храм анны кашинской в москве

Кузнецы

Храм святой Анны Кашинской

Первый в России храм, освященный во имя святой благоверной княгини-инокини Анны Кашинской.

Новости

храм анны кашинской в москве

Престольный праздник храма прп. Анны Кашинской

храм анны кашинской в москве

­В подмосковном селе Кузнецы митрополит Корнилий освятил восстановленную церковь

храм анны кашинской в москве

Престольный праздник в поселке Кузнецы Московской епархии

храм анны кашинской в москве

На память святой благоверной княгини Анны Кашинской митрополит Корнилий возглавил богослужение в храме поселка Кузнецы

храм анны кашинской в москве

Престольный праздник в деревне Кузнецы

Молебен преподобной княгине инокине Анне Кашинской

История

Древлеправославный храм во имя св. благоверной княгини-инокини Анны Кашинской был построен для рабочих ткацкой фабрики близ селения Кузнецы Богородского уезда на средства купца А.И. Морозова по проекту известного архитектора Бондаренко в 1909 году. Был первым храмом в России, посвященным этой русской святой, а потому и самым известным. Популярность его была столь велика, что в праздничные дни он едва вмещал всех прихо­дящих на богомолье или приезжающих специально послушать пение морозовского хора, часто бывающего здесь. При храме была сформирована крупная библиотека, открыта частная школа для детей старообрядцев, организован прекрасный церковный хор и детская школа знаменного пения.

В 1930-х гг. храм в Кузнецах был разорён, значительная часть икон была уничтожена. В советское время все архитектурные излишества (главки, крылечки) были сломаны, а основное помещение кратчайшим образом достроено до параллелепипеда. К счастью для постройки, в помещении бывшего храма был устроен не склад овощей, а производственный цех по изготовлению шалей на уникальных деревянных жаккардовых станках 18-го века. В 1980-х годах цех был закрыт, станки сломаны. До недавнего времени храм пустовал и постепенно разрушался.

Ныне древлеправославная святыня в духе лучших традиций благотворительности не только передана владельцем здания и участка Владимиром Викторовичем Ковшутиным общине павловопосадской старообрядческой церкви во имя Рождества Богородицы (настоятель о.Михаил Егоров), но и восстанавливается при материальной и технической поддержке этого известного предпринимателя, но, главным образом, подвижническим трудом самих прихожан. Уже проделана немалая работа: наведен порядок внутри помещения, установлен каркас иконостаса, появились первые образа. Фасад здания приобрел черты своего прежнего величия.

Уже в 2001 году старообрядческим священником Михаилом Егоровым с помощью прихожан корневского храма во имя Рожества Богородицы в помещении был наведен порядок и даже отслужен молебен в день прославления св. Анны Кашинской – 25 июня.

25 июня 2009 г., в день 100-летней годовщины возобновления прославления св. Анны Кашинской, в возвращаемом к жизни здании посвященного ей храма состоялся торжественный молебен с водосвятием, совершённый почётным гостем и старым, добрым знакомым местных старообрядцев – епископом Кишиневским и всея Молдавии владыкой Евмением в сослужении с несколькими священниками.

25 июня 2011г., в день празднования памяти святой, возрождающийся храм, накануне украшенный новым иконостасом, вновь посетил и провёл здесь уже ставший традиционным молебен с водосвятием первый иерарх РПСЦ преосвященнейший владыка Корнилий. По окончании богослужения владыка произнёс вдохновенную и мудрую проповедь о значении возрождающейся святыни в преодолении православными христианами духовных испытаний и соблазнов больного социума, связанными с издержками обрушившихся на него свобод сомнительной ценности и толка. Сохранение духовной крепости и чистоты, истинных ценностей исконной православной культуры – главный залог спасения каждого верующего и отечества в целом.

Контакты

Адрес: Россия, 142542, Московская обл., Павлово-Посадский р-н, с. Кузнецы.
Настоятель: протоиерей Евгений Кузнецов.

Богослужения совершаются по воскресным и праздничным дням.
Начало вечернего богослужения 15:00
Начало утреннего богослужения 7:00

© Религиозная организация «Русская Православная Старообрядческая Церковь». Официальный сайт Московской Митрополии. Поддерживается с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

Источник

100 лет храму Серафима в Донском: церковь — крематорий — церковь

храм анны кашинской в москве

В начале XX века

Решение об устройстве на землях Донского монастыря кладбища с храмом-усыпальницей было принято по указу Николая II. Одобренный в начале XX века проект предполагал строительство ограды вокруг новой территории монастыря, а также устройство здесь особого храма-усыпальницы.

Проект храма был разработан архитектором Иваном Сергеевичем Кузнецовым и предполагал строительство двухуровневого здания. Под верхним храмом, имевшим центральный неф и два боковых притвора, и состоявшим из алтарной части, трапезной и колокольни, был ещё один – подземный, в котором располагались склепы-усыпальницы.

храм анны кашинской в москве

Храм святых Серафима Саровского и Анны Кашинской. Современный вид

Верхний храм с самого начала работ предполагалось возвести в честь святого Серафима Саровского; это была первая церковь в Москве, посвящённая этому святому, канонизированному в 1903 году.

Решение о посвящении нижнего храма пришло по ходу строительства. Когда в 1909 году произошло восстановление почитания Анны Кашинской, некогда деканонизированной в ходе полемики со старообрядцами, нижний храм-усыпальницу решено было посвятить ей.

храм анны кашинской в москве

Чертежи строящегося храма. 1903 год

Строительство храма велось долго. Известно, что первые материалы для него монастырь закупал ещё в 1903 году, однако потом дело затормозилось сначала болезнью архитектора, после – нехваткой средств. В итоге готовый, отделанный храм со всем внутренним убранством был освящён лишь 26 мая 1914 года.

Из внутреннего убранства того времени не сохранилось ничего, однако известно, что в нижнем храме были установлены три фарфоровых иконостаса, специально изготовленных товариществом М.С.Кузнецова, а иконы для них писались здесь же – в иконописной мастерской монастыря.

храм анны кашинской в москве

Эскиз внешнего облика строящегося храма. 1903 год

Превратить храм в… крематорий

В 1918 году земли Донского монастыря были конфискованы. И если на старой территории монастырская жизнь продолжалась вплоть до середины 1920-х годов и некоторое время функционировал антирелигиозный музей, благодаря которому удалось в целом сохранить архитектурный ансамбль, на бывшем монастырском кладбище новая власть хозяйничала вовсю.

В середине 1920-х годов было решено переоборудовать Серафимовский храм в крематорий. В объявленном конкурсе приняло участие несколько проектов, однако лучшим был признан вариант перестройки, предложенный Дмитрием Петровичем Осиповым.

храм анны кашинской в москве

План храма и подземной усыпальницы. 1903 год

Согласно этому плану, основной объём храмового здания оставался без изменений. Подлежала сносу колокольня, вместо которой возвели бетонный параллелепипед; наиболее сильной перестройке подверглась западная стена со входом.

Перегородки и склепы в нижнем храме также были разобраны. (Все имевшиеся к тому времени захоронения перенесли оттуда в некрополь Донского монастыря на старой территории). В восточной части нижнего храма установили печь, а весь верхний переоборудовали под ритуальный зал и колумбарии.

храм анны кашинской в москве

Строящийся крематорий. 1920-е годы

Общество… распространения кремации

Доставленное в СССР оборудование для «самого прогрессивного вида погребения» было немецким, его монтаж закончили в 1926 году, а в 1927 состоялись несколько «пробных пусков».

Торжественное открытие крематория произошло накануне десятой годовщины Октябрьской революции. (Сначала хотели официально открыть его именно 7 ноября 1927 года, но вовремя спохватились, решив, что общественное мнение может неправильно истолковать подобное мероприятие). Однако пользоваться «прогрессивным способом захоронения» москвичи упорно не спешили.

храм анны кашинской в москве

Фото 1930-х годов. На переднем плане нынешняя братская территория Донского монастыря. За горизонтальной стеной — новая территория Донского монастыря, переоборудованная в кладбище с крематорием.

Тогда в прессе началась активная пропаганда нового способа захоронения. Её инициаторами были «Союз воинствующих безбожников» и специально образованное «Общество распространения идеи кремации».

Статьи и фельетоны на своеобразную тему появлялись так часто, что упоминания о ней попали даже в «Золотой телёнок» Ильфа и Петрова и «Мастера и Маргариту» М.А.Булгакова.

храм анны кашинской в москве

Интерьер алтарной части в 1980 году

И всё же на полную мощность московский крематорий заработал лишь в 1930-е – с началом репрессий. В войну здесь же сжигали трупы умерших в госпиталях – из опасения эпидемии.

В итоге по современному Новому Донскому кладбищу можно изучать историю России XX века – мемориал погибшим в Великой Отечественной войне здесь соседствует с братскими могилами жертв репрессий, на которых уже в наши дни родственниками были установлены индивидуальные таблички.

храм анны кашинской в москве

Захоронение жертв политических репрессий 1937-1943 годы на Новом Донском кладбище. (Современные индивидуальные таблички поставлены родственниками погибших)

Крематорий на Новом Донском кладбище продолжал работать до 1972 года, дальше начались протесты москвичей, указывавших на то, что жилая застройка вплотную подошла к бывшей монастырской территории. Отдельные сожжения проводились здесь до 1982, а потом ещё несколько лет проходили церемонии прощания.

храм анны кашинской в москве

Мемориал погибшим в Великой Отечественной войне на Новом Донском кладбище. (На стенах — фамилии похороненных здесь бойцов, списки до сих пор уточняются и пополнются).

В 1992 изуродованный храм был возвращён возрождённому Донскому ставропигиальному мужскому монастырю.

Снова храм

В первые годы жизнь монастыря была настолько сложной, что ресурсов на поддержание сразу старой и новой территории не хватало. Поэтому первые работы по приспособлению Серафимовского храма для богослужебных нужд были проведены лишь в конце 1990-х.

храм анны кашинской в москве

Здание крематория (начало 1990-х годов)

Тогда в нижнем храме были демонтированы печи, разобран венчавший крышу бетонный параллелепипед и устроена небольшая колокольня в западной части здания. Западная стена перестроена с частичным восстановлением исторического облика.

храм анны кашинской в москве

Крестный ход вокруг здания (конец 1990-х годов)

В самом помещении храма убрали перенесённый сюда некогда из лютеранской церкви орган, установили иконостас и декоративную перегородку, отделяющую помещение храма от колумбариев, которые до сих пор сохраняются в пристройках советского времени.

храм анны кашинской в москве

Первые службы (конец 1990-х)

С начала 2000-х в храме проходят регулярные богослужения, и вот уже несколько лет – крещения и венчания. Захоронения из храмовых приделов, хоть и почти не видные за перегородкой, постепенно продолжают переносить. Подготовлен проект реставрации, который поможет вернуть храму былую красоту.

храм анны кашинской в москве

Разборка венчающей части крематория (конец 1990-х годов)

Сегодня, сто лет спустя после первого освящения, на торжественную храмовую литургию с удивлением поглядывает из-за перегородки Дмитрий Петрович Осипов. По иронии судьбы, автор проекта превращения храма в «комбинат прогрессивного погребения» похоронен здесь же; теперь мимо его бюста священники идут в алтарь. Что он об этом думает, – Бог весть.

Источник

Архитектурный ансамбль

храм анны кашинской в москве

Расписание богослужений

храм анны кашинской в москве

Храм в честь преподобного Серафима Саровского и преподобной Анны Кашинской

К южной стене ограды монастыря примыкает территория так называемого Нового кладбища Донского монастыря, общей площадью 7 га. Кладбище расположено в Замоскворечье, вблизи Калужской заставы и ограниченно Донской площадью, улицей Шаболовкой и улицей Орджоникидзе. К началу XX века внутри монастыря фактически была исчерпана возможность производить захоронения в некрополе. В связи с этим территория бывших монастырских огородов у южной стены монастыря была отдана для устройства нового кладбища. В 1903-1911 годах была возведена невысокая каменная ограда с отдельным входом с западной стороны и входом через центральную южную башню монастырской ограды.

Наиболее ранними захоронениями известных людей можно считать могилы дочери А. С. Пушкина Марии Александровны Гартунг, скончавшейся в 1918 году, послужившей прототипом Анны Карениной в романе Л. Н. Толстого, и председателя первой Государственной Думы С. А. Муромцева, скончавшегося в 1911 году, мемориальное надгробие на могиле которого выполнено по проекту известного архитектора Ф. О. Шехтеля, скульптором П. П. Трубецкой.

Юбилейные торжества 1903 г. в Сарове, на которых был прославлен прп. Серафим, вызвали особенное молитвенное обращение к святому по всей России. Настоятель Донского монастыря епископ Григорий (Полетаев) очень почитал Преподобного. В 1903 г. по его благословению на территории нового монастырского кладбища был заложен храм-усыпальница во имя прп. Серафима по проекту архитектора И. С. Кузнецова. Этот храм стал первым храмом в Москве посвященным только что причисленному к лику святых преподобному Серафиму. К моменту окончания строительства храма в 1914 году нижний храм-усыпальницу решили освятить в честь вновь канонизированной в 1909 году святой благоверной Анны Кашинской.

К 1909 году каменные работы в храме были в основном закончены. По воле заказчика и замыслу архитектора в нижнем храме должны были разместиться ниши-усыпальницы на 1000 захоронений. Верхний храм имел шатровое завершение, а на западной стене трапезной части была установлена невысокая шатровая звонница на три звона.

С 1910 по 1914 год в храме велись отделочные работы. Новый храм получил замечательную отделку. В 1910 году были выполнены иконы для верхнего храма в иконописной мастерской им. Н. Д.Селезнева при Донском монастыре. В нижнем же храме был установлен фарфоровый иконостас производства мануфактуры М. Кузнецова.

26 мая 1914 года храм в честь Серафима Саровского был освящен членом Священного Синода архиепископом Арсением (Стадницким) в сослужении епископа Ефимия (Лапина) и Дмитрия (Вербитского). На торжестве присутствовал прокурор Синодальной конторы Ф. П. Степанов, действительный статский советник Е. В. Барсов и другие приглашенные лица, вкладчики и несколько тысяч богомольцев.

В 1926–1927 гг. церковь-усыпальница была перестроена под крематорий, первый не только в Москве, но и вообще в СССР. Автор проекта – архитектор Д.П. Осипов.

Шатер и звонницу демонтировали. Здание приобрело характерные черты конструктивизма. Над центральной частью вместо легкого шатра поднялся тяжелый куб с узкими прорезями декоративных окон. Основной объем был отделан серым бетоном. Полукруглые окна заменили на прямоугольные. Ничего в суровом лаконичном облике крематория не должно было напоминать православный храм.

В центральной части храма был оборудован зал для прощания. В алтарной арке вместо иконостаса был установлен орган. В боковых галереях, в жертвеннике и диаконнике в толще стен и открытых шкафах, покоятся урны с прахом кремированных. В нижнем храме были установлены кремационные печи. Крематорий начал свою работу в 1927 году, последняя кремация была совершена в 1982 году.

В 1992 году вышло Постановление Правительства Москвы «О передаче некрополя и нового кладбища Донского монастыря ставропигиальному Донскому монастырю Русской Православной церкви». Этим постановлением передавался монастырю и храм, существовавший ранее на территории нового кладбища Донского монастыря.

В середине 1990-х годов начались работы по восстановлению храма. Самые трудоемкие работы были проведены в нижнем храме. Помимо разборки печей и оборудования котельной, большая работа проведена по восстановлению его архитектуры. Снаружи также были проведены необходимые работы. Венчающий здание куб был снесен до основания ранее существовавшего шатра и установлено временное завершение храма. На западном фасаде была восстановлена звонница. Однако, реставрационные работы, столь необходимые для восстановления храма, в настоящее время не могут быть продолжены, так как в 1930-е годы к храму были пристроены новые помещения, в которых размещены шкафы с урнами.

После выполнения возможных ремонтных работ в храме в честь преподобного Серафима Саровсвого и Анны Кашинской вновь начались регулярные богослужения.

Источник

Храм анны кашинской в москве

Долгожданное событие принесения в наш храм части святых мощей благоверной княгини Анны Кашинской, которые теперь почивают в ее замечательной иконе, ранее пожертвованной храму как вклад за упокой души рабы Божией Анны, супруги нашего прихожанина, состоялось 8 мая.

Икона была написана в начале ХХ века. По мнению специалистов, написана она в старообрядческом стиле и, вероятно, наряду с еще несколькими похожими образами того же времени (один из них находится в московском Новоспасском монастыре), изготовлена православными старообрядцами-единоверцами, особенно почитающими святую Анну (ибо есть предание, что ее правая рука, как выяснилось при открытии святых мощей, была пред ее кончиною сложена для двуперстного крестного знамения) ко дню второго прославления подвижницы или вскоре после того.

К владыке Виктору, митрополиту Тверскому и Кашинскому, я обратился с соответствующим прошением в феврале, во дни Архиерейского Собора в Москве, когда мы встретились на соборном заседании в храме Христа Спасителя, и владыка сразу откликнулся на просьбу нашего прихода. Особенно после того, как увидал изготовленную для этого отцом Алексием Харламовым фотографию нашей храмовой иконы с уготованным на ней мощевиком, который не должен ведь навсегда оставаться пустым! Таким образом было исполнено решение, принятое на пастырском совещании клириков нашего храма еще в прошлом 2012 году.

Вскоре мне по благословению владыки позвонил секретарь Тверской епархии, сообщил, что частица святых мощей уже приготовлена, и спросил: когда привозить ее в Москву? Я ответил, что для нас было бы желательно почтить святую Анну приходским паломничеством к месту ее упокоения, доставить туда святую икону и там вложить святыню в уготованное для нее хранилище, а потом доставить ее домой, в наш приходской храм. Это решение тоже было принято после обсуждения с нашими священнослужителями. Лучшим временем для такого события было признано время Светлой пасхальной седмицы.
Владыка Виктор, узнав об этом желании, сообщил мне по телефону, что в таком случае он желал бы лично возглавить богослужение в Кашине в день нашего приезда, и назначил дату: 8 мая.

По нашей просьбе владыка перенес на полчаса позже время начала богослужения, чтобы автобус с гостями из Москвы мог приехать к началу литургии.

Трем священнослужителям пришлось отправиться в Кашин пораньше на машине помощника настоятеля по реставрационно-ремонтным работам Ильи Радько, чтобы успеть вовремя облачиться и приготовиться к встрече владыки митрополита в Кашинском соборе. Илья Самуилович руководил и изъятием образа из кивота, установкой его на время дороги в специально изготовленный деревянный футляр, чтобы не повредилась в пути ни сама икона, ни покрывающая ее замечательной работы серебряная басма.

Автобус нам по просьбе настоятеля любезно предоставил наместник Сретенского ставропигиального монастыря, секретарь Патриаршего совета по культуре архимандрит Тихон, которому мы за это особенно благодарны, как доброму другу и соседу нашего храма, особенно дорогого и для него — ведь это место, где начинались его церковные послушания.

Поскольку клирики не могли ехать в Кашин вместе с прихожанами, заботу о паломниках-мирянах поручили помощнику настоятеля по социальной работе Алексею Кузнецову, и он, по общему мнению, прекрасно справился с этой задачей, познакомив путешественников за время пути с житием святой Анны. Обратно уже возвращались все вместе, и это время было заполнено радостным общением и совместной молитвой: прочли акафист святой Анне, пропели пасхальные часы и другие пасхальные песнопения под руководством нашего протодиакона Николая Пянзина.

Общее руководство подготовкой к поездке взял на себя по поручению настоятеля священник Павел Карев, которому пришлось немало потрудиться: переговоры с Тверской епархией, со Сретенским монастырем, запись желающих совершить паломничество, обзвон паломников по телефону для того, чтобы в автобусе по возможности не оставалось свободных мест…
Мы были очень тепло и радушно приняты в Кашине митрополитом Виктором, настоятелем Вознесенского собора и благочинным Кашинского округа протоиерем Димитрием Кунченко, клириком Николаевского Клобукова монастыря протоиереем Виталием Казаченко, а потом и настоятельницей того же монастыря игуменией Варварой (Ивановой).

За Божественной литургией наши священники сослужили владыке, наш протодиакон отец Николай со свойственной ему выразительностью и молитвенностью читал Святое Евангелие и произносил ектении, отец Павел еще и исповедовал паломников, желающих причаститься святых Таин.

Кашинцы позаботились, как оказалось, и о том, чтобы накормить своих гостей, проявив евангельское страннолюбие.
После службы состоялось и еще одно трогательное событие: труженица нашего прихода З.М. Филиппова передала владыке Виктору икону Божией Матери начала ХХ века из Николаевского Кашинского монастыря, сохраненную после разорения обители почившим супругом Зои Михайловны протоиереем Александром. Образ был тут же передан присутствовавшей игумении Варваре, которая тут же пригласила всех нас посетить ее обитель. Еще одна икона будет передана владыкой на ее исконное место в монастырь Бежецкой епархии. Честь и слава отцу Александру за сбережение этих святынь и матушке Зое за их возвращение! Монахини Клобукова монастыря будут молиться за них.

По нашем возвращении в Москву я попросил паломников поделиться своими впечатлениями, написав что-нибудь для нашего приходского сайта.

Какова же была моя радость, когда во время путешествия со Святейшим Патриархом в Китай, после литургии в Покровском соборе в Харбине я получил от отца Павла сообщение о том, что получен не один, а три рассказа о паломничестве, да еще и стихотворение, посвященное святой Анне!

Церковная община, а именно таковой призван быть каждый приход, украшается добродетелями и дарованиями всех ее членов. Чтение паломнических записок наших прихожан убеждает, что восприятие церковной жизни как общего дела, в котором таланты каждого востребованы, совсем не чуждо нашим дорогим мирянам.

Надеюсь, что наш приход сможет еще не раз явить себя как место, где люди вместе служат своему Господу, принося к алтарю Божию все те дарования, которыми Творец их наделил.

Сердечная благодарность всем, кто принял участие в подготовке паломничества и его проведении, кто сумел и нашел время живо и ярко рассказать о нём.

Настоятель
протоиерей Николай Балашов

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *