храм большое болдино духовенство
Настоятель осени
Разговор с большеболдинским батюшкой
Большое Болдино – столица осени. Здесь самое красивое перерождение природы. Неслучайно именно болдинской осенью расцвел гений Пушкина. А еще в этом благословенном месте есть храм. Тоже красивый и вдохновляющий. Как и местная осень. Этот храм, который многие называют «пушкинским», построен в честь Успения Божьей Матери. О том, как связан он с поэтом и какова сегодняшняя жизнь прихода, корреспондент портала Православие.Ru беседует с настоятелем храма иереем Евгением Качкиным.
– Для меня будущий год юбилейный. На Рождество Христово исполняется десять лет моего служения в этом храме. Я приехал сюда из города Балахна Нижегородской области. Дело в том, что местного священника перевели на служение в Нижний Новгород, а сюда отправляли служить командировочных священников. В числе прочих направили и меня. Так что в первый раз я приехал сюда в командировку. А когда отслужил месяц, поступило ходатайство жителей о том, чтобы меня здесь оставили.
– Вы согласились сразу, без колебаний?
– Конечно, сразу согласился. Место тут такое тихое, благодатное.
– Да, это сильно чувствуется. Как вы думаете, что создает здесь эту благодать?
– Вы знаете, здесь, в Болдино, невольно вспоминаются те строки Священного Писания, в которых говорится, что Господь являет Себя не в бурных проявлениях природы, а в тихом, спокойном дыхании ветра. Это место само по себе отличается тихостью, размеренностью, и это (по крайней мере, для меня) создает то благодатное настроение, благодаря которому хочется здесь пребывать как можно дольше.
– Батюшка, расскажите об Успенском храме и его связи с Пушкиным.
– Храм был построен на средства Льва Александровича Пушкина, деда поэта. Он радел о скорейшем возведении каменного храма в Болдино, поскольку бывшая здесь до этого деревянная Успенская церковь сгорела в 1787 году. Однако сам Лев Александрович не дожил до завершения строительства, достраивала храм бабушка Пушкина. Самое интересное то, что здесь, казалось бы, в такой глубокой провинции, храм строился по проекту столичного архитектора, сюда везли на подводах белый камень, стройматериалы. В храме не смогли освятить сразу центральный придел, поскольку после смерти деда средств было не так много, и строительство шло медленнее. Сначала был освящен лишь Архангельский придел храма, а спустя восемь лет (как раз в год рождения Александра Сергеевича) освятили и главный придел в честь Успения Царицы Небесной. Документы и воспоминания говорят нам о процветании храма. В советское время этот храм, как и многие святыни в нашей стране, был разорен. Полностью была разрушена колокольная и трапезная. Верх Успенского храма был разобран, оставался лишь алтарь центрального придела и нижняя часть храма. В разные годы здесь находились столовая, электрическая подстанция, библиотека. И только в конце 90-х, к празднованию двухсотлетия со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина, храм был восстановлен. Что самое интересное, тогда точно также не успели восстановить центральный придел Успения Божией Матери, и службы проходили в Архангельском приделе. То есть спустя 200 лет история повторяется.
– Получается, что дед Пушкина построил этот храм, а благодаря самому поэту он был восстановлен?
Любой болдинец с чувством благодарности скажет о том, что если бы не Пушкин, то этот храм долго бы ждал своего восстановления
– Конечно. Любой болдинец с чувством благодарности скажет о том, что если бы не Пушкин, то этот храм долго бы ждал своей реставрации, своего восстановления. Потому что подобных глухих деревень немало. Хотя здесь и районный центр, но восстановить храм в том величии и состоянии, в котором он сейчас находится, не удалось бы. Если бы не Александр Сергеевич.
– Удалось ли создать приход? Ведь в музей-усадьбу Пушкина приезжает много туристов, а местных жителей не так много…
– Если десять лет назад на службах было около двадцати человек, то сейчас в воскресные и праздничные дни порядка восьмидесяти и более человек приходят на богослужение. И что самое главное, если десять лет назад дети здесь вообще не причащались, то сейчас мы причащаем по тридцать, сорок, а то и по восемьдесят ребятишек за одну Божественную литургию. Все они местные. Многие приезжают к нам из соседних деревень. И крестим. Не знаю почему, но многим нравится крестить детей в нашем храме. И крестятся, и венчаются здесь (улыбается).
– Это неудивительно. Атмосфера в Болдино и в храме действительно необыкновенная, благодатная. И все это чувствуют, думаю.
– Значит, не зря Александр Сергеевич Пушкин в письме к своему другу говорит: «Я в Болдино писал, как давно уже не писал».
– Хотя, наверняка, есть люди, которые скажут: причем тут храм?
В храме человек рождается, приобретает мудрость, совершает свое общение с Богом
– Как причем? Храм для любого православного верующего – это сердце населенного пункта. Потому что именно в храме рождается человек, в храме человек приобретает какую-то житейскую мудрость, совершает свое общение с Богом. И именно из храма человека провожают в последний путь. Поэтому любой храм – это сердце того места, той земли, на которой он стоит. Но вокруг этого сердца есть артерии, по которым тоже течет жизнь. И Болдино, с его храмом, с его миролюбием, человеколюбием и размеренностью, как раз и рождает ту атмосферу, благодаря которой Александр Сергеевич мог создавать свои великие произведения.
– Осень 1830 года Пушкин был вынужден провести в Болдино из-за холерного карантина в Петербурге. Позже этот период творчества поэта получил название «болдинская осень». Известно ли что-нибудь о том, как часто в это время Пушкин посещал болдинский храм?
Болдинский храм единственный, имеющий такое непосредственное отношение к поэту, не считая, конечно, Святогорского монастыря
– Об этом мы можем судить по письмам Пушкина. Пушкин пишет: «По приезде моем пожелали отслужить благодарственный молебен Господу Богу и панихиду по моим почившим сородичам». Но, конечно, не только осенью 1830-го года Пушкин бывал в храме. Приходил поэт в храм во все свои приезды в Болдино. Нельзя не отметить, что здесь, как и в любом храме, молились и молятся о создателях храма, в том числе и об Александре Сергеевиче Пушкине. Потому что болдинский храм единственный, имеющий такое непосредственное отношение к поэту, не считая, конечно, Святогорского монастыря. Еще известно, что Пушкин говорил проповедь здесь, в нашем Успенском храме.
– Да. Он сам назвал свою речь «проповедью». Он говорил: «Холера вам, братцы, ниспослана Господом Богом за ваше пьянство и нерадение, а если вы не будите платить оброк, то я прикажу всех вас выпороть!» (Отец Евгений смеется). Вот такая шутливая, казалось бы, проповедь, но в ней Пушкин своими словами напоминает местным жителям, что все-таки надо придерживаться правильных жизненных устоев, чтобы не постигали нас различного рода болезни и наказания от Господа Бога. Самое интересное, что местные жители помнят эту «проповедь» до сих пор. Несмотря на то, что наши районы в XX веке считались красными, коммунистическими, атеистически направленными, тем не менее вера здесь сохранилась, жива.
– Батюшка, а как сейчас живет приход?
– Слава Богу, грех жаловаться. Может, и похвалиться особо нечем, но и жаловаться не стоит. Есть у нас благодарные прихожане, они очень радеют и переживают за свой храм. Безусловно, храм нуждается в поддержке, в помощи. Хочется выполнить ремонтные работы, потому что на сегодняшний день фасад храма не радует своим внешним видом. Архитектура красивая, но внешний вид нужно поддерживать. На такие глобальные вещи не хватает материальных средств. Требуются храму и административные помещения, чтобы было, где разместить и воскресную школу (она уже десять лет существует), и библиотеку, и лекторий. Сейчас все это приходится проводить стенах храма.
– Говоря о благодатной помощи Божьей, нельзя не отметить икону, почитаемую здесь как чудотворную. Это икона Божией Матери «Нечаянная радость». Мы каждую неделю служим молебен с акафистом перед этой иконой. Что касается чудес, расскажу то, что запомнилось. Одна наша прихожанка рассказала такой случай. Ее невестке поставили диагноз «рак груди» и должны были оперировать ее. В день, когда должна была быть совершена ампутация, врач, придя непосредственно в операционную, буквально снял ее с операционного стола. Он сказал, что последние анализы показали, что опухоль не является злокачественной, ее можно вылечить без оперативного вмешательства. Все это совершилось после того, как близкие родственники стали усердно молиться Матери Божией, заказывали молебны, приходили на службу. Видимо, их молитва и вера помогли обойтись, что называется, без ножа. Это не единственный случай. Такие случаи бывали еще, люди излечивались. Чаще всего получают облегчение и исцеление при опухоли груди. Такова наша болдинская Святыня.
– Здесь, в Болдино, где были написаны «Евгений Онегин», «Маленькие трагедии», «Медный всадник», с особым чувством задумываешься о том, что несет миру художественное слово. Как вы считаете, изменилось ли в современном светском мире отношение к слову?
Главное, чтобы в будущем амбициозность и эгоизм людей не задавили отношение к родному слову
– Знаете, я бы сказал, что изменилось не отношение к слову, а отношения между людьми. Мир, в котором мы живем – очень лукавый мир, очень неспокойный, и все это создает сам человек. Посмотрите на отношения между людьми – это же всеобщее озлобление, безразличие, эгоизм. И если дальше человек будет продолжать жить по законам эгоизма и самолюбия, то ничего хорошего не будет. А что касается слова, мне кажется, люди подспудно понимают, что необходимо сохранить именно ту чистоту и красоту русского языка, на котором творил поэт. Главное, чтобы в будущем амбициозность и эгоизм людей не задавили отношение к родному слову. Надо беречь и сохранять свой язык. Хотя я говорю, конечно, в первую очередь о церковнославянском языке. Нужно особенно подчеркивать и сохранять красоту богослужебного языка, потому что это та чистота и тот язык, который придает особую силу молитве. И если на современном русском языке мы ругаемся и все прочее, то славянский язык наполнен чистотой. И исполненные этой чистоты, именно на этом языке, люди разговаривают с Господом. Потому что, по определению святителя Филарета, молитва и есть разговор души с Богом.
– Батюшка, благодарим вас за беседу и ту благодатную атмосферу, которая царит в храме и за его оградой.
– Спаси Бог. Это работа всего нашего прихода. Меня как настоятеля радует наш сплоченный коллектив. Мы стараемся друг друга поддержать, если кто-то не успевает выполнить свое послушание, мы опять же поддерживаем друг дружку, помогаем. Вот такое мирное настроение, дружелюбность, которая в Болдино всем присуща, наверное, и создает то тяготение людей к храму и к Слову Божиему, которое мы здесь видим.
Храм Успения Пресвятой Богородицы (Большое Болдино)
Успенская церковь заложена в 1790 году дедом А.С. Пушкина Львом Александровичем. К 200-летию со дня рождения А.С. Пушкина Успенский храм был восстановлен. Это был самый сложный и значимый объект реконструкции в Большом Болдино.
Содержание
История [ править ]
Храм Успения Пресвятой Богородицы — памятник села Большое Болдино пушкинской поры. В его стенах бывал А.С.Пушкин, а в дни холеры осенью 1830 года выступал со своей шутливой проповедью перед болдинскими крестьянами («А холера послана вам, братцы, оттого что вы оброка не платите и пьянствуете»).
Для деда поэта Льва Александровича — владельца Большого Болдино — устройство родовых владений стало главным делом жизни. В конце XVIII века Большое Болдино стало крупным селом с еженедельными базарами, кабаком, господской усадьбой и небольшой деревянной церковью. В 1782 году болдинцы получили от владимирского епископа Иеронима грамоту с дозволением «в помянутом селе Болдино построить вместо ветхой деревянной вновь каменную церковь во имя Успения пресвятыя богородицы с приделами Архангела Михаила и святителя Николая». Тогда же начался сбор средств и заготовка строительных материалов для строительства новой церкви.
Церковь была построена в 1791 году. Удобный и добротный Успенский храм стал памятником русского классицизма конца XVIII века и просуществовал около 150 лет.
В 1934 году церковь в Большом Болдино была ликвидирована.
К 200-летию со дня рождения А.С. Пушкина Успенский храм был восстановлен. Это был самый сложный и значимый объект реконструкции в Большом Болдино. Сегодня собор Успенской богоматери в Болдине снова наполняет округу колокольным звоном.
Святыни [ править ]
Престольные праздники [ править ]
Как добраться [ править ]
Адрес: Россия, Нижегородская область, Большеболдинский район, с. Большое Болдино, ул. Пушкинская, 6
Паломнику [ править ]
Храм Св. Николая (Большеболдинский р-н)
Страница возрождающегося храма в честь Святителя и Чудотворца Николая в селе Знаменка Большеболдинского района Нижегородской области.
Храм Св. Николая (Большеболдинский р-н) запись закреплена
Спешим поделиться радостным и значимым событием нашего храма, которое состоялось в канун Праздника Рождества Пресвятой Богородицы.
В этот день впервые почти за 100 лет с момента его закрытия и до наших дней было совершено Всенощное бдение.
Храм Св. Николая (Большеболдинский р-н) запись закреплена
Храм Св. Николая (Большеболдинский р-н) запись закреплена
Дорогие наши подписчики!
Обращаюсь к Вам с просьбой поддержать честной оценкой результат работы по восстановлению нашего храма, которая была проведена в рамках реализации проекта “Пушкинский доброволец” за счет средств Фонда Президентских грантов. Для этого нужно перейти по ссылке: https://оценка.гранты.рф/ и ввести номер нашего проекта 20-2-001304 (потребуется краткая регистрация на портале «Созидатели»). Вся процедура оценки не займет у вас более одной минуты. В качестве напоминания снова размешаем здесь видео сюжет о реализованном проекте: https://youtu.be/i8tKx0HF6r8. Полученные оценки, оставленные комментарии помогут нам продолжить ремонтно-восстановительные работы и возродить нашу общую святыню, а также повлияют на шансы получить поддержку в будущих конкурсах.
Благочинный Болдинского округа, иерей Евгений Качкин.
Храм Св. Николая (Большеболдинский р-н) запись закреплена
С наступлением комфортной теплой погоды на нашем храме возобновились работы по воссозданию исторического внешнего облика. На сегодняшний день бригада квалифицированных рабочих трудится над восстановлением северной и западной частей храма: производится вычинка и замена разрушенной временем кирпичной кладки и декоративных элементов, стены штукатурятся и покрываются белой фасадной краской.
Кроме этого, в феврале этого года заботами неравнодушных благодетелей из Москвы (помяни, Господи, рабов Твоих Виктора и Екатерину) для нашего храма была приобретена малая звонница из шести колоколов, отлитых на Ярославском колокольном заводе братьев Шуваловых в древнем российском городе Тутаеве.
После завершения фасадных работ колокола будут освящены и установлены на храмовой звоннице.
Храм Св. Николая (Большеболдинский р-н) запись закреплена
Святии новомученицы молите Бога о нас!
Ныне Церковь Христова торжествует подвигом добрым в вере подвизавшихся, празднует память Новомучеников и Исповедников Церкви Русской и совершает поминовение всех усопших, пострадавших в годину гонений за веру Христову.
Возрождаемый наш, Никольский храм, был также осквернен безбожниками, а ныне возрождается казалось бы из небытия.
Показать полностью.
Сколько прихожан было в этом храме, в том числе и исповедников? Какое духовенство совершали своё служение в этом храме? О некоторых мы уже говорили, а ныне позвольте поделиться с Вами воспоминаниями внучки последнего священника иерея Василия Архангельского.
В 1927 году был арестован АГПУ Нижегородского края за неотчисление налогов церковью в пользу государства, сидел около месяца и был освобождён.
В 1932 году наш дед вновь был арестован. По следственному делу №143 Архангельский В.Н. обвинялся совместно с Агафоновой Евдокией Семеновной за систематическую антисоветскую агитацию, направленную против всех мероприятий Советской власти, распускал провокационные слухи о скорой гибели Советской власти, пришествии на землю антихриста, кончины мира, о том, что колхозы разоряют крестьян, колхозники ходят голодные; о том, что в селе Апраксино закрыли храм и ссыпают туда зерно. Агафонова Е.С. (крёстная отца Василия) числящаяся в округе как «святая», открыто повела агитацию против колхозов. Постановлением особой тройки от 14.05.1932 г. по ст.58-10 отец Василий заключён в концлагерь на 3 года, строил Беломорканал. С 1934 г. служил в селе Аносово.
Мы благодарны всем тем, кто заинтересовался этим небольшим, но уютным храмом в глубинке, в селе Знаменка, кто внёс свой вклад и сдвинул с места начало восстановления. Храм в честь Николая Угодника обещает быть очень красивым, видно его издалека, за десятки километров. Отзывчивость жителей села удивительна. Кто –то предоставил место жительства строителям, кто-то взял на себя труд готовить им еду, кто-то предоставил электроточку, сами строители ( четверо Сергеев) оказались православными верующими людьми, которые как будто случайно подвернулись отцу Евгению. Кто-то просто отдавал 100 рублей при сборах. Чей-то труд или вклад остался тайным или неизвестным. Любой вклад важен и дорог. У Бога никто не забыт. На первый храм Христа Спасителя (в Москве) собирали по копейке со всей России! А ведь в каждом алтаре, даже в разрушенном храме, приставлен до конца времён Ангел Господень, который сокрушенно ждёт, когда же вновь здесь зазвучит литургия, прославляющая нашего Создателя и Милосердного Господа!
За всех молимся!
Всех благодарим!
Господи, береги нас от всяких бед, зол и несчастий! Николай Угодник, моли Бога о нас!
На фото: иер.Василий Архангельский с сыном Александром(1936-1937гг); на третьем фото племянники о.Василия, в центре сын-Александр Васильевич Архангельский(2019г).
Храм большое болдино духовенство
Церковь в честь Успения Божией Матери – единственный в России храм, построенный стараниями господ Пушкиных.
Строительство было начато в 1782 году владельцем села Болдина Львом Александровичем Пушкиным, дедом поэта. К 1791 году, уже после его смерти, были отстроены и освящены притвор с колокольней и трапезная с двумя приделами – Михаила Архангела и Николая Чудотворца. Строительство главного храма с престолом в честь Успения Божией Матери продолжила бабушка поэта Ольга Васильевна Пушкина.
В 1799 году в Москве родился ее внук, будущий великий поэт Александр Пушкин. В этот же год в болдинском имении Пушкиных Нижегородской губернии была полностью отстроена и освящена церковь Успения Божией Матери.
Приезжая в свое родовое имение, Александр Сергеевич, по воспоминаниям местных крестьян, бывал на службе в болдинской церкви. А осенью 1830 года с церковной паперти читал мужикам «проповедь о холере».
Младший брат поэта Лев Сергеевич, приехав в Болдино впервые осенью 1849 года, был удивлен объемом и красотой Успенского храма. «Эта церковь, построенная дедом моим, просторна и красива, как собор в Одессе», – писал он жене.
Старший сын поэта Александр Александрович, приезжая в свое имение во Львовку, часто навещал своих родственников в Болдине. Особенно любил он подниматься на колокольню болдинской церкви, откуда открывается замечательный вид на окрестности.
Весной 1903 года перед центральным алтарем церкви был похоронен племянник поэта Анатолий Львович Пушкин.
В 1930–1950 годы болдинский храм был закрыт и частично разрушен. Полностью храм был восстановлен в 1999 году к 200-летию со дня рождения поэта. Как и в давние времена вознесся над Болдином белокаменный пушкинский родовой храм Успения Божией Матери с приделами Архангела Михаила и Николая Чудотворца, окруженный большим зеленым лугом и оградой на каменном фундаменте.
Сегодня здесь пребывают сохранившиеся иконы из церквей болдинской округи, в том числе почитаемая чудотворная икона Божией Матери «Нечаянная Радость», старинные точные копии чудотворных икон «Плач при Кресте» и «Знамение» (Понетаевская), ковчег с частицами святых мощей Иоанна Крестителя, Григория Богослова, преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского, святых благоверных князей Петра и Февронии Муромских и других почитаемых подвижников православной веры.
Иерей Евгений Качкин: \»Успенская церковь в селе Большое Болдино — единственный храм, построенный представителями рода Пушкиных в России\»
Сайт Нижегородской епархии. Текст Светланы Высоцкой.
О двунадесятом празднике Успения Пресвятой Богородицы и о восстановлении Успенской церкви в селе Большое Болдино рассказал ее настоятель, иерей Евгений Качкин:
«Подготавливая себя постом и молитвой, мы приближаемся к празднику Успения Пресвятой Богородицы. Издревле этот праздник называли Богородичной Пасхой — так велико было его значение в жизни и самой Богоматери, и основанной ее Божественным Сыном Церкви. Не случайно и пост, предшествующий празднику Успения, по степени строгости приближается к Великому. В этом выражается любовь Церкви Христовой к Царице Небесной, которая после Успения стала Покровительницей всех христиан.
В этот день мы стремимся в храмы, особенно посвященные этому великому событию. Один из таких храмов находится в селе Большое Болдино, родовом имении Пушкиных. Он был построен в год рождения великого поэта Александра Сергеевича. Дед поэта Лев Александрович, имея попечение о духовном состоянии вверенных ему крестьян, хлопотал о строительстве нового храма в селе, так как прежний был уже весьма ветхим.
На радость болдинцам белокаменная церковь принимала всех, и в скорби утешая, и в радости сорадуясь всем приходящим под ее своды, словно под покров Царицы Небесной. До сих пор Успенская церковь остается единственным храмом, построенным представителями рода Пушкиных в России.
В скорбные для нашего Отечества годы ХХ века церковь Успения осталась словно сирота без молитвы. Безмолвно высилась ее колокольня, напоминая о христианской совести жителям нового времени. Наступил момент — и, заглушая в себе совесть и веру в Бога, люди, некогда приходившие в этот храм, разрушили святыню, устроив в стенах церкви районную библиотеку.
Чуть более десяти лет назад вновь, словно по прошению первоздателя Льва Пушкина, в память о его великом внуке церковь и колокольня были восстановлены. И сегодня она освящает куполами и крестами болдинские просторы, напоминая о цели христианской жизни всем живущим на этой земле.
Жизнь болдинского храма в честь Успения Божией Матери сегодня — это прежде всего богослужение, возрожденное в 1999 году в день рождения поэта. Вновь слышен детский говорок во время совершаемого Крещения, брачующиеся пары вновь устремились за благословением Божиим в храм.
Успенская церковь сегодня является центральным храмом Болдинского благочиния, где нередко совершаются соборные богослужения. Сюда в день престольного праздника приезжают не только из близлежащих сел и деревень, но нередки и гости из Нижнего Новгорода, Саранской епархии и даже из Москвы.
Полгода назад правящий архиерей освятил иконостас, восстановленный на средства жертвователей по историческим чертежам. Среди тех, кто вложил свою лепту в восстановление иконостаса, — полномочный представитель президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе Григорий Рапота.
Одно из достижений приходской жизни Успенского храма — воскресная школа, которую посещают дети из Большого Болдина и окрестных сел. Видя, как тянутся к Богу их сердца, как укрепляются в благочестии их души, мы, взрослые, осознаем преемственность поколений, которая является залогом духовного возрождения нашего народа».
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской епархии обязательна.