачей блестяще. Реставрация собора, после которой он и приобрел знакомый всем нам облик, продлилась двадцать лет.
На западном фасаде собора, считающимся главным, имеются три входных портала: Страшного суда, Мадонны с младенцем и святой Анны.
Над ними находится Галерея царей.
Считается, что здесь изображены правители Древней Иудеи, хотя по этому поводу до сих пор остаются вопросы.
Полюбоваться прекрасными витражами можно и внутри собора.
Входные ворота Нотр-Дама
Сохранилась удивительная легенда.
За работу по отделке главных входных дверей собора взялся талантливый кузнец Бискорне. Когда к нему пришли, чтобы узнать, как идет работа, кузнеца нашли лежащим без сознания. Но, тем не менее, ворота невероятной красоты с причудливым витым ажурным узором, были готовы. Но было совершенно непонятно, как он смог сотворить такое чудо. Пришедший в себя мастер был мрачным и неразговорчивым, никому ничего объяснять не стал. Когда ворота с замками установили на место, оказалось, что их невозможно открыть. И лишь окропив замки святой водой, служители смогли войти в храм. С гениальным мастером, столь искусно выполнившим свою работу, тоже случилось неладное – сначала он лишился дара речи, а затем и вовсе умер, унеся с собой секрет. До сих пор так и остается непонятным, как с весьма ограниченными возможностями, доступными в то время, можно было создать такой шедевр.
Колокола, установленные на башнях собора, имеют не только разный вес и голос, у каждого из них есть свое имя. Самый большой колокол по имени Эммануэль весит целых тринадцать тонн, и раскачать его совсем не просто. По этой причине услышать его звон можно лишь в дни больших торжеств. Все остальные колокола звонят дважды в день – утром и вечером.
Многие считают, что горбун Квазимодо, звонарь собора Нотр-Дам, выдуман писателем. Однако, есть повод усомниться в этом.
В мемуарах одного из скульпторов, участвовавших в реставрации собора, написано, что ему доводилось встречать в соборе горбуна, который прятался от людей. Возможно, он попался на глаза и Виктору Гюго, который неоднократно бывал в соборе, собирая материал для романа.
Реставраторы проделали огромную работу, восстанавливая собор. Вместе с тем, Виолле-ле-Дюк посчитал возможным дополнить облик собора целым рядом новых элементов, которых изначально не было.
Работая над восстановлением скульптур апостолов у основания шпиля, архитектор заменил одну из них (апостола Фомы) на скульптуру, изображающую его самого.
И расположил ее иначе. Взгляды всех апостолов, как и положено, устремлены на город, только Фома повернулся в другую сторону и любуется своим творением. Этот апостол был выбран архитектором не случайно – Фома занимался строительством и знал плотницкое дело.
Потоки воды из пасти горгулий извергаются далеко от стен собора. Это предохраняет стены и фундамент от излишнего увлажнения и разрушения.
Если горгульи существовали на стенах собора изначально, то другие, не менее странные существа, «поселились» у основания соборных башен по задумке Виолле-ле-Дюка уже позже. И называются эти гротескные, уродливые существа химерами. Эскизы химер рисовал сам Виолле-ле-Дюк. В отличие от горгулий, никакого практического предназначения у химер нет, они выполняют чисто декоративную функцию. Химеры очень органично вписались в архитектуру собора, да и c горгульями они сосуществуют прекрасно. Считается, что химеры наряду с горгульями тоже являются хранителями собора. Особой любовью пользуются химеры у туристов.
Самая известная химера называется Стрикс ( «ночная птица»). По преданию, эта полуженщина-полуптица по ночам летает в поисках младенцев, чьей кровью она и питается.
Собор был местом, где собирались не только праведные католики, но также алхимики и прочие маги. Не зря в галерее химер можно отыскать и статую Алхимика. Некоторые верят, что в стенах этого собора все-таки был открыт секрет философского камня, и он зашифрован в каменных узорах собора.
Пчелиные ульи Нотр-Дама
Еще одни необычные обитатели, помимо горгулий и химер, с недавних пор завелись в соборе – пять лет назад здесь стали разводить пчел, поддержав тем самым идею городского пчеловодства. С некоторых пор это стало очень модным в Париже, возможно, в связи с информацией о резком снижении численности пчел.
Этот венец проделал долгий путь из Иерусалима через Константинополь, прежде, чем оказался здесь.
Также в соборе хранится гвоздь, которым Иисуса Христа прибивали к кресту, и часть этого креста.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Гаргулия или химера, в чем отличие
Гаргулии – странного или даже отталкивающего вида гротескные каменные фигуры, нависающие над улицами со стен средневековых соборов.
Чаще всего средневековые мастера делали гаргулий в виде химер – чудовищ, состоящих из частей разных животных или животных и человека, иногда – просто в виде животных или фигур людей. Появление неоднозначного вида скульптур в оформлении соборов – результат целого ряда причин, отражающих специфику мышления средневекового человека.
Во-первых, собор олицетворял собой «вселенную в камне», вместе со всеми проявлениями жизни этой вселенной. А чудовища казались средневековым людям такими же реальными, как и обычные животные, просто эти монстры живут где-то на периферии мира – потому и на полях старых географических карт рисовали любых фантазийных существ.
Во-вторых, страшные фигуры должны были охранять здание от настоящего зла, демонстрируя, что место занято.
В третьих, они напоминали людям о грехах, и что дьявол не дремлет. Ведь только дьявол мог создать такие уродливые создания – сотворить жизнь ему не под силу, но смешать разные формы жизни, чтобы получить новую, химеру, он как раз мог.
В четвертых – городское управление, заказчик строительства собора, как правило, предоставляло мастерам свободу в оформлении храма, и гаргулии были отличным средством самовыражения. Говорят, во всей Франции не сыскать было двух одинаковых.
В пятых, само положение, горизонтальное, такой скульптуры волей-неволей заставляло делать ее в «несерьезном», фантазийном или комическом виде. Ведь никакие торжественные или авторитетные фигуры не могли располагаться таким образом. К тому же, извержение водяного потока из отверстия гаргулии намекало на разные телесные состояния, что позволяло мастерам иногда просто хулиганить.
Так называемая «обратная» гаргулия на соборе в Браге, Португалия.
В эпоху Возрождения готическая архитектура казалась непонятной, уродливой и мрачной, даже раздавались голоса, требующие сноса средневековых соборов, уродующих лик европейских городов. Но в 19-м веке был огромный всплеск внимания к готике, в том числе и из-за выхода романа Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери».
Гаргулии старых соборов, прежде почти не замечаемые горожанами, стали страшно популярны, появилось много теорий, объясняющих, как они появились. Именно в это время произошло смешение понятий «гаргулия» и «химера». Гротескные фигуры чудовищ стали называть гаргулиями, даже если это были просто архитектурные формы, без функции водоотвода.
А в 20-м веке гаргулии-химеры вообще стали героями мистических сюжетов и фэнтази, кстати, даже и слово часто начали писать иначе, «гОргулии». По фонетике, конечно, это слово просто отлично подходит для оживающих демонических персонажей и злых колдовских существ.
Кстати, устройство гаргулии как архитектурного элемента очень простое. По верхней части фигуры проложен обычный желоб, по которому вода с водостока по краю крыши стекала в короткую трубу, расположенную обычно во рту скульптуры. Часто верхняя часть гаргулий покрывалась листовым металлом, чтобы защитить от разрушающего воздействия влаги.
Вот так выглядят гаргулии сверху
В эпоху Возрождения гаргулии как элементы водоотвода исчезли за ненадобностью – античная эстетика подразумевала выступающие карнизы, так что отводить дождевой поток от стены уже было не нужно. Системы водоотвода позже вернулись, но уже в измененном виде – поток воды с крыши стали направлять вниз внутри водосточной трубы.
Современная гаргулия в стиле ар-деко на здании Крайслер-билдинг в Нью-Йорке
Друзья, нравятся готические соборы, обращаете внимание на их декор?
Юрий Лев: Гаргульи, химеры и монстрики
Гаргульи и химеры — это фантастические существа, которыми украшают готические храмы. Например, парижский Нотр-Дам.
Ну, во-первых, это красиво. 🙂
Во-вторых, их все путают.
Гаргульи, вообще-то, существа мужского пола. По преданию в давние времена в реке Сене обитал ужасный змеевидный дракон, который озорничал, пуская сильную струю воды, затопляя дома и переворачивая рыбацкие лодки. Ну вот как ураган «Сэнди» у нас недавно. На счастье в городе Руане жил Гэндальф чародей, который служил архиепископом. Он выманил дракона на берег и огрел по голове усмирил крестом, после чего радостные горожане набросились на дракона и забили его батогами. Между прочим, дракона ловили на живца — вывели на берег приговоренного преступника-добровольца.
С тех пор камнерезы вырезали изображения гаргулий на водостоках, отводящих потоки дождевой воды от зданий.
Часто гаргульи восседают на головах грешников. А не греши!
Если гаргульи как мифические существа появились лишь в XII—XIII веках, то химеры существовали с незапамятных времен в греческой мифологии. Там это было чудовище с головой и шеей льва, туловищем козы, хвостом в виде змеи. Со временем образ химеры стал воплощать все невозможное, не сочетаемое.
Но вот парадокс: в готической архитектуре фигуры химер появились значительно позже, чем гаргульи. Например, в парижском соборе Нотр-Дам гаргульи сохранились с XIII века, а химеры появились только во второй половине XIX века при реставрации собора. Реставраторов вдохновил роман Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери».
Роман был написан в 1831 году, а реставрация под руководством архитектора Виолле-ле-Дюка началась в 1841 году. Он сам нарисовал химер, а выполнили их пятнадцать скульпторов под руководством Жоффруа Дешома. Это было смелое решение. Зато было доказано, что храм не застыл в развитии, а продолжает жить и обновляться.
Самая известная химера Нотр-Дама — это Стрикс (la Stryge) (от греч. strigx, то есть «ночная птица»), крылатая полуженщина-полуобезьяна. По преданиям она испускала в полете пронзительные крики, похищала младенцев и питалась их кровью.
Помимо химер и гаргулий, в архитектуре готических храмов часто встречаются маленькие чертенята и монстрики. Какую функцию они исполняют? Да такую же, как остальные чудовища: «Летите, черти, куда-нибудь подальше, у нас своих хватает!»
LiveInternetLiveInternet
—Метки
—Рубрики
—Музыка
—Настольные игры онлайн
—Конвертер видеоссылок
—Подписка по e-mail
—Поиск по дневнику
—Статистика
Тайные хранители Собора Парижской Богоматери.
Все бегут и бегут впереди галереи.
И с портретов со мной говорят короли.
Кружева, реверансы и звуки свирели,
И подземный секрет Нотр Дам де Пари.
Красный бархат на стенах.
Как ночь под ногами.
И дорожного платья на мне синева.
Эхо гулкое гонится вслед за шагами,
Желтый отблеск свечей умирает в глазах.
Преклоняю колени пред девой Марией.
И под звуки органа заходит Анри.
Я узнала давно, что отнюдь не святые
Тайны в стенах хранишь Нотр Дам де Пари.
Никому не отдашь ты стенанья и крики,
Молчаливо печать, прилагая к губам.
Возвышаешься ты, многолико-великий,
И холодный как лед, де Пари Нотр Дам.
Знаменитый французский писатель Виктор Гюго в своем не менее знаменитом романе именовал Собор Парижской Богоматери «творением Бога, у которого оно как будто заимствовало двойственный его характер: разнообразие и вечность». Что же такого особенного в этом каменном сооружении, одном из символов Парижа? Возможно, это не просто собор, а нечто большее…
Нотр-Дам де Пари (таково его традиционное французское название) находится в западной части острова Ситэ, неподалеку от Лувра. Он был возведен в XIV веке на месте базилики Святого Стефана — первой христианской церкви Парижа.
Собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам де Пари (Notre Dame de Paris)) – географическое и духовное «сердце» Парижа, расположен в восточной части острова Сите,на месте первой христианской церкви Парижа — базилики Святого Стефана, построенной, в свою очередь, на месте галло-римского храма Юпитера (построенного, в свою очередь, на месте какого-то кельтского святилища. ). В 1711 году рабочие, которым поручили вытесать в стене гробницу, обнаружили с полдюжины каменных барельефов, изображавших античных богов, с выбитыми на них текстами на латыни. Исследователи предполагают, что барельефы украшали некогда алтарь Юпитера. Любопытно, что по всей Европе храмы нередко строились на месте языческих святилищ.
Строительство Кафедрального Собора Парижской Богоматери началось еще в 12 веке и длилось без малого 170 лет. Строительство началось в 1163, при Людовике VII Французском. Историки расходятся в мнениях о том, кто именно заложил первый камень в фундамент собора — епископ Морис де Сюлли или папа Александр III. Главный алтарь собора освятили в мае 1182 года, к 1196 году неф здания был почти закончен, работы продолжались только на главном фасаде. Общая высота его составляет 35 метров, длина – 130 метров, ширина – 48 метров, высота колоколен – 69 метров. Здание способно свободно вместить 9 тысяч человек.
О химерах есть своя легенда. В средние века перед Собором Парижской богоматери совершались казни и 18 марта 1314 года (по Григорианскому календарю) здесь казнили магистра ордена тамплиеров Жака дэ Молэ. Говорят, на голове его была козлиная маска. Позже на соборе появились две фигуры, изображающие козлоподобного Бога Бафомета.
Кроме того, в соборе хранится одна из величайших христианских реликвий — Терновый венец Иисуса Христа, в 1238 году выкупленный королем Людовиком Святым у византийского императора.
Под сводами Нотр-Дама свершилось множество исторических событий, включая коронации и бракосочетания августейших особ и похороны национальных героев. Здесь отслужил благодарственный молебен после коронации в Реймсе король Карл VII и венчались Генрих IV с сестрой французского короля Маргаритой, известной как королева Марго. При этом невеста-католичка стояла перед алтарем, а жених-гугенот — на паперти.
В конце XVII века, в царствование короля Людовика XIV, для собора настали не лучшие времена: гробницы и цветные витражи были разрушены. А во время Французской революции якобинский Конвент и вовсе планировал стереть здание с лица земли как «твердыню мракобесия». В конце концов, революционное правительство объявило, что, если парижане хотят сохранить Нотр-Дам, то они должны собрать крупную сумму денег «на нужды революции».
Деньги были собраны, и многострадальный собор превратился в «Храм Разума», своего рода памятник революции. В июле 1793 года Конвент все же принял карательные меры. По распоряжению Робеспьера у статуй иудейских царей снесли головы — почему-то якобинцы перепутали их с французскими монархами. Колокола перелили на пушки «для всемирной революции», а свинцовые гробы, в которых были захоронены священнослужители — на пули и картечь. В храме устроили винный склад…
После термидорианского переворота собор вернули в лоно церкви, но он пребывал в весьма плачевном состоянии.
Кстати, в 1978 году в подвалах Французского банка внешней торговли были найдены обломки уничтоженных статуй, в том числе – головы царей. Видимо, во время революции кто-то все же умудрился вывезти их и спрятать. Теперь ими можно полюбоваться в музее Клюни.
«Огромная каменная симфония, колоссальное творение и человека, и народа… Чудесный результат соединения всех сил целой эпохи, где из каждого камня брызжет принимающая сотни форм фантазия рабочего, направляемого гением художника…», – писал знаменитый французский писатель Виктор Гюго о соборе Парижской Богоматери.
Публикация в 1831 году романа Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери» вызвала новую волну интереса к этому национальному достоянию.
В 1832 году Палатой Депутатов была создана Комиссия по реставрации Собора. Были заново отлиты статуи царей, металлический шпиль с кружевным рисунком…Работы длились с 1841 по 1864 год. Реставраторы отлили заново статуи царей, металлический шпиль с кружевным рисунком. А одной из скульптур, изображающей апостола Фому, придали черты самого архитектора ле Дюка. По его же инициативе на верхней площадке собора, у подножия башен, установили статуи химер. Помимо этого, были снесены постройки, примыкавшие к храму. Так образовалась площадь перед собором в ее современном виде.
В позднем Средневековье Нотр-Дам являлся местом алхимических сборищ. Ведь архитектуру традиционно соотносили с герметикой, каждый ее элемент — с тем или иным оккультным символом. Именно оккультным, а не религиозным.
Магический шифр Виктор Гюго, прославивший Нотр-Дам на века, назвал его «наиболее удовлетворительным кратким справочником оккультизма». Издавна ходили предания о том, что в каменных узорах и орнаментах здания скрыт рецепт философского камня… Алхимик Фулканелли в книге «Загадки соборов» пишет: «Если подталкиваемые любопытством или просто ради праздной прогулки погожим летним днем вы подниметесь по витой лестнице, ведущей к верхним этажам собора, – пройдитесь затем неторопливо по узкому проходу галереи второго яруса. Дойдя до угла, образуемого колонной северного свода, вы увидите посередине вереницы химер удивительный барельеф старца, высеченный из камня. Это он – Алхимик Нотр-Дама».
Так, если обратить внимание на якобы религиозные сюжеты витражей, то можно обнаружить, что они далеки от христианской традиции. На центральном из них — Розе — Дева Мария облачена в красный плащ, из-под которого виднеется зеленое одеяние, тогда как традиционно она одета в голубое. В то же время, у масонов помещение в храме, которое служит для ритуалов посвящения в пятнадцатую Степень — «Кавалера Востока и Меча» — разделено на красную и зеленую половины… Случайность?
А «Галерея царей» состоит из 28 скульптур, тогда как, согласно библейским мифам, в Иудее было всего 18 или 19 властителей. Откуда же взялись лишние? Возможно, это не что иное, как астрономический шифр: число фигур соответствует количеству дней в лунном месяце.
Однако «каменные шифры» не единственная тайна Нотр-Дам де Пари. Перед входной решеткой в брусчатку вмонтирована круглая бронзовая дощечка с надписью: «нулевой километр». Отсюда исчисляются расстояния до любой точки Франции. Но есть версия, что это не просто условная точка отсчета, а «точка Зеро», с которой начинал строиться город. Именно здесь расположен сакральный центр Парижа. По поверью, если встать на табличку и загадать желание, оно обязательно сбудется…
Тайные хранители Собора Парижской Богоматери.
«Леса Готической скульптуры!
Как жутко все и близко в ней.
Колонны, строгие фигуры
Сивилл, пророков, королей.
Мир фантастических растений,
Окаменелых привидений,
Драконов, магов и химер.
Здесь все есть символ, знак, пример.
Какую повесть зла и мук вы
Здесь разберете на стенах?
Как в этих сложных письменах
Понять значенье каждой буквы?
Их взгляд, как взгляд змеи, тягуч.
Закрыта дверь. Потерян ключ «.
М.Волошин
Химеры и другие фигуры собора НотрДам передают психологические идеи его строителей, главным образом – идею сложного характера души. Эти фигуры представляют собой душу Нотр-Дама, его различные «я»: задумчивые, меланхоличные, наблюдающие, насмешливые, злобные, погруженные в себя, что-то пожирающие, напряженно вглядывающиеся в невидимую для нас даль.
В своем стремлении «очеловечить» эти сказочные существа создатели Нотр-Дама преуспели настолько, что химеры действительно стали казаться многим живыми, особенно если долго любоваться ими в таинственном полумраке. После этого родилась еще одна легенда, но уже современная, гласящая, что любой, кто отважится сфотографироваться рядом с одной из химер, будет казаться на снимке неживым каменным изваянием.
Спускаемся вниз. Еще раз проходим мимо этих загадочных созданий с человеческими позами, которые так равнодушно взирают на наш мир. Химеры и все фигуры Нотр-Дама обладают удивительным свойством: около них нельзя рисовать, писать или фотографировать – рядом с ними люди кажутся мертвыми, невыразительными каменными изваяниями. Они абсолютно спокойны, потому что знают что-то очень важное. Но что.
Притчи и легенды собора Парижской богоматери
Собор красив и величественное и поэтому многие века он привлекает в себе большое внимание не только туристов и, но любителей всяких загадок.
Легенда о знаках зодиака
Еще одна интересная и загадочная легенда, рассказывающая о странном расположении знаков зодиака. На фронтоне собора располагается центральный круглый витраж. Такие круглые и красивые витражи еще называются «розеткой». Так как по форме они похожи на розетку. На нем изображена символика. Именно эта символика окутана тайной.
На этом витраже расположены знаки зодиака и также эти символы высечены из камня на центральном портике Девы Мира. Как известно знаки зодиака являются циклом года.
Это еще одна из загадок собора Парижской Богоматери. Может быть, архитекторы того времени хотели что-то сказать этим, изобразив именно так знаки зодиака. А может, просто решили запутать ученых, исследующих собор. Это легенда собора, а может быть и секрет, который пока не доступен людям.
С башен Нотр-Дама и галереи, проложенной между ними, открывается потрясающий вид на город. Если с высоты птичьего полета (скажем, с Эйфелевой башни) вы не сможете толком ничего рассмотреть, только окинете взглядом смутную панораму мегаполиса, то отсюда хорошо видны дома, улицы и даже люди… Кажется, высота собора специально рассчитана на тех, кто мечтает разглядеть все как следует, «в реале». Достаточно только подняться наверх, и… вы очутитесь в самом сердце Парижа. И вам на миг покажется, что вы вот-вот приблизитесь к ускользающей разгадке тайны этого готического строения…
Крыши, крыши. Ну как опять не вспомнить Максимилиана Волошина:
«. Внизу ревет Париж —
Коричневато-серый, синий.
Уступы каменистых крыш
Слились в равнины темных линий.
То купол зданья, то собор
Встает из синего тумана.
И в ветре чуется простор
Волны соленой океана. «
Рубрики: | Природа и путешествия |
Метки: природа
Процитировано 5 раз
Понравилось: 4 пользователям