храм архангела михаила в алупке официальный сайт

Храм архангела михаила в алупке официальный сайт

храм архангела михаила в алупке официальный сайт

После Божественной Литургии, был совершен Крестный ход в центр города Алупки. ссылка…

храм архангела михаила в алупке официальный сайт

Эта галерея содержит 3 фото.

Наши прихожане в день Пресвятой Живоначальной Троицы подготовили прекрасный концерт.

Часть первая. Вступление (Отрывки из Шмелева “Лето Господне”) и детский танец.

Часть вторая. Танец Девочек.

Часть третья. Поет Клир.

храм архангела михаила в алупке официальный сайт

Эта галерея содержит 7 фото.

храм архангела михаила в алупке официальный сайт

Мы на Крестном ходе

Неделя 20-я по Пятидесятнице. Глас 3-й.

Мчч. Маркиана и Мартирия (ок. 355).

Прпп. Мартирия диакона и Мартирия затворника, Печерских, в Дальних пещерах (XIII–XIV). Мч. Анастасия (III). Прав. Тавифы (I). Собор новомучеников и исповедников земли Карельской (переходящее празднование в 1-е воскресенье после 18 октября)139.

Прп. Матроны Власовой исп. (1963).

Утр. – Ев. 9-е,Ин., 65 зач., XX, 19–31.Лит. –Гал., 200 зач., I, 11–19.Лк., 83 зач., XVI, 19–31.Мчч.:Еф., 224 зач. (от полу’), IV, 7–13.Мф., 34 зач. (от полу’), X, 1–8.

Источник

Храм Архангела Михаила, г. Алупка

храм архангела михаила в алупке официальный сайт

Храм Архангела Михаила, г. Алупка запись закреплена
Верую † Православие

Чадо мое, когда тебе больно, собери свои душевные силы и постарайся понять смысл боли, через которую Бог открывает тебе небо.

Архимандрит Ефрем (Мораитис)

храм архангела михаила в алупке официальный сайт

храм архангела михаила в алупке официальный сайт

Храм Архангела Михаила, г. Алупка запись закреплена
Татьяна Шорохова-Чичкина

К СОБЫТИЯМ В КАЗАНИ
Блуждают по миру кровавые смерчи.
Блуждают они в оболочках людей.
Простите нас, дети, Казани и Керчи.
Прости нас, Россия, за жизнь без идей.
Показать полностью.

Простите нас, дети, за злобу с экранов:
Масс-медиа нынче у вас педагог!
Система штамповки мозгов неустанно
Научит нестойких усвоить урок.

В системе такой все на вид безобидны,
Но ваши сердца чем, детишки, полны.
Как вы беззащитны! Да, вы беззащитны,
Коль школы становятся местом войны!

Простите нас, дети, и юноши тоже
Что светлого мало, по правде, вокруг…
Как взгляды у тех, кто уже отморожен,
Злорадны! Как добрых берут на испуг!

Неужто и этой трагедии мало,
Чтоб в мир возвратились и разум, и свет?
…Россия, ты как безыдейною стала –
Ты, Богу служившая тысячу лет?!

Господи, спаси и сохрани Россию!

храм архангела михаила в алупке официальный сайт

храм архангела михаила в алупке официальный сайт

Храм Архангела Михаила, г. Алупка запись закреплена

Юбилейная хроника к 30- лет храма

храм архангела михаила в алупке официальный сайт

храм архангела михаила в алупке официальный сайт

храм архангела михаила в алупке официальный сайт

храм архангела михаила в алупке официальный сайт

храм архангела михаила в алупке официальный сайт

Храм Архангела Михаила, г. Алупка запись закреплена
Священник-Игорь Рогатенюк

храм архангела михаила в алупке официальный сайт

храм архангела михаила в алупке официальный сайт

храм архангела михаила в алупке официальный сайт

храм архангела михаила в алупке официальный сайт

храм архангела михаила в алупке официальный сайт

Храм Архангела Михаила, г. Алупка запись закреплена

храм архангела михаила в алупке официальный сайт

храм архангела михаила в алупке официальный сайт

Храм Архангела Михаила, г. Алупка запись закреплена

храм архангела михаила в алупке официальный сайт

храм архангела михаила в алупке официальный сайт

храм архангела михаила в алупке официальный сайт

храм архангела михаила в алупке официальный сайт

Храм Архангела Михаила, г. Алупка запись закреплена

храм архангела михаила в алупке официальный сайт

храм архангела михаила в алупке официальный сайт

храм архангела михаила в алупке официальный сайт

храм архангела михаила в алупке официальный сайт

храм архангела михаила в алупке официальный сайт

Храм Архангела Михаила, г. Алупка запись закреплена

храм архангела михаила в алупке официальный сайт

храм архангела михаила в алупке официальный сайт

храм архангела михаила в алупке официальный сайт

храм архангела михаила в алупке официальный сайт

Храм Архангела Михаила, г. Алупка запись закреплена
Татьяна Шорохова-Чичкина

Не то просвет, не то миндаль цветущий.
Февраль в Алупке. Горы в пелене.
Преддверье рая. Глянцевые кущи.
И море, море Чёрное в окне.
И храм Архистратига Михаила
среди людского скудного жилья –
стан Ангелов, Архангельская сила,
краеугольный камень бытия.
В покои Божьи светлое оконце.
Мольбы певучей чистая слеза,
что за необитаемое солнце
к Христу восходит, прямо в Небеса.
Здесь на святую память о России
благословляет преданных Господь,
и собирает верных Литургия
в то Царство Духа, где стихает плоть.
По кипарисам – бронзовые тени.
Над городом – Ай-Петринская даль.

Седого храма мирные ступени
осыпал цветом розовый миндаль.
2001
МИХАЙЛОВ ДЕНЬ
о. Валерию Бояринцеву

Михайлов день. Снежком поновлена
рябины алая парча.
А в том краю, где слиты с волнами
мазки мускатного луча,
вскипает золото осеннее
в котлах приморских котловин,
и слышно благостное пение
у кипарисовых вершин.
И храм возносится Архангельский –
духовной крепостью Руси.
К нему летит на крыльях ангельских
дыханье северных осин,
и дальней телефонной ласкою –
моим возлюбленным поклон…
Там люд согрет престольной Пасхою,
и льётся колокольный звон.
Там песенно нагорьям кряжистым.

О, эти крымские края
неужто ты забыть отважишься,
душа моя, душа моя?!
2002

Мечты свои до рая для,
мне вдруг подметить доведется:
овца по имени Земля
за пастухом бежит, за Солнцем.

Вот мне откроется когда
весь смысл Небесного Совета! –
планеты собраны в стада
всесильным притяженьем Света.

Быть человеку на земле
не одному, а жить семейством
положено, коль мир – во зле
и мучается от злодейства.

И потому скажу я вслух
и с радостью, по крайней мере:
– Как хорошо, что есть пастух
по имени отец Валерий.

АЛУПКА
От Зеленого мыса
до скалы Ай-Тодор
полукружием вписан
светозарный простор.
Не по бархату синему
золотое шитьё –
льется солнце по-зимнему
в отраженье свое.
На волнах переменчивых –
облачков силуэт
и слепящий, доверчивый,
уплывающий свет.

Здесь, на улицах узких,
нет для слова преград:
если спросишь по-русски,
то ответят впопад.
Очи девиц и молодцев –
с оперенья синиц –
то рязанских, то полоцких,
то черниговских лиц.

И вещает о главном,
с миром суетным врозь,
храм из местного камня –
мироздания ось.
Он – и в счастье, и в горе –
на Христовой крови,
где волнуется море
вечной тайной любви.
2001
НИМБ АЛУПКИ

Под южным солнцем осияно,
где осень мир обволокла,
как детки – с луковкой тюльпана –
срослись на храме купола.

Под ними – тихие напевы
текут в открытые сердца,
и души-вдовы, души-девы
в себя уходят до конца.

В возвышенной самоотдаче
духовных радостей и битв,
кто молится, а кто и плачет,
кто проникает в смысл молитв…

Земным внимая славословьям
вблизи заброшенных могил,
здесь покрывает всех с любовью
крылом Архангел Михаил.

В тенях изменчивых и хрупких
взирает чопорный дворец
на золоченый нимб Алупки –
ее архангельский венец.

Над пятиглавием с крестами –
осенней дымки пелена.
И высь мольбы обрамлена
вечнозелеными листами.
СРЕТЕНИЕ В АЛУПКЕ

Февраль срединный, сретенский, дозрелый.
До Масленицы – дни наперечет.
И фантастичной бабочки полет
в цветах миндальных розовато-белых.

Ай-Петри отрешённо смотрит ввысь,
отдав себя в употребленье люду,
и терпит он подкопы отовсюду,
и не спешит всё опрокинуть вниз.

Куражится бесстыдством напоказ
здесь сонная, нелепая житуха.
И даже, звоном достигая слуха,
сердец не будит колокольный глас.

И Сретенье – живая встреча с Богом –
для душ оглохших – просто будний день.
В набухших почках пестует сирень
апрель пасхальный в ожиданьи строгом.

И жимолость по-зимнему душиста.
Ей не мешает мусорный бачок,
что захламил уютный пятачок,
собой остаться – мужественно-чистой.

Здесь мерзость запустенья сеет тать
и для уродства не жалеет силы,
но храм Архистратига Михаила
стоит, чтоб хоть немногих оправдать.

Сосна, на жизнь прильнувшая к скале,
подчеркивает тленные увечья.
Но возвещает радостную Вечность
молитвенное пенье в феврале.
2001

Раздвинув туманную шторку,
прохожий заметит с бугра
с живыми цветами оборку
у серого платья двора.
От черной, узорной калитки
цветут, февралю вопреки,
там ирисы, тут маргаритки,
подснежники и ноготки.
Их ветры качают упруго,
морозом пытают снега.
У жителей крымского юга
цветущая доля строга.
Под боком у старого храма,
считая от осени дни,
на ножках коротких, упрямо
зимой расцветают они
и райскими бликами светят
в Алупки глухие углы.

. Клубится туманами ветер
и падает в город с яйлы.
2001

Сквозь дымку сонную алея,
позолотив лучами храм,
по кипарисовой аллее
всплывало солнце к небесам.

На той единственной, ведущей
с востока – прямо к алтарю,
зеленая вбирала гуща
текущую в нее зарю.

На лестницах и парапетах
стирая сумерек крахмал,
весь мир преображался светом,
что над Алупкой нарастал.

И в этом движущемся свете
сгущался ветер взмахом крыл
там, где не первое столетье
царит Архангел Михаил.
19 августа 2009 г.

***
Для алупкинцев многих – главное,
что здесь тянутся к небесам
светлый храм Михаила Архангела,
Александра Невского храм.

Охраняют Алупку воины –
с ними связь не оборвалась –
воевода небесного воинства
и Руси благоверный князь.

Здесь от Бога стоять поставлены
слуги верные – не свалить!
Оба – ратники. Оба – славные
покровители Русской земли.

С ними – церковь Пантелеимона
предназначена в караул:
врач своей целительной силою
тоже к рати святой примкнул.

Божьи воины с Девой Чистою
за людей, что спастись хотят,
перед Спасом в молитве истовой
над Алупкою предстоят.
Алупка, 2009

УТРО БЛИЗ МЫСА АЙ-ТОДОР

Вдоль берега чернеют кипарисы
на фоне синем.
Над монастырским вымоленным мысом,
что свят и ныне,
пуховый плат земли и небосвода –
рисунком странным:
на нем сочится южного восхода
сквозная рана.
Но краски переменчивы и живы,
сродни иконным.
Провалы загущаются лениво
на горных склонах,
а волны отливают перламутром
на бликах ранних,
перетекающих уже не в утро –
в воспоминанье.
2001

Источник

Духовенство

Первый настоятель храма

Первым настоятелем храма с 1839 года был протоиерей Андрей Петрович Накропин, прослуживший в этом храме до 1850 года. Протоиерей Андрей происходил из граждан привилегированного Финляндского города Сердоболя. В 1817 г. Успешно закончил Олонецкую гимназию, где обучался следующим наукам: закон Божий, логика, нравственная философия, всеобщая грамматика, психология, риторика, поэзия, древняя и новая география, всеобщая и российская история, статистика, математика, физика, естественная история, рисование, а также языкам: латинский, французский и немецкий. 15 октября 1835 года по указу Святейшего Правительствующего Синода был испытываем в богословских предметах и сочинениях проповедей самим Преосвященным Венедиктом, Епископом Ревельским, Викарием С.Петербургским. 21 декабря 1835 года посвящён во диаконы, а 1 января 1836 – во священники, после чего определён в Екатеринославскую Епархию к Артекской Воскресенской домовой церкви. 20 мая 1836 года Высокопреосвященным Гавриилом, Архиепископом Екатеринославским, награждён набедренником. Того же 1836 года определён благочинным 2-й части церквей Крымского полуострова. А 11 декабря 1837 года по приглашению графа М.С. Воронцова переведён в алупкинскую Архангело-Михайловскую церковь. За время службы был награжден 22 мая 1841 года – фиолетовой скуфьей, а 12 сентября 1843 года произведён в протоиреи. 1 июня 1849 года награжден бархатною фиолетовою камилавкою. В семействе у него жена – Параскева Семёновна; Сын – Александр.

При священнике был диакон Дмитрий Иванович Мироненко. Родился он в 1818 году. Происходил из священнической семьи. По исключении из Екатеринославских духовных училищ определён указом Екатеринославской Консистории от 14 августа 1835 года – алёшкинскому Введенскому собору пономарём. Высокопреосвященным Гавриилом посвящён в стихарь, а 25 июня 1840 года переведён дьячком в Троицкую церковь села Збурьевки Днепровского уезда. Позже указом Херсонской Духовной Консистории от 2 декабря 1841 года по резолюции Его Преосвященства Гавриила определён дьячком к алупкинской Архангело-Михайловской церкви князя Воронцова. 30 апреля 1850 года Высокопреосвященным Иннокентием, архиепископом Херсонским и Высокопреосвященным Агафангелом, митрополитом Таврическим рукоположен во диаконы к алупкинской Архангело-Михайловской церкви. Грамоту имеет. В семействе его жена – Юлия Петровна; дети: Константин, Мария и Анна.

Церковным старостой был уроженец Великого Княжества Финляндского Афанасий Фирсович Сабаров, который с 1846 года являлся смотрителем Воронцовского дворца в Алупке.
Протоиерей Иоанн Фёдорович Березин

Следующим священником был протоиерей Иоанн Фёдорович Березин. Происходил он из великороссиян, из священнической семьи. С 1834 г. до 1840 г. обучался во Владимирской семинарии, откуда в 1841 г. поступает в Киевскую Духовную Академию, где обучался богословию, философии, церковной словесности, математике, патрологии и языкам: греческому, немецкому и еврейскому. По окончании курса в означенной академии поступил в ведомство Владимирской Епархии; из неё по его прошению переведён резолюцией его Высокопреосвященства Гавриила Архиепископа Херсонского и Таврического и Кавалера, в Херсонскую епархию; в то же время Духовным правлением утверждён в степени старшего кандидата с правом получения степени магистра. 23 ноября 1847 года рукоположен во диакона, а 30 ноября 1847 года – во священники и приставлен к Одесскому Кафедральному собору. 5 января 1848 г. правлением Киевской Духовной Академии определён к должности инспектора Одесских Духовных училищ и учителем греческого языка и географии в высшем отделении сего училища. 18 июля 1849 г. за труды по училищу награждён набедренником. 1 октября 1849 г. произведён протоиреем, а 7 октября 1849 г. определён к Ялтинской Иоанно-Златоустовской церкви. После посещения Ялты 12 октября 1850 г. его Высокопреосвященством Иннокентием, Архиепископом Херсонским и Таврическим, изъявлена архипастырская благодарность за отличное прохождение своих обязанностей. 4 октября 1851 года согласно предложению Высокопреосвященнейшего Иннокентия и желанию князя Кавказского С.М. Воронцова указом Херсонской Духовной Консистории переведен в алупкинскую Архангело-Михайловскую церковь. Жена его – Варвара Петровна. Сын – Владимир. Дочь – Лидия. Протоирей Березин служил до 15 июня 1854 года. При нём особых изменений в жизни храма не происходило. Уже в 1849 году в Алупке насчитывалось в общей сложности около 240 прихожан.

Священник Александр Андреевич Накропин

Следующего священником алупкинского храма был Александра Андреевича Накропина – единственный сын первого священника храма Архангела Михаила. По окончания гимназии обучался в Херсонской семинарии следующим наукам: богословию, логике, психологии, физике, математике, словесности, медицине, сельскому хозяйству и языкам: латинскому, греческому и французскому; изучил историю церковную, гражданскую, естественную. Окончил курс студента и 19 августа 1850 года был рукоположен Высокопреосвященным митрополитом Агафангелом во диакона, а 22 августа – в священники и приставлен к Елизаветградской церкви в честь Владимирской иконы Божией Матери. 15 июня 1854 года указом Его Преосвященства, архиепископа Херсонского и Таврического Иннокентия переведён в алупкинскую Архангело-Михайловскую церковь. Грамоту имеет. В семействе у него: жена – Анастасия Львовна и сыновья: Николай и Сергей. Обслуживал район от Алупки до Мухалатки с населением почти 450 человек. Священник Александр Накропин служил в алупкинском храме в самое тяжёлое время – во время Крымской войны (1853-1856 гг.), когда большая часть населения покинула побережье, так как французы и англичане неоднократно высаживали десанты на Южный берег Крыма и грабили дачи. 22 июля 1855 года неприятель ограбил имение Шатилова Мухалатку; забраны были картины, дорогие вина и проч. 23 и 24 были попытки сделать тоже самое в Симеизе, имении секунд – майора Мальцова, а также в Гаспре, имении княгини Мещерской и Мисхоре, имении генерал – лейтенантши Нарышкиной и др.; 24 июля 1855 года неприятель подходил к имению Мартьян князя Воронцова. Вообще в это время неприятели часто выходили на берег и грабили экономии. 29 июля 1855 года разграбили домовую церковь Иосифа Песнописца и всю экономию в Мухалатке.

История этого священника небезъинтересна. Отец Александр особо не стремился к чёткому выполнению правил ведения службы, был ленив, мало готовился к проведению службы, надеясь на подсказку дьякона, зачастую просыпал начало службы; очень часто священник Александр служил вечернюю с утренней, в угоду того, чтобы поспать утром. В связи с этим диакон Димитрий Мироненко над ним постоянно подтрунивал, чем приводил его в полное раздражение. И однажды, 18 июня 1855 года священник Александр Накропин и диакон Мироненко прибыли служить в Мухалатку в храм Иосифа Песнописца на отпевание ребёнка и крещения ребёнка в имении генерал-майора Шатилова. Священник Александр, рассердившись на вопрос диакона: «Вечернюю будем служить с утренней?», бросил в него напрестольную свечу и попал в глаз до крови. Этот трагичный случай подтвердили управляющий имением А.Г. Крон, винодел Лянский и ботанический садовник Шмидт. Их разбирала Херсонская консистория. Благочинный Молчанов предложил их отправить их в разные приходы, отстранил от службы. После проведения дознания священника Накропина, диакона Мироненко вызвали в Одессу. Но диакон Мироненко попросил разрешить ему не ехать, т.к. у него больная жена и маленькие дети, к тому же неприятель постоянно разоряет побережье. После разбирательства и подведения итогов комиссия вынесла приговор. 17 мая 1856 года диакон Мироненко был переведен в Ильинский храм Карасубазара (ныне Белогорск), а священник Накропин 13 января 1856 года был переведен в Никольскую церковь города Бахчисарая. Это явилось провиденциальным решением. Начав свою службу в Никольском храме Бахчисарая, Александр Накропин настолько проникся средневековой православной историей средневековых городов и монастырей этих мест, что стал одним из ведущих популяризаторов истории христианства средневековья. Он издал более 22 исторических статей в журнале ТЕВ. Стал настоящим пастырем. Его дети Сергей и Николай также стали священниками. Священник Александр Накропин умер в 1895 г

Священник Иоанн Антонович Покровский

Следующим настоятелем стал Иоанн Антонович Покровский. Происходил он из великороссиян, из диаконской семьи. По окончании Орловской семинарии, 15 февраля 1842 года рукоположен в священники Мценского уезда в село Дмитровское. 19 ноября 1843 года переведён в село Ломовец Крольского уезда, где ему удалось убедить староверов перейти в православие, за что ему была объявлена благодарность от епархии. В 1847 году он лишился жены и 30 марта подает прошение о принятии его в число братства Киево-Печерской Лавры. А 14 июня 1950 года по прошению перемещён в Херсонскую и Таврическую епархию и определён в число флотского духовенства. Походы на Черном море: 1) С 1 июля по 27 августа 1850 года в практическом плавании на фрегате «Сизопль»; 2) С 30 марта по 10 апреля 1851 года на корабле «Салафаил» при перевозке войск из Одессы в Севастополь; 3) С 1 мая по 17 августа 1851 года на кораблях «Храбрый» и «Султан-Махмуд» в практическом плавании; 4) С 15 мая по 4 октября 1852 года на кораблях «Варна» и «Трёх Иерархов» был во время Государственного смотра. 5) С 4 октября 1852 года по 1 апреля 1853 года на фрегате “Коварна” 1 ноября 1854 года на время Крымской войны был определён к Дубосарскому Успенскому Собору, где кроме пасторских обязанностей помогал военному госпиталю №28. За полемические беседы с раскольниками-часовенными ему была объявлена искренняя благодарность от архиепископа Иннокентия. 19 апреля 1855 года по предложению архиепископа Иннокентия был вновь перемещён в Крым к симферопольскому собору Александра Невского, где продолжил выполнять обязанности по военно-временному госпиталю №21. Но уже безвозмездно, за что и подтверждает аттестат от 21 мая 1856 года, засвидетельствованный Директором Симферопольских госпиталей генерал-майором и Кавалером Остроградским. 3 июля 1855 года за отличное и усердное исполнение своих обязанностей награжден набедренником. А 14 мая 1856 года, по предложению Высокопреосвященнейшего Иннокентия, архиепископа Херсонского и Таврического, назначен настоятелем алупкинской Архангело-Михайловской церкви. Но Алупка в то время была настолько пустынна, что он прослужил здесь всего около года. Вместе с ним служил диакон Усенко Пантелеимон Александрович. Происходил из малороссиян, из семьи дьячка. В училище не обучался. В июле 1849 года был прикомандирован пономарём к Армяно-Базарской Георгиевской церкви, где исполнял эти обязанности до 1856 года. 26 июня 1856 года по распоряжению Высокопреосвященнейшего Иннокентия, архиепископа Херсонского и Таврического, переведен к алупкинской Архангело-Михайловской церкви с переименованием во дьячка. 13 ноября 1857 года Преосвященнейшим Димитрием, епископом Херсонским и Таврическим, рукоположен во диакона и приставлен к этой же церкви на диаконскую вакансию. Грамоту имеет. В его семействе жена – Ксения Саввиновна и дочь – Марфа. В течение трёх лет он составлял отчёты по храму. Диакон Пантелеимон умер осенью 1899 года. С 19 октября 1899 года вдове диакона Пантелеимона Усенко Ксении была назначена пенсия из Мелитопольского казначейства в размере 40 рублей. В ведомости за 1858 год указано, что исполняющим должность настоятеля алупкинской церкви Херсонской обители казначей иерей Капитон.

В преддверии Крымской войны Святейший Синод принял указ «о благоустройстве Балаклавского Георгиевского монастыря», для чего предлагалось « вызывать для служения в монастыре монашествующих из Киево-Печерской Лавры, монастыря Задонского, Глинской и Святогорской Пустынь. Посылать монахов самых благонадежных; всех неблагонадежных немедленно удалить». В 1834г. Синод утвердил новые штаты духовенства монастыря. 17марта 1853 года Указом Святейшего Синода иеромонах Никандр был переведён «как благонадёжный» из Святогорской пустыни Харьковской Епархии в Балаклавский монастырь для временного служения при Черноморском флоте. По прибытии в Балаклавский Георгиевский монастырь 1 мая 1853г. командирован настоятелем монастыря Преосвященнейшим митрополитом Агафангелом в 33 флотский экипаж на флагманский корабль «Чесма» для отправления Богослужения и треб в практическом плавании в эскадре под флагом вице-адмирала Новосильского.

После окончания Крымской войны в обширном южном регионе храм св. Архистратига Михаила в Алупке оставался единственным местом, где не прекращались службы. Этот храм был построен графом Воронцовым в 1841г. для служащих его имения в виде древнегреческой базилики. Церковь насчитывала 326 чел прихожан и 84 прикрепленных крестьян из Симеиза и Мухалатки. С 1859г. настоятелем храма был назначен флотский иеромонах Никандр. Красноречивым свидетельством его трудов служат метрические книги. Среди прихожан были бедные простые люди, а так же те, чьи имена вошли в историю России: философ Николая Яковлевич Данилевский, помещик С.И.Мальцов, военный министр Дмитрий Алексеевич Милютин, по словам которого о.Никандр «пользовался общим уважением и любовью прихожан за честную жизнь и чистосердечие». 9 февраля 1883г. в Алупке торжественно отмечали 25-летие служения настоятеля, а 9 мая 1884г. скорбь об его утрате омрачила сердца прихожан. Сдержанная церковная запись гласит: «9 мая скончался, а 12 мая предан земле заведующий Архангело-Михайловской церковью в местечке Алупке, Балаклавского Георгиевского монастыря иеромонах Никандр, 66 лет, от порока сердца. Похоронен соборне в восточной стороне Алупской церкви в ограде». Новопреставленный удостоился особой чести «соборнего» погребения в присутствии всех клириков Ялтинского благочиния. Над гробницей был водружен крест и сделана надпись: «здесь покоится Алупской церкви иеромонах Никандр 14.11.1818 – 9.05.1884. прослужил в сем храме 26 лет 4 месяца» Храм просуществовал до конца века и был разрушен большим алупкинским оползнем. Захоронение было предано забвению. Надгробие порушено. В начале века был построен новый храм с тем же покровителем — св. Архангелом Михаилом. Его судьба оказалась трагична: землятресение 1927г. и безбожные времена превратили его в руины. Пришло время «собирать камни». Восстанавливается порушенный храм. Память иеромонаха Никандра приобретает огромное значение как связь времен и как ходатайство пред Господом за наше поколение.

храм архангела михаила в алупке официальный сайтПо благословению Митрополита Симферопольского и Крымского Лазаря в день 125-летия кончины иеромонаха Никандра, 22 мая 2009 года ( день памяти Николая Мирликийского чудотворца, чье имя он носил при крещении), произведено торжественное перезахоронение его останков перед алтарем южного Николаевского придела храма. Воздать честь герою Синопской битвы и обороны Севастополя прибыли рота почетного караула Черноморского флота с контр-адмиралом Е.Т. Халайчевым, солдаты Вооруженных сил Украины, Бахчисарайское казачество, зам. главы администрации Севастополя — В.П. Казарин, наместник Балаклавского свято-Георгиевского монастыря игумен Савватий, благочинный Севастополя протоиерей Сергий, благочинный Ялты протоиерей Адам с духовенством благочиния, духовник Оптиной пустыни схиигумен Илий с братией. После торжественной литургии над гробом иеромонаха Никандра была совершена панихида. Гроб, покрытый Андреевским флагом, был обнесен священниками вокруг аналоя в храме и передан морякам почетного караула. С пением пасхального канона моряки обнесли гроб вокруг храма, священники опустили его в могилу и закрыли надгробной плитой — даром города Севастополя. Военным салютом отдали честь солдаты вооруженных сил Украины. Парадным маршем прошла рота матросов почетного караула. У надгробия замерли в карауле казаки Бахчисарайского казачества. ” В память вечную будет праведник”!

С 1861 года старостой церкви был Макарий Посунько. Он получил серебренную медаль на Станиславской ленте (скорее всего «за его осмнадцатилетнюю честную и усердную службу храму Божию» ).

Священник Владимир Иванович Серафимов

С августа 1884 года настоятелем церкви был назначен священник Владимир Иванович Серафимов. Сын отставного подпоручика он 30 ноября 1866 года был принят в Духовное ведомство причетником к Балточокракской Пантелеимоновской церкви. С 4 февраля 1867 года перемещён к Бахчисарайскому Николаевскому собору. В августе 1869 года перемещен к Евпаторийскому Николаевскому собору. 25 сентября 1871 года перемещен к церкви Симферопольского Духовного училища. В августе 1873 года поступил в число воспитанников Таврической Духовной семинарии, откуда по прошению уволен в октябре 1877 года из 5-го класса. В декабре того же года определён к исполнению должности псаломщика к Константино-Еленевскому молитвенному дому села Софиевки Бердянского уезда. В 1878 перемещён к Феодосийской Греческой церкви. В августе 1880 года вновь поступил в Таврическую Духовную семинарию, которую окончил в 1882 году со званием студента. В июне 1882 года он преподает греческий язык в Симферопольском Троицком церковно-приходском училище. 22 октября 1883 года рукоположен во священники и приписан к Трёх-Святительской церкви при Таврической Духовной семинарии. В августе 1884 года переведен настоятелем в храм Архангела Михаила в Алупку.В семействе у него жена Олимпиада Ильинична и сын Евгений. К 1884 году прихожан насчитывается всего 248. Позже в 1886 году его переводят в храм Николая Чудотворца г. Балаклавы и утверждают в должности законоучителя Балаклавского округа. В 1900 году ему поручают преподавание Закона Божия в Пушкинской школе г. Симферополя. Осенью 1900 года он был уволен от должности законоучителя Симферопольского исправительного приюта вследствие перехода на службу на Дальний Восток. В 1902 году согласно поданному прошению сверхштатный священник Керченского Троицкого Собора Владимир Серафимов был уволен за штат.

Священник Павел Иоаннович Фанагорский

Настоятель Фанагорский первым в отчётах стал детально описывать источники получения жалования, От казны священнику 72 руб., псаломщику 24. Плюс пособие от генерала Сергея Ивановича Мальцова – 420 руб, князя Воронцова, графа Шувалова 300 руб., из сумм алупкинской церкви 200 руб. и, считая средним числом за последние пять лет, доходов за требоисполнение до 100 руб. в год. Священник Фанагорский был очень общительным человеком, активно участвовал в жизни побережья. Он помогал составлять духовное завещание генералу Сергею Ивановичу Мальцову. Дружил с бывшим военным министром при Александре II Дмитрием Алексеевичем Милютиным. Купеческая вдова Глафира Васяткина в пользу церкви оставила капитал в размере 1100 руб в двух банковских билетах внутреннего займа, проценты с которых поступали причту за поминовение усопшего раба Иоанна. Кроме того банковских билетов на сумму около 4000 рублей. В его отчётах появляется графа о наличие библиотеки из 69 томов 33 названий, о том что выписаны журналы «Таврические Епархиальные ведомости» и «Церковные ведомости». 8 октября 1890 года при алупкинском Архангело-Михайловском храме настоятель Павел Иоаннович Фанагорский открыл церковно-приходскую школу в арендованном помещении. В 1893 году в алупкинской церковно-приходской школе училось 17 мальчиков и 6 девочек. Учителем был Авксентий Иоаннович Радионов; в Симеизе обучалось 4 мальчика и 8 девочек, учительницей была Анастасия Симеоновна Хабарова. Заработная плата учителя составляла 180 рублей. Но заниматься в арендованном помещении было неудобно и священник Фанагорский предложил построить своё здание школы. 8 октября 1895 года строительство школы было окончено и она приняла своих первых учеников. (ныне жилой дом у автостанции). В 1897 году в Алупке открылась земская школа, где один учитель обучал 30 учеников. В 1901 году в алупкинской церковно-приходской школе уже училось 23 мальчика и 23 девочки. Преподавал им учитель, окончивший курс в Таврической духовной семинарии Стефан Яковлевич Шпаковский.

В 1899 год священник Павел Фанагорский, согласно поданному прошению, уволен в за штат. С 8 октября 1899 года заштатному священнику Павлу Фанагорскому была назначена пенсия из Ялтинского казначейства в размере 130 рублей. Когда Фанагорского не стало, то его жена жила при храме, что подтверждают исповедальные списки 1915 года. Ей было в то время уже 74 года и вместе с ней жил сын Лев.

Храм Архангела Михаила, как и многие другие, использовался Таврической Духовной Семинарией в качестве вакантного места (псаломщика) для прохождения практики семинаристами. В 1891 году псаломщиком был Никифор Стефанович Макаренко, 1859 года рождения, сын цехового из заштатного городка Белополк Харьковской губернии. Обучался в Белопольском двухклассном училище. 10 февраля 1888 года принят в Таврическое Епархиальное ведомство и определён псаломщиком к Покровской церкви в Ореанде в имении Его Императорского Высочества Великого Князя Константина Николаевича. В связи с расстройством здоровья уволился из Епархиального ведомства 4 августа 1890 года из Ореанды. А затем вновь принят 30 марта 1891 года по прошению в Епархиальное ведомство и определён псаломщиком в алупкинскую Архангело-Михайловскую церковь.19 июля 1898 года был рукоположен во диакона. 31 июля 1898 года ему была выражена благодарность за усердное и успешное преподавание пения в алупкинской школе. 15 октября 1905 года ему было преподано Архипастырское благословение за усердные и успешные труды по 14-летнему преподаванию пения в местной церковно-приходской школе. В семействе у него жена Александра Николаевна, 1862 года рождения. Дети: Анатолий, 1888 года рождения, отдан на обучение в Симферопольское Духовное училище, где обучается в 4 классе на средства отца; Виталий, 1891 года рождения, обучается в Симферопольской гимназии Волошенко на средства отца; Глафира, 1892 года рождения, обучается в Симферопольской гимназии Оливер на средства отца.

Церковным старостой с 1886 по 1889 год является севастопольский мещанин Дмитрий Яковлев. Церковным старостой с 1889 года является ялтинский мещанин Александр Долгов. Церковным старостой с 1899 года является мещанин Василий Мединов.

Священник Владимир Капитонович Троепольский

Следующим настоятелем храма был священник Владимир Капитонович Троепольский. Родился он 13 января 1864 года в селе Коломне Мало-Архангельского уезда Орловской губернии в семье священника. 27 июня 1884 года окончил Орловскую духовную семинарию. 5 октября 1885 года по прошению был определён псаломщиком к Ялтинской Иоанна-Златоустовской церкви. В декабре 1885 года его утвердили законоучителем Ялтинского женского народного училища.7 августа 1886 года он был уволен от должности псаломщика за самовольную отлучку. После этого он год прослужил в армии на правах вольноопределяющегося. Затем 18 октября 1887 года ушёл в запас в звании прапорщика армейской пехоты. 15 января 1888 года он вновь возвратился в Таврическое Губернское Духовное Правление в качестве делопроизводителя. В июле 1889 года переведён в канцелярию Таврического губернатора на должность помощника канцелярии, а 30 ноября 1889 года Указом Правительствующего Сената утверждён в чине коллежского регистратора. Но в конце – концов понял, что служение Богу – это его призвание. И буквально 8 сентября 1891 году уволился и в тот же день был рукоположен во диакона, а через три дня в священника, начав службу в Ильинской церкви в Саках в Евпаторийском уезде. С 1891 года по 1898 год являлся законоучителем 3-х Сакских земских школ. С 1896 года по 1898 год служил наблюдателем церковно-приходских школ Евпаторийского уезда. В 1895, 1896 и 1898 годах был депутатом от духовенства епархиальных окружных съездов. В 1898 году евпаторийским уездным комитетом попечительства о народной трезвости он назначается заведующим Сакских бесплатных народных библиотек-читален. С июля по октябрь 1898 года был заведующим и законоучителем двух Керченских церковно-приходских школ. С 1899 года – настоятель храма Архангела Михаила и законоучитель алупкинской церковно-приходской школы и Симеизской земской школы. В 1899 году ему было поручено преподавание Закона Божия в Симеизском земском народном училище. 12 августа 1893 года за усердную и честную службу ему была выражена архипастырская благодарность епископом Таврическим Мартинианом. 15 февраля 1894 года награждён набедренником. 26 февраля 1896 года награждён серебряной медалью в память царствования Императора Александра III. В 1900 году награждён скуфьей. В семействе у него жена Людмила Андреевна, 1874 года рождения. Дети: Александр, 1894 года рождения; Владимир, 1895 года рождения; Борис, 1897 года рождения; Павел, 1900 года рождения. Священник Владимир Капитонович Троепольский, приехав в Алупку сразу развернул активную деятельность. Если в 1993 году исполнение треб давало 100 рублей дохода, то в 1901 оно уже достигло 900 рублей в год.

И при этом в Алупке и Симеизе христианское население увеличилось почти до 830 человек. Деревянный храм, рассчитанный на 200 человек, не вмещал всех желающих. Первый шаг, который предпринял настоятель Троепольский – строительство каменного храма-часовни во имя Всех Святых на кладбище на деньги прихожанина Павла Львовича Голицына и других жертвователей. Эта часовня была освящена 15 сентября 1902 года благочинным церквей Ялтинского округа протоиреем Василием Поповым при участии священников Владимира Троепольского и Петра Сербинова, а также диаконов Василия Черненко и Никифора Макаренко. Часовня была каменная с одним куполом, крытая железом. Размеры: 15 на 10 аршин (т.е. 10,7 на 5 метров). Вместимость часовни – 60 человек. Второй шаг – это строительство нового храма. Первыми подняли этот вопрос в 1899 году женщины – прихожанки алупкинского храма: Анна Григорьевна Плечко, Агрипина Михайловна Плечко, Александра Дмитриевна Постельникова, Ольга Николаевна Смурова, Мария Александровна Кирьякова и многие другие, а также действительный статский советник Александр Алексеевич Бобров. Они написали в 1899 году письмо к епископу Таврическому и Симферопольскому Николаю о необходимости создания нового храма в Алупке взамен разрушенного оползнем. После рассмотрения обращения Духовная консистория разрешила строительство храма.

Убийство священника Владимира Троепольского

Весть о совершённом в доме священника злодеянии быстро разнеслась по Алупке и окрестностям. На всех она произвела удручающее тягостное впечатление – панический страх и ужас. Некоторые на следующий день покинули Алупку.

Кто были те люди, убившие о. Владимира, теперь трудно сказать. Нужны ли были им деньги о. Владимира или его жизнь? Утром 31-го декабря получена была от командированного в Севастополь урядника телеграмма на имя пристава с. Алупки с извещением, что им арестовано в Севастополе три лезгина, будто бы причастные к убийству о. Владимира, с вещественными на это доказательствами. На следующий день в Севастопольских и Ялтинских газетах появилась заметка, что в Севастополе арестована шайка из девяти лезгин, причастных к злодеянию, совершённому в Алупке, а также и к другим преступлениям, имеющим место в Ялте и окрестностях. Погребение о. Владимира состоялось в субботу 31 декабря. В этот день в 8.30 утра прибыли в Алупку судебные и полицейские власти для освидетельствования ран о. Владимира и места совершения злодеяния; был сделан судебным следователем предварительный допрос свидетелям преступления. К этому же времени прибыло почти всё духовенство ялтинского округа и близкие и родные о. Владимира. Вынос останков о. Владимира состоялся в 10 часов утра.

На гроб было возложено много венков: от семьи графа Милютина, от Ялтинского духовенства, от комитета по устройству храма, от О.Н. Смуровой и многих других частных лиц. Первый венок был принесён временно проживающими в Алупке солдатами 14 роты 52 пехотного Виленского полка, с которыми о. Владимир занимался Законом Божиим и вёл религиозно-нравственные беседы.

В половине 11 началась заупокойная литургия, по окончании которой совершено было отпевание. Божественную литургию совершал благочинный протоиерей Василий Попов в сослужении протоирея П. Cербинова, священников Н. Щеглова и И. Юзефовича, при участии диаконов Н. Макаренко, И. Литвиненко и А. Волкова. Пел хор местной церкви. В погребении участвовали следующие священнослужители протоиреи: А. Терновский, В. Попов, и П. Сербинов. Священники – В. Никольский, Н. Щеглов, Г. Чиннов, Е. Лебедев, П. Лосиевский, И. Юзефович, М. Богуславский, Р. Крылов и Л. Кольчев. Диаконы – Н. Макаренко, И. Литвиненко, А. Волков и Е. Эндека. Псаломщики – А. Одинцев, Г. Толмачёв, Д. Мартыненко и Уланов. Священником И. Юзефовичем при отпевании сказано прочувствованное слово, в котором он приглашал братьев-сослуживцев и прихожан храма сказать последнее «прости», воздать последнее целование убиенному иерею Владимиру и не забывать пастыря-страдальца в своих молитвах к Господу Богу. Не смотря на будний день и канун нового года множество людей пришли в храм воздать последний долг своему доброму пастырю. Церковь не могла вместить всех их; площадь вокруг церкви была полна молящихся. После отпевания священнослужители подняли гроб, обнесли вокруг храма и направились на кладбище, к часовне-храму, где была приготовлена могила. В три часа дня опущены были в могилу останки о. Владимира. О. Владимир был самым скромным тружеником пастырем. Он не любил говорить о себе и своей деятельности. В обращении был ласков и обходителен; друзьями были все его прихожане. Одинаково радушный приём находили и лица высокопоставленные и самые простые. Никому из обращавшихся к нему за советом и помощь он никогда не отказывал и насколько мог, помогал и словом и делом. О. Владимир скончался в возрасте 42 лет, оставив после себя без всяких средств жену и пятерых детей. Через некоторое время было написано воззвание об оказании помощи семье о. Владимира Троепольского. Известия о получении благотворительной помощи были напечатаны «Таврических ведомостях».

Посещение Его Преосвященством Преосвященнейшим Алексием, епископом Таврическим и Симферопольским, города Алупки

Священник Георгий Волонтир

Следующим настоятелем был священник Георгий Волонтир. О нем мы имеем совсем мало сведений. Учился он в Новороссийском университете на филологическом факультете. По приезде в Крым в 1906 был рукоположен во священники и назначен новым настоятелем храма Архангела Михаила в Алупке. При рукоположении был награжден набедренником. 4 февраля 1906 года священник Георгий Волонтир был назначен председателем церковно-строительного комитета. Но уже 24 марта 1906 года определением консистории, утверждённым Его Преосвященством священник Георгий Волонтир назначается духовником Симферопольского духовного училища.

Протоиерей Николай Авксентьевич Царенко.

Отец Николай, прибыв в Алупку, первым делом возобновил работы по возведению нового храма, которые были прерваны после смерти священника Владимира Троепольского.8 июля 1906 года по желанию прихожан Алупки и с одобрения Епархиального начальства новым председателем церковно-строительного комитета был выбран протоирей Николай Царенко. 7 августа 1906 года мещанин Василий Фёдоров назначается новым старостой. 5 мая 1907 года церковным старостой становится отставной полковник Иоанн Александрович Миловидов. Просфорней при храме состоит девица преклонного возраста Ольга Васильевна Федорова.

Батюшка скоро расположил к себе сердца прихожан. Его проповеди, основанные на личном духовном опыте, были пронизаны искренней любовью, состраданием и не были перегружены высоким книжным богословием. Сам о. Николай был очень прост и общителен. Двери его дома всегда были открыты; каждому он старался по мере сил помочь: кому слово доброе сказать, кого утешить молитвой, а кого и просто накормить да приютить, многим он стал духовным отцом. Достоинства священника оценила и семья графов Воронцовых-Дашковых, а с графиней о. Николай сблизился особенно и был желанным гостем во дворце. «В прежнее дореволюционное время я был хорошо знаком с графиней Воронцовой-Дашковой, – впоследствии вспоминал о. Николай, – у которой я считался духовником. Я часто бывал у графини в замке когда она приезжала в Алупку». В скором времени графиня стала ревностной прихожанкой Свято-Михайловского храма и часто приглашала о. Николая во дворец как на торжественные обеды, так и на завтраки в тесный крут семьи и близких друзей. Графиня нередко подносила о. Николаю дорогие подарки и все проблемы, возникавшие в хозяйственной жизни храма, брала на себя. Среди прихожан храма было много дворян: Мария Александровна Лемпицкая и ее сестра Надежда – дочери офицера царской армии; потомственная дворянка Ольга Васильевна Павловская-Волкова и ее сестра Александра Васильевна, муж которой, полковник царской армии Иван Миловидов, несколько лет был старостой алупкинской церкви; крупный винодел Владимир Александрович Долгов. Позже, в 1927 году, в наиболее трудное для Церкви время он возьмет на себя нелегкие, а тогда и очевидно опасные обязанности церковного старосты. 26 августа 1909 года протоирей Николай Царенко был избран заведующим алупкинской библиотекой-читальней, а также принят в комитет попечительства о трезвости. Стоит вспомнить и о деятельности церковно-приходской школы. К 1908 году в ней асчитывалось 46 мальчиков и 24 девочки. Преподавательский состав: учитель, окончивший курсы в Воронежской духовной семинарии, Иоанн Алексеевич Шимкович; учительница, окончившая 8 классов женской гимназии, дочь о. Николая, Нина Николаевна Царенко. С 1 сентября 1909 года учителем Церковно-приходской школы Алупки назначен Алексей Потапенко. С 10 сентября 1909 года жена ялтинского купца 2-й гильдии Елизавета Фёдоровна Телепчи утверждена попечительницей алупкинской церковно-приходской школы.

6 мая 1912 года за отлично-усердную службу Св. Синодом награжден наперсным крестом. 10 мая 1913 года определением Св. Синода о.Николай был назначен членом распорядительного комитета Климатической Колонии Имени Императора Александра III в Алупке для учителей и учащихся церковных школ. Также в этом же году при Колонии была открыта церковь во имя Святого благоверного великого князя Александра Невского. 10 сентября 1913 года «за труды, как членов комиссии, по устройству климатической колонии имени императора Александра Ш в Алупке» протоиерей Василий Попов был награжден палицей, а протоиерей Николай Царенко – получил благословение от Св. Синода. В 1916 году колонию (приход) посетил император Николай II с семьёй. Он останавливался здесь на краткосрочный отдых и присутствовал на богослужении в этом храме. 26 августа 1913 года протоиерей Николай Царенко и диакон Никифор Макаренко были награждены светло-бронзовыми медалями в память 300-летия царствования Дома Романовых. Также в 1913 году они были награждены нагрудными юбилейными знаками в память 300-летия царствования Дома Романовых.

В 1918 году причт храма состоял из протоирея Николая Царенко, диакона Иоанна Макарьевича Зинченко и старосты Дмитрия Иоанновича Вильгельмова.

15 марта 1919 года тесть отца Николая, протоиерей Евфимий Васильевич Березов, приехал в Алупку насовсем. Поскольку он некоторое время участвовал в жизни храма, то считаю уместным поместить его удивительную биографию.Протоиерей Евфимий Васильевич Березов родился в 1846 году в селе Малой Лепатихе Мелитопольского уезда Таврической епархии в семье священника.20 июня 1868 года закончил Одесскую Духовную семинарию.15 июля 1868 года принят в Таврическую епархию.22 октября 1868 рукоположен в диакона и приписан к Симферопольскому Кафедральному Собору, где исполнял обязанности протодиакона.9 мая 1869 года рукоположен во священника и приписан к Архангело-Михайловскому храму села Рубановки Мелитопольского уезда Таврической епархии, где проходил служение 49 лет.С 1 сентября 1871 года по 20 апреля 1917 года проходил должности законоучителя Земских церковно-приходских школ и училище в селе Рубановке.С 15 октября 1918 года по 156 марта 1919 года проходил должности: законоучителя 2-х Земских школ и училища высшего типа в селе Давидовке; должность наблюдателя церковно-приходских школ Серогозского Благочиния в течении 9 лет; помощника благочинного Серогозского округа в течении 6 лет; гласного от крестьян, прихожан и от духовенства Серогозского округа в Мелитопольских Уездным сельских собраниях в течении 9 лет; члена Благочиннического Совета Серогозского Благочиния в течении 6 лет.С 1 сентября 1887 года по 20 апреля 1917 года являлся благочинным Серогозского округа.В 1905 году удостоен звания Почетного сотрудника и Члена Таврического Епархиального Попечительства о бедных духовного звания.20 апреля 1917 года был перемещен в Бердянский Собор и назначен 2-м священником.1 октября 1917 года был временно назначен к Греческой церкви г. Феодосии.15 октября 1918 года перемещен в село Давидовку Мелитопольского уезда Таврической епархии на свободное священническое место.15 марта 1919 года выбыл с последнего места служения по необходимости и не выходил за штат за неимением соответствующего места и в ожидании вакансии временно переселился в г. Симферополь, а чуть позже в г. Алупку к своему зятю протоиерею Николаю Царенко.В 1920 году во время отсутствия протоиерея Николая он исполнял пастырские обязанности.С 1 августа 1921 года по 1922 год согласно собственному желанию и с разрешения правящего архиерея Преосвященнейшего Епископа Никодима исполнял клиросные обязанности псаломщика (за отсутствием такового), а также участвуя в церковном хоре.За плодотворную, полезную и ревностную службу по своей многосторонней деятельности благочинного по устроению церквей и школ награжден следующими наградами: Набедренником; Скуфьей; Камилавкой; Наперсным крестом; Саном протоиерея; Палицей; Орденом Св. Анны III степени; Орденом Св. Анны II степени; Орденом Св. Владимира IVстепени; Орденом Св. Владимира III степени; От Св. Синода две грамоты и Библию; Многократные благословения и благодарности архипастырей Таврических и Епархиального начальства.

С о.Николаем власти обошлись не менее жестоко. Невзирая на то, что священник и все арестованные по его делу не признавали себя виновными, следствие обосновало свои подозрения и обвинения исключительно на показаниях «свидетелей». В «Обвинительном заключении» говорилось: «Дело по обвинению гр.гр. Царенко Н.А., Долгова В.А., Агурицева А.Г., Грибушина Г.М., Гребешкова С. М. и Тарновского В.Ф. возникло 9 февраля 1930 года на основании агентурных материалов, имеющихся в Ялтотделении ГПУ Крыма, из которых усматривалось, что священник алупкинской церкви Царенко сгруппировал вокруг себя группу лиц из бывших помещиков, полицейских и кулаков, и под видом заседаний церковного совета устраивал у себя на квартире и в квартире Долгова нелегальные совещания, на которых не обсуждались церковные дела, а исключительно занимались антисоветской критикой мероприятий советской власти, в особенности участили свои сборы в момент кампании по сплошной коллективизации в Алупке, по раскулачиванию и во время производимой описи Финотделом имущества у злостных неплательщиков Госналогов. Перечисленная группа лиц на нелегальные собрания втягивала бывших помещиков, крупных дачевладелиц, они же церковные кликуши. Последние производили сбор средств среди прихожан, приезжих курортников на нужды духовенства и церкви. Выделенных сборщиков-кликуш по сбору денег инструктировали, чтобы они при обходе квартир прихожан и вообще жителей Алупки говорили, что Советская власть и коммунисты стремятся закрыть церковь путем предъявления непосильных налогов и административного гонения над верующими и что если мы не соберем, то церковь будет закрыта. Чтобы сборище энергичней производило сборы, им регулярно выплачивалось помесячное жалование…».Невзирая на давление следствия, о. Николай, В.П. Долгов и другие арестованные виновными себя не признали. Отец Николай не стал отрицать сам факт их домашних собраний, но категорически протестовал, когда следователь хотел предать столь обычному явлению, как хождение в гости и разговоры верующих людей, политическую окраску. 5 марта 1930 года протоиерея Николая Царенко и его сподвижников В.А. Долгова, Г.М. Грибушина, В.Ф. Тарновского, С.М. Гребешкова по рекомендации лейтенанта ГПУ Сигаева осудили на 10 лет концлагерей с конфискацией имущества и высылкой их семей в Северный край Советского Союза. Сохранилось письмо протоиерея Николая Царенко с просьбой о помиловании, написанное в ссылке в декабре 1932 года. «прошу Центральный во имя Революционной законности и справедливости, снять с меня пятно ссыльного и предоставить возможность прожить остаток недолгих дней моей жизни свободно, на иждивении моих детей. Я слаб и болен хроническими недугами: туберкулезом легких, артериосклерозом, миокардитом, простатитом, двухсторонней паховой грыжей». Но власть так и не удалось разжалобить. 30-го 1930 года из Симферополя его отправили в Новосибирский кирпичный завод СибУПОН ОГПУ, где уведомили, что определением Крымской тройки ОГПУ, состоявшимся в марте месяце (15 числа), он подлежит заключению в концлагерях сроком на 10 лет (по 1940 год) с конфискацией имущества. За о. Николаем в ссылку отправились жена Мария Евфимовна, дочь Вера и прислуга Соня, жившая у них с детства. В июне 1931 года в Мариинске он по состоянию здоровья был освобожден из заключения в концлагере (согласно 458 ст.) с заменой его ссылкой в Нарым до окончания срока.

1 марта 1938 года протоиерея Николая Царенко арестовали последний раз. За ним пришли по месту проживания: г. Мариинск, ул. Коммунистическая, 3. Отмашка начальства была простой: добиться признания своей вины любой ценой в 24 часа. Допросы продолжались по 2-3 суток. Большинство фигурантов дела друг друга не знали, даже фамилий, а священника Царенко вообще никто не знал. Через 11 дней после ареста, 12 марта, тройка УНКВД по Новосибирской области приговорила отца Николая к расстрелу, а 20 марта 1938 года приговор был приведен в исполнение. Дело велось настолько безобразно, с такими очевидными нарушениями, что уже в 1939 году прокурор СССР Вышинский затребовал все материалы в Москву… Сохранилась фотография, на которой 1 марта 1938 года священник написал своей рукой в 9 часов 35 минут вечера: «Надо идти… Сознание, что мысленно Вы всегда со мной, будет бодрить меня. Молитесь обо мне…»

После кончины о. Николая Мария Евфимовна, Вера и Соня переехали в Ленинград, где жили Нина Николаевна и Зоя Николаевна с другими родственниками. Мария Евфимовна и Нина скончались в Ленинграде в 1943 году от голода. Младший сын о. Николая Алексей в мае 1942 года был арестован и сослан в Красноярский край, в 1958 году реабилитирован; до пенсии жил и работал по специальности в Архангельской области, скончался в г. Луге Ленинградской области.

Протоиерей Валерий Бояринцев.

храм архангела михаила в алупке официальный сайтНастоятелем храма Архангела Михаила со дня открытия является протоиерей Валерий Бояринцев. Валерий Бояринцев родился 5 марта 1942 года в г. Запорожье в семье рабочего. В 1959 году окончил среднюю школу в г. Днепропетровске. С 1959 по 1962 годы проходил обучение в художественном училище. После чего в 1962 году он поступил в Днепропетровский медицинский институт, который окончил в 1970 году со званием хирурга. В 1969 году женился на девице Андрияшевой Наталье Михайловне. После института он работал детским хирургом в Областном институте в г. Москве. В 1983 году о. Валерий успешно защитил кандидатскую диссертацию по теме «Новый способ лечения эмпиемы плевры у детей». 3 февраля 1991 года Валерий Бояринцев был рукоположен во диакона епископом Симферопольским и Крымским Василием (Златолинским). 10 февраля 1991 года состоялось рукоположение во священника. 14 февраля 1991 года, согласно указу №21, священник Валерий Бояринцев был назначен настоятелем храма Архангела Михаила в Алупке. 18 февраля 1991 года в Прощеное воскресенье в подвале храма прошла первая служба после 60-летнего перерыва. За время настоятельства о. Валерия был открыт храм Св. равноапостольной Нины в поселке Гаспра, который находился в запустении около 70 лет. С 8 мая 1992 года, указом №36, о. Валерию, наряду со своими обязанностями, благословляется окормлять этот храм, а также храм Целителя Пантелеимона при Санатории им. Боброва.

В 1992 году о. Валерий был награжден скуфьей и набедренником.5 января 1993 года, архиепископом Симферопольским и Крымским Лазарем, о. Валерий был награжден наперсным крестом и камилавкой. 22 апреля 1993 года была создана и зарегистрирована община в пос. Симеиз. Вскоре там был создан храм в честь Покрова Божией Матери. С 1993 года о. Валерием окормляется туберкулёзный интернат и школа №1 в г. Алупке.5 апреля 1995 года священник В В 1998 году протоиерей Валерий Бояринцев был награжден палицей.В 2000 году протоиерей Валерий был награжден юбилейной медалью. В 2003 году протоиерей Валерий Бояринцев был награжден крестом с украшениями.В 2005 году протоиерей Валерий Бояринцев был награжден орденом преподобного Агапита Печерского III степени. 19 апреля 2009 года протоиерей Валерий Бояринцев был награжден митрой. 10 апреля 2013 года протоиерей Валерий Бояринцев был награжден служением при открытых Царских вратах «До Херувимской». 22 апреля 2014 года протоиерей Валерий Бояринцев был награжден орденом благоверного великого князя Ярослава Мудрого.

В семье отца Валерия 8 детей: Серафим, 1971 года рождения (ныне священник); Михаил,1972 года рождения; Константин, 1975 года рождения; Татьяна, 1977 года рождения; Валерий, 1980 года рождения. (ныне священник); Сергей, 1981 года рождения; Степан, 1985 года рождения; Мария, 1987 года рождения. По состоянию на 2020 год у о. Валерия – 49 внуков.

Как врач и священ​ник, о. Валерий считает, что че​ловек может и должен помогать Господу в Его созидательной работе. Кажется, что двадцать два года успешной прак​тической апробации метода должны были сде​лать его общепризнанным. Напротив, сегодня у мето​дики Бояринцева появился новый противник в лице могущественной фармакоиндустрии. Зачем нам, — говорят сторонники традиционной медицины, — ка​кие-то дренажи, если мы располагаем сейчас такими мощными антибиотикам, как… Далее следует перечень препаратов, причем каждый раз называются все но​вые и новые, более и более действенные, поскольку микробы, как выяснилось, тоже не просто живут, но и усо​вершенствуются.И это бег по кругу, в котором не может быть побе​дителей и побежденных. Казалось бы, одно это, не го​воря уже о том, что антибиотики губительно действу​ют на иммунную систему, должно было бы заставить медиков мыслить по-новому, но… Отчасти срабатыва​ет стереотипность мышления, отчасти крайняя коммерционализация нашей жизни. Фармакоиндустрия с ее современными возможностями позволяет сегодня получать колоссальные сверхприбыли. Все мы залож​ники этого гигантского трансконтинентального син​диката. Люди, подобные о. Валерию, противостоят ему безоружные и в одиночку.- Посмотрите, — говорит он, — какая была у нас не​зыблемая тоталитарная система! Какой мощный, ко​варный враг! Казалось бы, все, что может давать пло​ды, уничтожено до основания. Взрывали храмы, гнои​ли священников. И что же?! Церковь жива, возрожда​ется! И снова свет, солнце и море надежд! Слава Богу за все!

С 1991-го года Валерий Бояринцев живет, работа​ет и служит священником в Крыму Привел его сюда Про​мысл Божий. У духовника Валерия, владыки Стефана, было духовное чадо — иерей Борис Златолинский, кото​рый в то далекое время служил в Ташкенте. Он часто приезжал в Днепропетровск, и, конечно же, Валерий был с ним знаком. Оказавшись по окончании медицинско​го института в Таджикистане, Валерий часто посещал протоиерея Бориса на его приходе. Когда в декабре 1990 г. отец Борис стал епископом Симферопольским и Крымским Василием, он призвал Валерия с его врачебной работы, рукоположил священ​ником и назначил в Алупку настоятелем храма Архи​стратига Михаила. «Вот этот храм ты будешь восста​навливать», — сказал владыка.

« : 21.05.2010, Вадим Соколов » “Отец Валерий Бояринцев, настоятель алупкинского храма! Фантастический человек, подвижник настоящий! Помню тот храм-руину над автостанцией еще в начале 90-х… Батюшка служит Литургию в притворе разрушенноой церкви, а там голуби летают! А он ведь еще и врач, детский хирург, кандидат мед. наук… Получил тогда он от владыки благословение на работу хирургом в детском санатории им. Боброва… Утром Литургию служит, потом оперирует, потом деткам и родителям Слово Божие несет… Сколько отец Валерий там для Церкви сделал, умом не объять. Храм в детском санатории восстановил, акафисты покровителю Пантелеимону читал и службы совершал – деток, надолго прикованных к постеле причащал. Помогал открыть епархиальный санаторий в Алупке. В Симеизе акафисты Покрову Пресвятой Владычице еженедельно читал, пока там приход организовывали. В санатории Днепр храм равноапостольной Нины открыл и приход собрал. Благослови его и его огромную семью Господь!”

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *