храм аркона на острове руян
Остров Русов. Храм Арконы.
Остров Русов. Храм Арконы.
Остров Руян
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.
Мимо острова крутого,
Мимо города большого.
Население острова Руяна «все Поморье славянское облагало данью, а сами никому дани не платили, они», по словам Гельмольда, «пренебрегая всеми выгодами хлебопашества, всегда были готовы и к морским походам, надеясь на свои корабли, как на единственное средство к обогащению».
И на самом деле, у русов, хранимых силу и знания Светлых Богов, есть главная заповедь: «Чтить родителей своих и Предков, а Предки суть Боги Наши, а мы Их дети».
Хотя само имя Бога и говорит о том, что он является покровителем солнца и света, такое восприятие передаёт представления древних славян лишь поверхностно. Световит равно почитался покровителем жизни и войны, в храме изображались его символы – меч и рог изобилия. Для славян-солцепоклонников Светило являлось олицетворением самой жизни, и они вдохнули в великий образ ведического видения мира, коим был солнечный Световит, все возможные её проявления, выражавшиеся и в изобилии, приносимом трудом, и в ярости воинов. Световита также почитали как олицетворение высшей мудрости, его почтительно именовали Дедом. Световит – это воплощение жизни, Природы, которая окружала славян и частью которой они себя осознавали. Храм Световита был символом Арконы. В нём находилось свещенное воинское знамя руян – Станица – которое несли впереди войска перед сражением В самом храме жил огромный орёл, считавшийся, наряду со знаменем, символом Световита и варяжских русо-славянов. Изображение орла было одним из основных символов руян, оно находились как в храме, так и на стягах, щитах, ладьях многом другом.
Норманнскую теорию многие знают как «призвание варягов». Призвание варягов действительно имело место, но кто же такие варяги? Современная историческая наука с уверенностью может сказать, что варягами восточные славяне называли всех выходцев с Балтийского (Варяжского) побережья. А оно отнюдь не всегда принадлежало по преимуществу германцам. Вплоть до XI-XII веков все южные и восточные берега Варяжского моря (Балтики) были заселены славянами-венедами – бодричами (ободритами) и лютичами. Именно их в основном и называли варягами. Из этих русо-славянских племён происходил и Рюрик, основатель первой русской правящей династии. Из них происходили, и великие военные вожди того времени: Одоакр, низложивший последнего римского императора, и Вещий Олег, покоритель «второго Рима» – Царьграда.
Варяги славились по всей тогдашней Европе как отважные воины и искусные мореплаватели. По сути, само слово «варяги» обозначало не какой-либо народ, а людей, ведущих образ жизни воинственных мореходов. Когда воинственные варяги шли в бой на врага, то боевым кличем их было: «Вар! Вар!», что означало «в землю!» загнать врага, отсюда пошло и слово «варвары». Постоянно они ходили в походы на соседей, а с началом агрессивной экспансии германцев-крестоносцев на восток стали вести с ними практически непрерывные войны.
Исследователь балтийских славян А. Гильфердинг приводит свидетельства датского миссионера XII века Гельмольда и других современников о том, что варяги, «передовые бойцы на суше против немцев, были первыми удальцами и на море. Они сами собой приучились к морской жизни, так что современники называли их страну морской областью славян. С другой стороны, их положение впереди всех славянских народов, среди врагов, саксов и датчан, отнимало возможность мирного, торгового судоходства. Таким образом, главным занятием сделалась война на море с датчанами, как на суше с немцами, а главным их промыслом – морские разбои».
Вот уж, сколько лет главным героем спора о происхождении Руси является князь Рюрик, о котором в «Повести временных лет» сказано, что он был варягом, призванным в 862 году вместе с братьями на княжение в Новгород из-за моря. Русские же учёные считали: Русь не могла получить государственность из рук германцев, а германские историки стояли на своём: Русь как государство образованна их соотечественниками. В подтверждении того, что князь Рюрик был из роду Русичей, можно уже не мало найти тому летописных доказательств. А между тем это имя было широко известно, в том числе и в раннем средневековье, на Балтике. Историк Сергей Переверзенцев в книге «Руги» пишет:
«…само слово «Русь» не славянское. И те древние русы, знаменитые братья Рюрик, Синеус и Трувор, которые в IX веке встали во главе славянских племён, не были славянами. Более того, выяснилось, что на карте древней Европы имя «Русь» встречается в самых разных местах. Например, четыре разных Руси были в Прибалтике. В Восточной Европе имя «Русь» можно найти не только на берегах Днепра, но и в Карпатских горах, и в устье Дуная, и на побережье Азовского и Каспийского морей, и в Крыму, и в Западной Европе, на территории современной Австрии, а ещё в Тюрингии и Саксонии».
Сегодня уже много различных летописных, исторических и современных источников вправе заявить об огромных территориях Руси!
Действительно, древние русы, жили на огромных просторах Евразии. Были они из первых переселенцев Европы, в том числе и на южном и на западном берегах Балтийского моря, где их знали под разными именами – руян, ругов, ободритов, лютечей….
Чешский историк Любор Нидерли как честный историк не мог не видеть, что руяне, или руги, выпадают из славянской общности: и народ этот более древний, и обычаи у него иные. Исторический парадокс заключается в том, что память о древних русских святынях сохранилась благодаря германским хронистам, которые люто ненавидели наших предков, их веру и принимали участие в разрушении наших святынь.
Датский историк Саксон Грамматик (1140-1208) в 9 книгах «Деяния данов» наложил древнейшие саги и исторические события, происходившие в Северной Европе с древности до конца ХII века. Саксон был любопытен и много страниц хроники посвятил описанию быта и нравов наших русских предков. И вновь вернёмся в священный град Световита – средоточие исконной веры руссов и славян, сохранившимся в легендах как остров Буян. Например, вот как описал свои наблюдения древнего ритуала, который славяне называют дожинками. Из наблюдений Саксона:
«На свежескошенном поле волхв читал молитву, обращённую к Матери Сырой Земле, просил у неё прощение за то, что люди ранят её тело сохой, взращивают на ней жито – пшеницу. Благодарил за богатый урожай. Потом жнецы расстилали на земле белую скатерть, выставляли на неё еду, дары земли, и начинали совместную трапезу». Возможно, от этого ритуала и пошла легенда о скатерти-самобранке, ведь ели прямо на Земле-кормилице, которая и на будущий год принесёт такие же дары.
Саксон заключил, что в этих примитивных трапезах и заключается «языческая» вера, которую во имя Христа его соотечественники решили уничтожить. Однако он изменил своё первоначальное мнение, когда оказался на острове Руяне и увидел Аркону. Увиденное поразило датского монаха, что он едва успевал макать перо в походную чернильницу, чтобы описать свои впечатления (см. описание города Арконы в главе «Кап Аркона на Рюгене»).
Итак, реконструкция прошлого базируется в основном на летописных данных. Сами же летописцы были обыкновенными людьми со своим пристрастиями и предпочтениями. Они оставляли хроники, которые должны были прославить их народ в веках. Поэтому события национальной истории ими приукрашивались, а всё чужеземное представлялось как уродливое и агрессивное. Летописи погубленного народа, понятное дело, сохраниться не могли! Они просто сразу уничтожались!
Все в мире помнят о 300 спартанцах, но мало кто не знает, что у нас были свои 300 славянских «витязей»!
Священный город Аркона, являлся в те далекие времена кузницей боевых искусств Европейского Севера. Древняя история полабских славян доносит до нас воспоминание о том, что существовал особый вид воинского служения при храмах. Эти храмовые воины и назывались изначально «витязями».
О происхождении слова «витязь»: Слово «витязь» состоит из корня «вит», то есть свет, местоимения «аз,яз» и окончания «ь» (еръ), которое могло оглашаться звуком «е» (еси). Слово в целом расшифровывается «вит я есть» или я есть свет.
Рассмотрим значения слов: Святой и светлый – братья-близнецы: слова, имевшие один смысл. Почитавшие СВЕТ славяне страну свою, данную им в удел, издревле называли СВЕТЛОЙ и ещё РУСЬЮ. Что тоже означает «светлая»: во всех славянских и вообще во всех индоевропейских языках корень РУС связуется с понятием СВЕТЛЫЙ, ОГНЕННО-СВЕТЛЫЙ. Русичи – народ русоволосый – солнечный. Иудохристиане, подделывая свою чужеродную, чужеземную религию под народные представления, присваивали и извращали светлые ведические понятия, вкладывая в них своё, церковное содержание: слова «священный», «свято» – есть искаженное христианами «светлый», то есть солнечный. Так и СВЕТОРУСЬЕ они переиначили в «Святую Русь».
Исходя из этого, солнечного бога-покровителя Арконы именуют Световитом, а не Святовитом. Точно так же князя русичей, победившего хазар, следует называть Светославом, а не Святославом. Подобная древняя форма написания имён не исчезла полностью, она сохранилась у некоторых славянских народов, например, у болгар.
Русы, крепко держали северные моря в державной длани. Морское государство русов были частью обширного славянского мира от Лабы (Эльбы) и Донная (Дуная) до Урала и от Варяжского (Балтийского) до Чермного (Черного) моря. Остров Руян был частью союза ободритов (бодричей), находился также в тесном военном и политическом союзе с лютичами (самым сильным славянским союзом). Полабские славяне (бодричи, лютичи) противостояли натиску германских племен вплоть до 11 века, более 350 лет держались в самом центре уже христианизированной Европы.
Аркона — священный город славян
Западнославянские прибалтийские племена (венды), расселившиеся между Эльбой (Лаба), Одером (Одра) и Вислой, достигли высокого развития к IX-X векам нашей эры, построив на острове Ране (Рюген) священный город храмов Аркону, который выполнял для всех прибалтийских славян роль славянской Мекки и Дельфийского Оракула. Славянское племя ранов сформировало в своей среде жреческую касту (наподобие индийских браминов или вавилонских халдеев) и ни один серьезный военно-политический вопрос не решался другими славянскими племенами без совета с ранами.
Раны (руаны) владели рунической письменностью вендской традиции, графика которой заметно отличалась от известных старших и младших рун (вероятно и сам термин раны произошел от славянского ранить, то есть вырезать руны на деревянных дощечках).
Постройка города храмов и взлет языческой культуры вендского этноса был ответной мерой славянской жреческой элиты для идеологического сплочения прибалтийских славян против усилившейся экспансии сперва франкских, а затем германских и датских агрессоров, проводивших под знаменем христианизации планомерный геноцид славянского населения и изгнание его с занимаемых территорий. К XIII-XIV векам под интенсивным натиском датских и немецких крестоносцев славянские княжества Райское, Мекленбургское, Бранденбургское и другие пали, и прибалтийский славянский вендский этнос прекратил свое существование.
Приведем сведения западных хронистов (Адама Бременского, Отгона Бамбергского, Титмара Мерзебургского) о язычестве прибалтийских славян.
Аркона была построена на высоком скалистом берегу острова Рюген и со стороны Балтийского моря была неприступна. В городе находилось множество храмов всех племенных славянских богов.
Главным богом Арконы был Святовит, чей идол был установлен в специальном храме. Идол был огромный, выше человеческого роста, с четырьмя головами на четырех отдельных шеях с остриженными волосами и обритыми бородами.
Четыре головы, по-видимому, символизировали власть бога над четырьмя сторонами света (как четырьмя ветрами) и четырьмя сезонами времени, то есть космического бога пространства-времени (сходного с римским Янусом). В правой руке идол держал рог, выложенный разными металлами и ежегодно наполнявшийся вином, левая рука была изогнута дугою и упиралась в бок.
После уборки хлеба в Аркону стекалось множество народа и привозилось много вина для жертв и пира. По-видимому это происходило в сентябре, по-славянски — Рюен, откуда и второе название острова Руян. Накануне праздника жрец Святовита с веником в руках входил во внутреннее святилище и, задержав дыхание, чтобы не осквернить божество, начисто выметал пол. Веник и выметание символически означают конец временного цикла, в данном случае годового, ибо на следующий день проводится гадание по пирогу, сходное с восточнославянской рождественской колядой.
Это значит, что райские жрецы применяли сентябрьский стиль времяисчисления (год начинался с осеннего равноденствия). На другой день в присутствии всего народа жрец вынимал из рук идола Святовита рог с вином и, тщательно рассмотрев его, предсказывал: быть или не быть урожаю на будущий год. Вылив старое вино к ногам идола, жрец наполнял рог новым вином и осушал его одним духом, испрашивая всяческих благ себе и народу. Затем он опять наливал рог новым вином и влагал его в руку истукану. После этого приносили идолу пирог из сладкого теста выше человеческого роста. Жрец прятался за пирогом и спрашивал народ, видно ли его. Когда отвечали, что виден лишь пирог, жрец просил бога, чтобы и на другой год они могли сделать такой же пирог. В заключение именем Святовита жрец благословлял народ, наказывал впредь чтить арконского бога, обещая в награду обилие плодов, победу на море и на суше. Затем все пили и ели до отвала, ибо воздержание принималось за обиду божеству.
Аркону также посещали для гаданий. При храме содержался священный конь Святовита, белой масти с длинными, никогда не подстригавшимися гривой и хвостом.
Помимо функций оракула-прорицателя конь Святовита выполнял еще и роль биологического индикатора состояния фазы жизненной силы на данный момент времени. Если конь был взмыленным, с перепутанными и взлохмаченными волосами, то фаза жизненной силы считалась отрицательной (депрессивной) и намеченный поход отменялся. Если конь был в отличном физическом состоянии (пассионарном), то намечаемый поход благословлялся.
К сожалению, литературные источники не дают однозначного ответа по методике этого гадания: по одним — конь всю ночь перед гаданием находится в храме, по другим — жрец (или сам Святовит) всю ночь скачет на нем верхом.
Арконский храм сделался главным святилищем славянского Поморья, средоточием славянского язычества. По общему убеждению балтийских славян, арконский бог давал самые знаменитые победы, самые точные прорицания. Поэтому для жертвоприношений и для гадания сюда стекались славяне со всех сторон Поморья. Отовсюду доставлялись ему дары по обетам не только частных лиц, но и целых племен. Каждое племя посылало ему ежегодную дань на жертвы. У храма были обширные поместья, дававшие ему доход, в пользу его собирались пошлины с купцов, торговавших в Арконе, с промышленников, ловивших сельдей у острова Рюген. Ему приносилась третья часть военной добычи, все драгоценности, золото, серебро и жемчуг, добытые на войне. Поэтому в храме стояли сундуки, наполненные драгоценностями. При храме находилась постоянная дружина в 300 витязей на белых боевых конях, оснащенная тяжелым рыцарским вооружением. Эта дружина участвовала походах, изымая в пользу храма треть добычи.
Феномен арконского храма напоминает Дельфийский оракул у греков. Аналогия идет и дальше: как в Дельфы посылали дары и обращались за предсказаниями иноплеменники, так и в арконский храм посылали дары властители соседних народов. Например, датский король Свен пожертвовал храму золотую чашу.
Почтение, которое питали племена балтийских славян к арконской святыне, невольно переносилось и на ранов, которые так близко стояли к этой святыне.
Адам Бременский писал, что у балтийских славян закон: в делах общих ничего не решать и не предпринимать наперекор мнению райского народа, до такой степени боялись ранов за связь их с богами.
В Щетине был и святой конь, посвященный Триглаву. Никто не мог садиться на него. Ухаживал за ним один из жрецов. При помощи этого коня совершались гадания перед походами, для чего втыкали в землю копья и заставляли коня переступать через них.
Третьим центром язычества у балтийских славян был город Радигощ в земле ратарей. По описанию Титмара Мерзебургского город лежал среди большого леса на берегу Доленского озера. Лес этот считался священным и неприкосновенным. Внутри города, куда вели трое ворот, стояло только одно деревянное святилище, стены которого были украшены снаружи рогами зверей, а изнутри резьбою с изображением богов и богинь. В святилище стояли грозные статуи богов, одетые в шлемы и панцири, и первое место среди них занимал идол Сварожича, почитаемого всеми славянами.
Видным святилищем был также и храм Руевита или Яровита в Волегоще (городе бога Велеса) на Поморье. Значение этого бога ясно определяется словами, которые по рассказу жития святого Отгона Бамбергс-кого произносил от имени бога его жрец: «Я бог твой, я тот, который одевает поля хлебами и леса листьями, плодами нивы и сады. Плоды живущих и все, что служит к пользе человека, — в моей власти».
Руевит изображался с семью лицами на одной голове, семь мечей в ножнах были привязаны к его поясу, а восьмой держал он в правой руке.
Изображение, функции и название Руевита указывают на то, что он был календарным богом отсчета биоритмов жизненной силы как днями недели, так и семидневными отрезками, начиная со дня осеннего равноденствия (Рюен). Каждый день недели по представлениям древних имеет свою эмоциональную и физиологическую окраску и характеристику (свой меч и свое лицо). Отсчет биоритмов жизненной силы начинается с момента рождения человека, по женскому счету слева направо семидневными неделями и кончается смертью — меч в правой руке и череп (символы смерти).
В восточнославянской традиции такие функции выполняет Велес, бог подземной (хтонической) жизненной силы.
Идолу Руевита был посвящен щит, к которому никто не смел прикасаться и который выносился из храма только во время войны, причем народ либо отходил, либо падал ниц на землю. Вынос щита из храма (равнозначно раскрытию храмовых ворот) условно означал размыкание земли и излучение ею благодатных жизненных сил, способствующих победе над врагами (щит — условный символ земли).
Идол Руевита вместе с идолами Поревита и Поренута стоял в княжеской резиденции ранов Карентии. По известию жития святого Отгона этого же бога под именем Яровита (Геровита) чтили гаволяне, справляя в честь его особый праздник. По сведениям Титмара Мерзебургского у балтийских славян было множество храмов и богов, равное числу их волостей.
В 1166 году король датский Вальдемар со своим войском и вспомогательными отрядами бодритского и поморского князей (своих вассалов) окончательно покорил остров Рюген, бывший оплотом славянского язычества и морских разбоев. Все языческие храмы и святыни были разрушены.
Западнославянский арконский культ Святовита при завоевании восточнославянских земель прибалтийскими витязями получил новое название — культа Перуна или, по-простонародному, Белобога. Княжеская дружина как главный носитель дружинно-княжеского культа Перуна получила кастовое название русъ (русь — русый, светлый, белый — по цвету кастового бога войны Перуна-Белобога, являвшегося одновременно и космическим богом светлой части суток). Земли, контролируемые княжеской дружиной, собирающей оброк или дань с населения этих земель, получили название Русская земля. А княжеские дружинники назывались русинами.
Для восточнославянских племен, живших родовым строем, занимавшихся земледелием, скотоводством, рыбным промыслом, охотой, добыванием пушнины и меда, главным крестьянским кастовым богом был Велес (Чернобог) — покровитель сельскохозяйственных работ, скотоводства и плодородия, и существовала отдельная каста волхвов-жрецов Велеса.
Белобог (Перун) был знаком восточным славянам, но выполнял по сравнению с Велесом второстепенные функции как податель грозы и дождя, о чем его и молили в засушливое время.
В отличие от прибалтийских славян, занимавшихся морским разбоем (остров Рюген) и набегами на соседей, почему они и получили летописное название варяги-русь, восточные славяне в силу их крестьянского образа жизни меньше нуждались в боге войны.
При завоевании прибалтийскими славянскими князьями восточнославянских земель кастово-дружинный бог войны Перун-Белобог был провозглашен главенствующим, а крестьянский Велес-Чернобог второстепенным, что и было зафиксировано в текстах договоров русских князей с греками: «А Олек кляся по своему закону Перуном кумиром и Волосом скотиим богом».
То же самое мы наблюдаем и в христианскую эпоху: крестьянский Никола-Угодник (заместитель Велеса) почитается выше, чем Илья-Пророк (заместитель Перуна-Громовержца).
В связи с изложенным попробуем прояснить происхождение термина » Белая Русь», прежде всего связанного с возникновением Полоцкого княжества и продвижением на его территорию арконского культа Святовита. В русской летописи под 980 годом есть запись: «Бе бо Роговолод пришел з замория и имать власть в Полотьсце. А ины с ним выдие Тур, а тыи в Турове, от негоже и Туровци прозвашася».
Примерно к этому же периоду относится завоевание немецкими рыцарями славянских земель при Генрихе I и Отгоне I (919-973 гг.). Полабские и прибалтийские славянские земли были поделены на 18 немецких маркграфств с церковным подчинением епископу Магдебургскому. Н.М.Карамзин упоминает о кровнородственных связях между поморскими и полоцкими князьями. Сами имена-прозвища полоцкого князя Роговолод и его дочери Рогнеда указывают на возможную связь с арконским культом Святовита (держащему рог плодородия в руке).
Таким образом, можно предположить, что возникновение термина «Белая Русь» связано с вытеснением германцами из балтийского Поморья славянских поморских князей, привнесших арконский культ в Полоцк при его завоевании в 980 году.
Важным аргументом в пользу предположенной гипотезы является обнаружение збручского идола Святовита на территории Тернопольской области.
Продвижение Арконского культа на восточнославянские земли можно проследить по целому ряду персонажей и сюжетов восточнославянского фольклора:
В заключение сделаем главный вывод о том, что истоки русской языческой дохристианской культуры восходят к арконскому святилищу острова Рюген, который во всех русских заговорах называется островом Буяном.
Святилище Аркона на острове Рюген
Остров Рюген находится на южном побережье Балтийского (Варяжского) моря. Рюген был заселён примерно с 4000 года до н.э. В 7 веке на острове Рюген жило мощное славянское племя — руяне (Rugieris) или руги (Rugii), основавши здесь, на побережье Померании, славянское княжество, ставшее политическим и торговым центром (гавань Ralwick) Варяжского моря на торговом пути из Готланда, и хорошо укреплённым религиозным центром на мысе Аркона.
Славянские прибрежные поселения, расположенные в большом количестве на всех речных торговых путях, имели огромное значение в торговле на Балтийском (Варяжском) море. Много скандинавских купцов жили постоянно в некоторых крупных рыночных центрах западных славян.
Ныне большие территории южного побережья Балтийского моря принадлежат Германии, и она хранит множество славянских топонимов — Росток, Любек, Шверин (Зверин), Лейпциг (Липск), Берлин — («берлога» — логово бера-медведя). Топонимика Русского Севера.
Сохранилось древнерусское сказание о дивном острове: «Там на море-Окияне, на острове Буяне бел-ключ камень Алатырь лежит … Прадуб древний, неохватен и могуч, стоит, семь небес пронзает, Ирий подпирает». » Ирий — это Рай на седьмом небе, а алатырь — это янтарь!
На острове Руяне, на высоком 40-метровом мысу, обращённом на восток, археологи обнаружили храмовый город-государство руссов — Аркона — Ярконь — ярый конь — солнечный белый конь Святовита.
Аркона — лежит на вершине высокого белого берега острова Рюген, и с трёх сторон омывается водами Балтийского моря. Городище-святилище Аркона сейчас занимает площадь с востока на запад 90 метров, и с севера на юг — 160 метров, хотя археологи предполагают, что размеры святилища были в три раза больше.
У северного склона горы в святилище Аркона находится святой источник и к нему проложена дорожка.
«Другой остров расположен напротив вильцев (лютичей). Им владеют ране, храбрейшее славянское племя. …Ране, у других называемые руанами,— это жестокие племена, обитающие в сердце моря и сверх меры преданные идолопоклонничеству. Они первенствуют среди всех славянских народов, имеют короля и знаменитое святилище. Поэтому благодаря особому почитанию этого святилища они пользуются наибольшим уважением и, на многих налагая иго, сами ничьего ига не испытывают, будучи недоступны, ибо в места их трудно добраться.» — Адам Бременский «Деяния епископов Гамбургской церкви» («Gesta Hammaburgensis ecclesiae pontificum»)
По данным археологии, раны (руяне) располагали разветвлёнными торговыми связями со Скандинавией и Прибалтикой, а также вели войны с соседями, защищая свою территорию. Торговля в Арконе велась с 8 века до 10 века.
Археологи открыли два основных поселений на острове Рюген (Rьgen):
(1) Гавань в Ralswick на острове Рюген была торговым центромс 8 до 10 века. В гавани археологи нашли двадцать (20) домов, с примыкающими к ним участками побережья Балтийского моря, и удобными пристанями для торговых кораблей. Жители — скандинавы и славяне занимались различными ремеслами и торговали с иностранными купцами. За городской чертой на возвышенности, были найдено более 400 курганов, захоронения скандинавов и славян схожие. Первые сведения о славянах.
(2) Святилище Аркона — языский храм и крепость Ругов (Rugieris). Святилище Аркона располагалось на вершине мыса, защищённого со стороны моря крутым обрывом, а со стороны суши — двойным полукольцом насыпных валов и рвами с водой. Святилище бога Святовита охраняли 300 воинов-ругов. В центре святилища Аркона находилось древнее капище, окружённое бревенчатым частоколом с большими воротами. Внутрь капища мог входить только верховный жрец бога Святовита. Збручский идол как модель славянской Вселенной.
Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона, С.-Пб., Брокгауз-Ефрон, 1890—1907. «Ругии — многочисленный и могущественный народ, живший в северной Германии, по берегу моря, между Одером и Вислой. Во время переселения народов Ругии присоединились к готам и переселились в области по среднему течению Дуная.
Готы (лат. Gothi, Gotthi, греч. Γότϑοι, Γόϑοι) — племена восточных германцев. В начале нашей эры жили на южном побережье Балтийского моря и по Нижней Висле. С конца II века начали передвижение на юг и юго-восток к границам Римской империи, которых они достигли в III веке, и в район Приазовья и в Крым. В III веке в союзе с другими племенами осуществляли вторжения в провинции Римской империи.
В V веке Ругии подчинились Аттиле и сопровождали его в походе в Галлию; сделавшись после смерти Аттилы вновь свободными, жили в нынешней Австрии. В царствование короля Фелетея (Фавы) Ругии распространили своё господство над Норикой, но в 487 г. Одоакр положил конец этому господству: «Фелетей был взят в плен, а сын его, Фридрих, с остатками своего народа, пошёл к остготам и побудил короля Теодориха к войне против Одоакра (489 г.). Вместе с остготами Ругии переселились в Италию, не смешиваясь, однако, с ними; в 541 г. Ругии попытались избрать себе особого короля, Эрариха, но он вскоре был убит готами. После падения остготов исчезают и Ругии.»
На обширных территориях, примыкающих к южному побержью Варяжского (Балтийского) моря жили и другие западные славяне — ободриты или бодричи (Obotrites), вильцы (Wiltze), волыняне (Wolins), померане (Pomerians), лютичи.
Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона, С.-Пб., Брокгауз-Ефрон, 1890—1907. «Что касается религии бодричей, то она, как и у других славян, состояла в обожании сил природы: солнца, луны и т. д.; и имела мирный характер. Только впоследствии мифология прибалтийских славян, более развившаяся, чем славян восточных, изменила этот характер на воинственный. Так, главное божество бодричей Святовид, святилище которого находилось в Арконе, на о. Рюгене, был богом войны, и его идол обыкновенно изображался с рогом в одной руке и луком в другой, а подле него находились: седло, узда и меч.»
В земле славян-редарей, находился город Ридигост (Riedigost — Ретра) святилище, покоившееся, вместо фундамента, на рогах зверей. Наружные стены храма Ретры украшены были чудесной резьбой, представлявшей изображения различных богов и богинь; внутри же храма стояли истуканы богов, снабженные полным вооружением и одеты в шлемы и латы. На подножии каждого истукана было написано его имя. Главнейший из богов храма Ретры был Сварожич (Zuarasici).
Кроме Радигаста у редерян и бодричей, в земле Староградской (Aldenburg), почитался Сива (Шива) у полабских славян.
Самым большим почётом пользовался Святовит в Арконе, на острове Руяне, славившийся своим оракулом. В сравнении со Святовитом, все прочие боги признавались лишь полубогами. Славянскому языческому богу Святовиту ставили храмы во многих других местах.
Святовит же считался богом богов. В его честь язычники ежегодно закапывали одного христианина; в пользу храма Святовит в Арконе ежегодно присылались дары и денежные приношения из всех славянских прибалтийских земель. Даже приезжие купцы обязаны были, прежде чем приступить к совершению продаж или покупок, принести Святовиту в жертву часть драгоценнейшего своего товара. Славяне верили, что всякое счастье исходит от доброго, а всякое несчастье—от злого бога; поэтому они называли злого бога — Чернобогом.
Подробное описание идола Святовита и знаменитого Арконского храма, оставил нам очевидец разрушения этого храма, Саксон Грамматик (ум. 1204 г.). «Город Аркона, — пишет он, — лежит на вершине высокой скалы; с севера, востока и юга огражден природною защитою. с западной стороны защищает его высокая насыпь в 50 локтей… Посреди города лежит открытая площадь, на которой возвышается деревянный храм, прекрасной работы, но почтенный не столько по великолепию зодчества, сколько по величию бога, которому здесь воздвигнут был кумир. Вся внешняя сторона храма блистала искусно сделанными барельефами различных фигур, но безобразно и грубо раскрашенными.
Только один вход был вовнутрь храма, окруженного двойною оградою: внешняя ограда состояла из толстой стены с красною кровлею; внутренняя — из четырёх крепких колонн, которые, не соединяясь твердою стеною, увешаны были коврами, достигавшими до земли, и примыкали к внешней ограде лишь немногими арками и кровлею. В самом храме стоял большой кумир, с четырьмя головами, на стольких же шеях, из которых две выходили к груди и две к хребту, но так, что из обеих передних и обеих задних голов одна смотрела направо, а другая налево; волосы и борода были подстрижены коротко; и в этом, казалось, художник соображался с обычаем руян. В правой руке кумир держал рог из различных металлов, который каждый год наполнялся вином из рук жреца, для гадания о плодородии следующего года; левая рука, которою кумир опирался в бок, подобилась луку. Верхняя одежда спускалась до берцов, которые составлены были из различных сортов дерев и так искусно были соединены с коленями, что только при точном рассматривании можно было различать фуги.
Ноги Святовита стояли наравне с землею, их фундамент сделан был под полом. В небольшом отдалении видны были узда и седло кумира с другими принадлежностями; более всего поражал воображение меч огромной величины, которого ножны и рукоять, кроме красивых резных форм, отличались прекрасною серебряною отделкою… Для содержания кумира Святовита каждый житель острова Руяна вносил монету.
Богу Святовиту отдавали третью часть добычи и хищения, веря, что его защита дарует успех; при храме в Арконе содержались триста лошадей и столько же всадников, которые всю добычу вручали верховному жрецу Святовита. В ремеслянных мастерских делали различные украшения для храма; сокровеща храма сохранялось в сундуках под замками; в них, кроме огромного количества золота, лежало много пурпурных одежд, но от ветхости гнилых и худых.
В храме Арконы можно было увидеть множество общественных и частных даров, пожертвованных благочестивыми обетами требующих помощи, потому что кумиру Святовита давала дань вся Славянская земля. Даже соседние государи посылали Святовиту свои дары с благоговением, и король Датский Свенон принёс в дар чашу искуснейшей отделки для умилостивления бога…
При храме Святовита в Арконе был совершенно белый конь, с длинным хвостом и гривой, которую никогда не стригли. Только верховный жрец храма мог его кормить и на нём ездить, чтобы обыкновенная езда не унизила божественного животного. Славяне верили, что на этом белом коне Святовит ведёт войну против врагов своего святилища; конь, ночью стоявший в стойле, часто утром был покрыт пеною и грязью, как будто он воротился из дальней дороги».
В книге «Божества древних славян«, гл. II. ЖЕРТВЕННЫЕ ОБРЯДЫ Западных славян, Фаминцын А. сообщает рассказ Гельмольда о жертвоприношениях: «Жрец по указанию жребия, то есть посредством гадания, определяет праздники, которые должны быть отправляемы в честь богов. Сходятся мужчины, женщины и дети и воздают богам жертвы, состоящие из быков и овец; очень многие приносят в жертву и людей, именно христиан, так как они убеждены, что христианская кровь приятна богам». По заклании жертвы, жрец пил кровь её, в убеждении, что она сообщает ему дар прорицания. «Храмову службу, — продолжает летописец, — они исполняют с необыкновенным тщанием и благоговением». ( Chron. I, 52; 12).
«Оно было, —говорит Саксон Грамматик, —отлично по величине и цвету и почитаемо народом руянским почти столько, сколько величие всех богов. Нося его перед собою, они считали себя вправе грабить всё человеческое и божеское, и всё считали себе позволенным. С ним они могли опустошать города, разрушать алтари, неправое делать правым, всех пенатов руяиских разрушать и сжигать, — и власть этого небольшого куска полотна была сильнее власти княжеской». К числу боевых значков принадлежали и орлы.
Первосвященник Арконы решил должен ли народ идти на войну или нет.
Празднества в честь бога Свитавита проходили в день осеннего равноденствия, по окончании жатвы, в обряде служения Святовиту в Арконском храме, на капище жрецы приносили в жертву богу жертвенных молодых животных. Храм-святилище Аркона был украшен рогами различных жертвенных животных. Археологические раскопки показали, что здесь были жертвоприношения не только животных, но и людей.
Фаминцын А. Божества древних славян. Гл.I. Предметы поклонения древних славян, засвидетельствованные письменными памятниками. В сравнении со Святовитом, все прочие боги признавались лишь полубогами. Святовит же считался богом богов. В честь Святовита руяне ежегодно закапывали христианина (т.е. совершалось человеческое жертвоприношение); в пользу его храма ежегодно присылались дары и денежные приношения из всех славянских (балтийских) земель.
«Святовит имел свои боевые значки (Signa) или знамёна. Главнейшее из них называлось Станица (Stanicia). «Оно было, —говорит Саксон Граматик, —отлично по величине и цвету и почитаемо народом руянским почти столько, сколько величие всех богов. Нося его перед собою, они считали себя вправе грабить всё человеческое и божеское, и всё считали себе позволенным. С ним (с богом богов Святовитом) они могли опустошать города, разрушать алтари, неправое делать правым, всех пенатов руянских разрушать и сжигать, — и власть этого небольшого куска полотна была сильнее власти княжеской».
Судя по свидетельству Саксона Грамматика на острове Руян было ещё три языческих славянских святилища. В другом городе острова Руяна — Коренице (Karentia (Garz), на южной оконечности Рюгена (Rьgen), по свидетельству Саксона, было три храма, из которых в одном стоял громадных размеров истукан бога Ругевита (Ruge-viet — бог Рюгена), о семи лицах: семь мечей в ножнах было привязано к его боку на одном поясе, а восьмой меч, вынутый из ножен, идол держал наголо в правой руке, и был он крепко прибит к ней гвоздём. Ругевит (Rugevit; Rugeviet) был славянским богом войны.
В другом храме острова Руян находился идол Поревита, о пяти головах, и в третьем—идол Поренута о четырех лицах, а пятое лицо было на груди.
Имена различных богов принадлежат также пантеону богов венедов, славянских жителей балтийского (варяжского) побережья.
Высшие классы, в Померании была обращены в христианство в 1128 году, под влиянием миссионеров епископа Отто из Бамберга. Языческие обряды продолжали совершать в среде беднейших классов, и языческие храмы на острове Рюген (Rьgen) существовали до 1168 или 1169 года, даже после смерти герцога Никлота (Nyklot) в 1160 году.
Некоторые провинции Дании, до правления короля Вальдемара I, платили дань ранам (руянам), что и послужило одной из причин войн, которые Вальдемар I вёл с ними. В ходе этих войн раны (руяне) утратили свою независимость в 1168 году, их культовая крепость Аркона была разрушена, святилище Святовита уничтожено.
Изображение языческого бога Святовита на камне в христианском соборе св. Вита
15 июня 1168 года датский король Вальдемар-1 коварством и хитростью овладел крепостью на острове Руян. Захватчики разграбили святилище Святовита, осквернили и сожгли капище в день Святого Вита. Король Вальдемар-1 приказал на месте святилища Святовита воздвигнуть христианский храм Святого Вита, используя при строительстве камни старого языческого храма.
Храм Святовита в Аркона была разрушена датским королём Вальдемаром и его христианским советником Абсалоном (Absalon) в 1169 году.
Как утверждают датские летописи, князь руян Яромар (Яромир) стал вассалом датского короля, а остров — частью епископства Роскилле. К этому периоду относится первое насильственное обращение руян в христианство.
В 1234 году руяне освободились от датского владычества и расширили свои владения на побережье современной немецкой земли Мекленбург-Передняя Померания, основав город, известный ныне как Штральзунд (по-поморски Strzélowò, по-польски Strzałów).
На южном побережье Балтики в 1308 году произошло землетрясение и часть острова Руяна, где находилась добрая половина святилища Аркона, обвалилось и вместе с крутым берегом ушла на морское дно. Cлавянский город Винета — Атлантида Балтики
В 1325 году умер последний князь руян Вислав-3, и остров Рюген (Rьgen) был завоеван герцогом Померании. В 1405 году на острове Рюген умерла последняя жительница говорившая по-славянски — Галицина.
Почитание языческого бога Святовита в народе было настолько сильным, что новая христианская религия была вынуждена считаться с нею. Именно поэтому христианские церкви строили на древних языческих капищах, а камни с изображениями языческих богов встраивали в стены христианских храмов. Имена языческих богов превращали в христианские святыни, так капище языческого Святовита было превращено в храм Святого Вита на острове Рюген.
В эпоху борьбы с язычеством и насаждением христианства в Британии известен епископ со странным славянским именем Свитун Винчестерский (St. Swithun of Winchester), умерший 2 июля 862 года и погребённый у стен строившегося Винчестерского собора.
Завещание Св. Свитуна (старо-англ.: Swīþhūn = Свидун) было выполнено через сто лет, когда был наконец-то достроен Винчестерский собор и 15 июля 971 года монахи перенесли останки Святого Свитуна внутрь нового великолепного Винчестерского собора, посвященного Святой Троице, святому Петру (Saint Peter), святому Павлу (Saint Paul) и святому Свитуну (Saint Swithun).
Согласно легенде, во время церемонии перезахоронения Св. Свитуна Винчестерского обрушился сильнейший дождь, и впоследствии проливные дожди также шли в каждую годовщину смерти епископа. В Британии Св. Свитуна Винчестерского почитают «покровителем погоды» — это указывает на связь христианского епископа с древними языческими традициями, которые он принял на себя для привлечения язычников в христианский храм. Согласно древним народным приметам, если на святого Свитуна идёт дождь, то дождь будет продолжаться 40 дней (If it rains on St. Swithun’s Day, it will rain for forty days).
Символами святого Свитуна являются яблоки с посаженных епископом деревьев. В Англии говорят, что не следует есть яблоки раньше Дня святого Свитуна.
В 1005 году епископ Винчестерского собора Эльфеах (Ælfheah, англо-саксон.: «elf-high»; ook Alfegus, Alfege) был избран новым архиепископом Кентерберийским. Уходя из Винчестерского собора, епископ Эльфеах (ок. 953 — 19 апреля 1012 г.) взял с собой в Кентербери святую реликвию собора- голову Св. Свитуна, умершего в 863 году. Епископ Эльфеах был убит викингами в 1012 году. В позднесаксонский период Свитуну приписывали силу, излечивающую раненых в бою воинов, калек и возвращающую зрение слепым.
До 1316 года голова Свитуна хранилась в Кентербери, далее следы реликвии теряются. Но в конце 14 века голова Свитуна появляется в Нормандии в соборе Эвре (Evreux),который начал отмечать праздник св. Свитуна
В Норвегии в 1125 году святому Свитуну был построена приходская Римско-католическая церковь Св. Свитуна (норвеж.: Sankt Svithun kirke) в Ставангере (Stavanger) и хранились мощи святого Свитуна (старо-англ.: Swīþhūn = Свидун) из Винчестера. Интересное сходство имён Swīþhūn = Свидун и «Sviðurr ok Sviðrir er ek hét at Sökkmímis» — «Свидур и Свидрир я был у Сёккмимира», «Viðurr at vígum» — «Видур в боях» («ВЕДУН»); — из Перечня имён Одина в Старшей Эдде в одной в главе «Речи Гримнира». Proto-Germanic: *Woðanaz — «воданаз» или *Wōđinaz — «водиназ»; Danish: Woen (ВОЕН), Woden (ВОДЕН); Anglo Saxon: Woensdag = среда, ВОЕНА-ДЕНЬ (Danish: Woen)
Именно под знамёнами Святовита войны участвовали во всех сражениях, бог Святовит вёл их в бой, как Один бог войны, которому приносили человеческие жертвы поверженных врагов и христиан. Воин мог завоевать в бою благосклонность Одина бросив копьё в своих врагов с криком: «Один владеет всеми!» (Старый норвежский: Óðinn á yðr alla).