Horch 951а крюкова автомобиль
Horch 951 А (Хорьх 951 А)
На выходных посчастливилось увидеть воочию чудо — автомобиль 30-х годов, автомобиль который выполняет свое предназначение по сей день.
Согласно интернету (различные сайты дают различные данные) было выпущено 11(13) экземпляров. Можно лишь догадываться, скольким из них посчастливилось дожить до наших дней.
Краткая справка и технические характеристики:
Годы выпуска: 1937-1940
Всего изготовлено: 11 (13) экземпляров
Тип кузова: седан-кабриолет
Число мест: 4-5
Мощность двигателя: 120 л.с. при 3600 об/мин
Число цилиндров: 8
Рабочий объем: 4944 куб. см
Диаметр цилиндра/ход поршня: 87/104 мм
Степень сжатия: 6,1
Длина: 5640 мм
Ширина: 1840 мм
Высота: 1740 мм
Колесная база: 3750 мм
Колея передних колес: 1510 мм
Колея задних колес: 1516 мм
Радиус разворота: 16,5 м
Сухой вес: 2810 кг
Максимальная скорость: 130 км/ч
Емкость топливного бака: 95 литров
Расход топлива: 24 литра/100 км
Цена на момент выпуска: 20850 ( 23 550) рейсмарок
Цена колеблется, очевидно что стоимость авто зависело от комплектации. К примеру авто могло комплектоваться радиоприемником фирмы Philips, Siemens, Blaupunkt, Telefunken или Koerting. Также был предусмотрен подогрев пассажирских сидений выхлопной системой.
В некоторых моделях был предусмотрен умывальник с небольшой раковиной, да и мало ли что мог пожелать будущий владелец в своем авто.
Обзор ретро автомобиля Horch 951A
Марка Horch для Германии — это очень значимая вещь, её имя известно во всём мире. Ретро автомобиль Horch 951A изготавливался только для привилегированных граждан, и только по специальному заказу. Шасси этой машины собиралось на заводе Horch и затем поступало в берлинское авто ателье. Собранный и полностью укомплектованный автомобиль Horch 951A в то время (1939 год) стоил просто сумасшедших денег – 20.850 рейхсмарок. К примеру, на эти деньги можно было купить не один благоустроенный дом, или даже целое поместье.
Комфортабельный и роскошный ретро автомобиль кабриолет предназначался, в первую очередь, для пассажира, и его владелец вряд ли когда-нибудь сам управлял им. А его владельцем были только высокопоставленные чиновники и государственные служащие, а также первые лица государственного аппарата.
Создатель и основоположник марки Август Хорьх родился в далеком 1868 году. Всё своё детство мальчик тянулся к технике, и, повзрослев, стал учеником основоположника всего автомобилестроения Карла Бенца. В 1898 году Август решает создать свою фирму, и в конце 1899 года даёт ей собственное имя.
Самые первые модели автомобиля Horch имели мощность всего в 4,5 л. с. Они имели литой блок цилиндров, и для того времени это был поистине уникальный ретро автомобиль. Это были ещё открытые автомобили со свечными фонарями вместо фар. В отличие от более поздних моделей, первые автомобили едва достигали скорости 30-ти км/ч.
Со временем фирме потребовалось расширить технологические площади, и она переехала в Цвиккау. В 1901 году Август Хорьх создаёт концерн с названием «Horch», но уже в 1909 году на фоне возникших разногласий с компаньонами, он вынужден покинуть своё детище.
Выйдя из состава владельцев концерна «Horch», Август Хорьх строит новый завод, но уже под брендом Audi. В 1932 году компания Audi слилась с Horch, DKV и Wanderer. Все вместе эти компании образовали единый авто союз, получивший логотип в виде четырёх колец (знакомый нам логотип Audi ). Подробнее об истории эмблемы Audi можете прочитать здесь.
История рождения бренда Audi довольно интересна. Младший сын Августа увлекался изучением латыни, и когда, во время дискуссии, между будущими компаньонами встал вопрос о названии нового автомобиля, он заметил, что фамилия Хорьх и слово Audi на разных языках (немецкий и латинский) означают одно и то же (слушать, слышать). Вот так, с его подачи, родился этот всемирно известный бренд.
Но на этом история фирмы Horch не закончилась. Она продолжила своё существование и после Великой Отечественной Войны, оказавшись на восточной стороне Германии. Немцы решили сохранить своё достояние, свою национальную гордость, и до середины 50-ых годов прошлого века выпускали-таки машины под брендом Horch, но затем, вернувшись к своему создателю и основоположнику Августу Хорху, бренд постепенно сошел на нет, перейдя в название «Trabant» (Трабант).
Сидя за рулём ретро автомобиля Horch, этой вершины изобретательских способностей мастера, чувствуешь себя превосходно! Удобное и мягкое кресло обшито кожей, и сделано это неспроста. Всё дело в том, что должность шофёра подразумевала под собой грязные условия работы, будь то масло или бензин, и чтобы обивка меньше пачкалась, кресло водителя обтягивали кожей. На панели приборов, довольно много всевозможных ручек, кнопок, переключателей, имеется, кстати, и ламповый радиоприёмник.
Практически каждый агрегат ретро автомобиля Horch отслеживается прибором. Ко всему прочему, на панели имеются часы, спидометр, датчики температуры масла и температуры двигателя, указатель уровня топлива, ручки управления освещением (резистор), кнопки стеклоочистителя, даже прикуриватель.
Для указания поворота в ретро автомобиле Horch использовались красные флажки, выскакивающие из ниш в случае включения их водителем. Для управления дроссельной заслонкой из салона приспособлена специальная ручка, сейчас бы это назвали круиз-контролем. Поставив нужную частоту оборотов двигателя, водитель мог несколько расслабиться и отпустить педаль акселератора. Но, что характерно, в ретро автомобиле Horch 951A нет печки, видимо конструкторы рассчитывали на мягкий климат Германии и на тёплый воздух, поступающий из двигательного отсека.
Пассажирский салон ретро автомобиля Horch в корне отличается от водительской части по качеству отделки. Здесь применялись только самые дорогие материалы из велюра, и диван и двери были обиты этой тканью. Ещё в пассажирском салоне для повышения комфорта имеются пепельницы, размещается бар со спиртными напитками, и высокопоставленные пассажиры могли в любое время обслужить себя, наслаждаясь поездкой в полной мере.
Даже вопреки указам Гитлера «Об экономии редких металлов», во всём внешнем виде автомобиля Horch прослеживается наличие большого количества блестящих хромированных деталей. Это и обрамление решётки радиатора, зеркала, залицовки, фары и ещё много всевозможных мест, где применяется хром. Подобные элементы дизайна, как бы, намекали на статус хозяина автомобиля Horch 951A. Для этой машины было сделано исключение.
Все основные политические деятели Германии ценили эту марку, что положительно сказывалось на её развитии, ежегодно в фирму вкладывалось колоссальное количество денежных средств. Именно таких ретро автомобилей Horch было выпущено всего 4 штуки, теперешняя цена на эти раритеты весьма и весьма высока. Если обратиться к европейским каталогам, то начальная стоимость такой машины составляет от 700 тыс. евро.
Ко всем своим талантам, Август Хорьх был ещё и пионером многих конструкторских новшеств. Ему принадлежит идея карданной передачи, а также левостороннего расположения руля и многие другие решения, кардинально изменившие представления изобретателей и конструкторов об автомобилестроении.
Под капотом этого ретро автомобиля находится восьмицилиндровый двигатель мощностью 120 л. с., разгоняющий машину до скорости 160 км/ч. Размещённая за двигателем система передач (коробка перемены передач и карданный вал), обеспечивает машине безупречную плавность хода. И двигатель, и система передач сбалансированы на столько, что практически исключают вибрацию, всё это было достигнуто благодаря величайшему мастерству изобретателя.
Коробка ретро автомобиля Horch 951A имеет функцию «OverDrive». Планировалось, что ретро автомобили, помимо неспешной и размеренной езды, будут эксплуатироваться и в спортивном режиме. Такие КПП ставились как на 951-е, так и на 853-е (кабриолет) Хорхи, правда, выпускались они не долго, и в не большом количестве.
В принципе, в те давние годы было уже всё придумано и продумано, и сейчас изобретения прошлых лет широко применяются в современном автомобилестроении, только уже с учётом современных технологий и современных технических возможностей.
Умелец из Башкортостана потратил много лет на восстановление лимузина «Хорьх». Вот что получилось
В своё время представительский автомобиль Хорьх 951А, выпущенный общим тиражом в 362 экземпляра, был доступен лишь германской элите – крупным промышленникам и высшим чинам Рейха. А теперь один из немногих уцелевших до наших дней экземпляров находится в Башкортостане, у пенсионера из Белорецка. Мужчина долгие годы реконструировал эту машину, давая её очередную по счету жизнь.
По воспоминаниям Павла Копьёва, так зовут талантливого умельца, впервые он увидел Хорьх в 2003 году. Кузов был в плачевном состоянии, передних крыльев почти не было, двигатель, рама, трансмиссия, все агрегаты были от советских автомобилей.
Но кое-что сохранилось в оригинале
Собственно, как эта машина оказалась в СССР? Наверняка её в виде трофея привез себе кто-то из высоких военных чинов, ну а дальше, по мере износа автомобиль скатывался всё ниже по статусной лестнице, и теоретически, мог оказаться во владении какого-то токаря, ударника производства. Историю конкретно этой машины уходящее время, увы, забрало с собой.
Павел не сразу решился на покупку старого немецкого лимузина, несколько лет взвешивал свои возможности поставить его на ход и привести в более или менее аутентичный вид. Очереди из желающих стать счастливым владельцем Хорьха не наблюдалось, люди понимали, с каким объемом работ и затрат им придется столкнуться.
И всё же умелец решился, прекрасно понимая, сколько ему предстоит работы. К слову, это не первый ретро – автомобиль Павла, в его небольшом собрании есть «Москвичи», «Волга», «Победа», восстановленные его руками.
За время своего пребывания в СССР немецкий лимузин оброс вполне русскими агрегатами. Рама, двигатель и коробка передач от ГАЗ-51, мосты от УАЗа, тормозная система, кажется тоже оттуда. От дубового каркаса кузова не осталось и следа, он сгнил, и взамен, в былые времена, его заменили трубчатыми усилителями.
Несколько лет ушло на изготовление повреждённых частей кузова, как внутренних, так и наружных, восстановление электропроводки и всех механизмов.
Реставрацией этот процесс назвать нельзя, ведь оригинальные запчастей нет, делать их под заказ – неподъемное удовольствие даже для серьёзных реставрационных мастерских, не то что для аматора из глубинки. Павел восстанавливал то, что уже было, реконструируя автомобиль.
Результат его восьмилетних трудов получился достойным. Сейчас конечно набегут «эксперты», со своими заявлениями о том, как он всё сделал криво – косо, и уж они бы за пять месяцев сделали бы лучше. Но то всё слова, ведь на деле выходит всё наоборот. Oldtimer
Horch951a (Германия)
Horch 951 А (Хорьх 951 А)— очень большая, мощная, комфортабельная и дорогая машина во все времена – как в Германии тридцатых, так и в современном мире. Изготавливалась только по индивидуальным заказам различными кузовными ателье. Глядя на это произведение технического искусства, убеждаешься в истинности слов Августа Хорьха: «Я всегда стремился строить только большие и хорошие автомобили из первоклассного материала».
В экспозиции музея Клуба Кабриолетов и Родстеров представлен редчайший экземпляр автомобиля марки Horch 951А шасси № 952 524 с кузовом, изготовленным по специальному заказу одним из ведущих кузовных ателье Германии Erdmann & Rossi в 1939 году. Автомобиль имеет кузов седан-кабриолет с перегородкой, отделяющей водителя от пассажирского отделения. Всего таких Horch 951A было изготовлено 15 экземпляров. Как было сказано выше, почти весь архив завода Horch был уничтожен под конец войны. Но каким-то чудом уцелели архивы кузовного ателье Erdmann & Rossi, в которых можно найти информацию о машинах и их владельцах.
Шасси № 952 524 было построено в апреле 1938 года и поступило в берлинское кузовное ателье Erdmann & Rossi, где до конца года на нём собрали кузов седан-кабриолет. К моменту появления заказчика был готов кузов и механизм тента – оставалось только завершить отделку машины. Заказчиком же этого автомобиля стал промышленник и предприниматель Герман Шлёссер, который 23 декабря 1938 года в офисе Erdmann & Rossi оформил заказ, в котором были учтены все его пожелания: салонная перегородка, радиоприемник, небольшой бар, откидной столик, а также комплект из нескольких дорожных чемоданов и зонтик. Horch 951A обошелся господину Шлёссеру в 20 850 рейхсмарок – огромная по тем временам сумма, которой хватило бы на покупку нескольких домов или даже целого поместья.
В 1945 году Horch 951 A приглянулся кому-то из советского генералитета, явно знавшему толк в хороших автомобилях. Так Horch попал в СССР и до конца семидесятых находился в Москве, потом попал в Прибалтику в город Каунас, где его приобрел таксист, увлеченный ретроавтомобилями. Таксист был сильно пьющим человеком и однажды, напившись до приступа белой горячки, он начал бbть кувалдой по двигателю. Как результат – замена родного двигателя на мотор от ГАЗ 51. Но вскоре он расстался с автомобилем, продав Horch своему другу-реставратору, который, в свою очередь, продал его в Нюрнберг немецкому перекупщику. У него этот Horch 951А в 1992 году приобрел Герхард Ленхарт – большой знаток и любитель автомобилей марки Horch. В течение восьми лет Герхард занимался комплектацией автомобиля для последую-щей реставрации, но в 2000 году он решил расстаться с ним и продал его реставраторам из Мюнхена, которые три года реставрировали машину.
В 2004 году автомобиль приобрел «Автомобильный клуб Кабриолетов и Родстеров» и вернул этот трофей обратно в Россию. В нашей стране это единственный Horch, находящийся в абсолютно комплектном состоянии.
Техническая характеристика автомобиля Horch 951A
Годы выпуска: 1937-1940
Всего изготовлено: 11 экземпляров
Тип кузова: седан-кабриолет
Число мест: 4-5
Мощность двигателя: 120 л.с. при 3600 об/мин
Число цилиндров: 8
Рабочий объем: 4944 куб. см
Диаметр цилиндра/ход поршня: 87/104 мм
Степень сжатия: 6,1
Длина: 5640 мм
Ширина: 1840 мм
Высота: 1740 мм
Колесная база: 3750 мм
Колея передних колес: 1510 мм
Колея задних колес: 1516 мм
Радиус разворота: 16,5 м
Сухой вес: 2810 кг
Максимальная скорость: 130 км/ч
Емкость топливного бака: 95 литров
Расход топлива: 24 литра/100 км
Цена на момент выпуска: 20850 рейсмарок
Horch 951а крюкова автомобиль
Сегодня принято лишать таинственности многие эпизоды нашей истории. Одним из таких не разглашаемых ранее стало «трофейное дело», в ходе которого были осуждены многие высшие офицеры Советской армии. И было за что, ведь в СССР из поверженной Германии везли эшелоны экспроприированного имущества! Здесь были не только шмотки, меха и мебель, но и золото, драгоценности, роскошные автомобили. В индустриально развитой Германии было очень много автомобильных и мотоциклетных марок. О том, как обращались с техническим богатством, что вывезено из поверженного рейха, победители, и как Сталин прекратил «иномарочный бум» и пойдет речь.
Весной 1945 года Советская армия с боями ворвалась на территорию фашистского рейха. В богатых имениях, ведомственных гаражах и просто посреди дорог победители находили огромное количество роскошных и не очень, крохотных и больших, конструктивно-новаторских и устаревших легковушек. Поначалу высшее руководство, а позже и простые солдаты, принялись расхватывать автомобили и мотоциклы, которыми толком и управлять не умели. Такое безрассудство частенько приводило к нелепейшим смертям.
Генерал-майор Берзарин был очень храбрым и опытным танковым командиром. Его подразделение, входившее в 1-ю танковую армию 1-го Белорусского фронта, первым ворвалось в центр Берлина. Именно люди Берзарина проводили «зачистку» в гараже рейхсканцелярии. Полковнику Гусаковскому, экипаж которого первым оказался на Александрплатц, за храбрость был подарен отличный кабриолет «хорьх-853».
Роскошный седан «опель-адмирал» был подарен командующему 1-й танковой армией генерал-полковнику бронетанковых войск Катукову. Позднее именно на этом «Опеле» приехал для подписания капитуляции генерал Кейтель. Себе же Берзарин взял удивительный автомобиль — трехместный спорт-кабриолет «хорьх-853» с заказным кузовом от ателье «Эрдман и Росси» и 8-цилиндровым 120-сильным двигателем. Это был единственный экземпляр с таким кузовом, построенный по заказу фюрера трудового фронта — партляйтера доктора Роберта Лея.
От такого роскошного кабриолета закружилась голова не только у генерал-майора, но и у самого командующего фронтом маршала Жукова. Он намекнул, что этот автомобиль больше подошел бы маршалу, и Берзарин тут же подарил машину Георгию Константиновичу. Жуков не забыл об этой услуге и назначил «понятливого» генерала комендантом Берлина.
Берзарин в юности занимался мотоспортом, а тут подвернулся случай — он нашел гоночный мотоцикл «БМВ-РС51». Генерал начал тренироваться на берлинских улицах. Однажды майским утром в Карлсхорсте он хотел проскочить перекресток перед носом грузовых студебеккеров, но не рассчитал дистанцию… Когда водитель грузовика рассмотрел лицо раздавленного им мотоциклиста, одетого в майку и генеральские галифе, он молча застрелился.
ВЗРЫВ В ПОДМОСКОВНОМ ЛЕСУ
На совещаниях офицерского состава началась настоящая охота за дорогими машинами. Пока руководство заседало, адъютанты и водители старших офицеров отбирали приглянувшиеся автомобили у младших. Это приобрело такие масштабы, что лейтенанты и капитаны приезжали на совещания на подводах и велосипедах, а в расположениях собственных подразделений пользовались консервативными «майбахами», шикарными «хорьхами», революционными «татрами». Марки-фавориты, естественно, были у многих. Некоторым нравились сверхэлегантные кабриолеты «хорьх-853», которые даже со стандартным кузовом являлись эталоном роскоши, мягкого хода и надежности. Пятилитровый мотор разгонял эти сухопутные крейсеры до 140 км/ч. Такие машины, растиражированные лишь в тысяче экземпляров, нравились не только Жукову, но и Покрышкину, Телегину, Баграмяну. Последнему Сталин лично сделал внушение за то, что он, во-первых, ездит сам, без водителя, а во-вторых, слишком уж быстро, оставляя далеко позади «виллис» охраны.
Многим старшим офицерам нравился элегантный обтекаемый «опель-адмирал» с 6-цилиндровым 3,6-литровым 75-сильным мотором. Этот автомобиль построен по технологии американского концерна «Дженерал Моторс» и был предельно прост в эксплуатации, не капризничал, развивая свои 132 км/ч. «Адмирал» оснащался несколькими типами кузовов, среди которых были и стандартные — открытый и закрытый, а также заказные варианты от разных ателье. Всего изготовили 6404 «опель-адмирала». Среди его поклонников был начальник Генштаба маршал Василевский. Однажды осенью он со своей семьей направился на загородный пикник. Компания отъехала достаточно далеко от Москвы и углубилась в лес. Когда «опель» выехал на уютную полянку, он подорвался на противопехотной мине, оставленной еще гитлеровцами. Заряд был слабым, и никто не пострадал, но передок лимузина был разворочен и ремонту уже не подлежал.
К «мерседесам» было разное отношение, ведь этот огромный и очень мощный концерн строил машины для разных потребителей. Маленькие 4-цилиндровые «мерседес-бенц 170» были надежны и в меру комфортабельны. Огромное количество из 75 000 выпущенных неприхотливых машинок были привезены в СССР. Но наши дороги очень быстро вывели из строя переднюю подвеску, рассчитанную на автобаны. С увеличением статуса росла надежность модели и уровень конструкторской мысли. Венцом модельного ряда были компрессорные автомобили, в которых при резком нажатии «газа» включался нагнетатель, увеличивающий мощность на 25%.
Такие машины с 8-цилиндровым 7,7-литровым мотором принадлежали верхушке рейха. Среди восьмидесяти двух машин были и кабриолеты, и лимузины — некоторые, как, например, кабриолет Гитлера, были бронированными. Еще для парада в Сталинграде один такой небронированный 230-сильный кабриолет 1939 года был доставлен фельдмаршалу Паулюсу. Но не пришлось ему воспользоваться им. Автомобиль попал в распоряжение маршала Рокоссовского. Константин Константинович ездил на компрессорном «мерседес-бенц 770к» до 1945 года, когда американцы подарили ему роскошный закрытый «Бьюик-Лимитед 90» 1941 года, по комфорту превосходивший немецкий автомобиль. Кабриолет «Гросс-Мерседес», принадлежавший некогда Гиммлеру, был у Буденного, а бронированным пульман-лимузином гауляйтера Украины Эриха Коха пользовался киевский митрополит. Открытый «гросс-мерседес» хорватского нациста Анте Павелича югославский руководитель Иосип Броз Тито подарил Сталину, но тот не пожелал пользоваться «фашистской колымагой» и передал машину в распоряжение Первого секретаря ЦК Узбекистана.
Еще после убийства Гейдриха в Чехии в 1943-м Гитлер приказал создать лимитированную партию бронированных автомобилей для высших государственных чиновников, ведь Рейнхард Гейдрих погиб от взрыва гранаты, брошенной партизанами в салон его 6-цилиндрового «мерседес-бенц 320». «Броневиков» (коротких седанов «мерседес-бенц 770» с полностью бронированным кузовом) успели построить совсем немного — всего десять штук. В распоряжении Жукова такой автомобиль (неизвестно, каким образом) был уже в конце 1944 года. Усиленный до 400 сил мотор, 18-миллиметровая броня кузова, 40-миллиметровые бронированные стекла, мощный отопитель, великолепная радиостанция были призваны сделать передвижение в машине максимально безопасным и комфортным. Правда, из-за большой массы (около 5 тонн) автомобиль разгонялся лишь до 80 км/ч, но это не смущало Жукова.
КОНЧАЙ ГРАБЕЖ, ГОСПОДА ОФИЦЕРЫ!
Из поверженной Германии продолжали вывозить целые эшелоны «барахла». Дабы унять грабеж и беспредел «красных мстителей», Сталин приказал перевести Жукова командующим Одесским военным округом и начать «трофейное дело» о воровстве среди высших офицеров. А на место Жукова был назначен скромный маршал Соколовский, проходивший в заместителях у Георгия Константиновича еще с 1932 года.
Из Германии Жуков вывез следующие автомашины: бронированный «мерседес-бенц 770к», спортивный «хорьх-853» с кузовом «Эрдман и Росси», «хорьх-951» с большим заказным кузовом кабриолет от того же ателье — подарок для старшей дочери. В Москве его ждал подаренный Сталиным в 1941 году «паккард 180» 1940 года выпуска.
Зачем одному человеку столько автомобилей? На этот вопрос способен ответить только друг и сосед Жукова по даче в Сосново генерал-лейтенант кавалерии Крюков. В те дни кавалерия уже не имела решающего значения, но Крюков получил звание Героя Советского Союза лично от Жукова. Супруга Крюкова, певица Лидия Русланова, была неравнодушна к предметам роскоши. Она собрала огромную коллекцию драгоценных камней, золота и бриллиантов, сильно превосходившую «собрание» Галины Брежневой. Коллекция уникальной живописи, принадлежавшая Руслановой, состояла из 132 полотен самых знаменитых художников. Эта «сладкая парочка» вывезла из Германии пять люксовых автомобилей: спорт-кабриолет «ауди-225» с передним приводом и заказным кузовом от ателье «Глезер», шикарный лимузин «мерседес-бенц 320» с уютным закрытым кузовом и 6-цилиндровым 78-сильным мотором, заказной спортивный кабриолет румынского короля Михая «мерседес-бенц 500к» с открытым кузовом и 160-сильным компрессорным мотором (за рулем этого сверх-«мерседеса» Русланова ездила сама), роскошный лимузин «Хорьх-951» с 120-сильным мотором и такой же «хорьх», но с заказным кузовом фаэтон от ателье «Бауэр», построенный специально для Гитлера. Преданный марке «мерседес», Гитлер отказался от «хорьха», а советский генерал «подмел» его, дабы, как и многие другие, сдавать свои машины в аренду и наживаться.
Знаменитый маршал Берия тоже владел пятью личными легковушками. 190-сильный «паккард-клипер кастом» он заказал в 1945 году прямо на заводе через посольство СССР в Вашингтоне. Роскошный пульман-кабриолет «майбах СВ42», принадлежавший до того Борману, был вывезен из Берлина. Автомобиль румынского короля тоже попал в гараж Берии: это было алюминиевое купе от ателье «Фигони Фаласки» на шасси «Делайе-165» с 12-цилиндровым 155-сильным мотором. Таких машин изготовили лишь пять штук с заказными кузовами (на каждом экземпляре — разный), и место им — в музее, а не в гараже. Лаврентий Берия подарил сталинскому секретарю Поскребышеву трофейный автомобиль «опель-капитан» с заказным 3-местным кузовом от ателье «Глезер»; под капотом был установлен 6-цилиндровый 55-сильный мотор. Эта модель казалась «серенькой мышкой» среди дорогих машин, но скромному Поскребышеву, увлекавшемуся фотографией, а не автомобилями, езда со скоростью 126 км/ч очень нравилась, да и элегантностью аппарат не был обделен.
Сталину вся эта возня с иномарками не нравилась, поскольку была она непатриотичной, не приносила пользы государству и создавала опасность на дорогах. Ни 50-сильные ОРУДовские «Эмки», ни 23,5-сильные милицейские мотоциклы «Харлей-Дэвидсон ВЛА42» не могли тягаться с мощными и скоростными немецкими автомашинами, а значит — навести порядок на автодорогах. Не все отечественные механики могли управиться с таким пестрым и разноплановым автопарком, ведь многие машины постепенно выходя из строя, были потенциально опасными. В Германию была направлена комиссия из НАМИ — отраслевого научно-исследовательского института, правда, ее работа не принесла большой пользы для строительства качественных автомашин в СССР.
Один из инженеров этой комиссии, Юрий Хальфан, привез на родину не только переднеприводной 28-сильный «адлер-триумф», но и вагон литературы по легковым автомашинам и двигателям. Этот человек совершил гражданский подвиг, издав в 1947 году книгу о ремонте и эксплуатации иномарок. Даже сейчас, когда стала доступной фирменная литература по классическим маркам машин, иногда обращаешься к Хальфану — очень уж толковую книгу он написал.
КОЛЕСА ДЛЯ НУЖНЫХ ЛЮДЕЙ
В Германии заводы, попавшие в советскую оккупационную зону, пытались наладить производство и получить заказы у русских.
На заводах концерна «Ауто-юнион», в городке Цвикау, решили возобновить производство 2-цилиндровых переднеприводных машин «ДКВ», благо их кузов был фанерным, обтянутым ледерином. Там же, на заводе «Хорьх», появился русский комендант, майор Ашот Северьянц. Ему приказали наладить на выпускавшем некогда роскошные машины и бронетранспортеры предприятии ремонт грузовых студебеккеров. Каково же было его изумление, когда заводской водитель Руди Вольрабб выкатил предназначенный для майора персональный автомобиль — «хорьх-930с». Эту машину создали перед войной, но дело дальше прототипов не пошло. Под капотом обтекаемого, предназначенного исключительно для автобанов седана стоял V-образный 3,8-литровый 92-сильный мотор, разгонявший автомобиль до 160 км/ч. Широкие диваны, мощный отопитель салона, ламповый радиоприемник делали езду комфортной, а расположенный в правом крыле умывальник с горячей водой привел видавшего всякое Северьянца в восторг. Он решил из имевшихся на заводе комплектующих собрать несколько машин для «нужных людей» (очевидно, чтобы не отобрали его «хорюшку»). Но людям Северьянца не удалось найти для фар стекол сложной гнутой формы, и потому они переделали весь передок машины, который стал смотреться намного хуже. «Новые» «Хорьхи» были подарены Президенту ГДР Вильгельму Пику, командующему Советскими войсками в Германии маршалу Василию Даниловичу Соколовскому и начальнику экономического отдела Советской военной администрации генерал-лейтенанту Дмитрию Шабалину. Больше ни одного экземпляра этого автомобиля людям Северьянца собрать не удалось. Завод перепрофилировали на выпуск трактора «Пионер».
Шабалину новый автомобиль был очень кстати, поскольку служебный «опель-адмирал» его водитель Миша полностью «укатал». Сам Дмитрий Андреевич был не военным, а хозяйственником из Свердловска, и, как истинный «хозяйственник», успел выслать на родину немало «необходимого», среди которого были и пульман-лимузин «майбах СВ42» с очень сложным управлением, и 4-дверный кабриолет «мерседес-бенц 320».
Но самую интересную судьбу имел красивый 80-сильный спорт-кабриолет БМВ-327.
Легковые автомобили баварского концерна собирались не в Мюнхене, а в городке Айзенах, который отошел в Советскую оккупационную зону. Советская администрация задумалась, как получить максимальную выгоду с уцелевшего в войне предприятия, руководство которого очень хотело возобновить производство. Вот и пригнали в качестве подарка Шабалину очень элегантный спорт-кабриолет БМВ-327 с 6-цилиндровым мотором. Этот автомобиль считался, да и сегодня признается, лучшим творением БМВ в довоенной производственной программе. Советский генерал приказал начать на заводе выпуск среднего мотоцикла БМВ-Р35 для нужд армии и полиции (хотя Потсдамским договором Германии было запрещено иметь машины такого класса) и легковых 2-литровых машин БМВ-321 с 45-сильным мотором для нужд советской администрации. Эти простенькие, но ходкие автомобили собирали еще до войны, а в 1945 году возобновили их производство на заводе «БМВ им. Жукова». Позже этот завод переименовали в «ЕМВ», но модель «321» собиралась до 1949 года, пока ее не заменили на более прогрессивную «ЕМВ-340». Обе модели поступали в Советский Союз в счет репараций, их можно было купить в свободной продаже. Очень много этих машин благодаря своей надежности дожило до наших дней.
Сталин положил конец «иномарочной вакханалии» в конце 1947 года, когда советская промышленность освоила производство автомобилей высшего класса — ЗИС-110, среднего — ГАЗ-20 Победа и малого — «москвич-400». Иномарки стали вытесняться из больших городов, а ОРУД искал причины для того, чтобы запретить их эксплуатацию: то передний привод не соответствует нашей дорожной разметке, то разница в 6- и 12-вольтном электрооборудовании создает аварийную обстановку, а то орел с эмблемы «адлера» ассоциируется с нацистской символикой.
Лишь очень немногим удалось сохранить трофейные иномарки в оригинальном состоянии. Они-то и стали костяком клубов коллекционеров автостарины и радуют окружающих своим появлением на дорогах.
Обзор ретро автомобиля Horch 951A
Марка Horch для Германии — это очень значимая вещь, её имя известно во всём мире. Ретро автомобиль Horch 951A изготавливался только для привилегированных граждан, и только по специальному заказу. Шасси этой машины собиралось на заводе Horch и затем поступало в берлинское авто ателье. Собранный и полностью укомплектованный автомобиль Horch 951A в то время (1939 год) стоил просто сумасшедших денег – 20.850 рейхсмарок. К примеру, на эти деньги можно было купить не один благоустроенный дом, или даже целое поместье.
Комфортабельный и роскошный ретро автомобиль кабриолет предназначался, в первую очередь, для пассажира, и его владелец вряд ли когда-нибудь сам управлял им. А его владельцем были только высокопоставленные чиновники и государственные служащие, а также первые лица государственного аппарата.
Создатель и основоположник марки Август Хорьх родился в далеком 1868 году. Всё своё детство мальчик тянулся к технике, и, повзрослев, стал учеником основоположника всего автомобилестроения Карла Бенца. В 1898 году Август решает создать свою фирму, и в конце 1899 года даёт ей собственное имя.
Самые первые модели автомобиля Horch имели мощность всего в 4,5 л. с. Они имели литой блок цилиндров, и для того времени это был поистине уникальный ретро автомобиль. Это были ещё открытые автомобили со свечными фонарями вместо фар. В отличие от более поздних моделей, первые автомобили едва достигали скорости 30-ти км/ч.
Со временем фирме потребовалось расширить технологические площади, и она переехала в Цвиккау. В 1901 году Август Хорьх создаёт концерн с названием «Horch», но уже в 1909 году на фоне возникших разногласий с компаньонами, он вынужден покинуть своё детище.
Выйдя из состава владельцев концерна «Horch», Август Хорьх строит новый завод, но уже под брендом Audi. В 1932 году компания Audi слилась с Horch, DKV и Wanderer. Все вместе эти компании образовали единый авто союз, получивший логотип в виде четырёх колец (знакомый нам логотип Audi ). Подробнее об истории эмблемы Audi можете прочитать здесь.
История рождения бренда Audi довольно интересна. Младший сын Августа увлекался изучением латыни, и когда, во время дискуссии, между будущими компаньонами встал вопрос о названии нового автомобиля, он заметил, что фамилия Хорьх и слово Audi на разных языках (немецкий и латинский) означают одно и то же (слушать, слышать). Вот так, с его подачи, родился этот всемирно известный бренд.
Но на этом история фирмы Horch не закончилась. Она продолжила своё существование и после Великой Отечественной Войны, оказавшись на восточной стороне Германии. Немцы решили сохранить своё достояние, свою национальную гордость, и до середины 50-ых годов прошлого века выпускали-таки машины под брендом Horch, но затем, вернувшись к своему создателю и основоположнику Августу Хорху, бренд постепенно сошел на нет, перейдя в название «Trabant» (Трабант).
Сидя за рулём ретро автомобиля Horch, этой вершины изобретательских способностей мастера, чувствуешь себя превосходно! Удобное и мягкое кресло обшито кожей, и сделано это неспроста. Всё дело в том, что должность шофёра подразумевала под собой грязные условия работы, будь то масло или бензин, и чтобы обивка меньше пачкалась, кресло водителя обтягивали кожей. На панели приборов, довольно много всевозможных ручек, кнопок, переключателей, имеется, кстати, и ламповый радиоприёмник.
Практически каждый агрегат ретро автомобиля Horch отслеживается прибором. Ко всему прочему, на панели имеются часы, спидометр, датчики температуры масла и температуры двигателя, указатель уровня топлива, ручки управления освещением (резистор), кнопки стеклоочистителя, даже прикуриватель.
Для указания поворота в ретро автомобиле Horch использовались красные флажки, выскакивающие из ниш в случае включения их водителем. Для управления дроссельной заслонкой из салона приспособлена специальная ручка, сейчас бы это назвали круиз-контролем. Поставив нужную частоту оборотов двигателя, водитель мог несколько расслабиться и отпустить педаль акселератора. Но, что характерно, в ретро автомобиле Horch 951A нет печки, видимо конструкторы рассчитывали на мягкий климат Германии и на тёплый воздух, поступающий из двигательного отсека.
Пассажирский салон ретро автомобиля Horch в корне отличается от водительской части по качеству отделки. Здесь применялись только самые дорогие материалы из велюра, и диван и двери были обиты этой тканью. Ещё в пассажирском салоне для повышения комфорта имеются пепельницы, размещается бар со спиртными напитками, и высокопоставленные пассажиры могли в любое время обслужить себя, наслаждаясь поездкой в полной мере.
Даже вопреки указам Гитлера «Об экономии редких металлов», во всём внешнем виде автомобиля Horch прослеживается наличие большого количества блестящих хромированных деталей. Это и обрамление решётки радиатора, зеркала, залицовки, фары и ещё много всевозможных мест, где применяется хром. Подобные элементы дизайна, как бы, намекали на статус хозяина автомобиля Horch 951A. Для этой машины было сделано исключение.
Все основные политические деятели Германии ценили эту марку, что положительно сказывалось на её развитии, ежегодно в фирму вкладывалось колоссальное количество денежных средств. Именно таких ретро автомобилей Horch было выпущено всего 4 штуки, теперешняя цена на эти раритеты весьма и весьма высока. Если обратиться к европейским каталогам, то начальная стоимость такой машины составляет от 700 тыс. евро.
Ко всем своим талантам, Август Хорьх был ещё и пионером многих конструкторских новшеств. Ему принадлежит идея карданной передачи, а также левостороннего расположения руля и многие другие решения, кардинально изменившие представления изобретателей и конструкторов об автомобилестроении.
Под капотом этого ретро автомобиля находится восьмицилиндровый двигатель мощностью 120 л. с., разгоняющий машину до скорости 160 км/ч. Размещённая за двигателем система передач (коробка перемены передач и карданный вал), обеспечивает машине безупречную плавность хода. И двигатель, и система передач сбалансированы на столько, что практически исключают вибрацию, всё это было достигнуто благодаря величайшему мастерству изобретателя.
Коробка ретро автомобиля Horch 951A имеет функцию «OverDrive». Планировалось, что ретро автомобили, помимо неспешной и размеренной езды, будут эксплуатироваться и в спортивном режиме. Такие КПП ставились как на 951-е, так и на 853-е (кабриолет) Хорхи, правда, выпускались они не долго, и в не большом количестве.
В принципе, в те давние годы было уже всё придумано и продумано, и сейчас изобретения прошлых лет широко применяются в современном автомобилестроении, только уже с учётом современных технологий и современных технических возможностей.
Horch 951 А (Хорьх 951 А)
На выходных посчастливилось увидеть воочию чудо — автомобиль 30-х годов, автомобиль который выполняет свое предназначение по сей день.
Согласно интернету (различные сайты дают различные данные) было выпущено 11(13) экземпляров. Можно лишь догадываться, скольким из них посчастливилось дожить до наших дней.
Краткая справка и технические характеристики:
Годы выпуска: 1937-1940
Всего изготовлено: 11 (13) экземпляров
Тип кузова: седан-кабриолет
Число мест: 4-5
Мощность двигателя: 120 л.с. при 3600 об/мин
Число цилиндров: 8
Рабочий объем: 4944 куб. см
Диаметр цилиндра/ход поршня: 87/104 мм
Степень сжатия: 6,1
Длина: 5640 мм
Ширина: 1840 мм
Высота: 1740 мм
Колесная база: 3750 мм
Колея передних колес: 1510 мм
Колея задних колес: 1516 мм
Радиус разворота: 16,5 м
Сухой вес: 2810 кг
Максимальная скорость: 130 км/ч
Емкость топливного бака: 95 литров
Расход топлива: 24 литра/100 км
Цена на момент выпуска: 20850 ( 23 550) рейсмарок
Цена колеблется, очевидно что стоимость авто зависело от комплектации. К примеру авто могло комплектоваться радиоприемником фирмы Philips, Siemens, Blaupunkt, Telefunken или Koerting. Также был предусмотрен подогрев пассажирских сидений выхлопной системой.
В некоторых моделях был предусмотрен умывальник с небольшой раковиной, да и мало ли что мог пожелать будущий владелец в своем авто.
Horch 951а крюкова автомобиль
Сегодня принято лишать таинственности многие эпизоды нашей истории. Одним из таких не разглашаемых ранее стало «трофейное дело», в ходе которого были осуждены многие высшие офицеры Советской армии. И было за что, ведь в СССР из поверженной Германии везли эшелоны экспроприированного имущества! Здесь были не только шмотки, меха и мебель, но и золото, драгоценности, роскошные автомобили. В индустриально развитой Германии было очень много автомобильных и мотоциклетных марок. О том, как обращались с техническим богатством, что вывезено из поверженного рейха, победители, и как Сталин прекратил «иномарочный бум» и пойдет речь.
Весной 1945 года Советская армия с боями ворвалась на территорию фашистского рейха. В богатых имениях, ведомственных гаражах и просто посреди дорог победители находили огромное количество роскошных и не очень, крохотных и больших, конструктивно-новаторских и устаревших легковушек. Поначалу высшее руководство, а позже и простые солдаты, принялись расхватывать автомобили и мотоциклы, которыми толком и управлять не умели. Такое безрассудство частенько приводило к нелепейшим смертям.
Генерал-майор Берзарин был очень храбрым и опытным танковым командиром. Его подразделение, входившее в 1-ю танковую армию 1-го Белорусского фронта, первым ворвалось в центр Берлина. Именно люди Берзарина проводили «зачистку» в гараже рейхсканцелярии. Полковнику Гусаковскому, экипаж которого первым оказался на Александрплатц, за храбрость был подарен отличный кабриолет «хорьх-853».
Роскошный седан «опель-адмирал» был подарен командующему 1-й танковой армией генерал-полковнику бронетанковых войск Катукову. Позднее именно на этом «Опеле» приехал для подписания капитуляции генерал Кейтель. Себе же Берзарин взял удивительный автомобиль — трехместный спорт-кабриолет «хорьх-853» с заказным кузовом от ателье «Эрдман и Росси» и 8-цилиндровым 120-сильным двигателем. Это был единственный экземпляр с таким кузовом, построенный по заказу фюрера трудового фронта — партляйтера доктора Роберта Лея.
От такого роскошного кабриолета закружилась голова не только у генерал-майора, но и у самого командующего фронтом маршала Жукова. Он намекнул, что этот автомобиль больше подошел бы маршалу, и Берзарин тут же подарил машину Георгию Константиновичу. Жуков не забыл об этой услуге и назначил «понятливого» генерала комендантом Берлина.
Берзарин в юности занимался мотоспортом, а тут подвернулся случай — он нашел гоночный мотоцикл «БМВ-РС51». Генерал начал тренироваться на берлинских улицах. Однажды майским утром в Карлсхорсте он хотел проскочить перекресток перед носом грузовых студебеккеров, но не рассчитал дистанцию… Когда водитель грузовика рассмотрел лицо раздавленного им мотоциклиста, одетого в майку и генеральские галифе, он молча застрелился.
ВЗРЫВ В ПОДМОСКОВНОМ ЛЕСУ
На совещаниях офицерского состава началась настоящая охота за дорогими машинами. Пока руководство заседало, адъютанты и водители старших офицеров отбирали приглянувшиеся автомобили у младших. Это приобрело такие масштабы, что лейтенанты и капитаны приезжали на совещания на подводах и велосипедах, а в расположениях собственных подразделений пользовались консервативными «майбахами», шикарными «хорьхами», революционными «татрами». Марки-фавориты, естественно, были у многих. Некоторым нравились сверхэлегантные кабриолеты «хорьх-853», которые даже со стандартным кузовом являлись эталоном роскоши, мягкого хода и надежности. Пятилитровый мотор разгонял эти сухопутные крейсеры до 140 км/ч. Такие машины, растиражированные лишь в тысяче экземпляров, нравились не только Жукову, но и Покрышкину, Телегину, Баграмяну. Последнему Сталин лично сделал внушение за то, что он, во-первых, ездит сам, без водителя, а во-вторых, слишком уж быстро, оставляя далеко позади «виллис» охраны.
Многим старшим офицерам нравился элегантный обтекаемый «опель-адмирал» с 6-цилиндровым 3,6-литровым 75-сильным мотором. Этот автомобиль построен по технологии американского концерна «Дженерал Моторс» и был предельно прост в эксплуатации, не капризничал, развивая свои 132 км/ч. «Адмирал» оснащался несколькими типами кузовов, среди которых были и стандартные — открытый и закрытый, а также заказные варианты от разных ателье. Всего изготовили 6404 «опель-адмирала». Среди его поклонников был начальник Генштаба маршал Василевский. Однажды осенью он со своей семьей направился на загородный пикник. Компания отъехала достаточно далеко от Москвы и углубилась в лес. Когда «опель» выехал на уютную полянку, он подорвался на противопехотной мине, оставленной еще гитлеровцами. Заряд был слабым, и никто не пострадал, но передок лимузина был разворочен и ремонту уже не подлежал.
К «мерседесам» было разное отношение, ведь этот огромный и очень мощный концерн строил машины для разных потребителей. Маленькие 4-цилиндровые «мерседес-бенц 170» были надежны и в меру комфортабельны. Огромное количество из 75 000 выпущенных неприхотливых машинок были привезены в СССР. Но наши дороги очень быстро вывели из строя переднюю подвеску, рассчитанную на автобаны. С увеличением статуса росла надежность модели и уровень конструкторской мысли. Венцом модельного ряда были компрессорные автомобили, в которых при резком нажатии «газа» включался нагнетатель, увеличивающий мощность на 25%.
Такие машины с 8-цилиндровым 7,7-литровым мотором принадлежали верхушке рейха. Среди восьмидесяти двух машин были и кабриолеты, и лимузины — некоторые, как, например, кабриолет Гитлера, были бронированными. Еще для парада в Сталинграде один такой небронированный 230-сильный кабриолет 1939 года был доставлен фельдмаршалу Паулюсу. Но не пришлось ему воспользоваться им. Автомобиль попал в распоряжение маршала Рокоссовского. Константин Константинович ездил на компрессорном «мерседес-бенц 770к» до 1945 года, когда американцы подарили ему роскошный закрытый «Бьюик-Лимитед 90» 1941 года, по комфорту превосходивший немецкий автомобиль. Кабриолет «Гросс-Мерседес», принадлежавший некогда Гиммлеру, был у Буденного, а бронированным пульман-лимузином гауляйтера Украины Эриха Коха пользовался киевский митрополит. Открытый «гросс-мерседес» хорватского нациста Анте Павелича югославский руководитель Иосип Броз Тито подарил Сталину, но тот не пожелал пользоваться «фашистской колымагой» и передал машину в распоряжение Первого секретаря ЦК Узбекистана.
Еще после убийства Гейдриха в Чехии в 1943-м Гитлер приказал создать лимитированную партию бронированных автомобилей для высших государственных чиновников, ведь Рейнхард Гейдрих погиб от взрыва гранаты, брошенной партизанами в салон его 6-цилиндрового «мерседес-бенц 320». «Броневиков» (коротких седанов «мерседес-бенц 770» с полностью бронированным кузовом) успели построить совсем немного — всего десять штук. В распоряжении Жукова такой автомобиль (неизвестно, каким образом) был уже в конце 1944 года. Усиленный до 400 сил мотор, 18-миллиметровая броня кузова, 40-миллиметровые бронированные стекла, мощный отопитель, великолепная радиостанция были призваны сделать передвижение в машине максимально безопасным и комфортным. Правда, из-за большой массы (около 5 тонн) автомобиль разгонялся лишь до 80 км/ч, но это не смущало Жукова.
КОНЧАЙ ГРАБЕЖ, ГОСПОДА ОФИЦЕРЫ!
Из поверженной Германии продолжали вывозить целые эшелоны «барахла». Дабы унять грабеж и беспредел «красных мстителей», Сталин приказал перевести Жукова командующим Одесским военным округом и начать «трофейное дело» о воровстве среди высших офицеров. А на место Жукова был назначен скромный маршал Соколовский, проходивший в заместителях у Георгия Константиновича еще с 1932 года.
Из Германии Жуков вывез следующие автомашины: бронированный «мерседес-бенц 770к», спортивный «хорьх-853» с кузовом «Эрдман и Росси», «хорьх-951» с большим заказным кузовом кабриолет от того же ателье — подарок для старшей дочери. В Москве его ждал подаренный Сталиным в 1941 году «паккард 180» 1940 года выпуска.
Зачем одному человеку столько автомобилей? На этот вопрос способен ответить только друг и сосед Жукова по даче в Сосново генерал-лейтенант кавалерии Крюков. В те дни кавалерия уже не имела решающего значения, но Крюков получил звание Героя Советского Союза лично от Жукова. Супруга Крюкова, певица Лидия Русланова, была неравнодушна к предметам роскоши. Она собрала огромную коллекцию драгоценных камней, золота и бриллиантов, сильно превосходившую «собрание» Галины Брежневой. Коллекция уникальной живописи, принадлежавшая Руслановой, состояла из 132 полотен самых знаменитых художников. Эта «сладкая парочка» вывезла из Германии пять люксовых автомобилей: спорт-кабриолет «ауди-225» с передним приводом и заказным кузовом от ателье «Глезер», шикарный лимузин «мерседес-бенц 320» с уютным закрытым кузовом и 6-цилиндровым 78-сильным мотором, заказной спортивный кабриолет румынского короля Михая «мерседес-бенц 500к» с открытым кузовом и 160-сильным компрессорным мотором (за рулем этого сверх-«мерседеса» Русланова ездила сама), роскошный лимузин «Хорьх-951» с 120-сильным мотором и такой же «хорьх», но с заказным кузовом фаэтон от ателье «Бауэр», построенный специально для Гитлера. Преданный марке «мерседес», Гитлер отказался от «хорьха», а советский генерал «подмел» его, дабы, как и многие другие, сдавать свои машины в аренду и наживаться.
Знаменитый маршал Берия тоже владел пятью личными легковушками. 190-сильный «паккард-клипер кастом» он заказал в 1945 году прямо на заводе через посольство СССР в Вашингтоне. Роскошный пульман-кабриолет «майбах СВ42», принадлежавший до того Борману, был вывезен из Берлина. Автомобиль румынского короля тоже попал в гараж Берии: это было алюминиевое купе от ателье «Фигони Фаласки» на шасси «Делайе-165» с 12-цилиндровым 155-сильным мотором. Таких машин изготовили лишь пять штук с заказными кузовами (на каждом экземпляре — разный), и место им — в музее, а не в гараже. Лаврентий Берия подарил сталинскому секретарю Поскребышеву трофейный автомобиль «опель-капитан» с заказным 3-местным кузовом от ателье «Глезер»; под капотом был установлен 6-цилиндровый 55-сильный мотор. Эта модель казалась «серенькой мышкой» среди дорогих машин, но скромному Поскребышеву, увлекавшемуся фотографией, а не автомобилями, езда со скоростью 126 км/ч очень нравилась, да и элегантностью аппарат не был обделен.
Сталину вся эта возня с иномарками не нравилась, поскольку была она непатриотичной, не приносила пользы государству и создавала опасность на дорогах. Ни 50-сильные ОРУДовские «Эмки», ни 23,5-сильные милицейские мотоциклы «Харлей-Дэвидсон ВЛА42» не могли тягаться с мощными и скоростными немецкими автомашинами, а значит — навести порядок на автодорогах. Не все отечественные механики могли управиться с таким пестрым и разноплановым автопарком, ведь многие машины постепенно выходя из строя, были потенциально опасными. В Германию была направлена комиссия из НАМИ — отраслевого научно-исследовательского института, правда, ее работа не принесла большой пользы для строительства качественных автомашин в СССР.
Один из инженеров этой комиссии, Юрий Хальфан, привез на родину не только переднеприводной 28-сильный «адлер-триумф», но и вагон литературы по легковым автомашинам и двигателям. Этот человек совершил гражданский подвиг, издав в 1947 году книгу о ремонте и эксплуатации иномарок. Даже сейчас, когда стала доступной фирменная литература по классическим маркам машин, иногда обращаешься к Хальфану — очень уж толковую книгу он написал.
КОЛЕСА ДЛЯ НУЖНЫХ ЛЮДЕЙ
В Германии заводы, попавшие в советскую оккупационную зону, пытались наладить производство и получить заказы у русских.
На заводах концерна «Ауто-юнион», в городке Цвикау, решили возобновить производство 2-цилиндровых переднеприводных машин «ДКВ», благо их кузов был фанерным, обтянутым ледерином. Там же, на заводе «Хорьх», появился русский комендант, майор Ашот Северьянц. Ему приказали наладить на выпускавшем некогда роскошные машины и бронетранспортеры предприятии ремонт грузовых студебеккеров. Каково же было его изумление, когда заводской водитель Руди Вольрабб выкатил предназначенный для майора персональный автомобиль — «хорьх-930с». Эту машину создали перед войной, но дело дальше прототипов не пошло. Под капотом обтекаемого, предназначенного исключительно для автобанов седана стоял V-образный 3,8-литровый 92-сильный мотор, разгонявший автомобиль до 160 км/ч. Широкие диваны, мощный отопитель салона, ламповый радиоприемник делали езду комфортной, а расположенный в правом крыле умывальник с горячей водой привел видавшего всякое Северьянца в восторг. Он решил из имевшихся на заводе комплектующих собрать несколько машин для «нужных людей» (очевидно, чтобы не отобрали его «хорюшку»). Но людям Северьянца не удалось найти для фар стекол сложной гнутой формы, и потому они переделали весь передок машины, который стал смотреться намного хуже. «Новые» «Хорьхи» были подарены Президенту ГДР Вильгельму Пику, командующему Советскими войсками в Германии маршалу Василию Даниловичу Соколовскому и начальнику экономического отдела Советской военной администрации генерал-лейтенанту Дмитрию Шабалину. Больше ни одного экземпляра этого автомобиля людям Северьянца собрать не удалось. Завод перепрофилировали на выпуск трактора «Пионер».
Шабалину новый автомобиль был очень кстати, поскольку служебный «опель-адмирал» его водитель Миша полностью «укатал». Сам Дмитрий Андреевич был не военным, а хозяйственником из Свердловска, и, как истинный «хозяйственник», успел выслать на родину немало «необходимого», среди которого были и пульман-лимузин «майбах СВ42» с очень сложным управлением, и 4-дверный кабриолет «мерседес-бенц 320».
Но самую интересную судьбу имел красивый 80-сильный спорт-кабриолет БМВ-327.
Легковые автомобили баварского концерна собирались не в Мюнхене, а в городке Айзенах, который отошел в Советскую оккупационную зону. Советская администрация задумалась, как получить максимальную выгоду с уцелевшего в войне предприятия, руководство которого очень хотело возобновить производство. Вот и пригнали в качестве подарка Шабалину очень элегантный спорт-кабриолет БМВ-327 с 6-цилиндровым мотором. Этот автомобиль считался, да и сегодня признается, лучшим творением БМВ в довоенной производственной программе. Советский генерал приказал начать на заводе выпуск среднего мотоцикла БМВ-Р35 для нужд армии и полиции (хотя Потсдамским договором Германии было запрещено иметь машины такого класса) и легковых 2-литровых машин БМВ-321 с 45-сильным мотором для нужд советской администрации. Эти простенькие, но ходкие автомобили собирали еще до войны, а в 1945 году возобновили их производство на заводе «БМВ им. Жукова». Позже этот завод переименовали в «ЕМВ», но модель «321» собиралась до 1949 года, пока ее не заменили на более прогрессивную «ЕМВ-340». Обе модели поступали в Советский Союз в счет репараций, их можно было купить в свободной продаже. Очень много этих машин благодаря своей надежности дожило до наших дней.
Сталин положил конец «иномарочной вакханалии» в конце 1947 года, когда советская промышленность освоила производство автомобилей высшего класса — ЗИС-110, среднего — ГАЗ-20 Победа и малого — «москвич-400». Иномарки стали вытесняться из больших городов, а ОРУД искал причины для того, чтобы запретить их эксплуатацию: то передний привод не соответствует нашей дорожной разметке, то разница в 6- и 12-вольтном электрооборудовании создает аварийную обстановку, а то орел с эмблемы «адлера» ассоциируется с нацистской символикой.
Лишь очень немногим удалось сохранить трофейные иномарки в оригинальном состоянии. Они-то и стали костяком клубов коллекционеров автостарины и радуют окружающих своим появлением на дорогах.
Horch951a (Германия)
Horch 951 А (Хорьх 951 А)— очень большая, мощная, комфортабельная и дорогая машина во все времена – как в Германии тридцатых, так и в современном мире. Изготавливалась только по индивидуальным заказам различными кузовными ателье. Глядя на это произведение технического искусства, убеждаешься в истинности слов Августа Хорьха: «Я всегда стремился строить только большие и хорошие автомобили из первоклассного материала».
В экспозиции музея Клуба Кабриолетов и Родстеров представлен редчайший экземпляр автомобиля марки Horch 951А шасси № 952 524 с кузовом, изготовленным по специальному заказу одним из ведущих кузовных ателье Германии Erdmann & Rossi в 1939 году. Автомобиль имеет кузов седан-кабриолет с перегородкой, отделяющей водителя от пассажирского отделения. Всего таких Horch 951A было изготовлено 15 экземпляров. Как было сказано выше, почти весь архив завода Horch был уничтожен под конец войны. Но каким-то чудом уцелели архивы кузовного ателье Erdmann & Rossi, в которых можно найти информацию о машинах и их владельцах.
Шасси № 952 524 было построено в апреле 1938 года и поступило в берлинское кузовное ателье Erdmann & Rossi, где до конца года на нём собрали кузов седан-кабриолет. К моменту появления заказчика был готов кузов и механизм тента – оставалось только завершить отделку машины. Заказчиком же этого автомобиля стал промышленник и предприниматель Герман Шлёссер, который 23 декабря 1938 года в офисе Erdmann & Rossi оформил заказ, в котором были учтены все его пожелания: салонная перегородка, радиоприемник, небольшой бар, откидной столик, а также комплект из нескольких дорожных чемоданов и зонтик. Horch 951A обошелся господину Шлёссеру в 20 850 рейхсмарок – огромная по тем временам сумма, которой хватило бы на покупку нескольких домов или даже целого поместья.
В 1945 году Horch 951 A приглянулся кому-то из советского генералитета, явно знавшему толк в хороших автомобилях. Так Horch попал в СССР и до конца семидесятых находился в Москве, потом попал в Прибалтику в город Каунас, где его приобрел таксист, увлеченный ретроавтомобилями. Таксист был сильно пьющим человеком и однажды, напившись до приступа белой горячки, он начал бbть кувалдой по двигателю. Как результат – замена родного двигателя на мотор от ГАЗ 51. Но вскоре он расстался с автомобилем, продав Horch своему другу-реставратору, который, в свою очередь, продал его в Нюрнберг немецкому перекупщику. У него этот Horch 951А в 1992 году приобрел Герхард Ленхарт – большой знаток и любитель автомобилей марки Horch. В течение восьми лет Герхард занимался комплектацией автомобиля для последую-щей реставрации, но в 2000 году он решил расстаться с ним и продал его реставраторам из Мюнхена, которые три года реставрировали машину.
В 2004 году автомобиль приобрел «Автомобильный клуб Кабриолетов и Родстеров» и вернул этот трофей обратно в Россию. В нашей стране это единственный Horch, находящийся в абсолютно комплектном состоянии.
Техническая характеристика автомобиля Horch 951A
Годы выпуска: 1937-1940
Всего изготовлено: 11 экземпляров
Тип кузова: седан-кабриолет
Число мест: 4-5
Мощность двигателя: 120 л.с. при 3600 об/мин
Число цилиндров: 8
Рабочий объем: 4944 куб. см
Диаметр цилиндра/ход поршня: 87/104 мм
Степень сжатия: 6,1
Длина: 5640 мм
Ширина: 1840 мм
Высота: 1740 мм
Колесная база: 3750 мм
Колея передних колес: 1510 мм
Колея задних колес: 1516 мм
Радиус разворота: 16,5 м
Сухой вес: 2810 кг
Максимальная скорость: 130 км/ч
Емкость топливного бака: 95 литров
Расход топлива: 24 литра/100 км
Цена на момент выпуска: 20850 рейсмарок