хор сретенского монастыря официальный сайт мужской концерты

Лучшие хоры мира

хор сретенского монастыря официальный сайт мужской концерты

20 января 2022
Хор мальчиков Домского собора (Рига)
Художественный руководитель – Мартиньш Клишанс

13 марта 2022
Хор мальчиков монастыря Эскориал (Испания)
Художественный руководитель – Хосе Мария Абад
Педро Альберто Санчес, орган
Юлия Кажарская, фортепиано

хор сретенского монастыря официальный сайт мужской концерты

10 октября 2021
Хор Валаамского монастыря
Древние валаамские и византийские напевы, шедевры русской духовной музыки романсы и песни на стихи С. Есенина

19 декабря 2021
Хор «Ибери» (Грузия)
Византийский мужской хор Святого Ефрема (Венгрия)
Духовная музыка, рождественские песни и др.

21 января 2022
Хор Московского Сретенского монастыря
Регент – Никон Жила

3 марта 2022
Мужской хор «Оптина Пустынь»
Подворья Свято-Введенского мужского монастыря Оптина Пустынь в Санкт-Петербурге
Художественный руководитель и дирижер – Александр Семенов

Источник

Народный хор Сретенского ставропигиального мужского монастыря

сайт нашего хора

хор сретенского монастыря официальный сайт мужской концерты

О хоре

НАРОДНЫЙ ХОР НАУЧИЛ МЕНЯ ТЕРПЕНИЮ

Насельник обители иеродиакон Серафим (Чернышук) рассказал об истории создания народного хора Сретенского монастыря, интересных и сложных нюансах работы с непрофессиональными певчими и своем становлении как регента.

хор сретенского монастыря официальный сайт мужской концерты

Как появился народный хор

Идея создания народного хора возникла еще в 90-е годы. В феврале 1994 года, на Сретение, открылось подворье Псково-Печерского монастыря, которое, спустя несколько лет, было преобразовано в Московский Сретенский ставропигиальный мужской монастырь. С первых дней службы в обители шли ежедневно, и остро встал вопрос с певчими. Тогда наместнику монастыря архимандриту Ти­хону (Шевкунову) пришла в голову мысль создать хор из прихожан и сотрудников монастыря. Первый регент народного хора, Николай, самоотверженно работал с хором в течение почти десяти лет. Они довольно быстро освоили обиходные песнопения Литургии и стали петь несколько служб в неделю. Изредка я приходил попеть с ними, а иногда и заменял внезапно заболевшего или по иным причинам отсутствующего регента.

Спустя время случилось так, что Николай больше не мог нести свое послушание регента народного хора — он с семьей переезжал в другой город. Внезапно осиротевший хор несколько месяцев пел без постоянного регента. Певчие стали покидать хор, отчего пение на службах становилось всё менее слаженным. Уже встал вопрос о роспуске хора. Активная часть певчих пошла к наместнику с по­клоном и попросила сделать меня их регентом. Так, по ходатайству певчих, с осени 2005 года я стал регентом народного хора.

Не скажу, что благословение наместника было простым для меня. Я его принял как послушание, а послушание не выбирают. Музыкального образования у меня не было, но небольшой регентский опыт имелся. До монастыря я два года учился в церковно-певческой школе при Антиохийском подворье в Москве, а с первых своих дней в монастыре я нес послушание на клиросе и был регентом братского хора.

Наши первые службы

Первое, что мы сделали, так это повесили объявление в храме о наборе всех желающих в народный хор. На первую репетицию пришло человек пятьдесят. Честно скажу, я немного испугался, так как не очень хорошо себе представлял с чего начать и как строить занятия.

Многие из пришедших по объявлению вообще никогда не пели. Были и такие, кто по молодости пел в хоре, участвовал в самодеятельности в студенческие годы, но потом больше не притрагивался. Спасли положение «ветераны» — костяк от старого состава народного хора, они вполне хорошо знали обиходные песнопения, новичкам оставалось только пристраиваться к ним. Вскоре дело пошло веселее. Через три-четыре занятия, которые проводили прямо в храме в промежутках между службами, стало что-то вырисовываться: народ запел! У певчих в глазах появился огонек, да и у меня пропало чувство страха и безысходности — начало положено. Труднее всего было с басами и тенорами. Если первые и вторые голоса (сопрано и альты) в хоре чаще всего поют мелодическую партию, которая легче запоминается, то партии басов и теноров поют гармоническую: человеку, не знающему нотной грамоты, запомнить их гораздо сложнее. Начинали практически с нуля: учились держать строй на самых простых песнопениях. И вот, через пару месяцев мы спели первую свою Литургию.

Страшновато было. Наверное, как первый прыжок с парашютом. Я волновался больше за певчих, чем за себя. Я видел, как они переживают, как готовятся к этому событию. Зато сколько потом было радости у всех! Было время, когда мы каждый год отмечали годовщину нашей первой службы, как много она для нас значила, потом как-то само собой стало забываться.

Думаю, любой настоятель хотел бы, чтобы на его приходе был такой хор. Ну, во-первых, из чисто меркантильных соображений — народный хор зарплату не получает, а поет во славу Божию, в то время как содержание профессионального хора — это весьма дорогое удовольствие; во-вторых, наши певчие всю душу вкладывают в пение, а это дороже денег. Очень умилительно видеть, как сов­сем уже старенькие бабушки (из хора) спешат, опираясь на свои палочки, в храм на службу. Многие из них — люди одинокие или живут в одной семье с неверующими, нецерковными родственниками, и их участие в службе, может быть, чуть ли не единственная отдушина в жизни. В какой-то степени народный хор — это палочка-выручалочка для обители.

Правый хор частенько уезжает с концертами, семинаристы на Рождество и на Пасху разъезжаются на каникулы, оставшиеся без певчих службы делят между собой женский хор (левый) и наш народный. Правда с недавних пор появился у нас в монастыре еще и молодежный хор — тоже на добровольных началах, они поют молебны по воскресеньям и крещальные Литур­гии. Нужно ли создавать подобные хоры на приходах? Может быть, и да. В любом случае это решение должно исходить от настоятеля. В Сретенском монастыре народный хор — это уже часть истории.

Занятия с народным хором вырабатывают терпение

Работа регента довольно напряженная, если не сказать нервная, поэтому среди регентов нередко встречаются люди с слегка расшатанной психикой.

Народный хор — не исключение, но с одной особенностью: это люди, в основном, значительно старше меня, которые годятся мне как минимум в родители, и это сдерживает. Бывает, конеч­но, иногда и не сдержишься, и повысишь на кого-то голос, потом совестно становится за свою несдержанность. Думаю, что все мы, находясь в одном коллективе, учимся терпеть и любить друг друга. Это тяжелый труд, но очень благодатный. И певчие это понимают, поэтому мы легко преодолеваем разногласия.

Работа с народным хором сильно отличается от работы с про­фессиональным хором. Допустим, хотим мы разучить новое произ­ведение. В профессиональном хоре регент не тратит время на раз­учивание отдельных партий, он раздает ноты, задает тон. Взмах рукой — и хор запел. Там, конечно, свои трудности, а где их нет?

С народным же хором все гораздо медленнее — нужно пропеть каждому его партию, разобрать до самых винтиков произведение. Бывает, повторяем одну фразу по десять и более раз. Потом, когда всё разобрали, потихонечку «склеиваем», пробуем петь все вместе. Бывает так, что на разучивание одного произведения, не очень большого, у нас уходит месяц занятий, а занятия раз в неделю.

Сейчас могу сказать про наш хор — они выросли и, наверное, я вместе с ними. У нас стали появляться певчие с музыкальным образованием, да и «старички» руку набили, многие из них читают ноты не хуже профессионалов. И новичкам интереснее стало, кто плохо еще знает репертуар.

Каждая спевка и каждая служба проходят у нас по-разному. Быва­ет так, что приходишь на спевку с неимоверным грузом и не знаешь, с чего начать, ломаешь сам себя, заставляешь. Через какое-то время, когда сил уже совсем нет, приходит будто отклик от них, я чувствую их поддержку, и становится легче. Чувствуешь, что ты не один, а мы все вместе. Так же и на службах бывает. Иногда вроде все голоса пришли, а вот не клеится что-то и все. Бывает и наоборот, конечно.

Когда поет народный хор

Сейчас мы готовимся к Пасхе. Будем петь не только Литургии, но и вечерние службы. В течение года мы вечерние службы не поем, потому что они сложнее, из-за того что в них много изменяемых песнопений, а времени на подготовку нам нужно много.

На Пасху и Рождество у нас всегда свое застолье. Наши певчие, всегда щедрые на угощения, в эти дни особенно стараются удивить своими кулинарными способностями.

Как хор храм заводил

Как-то отец Тихон поставил перед нами задачу. Он сказал: «Надо, чтобы пел весь храм. Пусть народный хор заведет всех прихожан!» Но этот эксперимент провалился. Дело в том, что отец Тихон ездил на один приход, где действительно пел весь храм, и ему это так понравилось, что он решил повторить этот опыт у нас. Распечатали текст службы, раздали всем прихожанам. Всем заранее объявили, что будет служба, на которой будут петь все прихожане.

Я встал на амвоне, а передо мной под амвоном разместился наш народный хор. Началась служба. Народный хор старался изо всех сил, а весь храм честно смотрел мне в глаза — и молчал. Прихожане подпевали только «Господи, помилуй» и всё. Остальные песнопения старательно тянул на себе наш народный хор. Мгновенного эффекта не получилось. Может быть, если бы мы задались целью это делать продолжительное время, то у нас бы что-то вышло.

Мне очень запомнилась одна служба, к ней мы готовились с осо­бым чувством. Как-то я спросил певчих: «Наверняка у многих есть почившие родственники не отпетые?»— они говорят: «Да, есть». Говорю: «Давайте выучим чин отпевания и отпоем их?» Все с ра­достью согласились. Мы всё отрепетировали и отслужили заочное отпевание всех наших неотпетых усопших. Список почивших был огромный! После отпеваний люди подходили и благодарили со сле­зами на глазах, а мне хотелось их благодарить за то, что сообща мы сделали такую прекрасную службу. Было просто удивительное состояние радости и единодушия! Это одна из самых запомнив­шихся мне служб.

Бывают у нас с хором и паломнические поездки по святым ме­стам. Там же обязательно поем службу. Первая наша поездка была весной 2006 года на родину священномученика Илариона — в село Липицы Московской области. Пели Литургию в Благовещенском храме, где служили дед и отец священномученика Илариона (Тро­ицкого), там же, возле храма, они и похоронены. Несколько раз мы ездили в Псково-Печерский монастырь.

За все эти годы я ни разу не разочаровался в народном хоре. Люди настолько любят это дело, что их любовь к пению перекрывает непрофессионализм. Я чувствую отдачу от своих певчих, а связь между регентом и хором всегда очень чуткая.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *