холковский монастырь белгородской области история

Холковский монастырь белгородской области история

холковский монастырь белгородской области история

холковский монастырь белгородской области история

холковский монастырь белгородской области история

Храм Святого равноапостольного князя Владимира

Храм Донской иконы Божией матери

Иконостас Донского Храма

Иконостас Свято-Троицкого пещерного монастыря

холковский монастырь белгородской области история

Первое летописное упоминание о монастыре относится к 1620 году. Монастырь был основан иноком Геласием.

Его насельники жили и молились в меловых пещерах, архитектурно и планировочно напоминающих Киево-Печерские, выдолбленных в одном из холмов близ поселка Чернянка. В пещерах находились предельно аскетичные кельи (с кроватью и столом, вырубленными из мела) и подземный

Монастырь просуществовал 144 года и в 1764 году был упразднен Указом императрицы Екатерины II. Вход в пещеры был завален, Богослужения в подземном храме не совершались. Монастырский Преображенский храм, возведенный в 50-х годах XVII в., стал приходским.

Шли годы, уже никто из жителей с.Холки не мог указать место, где находилась построенная в 1757 г. надвратная часовня — вход в подземный монастырь был затерян.

В середине семидесятых годов XX века интерес к пещерам проявили историки-краеведы. Руководством Чернянского района было принято решение о восстановлении пещер. Частично отреставрированные холковские пещеры были открыты для посетителей в начале 1990-х гг. Продолжались восстановительные работы.

В 1995 г. по воскресеньям в подземном Свято-Троицком храме священнослужителями Чернянского округа начали совершаться Богослужения. Холки стали посещать не только туристы, но и паломники.

В 1996 г. на территории древнего Холковского монастыря епископом (ныне архиепископ) Белгородским и Старооскольским Иоанном освящены три закладных камня на месте строительства двух храмов и часовни.

Вначале был возведен у входа в пещеры надвратный храм во имя Преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских, затем Владимирская часовня.

В декабре 1999 г. архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн освятил монастырский храм в честь Донской иконы Божией Матери. На состоявшемся 28 декабря 1999 г. заседании Священного Синода Русской Православной Церкви было благословлено открытие Свято-Троицкого Холковского мужского монастыря.

Источник

Холковская летопись. Что связывает Холковский монастырь со Стенькой Разиным и Петром I

«Белгородская правда» приоткрывает тайны холковской пещерной церкви

Монах Илья Каунников из Нового Оскола выпустил книгу «Свято-Троицкий Холковский монастырь».

холковский монастырь белгородской области история

холковский монастырь белгородской области история

С миру по копейке

Свой труд отец Илья называет попыткой рассказать об истории монастыря просто и доступно. Материал для книги он черпал в древних царских и патриарших грамотах. Изучал публикации в газетах и журналах более чем столетней давности, исследования археологов, материалы современных краеведов из разных источников. Беседовал со старожилами.

«Когда я был школьником, в конце 1990-х монастыря на этом месте ещё не существовало, но в древних монастырских пещерах уже шли богослужения, – рассказывает автор. – Их совершали священники Чернянско-Новооскольского благочиния Белгородской и Старооскольской епархии. Меня брали в качестве пономаря, тогда я пономарил в новооскольском Успенском соборе, был учеником воскресной школы при соборе. Да и собирался в будущем связать свою жизнь с Церковью. В 2004–2005 годах мне довелось быть послушником Холковского монастыря. Спустя 10 лет, уже став монахом, я тоже там жил, нёс послушание экскурсовода. Никакого систематизированного труда об истории Свято-Троицкого Холковского монастыря на тот момент не было. И я решил написать эту небольшую книгу».

Чтобы её издать, отец Илья обратился к популярному сегодня краудфандингу. Есть специальные сайты, на которых собирают средства на разные нужды: лечение детей, издание книг, запись музыкальных альбомов.

Батюшка поступил ещё проще: поместил объявления в «Одноклассниках» и в «ВКонтакте».

«Большую часть финансов мне удалось собрать благодаря друзьям, знакомым, а также порой совсем незнакомым людям. Спасибо им всем за это. С миру по копейке – писателю книжка», – констатирует он.

Только проверенные факты

Каждый, кто был в Холках на экскурсии, слышал об этом месте много легенд. В меловых монастырских пещерах – целительный йодистый воздух. Там подолгу не вянут цветы.

Или вот загадка: как в древности, без измерительных приборов и инструментов, удалось вырыть их под правильным углом, необходимым для циркуляции воздуха? Иначе пещеры бы давно обвалились.

Автор, сам бывший холковский экскурсовод, всё это не комментирует.

холковский монастырь белгородской области история

холковский монастырь белгородской области история

Откуда ты, Геласий?

Считается, что Холковский мужской в честь святителя Николая монастырь был основан в 1620 году «чёрным попом» (то есть игуменом) Геласием и пришедшими с ним монахами.

Патриарх Филарет благословил их грамотой. В переводе на современный русский из неё следует, что на Холковское городище съезжаются с Дону «казаки и всякие люди», а храма близко нет.

«И аз смиренный Филарет, Патриарх Московский и всеа Русии, Николского чорного попа Геласея благословил: велел ему на тот храм лес готовить, и воздвигнути храм во имя Николы Чудотворца… а поставити тот храм выбрав место высокое», – указывает патриарх.

«Всякие люди» – это православные беженцы из западнорусских земель, известных ныне как Украина и Белоруссия. Они спасались от навязывания им поляками католической веры.

Илья Каунников внимательно вчитывается в патриаршую грамоту и спрашивает: почему «чорной поп» Геласий назван «Никольским»? И что он делал на Холковском городище, если там не было монастыря, притом что он не из белого духовенства, а монах?

Автор предполагает, что в это время в Холках уже существовал пещерный монастырь во имя святителя Николая, в котором Геласий и подвизался, но об этом не сохранилось никаких документальных сведений.

Монастырь-крепость

В 1628 году Геласия на долгих 30 лет сменил настоятель Ефрем. Тогда царь Михаил Фёдорович выделил монастырю пашни, покосы и часть реки для рыбалки. В 1638 году у монастыря появляется собственная охрана от татарских набегов – донские и оскольские казаки, которых посылает оскольский воевода Иван Ржевский.

Ко временам царя Алексея Михайловича Холки превратились в настоящую крепость. Русские монастыри, по сути, ими и являлись. Вспомним неприступные стены Троице-Сергиевой лавры.

«Можно полагать, что окончательный вид почти неприступного крепостного оплота Холковское сторожевое укрепление получило одновременно с основанием и устройством города Яблонова и насыпкой от него к городу Короче и селу Лозному земляного вала», – писал священник Иаков Тимофеев в «Курских епархиальных ведомостях» в 1899 году.

В 1983 и 1985–87 годах учёные из Института археологии РАН и Воронежского государственного университета провели на месте крепости раскопки. И датировали её появление гораздо раньше – около Х–ХI веков. Нашли жилые и хозяйственные постройки, погребения, множество предметов быта и вооружения. Крепость использовалась как опорный пункт русскими князьями в борьбе с половцами, предположили исследователи.

Доктор исторических наук С. Плетнёва вовсе заключила, что Холковская крепость послужила местом легендарного события, описанного в «Слове о полку Игореве», – встречи братьев Игоря Святославича, князя Новгород-Северского, и Всеволода Святославича, князя Черниговского, перед битвой с половцами в 1185 году.

«Хаживал с кинжалы» вместе с Разиным

В 1659 году Холковский монастырь полностью разорили татары. И повелел его восстановить не кто иной, как государь Пётр I вместе с соправительствующим братом Иоанном.

С Холками связано даже имя Стеньки Разина. В 1670–1671 годах строителем монастыря числился чёрной поп Феодосий, в миру Фёдор Андреев. Он был духовным наставником знаменитого мятежника. И даже соучастником в его делах.

«У Стеньки де Разина отец духовной был чорной поп Феодосий, а ныне он живёт в Яблоновском уезде в Холкове монастыре в строителях… И тот де старец всякие воровские Стеньки Разина замыслы ведал… и по Черкаскому городку с ним, Стенькою, хаживал с кинжалы», – значится в документах разрядного приказа из Российского госархива древних актов.

Степан Разин прислал Феодосию золотой крест с мощами и обложенный золотом образ чудотворца Николая. Феодосий передал всё это в Белгород местному митрополиту.

Тем не менее за прежние заслуги царь Алексей Михайлович повелел взять Феодосия, «сковать руки и ноги, и скована весть к Москве с великим береженьем». 14 декабря 1671 года чёрный поп Феодосий был расстрижен «и с Патриарша двора отослан за караул на Мстисловской двор». Там он сгинул в пучинах истории.

Гробницы Синедры

Сам Алексей Михайлович тоже бывал в Холках. Главными святынями монастыря были Казанская икона Пресвятой Богородицы и образ святого Алексия, человека Божия, подаренный монастырю царём в память об этом посещении.
Но с точки зрения достопримечательностей, конечно, любопытны знаменитые пещеры.

«К сожалению, о самих пещерах до нас не дошло никаких документальных сведений, – пишет в книге Илья Каунников. – Вполне возможно, что они создавались монахами как укрытие от нападений врагов и не были постоянно обитаемы».

Происхождение пещер некоторые исследователи-археологи склонны датировать примерно VII–IX веками, когда эти края относились к Готской митрополии, управляемой из византийской столицы Константинополя.

Планиметрия подземной Холковской церкви с колоннами построена по образцу прямоугольно спланированных ближневосточных пещерных святынь типа израильских «Гробниц Синедры». Имеется вырубленная обводная галерея для кругового обхода престола. Похожая галерея устроена в Мирликийской базилике святого Николая в турецком городе Демре (Мирах Ликийских), который многие российские туристы посещают с экскурсиями.

Прототипом Холковской пещерной церкви могла быть ещё функционировавшая тогда подземная церковь в Херсонесе, тоже построенная, как следует из её планиметрии, по образцу «Гробниц Синедры».

Партизанские пещеры

В 1930-е годы церковь на вершине холма над пещерами уничтожили. Кирпич здания потом использовали при постройке спиртзавода в селе Голубино и аэродрома в посёлке Чернянка. В пещерах колхоз «Червона Москва» устроил склад для овощей.

Вход в пещеры и две первые монашеские кельи изуродовали во второй половине ХХ века неизвестные варвары.
Во время оккупации Чернянского района с июля 1942-го по январь 1943-го в пещерах прятались партизаны. В семье потомков священника Вячеслава Васильчикова сохранилась фотография его вдовы. На обороте фото – надпись: «Васильчикова (Аношинская) Антонина Сергеевна. Казнена фашистами в Чернянке, скрывала красноармейцев, партизан в Холковских подземельях нижнего храма».

Возрождение

Холки не раз закрывались. Например, при секуляризации церковного имущества в 1764 году при Екатерине II. Но люди всегда про них помнили – и простые верующие, и затем археологи.

Кстати, в XIX веке на территории нынешних Белгородской и Воронежской областей сложилась особенная религиозная активность жителей. Подражая древним подвижникам, в меловых горах Подонья монахи и миряне создали несколько пещерных комплексов. Среди них – пещерный скит Игнатия Богоносца недалеко от Валуек, пещерный комплекс на холме рядом с райцентром Алексеевка.

В начале 1970-х годов за исследование холковских пещер взялись энтузиасты во главе с главным архитектором Чернянского района В. Евдокимовым и инженером отдела архитектуры В. Стофато. Они хотели создать в Холках этнографический музей. Но власти их не поддержали.

Возрождение пещер началось стараниями В. Пономарёва, уроженца села Холки, и ещё нескольких энтузиастов. Они выложили кирпичный вход в пещеры, которые 14 октября 1990 года открыли как музей.

Датой начала возрождения ныне существующего монастыря можно считать 11 мая 1997 года. В тот день епископ Белгородский и Старооскольский Иоанн освятил три закладных камня на месте постройки монастырских храмов. Тогда же начали строить комплекс ныне существующих монастырских зданий. Этому делу отдал свою жизнь московский архитектор Андрей Родыгин (1955–1998), его могила находится вблизи Донского храма.

Монастырь был торжественно открыт 12 декабря 1999 года. Настоятелем стал архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн.

От всей души

В апреле 2001 года спонсоры пожертвовали монастырю первый набор колоколов для звонницы Донского храма. В июле 2002-го первый заместитель полпреда президента РФ в ЦФО А. Фёдоров пожертвовал монастырю ещё один, 40-пудовый колокол, отлитый уральскими мастерами. Колокольню Владимирского храма украшает стопудовый колокол, отлитый в Тутаеве Ярославской области.

В двух храмах: Свято-Троицком пещерном и надвратном в честь Антония и Феодосия Киево-Печерских – появились уникальные керамические иконостасы, сделанные московскими мастерами Зотовыми.

С 2004-го по 2008-й на народные пожертвования курские мастера создали для Донского храма резной иконостас с писаными иконами. Также в 2008 году белгородские иконописцы под управлением Александра Работнова расписали Донской и Владимирский храмы.

Постепенно расширился Свято-Троицкий пещерный храм. На меловых стенах появились резные иконы, ещё одна пара колонн и дополнительное пространство для молящихся в западной части храма.

«При вырезании меловых рельефных образов Распятия Христова и Николая Чудотворца в пещерах были обнаружены в толще меловых стен две раковины двустворчатых морских моллюсков диаметром около 40 см, – рассказывает Илья Каунников. – Это лишний раз подтверждает версию геологов, что в древности территория современной Белгородчины являлась дном мирового океана».

Сегодня Свято-Троицкий Холковский монастырь – известное место паломничества верующих из Белгородской области, со всей России, даже из‑за границы. В среднем ежегодно монастырь посещают около 30 тыс. человек.

А резные меловые иконы служат также окном в духовный мир для незрячих. Они могут прикоснуться к резным образам, «увидеть» их наощупь. Первую из таких экскурсий монастырь провёл в 2015 году вместе с Белгородской государственной специальной библиотекой для слепых им. Ерошенко.

Источник

Холковский монастырь белгородской области история

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Чудеса России: Холковский подземный монастырь

В прошлом году мне удалось побывать в удивительном месте –Холковском Троицком мужском подземном монастыре. Поездка произвела неизгладимое впечатление, кроме того узнала для себя много интересного.
Дорога была долгой, но не утомительной. Мы проезжали города Новый Оскол и Яблоново. Кругом поля, к счастью ухоженные, иногда попадались красивые пейзажи с меловыми горами и соснами.

В десяти километрах от районного центра Чернянка Белгородской области раскинулось старинное русское село Холки.
По разному объясняют ученые и краеведы происхождение названия села. Одни считают, что оно получило его от старинной речки Холок. По мнению других, село обязано своим названием меловым холмам, у подножия которых оно расположено. Эти холмы, уверяют местные жители, похожи на гривы трех лошадей, повернутых мордами на восток. Оба эти варианта представляют интерес, но, вероятно, первый из них заслуживает большего доверия.
И само село, и место его расположения имеют древнюю и богатую историю. По предположению археологов, здесь, на берегу Оскола, еще в 1-м тысячелетии до нашей эры было укрепленное поселение первобытных людей. К сожалению, об этом древнейшем поселении, относящимся к периоду железного века, нам практически ничего не известно.

Памятник Великому князю Святославу Храброму скульптора Вячеслава Клыкова.

По предположению историков, место, где находится Холковский подземный монастырь, посетили князь Игорь Святославич и его брат Всеволод, когда пришли сюда из Новгород-Северского и Трубчевска и после встречи в мае 1185 года отправились по изюмскому шляху вдоль реки Оскол на юг к половецким кочевьям.
Более всего это место известно подземными храмом и пещерами, выдолбленными в меловом холме. В 1649 году здесь иноком Геласием был основан Холков-Царев-Никольский (позднее Троицкий) мужской подземный монастырь.
В 1764 году по приказу императрицы Екатерины II монастырь был упразднен, а подземный храм использовался для богослужений в зимнее время местными жителями, т.к. в пещерах в любое время года сохраняется постоянная температура (10 градусов тепла). Летом богослужения совершались в сельской кладбищенской церкви.

Небольшая часовня, через которую нас поведут по лабиринтам пещер.

В самом вверху колокольня.

Оттуда открывается незабываемый вид на окрестности Чернянки.

Источник

Свято-Троицкий Холковский монастырь

Свято-Троицкий Холковский монастырь

Настоящая книга – это попытка рассказать об истории Холковского монастыря простым и доступным языком.
Основными источниками информации для составления книги послужили царские и патриаршие грамоты, публикации в газетах и журналах более чем столетней давности, исследования археологов, материалы современных краеведов из различных источников, а также воспоминания местных старожилов.
Автором книги является бывший насельник Свято-Троицкого Холковского монастыря, руководитель историко-архивного отдела Валуйской епархии (2018-2019 гг.), монах Илия (Каунников Александр Сергеевич).

Идея написать эту книгу появилась у меня отнюдь не случайно – этому предшествовало несколько событий. Когда я ещё был простым школьником, в 1998 –1999 гг., в древних монастырских пещерах уже шли богослужения, но полноценного монастыря на этом месте ещё не существовало. Богослужения поочерёдно совершали священники Чернянско-Новооскольского благочиния Белгородской и Старооскольской епархии. Меня же брали в качестве пономаря, когда наступала череда служения новооскольских священников – ведь я тогда пономарил в новооскольском Успенском соборе, был учеником воскресной школы при соборе, да и, собственно говоря, собирался и в будущем связать свою жизнь с Церковью. После, в 2004–2005 гг. мне довелось быть послушником этого монастыря, а в 2015–2016 гг., уже став монахом, мне также довелось жить в Холковском монастыре и нести послушание экскурсовода. Но так как никакого систематизированного и полного труда об истории Свято-Троицкого Холковского монастыря на тот момент не существовало, мне пришла в голову идея написать эту небольшую книгу.
Эта книга написана мной без благословения какого-либо епископа или настоятеля монастыря, но отнюдь не из-за моего неуважения к священноначалию Церкви. Так сделано по той лишь причине, что в этой книге я хотел бы выразить и некоторые свои мысли насчёт монастырской истории.
Я благодарен всем тем людям, которые помогли мне с написанием этого труда – поиском сведений, предоставлением материалов, финансированием издания.
Прежде всего я благодарю жительницу с. Холки, бывшую сотрудницу музея «Холковские пещеры», Харитонову Валентину Сергеевну за предоставленные исторические данные – без Вас не было бы и этой книги.
Особую благодарность хочу выразить директору Государственного Архива Белгородской Области Субботину Павлу Юрьевичу – за предоставленные архивные фото и исследовательские материалы.
Выражаю свою благодарность за предоставленные фото из современной жизни монастыря фотографу с мировым именем Кривцову Павлу Павловичу.
Благодарю также жительницу с. Холки Бычкову Надежду Дмитриевну за предоставленные материалы и воспоминания из современной истории Холковского монастыря.
Также за помощь в работе с историческими материалами хочу поблагодарить бывшую сотрудницу музея «Холковские пещеры» Потапову Елену Сергеевну.
За незаметную, но важную работу – корректировку текста – хочу поблагодарить Бородину Наталью Витальевну, преподавателя русского языка одной из Белгородских школ.
Свою благодарность за помощь в работе с интернет-ресурсами приношу Ермоленко Олесе Александровне, жительнице г. Строитель.
Я выражаю огромную благодарность всем тем людям, кто внёс свою лепту в издание этой книги (а это зачастую делали, помимо друзей, даже малознакомые и совсем незнакомые люди), и прежде всего жителя г. Валуйки Шевченко Александра Михайловича, внёсшего основной финансовый вклад.
Ну и, конечно же, я хочу поблагодарить Господа нашего Иисуса Христа, давшего мне силы написать этот труд во славу Его Православной Церкви (а прежде всего всех тех подвижников-черноризцев, трудами, молитвами и подвигами коих стоит наша Русь) и вытерпеть искушения, связанные с изданием книги.

В сумраке храма мерцают лампады,
Тихо горят огоньки трёх свечей.
В Царстве Святых ожидает награда
Тех, кто в ночи не смыкает очей,

Тех, кто в ночи преклоняет колени,
Кто на молитве в ночной час стоит,
С плачем о нас совершая моленье,
К Богу чьё сердце любовью горит.

Свято-Троицкий Холковский монастырь, 2015 г.
***

Местное предание донесло нам о крепости на соседнем с монастырём холме, участвовавшей в обороне Холковского монастыря от периодически нападавших на малозаселённые и слабообороняемые окраины России кочевников. В одной из статей в Курских епархиальных ведомостях за 1899 год местный священник Иаков Тимофеев пишет об этом так:
«Горный кряж, идущий по правому берегу реки Оскола, достигает у сл. Холка наибольшей высоты и образует, между прочим, один высокий отрог с хорошо сохранившимися, в виде искусственных рвов, следами бывшаго на нем сторожевого укрепления. Возведение таковых первее всего в виде окопа всей окружности вершинной площади, и особенно западной (ровной) ея стороны, глубоким рвом, согласно местному преданию, должно отнести ко времени сооружения в царствование Алексея Михайловича целой цепи укреплений в пустынной местности между реками Осколом и Корочею, носившей название «Дикаго Поля». Как такая, местность, эта составляла продолжение «Изюмской Сакми» – излюбленнаго Крымскими татарами тракта при частых погромах порубежных владений Московскаго царства. Можно полагать, что окончательный вид почти неприступнаго крепостного оплота Холковское сторожевое укрепление получило одновременно с основанием и устройством города Яблонова и насыпкой от него к городу Короче и селу Лозному земляного вала.
К счастью, недостаток документальных данных счастливо восполняется следующим вещественным свидетельством, имеющим цену безпорнаго факта. Лет сорок назад (т. е. в 1860-х гг.), с восточной стороны бывшаго сторожеваго укрепления по линии наибольшаго отвеса ея, образовался широкий и глубокий обвал. Бурные потоки весенних вод и летних сильных дождей, продолжая эту разрушительную работу, вымывали много человеческих костей, принадлежавших, очевидно, нападавшим и защищавшимся.» [6].
Однако же, археологические раскопки, проводившиеся на месте этой крепости в 1983 профессором Института Археологии РАН Афанасьевым Г. Е. и в 1985 – 1987 гг. славянским отрядом экспедиции Воронежского Государственного университета под управлением Винникова А. З., датировали её появление гораздо раньше – около Х-ХI вв. В результате раскопок было обнаружено 7 жилых и 2 хозяйственных постройки, а также 6 погребений. Также были обнаружены различные предметы, говорящие об образе жизни воинов, населявших крепость: снаряжение всадника и конские удила, наконечник стрелы, ножи, инструменты для обработки дерева, рыболовные снасти, керамическая посуда, бронзовые и стеклянные украшения. Как полагают исследователи, крепость использовалась как опорный пункт русскими князьями в борьбе с половцами [7].
По версии доктора исторических наук С. А. Плетнёвой, Холковская крепость послужила местом легендарного события, описанного в «Слове о полку Игореве» – встречи братьев-князей Игоря Святославича, князя Новгород-Северского, и Всеволода Святославича, князя Черниговского, перед битвой с половцами в 1185 г.
«Выйдя в поход, Игорь, по свидетельству летописца, «идяху тихо, сбираюче дружину свою». К Донцу он дошел только 1 мая, и здесь его застало солнечное затмение. После затмения Игорь «перебреде Донец и тако прииде ко Осколу и жде два дни брата своего Всеволода», который шел к Осколу другим путем – из Курска. Нам кажется вполне правомерным предположение, что князья Игорь и Всеволод, условившись встретиться на Осколе, имели в виду какой-то определенный населенный пограничный пункт. Этим пунктом могла быть на Осколе единственная русская крепость – Холок.» [8].
Вновь крепость была исследована в 1998-2000 гг. археологами А. З. Винниковым и Е. Ю. Кудрявцевой. Их работы на данном городище позволили установить, что первые поселенцы здесь жили в VI-III веках до Рождества Христова и были оседлой частью скифского народа.
Следующий период заселённости этого места – XI-XIV вв., древнерусская крепость, находившаяся на территории проживания потомков алано-болгар (так называемой салтово-маяцкой археологической культуры). Тем не менее, другие древнерусские поселения поблизости пока не обнаружены. Учёные склонны считать, что крепость была неким наблюдательным военным пунктом на границе с соседями-кочевниками.
Ссылаясь на Ярлык Крымского хана Менгли-Гирея великому князю Литовскому Сигизмунду, профессор истории Воронежского Государственного Университета В. П. Загоровский выдвинул предположение касательно исторического названия Холковского городища. Ярлык хана от 1507 года даёт право литовским князьям распоряжаться русскими городами, в числе которых Оскол. В то время ни Старого Оскола (основанного изначально с названием Оскол только в 1593 г.), ни Нового Оскола ещё не существовало. Ещё более раннее упоминание Оскола находится в списке городов за 1450 год младшего брата великого князя Литовского и короля Польского Ягайло князя Свидригайло, бывшего в то время князем Волынским. Вполне вероятно, что крепость на Холковском городище и была тем самым Осколом. Эту же историческую версию поддерживает и профессор археологии того же университета А. З. Винников. [9].

История монастыря в XVI – XVII веках

Покровская церковь и её духовенство

Оставшаяся после закрытия монастыря в 1764 г. Покровская церковь стала приходским храмом с. Холки. Первым её настоятелем стал уроженец села Холки отец Афанасий Чеботарёв, крестьянин по происхождению, обученный грамоте и богослужению монахами. Прослужил о. Афанасий в этой церкви 40 лет, в 1804 г. выйдя на покой и прожив в родном селе ещё 20 лет до самой своей смерти. История сохранила для нас имена и прочих настоятелей Покровской церкви (в скобках указаны годы настоятельства). Это священники Иаков Дмитриевич Орловский (1805 – 1808), Борис Матвеевич Курлов (1809 – 1814), Николай Феодосьевич Феодосьев (1815 – 1817), Иаков Курдюмов (1817 – 1818), Иоанн Яковлевич Курдюмов (1818 – 1836), Александр Павлович Макаревский (1836 – 1859), Порфирий Иванович Беликов (1859 – 1889), Иаков Тимофеев (1889 – 1906), Александр Белявский (1906 – 1909), Вячеслав Александрович Васильчиков (1909 – 1915). Биография некоторых из этих священников достойна нашего внимания.
Начиная с конца XVII в., в духовных заведениях Российской империи существовала традиция – присваивать выпускникам новые «благозвучные» фамилии взамен существующих. Отчасти эта практика была связана с тем, что многие из духовенства, происходившие из крестьян, могли иметь фамилии неблагозвучные или вообще не иметь фамилий. Порой даже родным братьям фамилии давались разные. Одним из носителей такой фамилии был отец Николай Феодосьев, получивший её по окончании духовной школы. Из архивных документов известно, что фамилия его при рождении была Попов.
Интересна и судьба отца Порфирия Беликова. Сын священника, только он один из четырёх сыновей своего отца пошёл в белое духовенство, так как три его брата: настоятель Рыльского Николаевского монастыря архимандрит Иаков, ризничий дальних пещер Киево-Печерской лавры иеромонах Ефрем и настоятель Белогорской Николаевской пустыни (в настоящее время – Свято-Никольский Горнальский мужской монастырь в Курской обл.) архимандрит Агапит – с молодых лет посвятили себя иноческому служению. Но и отцу Порфирию служить довелось всё же на месте, где прежде располагался монастырь, и молиться перед древними монастырскими святынями.
Его зять, отец Иаков Тимофеев, по праву может считаться первым холковским историком-краеведом. Именно его перу принадлежат первые публикации в «Курских Епархиальных ведомостях» об истории пещер, монастыря, прихода и села. Ему же принадлежит заслуга образования в селе церковно-приходской школы в 1895 г. [18]. В 1909 г. священник Иаков Тимофеев, служивший к тому времени настоятелем ныне утраченной Владимирской церкви г. Белгорода, был участником «Следственной комиссии по обследованию чудес, явленных по молитвенному предстательству пред Богом Святителя Иоасафа (Горленко) [19].

Но самой большой святыней Покровского прихода с. Холки, несомненно, оставались монастырские пещеры. К сожалению, о самих пещерах до нас не дошло никаких документальных сведений. Вполне возможно, что они создавались монахами как укрытие от нападений врагов и не были постоянно обитаемы. В пользу этой версии говорят нам факты существования поблизости крепости и возникновения засечной черты городов-крепостей, появившихся почти на два (Короча, Яблонов), а то и три (Царев Алексеев) десятилетия позже Холковского монастыря. Также до наших дней сохранились пещеры Таволжанной во имя Зосимы и Савватия Соловецких мужской пустыни (недалеко от с. Шмарное Старооскольского района) [24] и руины пещер Карповского Покровского Соловецкого мужского монастыря (недалеко от с. Ниновка Новооскольского района), существовавших приблизительно в то же время, что и Холковский монастырь.
Однако некоторые исследователи-археологи склонны предполагать, что эти пещерные комплексы монастырей могли возникнуть намного ранее, примерно вVII – IX вв., во времена существования в этих краях Готской митрополии (упразднена в XIV в.), управляемой из Константинополя – столицы Византии. Вот как видится, по одной из версий, история этой пещерной обители:
«Вначале под холмом была вырыта пещера, построенная по типу «анахоретских галерей-келий», схожих с более поздними киевскими, но возникших не позднее VII в. Неподалеку от пещеры в эпоху расселения алано-болгарских племен по территории Хазарского каганата, в конце VII–IX вв., расположилось селище салтовской культуры. Видимо, во время функционирования жилого поселка из кельи основателя пещерного скита высекается храм, где лежанка инока-основателя становится престолом, а планиметрия подземной Холковской церкви с колоннами-останцами строится по образцу прямоугольно спланированных ближневосточных пещерных святынь типа «Гробниц Синедры». (Гробницы Синедра или Могилы Судей – это катакомбы в Израиле, вырытые в скале в 3 ряда. Большинство принадлежат к 6 веку нашей эры. По легенде здесь похоронен пророк Самуил и 71 член Синедра в эпоху Храма. Синедр, или иначе синедрион, – это был высший политический и церковный орган, который выполнял функции Верховного суда в то время). Время постройки Холковского пещерного храма относится к периоду не позднее VIII в., поскольку престол древнего типа (примыкающий к стене) дополняла вырубленная обводная галерея для кругового обхода престола (как в современных ему византийских храмах): по всей видимости, наиболее поздним подобным канонически-планировочным элементом служит галерея для кругового обхода престола, устроенная под синтроном (в совр. терминологии – Горнее место алтаря) Мирликийской базилики свт. Николая в турецком г. Демре (Мирах Ликийских).
В эту эпоху прототипом Холковской пещерной церкви могла быть еще функционировавшая тогда подземная церковь в Херсонесе, переоборудованная из склепа у башни Зинона и построенная, как следует из её планиметрии, по образцу «Гробниц Синедры».
Непосредственно после середины IX в. в связи с миссией Константина Философа, когда количество подземных обителей Подонья увеличивается, Холковская пещера превращается в скит из нескольких (не менее пяти) подземножителей, ведущих службы в пещерном храме. После разгрома центрального правительства Хазарского каганата Святославом Киевским в 965 (969) г. происходит перегруппировка населения, и над пещерным комплексом Холковского скита возникает наземное укрепление, служащее погостом пещерного храма, а пещерный скит превращается в монастырь, имеющий наземные службы. Возможно, это произошло уже после исторической акции Крещения Руси при св. Владимире (988 г.), когда христианское население Подонья попадает под власть Киевского митрополита, будучи под непосредственным управлением Черниговской архиерейской кафедры (с 992 г.), а Холковская Троицкая обитель становится форпостом Черниговской епархии и Черниговского княжества на восточных рубежах Руси XI–XII вв. Монастырь существовал до так называемого «запустения», после XIV в., точное время наступления которого по материалам Холков уточнить не удается.» [25].
И, хотя, судя по стилю изложения, статья написана явно невоцерковлённым автором, вышеизложенной версии происхождения монастыря на Холковском городище всё же отрицать не стоит.
Первое документальное описание Холковских пещер было опубликовано в 1868 г. в справочном издании «Списки населенных мест Российской Империи. Курская губерния», сведения в котором были собраны за 1862 год (текст набран современным шрифтом с сохранением оригинальной орфографии и пунктуации):
«Меловыя толщи встречаются местами весьма значительнаго и прочнаго наслоения, а при берегах рек, как замечено выше, являются скалистыми и нередко живописными горами, особенно в уездах Белгородском, Корочанском и Суджанском. В уезде Новооскольском при селе Холки, в подобной береговой скале ископаны довольно обширныя пещеры, в которых еще в прошедшем столетии помещались кельи и церковь упраздненнаго Спасопреображенскаго монастыря. Эти пещеры образуют весьма просторный коридор, длиною около 40 сажень: по бокам коридора выделано 12 келий, а в конце его довольно обширная и высокая церковь, своды которой поддерживаются изсеченным из мела столбом, а вокруг ея сделан ход» [26].
Несмотря на закрытие монастыря в 1764 г., долгое время над входом в пещеры стояла деревянная часовня. В ней хранились обветшавшие от давности иконы, некогда стоявшие в подземном храме. Между часовней и самими пещерами был устроен кирпичный свод длиною ок.4 м., защищавший вход в пещеры от обвалов. Покровскую церковь с. Холки и монастырские пещеры посетили следующие епископы с титулом Курский и Белгородский: в 1864 г. – Сергий (Ляпидевский), а в 1882 г. – Ефрем (Рязанов).
Вот как описывает в конце XIX в. монастырские пещеры отец Иаков Тимофеев (печатается с сокращениями; орфография и пунктуация приведены в соответствие с современными нормами, курсивом даны примечания автора).
«Небольшая дверь ведёт в пещеры и, как только вступишь в них, невольно чувство безотчётного страха овладевает тобою. Точно входишь в какие-то заповедные могилы, где сотни мертвецов укоризненно смотрят на вас за то, что пытаетесь нарушить их безмолвный покой. Ширина пещерного хода на всём протяжении не превышает 1 ; аршина (ок. 1м), так что вообще два человека не могут разойтись при встрече, а высота не более 3 – 3 с половиною аршин (ок. 2 – 2,5 м) за исключением церкви, где она достигает, по крайней мере, 2 с половиною сажень (ок. 5,5 м). На протяжении 6 сажен от входа (ок. 13 м), при общей полтора аршина (ок. 1 м) ширине, в прямолинейном направлении идут одни стены, не имея в себе никаких углублений. Стены – ровные, ни в стенах, ни в потолке-своде нет грубой высечки и шероховатостей. Затем по правую сторону пещерного хода высечено углубление в стене длиною и вышиною по одному сажню (сажень = 2,16 м), шириною 2 аршина (ок. 1,5 м). В него ведёт узкий проход при высоте равной полутора аршинам (ок. 1 м), так что при входе приходится сгибаться. Почти диагонально ему находится другое углубление с почти таким же по ширине и высоте проходом. В том и другом углублениях во всю длину их оставлены в задней стене недосечёнными донизу места, очень похожие на обыкновенные нары или лавки. Затем на протяжении 1 сажня и 1 аршина (ок. 3 м) от последней кельи (здесь отцом Иаковом описаны первые две кельи, находившиеся друг напротив друга и разрушенные в ХХ в.) пещерный ход представляет заметное уклонение в правую сторону и, поворачивая несколько влево, образует подобие тупого угла. Как раз на месте образования угла начато было ископание третьей, подобно двум первым по размеру и форме кельи, но почему-то приостановлено. Отсюда на расстоянии 9 сажен (ок. 19,5 м), представляющих прямую линию с едва заметным уклонением вправо, идёт под прямым углом в правую сторону ход к так называемому гробу т. е. углублению в стене, сделанному по подобию гроба Господня и бывшему местом полнаго и окончательнаго затвора.
На расстоянии 3с половиною сажен (ок. 7,5 м) от поворота с левой стороны этого нового хода находится ещё одна келья вышиною 3 с половиною аршина (ок. 2,5 м) с такими же, как в первых двух кельях, нарами. На расстоянии 3 сажен 1 аршина (ок. 7,2 м) от этой последней кельи выкопана ещё одна, тождественная по форме, но немногим меньше её по размеру, четвёртая келья. Немного наискось от неё – сам гроб – углубление внутри стены глубиною 1 аршин 12 вершков (ок. 1,3 м), шириною полтора аршина (ок. 1 м) и длиною 3 аршина (ок. 2,1 м). В него на высоте 2 аршин (ок. 1,5 м) вырублен вход, или, точнее, лаз. С правой стороны этого лаза сделано небольшое треугольное углубление, вероятно, для помещения подававшейся время от времени затворнику просфоры. Если в четырёх, только что описанных, кельях жизнь представляла собой чисто могильные условия, то последний и окончательный затвор в этом, и по виду своему, гробе был высшим подвигом, дальше которого на пути усмирения своей грешной плоти идти невозможно.
(Хотя автор этой дореволюционной статьи и пишет о келье затворника, я попробую здесь с ним не согласиться. Побывав во многих пещерных монастырских комплексах, мною было замечено, что во всех жилых кельях, независимо от того жили там в полном затворе или временном, существовали лежанки и двери. По всей видимости, упомянутое священником Иаковом Тимофеевым помещение могло использоваться предположительно для погребения усопших (практика погребения усопших иноков в пещерах довольно распространена, как пример – пещеры Киево-Печерской лавры, Зверинецкой обители Киева, Псково-Печерского монастыря и пр.). Также, вероятно, это помещение могло использоваться в хозяйственных нуждах, например, как погреб. Но поскольку никаких достоверных исторических документов, подтверждающих основание пещер и использование их монахами нет, все эти версии остаются всего лишь исторической загадкой).
Теперь перейдём к описанию пещерного хода, ведущего в церковь. Продолжением его от поворота под прямым углом к гробу служит ломаная девятисаженная линия (ок. 19,5 м). В конце её идёт ход в трапезную, имеющую два отделения: первое – длиною и шириною по 4 аршина (ок. 2,9 м) и вышиною 3 аршина (ок. 2,2 м), и второе – длиною 2 аршина 12 вершков (ок. 2 м), шириною 4 аршина (ок. 2,9 м) и вышиною 2 с половиною аршина (1,8 м). Вокруг трёх стен второго отделения оставлены недосечёнными на аршин (72 см) донизу места для сидения. В настоящее время в обоих отделениях нет столов, хотя по оставшимся на полу признакам можно полагать, что они существовали и, несомненно, подобно сиденьям, были высечены из мела. Диагонально входу в первое отделение трапезной, на пространстве 4 с половиною аршин (ок. 3,2 м), идёт ход в церковь [27].
Церковь имеет два отделения: алтарь и среднюю церковь, по тесноте места почти равную алтарю. Восемь квадратных – по поларшина (ок. 40 см) в каждой стороне, вышиною по 2 с половиною сажня (ок. 5 м), высеченных из мела, столбов: четыре в иконостасной стене и четыре таких же в алтаре за престолом – представляют устои для поддержания сводчатого куполообразного потолка, и с тем вместе над престолом образуют подобие балдахина, служа в то же время и местом для устройства иконостаса. Первые четыре столба по два в ряд образуют три промежутка: для царских, северных и южных дверей. Всего церковь с алтарём и притвором занимает 5 с половиною сажен (ок. 12 м) длины и 4 с тремя четвертями сажня (ок. 10 м) ширины. Престол высечен из мела, и на него надет (теперь без крыши) деревянный стол с полусгнившими ножками. Немного наискось от престола в стене высечено в виде полукруга место для жертвенника, а немного далее – помещение для разведения угольев и нагревания теплоты.
Вокруг церкви идёт так называемый крестный ход, служа вначале продолжением задней церковной стены (в правой части церкви) и оканчиваясь напротив хода между трапезною и церковью. Он представляет собою неправильный неравносторонний пятиугольник, причём пятую его сторону составляет ход от трапезной в церковь и её задняя сторона. В конце третьей стороны предполагался ещё ход: выкопано всего 5 аршин (ок. 3,6 м). Вероятнее всего, что здесь предполагалось другое помещение для полного затвора. Назначение крестного хода понятно само собою: в дни светлого праздника Пасхи и в другие, положенные по уставу, времена по нему совершалось обхождение вокруг церкви.
Таков почти во всех подробностях внешний и внутренний вид пещер. Как на последнюю подробность можно указать ещё разве на то, что стены их, в особенности в церкви и трапезной, испещрены множеством надписей, сделанных посетителями. Из всех таких надписей только одна, во втором отделении трапезной, по глубоко высеченным в стене полууставным буквам носит характер древнего происхождения» [28].
В этих двух описаниях пещер, между которыми проходит временной промежуток длиною ок. 30 лет, имеются разночтения. В первом описании из «Списков населенных мест» мы узнаём о двенадцати кельях и церкви, поддерживаемой столбом. Во втором описании авторства приходского холковского священника Иакова Тимофеева мы узнаём, что келий в пещерах вдвое меньше, да и столб, поддерживающий церковь, вовсе не один, а таковых имеется целых восемь. Что это – опечатка, ошибочные сведения или намеренное, со временем, сокрытие части пещерного комплекса? Пока что это разночтение в публикациях XIX века остаётся исторической загадкой.

Целительная вода из пещер

Одна из статей журнала «Русский Архив», выпущенного в 1885 г., повествует нам об интереснейшем событии, касающемся этих пещер.
«На правом гористом берегу реки Оскол, в живописной местности Новооскольского уезда, расположено небольшое село Холки с маленькою приходскою церковью, вблизи которой находятся пещеры, наподобие Киевских, но только не столь обширные; они довольно хорошо сохранились в меловом грунте.
В этом же Новооскольском уезде в конце 30-х и в начале 40-х годов проживал князь Андрей Борисович Голицын, человек очень набожный, он был мистик и любил всё святое и святые места. Ему почему-то представилось, что Холковские пещеры непременно были устроены святыми отцами, и он стал посещать их, поставил там образа и усердно молился в них Богу. Простой народ также последовал примеру князя. В пещерах пелись молебны, что было на руку местному причту, так как приход был бедный. Между прочим, князь с таинственностью сообщал своим знакомым о каких-то виденных им снах и откровениях насчёт этих пещер. Однажды, в один из своих приездов в с. Холки, князь привёз с собой большую бутыль, наполнил её водою из тут же протекающей реки Оскол, поставил её в пещере и изрёк: «По вере моей превратится вода эта в вино, которое будет исцелять больных и страждущих!».
Пещеры всегда запирались, и ключ от них хранился у священника. Но сотворилось чудо: вода стала пахнуть вином, то есть, по мнению верующих, стала превращаться в вино. Главное же чудо состояло в том, что воды из бутылки не убавлялось, хотя всем было известно, что эту жидкость давали многим больным (разумеется, за известную плату).
И повалил к пещерам народ не только из окрестностей, но и из отдалённых мест. Слух о чудесной воде, превращающейся в вино, быстро рос, вода раскупалась, а бутыль всё была полна. Дошёл слух о бутыли и до Курского преосвященного Илиодора, который, объезжая свою паству, заехал в село Холки и встретился там с князем Андреем Борисовичем. Но хотя он и был приятельски знаком с ним, однако бутыль из пещеры с целительной водой приказал вынести. Это, впрочем, не помешало верующим и болящим приходить в село Холки, где ещё долго после того от церковно-служителей можно было получить целительную воду, всегда пахнущую вином. Когда же у князя Андрея Борисовича спрашивали о бутыли, то он отвечал, что если бы преосвященный Илиодор оставил бутыль в пещерах, вода, наверное, приобрела бы ещё более чудодейственную силу. Говоря это, князь, видимо, убеждён был в истине своих слов» [29].

Пещерокопатель Никита Бычков

Отец Вячеслав Васильчиков

В брошюре «Холковские пещеры» известного белгородского краеведа А. Н. Крупенкова, изданной в 1991 году, описывается удивительное событие, годы которого не указаны и которое, однако же, вызывает сомнения. По воспоминаниям Л. В. Поляничко, дочери священника Вячеслава Васильчикова, служившего в Холках в 1906-1915 гг., произошло следующее:
«Когда В. А. Васильчикова назначили в Холки священником, богослужение велось в верхней, названной тогда Казанской, церкви. О том, что прямо под ней находится ещё одна, никто не подозревал. От прежнего монастыря остался небольшой посёлок, называвшийся в народе Монастырщиной, в котором доживали свой век древние уже монахи или отшельники. От церкви вниз шёл крутой обрыв, на склоне которого проглядывало изображение вырезанного в меловой породе креста. Отца Вячеслава заинтересовал этот крест, и, поехав как-то в Курскую епархию, он узнал, что на этом месте было кладбище схимников, и где-то здесь должен быть подземный монастырь. Тогда он попробовал подрезать меловой склон лопатой и по отзвукам понял, что под ним – пустота. После чего отец Вячеслав решил организовать в этом месте раскопки. Эту мысль поддержал и друживший с ним чернянский врач Б. А. Иваницкий.
Раскопки вели местные крестьяне, в основном молодежь и старики, которые еще что-то помнили из прежних времен, но были и наемные работники из Чернянки, бывшие матросы. Спускаться на веревках с горы было трудно и опасно, но они были хорошие верхолазы. Наконец, их взору предстал квадратной формы аналой, покрытый проржавевшим железом. Это была монастырская молельня. На двух столбах рядом были написаны образа, а на меловых стенах и потолке постепенно открывались буквы древней славянской вязи.
Работы длились около полутора лет. За это время открыли нижний вход, у которого находились монашеские кельи, а верхний засыпали. На стенах вырубили из мела кресты, молельню соединили с верхней церковью металлической трубой, чтобы богослужение можно было слушать в обеих церквях одновременно. У входа в пещеры построили часовенку с пятью крестами: один повыше, а остальные образовывали как бы венец. Наконец приехали священнослужители из Курской епархии, и нижнюю церковь освятили. Это было большое событие.
Раскопки пещеры и строительство часовни производились на народные деньги. Немалую сумму на это благотворительное дело пожертвовали княгиня Касаткина-Ростовская и благочинный Дикарев. Простые люди, проживающие в Холках, несмотря на свою крайнюю бедность и нужду, тоже старались помочь, кто чем мог: кто деньгами, кто хлебом, кто другим товаром. Не остались в стороне от важного дела и жители близлежащих сел» [31].
Если касательно личностей упомянутой княгини (урожд. Надежда Карловна Монтрезор, супруга Николая Федоровича Касаткина-Ростовского, принимавшая активное участие в жизни края; усадьба Касаткиных-Ростовских находилась в Чернянке), благочинного Дикарева или врача Иваницкого и их деятельности как благотворителей сомнений не возникает, то само событие раскопок пещер вызывает и удивление, и сомнение.
Во-первых, церковь в Холках называлась не Казанской, а Покровской. Но это можно объяснить обычным несовершенством человеческой памяти или ошибкой.
Во-вторых, если верить воспоминаниям жителей села Холки, Покровская церковь находилась на том же месте, где сейчас находится храм Донской иконы Божьей Матери. Пещерная же церковь географически расположена западнее этого храма на 20 метров, и соединить эти две церкви трубой физически невозможно. Но, как любопытный факт, следует упомянуть, что под колокольней Донского храма находится кольцо Никитской пещеры.
В-третьих, на месте так называемой Монастырщины существовала обычная сельская улица, на которой проживали жители Холок. Монахи же там, даже самые древние, жить не могли, т. к. монастырь был закрыт в далёком 1764 г.
В-четвёртых, абсолютно непонятно, зачем нужно было раскапывать пещеры, память о которых среди местного населения хранилась веками, а предшественник отца Вячеслава священник Иаков Тимофеев даже подробно описал их, а также изложил историю монастыря и его святынь. Первая публикация отца Иакова в Курских Епархиальных ведомостях увидела свой свет в 1890-м г., а последняя – в 1903 г.
В-пятых, на потолке и стенах храма, как об этом вспоминает Л. В. Поляничко, не могло быть вырезано никаких икон и древних надписей – пещеры были подробно описаны ещё в 1890 г. священником Иаковом Тимофеевым, который упоминал только о единственной старинной надписи в одной из пещерных келий (см. главу «Возникновение пещер»).
Вполне вероятно, что при отце Вячеславе пещеры были расчищены от копоти и «автографов», оставленных на память случайными посетителями пещер, а также выстроена новая часовня над входом взамен ветхой. Её освящение и освящение пещерного храма также не вызывает исторических сомнений, но, пока что, и не подтверждено документально.

В начале ХХ века, в послереволюционный период, помимо изменения обычного уклада жизни рядовых граждан, в жизнь Православной Церкви на территории бывшей Российской Империи также пришли изменения.
После ареста Советской властью патриарха Тихона весной 1922 года возникло несколько реформистских движений: «Живая Церковь», «Союз церковного возрождения», «Союз общин Древлеапостольской Церкви», «Народ и Церковь» и др. Эти движения, в совокупности получившие в народе название «обновленчество», поначалу привлекли в свои ряды множество образованного духовенства. Помимо епархий Русской Православной Церкви, в стране возникли параллельные «обновленческие» епархии. Одним из ярких деятелей обновленческого движения в Новооскольском уезде стал священник Покровской церкви слободы Холки Иоанн Кушнев, бывший миссионер Орловской епархии.
Однако труды Иоанна Кушнева не принесли ощутимых результатов для распространения идей обновленчества, и духовенство уезда отнеслось к ним равнодушно [32]. Вскоре, в 1925 г., отец Иоанн принял епископский сан с титулом Рыльский, а в в 1927 году – с титулом Курский, возглавив обновленческие епископские кафедры.
Обновленчество полностью самоликвидировалось в 1943 г. Его идеи были чужды народу и духовенству, да и само движение поддерживалось Советской властью с целью внести смуту в жизнь Церкви и тем самым постепенно ликвидировать духовную жизнь русского народа.

В ХХ в. Покровскую церковь постигла та же судьба, что и прочие сельские храмы. Советская власть, стремясь к «просвещению» народных масс, планомерно уничтожала и храмы, и служителей Церкви. Покровская церковь была уничтожена в 1930-х годах, кирпич церкви использовался при постройке спиртзавода в с. Голубино и постройке аэродрома в пос. Чернянка. Прежние древние почитаемые святыни были безвозвратно утеряны. Только Казанскую икону Пресвятой Богородицы местным жителям удалось сохранить, передавая из дома в дом. Последней хранительницей иконы была Пономарёва У. М., принявшая незадолго до своей кончины монашеский постриг с именем Матрона. На месте церковно-приходской школы, в том же здании, до 1978 г. располагалась обычная сельская школа. А монастырские пещеры некоторое время использовались колхозом «Червона Москва» (закрыт в 1956 г.) как обычный подвал для овощей. Вход в пещеры и две первые монашеские кельи были изуродованы во 2-й половине ХХ в. неизвестными варварами.
Известно также, что в годы немецко-фашистской оккупации Чернянского района (июль 1942 – январь 1943 гг.) в Холковских пещерах прятались партизаны. В семье потомков о. Вячеслава Васильчикова сохранилась фотография его вдовы (материалы ГАБО). На обороте этого фото надпись: «Васильчикова (Аношинская) Антонина Сергеевна. Казнена фашистами в Чернянке, скрывала красноармейцев, партизан в Холковских подземельях нижнего храма».
В начале 1970-х гг. исследовать пещерный комплекс бывшего Преображенского монастыря взялись энтузиасты во главе с главным архитектором Чернянского района В. Ф. Евдокимовым и инженером отдела архитектуры В. К. Стофато, планировавшие создать в Холках этнографический музей. Идея, к сожалению, тогда не получила поддержки местных властей. Однако тогда, в 1970-е гг., в с. Холки была обнаружена удивительная находка. Однажды в селе произошёл пожар – загорелся сарай. Когда разбирали пожарище, обнаружили деревянную статую. Она пострадала от огня, но на ней чётко просматривались контуры женской фигуры в свободно ниспадающих одеяниях. Статуя попала к жителям из подземного монастыря. По рассказам старожилов, статуй было две – мужская и женская [33]. К сожалению, в настоящее время достоверно сказать о них невозможно ничего – ни чьи это были статуи, ни где они сейчас находятся. Вполне вероятно, что это были фигуры Пресвятой Богородицы и Апостола Иоанна Богослова, которые традиционно устанавливают возле Распятия.

Возрождение пещер началось стараниями В. Д. Пономарёва, уроженца с. Холки, и ещё нескольких энтузиастов. Ими был выложен кирпичный вход в пещеры, и 14 октября 1990 г. на праздник Покрова Пресвятой Богородицы пещеры были открыты как музей. Перед входом в пещеры в этот день Высокопреосвященный Ювеналий, архиепископ Курский и Белгородский, совершил Божественную литургию. С этого времени началась их постепенная реставрация.
Датой возрождения ныне существующего монастыря можно считать 11 мая 1997 г. В этот день, в Неделю святых жен-мироносиц, епископ Белгородский и Старооскольский Иоанн (Попов) освятил три закладных камня на месте постройки монастырских храмов. В этом же году и началась постройка комплекса ныне существующих монастырских зданий под руководством ныне покойного московского архитектора Андрея Родыгина (17.12.1955 – 11.04.1998; его могила находится вблизи с Донским храмом Холковского монастыря), не дожившего до открытия своего последнего детища. Молитвенной поддержкой для строителей обители стали богослужения, проводимые поочерёдно духовенством Чернянского и Новооскольского районов в пещерном храме по воскресным и праздничным дням.
Монастырь был торжественно открыт 12 декабря 1999 г. В этот день архиепископом Белгородским и Старооскольским Иоанном (Поповым), ставшим теперь настоятелем возрождённого монастыря, освящены храм Донской иконы Божьей Матери и братский корпус. При открытии монастыря были вручены церковные награды людям, внесшим свой неоценимый вклад в возрождение древней святыни. Медалью святого благоверного князя Даниила Московского был награждён глава Чернянского района И. С. Лаптев, ордена святого равноапостольного князя Владимира удостоился майор вневедомственной охраны Чернянского района В. В. Сбитнев. Немного позже, 28 декабря 1999 г., Святейший Синод Русской Православной Церкви официально утвердил открытие Свято-Троицкого Холковского мужского монастыря.
Главным храмом, давшим название монастырю, стал подземный храм, освящённый в честь Святой Троицы. Помимо него, были возведены ещё три храма. Храм в честь Донской иконы Пресвятой Богородицы, охранительницы русских рубежей, был выстроен на месте разрушенного в начале ХХ в. Покровского приходского храма с. Холки. Храм во имя Антония и Феодосия Киево-Печерских, первоначальников русского монашества и основателей первого пещерного монастыря на Руси – знаменитой Киево-Печерской лавры, возведён как надвратный перед входом в пещеры на месте некогда стоявшей на этом месте часовни. Храм в честь равноапостольного крестителя Руси князя Владимира стоит на самом высоком холме рядом с монастырём – по легенде, именно на этом холме произошла встреча братьев-князей Игоря и Всеволода перед походом на половцев, описанная в «Слове о полку Игореве». Этот храм был освящён архиепископом Белгородским и Старооскольским Иоанном и выпускником Белгородской Православной Духовной семинарии епископом Глуховским и Конотопским Иосифом (Украинская Православная Церковь) 12 июня 2011 г. – в день Святой Троицы, престольного праздника монастыря. Братский корпус построен на месте бывшей здесь в прежние времена церковно-приходской школы.

Настоятели новой обители

Первым управляющим внутренней жизнью монастыря в должности благочинного стал иеромонах Стратоник (Свищёв), при котором в монастыре проживало ещё двое послушников. Со временем монашеская жизнь стала налаживаться.В монастырь вернулась её древняя святыня – Казанская икона Пресвятой Богородицы, переданная У. М. Пономарёвой. В 2002 г. эту икону признали непригодной к реставрации и на первоначальный образ наложили новый холст с новым образом. Но уже в 2010 г. новый холст сняли из-за неплотного его прилегания к доске, а в 2012 г. отреставрированная Казанская икона Пресвятой Богородицы была помещена в резной киот и находится ныне в Донском храме монастыря. В 2015 г. был расчищен и облагорожен источник (криница) на месте явления этого древнего почитаемого образа.
За сравнительно недолгую историю современного Холковского монастыря в нём успело смениться несколько наместников:
1.иеромонах Стратоник (Свищёв) (1999 – 2000 гг., в должности благочинного)
2.иеромонах Иоанн (Ивницкий) (2000 г., в должности благочинного)
3.игумен Флавиан (Данильченко) (2000 – 2001 гг., наместник монастыря)
4.игумен Иоасаф (Лебедев) (2001 – 2002 гг., и. о. наместника)
5.иеромонах Никодим (Мирошниченко) (2002 – 2010 гг., в должности благочинного)
6.игумен Софроний (Китаев) (2010 – 2012 гг., наместник)
7.игумен Агафангел (Белых) (2012 г., и. о. наместника, номинально)
8.иеромонах Андрей (Сумин) (2012 – 2013 гг., и. о. наместника)
9.иеромонах Серафим (Богров) (2013 – 2014 гг., и. о. наместника)
10.иеромонах Никодим (Мирошниченко) (с 2014 г. по 2016 г. и. о. наместника; с 2016 г. по наст. время – настоятель монастыря в сане игумена).
При некоторых из этих наместников в монастыре произошли довольно значимые события.
Во время наместничества игумена Иоасафа 10 апреля 2001 г., во вторник Страстной седмицы, монастырю А. Н. Капустиным (Областная Продовольственная Корпорация) и Ю. И. Рудаковым (ЗАО «Кристалл-Бел») был пожертвован набор колоколов для звонницы Донского храма. В этот же день в монастыре был совершён первый монашеский постриг. Трое послушников приняли монашество с именами Антоний (Гергелюк), Феодосий (Шпаков) и Никодим (Коробкин) – в честь святых Антония и Феодосия Киево-Печерских и священномученика Никодима, епископа Белгородского. Также вместе с ними был пострижен в монашество с именем Иов (в честь ветхозаветного праведника Иова Многострадального) уже преклонных лет митрофорный протоиерей Петр Исаев. И освящение колоколов, и монашеский постриг были совершены архиепископом Белгородским и Старооскольским Иоанном.
В июле 2002 г. первым заместителем полномочного представителя Президента РФ в ЦФО А. Ю. Фёдоровым Холковскому монастырю был пожертвован ещё один, 40-пудовый колокол, отлитый уральскими мастерами. Колокольню Владимирского храма украшает стопудовый колокол, отлитый в г. Романове-Борисоглебске в 2002 г. (так гласит надпись на самом колоколе; нынешнее название Романова-Борисоглебска – г. Тутаев Ярославской обл.).
Во время управления монастырём иеромонахом Никодимом (в первый раз, с 2002 по 2010 гг.) произошло также несколько значимых событий в истории монастыря. В Свято-Троицком пещерном (2004 г.) и надвратном в честь Антония и Феодосия Киево-Печерских (2006 г.) храмах были установлены уникальные керамические иконостасы, изготовленные московскими мастерами отцом и сыном Зотовыми. Свой финансовый вклад в это благое дело внёс председатель АПК «Стойленская Нива» Ф. И. Клюка.
Самым богатым украшением православных храмов по праву издавна считаются фрески и иконы. С 2004 по 2008 гг. на народные пожертвования курскими мастерами для Донского храма был создан великолепный резной иконостас с писаными иконами. Также в 2008 г. попечением губернатора Белгородской области Е. С. Савченко бригадой белгородских иконописцев под управлением Александра Работнова были расписаны Донской и Владимирский храмы. Среди росписей Донского храма – сцены из жития благоверного князя Димитрия Иоанновича, с Донской иконой Пресвятой Богородицы вышедшего в поход против монголо-татарского войска Мамая и за одержанную победу прозванного Донским. Также среди росписей храма встречаются лики многих русских князей, святителей и преподобных, а также Белгородских святых. Среди росписей самого маленького монастырского храма, на панелях, изображены «узорчатые полотенца» – украшение стен, распространённое в древнерусских каменных храмах.
Начиная с 2011 г., в Свято-Троицком пещерном храме были начаты реставрационные работы. Его стены и колонны были очищены от неприличных надписей и выровнены, а в притворе храма появилась огромная икона Воскресения Христова, вырезанная в меловой породе на стене пещер. В алтаре храма на горнем месте были вырезана икона Святой Троицы, над жертвенником – Распятие. Восстановительные работы в пещерном храме были начаты при игумене Софроние, ставшем в 2012 г. епископом Губкинским и Грайворонским. При нём же пещерный храм был расширен – появилась ещё одна пара колонн и дополнительное пространство для молящихся в западной части храма.
Иконы на стенах пещерного храма вырезаются и в настоящее время. Белгородским мастером С. Н. Золотарёвым с 2012 по 2015 г. вырезаны на меловых стенах также Распятие Христово с предстоящими Богородицею и Иоанном Богословом, иконы Рождества Христова, Успения Пресвятой Богородицы, икона Богородицы «Знамение», иконы святых Антония и Феодосия Киево-Печерских, Николая Чудотворца, Сергия Радонежского, Серафима Саровского, Георгия Победоносца. Последней рельефной иконой (работа другого мастера), появившейся в 2020 году, стал ростовой образ святителя Тихона Задонского на западной стене храма.
Во время работ по вырезанию меловых рельефных образов Распятия Христова и Николая Чудотворца в пещерах были обнаружены в толще меловых стен две прекрасно сохранившиеся раковины двустворчатых морских моллюсков диаметром около 40 см. Эта находка лишний раз подтверждает версию геологов, что в древности территория современной Белгородчины являлась дном мирового океана.
Резные меловые иконы на стенах пещерного храма служат также окном в духовный мир для тех людей, которые потеряли зрение. В пещерном храме они имеют возможность прикоснуться к удивительным резным образам, «увидеть» их на ощупь. Первая из таких экскурсий была организована Холковским монастырём совместно с Белгородской государственной специальной библиотекой для слепых им. В. Я. Ерошенко в июле 2015 г. [34].

Рассказывая обо всех этих событиях, невозможно не упомянуть и о важнейших событиях в духовной жизни обители.
В сентябре 2004 г. в Холковский монастырь были привезены для молитвенного поклонения монашествующих, прихожан и паломников мощи святителя Иоасафа Белгородского. Нам неизвестно, посещал ли при жизни святитель Иоасаф Холковский монастырь. Но интересен тот факт, что с октября 2013 г. по март 2016 г. в монастыре нёс свой молитвенный подвиг известный на Белгородчине поэт протоиерей Игорь Кобелев, переложивший на современный литературный язык поэму святителя Иоасафа «Брань честных семи добродетелей с семью грехами смертными».
Спустя почти десятилетие, 20 сентября 2013 г. монастырь посетила святыня, происходящая из Курской губернии, а ныне являющаяся главной святыней Русской Православной Церкви Заграницей – икона Пресвятой Богородицы Курская-Коренная. Чудотворный образ сопровождали митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн и архиепископ Берлинско-Германский и Великобританский Марк (РПЦЗ). До 1919 г. эта чудотворная икона находилась в Знаменском мужском монастыре г. Курска, а с 1957 г. её постоянным местом пребывания стал Знаменский собор Архиерейского Синода РПЦЗ в Нью-Йорке.
Ещё спустя год, 2 августа 2014 года, глава Белгородской митрополии Высокопреосвященный Иоанн передал в дар обители икону преподобного Сергия Радонежского с частицей его святых мощей. Икона была написана в год 700-летия со дня рождения святого в иконописной мастерской Троице-Сергиевой лавры на средства братьев Владимира и Сергея Сбитневых, уроженцев пос. Чернянка.
Несмотря на многие искушения в духовной жизни монахов, в монастыре ежедневно возносятся молитвы. Основная часть богослужений проходит в Донском храме обители. Перед древней Казанской иконой Пресвятой Богородицы каждое воскресенье во время молебна читается акафист. Регулярно совершаются богослужения и в пещерном Свято-Троицком храме. Каждую субботу, в день, установленный Церковью для поминовения усопших, в древнем пещерном храме служатся литургия и панихида, на которых поминаются прежде почившие священнослужители, монахи и все православные христиане.
Традиционно в день праздника Пятидесятницы (день Святой Троицы) – престольный праздник Холковского монастыря – торжественную литургию на площади перед пещерами совершает митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн в сослужении монастырского духовенства. Службы, возглавляемые митрополитом Иоанном, по традиции совершаются в пещерном храме в первую субботу Великого поста, а также в день памяти Донской иконы Божьей Матери (1 сентября) – в Донском храме обители.
В настоящее время Свято-Троицкий Холковский монастырь является довольно знаменитым местом паломничества верующих не только из Белгородской области, но и со всей России и из-за границы. В среднем, по статистическим подсчётам, ежегодно монастырь посещают около 30 тысяч человек. Благодаря вместительной трапезной и имеющемуся паломническому корпусу, монастырь имеет возможность принимать останавливающихся на ночлег паломников как мужского, так и женского пола. Число монастырской братии невелико. Некоторые из иеромонахов несут своё послушание в миссионерских поездках в отдалённых епархиях России. Некоторые же из послушаний в монастыре несут его прихожане – так, например, звонарём является Ирина Колодина, окончившая курсы звонарей при Московской школе церковного звона. Её же детищем является детская воскресная школа в с. Ездочное.

Здесь написаны имена всех покойных настоятелей, монахов и благодетелей монастыря, священнослужителей Покровского прихода и всех, чьи имена тесно связаны с историей обители.
иеромонах Геласий – первый настоятель обители

настоятели в XVII веке:
игумен Ефрем
игумен Варсонофий
архимандрит Геннадий
игумен Феодосий (Андреев) – бывший духовник мятежника Степана Разина
монашествующие в XVII веке:
иеромонах Давид
монах Иов
монах Евфимий,
монах Исаак
монах Гавриил
монах Антоний
монах Пафнутий
монах Савватий
монах Нафанаил

благотворители в XVII веке:
царь Алексей Михайлович – подарил в монастырь икону своего небесного покровителя: святого Алексия человека Божьего; этот, утерянный в наше время, образ был одной из святынь монастыря.
Иван Ржевский – воевода, ответственный за охрану монастыря от татарских набегов.
Никита Чахов – стрелец, чей двор, после смерти хозяина, стал принадлежать монастырю на случай осадного времени.

настоятели в XVIII веке:
игумен Иоанн (Лазовской)
игумен Феофил (Туранский)
игумен Паисий
игумен Вениамин (Расновский)
игумен Иоанн
игумен Феофан
игумен Иларион – последний настоятель монастыря; после закрытия обители был определён в штат Свято-Троицкого мужского монастыря г. Белгорода.
монашествующие в XVIII веке:
иеромонах Савватий – составитель большого монастырского синодика, не сохранившегося до наших дней.

духовенство Покровской церкви:
священник Афанасий Чеботарёв – первый настоятель, уроженец с. Холки
священник Иаков Орловский
священник Борис Курлов
священник Николай Феодосьев
священник Иаков Курдюмов
священник Иоанн Курдюмов
священник Александр Макаревский
священник Порфирий Беликов
священник Иаков Тимофеев
священник Александр Белявский
священник Вячеслав Васильчиков

жители села Холки:
Никита Бычков – пещерокопатель
монахиня Матрона (Пономарёва) – последняя хранительница древней Казанской иконы в ХХ веке до восстановления в селе монастыря.
монашествующие в XX веке:
иеродиакон Серафим (Коробкин) – один из трёх первых постриженных монахов возрождённого монастыря
монах Феодосий (Шпаков) – один из трёх первых постриженных монахов возрождённого монастыря
монах Нестор (Наранов)

благотворители в XX веке:
Андрей Родыгин – архитектор монастырского храмового комплекса

Сириец Ефрем, покаянья учитель,
Оставил нам в память молитву сию:
«О Господи Боже и жизни Властитель,
Избави от праздности душу мою;

Избавь от унынья и к власти стремленья,
И дай мне терпенья, смиренья, любви,
И дай целомудрия; дай прегрешенья
Увидеть во дни здешней жизни свои;

И, Царь мой и Бог, подари мне уменье,
Чтоб мне никогда никого не судить;
Тебе славословья мои и хваленья
Уста мои будут вовек говорить».

***
Смотри – клубится фимиам
В лучах полуденного солнца,
Собою наполняя храм;
Струится солнца свет в оконцах.

Смотри – как будто горний мир
В наш дольний, грешный мир спустился;
Как будто сонм небесных сил
Здесь в фимиаме воплотился.

Смотри – чтоб таинству внимать,
Открой душевны слух и зренье.
Ты сможешь сердцем услыхать
Небесных сил святое пенье.

Свято-Троицкий Холковский монастырь, 2016 г.
***

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *