храм алякс в иерусалиме

Мечеть Аль-Акса

храм алякс в иерусалиме

Мечеть Аль-Акса в Иерусалиме считается одним из важнейших символов Ислама. Является 3-ей почитаемой святыней для мусульман после Запретной мечети Аль-Харам в Мекке и мечети Пророка Аль-Набави в Медине. Также важным фактом является то, что только эта мечеть упомянута в Священном Коране.

История появления мечети Аль-Акса

Эта мечеть имеет многовековую историю. Храм Аль-Акса был возведён в Иерусалиме, на Храмовой горе в 636 году по поручению праведного халифа Умара ибн аль-Хаттаба (р.а.). В переводе с арабского языка название означает «мечеть отдаления». Это связано с дальним расположением храма от Мекки.

Изначально это был скромный молитвенный дом, который не сохранился до наших времён. Последующие халифы перестроили его в храм и расширили территорию, так как он не вмещал всех желающих. Также его приходилось реставрировать после землетрясений, пожара и других катастроф. Али аз-Зихир последний, кто кардинально изменил храм и сделал его таким, каким мы видим его до сих пор. Остальные правители изменяли только внешний вид святыни. Теперь мечеть Аль-Акса вмещает единовременно до 5000 мусульман.

Ремонтные работы изменили внутреннюю структуру храма. На сегодняшний день в отреставрированной святыне много разнообразных колонн из камня и мрамора, арочных проёмов и каменных столбов. Они соединяют семь галерей под одним куполом, куда возможно зайти с разных семи сторон. Три галереи находятся в западном крыле, три – в восточном и одна центральная. Изнутри купол и стены отделаны мозаикой, которая придаёт залам величественность и необыкновенную красоту. Также были достроены дополнения к главному зданию: купол и минарет. Фасад мечети несколько раз менялся за многие столетия.

храм алякс в иерусалиме

Особенности храма Аль-Акса

Поскольку рядом расположены несколько мечетей, которые создают один архитектурный объект, многие мусульмане путают, какая именно святыня является мечетью Аль-Акса.

Внимание привлекает роскошный двадцатиметровый в диаметр золотой купол огромной мечети Куббат ас-Сахра. Однако, стоит помнить, что святыня имеет меньшие габариты, более скромный внешний вид и всего один минарет. Её купол покрывают специальные свинцовые листы серого цвета. Несмотря на такой незаметный облик, мечеть числится третьей по значимости в Исламе.

Значимость святыни

В истории Ислама мы можем найти отсылки к долгому путешествию пророка Мухаммеда в город Иерусалим из Мекки и вознесению его на небеса с каменной скалы на горе в конце жизненного пути. Поэтому именно на этой земле была возведена мечеть. Во время Исры перед Мухаммадом (с.а.в.) возникли другие пророки, посланные Богом: Муса (Моисей), Ибрахим (Авраам) и Иса (Иисус).

После единовременного чтения молитвы небесные ангелы совершили омовение сердца, чтобы Пророк мог вознестись на небеса. Мухаммед прошёл путь по ступенькам, средь семи небесных сфер, и предстал перед Аллахом. Он поведал ему молитвенные таинства и разъяснил действия ритуала намаз. Такое чудодейственное явление названо в религии как Мирадж. Оно и придаёт храму особый статус священного места. Теперь Вы знаете, что Аль-Акса – это не просто старинная достопримечательность Иерусалима, но и один из главных символов Ислама.

На протяжении многих лет эта мечеть была для мусульман особым ориентиром, который называется киблой. В какой бы точке земного шара не находился верующий, каждый должен совершать ежедневные молитвенные ритуалы и намазы в сторону точно установленного направления – киблы. Сейчас этой святыней является Кааба, благодаря своим размерам и габаритам.

храм алякс в иерусалиме

Откуда взялось название «Соломоновы конюшни»?

История мечети Аль-Акса была непростой и содержит множество периодов. Они отразились на названиях некоторых помещений храма. Например, святыня имеет просторную площадь в подвале с необычным названием «Соломоновы конюшни». Оно связано с древней историей Храмовой горы. Раньше на ней располагался храм Соломона, который был разбит римлянами. Однако гору так и продолжили называть Храмовой.

храм алякс в иерусалиме

Что следует знать туристам

Побывать в этом месте может любой желающий, независимо от вероисповедания. Но прежде чем посетить столь значимое и священное место, необходимо узнать о нём и о правилах поведения на его территории. Для новых посетителей открывается необычайный вид на огромный архитектурный объект, состоящий их двух мечетей: храм Куббат ас-Сахра и храм Аль-Акса. Вся местность, вся территория Храмовой горы имеет огромную значимость и считается святым местом как для мусульман, так и для иудейских верующих. По иудейским преданиям на этом месте находится Ковчег Завета. Здесь и началось сотворение всего мира.

Священные земли строго охраняются, поэтому мечеть окружена высоким забором. Зайти на территорию Храмовой горы возможно через несколько ворот, но туристы могут попасть туда только через древние Магрибские ворота, расположенные возле Стены Плача. Каждый посетитель проходит тщательный досмотр вещей и контроль на пункте охраны.

Также стоит помнить о надлежащем внешнем виде: мужчинам запрещено посещать это место в шортах, а женщинам нельзя надевать юбки, шорты и откровенные вещи с отрытыми плечами и декольте. При входе в храм Вам необходимо снять обувь. Внутри мечети мужчинам и женщинам нельзя дотрагиваться друг до друга, если даже они состоят в брачных отношениях. Также в храме запрещено делать фотографии, а также снимать видео.

Время посещения Храмовой горы:

На протяжении всех исламских праздничных дней, а также каждую пятницу вход в сами мечети возможен только для мусульман. Туристам необходимо взять с собой деньги, так как посещение священных мест платное. Возможно приобрести единый билет, который даёт право также на посещение познавательного музея исламской культуры.

Если Вы будете придерживаться этих несложных, но обязательных правил, Вы сможете полностью окунуться в религиозную атмосферу, проникнуться таинствами исламской культуры и насладиться красивой архитектурой.

Источник

храм алякс в иерусалимеmarafonec

Марафонец

Бег на месте к горизонту

храм алякс в иерусалиме
Современный облик Храмовой горы. На переднем плане мечеть Аль-Акса, за ней золотой Купол скалы

Трудно найти другое место на планете, где бы в столь тугой узел сплелись коренные национально-религиозные интересы многих народов. Евреи говорят, что их просто нет без Храмовой горы и наследия царей Соломона (первый храм) и Ирода Великого (второй храм). Арабы и другие мусульмане указывают, что к моменту появления там пророка Мухаммеда во время его чудесного путешествия по небу еврейских священных сооружений, разрушенных римлянами, уже не было полтысячелетия. Знаменитая Стена плача – это не часть иродианского храма, а фрагмент подпорных сооружений, окружавших гору. Арабы не изгоняли древних евреев со своих территорий, а построили свои мечети, в том числе Аль-Аксу и позолоченный Купол скалы, на пустом месте.

храм алякс в иерусалиме

А если учесть, что в каких-нибудь сотнях метров от этой горы находится важнейшая христианская святыня – Голгофа с Храмом Гроба Господня, то картина становится ещё более сложной и запутанной.

Нынешняя ситуация вокруг Храмовой горы возникла в результате «шестидневной» войны 1967 года, когда гора вместе с Восточным Иерусалимом была отвоёвана Израилем у Иордании, но международного признания это приобретение не получило. Вскоре под давлением Арабского мира управление самой Храмовой горой было передано мусульманскому фонду (вакуфу). В 1993 году после подписания соглашений в Осло управление вакуфом перешло от Иордании к Палестинской автономии.

Мечеть Аль-Акса занимает особенное место в исламской истории и сердцах мусульман. Аль-Акса является третьей по счету главной исламской святыней. С этим местом связано ночное путешествие пророка Мухаммада (мир ему) из Мекки в Иерусалим (исра) и его вознесение на небеса (мирадж). Но каким бы известным местом не являлась мечеть, данные факты известны мало кому:

Аль-Акса – это не одна мечеть. Да, мы знаем, что аль-Акса – это комплекс мечетей, а саму аль-Аксу представляем как постройку в южном углу комплекса. Но на самом деле, это мечеть Кыйбла, названная так, из-за того, что ближе всех расположена к Кыйбле. Вся гора является мечетью Аль-Акса.

Аль-Акса – это место захоронения. Нет данных о том, сколько пророков и сахабов были похоронены в этом месте, но определенно их много. Например, предполагается, что пророк Сулейман был захоронен именно здесь.

Территория Аль-Акса была мусорной свалкой. В период истории, когда иудеям было запрещено жить в городе, римские жители использовали территорию мечети в качестве мусорной свалки. Когда Умар освободил город, он очистил территорию мечети от мусора голыми руками. Он также поставил конец многовековому изгнанию иудеев и дал право 70 семьям жить в Иерусалиме.

Аль-Газали жил и написал свое величайшее произведение в аль-Аксе. Одна из самых известных книг исламской литературы Ихйа Улум ад-Дин величайшего ученого Абу Хамида Аль-Газали была написана в стенах мечети Аль-Акса. Мало кто знает, что именно здесь жил известный ученый некоторый период своей жизни.

Аль-Акса была конюшней, дворцом и местом, где приводится в исполнение смертный приговор. Когда первые крестоносцы взяли Иерусалим, они обнаружили большинство мусульман запертыми в мечети Аль-Акса. Они убили около 70 000 из них и превратили мечеть Кыйбла во дворец, Купол Скалы – в часовню, а нижние комнаты – в конюшню. Мусульмане, которые выжили в массовом убийстве, позже были распяты на большом кресте в центре мечети. Основание креста на том месте можно увидеть и сегодня.

Легендарный минбар. Нуруддин Занги – сельджукский атабек Халеба c 1146 года и амир Дамаска – имел особый минбар, построенный для установки в мечети аль-Акса после того, как она будет отвоевана у крестоносцев (в этом был уверен Занги). Этот минбар был очень красивым и был сделан без использования ни единого гвоздя и клея. К сожалению, Занги не дожил до победы над крестоносцами, но его ученик Салахуддин исполнил желание его учителя, и после освобождения Иерусалима, установил минбар в мечети. К сожалению, минбар не сохранился до наших дней.

Купол Скалы раньше имел другой вид. Купол Скалы – это первый купол в истории ислама – был построен по распоряжение Умайад Халифа Абдул Малик ибн Марвана. Он был деревянным с верхушкой из керамики, но почти тысячу лет спустя во время правления Османского халифа Сулеймана Великого, был добавлен слой из золота, вдобавок к черепице к фасаду здания.

Аль-Акса пережила пожар. В 1969 австралийский сионист поджег минбар Нуруддина, в результате чего мечеть охватило пламя.

Источник

Храм алякс в иерусалиме

Ваша корзина

храм алякс в иерусалиме

Мечеть Аль-Акса в Иерусалиме

Мечеть Аль-Акса — третья важнейшая святыня ислама

Человек не мусульманского вероисповедания, если его спросить о главных святынях ислама, скорее всего назовет Мекку и Медину. Действительно, храмы Аль-Харам в Мекке и Пророка в Медине вспоминаются сразу. Не все знают, что третье место с древнейших времен занимает мечеть Аль-Акса в Иерусалиме.

Долго она служила так называемой киблой — направлением, куда молящийся мусульманин обращается лицом (сейчас это Кааба в Мекке).

Мусульмане считают своим долгом обязательно посетить Аль-Акса по возможности хотя бы в праздники. Чем же она заслужила такое благоговейное отношение? Вид у нее довольно скромный — особенно если сравнить ее с находящимся рядом зданием Куббат ас-Сахра с его сверкающим куполом. Эти две мечети нередко путают). Обе они входят в единый архитектурный комплекс Харам Аль-Шариф — и обе в традиции ислама связаны с важнейшими событиями из жизни пророка Мухаммада.

Содержание Статьи

храм алякс в иерусалиме

храм алякс в иерусалиме

храм алякс в иерусалиме

Видео

Фильм о Храмовой Горе

На Карте

Экскурсии

храм алякс в иерусалиме

Олд Сити, Иерусалим

Святыни 3-х религий Иерусалима

храм алякс в иерусалиме

Экспресс экскурсия по Старому городу Иерусалим

храм алякс в иерусалиме

Экскурсия Мусульманский Иерусалим

храм алякс в иерусалиме

Jaffa Gate, Omar Ibn Katab, Jerusalem

Стопами Пророков. Индивидуальный тур в Иерусалим

На место, где стоит Аль-Акса, Бог чудесно перенес своего избранника из Мекки, здесь тот говорил с прежними пророками Мусой, Ибрахимом и Исой, здесь ангелы подготовили его к вознесению на небеса.

Также Аль-Акса почитается как:

«Аль-Акса» означает «отдаленная», так назвал ее Аллах, когда перенес сюда Мухаммада.

Трудная судьба мечети

Когда в Иерусалим явился халиф Умар ибн Аль-Хаттаб, он увидел на Храмовой горе городскую свалку. Легенда говорит, что он сам, голыми руками разгреб кучу мусора, чтоб преклонить колени для молитвы. Далее он повелел убрать со священной земли хлам и отбросы и выстроил небольшой дом для молений.

Пятый омейядский халиф Абдул-Малик ибн Мерван впоследствии расширил мечеть, а его сын Аль-Валид в 705 г. завершил постройку. Но здание простояло менее 40 лет — землетрясение уничтожило его. В 754 и 780 мечеть восстанавливали, но в 1033 очередной подземный толчок снова превратил ее в руины. Спустя два года Али аз-Зихир выстроил то здание, что видим мы сегодня.

С тех пор многие арабские правители вносили свои коррективы в облик строения, стараясь сделать мечеть Аль-Акса красивее и значительнее. У нее появился минарет, купол, фасад.

В 1099 г. захватившие Иерусалим крестоносцы увидели уже довольно обширное здание — и использовали его по-своему. Над куполом загорелся позолоченный крест, часть храма превратилась в христианскую молельню, в другой части со временем разместился командор свежесозданного ордена Бедных воинов Христа и Храма Соломонова Гуго де Пейн. Храмом Соломоновым как раз и стала Аль-Акса. Сейчас этот рыцарский орден чаще называют тамплиерами.

Судя по всему, размеры мечети позволяли разместить в ней не только церквушку и резиденцию ордена, но и арсенал, и даже конюшни.

В 1291 г. крестоносцам пришлось бежать со Святой Земли, откуда изгнал их мамлюкский султан Халил Аль-Ашраф, более известный как Салах Ад-Дин. Он велел сбросить с купола Аль-Аксы крест. Амир Дамаска Нуруддин Занги, бывший в дружеских отношениях с Салах Ад-Дином и веривший, что тот победит христианских рыцарей, еще до падения Иерусалима принес в дар мечети удивительный минбар (деревянное возвышение для имама), созданный специально для Аль-Аксы. Минбар был очень искусно сделан из дерева — и все его части соединялись без клея, без единого гвоздика, словно в напоминание о первом минбаре пророка Мухаммада (то был обычный обрубок финикового дерева, с него пророк проповедовал в Медине).

Архитектура и интерьер

Сейчас Аль-Акса внутри состоит из центральной галереи, образованной мраморными колоннами, к которой с востока и запада примыкают еще по три. Центральная галерея покрыта серой крышей. Южная сторона храма увенчана массивным куполом, облицованным листами серого свинца, с северной — семь дверей, каждая из которых ведет в свою галерею.

Внешне Аль-Акса похожа на скромного аскета в пыльной одежде, внутри же все по-иному. Арки и колонны, белоснежный мрамор и чудесные мозаики (мозаичный изнутри даже «суровый» купол), золотая утварь. Так и кажется, что это — намеренно созданный образ, снаружи неприглядный и мрачноватый, но скрывающий внутри сокровища.

Паломнические туры для Мусульман

храм алякс в иерусалиме

Хадж в Израиль и Иорданию в марте 2020

храм алякс в иерусалиме

Тур Зиярат. Земля Пророков

храм алякс в иерусалиме

Мечеть Аль Акса, Иерусалим

Паломнический тур для Мусульман в Израиль в ноябре 2019

Аль-Акса сегодня

К прискорбию, сегодня Аль-Акса — не просто великая святыня, вмещающая 5 000 молящихся и имеющая неоспоримую историческую и архитектурную ценность. Исламские экстремисты стараются превратить ее в некое «пугало» для своих давних врагов израильтян, заведомую «жертву» арабо-израильского конфликта: любые попытки предпринять археологические изыскания или какую-либо стройку на Храмовой горе вызывают у исламистов одну и ту же реакцию — демонстративно-оскорбленную: Израиль мечтает уничтожить мечеть Омара!

События вокруг храма

В августе 1969 г. некто Дэннис Рохэн, австралийский фундаменталист-сектант, ворвался в здание с канистрами легковоспламеняющейся жидкости и поджег ее. Мечеть Аль-Акса пострадала, несмотря на вполне оперативные действия израильских пожарных. Погиб в огне тот самый, легендарный миндар Салах Ад-Дина.

Исламский мир буквально взорвался негодованием. Религиозный фанатик-пятидесятник, член христианской секты «Церковь Бога», у которого что-то перемкнуло в затуманенной головушке, превратился в «сиониста по фамилии Коэн», получившего за поджог святыни то ли 50, то ли все 100 миллионов долларов! Судебные медики нашли у поджигателя реактивный психоз. Возможно, это был знаменитый «иерусалимский синдром», которому, между прочим, подвержены люди любой конфессии. Рохэн закончил свои дни в психиатрическом учреждении на родине. Видно, мифические сто миллионов ему совершенно не помогли.

Отголоски этого шизофренического происшествия со временем превратились в гром, называемый Интифадой Аль-Аксы — всплеск насилия со стороны арабов с Западного берега Иордана и в Секторе Газа в 2000 г. И будто дублируются до сих пор, правда, в весьма агрессивном смешанном мусульманско-израильском варианте. В последний раз стычка на Храмовой горе случилась 14 июля 2017 года — арабскими террористами были ранены трое израильтян из органов правопорядка. Двое скончались в больнице. Что сообщили из ХАМАС, ведь за день до теракта на сайте Палестинского информационного центра висели фото этих парней с довольными улыбками? А из ХАМАС сообщили, что парни — ровесники убитых полицейских — мстили евреям. За что? Разумеется, за осквернение мечети Аль-Акса!

Источник

Мечеть Аль-Акса

Мечеть Аль-Акса (Al-Aqsa Mosque)

Мечеть Аль-Акса — большой мусульманский храм в Иерусалиме и одна из наиболее почитаемых святынь ислама. Она стоит на Храмовой горе – самой возвышенной части Старого города. Вместе с храмом Купол скалы (Куббат ас-Сахра) мечеть Аль-Акса (Аль-Масджид аль-Акса) образует величественный религиозный комплекс Харам аль-Шариф. Во многих туристических путеводителях существует путаница, и за Аль-Аксу принимают блестящий золотом свод соседней мечети – Купола скалы.

Мечеть Аль-Акса обладает многовековой историей. Она была возведена еще в VII веке. На арабском языке ее название означает «дальняя мечеть». Длина мечети Аль-Акса составляет 80 м, а ширина – 55 м. Внутреннее пространство мусульманской святыни способно вместить до пяти тысяч верующих. Здесь захоронено несколько исламских религиозных деятелей и пророков.

Сэкономь на путешествии!

Основные моменты

Мечеть Аль-Акса имеет религиозный статус третьей святыни ислама. Больше нее мусульмане почитают только мечети аль-Харам в Мекке и Аль-Масджид ан-Набави или храм Пророка, который стоит в городе Медина. Иерусалимская святыня служила первой киблой для всех приверженцев ислама, то есть направлением, в сторону которого они поворачиваются, совершая намаз. Позже в качестве киблы была избрана Мекка.

Мусульмане верят, что Мухаммед чудесным образом перенесся в это место из Мекки и вознесся на небеса с каменной скалы на горе. Наряду с другими мусульманскими святынями древнего города, мечеть Аль-Акса находится под попечительством и надзором иорданского правительства. К такому соглашению две страны пришли еще в 1994 году.

К сожалению, этот мусульманский храм порождает постоянные конфликты между евреями и арабами. Чтобы прекратить возможные проблемы, полиция Израиля периодически запрещает доступ к обеим мечетям на Храмовой горе для лиц моложе 50 лет, либо только мужчинам до 50 лет.

История мечети Аль-Акса

Первый храм в этой части Старого города соорудили по распоряжению халифа Омара (Умара) ибн аль-Хаттаба в 636 году, поэтому его иногда называют «храмом Омара». Поначалу мечеть Аль-Акса представляла собой маленький дом для молитвы.

Во времена правления 5-го халифа Омейядского халифата Абду-ль-Малик ибн Марвана небольшая мечеть Аль-Акса уже не вмещала всех пришедших на молитву, поэтому было принято решение расширить здание. Работы по реконструкции мечети растянулись на долгое время и были завершены уже при сыне правителя Аль-Валиде в 705 году.

Через 41 год в Иерусалиме произошло сильное землетрясение, которое полностью разрушило храм. Но халиф Аль-Мансур нашел средства и рабочих и святыню отстроили заново в 754 году. Многочисленные перестройки в конструкцию храма внесли при приемнике Аль-Мансура халифе Аль-Махди (780 год). До наших дней сохранилось здание, возведенное в первой половине XI века, во времена правления Али аз-Зихира. Оно заменило старую постройку, сильно поврежденную во время мощного землетрясения 1033 года.

Когда городом завладел султан Саладин (Салах ад-Дин), Аль-Аксу восстановили как мечеть. По распоряжению этого правителя все следы присутствия христиан на Храмовой горе были уничтожены.

Особенности архитектуры и интерьеров

Полусфера большого купола поднимается над полом на 17 м. Изнутри она выложена мозаикой, а с наружной стороны обшита листами свинца серого цвета. Стены храма снизу декорированы белыми мраморными плитами, а вверху – мозаичными узорами.

Внутри мечеть Аль-Акса разделена на несколько нефов или протяженных галерей. Величественную галерею, расположенную в центре, поддерживают арочные перекрытия и стройные колонны, сделанные из мрамора. По обеим сторонам от нее находится еще по три небольших нефа. В каждый из них с северного фасада ведет отдельная дверь. Помимо них, мусульманский храм имеет еще четыре входа: 1 с востока, 2 с запада и 1 с юга.

Полезная информация для туристов

В мечети Аль-Акса могут побывать все желающие, независимо от вероисповедания. Туристов просят одеваться в скромную одежду и не шуметь, проявляя уважение к чувствам верующих. Женщинам и мужчинам не разрешено прикасаться друг к другу, даже если они находятся в супружеских отношениях. Перед входом в здание необходимо разуться.

На Храмовую гору можно попасть в зимнее время с 7.30 до 10.30 и с 12.30 до 13.30, летом с 8.00 до 11.00 и с 13.15 до 15.00. Здесь нельзя курить, а внутри мечети Аль-Акса не разрешено снимать видео и фотографировать.

По пятницам и в праздничные дни на гору допускают исключительно мусульман. Посетить оба храма и музей мусульманского искусства можно по единому билету, который стоит 30 шекелей.

Как добраться

Мечеть Аль-Акса стоит в 600 м к юго-востоку от храма Гроба Господня. Проход на Храмовую гору для туристов возможен лишь через расположенные возле Стены Плача древние Магрибские ворота. Подъехать сюда можно на автобусах № 1, 3, 3К, 5, 43, 51, 76, 76А, 111 и 764.

Источник

Святыня трех религий

храм алякс в иерусалиме

Храм Соломона

Единственное место на земном шаре, которое от са­мой глубокой древности освящено поклонением Единому Богу и на которое издревле с благоговением взирали верующие трех религий — иудаисты, христиане и мусульмане, находится в восточной части Иерусалима.

В конце Х I — начале Х вв. до Р. Х. Иерусалим стал столицей древнееврейского государства Израиль, а ок. 935 г. до Р. Х. — сто­лицей иудейского царства. К этому времени относится подъем строи­тельства в городе, когда были возведены новые крепостные стены, дворцовые и культовые здания. Наиболее выдающимся из них был храм, построенный в эпоху царей Давида и Соломона (кон. Х I в. — ок. 928 г. до Р. Х.).

Большинство исследователей, следуя сообщению Библии, пола­гает, что Соломон построил храм на горе Мориа, на том месте, ко­торое его отец Давид купил у Орны Иевусеянина (2 Цар 24:18,25; 1 Пар 21 : 18–30). Но Давиду не суждено было совершить возве­дение храма; он воздвиг на гумне Орны только алтарь Единому Богу и умер, завещав продолжение строительства сыну Соломону.

В этот храм был перенесен Ковчег Завета; место, где находи­лось Святое Святых, было запретным для посещения, и лишь раз в год сюда имел доступ первосвященник.

Дальнейшая история ветхозаветного храма

Это место поклонения Единому Богу по-прежнему считалось доступным только богоизбранному народу Израиля; как сообщали Иосиф Флавий и Тацит, надписи на греческом и латинском языках предупреждали чужеземцев о запрете вступать на территорию храма.

В последней четверти Х I Х века французский археолог Клермон Ганно открыл близ места, занимаемого в прошлом ветхозаветным храмом, камень с греческой надписью. Текст ее гласит: “никакой иноплеменник не имеет доступа внутрь ограды и каменной стены вокруг храма. Кто будет застигнут в нарушении этого правила, пусть сам несет ответственность за смертную казнь, которая за это следует” (приводит­ся по Библейскому словарю, изданному в Торонто в 1980 г., с. 483).

Главные ворота храма были на восточной стороне; кроме того, трое ворот было на севере, трое на юге. Первая часть двора носила название двора женщин, откуда переходили во двор мужчин. Затем следовал третий — для священнослужителей. Он заключал в се­бе жертвенный алтарь и Святая Святых. Таков был храм во время правления Ирода и ко времени рождения Иисуса Христа.

Ветхозаветный храм в евангельские времена

И наконец, с этим храмом связаны самые страшные моменты в земной жизни Спасителя, когда здесь завеса церковная раздралась с верхнего края до нижнего, когда совершилось искупление мира (Лк 23 : 45).

Разрушение иерусалимского храма (70 г. по Р. Х.); Стена Плача

Про­рочество Спасителя о разрушении храма (Мф 24:2; Лк 21 : 6; Мк 13:2) сбылось вскоре после Его крестной смерти: в ходе Иудейской войны (66–73 г.) Иерусалим был разорен войсками римского императора Тита Флавия (41–81 гг.); храм Соломона в 70 г. также был разрушен, и к настоящему времени от него сохранилась только часть наружной ограды, то есть Стена Плача.

Такое место, как место храма Иеговы, не могло быть забыто после разрушения ветхозаветного святилища. Известность этого места заставила императора Адриана (117–138 гг.) через 50 лет построить здесь из развалин храма Ирода языческий храм Юпитера. Внутри этого храма Адриан распорядился поставить свою статую.

Аль-Акса — “мечеть удаленнейшая”

В VI веке на месте древнего ие­русалимского храма была возведена церковь Марии, которая впослед­ствии получила название Введения Богородицы во храм. Но в 638 (по другим источникам — в 637) году арабские войска под предводительством халифа Омара (634–644) взяли Иерусалим, и Омар принял капиту­ляцию, совершив затем молитву на заброшенном каменис­том пустыре, в который превратились развалины священного храма Соломона. Этим Омар хотел подчеркнуть преемственный характер ислама по отношению к “предшествующим” исламу религиям — иудаизму и христианству.

Находясь в Медине, основатель исла­ма — Мухаммед встретился со враждой еврейской части насе­ления. Он попытался сблизиться с евреями, принимая некоторые их обряды и учения и делая Иерусалим киблой — местом, к которому верующий обращает лицо во время молитвы. Но евреи отвергли его учение, и тогда он признал за главную святыню не Иерусалим, а мекканскую Каабу, и после 622 года — времени переселения из Мекки в Медину (хиджра), Мухаммед повелел своим последователям обращаться на молитве не к Иерусалиму, а к Мекке. Об этом говорится во 2-й суре Корана: “Поверни же лицо свое в сторону запретной мечети (Каабы — а. А. ). И где бы вы ни были, обращайте ваши лица в ее сторону” (2, 139).

Постепенно Иерусалим сделался третьим по значению (после Мекки и Медины) религиозным центром всего исламского мира, и мечеть аль-Акса стала рассматриваться как величайшая мусульманская святыня. В большой степени этому способствовало мусульманское предание (сунна) собрание устных рассказов о Мухаммеде (хадисов); сунна сфор­мировалась постепенно и приняла окончательный вид в I Х веке. Дело в том, что в Коране имеется краткое упоминание о “ночном путешествии” Мухаммеда; 17-я сура так и называется: “Перенес ночью”. В первом стихе этой суры говорится: “Хвала тому, кто перенес ночью Своего раба из мечети неприкосновенной в мечеть отдаленнейшую, вокруг которой Мы благословили, чтобы показать ему из Наших знамений” (17,1).

Первоначально под “отдаленнейшей мечетъю” (аль-Масджид аль-Акса) понимались небеса, куда Мухаммед якобы был вознесен однажды ночью. С конца VII в. складывается традиция рассматривать это путешествие как “ночное путешествие” Мухаммеда в Иерусалим, отличая его от последующего вознесения Мухаммеда на небеса. Согласно преданию, Мухаммед спал около Каабы, когда к нему явился архангел Джибрил (Гавриил) с крылатым конем Бураком. В сопровождении Джибрила Мухаммед отправился на Бураке в Палестину. В Иерусалиме он встретил Ибрахима (Авраама), Мусу (Моисея) и Ису (Иисуса) и руководил их совместной молитвой.

Куббат-ас-Сахра (Мечеть “Купол скалы”)

С преданием о ночном путешествии Мухаммеда из Мекки в Иерусалим тесно связано сказание о мирадже — вознесении Мухаммеда на небо. По этим представлениям, после ночного путешествия в Иерусалим, Мухаммед был возведен Джибрилом (Гавриилом) на небеса.

Местом поклонения, связанного с вознесением Мухаммеда, стала скала, находящаяся вблизи мечети аль-Акса. Именно здесь в 687–691 гг. омейядский халиф Абд ал-Малик ибн Мерван построил восьмигранное здание мечети с большим куполом. Эта мечеть получила название Куббат-ас-Сахра (“Купол скалы”).

Следует отметить, что часто Куббат-ас-Сахру ошибочно называют мечетью Омара, полагая, что она возведена в 637 году во время правления этого халифа. Но тем не менее с именем Омара связаны события, имевшие отношение к истории этой мечети. Как повествует предание, в 638 году халиф Омар-бен-эль-Хаттаб, взяв Иерусалим, обратился к тогдашнему иерусалимскому Патриарху Софронию с прось­бой указать ему на священнейшее место в городе для сооружения на нем достойного святилища. Омар потребовал, чтобы Патриарх за ос­тавление храма Гроба Господня его пастве назначил место наиболее достойное для построения мечети. Патриарх показал ему несколько священных мест на Сионе и Акре, но халиф оставался недоволен. Тог­да Патриарх сказал : “Я покажу тебе место, лежащее на средине мира, на котором было Святое Святых израильтян и на котором Бог явился Иакову”, и повел халифа к развалинам храма Соломона.

Халиф, осмотрев это место, определил его как место будущего мусульманского храма. Первоначально построенная здесь мечеть Омара вмещала в своих стенах 3000 человек.

Формы здания мечети необычны. Деревянный купол 20,44 м в диаметре покоится на высоком барабане, прорезанном шестнадцатью окнами; барабан стоит на четырех пилонах и двенадцати колоннах, окружающих скалу. Внешние стены образуют восьмиугольник со стороной около 20,6 м. Покатая деревянная крытая свинцом кровля опирается на систему из восьми промежуточных пилонов и шестнадцати колонн. Вокруг скалы обеспечен таким образом ритуальный ход паломников.

Мечеть Куббат-ас-Сахра — Храм Господень

Дальнейшая история мечети “Купола скалы” связана с рядом разрушений и перестроек. Легкая конструкция мечети не могла противостоять частым землетрясениям и не один раз разрушалась. Но иерусалимские правители при каждом во­зобновлении мечети увеличивали ее великолепие. Большие поврежде­ния мечеть претерпела в 1060 году, когда упала крыша здания с 500 светильниками; по этому случаю мусульмане ожидали несчастий для всех последователей ислама. Эти опасения сбылись в 1099 году, когда мечеть “Купола скалы” обагрилась кровью мусульман, пролитой кресто­носцами.

В 1099 году крестоносцы штурмом взяли Иерусалим; было об­разовано христианское Иерусалимское королевство. Пораженные величием мечети “Купола скалы”, крестоносцы, овла­девшие Иерусалимом, сочли ее сначала подлинным ветхозаветным храмом и назвали его храмом Соломона, или храмом Господним — Templum Domini. По имени храма был назван и основанный в 1119 году орден рыцарей-монахов тамплиеров, обитель которых была первона­чально устроена возле храма.

Крестоносцы ничего не изменили в устройстве мечети и огра­ничились тем, что на почитавшейся мусульманами скале поставили христианский алтарь, а стены расписали христианскими сюжетами. Скала была покрыта мрамором в виде возвышенной площади или пола, на котором стоял алтарь и хоры. В третий день Пасхи 1136 года папский легат Альберих совершил торжественное освящение бывшей мечети в качестве христианской церкви. Хронист Иоанн Вюрцбургский, видевший христианский храм, преобразованный из мечети Скалы, со­общал о многих надписях храма, которыми крестоносцы напоминали молящимся о тех новозаветных событиях, которые совершались на этом месте или вблизи него.

В этот храм трехлетняя отроковица Мария была принесена Богу. Это событие напоминалось надписью: Virginibus septem virgo comitata puellis / Servitura Dei fuit oblata triennis (Дева, сопровождаемая семью юными девами, была принесена здесь для служения Богу в возрасте трех лет).

Без сомнения, Дева получила здесь небесные утешения: Pascitur angelico virgo ministerio (Дева охраняется ангельским попечением).

Из притвора этого храма Иисус Христос изгнал торгующих. В воспоминание этого события на правой стороне храма показывали камень, освященный стопами Спасителя, окруженный множеством лампад. К этому камню присоединяли другой, на который Иисус Христос был принесен во храм в первый раз, как на алтарь. Картина, изображавшая это событие, имела надпись: Hic fuit oblatus Rex regum virgine natus / Qua propter sanctus locus est hic jure vocatus (Здесь был принесен (в Жертву) Царь царствующих, рожденный от Девы, из-за чего это место по праву именуется святым).

Сюда входил и выходил Захария, когда ему было возвещено о рождении сына. Надпись при этом изображении говорила: Ne timeas Zacharia exaudita est oratio tua (Не бойся, Захария, услышана молитва твоя).

Над четырьмя воротами храма с наружной стороны были особые надписи. На западных: Pax aeterna ab aeterno Patre sit huic domui / Benedicta gloria Domini de loco sancto suo (Вечный мир от вечного Отца да будет этому дому, / Благословенна слава Господа о святом месте сем).

На южных вратах: Bene fundata est domus Domini supra firmam petram / Beati qui habitant in domo tua, in saecula saeculorum laudabunt te (Дом Господень построен хорошо на прочном камне; / Блаженны, которые обитают в доме Твоем, во веки веков они восхвалят Тебя).

На восточных: Vere Dominus est in loco isto et ego nesciebam / In domo tua Domine omnes dicent gloriam (Воистину Господь присутствует в месте сем; а я не знал. / В доме Твоем, Господи, все будут славословить (Тебя).

Мечеть аль-Акса — храм Соломона

Как уже было отмечено, в VI в. мечеть аль-Акса была христианской церковью Введения Бого­матери во храм. Крестоносцы снова превратили ее в христианскую церковь. Иерусалимский король Балдуин II (ум. в 1131) отдал часть храмового здания тамплиерам, которые вскоре построили еще и длинную галерею, примыкавшую к храму с запада. Крестоносцы имели здесь королевскую резиденцию, называвшуюся “Соломоновым двором”. Аль-Акса стала главным центром тамплиеров. Их постройки теснились около этой церкви, и аль-Акса носила тогда название “Храма Соло­мона”.

Харам аш-Шариф в эпоху Оттоманской империи (1517–1917)

В 1250 году династию Айюбидов, основанную в Египте Салах-ад-Дином, смени­ли мамлюки. В 1516 году под Халебом (современный Алеппо, Сирия) войско очередного мамлюкского султана было разбито армией турецкого султана Селима I. Территория Палестины вошла в состав турецкой империи, и это продолжалось до конца Первой мировой войны. Сирией стали управлять турецкие паши, и в 1516 году Палестина вошла в состав Дамасского пашалыка.

Это обстоятельство, связанное с иерусалимскими святынями ислама, явилось одной из немаловажных причин быстрого ослабления египетской власти при 70-тысячной армии Ибрагима в 1840 году. В конце 1840 года египетская армия вынуждена была эвакуироваться из Палестины и других областей, входивших в состав Оттоманской Порты. По условиям Лондонского трактата 1840 года Палестина вновь была передана турецкому правительству.

Во второй половине Х I Х столетия ряд влиятельных хри­стианских держав открыли свои миссии в Иерусалиме; приток христиан-палом­ников в Святую землю заметно увеличивался. Все это не могло не вызвать озабоченности у мусульманского духовенства Иерусалима, которое изыскивало средства для того, чтобы оградить последователей ислама от излишнего общения с христианами. Об одном таком способе сообщал русский исследователь Е. Э. Картавцев, побывавший в Иерусалиме в конце 1880–начале 1890-х гг. По его словам, в эти годы уже сложилась традиция массового паломничест­ва с перенесением знамен халифа Омара на могилу пророка Моисея (Мусы), почитаемого мусульманами после Мухаммеда и Иисуса Христа (Исы). Как известно из Библии, Моисей никогда не был в Палестине и после смерти был погребен на долине в земле Моавитской против Беф-Фегора, и никто не знает места погребения его даже до сего дня (Втор 34 : 6). Тем не менее местом его погребения была объявлена одна из возвышенностей “верстах в 35 от Иерусалима”. Далее следует предоставить слово автору записок.

“ И время и место, — пишет Е. Э. Картавцев, — выбраны с тон­ким расчетом; время подогнано к тому моменту, когда в Иерусалиме скопляется особенно много христиан-паломников, так что одной громадной фанатической массе могла быть противопоставлена другая, не меньшая; если бы обе эти массы оставались одна возле другой, то столкновения и кровопролитие сделались может быть неминуемы; это избегнуто тем, что в пятницу на Вербной неделе священные знамена выносятся из мечети Омара и, сопровождаемые массой народа, мусульманским духовенством, направляются к могиле Моисея, где усердные поклонники пророка располагаются лагерем и проводят несколько дней.

Европейские христиане у мусульманских святынь Иерусалима

Для то­го, чтобы более полно представить картину христианско-мусульманских отношений в Святом граде, можно привести отрывки из воспоминаний паломников-христиан, описывавших, наряду с христианскими святынями, и мусульманские.

В 1874 году профессор Киевской Духовной Академии А. А. Олесницкий отправился на Ближний Восток с научными целями. Для него посетить Харам аш-Шариф уже не было проблемой, и он провел долгое время внутри каждой из двух мечетей, результатом чего явилось опубликованное им впоследствии монументальное исследование под названием “Ветхозаветный храм в Иерусалиме” (СПб., 1889).

Христианство и ислам в Иерусалиме

Все перечисленные факты свидетельствуют о том, что в основе христианско-мусульманских кон­фликтов лежал “человеческий” фактор, и по мере развития взаимоот­ношений проблема теряла свою остроту и актуальность. В связи с этим имеет смысл хотя бы кратко обобщить те вероисповедные моменты, которые сближают христиан и мусульман в их почитании Иисуса Христа и Божией Матери.

Такой же святыней для христиан является и мечеть Куббат-ас-Сахра, внутри которой недалеко от скалы есть спуск, где по преданию Богоматерь в сороковой день по рождении Христа, принесла двух голубей в очистительную жертву.

Так выразил свои впечатления русский писатель-паломник на стыке Х I Х и ХХ века. И трудно было в то время пред­полагать, что добрые взаимоотношения, налаживавшиеся между жившими в Палестине приверженцами трех великих религий, вскоре будут омрачены из-за изменившейся политической ситуации.

Арабо-израильский конфликт в его религиозном аспекте

В 1922 году Великобритания получила от Лиги Наций мандат на Палестину, выделившуюся в качестве отдельной территории при разделе Турецкой империи. Через несколько лет после этого в Иерусалиме возник конфликт между мусульманами и иудаистами из-за того, что представители местных властей дали разрешение Меджлис-исламу (мусульманский религиозный совет) пристроить к Стене Плача школу и другие помещения. В середине августа 1929 года арабы потребовали, чтобы вся Стена Плача была отдана в их непосредственное пользование. Евреи отказались сделать это. Спор обострился из-за того, что в эти дни еврейские и арабские общины Иерусалима отмечали свои религиозные праздники: 15 августа у евреев был день траура в память разрушения храма Соломона, а 17 августа мусульманами праздновался день рождения пророка Мухаммеда.

Начались еврейские демонстрации, устроенные в арабских кварталах у Стены Плача и проходившие под антиарабскими лозунгами. В ответ на это исполком арабского палестинского конгресса устроил демонстрацию протеста, проходившую у той же Стены Плача. Во главе мусульман встал иерусалимский муфтий Хадж аль-Хуссейни — религиоз­ный глава и председатель Высшего мусульманского Совета.

Важной вехой в истории Иерусалима была принятая 29 ноября 1947 года резолюция ООН о разделе Палестины и о создании на ее территории двух государств — арабского и еврейского. В связи с тем, что иерусалимские святыни, связанные с историей трех религий, имеют исключительную ценность для сотен миллионов верующих, было решено, что Иерусалим должен быть интернационализирован и наделен особым статусом. Этому вопросу был посвящен особый раздел резолюции ( § 13. Святые места), где говорилось следующее:

а) уже существующие права в отношении святых мест или зданий и мест, предназначаемых для религиозных целей, не подлежат отмене и не могут быть ограничены;

б) свободный доступ к святым местам или в здания и участки, предназначаемые для религиозных целей, и свободное отправление богослужения обеспечивают в соответствии с существующими правами при условии соблюдения требований в отношении поддержания общественного порядка и благопристойности;

в) святые места и здания и участки, предназначенные для религиозных целей, подлежат охранению. Не разрешаются никакие действия, которые могут нарушить их священный характер.

В результате арабо-израильской войны (1948–1949 гг.) Иерусалим был разделен демаркационной линией на 2 части: западная вошла в состав Израиля, восточная часть, включавшая Старый город с его святынями, — в состав Иордании.

В августе 1969 года часть мечети аль-Акса была подожжена.

До 1967 г. почти четверть миллиона паломников заполняла двор мечети аль-Акса во время дневной службы в пятницу в священный месяц рамадан. А в 1973 г. в праздник рамадан сюда смогло прибыть всего несколько тысяч человек.

14 апреля 1982 г. Совет Безопасности ООН приступил к рассмотрению жалобы группы арабских и мусульманских государств в связи с террористическим актом в мечети аль-Акса, который отнюдь не являлся изолированным явлением, но представлял собой очередное звено в цепи ближневосточного конфликта.

Как сообщала в 1988 г. газета “Джерузалем пост”, в Иерусалиме шли серьезные разговоры о восстановлении храма Соломона, разрушенного римлянами около 70 г. по Р. Х. В Иерусалиме было образовано Общество верующих Горнего Храма под председательством Стенли Голдфута, которое начало собирать средства для постройки нового храма. «Голдфут говорит, что пожертвования в значительной степени поступают от христианских групп с уклоном в фундаментализм, — сообщала “Джеруза­лем пост”. — Они видят в существовании государства Израиль исполне­ние пророчеств.

“ Совершенно несомненно, — завершается это сообщение, — что каковы бы ни были мнения евреев относительно посещения места бывшего их храма, вопрос постройки нового стоит сейчас на очереди и евреи гото­вятся к разрешению этой проблемы и политически, и финансово, и религиозно”.

Все эти события способствуют активизации панисламистских на­строений в арабском мире, и этим пользуются прежде всего такие экстремистские организации, имеющие филиалы во многих арабских странах, как “Братья-мусульмане”.

Однако через два года, в сентябре 1996 г., в Иерусалиме вспыхнул очередной конфликт, связанный с Храмовой горой. На этот раз волнения палестинских арабов-мусульман начались после открытия израильтянами туннеля, ведущего под мечеть аль-Акса. Этим историческим туннелем-водоводом евреи пользовались еще три тысячи лет тому назад. Его водой омывались животные, приносимые в жертву в храме Соломоновом. Однако подземный ход под Храмовом горой в Иерусалиме существовал задолго до того, как евреи поселились в этих местах, — он имеет естественное происхождение: его никто не рыл и не строил.

Правительство Нетаньяху “разрубило узел”. Биби Нетаньяху, посовещавшись с министром внутренней безопасности и мэром Иерусалима, дал разрешение на от­крытие туннеля. Сразу же после этого шесть палестинских группировок опубликовали сов­местное заявление с призывом к антиизраильским демонстрациям. Среди них — возглавлявшийся Ясиром Арафатом Фатх и его давние соперники, всегда отвергавшие идею мира с Израилем, — исламистское движение Хамас и Народный фронт освобождения Палестины. Результат: 15 убитых израильских солдат и офицеров, 30 убитых палестинцев, многие десят­ки раненых с обеих сторон. И, по мнению аналитиков, это еще не конец.

28 сентября делегация парламентской фракции Ликуд во главе с ее председателем Ариэлем Шароном посетила Храмовую гору. Накануне Шарон заявил о своем намерении посетить эти места, священные как для мусульман, так и для иудаистов, в знак мира и в то же время протеста против возможной потери власти Израиля над ними. (Ариэль Шарон — фигура для палестинцев крайне негативная, с тех пор как в 1982 году в Бейруте он попустил христианам-маронитам разгромить палестинские беженские лагеря Сабру и Шатилу). Результатом этого посещения стали серьезные столкновения между палестинцами-мусуль­манами и охранявшими делегацию полицейскими. Палестинцы закиды­вали их камнями. Камни летели и вниз с горы на евреев, находившихся у Стены Плача. В свою очередь полицейские применили против демон­странтов резиновые пули. В результате с обеих сторон пострадало око­ло 80 человек, в основном израильтяне. Возможно, это и было провокацией, но в любом случае Шарон имел право пойти в собственной стране куда угодно, в частности, и на Храмовую гору, куда и так постоянно ходят толпы немусульман, в том числе и евреев. А вот арабские радикалы, напавшие там на полицию и начавшие с этого момента забрасывать все подряд камнями и бутылками с зажигательной смесью, метать камни в прохожих и в машины, убивать тайно или в открытую отдельных попадающихся им евреев, тем самым фактически нарушили существовавшее в рамках “мирного процесса” перемирие.

Эксцессы бывали и раньше. Но на сей раз погромные действия радикалов открыто поддержала арафатовская администрация, деятели которой, включая самого Арафата, назвали происходящее восстанием (на Ближнем Востоке шутят: “Скажи мне, что Арафат твой друг, и я скажу — кто ты”).

В те дни ситуация на Ближнем Востоке продолжала ухудшаться. Столкновения между палестинцами и израильтянами произошли на территориях Палестинской автономии — в Газе, Хевроне, Рамалле, Наблусе, Вифлееме. Звучали выстрелы и в жилых кварталах Иерусалима. Были жертвы, в основном среди палестинцев. Израильские власти закрыли Западный берег и сектор Газы на 4 дня — до вечера 9 октября, до конца праздника Судного дня (Иом-Кипур), но это не только не помешало продолжению столкновений, но лишь обострило их.

Были сожжены армейские бункеры и деревья во дворе, стены штурмовал бульдозер, был разрушен купол гробницы. В девять часов утра полиция и силы безопасности Палестинской автономии принялись разгонять погромщиков, и только благодаря этому сама гробница уцелела.

Полемика между мусульманами и иудаистами вокруг Храмовой горы и ее окрестностей вступила в новый этап после того, как муфтий Иерусалима Икрам Сабри объявил Стену Плача — главную святыню иудаизма — мусульманской собственностью. Раввин Стены Плача Шмуэль Рабинович осудил это заявление как попытку исказить историю.

Духовный лидер исламской общины Иерусалима заявил 20 февраля 2001 года, что Западная стена Иерусалимского храма (Стена Плача) является фундаментом мечети аль-Акса и не имеет никакого отношения к иудаистам. “Ни один камень Западной стены не связан с историей еврейского народа”, — говорится в декрете муфтия. По преданию, прямо перед Западной стеной пророк Мухаммед привязал своего коня Аль-Бурака, прежде чем был вознесен на небо.

Летом 2000 года группа “Ревнителей Храмовой горы” решила провести церемонию закладки краеугольного камня будущего третьего храма. Церемония с самого начала носила символический характер, но поскольку обстановка в Иерусалиме накалена до предела, то это привело к трагедии. В результате столкновения арабов с евреями было ранено 15 израильских полицейских и 50 арабов. И это несмотря на то, что во избежание беспорядков израильская армия настояла на том, чтобы церемония закладки прошла не в Старом городе (Восточный Иерусалим), а возле селения Сельван.

Между евреями и арабами не может быть такого мира, который есть всего лишь прекращение войны. Это должен быть мир подлинного сотрудниче­ства. В наши дни, как бы многообразно сложны ни были обстоятель­ства, веление времени состоит в подготовке пути к сотрудничеству народов. И поэтому святой град Иерусалим должен стать не источником конфронтации, в том числе и на религиозной почве, но местом подлин­ных миротворческих взаимоотношений между представителями христиан­ства, ислама и иудаизма. Ибо Церковь верует, что Иисус Христос есть мир наш, соделавший из обоих (иудеев и язычников — а. А. ) одно и раз­рушивший стоявшую посреди преграду, упразднив вражду Плотию Своею, а закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир (Еф 2:14).

2 Олесницкий А. А. Святая земля. Т. 1. Киев, 1875. С. 80–89.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *