храм алексия московского черепаново
История нашего храма
Храм во имя святителя Алексия, митрополита Московского был построен в 1914 году и приписан ко храму в честь Вознесения Господня, расположенного в селе Зимовье, Черепановского района.
В 30 годы прошлого столетия священники были репрессированы, и храм в последующие года использовался как клуб, как дом пионеров и последнее время до передачи его в собственность Новосибирской епархии, как Дом Детского Творчества, где сцена располагалась на месте алтаря.
В 90-х годах верующие города Черепаново обращались к администрации района с просьбой о передаче здания храма, но безуспешно.
30 марта 2006 года на сессии депутатов Черепановского района было принято решение о передаче здания в собственность епархии. За восстановление храма взялись игумен Кирилл (Скакальский) с братией монастыря в честь Всех Святых в земле Сибирской просиявших, также помощь оказала администрация Черепановского района.
С 5 июня в одной из комнат, где в будущем расположится церковная лавка, стал раз в неделю совершаться молебен с акафистом святителю Алексию.
Осенью того же года архиепископ Тихон утвердил окончательный вариант реконструкции храма святителя Алексия. Через некоторое время Святейший Патриарх Алексий II передает в монастырь Сибирских Святых икону святителя Алексия, митрополита Московского для восстанавливаемого храма.
В мае 2007 года сделали новое отопление и верх храма полностью реконструировали и восстановили купола.
Первая Божественная литургия состоялась на Рождество Христово в 2008 году, с этого момента Литургия в храме совершается регулярно.
Осенью 2008 года администрация передала другую часть здания Дома Детского Творчества, площадью 440 кв. метров, которая непосредственно примыкала к зданию храма. Эта часть здания остро нуждалась в ремонте, в дальнейшем там были организованы трапезная, библиотека, бухгалтерия, воскресная школа, молодежный клуб, столярка и гараж. Библиотека и воскресная школа сразу начала работать после передачи другой части здания. В 2010 году при храме открывается молодежный клуб, который впоследствии становится Молодежным центром Искитимской епархии.
В мае 2010 года на главном фасаде храма установили мозаичную икону Спасителя.
В апреле 2011 года по благословению архиепископа Тихона начинается строительство колокольни, и за лето силами монастырской братии колокольня была возведена. 5 апреля 2012 года состоялось освящение колоколов Преосвященнейшим Лукой, епископом Искитимским и Черепановским.
8 апреля 2012 года состоялась первая архиерейская литургия, которую возглавил Преосвященнейший Лука.
21 мая 2012 года согласно резалюции Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла храму святителя Алексия Митрополита Московского города Черепаново был присвоен статус соборного храма.
В мае 2013 года при храме постоянно стал действовать методический кабинет, в котором проводятся заседания методического объединения преподавателей предмета «Основы православной культуры».
С июня 2014 года по благословению Преосвященнейшего Луки началась роспись храма студентами иконописного отделения Новосибирского Богословского Свято-Макарьевского Института.
17 октября 2014 года состоялось торжественное празднование 100-летия храма святителя Алексия Митрополита Московского.
Соборный храм во имя свт. Алексия
Соборный храм во имя свт. Алексия запись закреплена
Священнослужители, репрессированные на территории Новосибирской области (Черепановский район)
13 октября
ВЯТЧИНИН ВАСИЛИЙ ГРИГОРЬЕВИЧ, протоиерей. Родился в 1875 году в с.Звериноголовское Оренбургской губ. Челябинский уезд (Курганской обл.). Окончил Министерское училище. В 1887—1902 гг. служил писарем в царской армии. В 1916—1919 гг. работал учителем.
Показать полностью. В 1919 году по мобилизации был взят в армию адмирала А. В. Колчака, где служил полковым псаломщиком. В 1920 году рукоположен в диаконы (служил в г. Мариинск, Томск. губ. 1920-1924), а в 1925 году — в священники. Служил в Никольской церкви г. Томска, Никольской церкви села Елгай Томской губернии (1926—1930). В 1930 году был арестован по обвинению в антисоветской деятельности, однако дело было прекращено «за недостаточностью обвинительных материалов», лишен избирательных прав как «служитель культа» (1931г). С 1931 года служил в церкви Святителя Митрофана Воронежского села Рождественка Томской области, Иверской часовне г. Томска. В 1935 г. был назначен в Сузунскую Вознесенскую церковь. Постановлением Новосибирского облисполкома от 14 апреля 1937 г. за № 629 Вознесенская церковь была закрыта, а богослужебная утварь и иконы изъяты. Место проживания: Западно-Сибирский край, г. Черепаново. Дата ареста 26 июля 1937 (21 августа 1937). Осуждён 7 октября 1937 г. Постановлением тройки УНКВД по Запсибкраю. Обвинение в участии в к.р. монархической повстанческой организации, ст. 58-10,11 УК РСФСР. Приговор ВМН. Расстрелян 13 октября 1937. Дата реабилитации 22 июня 1957.
КИРИЛОВ АНТОНИЙ НИКИФОРОВИЧ, священник. Родился В 1873г, с.Сергеевское Казанской губ. Проживал в г. Черепаново. Арестован 28 июля 1937г. Постановлением тройки УНКВД по Запсибкраю осужден 07.10.1937, обвинен в к.р. агитации против советской власти, ст. 58-10,11 УК РСФСР. Приговор ВМН, расстрел 13.10.1937. Дата реабилитации 22 июня 1957.
МЕДВЕДЕВ ФЕОДОР МАКСИМОВИЧ, церковный староста. Родился в 1877г, д. Монастырка Челябинского округа. Проживал в г. Черепаново. Арестован 29.09.1937 постановлением тройки УНКВД по Запсибкраю. Осужден 07.10.1937. Обвинение в участии в к.р. работе ст.58-10,11 УК РСФСР. Приговор: ВМН, расстрел 13.10.1937. Реабилитация 22 июня 1957г.
СЕЛИВАНОВ ИОАНН АНДРЕЕВИЧ, церковный староста. Родился в 1867г, с.Лобаново Молотовской обл. Образование: среднее. Место проживания: Западно-Сибирский край, г. Черепаново. Арестован 29 июля 1937. Осуждён 7 октября 1937г. Постановлением тройки УНКВД по Запсибкраю. Обвинение в участии в к.р. монархичекой организации, ст. 58-10 УК РСФСР. Приговор ВМН. Расстрелян 13 октября 1937. Дата реабилитации 22 июня 1957.
ТЫМЧУК ИОСИФ СТЕПАНОВИЧ, «служитель в церкви». Родился в 1891г., с.Неверка Виницкой обл. Национальность: украинец. Образование высшее. Место проживания: с.Медведское Черепановского р-на Запсибкрая. Арестован 28 июля 1937г. Осуждён 7 октября 1937г Постановлением тройки УНКВД по Запсибкраю. Обвинение в к.р. агитации ст. 58-10,11 УК РСФСР. Приговор ВМН. Расстрелян 13 октября 1937. Дата реабилитации 22 июня 1957.
СВЯТЫЕ НОВОСИБИРСКОЙ МИТРОПОЛИИ.
Священномученик ИЛИЯ БЕРЕЗОВСКИЙ, пресвитер, 1890–1938 гг., канонизирован в 2000 г.
Показать полностью.
БЕРЕЗОВСКИЙ Илия Яковлевич родился 20 июля 1890 года в деревне Гляденской Томского уезда Томской губернии (ныне д. Глядень Мошковского района Новосибирской области). Родители будущего мученика имели свой дом, держали скот и засевали до 4 десятин земли в год. Илья получил начальное образование в сельской школе на родине. До революции он жил с родителями и помогал по хозяйству. Служил священником в селе Мошково Новосибирской области. В 1933 году был арестован Мошковским ОГПУ и выслан в Казахстан, в село Чемолгaн (ныне Ушконыр) Кaскеленского района Алма-Атинской области. 14 декабря 1937 года снова был арестован Каскеленским отделом НКВД. В уголовном деле значится кaк «священник православной церкви, нa момент ареста безрaботный, без определенного местa жительства». Обвинялся в «систематической a/с пропaгaнде, террористических нaстроениях против руководителей ВКП(б), советского правительствa и коммунистов, среди нaселения с.Чемолгaн вел aгитaцию зa создaние церковной общины и открытия церкви». Статья ст.58–10 УК РСФСР. Следователь требовал от священника оговорить себя, признавшись в антисоветской деятельности. Мученик был непреклонен: «своей вины не признаю», – отвечал он. Поскольку следствию не удалось доказать вину отца Илии, дело было передано не в суд, а на рассмотрение «Тройки», а это значило, что оправдательный приговор исключён. 25 декабря «Тройка» НКВД по Алма-Атинской области вынесла решение: Березовского Илью Яковлевича, которого обвиняли в том, что он «систематически вёл контрреволюционную пораженческую агитацию, высказывал террористическое настроение против руководства ВКПб и правительства», приговорить к заключению в исправтрудлагерь на 10 лет. Такой приговор бал равносилен смерти – мало кто мог выжить в сталинских лагерях в течение такого срока. Отец Илия смиренно покорился Божьему Промыслу. Однако отправлять его на этап не спешили. Месяц дело по обвинению отца Илии лежало в стопке других подобных дел. 1 февраля 1938 года состоялось повторное заседание «Тройки». На этот раз решение «Тройки» было окончательным: «расстрелять». 3 февраля 1938 года приговор был приведён в исполнение. Священномученик Илия принял мученический венец. Его мощи погребли в общей могиле жертв сталинского террора на полигоне Жаналык в Алма-Атинской области. Весной 1989 года Генеральной Прокуратурой КазССР дело отца Илии было пересмотрено. На основании того, что «доказательства преступной деятельности в деле отсутствуют, и решение вынесено несудебным органом», И.Я. Березовский 11 апреля 1989 года был реабилитирован генеральным прокурором Республики Казахстан по 1938 году репрессий.
20/08/2000 на юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года имя священномученика Илии Березовского было включено в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской. На месте погребения священномученика Илии и других мучеников, на полигоне Жаналык, был установлен поклонный крест. Священнослужители ближайших приходов регулярно совершают на Жаналыке молебны и панихиды. Верующие совершают паломничества к этому святому месту. День памяти: 3 февраля (21 января ст. ст.)
Собор новомучеников и исповедников Российских. Первое воскресение, начиная с 07.02. (Первое воскресение, начиная с 25.01. ст. ст.)
Собор новомучеников и исповедников Казахстанских. Первое воскресение, начиная с 16.09. (Первое воскресение, начиная с 03.09. ст. ст.).
Источники:
Священномученик иерей Илия Яковлевич Березовский // БД ПСТГУ Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века //URL:
http://kuz1.pstbi.ccas.ru
Дамаскин (Орловский), игум., Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Январь, Тверь, 2005, 199. // URL:
http://www.fond.ru/index.php?menu_id=370…
БД ПСТГУ «Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века». //URL:http://www.pstbi.ccas.ru
Книга скорби – Азалыкiтап. Захоронение «Жаңалык». Мартиролог. – Алматы : Изд-во «Арыс», 2011. – с. 80.
Архив Департамента КНБ РК по г.Алматы и Алматинской области. Ф.20. Д.011073.
Деяние Юбилейного Освященного АpхиеpейскогоСобоpа Русской ПpавославнойЦеpкви о собоpномпpославленииновомучеников и исповедников Российских XX века. Москва, 12–16 августа 2000г.
Икона священномученика Илии Березовского с сайта Регионального Общественного Фонда «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви». //URL:http://www.fond.ru/module/module_person_…
Житие священномученика Илии Березовского //
URL: https://turkestanskaya-golgofa.info/sain…
Древо. Открытая Православная Энциклопедия // URL:
https://drevo-info.ru
Митрополичий округ в Республике Казахстан //URL:https://mitropolia.kz/february/413-iliya…
Иаков (Воронцов),иеромонах, Секретарь Комиссии по канонизации святых Казахстанского Митрополичьего округа, Алматы.
Туркестанская Голгофа. База данных о репрессированных православных священнослужителях и мирянах Средней Азии и Казахстана //URL:
https://turkestanskaya-golgofa.info/repr…
Сайт Псковского Васильевского храма на Горке//URL:
http://hramnagorke.ru/orthodox_icons/194…
//URL:http://martyrs.pstbi.ru/cgi-htm/db.exe/a…
Соборный храм во имя свт. Алексия запись закреплена
Мудрые мысли | Православие
11 АВГУСТА — РОЖДЕСТВО СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА.
Всех православных христиан поздравляем с Праздником, а именинников, носящих имя святителя Николая, — поздравляем с Днем Ангела!
Праздник Рождества святителя Николая Чудотворца, епископа Мир Ликийских пока не очень широко известен в России, поскольку был возрожден не так давно – в 2004 году по благословению патриарха Московского и всея Руси Алексия II празднование Рождества Святителя Николая было возобновлено.
Показать полностью.
Николай Чудотворец родился в 258 году в городе Патаре, недалеко от Ликии, что на южном побережье малоазийского полуострова. Его родители Феофан и Нонна были благочестивыми и праведными христианами, но долгое время были бездетны, о чем очень горевали и постоянно молились Богу о послании им ребенка. Господь услышал их и послал им сына, а они дали обет посвятить единственного своего ребенка служению Богу.
Младенец же Николай со дня своего рождения показал людям свет будущей своей славы великого чудотворца. Первое чудо он явил при самом своем рождении, исцелив свою мать от тяжелой болезни. К тому же новорожденный младенец еще в купели во время крещения простоял на ногах три часа, никем не поддерживаемый, воздавая этим честь Пресвятой Троице.
Уже с младенчества Святой Николай начал жизнь постническую, принимал молоко матери по средам и пятницам, лишь один раз, после вечерних молитв родителей. Став чуть постарше он преуспел в изучении Божественного Писания, целые дни проводил в храме, а ночью молился и читал книги. Будучи постоянно в трудах и молитве Николай проявлял великое милосердие к окружающим, приходил на помощь страждущим и раздал все свое имение нищим. Сам он вел простой и весьма аскетичный образ жизни и прославился как великий угодник Божий.
Еще при жизни святитель Николай совершал многие чудеса – не раз спасал утопающих в море, выводил из плена и заточения в темницах, исцелял людей от недугов и даже воскрешал их, боролся за правду и требовал у власть имущих восстановления справедливости, учил своей жизнью любви и состраданию. Он прожил достойную жизнь и, достигнув глубокой старости, мирно скончался.
Поэтому неудивительно, что этот святой почитался во все времена и у многих народов. Однако, точное время установления празднования Рождества святителя Николая Чудотворца неизвестно. Вероятнее всего, первоначально этот праздник был местным в малоазиатских Ликийских Мирах, где Святитель служил Архиепископом, и на родине его родителей – в Патаре. Затем, в пору крестовых походов, этот праздник мог распространиться по всей Никейской Империи и оттуда проникнуть на Русь, где этот святой был чтим с древних времен.
К тому же, уже с 9 века Николай Чудотворец почитался на Руси как небесный покровитель державной власти – считалось, что он особо покровительствует православным царям. Известно также, что в 13 веке традиция празднования его Рождества в Русской Православной Церкви уже существовала, а в Великом Новгороде даже был монастырь, посвященный Рождеству Святителя Николая. Еще есть сведения, что одна из сохранившихся церковных служб, посвященных этому празднику, была составлена в пору Патриаршества Никона в 1657 году. Однако во время правления Екатерины Великой общецерковное празднование Рождества Святителя Николая Чудотворца в России было упразднено.
И вот спустя несколько веков празднование было возобновлено, и в честь праздника Рождества святителя Николая были составлены тропарь и кондак, с древних времен известные в литургической жизни Русской Православной Церкви.
ТРОПАРЬ, глас 4
Чудное и славное рождество твое, святителю Николае, Церковь днесь православных светло празднует, ибо стоянием ногу твоею яви тя Господь и провозвести быти светильника и учителя миряном, весь мир обогащающа и просвещающа чудесы. Тем вопием ти: моли Христа Бога спастися душам нашим.
КОНДАК, глас 3
В Мирех, святе, священнодействитель показался еси: Христово бо, преподобне, Евангелие исполнив, положил еси душу твою о людех твоих, и спасл еси неповинныя от смерти; сего ради освятился еси, яко великий таинник Божия благодати.
ВЕЛИЧАНИЕ
Величаем тя, святителю отче Николае, и чтем святую память твою: ты бо молиши за нас Христа Бога нашего.
МОЛИТВА
О, всехвальный и всечестный архиерею, великий чудотворче, святителю Христов, отче Николае, человече Божий, и верный рабе, мужу желаний, сосуде избранный, крепкий столпе церковный, светильниче пресветлый, звездо осиявающая и освещающая всю вселенную, ты еси праведник, яко финикс процветший, насажденный во дворех Господа своего: живый в Мирех, миром благоухал еси, и миро приснотекущее благодати Божия источаеши. Твоим шествием, пресвятый отче, море освятися, егда многочудесныя твоя мощи шествоваху во град Барский, от востока до запада хвалити имя Господне. О, преизящный и предивный чудотворче, скорый помощниче, теплый заступниче, пастырю предобрый, спасающий словесное стадо от всяких бед, тебе прославляем и тебе величаем, яко надежду всех христиан, источника чудес, защитителя верных, премудраго учителю, алчущих кормителю, плачущих веселие, нагих одеяние, болящих врача, по морю плавающих управителя, пленников свободителя, вдов и сирот питателя и заступника, целомудрия хранителя, младенцев кроткаго наказателя, старых укрепление, постников наставника, труждающихся упокоение, нищих и убогих изобильное богатство. Услыши нас, молящихся тебе и прибегающих под кров твой, яви предстательство твое о нас к Вышнему и исходатайствуй твоими Богоприятными молитвами вся полезная ко спасению душ и телес наших: сохрани святую обитель сию (или: храм сей), всякий град и весь, и всякую страну христианскую, и люди живущыя, от всякого озлобления помощию твоею: вемы бо, вемы, яко много может молитва праведнаго, поспешествующая во благое: тебе же праведнаго по преблагословенней Деве Марии, предстателя ко Всемилостивому Богу имамы, и к твоему, преблагий отче, теплому ходатайству и заступлению смиренно притекаем: ты нас соблюди яко бодрый и добрый пастырь, от всяких врагов, губительства, труса, града, глада, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменников, и во всяких бедах и скорбех наших подавай нам руку помощи и отверзи двери милосердия Божия; понеже недостойны есмы зрети высоту небесную, от множества неправд наших: связани есмы узами греховными, и николиже воли Создателя нашего сотворихом, ни сохранихом повелений Его. Тем же преклоняем колена сокрушенна и смиренна сердца нашего к Зиждителю своему, и твоего отеческаго заступления к нему просим: помози нам, угодниче Божий, да не погибнем со беззаконии нашими, избави нас от всякого зла, и от всякие вещи сопротивныя, управи ум наш, и укрепи сердце наше в правой вере, в ней же твоим предстательством и ходатайством, ни ранами, ни прещением, ни мором, ни коим гневом от Создателя своего умалени будем, но мирное зде поживем житие, и да сподобимся видети благая на земли живых, славяще Отца и Сына и Святаго Духа, Единаго в Троице славимаго и поклоняемаго Бога, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Храм во имя святителя Алексия, митрополита Московского
Черепаново, Пролетарская ул., 81
История
Храм во имя святителя Алексия, митрополита Московского был построен в 1914 году и приписан ко храму в честь Вознесения Господня, расположенного в селе Зимовье, Черепановского района.
В 1930 годы прошлого столетия священники были репрессированы, и храм в последующие года использовался как клуб, как дом пионеров и последнее время до передачи его в собственность Новосибирской епархии, как Дом Детского Творчества, где сцена располагалась на месте алтаря.
В 1990-х годах верующие города Черепаново обращались к администрации района с просьбой о передаче здания храма, но безуспешно.
30 марта 2006 года на сессии депутатов Черепановского района было принято решение о передаче здания в собственность епархии. За восстановление храма взялись игумен Кирилл (Скакальский) с братией монастыря в честь Всех Святых в земле Сибирской просиявших, также помощь оказала администрация Черепановского района.
С 5 июня в одной из комнат, где в будущем расположится церковная лавка, стал раз в неделю совершаться молебен с акафистом святителю Алексию.
Осенью того же года архиепископ Тихон утвердил окончательный вариант реконструкции храма святителя Алексия. Через некоторое время Святейший Патриарх Алексий II передает в монастырь Сибирских Святых икону святителя Алексия, митрополита Московского для восстанавливаемого храма.
В мае 2007 года сделали новое отопление и верх храма полностью реконструировали и восстановили купола.
Первая Божественная литургия состоялась на Рождество Христово в 2008 году, с этого момента Литургия в храме совершается регулярно.
Осенью 2008 года администрация передала другую часть здания Дома Детского Творчества, площадью 440 кв. метров, которая непосредственно примыкала к зданию храма. Эта часть здания остро нуждалась в ремонте, в дальнейшем там были организованы трапезная, библиотека, бухгалтерия, воскресная школа, молодежный клуб, столярка и гараж. Библиотека и воскресная школа сразу начала работать после передачи другой части здания. В 2010 году при храме открывается молодежный клуб, который впоследствии становится Молодежным центром Искитимской епархии.
В мае 2010 года на главном фасаде храма установили мозаичную икону Спасителя.
В апреле 2011 года по благословению архиепископа Тихона начинается строительство колокольни, и за лето силами монастырской братии колокольня была возведена. 5 апреля 2012 года состоялось освящение колоколов Преосвященнейшим Лукой, епископом Искитимским и Черепановским.
8 апреля 2012 года состоялась первая архиерейская литургия, которую возглавил Преосвященнейший Лука.
21 мая 2012 года согласно резалюции Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла храму святителя Алексия Митрополита Московского города Черепаново был присвоен статус соборного храма.
В мае 2013 года при храме постоянно стал действовать методический кабинет, в котором проводятся заседания методического объединения преподавателей предмета «Основы православной культуры».
С июня 2014 года по благословению Преосвященнейшего Луки началась роспись храма студентами иконописного отделения Новосибирского Богословского Свято-Макарьевского Института.
17 октября 2014 года состоялось торжественное празднование 100-летия храма святителя Алексия Митрополита Московского.
Черепаново. Церковь Алексия, митрополита Московского.
Карта и ближайшие объекты
Статьи
В 1990-х годах верующие города Черепаново обращались к администрации района с просьбой о передаче здания храма, но безуспешно. 30 марта 2006 года на сессии депутатов Черепановского района было принято решение о передаче здания в собственность епархии. За восстановление храма взялись игумен Кирилл (Скакальский) с братией монастыря в честь Всех Святых в земле Сибирской просиявших, также помощь оказала администрация Черепановского района. Первая Божественная литургия состоялась на Рождество Христово в 2008 году, с этого момента Литургия в храме совершается регулярно.
Осенью 2008 года администрация передала другую часть здания Дома Детского Творчества, площадью 440 кв. метров, которая непосредственно примыкала к зданию храма. Эта часть здания остро нуждалась в ремонте, в дальнейшем там были организованы трапезная, библиотека, бухгалтерия, воскресная школа, молодежный клуб, столярка и гараж.
В мае 2010 года на главном фасаде храма установили мозаичную икону Спасителя. В апреле 2011 года по благословению архиепископа Тихона начинается строительство колокольни, и за лето силами монастырской братии колокольня была возведена. 5 апреля 2012 года состоялось освящение колоколов Преосвященнейшим Лукой, епископом Искитимским и Черепановским. 8 апреля 2012 года состоялась первая архиерейская литургия, которую возглавил Преосвященнейший Лука.
21 мая 2012 года, согласно резалюции Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, храму святителя Алексия Митрополита Московского города Черепаново был присвоен статус соборного храма.
С июня 2014 года по благословению Преосвященнейшего Луки началась роспись храма студентами иконописного отделения Новосибирского Богословского Свято-Макарьевского Института. 17 октября 2014 года состоялось торжественное празднование 100-летия храма святителя Алексия Митрополита Московского.
История храма во имя святителя Алексия, митрополита Московского, при станции Черепаново в Новосибирской области
Статья посвящена истории здания Алексиевского храма, возведенного в 1914 г. в поселке строителей Алтайской железной дороги при станции Черепаново. Работая с архивными документами, авторы обнаружили, что первым в поселке был возведен деревянный храм, и потому после строительства каменного Алексиевского храма действовали два прихода. В советские годы здание бывшего Алексиевского храма было перепрофилировано под клуб и под Дом пионеров, его внешний облик был значительно изменен, и после возвращения в 2006 г. в ведение РПЦ была проведена реконструкция здания. При выполнении авторами статьи обмерных чертежей современного здания храма было установлено несовпадение вертикальных осей симметрии в композиции верха и низа кафоликона, что говорит о разнице между восстановленным и пред-полагаемым первоначальным обликом церкви. Авторы статьи предполагают, что первоначально кафоликон церкви имел деревянное шатровое перекрытие с главкой на восьмигранном глухом барабане.
Традиция возведения храмов при станциях железной дороги сложилась в России во второй половине XIX в. с появлением и быстрым развитием железнодорожного транспорта, а восходит она к более древней традиции строительства храмов и часовен на перекрестках дорог и пересечении улиц. Выбор правильного пути был связан у русского человека с молитвенным обращением к Богу. Жизнь большинства российских жителей была тесно связана с церковью, где человека крестили, венчали и отпевали, где причащался он Святых Христовых Тайн. Именно поэтому и в Сибири, на станциях новых железных дорог и в селениях при них строились храмы для нужд переселенцев, по их многочисленным просьбам.
С приходом советской власти на 80 лет об этой традиции забыли, но с возрождением в наши дни церковной жизни восстанавливаются и привокзальные часовни и церкви. Так, с 2008 г. вновь стали совершаться службы в восстановленном храме во имя святителя Алексия, митрополита Московского, при железнодорожной станции Черепаново в Черепановском районе Новосибирской области.
Каменный Алексиевский храм был построен в 1914 г. и предназначался для строителей Алтайской железной дороги, проживавших в образованном ими пос. Свободный на месте будущей станции Черепаново, давшей в 1921 г. свое название и поселку. Как правило, приходы вновь построенных храмов не сразу становились самостоятельными, а были на протяжении ряда лет приписными к другому ближнему приходу. Делалось это во избежание обнищания действующего прихода, чтобы новый храм не оттянул сразу большое количество прихожан с их пожертвованиями к себе. Кроме того, приход не мог быть сразу открыт как самостоятельный, если не успели построить дома для священника и псаломщика либо просто не было еще священника, назначенного в этот приход. Так или иначе, сразу после завершения строительства Алексиевский храм был приписан ко храму в честь Вознесения Господня, расположенному в с. Ганюшкино Зимовье, поэтому служба в нем ввелась по праздникам специально прибывавшими из Вознесенского храма священниками.
Здание на тот момент было занято железнодорожным клубом. Во втором церковном здании «работает электростанция райисполкома». Об этом втором церковном здании известно, что по решению Новосибирского облисполкома за № 1282 от 29 сентября 1938 г. находившийся в нем приход закрыли, а само «здание разобрано и из стройматериалов церковного здания и другого дома построена электростанция на другом месте». Из текста следует, что речь идет о деревянном строении, то есть первый храм в пос. Свободном был именно деревянным.
После 1950-х г.г. здание бывшего Алексиевского храма было увеличено пристройкой, превосходившей его по площади, и использовалось как Дом пионеров и Дом детского творчества. Так продолжалось до момента его передачи 30 марта 2006 г. в ведение Искитимской и Черепановской епархии РПЦ. За восстановление храма взялись игумен Кирилл (Скакальский) с мужского братией Черепановского монастыря в честь Всех Святых в земле Сибирской просиявших, также помощь оказала администрация Черепановского района. Здание вновь приобрело вид храма (автором проекта реконструкции выступила епархиальный архитектор Ирина Ивановна Руденко).
При знакомстве авторов статьи с архитектурой восстановленного храма (в процессе обмеров здания во время студенческой обмерной практики) было омечено очевидное несовпадение вертикальных осей симметрии верхней (от цоколя до карниза) и нижней (от карниза до главки с куполом) частей продольных фасадов храма, что выглядело явным нарушением общих законов симметрии. В настоящей статье впервые делается анализ возможных вариантов завершения композиции центрального объема на продольных фасадах Алексиевского храма.
Основной объем протяженного здания храма мог быть перекрыт так же, как сейчас, — простой двускатной кровлей на стропилах, а по средней линии квадрата кафоликона, перпендикулярно коньку кровли, могла располагаться двускатная крыша, за-вершавшаяся треугольными фронтонами на южном и северном фасадах. Опиравшийся на нее шатер мог быть восьмигранным или четырехгранным снаружи, а внутри быть устроен по принципу «неба», как в деревянных храмах Русского Севера и в проектах деревянных церквей из «Атласа. ». Главка, венчавшая такую кровлю, была, вероятно, водружена на глухой восьмигранный барабан. В процессе разрушения здания и приспособления его под новые нужды перекрытие центрального объема было уничтожено, чтобы ничто не напоминало о прежнем назначении здания.
Рассмотрев несколько вариантов первоначального вида храма, мы остановились на том, что в разработанном И. И. Руденко проекте реконструкции Алексиевского храма перекрытие отличается от первоначального только местоположением оси главки, смещенной с оси кафоликона к алтарю, в результате чего нарушилась центральная симметрия фасада кафоликона. Кроме деревянных конструкций, в новом перекрытии использован металл и современные строительные материалы. На сегодня наши версии о том, как мог быть перекрыт кафоликон, остаются гипотезами, до момента нахождения проектных чертежей храма или его фотографии до разрушения. С уверенностью можно утверждать лишь то, что первоначальные конструкции перекрытия были деревянными.
История Алексиевского храма типична для русских православных церквей в XX в. После закрытия церкви власти приложили усилия к тому, чтобы придать зданию вид, ничем не напоминающий храм. Поскольку стены храма были кирпичными, ограничились уничтожением деревянных конструкций главки с куполом и аттиков на северном и южном фасадах. Общее возрождение Русской православной церкви, начавшееся после празднования в 1988 г. Тысячелетия Крещения Руси, непосредственно коснулось Черепановского храма во имя святителя Алексия, митрополита Московского, только в первом десятилетии XXI в., когда после реконструкции здания в его стенах вновь возносятся молитвы Богу.
И. Л. Ростовцева, В. А. Никифорова, Ю. В. Цурупо, г. Новосибирск
Список использованных источников: