храм архангела михаила в смоленске
Храм Архангела Михаила
Храм Архангела Михаила запись закреплена
Храм Архангела Михаила запись закреплена
Храм Архангела Михаила запись закреплена
Храм Архангела Михаила запись закреплена
ПРАЗДНИК ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
14 октября Русская Православная Церковь отмечает великий праздник Покрова Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.
По случаю праздника в храме Архангела Михаила были совершены Всенощное бдение, которое возглавил настоятель храма протоиерей Павел Петровский, и Божественная Литургия при предстоятельстве иерея Владимира Сысоева.
Показать полностью.
«. Славяне, наши предки, хотели взять Царьград, Константинополь поздних дней, и что Божия Матерь простерла Свой покров над городом христианским, над городом, который служил и поклонялся воплощенному Богу, Сыну Ея, и буря разнесла русские ладьи. Греки надолго забыли об этом празднике, но русские никогда этого не забыли. Их не ранило то, что они явились предметом как бы гнева Божией Матери; они изумились перед той любовью, перед той защитой, которую Божия Матерь простерла над теми, кто любил Сына Ее Единородного. И мы сегодня, как наши предки, после многих столетий радуемся этому празднику, потому что в этот день Божия Матерь простерла Свой покров не только на град Константинопольский, но над всеми христианами, которые нуждаются в милости Божией и в защите.
И если подумать о Божией Матери, о том, что Она — хрупкая девушка: Она не силой защищала Свой народ, Она защитила Свой народ, город Свой — молитвой Своей, предстоянием, мольбой перед Богом: пожалей, потому что Мое материнское сердце не может вынести мысли о том, что те, которые Тебе предали свою жизнь, могли бы быть Тобой оставлены…
И Россия с ранних лет была посвящена Божией Матери, Пресвятой Богородице. Киев уже имел храм Ея имени. И Божия Матерь является как бы покровительницей Руси, не только христиан в ней, но всех тех, ради которых на землю пришел Ее Сын, Божий Сын, ради которых Он жил, учил и ради которых Он УМЕР, чтобы они могли поверить в Его любовь, ради которых Он умер, чтобы иметь право, когда Его распинали на кресте, молиться Богу и Отцу, говоря: Отче, прости им, они не знают, что творят… И это слово Он оставил нам как завет, как завещание.
Каждый раз, когда мы являемся жертвой чего бы то ни было — домашней ли распри или государственной борьбы, войны или жестокости — мы должны научиться не словами только, а всей душой, всем телом нашим, если нужно, сказать: «Прости им, Отче, они не знают, что творят; я не стану на Страшном суде перед Тобой обвинителем этих заблудших людей, я стану перед Тобой, говоря: прости, прости, они же были безумны, они были слепы!» Вот чему нас учит Матерь Божия, чему нас учит наша вера христианская.»
Митрополит Антоний (Сурожский)
Храм Архангела Михаила запись закреплена
БОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТУРГИЯ 10 ОКТЯБРЯ
10 октября в храме Архангела Михаила совершена Божественная Литургия при предстоятельстве настоятеля храма протоиерея Павла Петровского в сослужении диакона Виталия.
Храм Архангела Михаила запись закреплена
Храм Архангела Михаила запись закреплена
Храм Архангела Михаила запись закреплена
ВОЗДВИЖЕНИЕ ЖИВОТВОРЯЩЕГО КРЕСТА ГОСПОДНЯ
Храм Архангела Михаила запись закреплена
Верую † Православие
Храм Архангела Михаила запись закреплена
РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ НА СЕНТЯБРЬ
3 Пт. Вечерня, утреня, 1-й час, исповедь 17:00
4 Сб. Попразднство Успения Пресвятой Богородицы. Мучеников Агафоника, Зотика, Феопрепия (Боголепа), Акиндина, Севериана, Зинона и прочих (ок. 305-311).
Часы. Исповедь. Литургия. 09-00
Показать полностью.
Всенощное бдение, 1-й час, исповедь 17:00
5 Вс. Неделя 11-я по Пятидесятнице. Глас 2-й.
Отдание праздника Успения Пресвятой Богородицы. Мученика Луппа (ок. 306).
Часы. Исповедь. Литургия. Молебны. 09:00
7 Вт. Всенощное бдение, 1-й час, исповедь 17:00
8 Ср. Сретение Владимирской иконы Пресвятой Владычицы нашей Богородицы (празднество установлено в память спасения Москвы от нашествия Тамерлана в 1395). Мучеников Адриана и Наталии и прочих 23-х мучеников, с ними пострадавших (ок. 305-311).
Часы. Исповедь. Литургия. Молебны. 09:00
10 Пт. Преподобного Иова Почаевского (обретение мощей, 1659 г.).
Молебен о здравии святым дня. 10:00
Всенощное бдение, 1-й час, исповедь 17:00
11 Сб. Усекновение главы святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна
Часы. Исповедь. Литургия. Молебны. 09:00
Всенощное бдение, 1-й час, исповедь 17:00
12 Вс. Неделя 12-я по Пятидесятнице. Глас 3-й.
Благоверного князя Даниила Московского (обретение мощей, 1652). Благоверного князя Александра Невского (перен. мощей, 1724).
Часы. Исповедь. Литургия. Молебны. 09:00
17 Пт. Иконы Божией Матери, именуемой «Неопалимая Купина» (1680). Молебен с участием сотрудников МЧС 10:00
В храме Бориса и Глеба Всенощное бдение, 1-й час, исповедь 17:00
18 Сб. Благоверного князя Глеба, во святом крещении Давида (1015). В храме Бориса и Глеба
Часы. Исповедь. Литургия. 09-00
Всенощное бдение, 1-й час, исповедь 17:00
19 Вс Неделя 13-я по Пятидесятнице. Глас 4-й.
Воскресенье пред Воздвижением Креста.
Воспоминание чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех (Колоссах) (IV).
Часы. Исповедь. Литургия. Крестный ход. (В храме Архангела Михаила) 09:00
20 Пн. Всенощное бдение, 1-й час, исповедь 17:00
21 Вт. РОЖДЕСТВО ПРЕСВЯТОЙ ВЛАДЫЧИЦЫ НАШЕЙ БОГОРОДИЦЫ И ПРИСНОДЕВЫ МАРИИ
Часы. Исповедь. Литургия. 09-00
24 Пт. Вечерня, утреня, 1-й час, исповедь 17:00
25 Сб. Суббота пред Воздвижением Креста.
Отдание праздника Рождества Пресвятой Богородицы. Священномученика Автонома, епископа Италийского (313).
Часы. Исповедь. Литургия. 09-00
Всенощное бдение, 1-й час, исповедь 17:00
26 Вс Неделя 14-я по Пятидесятнице. Глас 5-й.
Воскресенье пред Воздвижением Креста.
Предпразднство Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Священномученика Корнилия сотника (I). Память освящения храма Воскресения Христова во Иерусалиме (Воскресение словущее) (335).
Часы. Исповедь. Литургия. Молебны. 09:00
Всенощное бдение, 1-й час, исповедь 17:00
27 Пн. ВСЕМИРНОЕ ВОЗДВИЖЕНИЕ СВЯЩЕННОГО И ЖИВОТВОРЯЩЕГО КРЕСТА ГОСПОДНЯ
Святителя Иоанна Златоуста (407).
Часы. Исповедь. Литургия. Молебны. 09:00
29 Ср. Попразднство Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Великомученицы Евфимии Всехвальной (304).Людмилы, княгини Чешской (927).
Праздничный молебен 10:00
30 Чт. Мучениц Веры, Надежды, Любве и матери их Софии (ок. 137).
Праздничный молебен 10:00
1 Пт. Вечерня, утреня, 1-й час, исповедь 17:00
2 Сб. Благоверного князя Феодора Смоленского (1299) и сыновей его благоверных князей Давида (1321) и Константина, Ярославских. Благоверного великого князя Игоря Черниговского и Киевского (1147).
Часы. Исповедь. Литургия 09:00
Всенощное бдение, 1-й час, исповедь17:00
3 Вс. Неделя 17-я по Пятидесятнице. Глас 8-й.
Великомученика Евстафия Плакиды, жены его Феопистии и сыновей их Агапия и Феописта (ок. 118). Часы. Исповедь. Литургия. Молебны. 09:00
Всенощное бдение, 1-й час, исповедь 17:00
Храм в честь Архангела Михаила
Приходской сайт
Принадлежность к епархии
Сайт храма Бориса и Глеба г. Смоленска
«Смоленский дом для мамы»
Новости Патриархии
Рубрики
О храме
История храма
Храм Архангела Михаила
Храм был построен в 1191-94 годах при дворе смоленского князя Давида Ростиславича, поставившего своей целью затмить масштабами и красотой все церкви в округе. В летописях того времени встречаются восхищенные отзывы о Свирской церкви, поражавшей современников смелостью архитектурных решений, богатством внутреннего убранства и особенно выигрышно смотревшейся на фоне приземистых деревянных строений.
Распространенное в народе название церкви Свирская, историки связывают с тем, что она стояла на пересечении торговых путей из Северских или Свирских земель.
Во время осады Смоленска польско-литовскими войсками короля Сигизмунда III в 1609-11 годах, враги использовали церковь Архангела Михаила как крепость, а после падения города, ее превратили в костел, являвшийся до 1627 года, когда был построен новый костел, основным местом богослужений для всех католиков.
После возвращения Смоленска под власть Российского государства в 1654 году, церковь была переосвящена, и в ней продолжились православные богослужения для верующих местного прихода.
В 1812 году храм снова пострадал от завоевателей. Его разграбили солдаты Наполеона, разобравшие все деревянные элементы на дрова. После изгнания неприятеля церковь Архангела Михаила была восстановлена благодаря личному вмешательству российского императора Александра I. Со второй половины XIX века храм, в дополнение к приходскому, выполняет еще функции арестантского и полкового. Это стало возможным, во многом, благодаря купцу Василию Хлебникову, отреставрировавшему Свирскую церковь на свои средства, обнесшему ее каменной оградой с надвратной колокольней и открывшему при храме первое в Смоленске училище для бедных и беспризорных детей.
В 1930-м году богослужения в Свирской церкви прекратились и в ней организовали военный склад.
Во время Великой Отечественной войны храм удивительным образом почти не пострадал, но все же нуждался в серьезной реставрации, которую и провели в 1963-м году по проекту архитектора Барановского. Вторую в ХХ веке реставрацию церковь Архангела Михаила пережила в 1978 году, когда во многом был восстановлен ее первоначальный облик и удалены множественные наслоения предыдущих веков.
В 1990-м году Церковь Архангела Михаила была возвращена Смоленской епархии, а в 1994-м ее освятил Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл.
По совокупности архитектурных решений Свирская церковь является четырехстолпным крестово-купольным храмом с тремя уровнями света, тремя двухъярусными притворами и высокой полукруглой апсидой. На вторых ярусах размещались хоры, частично сохранившиеся и сейчас.
Храм сложен из плиточного кирпича – плинфы, скрепленного известковым раствором.
Почти все внутренние стены и своды имели роспись, дошедшую до наших дней лишь в небольших фрагментах. Полы были покрыты поливными керамическими плитами.
Наружными и внутренними декоративными украшениями служат пояски, уступчатые ниши, рельефные кресты и бровки из поребрика.
Внешнее восприятие церкви Архангела Михаила характеризуется вертикально устремленным динамизмом со своеобразным нарастанием архитектурных масс, образовывающих оригинальную башнеобразную композицию.
Местность, называемая по одноименной речке Смядынью, у которой расположен этот храм, интересно еще и тем, что здесь в 1015 году по приказу князя Святополка, прозванного впоследствии Окаянным, был убит его брат князь Глеб, ставший со своим братом Борисом первыми русскими святыми.
§ 26. Храм Михаила Архангела г. Смоленска
Когда, гоним тоской неутешимой,
Войдёшь во храм и станешь там в тиши,
Потерянный в толпе необозримой,
Как часть одной страдающей души;
Невольно в ней твоё потонет горе,
Почувствуешь, что дух твой вдруг влился
Таинственно в своё родное море
И заодно с ним рвётся в небеса.
1. Краткая история храма
Храм, расположенный на Парковой улице Смоленска, был построен по указанию князя Давыда Ростиславича во время его княжения (1180–1197). В то время он находился вне города и стоял в центре загородного княжеского двора.
В одной из летописей церковь Михаила Архангела названа самым богато украшенным храмом на Руси.
В годы осады Смоленска (1609–1611) вражеские войска использовали здание церкви как крепость, затем — как католический костёл. После возвращения Смоленска храм был переосвящён.
В начале XVIII в. храм частично перестраивается и теряет свой первоначальный облик. В 1733 г. к нему пристраивают новый тёплый придел. В 1775–1785 гг. храмовый комплекс дополнили колокольней, оградой и домом, в котором на средства местного купца и старосты храма В. Г. Хлебникова обучались бедные и бесприютные мальчики. В храме было три придела: преподобного Александра Свирского (во второй половине XIX в. стал приделом благоверного князя Александра Невского), благоверных князей-мучеников Бориса и Глеба и преподобного Алексея, человека Божия.
Во время Отечественной войны 1812 г. церковь Михаила Архангела была разграблена французскими солдатами. После войны благодаря личному вниманию императора Александра I она была восстановлена.
В годы советской власти храм был закрыт (1930), в здании находился военный склад. В военные годы (1941–1945) в храме обрушилась кровля и осыпалась штукатурка. В 1963 г. в ходе ремонта кровли, под руководством П. Д. Барановского были удалены некоторые архитектурные детали XIX в. А в 1970–1980-е гг. была проведена масштабная реставрация фасадов, в ходе которой был частично реконструирован облик храма XII в.
В 1990 г. храм был возвращён Церкви. Богослужения возобновлены в 1991 г., в 1994 г. храм был освящён митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом. До сих пор в храме Михаила Архангела ведутся реставрационные работы. Белокаменный резной иконостас и престол храма были освящены в 1999г.
Храм Михаила Архангела ещё называют Свирской церковью. Почему Свирской? Однозначного ответа на этот вопрос нет. Существуют две гипотезы, объясняющие это название. По одной из них, храм возводился на высоком берегу речки Смядыни вблизи её впадения в Днепр — у места схода военных и торговых путей с Северных (Свирских) земель. По другой гипотезе, это наименование появилось гораздо позднее — по названию одного из приделов, посвящённому преподобному Александру Свирскому.
Местность, на которой расположен храм Михаила Архангела, знаменита в истории тем, что здесь в 1015 г. по приказу князя Святополка, который позднее получил прозвище «Окаянный», был убит его брат князь Глеб. На Смядыни, на месте убийства святого страстотерпца князя Глеба в начале XII в. был построен не сохранившийся до нашего времени Борисоглебский монастырь.
В 1991 г. здесь был установлен памятный знак — камень с высеченным на нём крестом и текстом, повествующем о мученической кончине святого князя Глеба. В 2013 г. на Смядыни был открыт храм святых Бориса и Глеба.
1. Составьте хронологию развития храмового комплекса
2. С каким событием связана местность Смядынь?
2. Архангел Михаил
Вы уже познакомились с теми святыми, которым посвящены два храма домонгольского периода, — святым и апостолами Петром и Павлом и евангелистом Иоанном Богословом. Священное Писание свидетельствует, что, кроме физического, существует духовный мир, населённый разумными, добрыми существами, именуемыми ангелами.
Слово «ангел» на греческом языке означает «вестник». Священное Писание именует ангелов так по тому, что Бог нередко через них сообщает людям Свою волю.
Широко известна классификация ангельских чинов, приписываемая афинскому мыслителю, первому епископу Афин, священномученику Дионисию Ареопагиту, ученику апостола Павла.
Небесная иерархия состоит из трёх ликов. Каждый лик имеет три чина. Высший лик состоит из серафимов, херувимов и престолов, средний — из господств, сил и властей, низший — из начал, архангелов и ангелов.
Приставка «архи» к некоторым ангелам указывает на их более возвышенное служение сравнительно с другими ангелами. Архангел Михаил — один из высших ангелов.
Имя Михаил на древнееврейском языке значит «Кто, как Бог». Священное Писание, повествуя о явлении ангелов различным людям, собственным именем называет только некоторых из них, — по-видимому, тех, которые несут особую миссию в общении Бога с людьми. Среди них — упоминаемые в Священном Писании (Библии) архангелы Михаил и Гавриил.
Церковь почитает архангела Михаила как защитника веры и борца против зла. На иконах его изображают с огненным мечом в руке или копьём низвергающим диавола. В начале IV в. Церковь установила праздник Собора (то есть совокупности) святых ангелов во главе с архангелом Михаилом, который празднуется 8 ноября (21 ноября по новому стилю).
Ангелы являются духовными существами, не имеют материального тела. На иконах они изображаются в виде людей, поскольку в таком виде могут являться людям и указывать им волю Бога. В изображениях ангелов на иконах используются символы, выражающие их духовную сущность и действие в мире. Что же обозначают эти символы?
Крылья — символ принадлежности к миру Небесному (духовному). Посох — символ посланничества, как посох у странника.
Зерцало (сфера в руке с изображением креста или аббревиатуры имени Спасителя) — символ дара предвидения, которым наделил ангелов Бог.
Тороки (развивающиеся золотые «ленты» в волосах) — символ особого слышания Бога и послушания Его воле.
«Око» во лбу — символ всевидения.
Облик прекрасного юноши — символ совершенства. В Священном Писании ангелы, посланные Богом, как правило, являлись избранным людям в образе прекрасных, светозарных юношей в белом облачении.
Каждый крещеный человек имеет своего Ангела-Хранителя. Не случайно мы поздравляем друг друга с именинами, с Днем Ангела… Однако правильно ли мы употребляем эти названия?
День рождения, день Ангела, именины. Не следует смешивать эти понятия. День рождения — это тот день, в который человек родился (физическое рождение). Именины — день памяти святого, чьё имя было дано человеку при Крещении (духовное рождение человека). Именины — день наречения именем святого. Именная икона — икона с изображением святого небесного покровителя.
Этот день называется также «тезоименитство», что означает соименитство — одно имя со святым, тезка по имени. Это название употреблялось для дня именин царя, членов царской семьи и других высокопоставленных особ, патриархов. В настоящее время название «тезоименитство» применяется к именинам православных патриархов.
День Ангела — день крещения, когда человеку, по религиозным представлениям, приставляется Богом Ангел-Хранитель. В современной православной литературе именины и День Ангела в большинстве своем понимаются как синонимы, хотя день крещения может как совпадать, так и не совпадать с днем памяти святого, имя которого человек получил при крещении.
Как определить день именин?
В церковном календаре бывает по нескольку дней памяти одного и того же святого, также одно и то же имя носят многие святые. Поэтому необходимо найти в церковном календаре день памяти соименитого с вами святого, ближайший после дня вашего рождения. Это и будут ваши именины, а святой, память которого вспоминается в этот день, будет вашим небесным покровителем. Если у него есть и другие дни памяти, то для вас эти даты станут «малыми именинами».
Как и многие другие религиозные традиции, празднование именин в советское время находилось в забвении, более того, в 20-30-х годах ХХ века подвергалось официальному гонению. Однако искоренить вековые народные привычки оказалось трудно: до сих пор на день рождения поздравляют именинника, а если виновник торжества совсем юн, поют песенку: «как на… именины испекли мы каравай».
В прошлом именины считались более важным праздником, чем день «телесного» рождения, кроме того, во многих случаях эти праздники практически совпадали.
Как изображаются ангелы на иконах?
1. Объясните значение слова «ангел».
2. Какие ангельские чины выделял святой Дионисий Ареопагит?
3. Что олицетворяет архангел Михаил?
4. Что такое именины? Как определить день именин?
5. Сопадают ли ваши именины с вашим днем рождения?
1. Подготовьте презентацию на тему «Храм Михаила Архангела в Смоленске».
2. Произведите анализ стихотворения А. Н. Майкова — эпиграфа к данному параграфу — по следующему плану: тема и основная идея стихотворения; как изменяются чувства лирического героя в храме, какими языковыми выразительными средствами передаётся это изменение.
3. Вспомните значение приведенных ниже слов. Распределите их по двум тематическим группам. Озаглавьте эти группы слов. Пользуясь материалом данного параграфа и §§ 9—10, дополните эти группы.
Серафимы, праведные, херувимы, ангелы, преподобные, архангелы, равноапостольные, престолы, святители.
Храм Архангела Михаила (Смоленск)
Церковь Михаила Архангела (Свирская) — каменный столпообразный храм XII века в честь Архангела Михаила. Памятник архитектуры.
Содержание
История [ править ]
Храм был построен в 1191-94 годах при дворе смоленского князя Давида Ростиславича, поставившего своей целью затмить масштабами и красотой все церкви в округе. В летописях того времени встречаются восхищенные отзывы о Свирской церкви, поражавшей современников смелостью архитектурных решений, богатством внутреннего убранства и особенно выигрышно смотревшейся на фоне приземистых деревянных строений.
Распространенное в народе название церкви Свирская, историки связывают с тем, что она стояла на пересечении торговых путей из Северских или Свирских земель.
Во время осады Смоленска польско-литовскими войсками короля Сигизмунда III в 1609-11 годах, враги использовали церковь Архангела Михаила как крепость, а после падения города, ее превратили в костел, являвшийся до 1627 года, когда был построен новый костел, основным местом богослужений для всех католиков.
После возвращения Смоленска под власть Российского государства в 1654 году, церковь была переосвящена, и в ней продолжились православные богослужения для верующих местного прихода.
В 1812 году храм снова пострадал от завоевателей. Его разграбили солдаты Наполеона, разобравшие все деревянные элементы на дрова. После изгнания неприятеля церковь Архангела Михаила была восстановлена благодаря личному вмешательству российского императора Александра I. Со второй половины XIX века храм, в дополнение к приходскому, выполняет еще функции арестантского и полкового. Это стало возможным, во многом, благодаря купцу Василию Хлебникову, отреставрировавшему Свирскую церковь на свои средства, обнесшему ее каменной оградой с надвратной колокольней и открывшему при храме первое в Смоленске училище для бедных и беспризорных детей.
В 1930-м году богослужения в Свирской церкви прекратились и в ней организовали военный склад.
Во время Великой Отечественной войны храм удивительным образом почти не пострадал, но все же нуждался в серьезной реставрации, которую и провели в 1963-м году по проекту архитектора Барановского. Вторую в ХХ веке реставрацию церковь Архангела Михаила пережила в 1978 году, когда во многом был восстановлен ее первоначальный облик и удалены множественные наслоения предыдущих веков.
В 1990-м году Церковь Архангела Михаила была возвращена Смоленской епархии, а в 1994-м ее освятил Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. По совокупности архитектурных решений Свирская церковь является четырехстолпным крестово-купольным храмом с тремя уровнями света, тремя двухъярусными притворами и высокой полукруглой апсидой. На вторых ярусах размещались хоры, частично сохранившиеся и сейчас.
Храм сложен из плиточного кирпича – плинфы, скрепленного известковым раствором.
Почти все внутренние стены и своды имели роспись, дошедшую до наших дней лишь в небольших фрагментах. Полы были покрыты поливными керамическими плитами.
Наружными и внутренними декоративными украшениями служат пояски, уступчатые ниши, рельефные кресты и бровки из поребрика.
Внешнее восприятие церкви Архангела Михаила характеризуется вертикально устремленным динамизмом со своеобразным нарастанием архитектурных масс, образовывающих оригинальную башнеобразную композицию.
Местность, называемая по одноименной речке Смядынью, у которой расположен этот храм, интересно еще и тем, что здесь в 1015 году по приказу князя Святополка, прозванного впоследствии Окаянным, был убит его брат князь Глеб, ставший со своим братом Борисом первыми русскими святыми.
Современное состояние [ править ]
В 1963 году при устройстве кровель храма (проект П. Д. Барановского) были удалены некоторые архитектурные детали XIX века. По проекту С. С. Подъяпольского и Т. Е. Каменевой в 1976—1982 годах была проведена реставрация фасадов, с восстановлением некоторых архитектурных форм XII века (узкие высокие окна храма, окна барабана, киот над южным порталом и др.) и реставрацией отдельных деталей XVIII века (восьмигранные окна на южном и северном фасадах, карнизы и др.).
В 1990 году храм передан Смоленской и Вяземской епархии. Начата реставрация интерьера, который, согласно проекту, обретёт облик интерьера XII века (восстановление хоров в северном и южном приделах, разборка закладки в западной стене, которая сейчас отделяет хоры этой части храма от его центрального пространства).
Богослужение возобновлено в 1991 году. Ведутся реставрационные работы. Белокаменный резной иконостас и престол храма митрополит Кирилл освятил 21 ноября 1999 года.
При храме действует Воскресная школа.
Престольные праздники [ править ]
Как добраться [ править ]
Адрес: Россия, Смоленская область,г.Смоленск, ул. Парковая 4а