храм ахтырской иконы божьей матери

Храм Ахтырской иконы Божией Матери (Курск)

Мiръ Россия Курская область Курск Храм Ахтырской иконы Божией Матери (Курск)

храм ахтырской иконы божьей матери

Содержание

История [ править ]

Время строительства каменного храма не известно, так указывают архивные ведомости за 1880 и 1898 гг. Архивные ведомости за 1916 г. указывают год строительства 1760 г. Храм каменный, двуглавый, однопрестольный в честь Успения Божией Матери.

В 1872 году с правой стороны пристраивается придел в честь Ахтырской иконы Божией Матери, а в 1899 году с левой стороны пристраивается придел в честь свт. Григория Акрагантийского. При этом храм был обновлен и расширен по проекту курского архитектора Слесарева: понижен уровень кровли, изменены фасады и количество куполов, храм становится двенадцатиглавым. После революции 28 мая 1935 г. храм был закрыт и отдан под общежитие мединститута.

В 1935-1950 гг. в помещении храма работала артель незрячих инвалидов (матрацный цех).

храм ахтырской иконы божьей матери

В 2007 г. снесен второй этаж (советской постройки), а 2008 г. возведен главный четверик в высоту на четыре метра. В 2009 г. госфинансирования не было. В 2010 г. за счет денег прихода началось строительство колокольни (каменная кладка), которая была закончена в начале 2011 г. В 2011 г. установлен свод главного купола и продолжена каменная кладка четверика. К началу 2012 г. снаружи храм приобретает первозданный, благолепный вид. Ввысь устремилась двадцатиметровая колокольня, которая должна быть увенчана десятиметровым шпилем с золотым куполом и крестом. Возведены барабаны под купола, которых должно быть тринадцать. Многое делается ежегодно, ежедневно храм вырастает, поднимается из руин, приобретает былую красоту и величие, но очень многое нужно еще сделать.

Очень важным и значительным для прихода является то, что после переезда на жительство за Московские ворота прихожанкой храма была мама прп. Серафима Саровского Агафия Мошнина, она похоронена на кладбище возле храма, место нахождения могилы неизвестно.

В ведении прихода находятся два строения: храм и часовня, в которой совершается таинство крещения.

Храм Ахтырской иконы Божией Матери является вновь выявленным памятником архитектуры федерального значения.

Святыни [ править ]

Чтимая икона на приходе Ахтырская икона Божией Матери, которая находилась в храме до закрытия, была сохранена верующими в советское время, сегодня передана и снова находится в храме.

Престольные праздники [ править ]

Как добраться [ править ]

Адрес: 305004, Курск, Ахтырский пер., 7-а

Источник

Храм Ахтырской иконы Божией Матери

Официальный приходской сайт

храм ахтырской иконы божьей матери

храм ахтырской иконы божьей матери

Контактная информация

Время строительства каменного храма, архивные ведомости за 1880 и 1898 гг. указывают, что не известен. Архивные ведомости за 1916 г. указывают год строительства 1760 г. Храм каменный, двуглавый, однопрестольный в честь Успения Божией Матери.

В 1872 году с правой стороны пристраивается придел в честь Ахтырской иконы Божией Матери, а в 1899 году с левой стороны пристраивается придел в честь свт. Григория Акрагантийского. При этом храм был обновлен и расширен: понижен уровень кровли, изменены фасады и количество куполов, храм становится 13-главым.

После революции 28 мая 1935 г. храм был закрыт и отдан под общежитие мединститута.

В 1935-1950 гг. в помещении храма работала артель незрячих инвалидов (матрацный цех).

В пятидесятые годы разобраны колокольня и купола, изменены фасады, основной объем надстроен вторым этажом, размещен склад «Медтехники».

В 1998 году изуродованное здание храма было передано Курской епархии, начались богослужения. В 2006 г. начались восстановительные работы. За счет федерального финансирования был оформлен проект воссоздания храма в первозданном виде. В 2007 г. также за счет госфинансирования снесен второй этаж (советской постройки), а 2008 г. возведен главный четверик в высоту на четыре метра. В 2009 г. денег не поступало. В 2010 г. за счет денег прихода, построена колокольня (каменная кладка). В 2011 г. установлен свод главного четверика и продолжена каменная кладка четверика, также за счет денег прихода.

В 2012 г. полностью закончена кирпичная кладка стен и барабанов. В 2013 г. на здание храма и колокольню установлены 14 куполов.

Каких либо сведений о священнослужителях и клире похода не имеется.

Чтимая икона на приходе Ахтырская икона Божией Матери, которая находилась в храме до закрытия, была сохранена верующими в советское время, сегодня передана и снова находится в храме. Другая местночтимая икона Божией Матери – Троеручица, раньше находилась в Ахтырском храме в левом приделе, сегодня в Свято-Троцком женском монастыре.

Богослужения в храме проводятся ежедневно. Действует воскресная школа, две группы по 10 человек.

Источник

Богом забытое место:церковь Ахтырской иконы Божией Матери

храм ахтырской иконы божьей матери

Как и обещала вчера-рассказ о нашем путешествии. Ездили мы в деревню Ахтырка где находится заброшенная церковь церковь Ахтырской иконы Божией Матери. Огромное кирпичное здание с непередаваемой атмосферой. Построена она была премьер-майором Н. И. Сатиным в 1816 по образцу московской церкви Космы и Дамиана на Маросейке. Это ротондальный храм, к которому примыкали малые ротонды алтаря и приделов Димитрия Ростовского и Николая Чудотворца, с небольшой трапезной и колокольней. Брошена была в 20х годах прошлого века:то есть, данной постройке почти 200 лет, из которых 100 она постепенно разрушается. Уникальность этой церкви в том, что купол у нее тоже кирпичный, что редкость для православного храма.

храм ахтырской иконы божьей матери

храм ахтырской иконы божьей матери

храм ахтырской иконы божьей матери

храм ахтырской иконы божьей матери

храм ахтырской иконы божьей матери

храм ахтырской иконы божьей матери

храм ахтырской иконы божьей матери

храм ахтырской иконы божьей матери

храм ахтырской иконы божьей матери

храм ахтырской иконы божьей матери

храм ахтырской иконы божьей матери

храм ахтырской иконы божьей матери

храм ахтырской иконы божьей матери

храм ахтырской иконы божьей матери

храм ахтырской иконы божьей матери

храм ахтырской иконы божьей матери

храм ахтырской иконы божьей матери

храм ахтырской иконы божьей матери

храм ахтырской иконы божьей матери

Вот что было написано о данной церкви в историко-статистическом описании Тамбовской Епархии, под редакцией А. Е. Андриевского(1911г.):
Церковь каменная, теплая, построена г.г. Сатиными в 1816 году. Престолов три: главный – в честь Ахтырской Божией Матери (2 июля), придельные – в честь Димитрия Ростовского (21 сентября) и Николая Чудотворца (6 декабря).

Дворов 116, душ муж. п. 360, жен. п. 360, великороссы, земледельцы, имеют по 3 дес. земли на душу во всех трех полях.

В приходе три деревни: Большая Ахтырка, Кошелево тож, 60 дворов, душ муж. пола 195, жен. пола 177, в 3 верстах от церкви, Саввинка 21 двор, душ муж. пола 60, жен. пола 73, в 1 версте и Малая Ахтырка 35 дворов, душ муж. пола 105, жен. пола 110, в полуверсте от церкви.

Экономия г.г. Абрамовых, некрупная, в четверти версты от церкви. Пруд и лес.

Школа церковно-приходская. Есть церковно-приходское попечительство. Опись церковного имущества имеется. Метрические книги с 1833 года.

Штат: священник и псаломщик.

У причта 1 десятина усадебной и 34 десятины полевой земли, последняя находится в одном месте, на расстоянии 1.5 верст от церкви, неудобная. Земля дает годового дохода 300 руб.

Братский годовой доход 300-400 руб. Причт получает казенное пособие: священник 300 руб. и псаломщик 100 руб. в год и собирают ржи по 1 мере со двора. Причтевый капитал 300 руб. Церковный капитал 1700 руб.

Церковные дома у священника (16х10 кв. ар.), у псаломщика (12х7 кв. ар.).

Приход от станции «Кандауровка» Ряз.-Ур. ж.д. в 12 вер., земской больницы в 7 вер., от базара и волостного правления в с.Княжеве Богородицком в 5 вер., от благочинного в 18 вер., от г.Тамбова в 25 вер. Адрес: для телеграмм – ст. «Кандауровка», для корреспонденции – Княже-Богородицкое волостное правление Земский начальник 3 уч., пристав 3 стана Тамбовского уезда.

Я думаю, бессмысленно писать, как это печально и т.д. и т.п.-вы сами все видите. Вот так уходит история.

Как только мы отъехали от церкви, начался страшнейший ливень. Видно, не хотела отпускать людей, которым она была хоть чуть-чуть интересна.

Источник

Церковь в усадьбе Трубецких вблизи Хотьково

Церковь Ахтырской иконы Божией Матери в деревне Ахтырка Сергиево-Посадского городского округа – это единственная сохранившаяся постройка уникального комплекса усадебных зданий в стиле московского ампира, созданного по проекту архитектора А.С. Кутепова в 1820-е годы. Искусствовед А.Н. Греч называл утраченную усадьбу в Ахтырке лучшим произведением этого зодчего. По преданию, все постройки усадьбы погибли в пожаре, намеренно устроенном ее бывшим хозяином после революции. Церковь Ахтырской Божией Матери была возведена при князьях Трубецких, которые владели имением с 1734 по 1879 годы. Название церкви произошло от списка Ахтырской иконы – семейной реликвии Трубецких.

«На редкой старинной литографии представлен ландшафт, точно нарисованный мягкой карандашной техникой. На пригорке, спускающемся к воде, раскинулся дом в стиле ампир… За домом виднеется шпиль колокольни, слева – спускающаяся к воде аллея. Под литографией надпись «Ахтырка»…С противоположного берега запруженной здесь речки Вори не раз писали его акварелью и масляными красками художники-любители, бывшие в усадьбе Трубецких…Против дома, заслоняя двор, стоит и сейчас каменная, конечно также ампирная, церковь с колокольней». Так описывал в сочинении «Венок усадьбам» былую красоту Ахтырки искусствовед А.Н. Греч.

храм ахтырской иконы божьей матери

В Ахтырке родились и выросли знаменитые братья философы Сергий и Евгений Трубецкие – сыновья музыковеда Николая Петровича Трубецкого. Евгений Николаевич Трубецкой в своих мемуарах «Из прошлого» подробно описывал особенный строй жизни в этой подмосковной усадьбе, расположенной недалеко от Покровского монастыря в Хотьково и Троице-Сергиевой лавры. Философ писал: «Что это была за духовная атмосфера? Может быть, это самообман, может быть, это только мое личное ощущение, но мне и теперь, через сорок лет после нашего последнего отъезда из Ахтырки, кажется, что мы там дышали благодатью, словно благодатью был там полон каждый глоток воздуха».

Ахтырка находится примерно в 20 километрах от Троице-Сергиевой лавры, а еще ближе – Хотьковский монастырь, где погребены родители преподобного Сергия Радонежского Кирилл и Мария. Братья Трубецкие часто совершали паломничества в эти знаменитые обители, в том числе и потому, что их дедушка генерал Петр Иванович Трубецкой и прабабушка Наталья Сергеевна – устроительница храма в Ахтырке – были похоронены в Троице-Сергиевой лавре. В своей усадьбе на берегу реки Вори генерал Петр Иванович Трубецкой установил колонну-кенотаф в память о матери с поэтическим посвящением: «Ты местность эту сотворила. Храм Божий, воды, дом и сад. Саму природу победила, всему дав стройный дивный лад». Памятник Наталье Сергеевне Трубецкой, прабабушке братьев Трубецких, сохранился. Старинную колонну в честь храмоздательницы можно увидеть около Ахтырской церкви.

храм ахтырской иконы божьей матери

Евгений Николаевич Трубецкой вспоминал, что над их детскими кроватями в Ахтырке всегда висели образки преподобного Сергия, а его старшего брата Сергея назвали в честь великого Радонежского чудотворца. Более того, Е.Н. Трубецкой считал близость к Троице-Сергиевой лавре определяющей для мировоззрения и творчества религиозного философа Сергея Трубецкого: «Хотьковым и лаврой полны все наши ахтырские воспоминания…Миросозерцание моего брата… и внутренняя музыка его существа насквозь насыщены густым звоном лаврских колоколов и носят на себе печать великой народной русской святыни».

Второе июля по старому стилю – праздник Ахтырской иконы Божией Матери – во времена генерала Петра Ивановича Трубецкого (деда упоминавшихся братьев-философов) отмечался в деревне парадом и народными гуляниями. С самого утра между усадебным домом и Ахтырской церковью ставились палатки, где торговали пряниками, семечками и прочими угощениями. В церкви служилась торжественная литургия, на которой присутствовала княжеская семья. Целый день крестьяне водили хороводы и пели песни, а вечером к народу выходил генерал Трубецкой. Сидя в кресле на открытой террасе, он наблюдал за увеселениями и конкурсами, в которых участвовали молодые деревенские жители. В конце гуляний все женщины из Ахтырки и деревни Золотилово получали от барина подарки – бусы, платки и ленты.

храм ахтырской иконы божьей матери

Чертеж Ахтырской церкви в имении Трубецких А.С. Кутепова. 1829 г.

Явление Ахтырской иконы, в честь которой получила свое название церковь в подмосковном имении Трубецких, а затем и село, произошло в 1739 году в Харьковской губернии (теперь город Ахтырка Сумской области Украины). Этот образ Божией Матери принадлежит к числу наиболее прославившихся русских икон. В начале XVIII века в Покровской церкви села Ахтырка Харьковской губернии служил благочестивый священник Василий Данилов, который случайно во время сенокоса обнаружил в траве икону Божией Матери, источавшую ослепительный свет. Священник упал на колени, прочел молитвы Богородице и отнес находку домой. Три года образ Божией Матери пробыл в доме священника. Всякий, кто хотел ночевать в комнате, где стояла икона, начинал испытывать необъяснимый страх. От воды, которой священник очищал икону от пыли, исцелилась его дочь, больная лихорадкой, а затем и сын местного иконописца. Так священник понял, что образ обладает чудодейственной силой, и что ему лучше находиться в церкви.

храм ахтырской иконы божьей матери

Бригадиру А.Л. Лесовицкому и полковому старшине было дано поручение расследовать чудеса, которые произошли от новой иконы в Ахтырке. Дело о чудотворной иконе дошло до Петербурга, поступило в Святейший Синод и стало известно самой императрице Елизавете Петровне. Власти назначили следствие, во время которого были допрошены под присягой все очевидцы и исцелившиеся. В 1751 году Святейший Синод постановил почитать Ахтырскую икону Божией Матери чудотворной.

Царица Елизавета Петровна решила воздвигнуть на месте обретения новой святыни в Харьковской губернии большой каменный храм, на который лично пожертвовала две тысячи рублей – огромную по тем временам сумму – и привлекла к созданию проекта придворного архитектора Растрелли. В 1768 году, уже после кончины Елизаветы Петровны, великолепный собор в украинской Ахтырке был освящен.

храм ахтырской иконы божьей матери

«Недавнее пепелище заросло травой, крапивой и бурьяном; одиноко и оголено стоит церковь, больше не ведет никуда дорога, охваченная пилонами въездных ворот…Над пепелищем склонили свои ветви плакучие березы, точно на кладбище». Так описывал подмосковную Ахтырку искусствовед А.Н. Греч в 1920-е годы. К счастью, его мрачная картина оказалась справедливой не во всем. Великолепный храм Ахтырской Божией Матери был восстановлен из руин, и сегодня остается замечательным памятником существовавшей здесь усадьбы Трубецких.

Источник

История

Первое упоминание об Ахтырке встречается в межевой духовной грамоте 1504 года. Сельцо в те времена называлось Дудкино. В 1694 г. Дудкино принадлежало И.А. Панину, а от него перешло к родственнику В.Н. Татищеву. Этот сподвижник Петра I отличился в различных направлениях государственной, административной и научной деятельности.

В 1734 г. имение Дудкино приобрел князь Иван Юрьевич Трубецкой Меньшой. В семье Трубецких хранился чтимый ими образ Ахтырской Божией Матери. Унаследовавший имение князь Николай Иванович Трубецкой в 1772 г. подал прошение в Московскую Синодальную контору, в котором сообщал, что «по слабости здоровья ему трудно ходить в Хотьков монастырь», где «состоит в приходе», и попросил разрешения «построить домовую церковь во имя явления Ахтырской иконы Божией Матери». 7 сентября 1772 г. Синодальная контора дала разрешение строить «церковь с крышею без купола и креста и без всякого от жилого строения отмены» (т. е. отличия), священника к этой церкви определить отказали, велено было довольствоваться приходским священником. В 1773 г. уже действовала церковь с подвижным антиминсом, а Дудкино стало именоваться Ахтырским.

храм ахтырской иконы божьей матери

В 1879 г. Трубецкие продали Ахтырку Московскому мировому судье И.М. Матвееву, большому любителю изобразительного искусства и музыки. Последний владелец усадьбы С.И. Матвеев, ученый цветовод, автор книг о цветах. Матвеевы благоустроили усадьбу, провели водопровод, устроили фонтан, в оранжереях выращивали персики, цветы, росли пальмы.

Красота Ахтырки привлекала художников Абрамцевского кружка. Здесь жили и писали Виктор и Апполинарий Васнецовы, В.М. Поленов, позднее – В.В.Кандинский.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *