апостол павел житие краткое

Первоверховные апостолы Петр и Павел

Краткое житие святого апостола Павла.

празднование святым апостолам Петру и Павлу совершается 29 июня/12 июля

С вятой апостол Павел происходил из колена Вениаминова, до своего, апостольского служения назывался Савлом. Родился он в киликийском городе Тарсе от знатных родителей и имел права римского гражданства. Савл был воспитан с надлежащей строгостью в отеческом законе и принадлежал к секте фарисеев. Для продолжения образования родители отправили его в Иерусалим к известному учителю Гамалиилу, который был членом синедриона. Несмотря на веротерпимость своего учителя, который впоследствии принял святое крещение (память 2 августа), Савл был истовым иудеем, разжигавшим в себе ненависть к христианам. Он одобрил убиение архидиакона Стефана (134; память 27 декабря), по некоторым свидетельствам приходившегося ему родственником, и даже охранял одежды тех, кто побивал святого мученика камнями (Деян. 8, 3). Он принуждал людей порицать Господа Иисуса Христа (Деян. 26, 11) и даже выпросил у синедриона разрешение преследовать христиан повсюду, где бы они ни появлялись, и приводить их в Иерусалим связанными (Деян. 9, 1—2). Однажды, это было в 34 году, на пути в Дамаск, куда Савл был направлен с поручением от первосвященников предать на мучения укрывавшихся там от гонений христиан, Божественный Свет, превосходивший солнечное сияние, внезапно осиял Савла. Все сопровождавшие его воины упали на землю, и он услышал голос, говоривший ему: «Савл! Савл! Что ты гонишь Меня? Трудно тебе идти против рожна». Савл спросил: «Кто Ты, Господи?» Голос ответил: «Я Иисус, Которого ты гонишь. Но встань и стань на ноги твои; ибо Я для того явился к тебе, чтобы поставить тебя служителем и свидетелем того, что ты видел и что Я открою тебе, избавляя тебя от народа иудейского и от язычников, к которым Я теперь посылаю тебя открыть глаза им, чтобы они обратились от тьмы к свету и от власти сатаны к Богу и верою в Меня получили прощение грехов и жребий с освященными» (Деян. 26, 13—18). Спутники Савла слышали голос, но слов разобрать не могли. Савл ослеп от сиявшего Божественного Света, он ничего не видел до тех пор, пока окончательно не прозрели его духовные очи.

В видении, которого сподобился апостол Анания, Господь назвал апостола Павла «избранным сосудом», призванным возвещать имя Иисуса Христа «перед народами и царями и сынами израилевыми» (Деян. 9, 15). Получив от Господа указание о благовестии, апостол Павел стал проповедовать веру Христову среди иудеев и особенно среди язычников, странствуя из страны в страну и рассылая свои послания (числом 14), которые писал в пути и которые до сих пор, по словам святителя Иоанна Златоустого, ограждают Вселенскую Церковь подобно стене, построенной из адаманта.

Просвещая народы учением Христовым, апостол Павел предпринял длительные путешествия. Кроме неоднократного пребывания в Палестине, он побывал с проповедью о Христе в Финикии, Сирии, Каппадокии, Галатии, Ликаонии, Намфилии, Карии, Ликии, Фригии, Мисии, Лидии, Македонии, в Италии, на островах Кипр, Лесбос, Самофракия, Самос, Патмос, Родос, Мелит, Сицилия и в других землях. Могущество проповеди его было столь велико, что иудеи не могли ничего противопоставить силе Павлова учения (Деян. 9, 22); язычники сами просили его проповедовать слово Божие и всем городом собирались слушать его (Деян. 13, 42—44). Благовествование апостола Павла быстро распространялось повсюду и обезоруживало всех (Деян. 13, 49; 14, 1; 17, 4, 12; 18, 8). Его проповеди доходили до сердец не только простых людей, но и людей ученых и знатных (Деян. 13,12; 17, 34; 18, 8). Сила слова апостола Павла сопровождалась чудесами: слово его исцеляло больных (Деян. 14, 10; 16, 18), поразило слепотой волшебника (Деян. 13, 11), воскресило мертвого (Деян. 20, 9—12); даже вещи святого апостола были чудодейственны — от прикосновения к ним совершались чудесные исцеления, а злые духи покидали одержимых (Деян. 19, 12). За благодеяния и пламенную проповедь Господь удостоил Своего верного ученика восхищения до третьего неба. По собственному признанию святого апостола Павла, он «был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать» (2 Кор. 12, 2—4).

В своих непрестанных трудах апостол Павел переносил неисчислимые скорби. В одном из Посланий он признается, что не раз бывал в темницах и многократно при смерти. «От иудеев,— пишет он,— пять раз дано мне было по сорока ударов без одного; три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл в глубине морской. Много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями, в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и в жажде, часто в посте, на стуже и в наготе (2 Кор. 11, 24—27).

Все свои нужды и скорби святой апостол Павел переносил с великим смирением и слезами благодарности (Деян. 20, 19), ибо в любое время готов был умереть за имя Господа Иисуса (Деян. 21, 13). Несмотря на непрестанные гонения, которые претерпевал апостол Павел, он испытывал к себе и великое уважение своих современников. Язычники, видя его чудеса, воздавали ему великую честь (Деян. 28, 10); жители Листры за чудесное исцеление хромого признали его богом (Деян. 14, 11 —18); имя Павлово употребляли иудеи при заклинаниях (Деян. 19,13). Верующие с величайшим усердием охраняли апостола Павла (Деян. 9, 25, 30; 19, 30; 21, 12); прощаясь с ним, христиане со слезами молились о нем и, целуя, провожали его (Деян. 20, 37—38); некоторые коринфские христиане называли себя Павловыми (1 Кор. 1, 12).

Почитание святых апостолов Петра и Павла началось сразу же после их казни. Место их погребения было священно для первохристиан. В IV веке святым равноапостольным Константином Великим (+337; память 21 мая) были воздвигнуты храмы в честь святых первоверховных апостолов в Риме и Константинополе. Совместное их празднование — 29 июня — было настолько распространено, что известный церковный писатель IV века святитель Амвросий, епископ Медиоланский (+397; память 7 декабря), писал: «. празднование им не может утаиться ни в одной части мира». Святитель Иоанн Златоуст в беседе на день памяти апостолов Петра и Павла говорил: «Что больше Петра! Что равно Павлу делом и словом! Они превзошли всю природу земную и небесную. Связанные телом, они сделались превосходнее ангелов. Петр есть предводитель апостолов, Павел — учитель вселенной и причастник горних сил. Петр — узда беззаконных иудеев, Павел — призыватель язычников; и усматривай высочайшую премудрость Господа, Который Петра избрал из рыбарей, Павла — из скинотворцев. Петр — начало православия, великий священнослужитель Церкви, необходимый советник христиан, сокровищница горних даров, избранный апостол Господа; Павел — великий проповедник истины, слава вселенной, парящий в высоте, духовная лира, орган Господень, бдительный кормчий Христовой Церкви».

Празднуя в этот день память первоверховных апостолов, Православная Церковь прославляет духовную твердость святого Петра и разум святого Павла, воспевает в них образ обращения согрешающих и исправляющихся: в апостоле Петре — образ отвергшегося от Господа и покаявшегося, в апостоле Павле — образ сопротивлявшегося проповеди Господней и потом уверовавшего.

В Русской Церкви почитание апостолов Петра и Павла получило начало после Крещения Руси. По церковному преданию, святой равноапостольный князь Владимир (+1015; память 15 июля) привез из Корсуни икону святых апостолов Петра и Павла, которая впоследствии была преподнесена в дар Новгородскому Софийскому собору. В этом же соборе до сих пор сохранились фрески XI века с изображением апостола Петра. В Киевском Софийском соборе настенные росписи, изображающие апостолов Петра и Павла, относятся к XI — XII векам. Первый монастырь в честь святых апостолов Петра и Павла был воздвигнут в Новгороде на Синичей горе в 1185 году. Примерно в это же время началось строительство Петровского монастыря в Ростове. Петропавловский монастырь существовал в XIII веке в Брянске.

Имена апостолов Петра и Павла, получаемые при святом крещении, особенно распространены в России. Эти имена носили многие святые Древней Руси. Изображения святых апостолов Петра и Павла в иконостасе православного храма стали неизменной принадлежностью деисусного чина. Особенно известны иконы первоверховных апостолов Петра и Павла, написанные гениальным русским иконописцем преподобным Андреем Рублевым.

Источник

Святой апостол Павел: биография, проповедь и учение

Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»

Человека более неординарного и значимого, чем апостол Павел, найти трудно. Он не был апостолом «от двенадцати». Не входил он и в число семидесяти, избранных Христом. Тем не менее, именно он стал первоверховным апостолом вместе с Петром. Его вклад в миссионерскую работу трудно переоценить.

Житие

апостол павел житие краткое

Апостол Павел
Из деисусного чина
Школа или худ. центр: Византия
1387–1395 гг.
149 × 97 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Инв. 12752
Икона входит в состав Высоцкого полуфигурного деисусного чина.

Происхождение

Будущий апостол родился в 1 веке в городе Тарсе Киликийском. Сейчас это территория Турции. Годы жизни апостола — 5-67 гг. Савл — именно так его назвали родители — вырос в глубоко верующей иудейской семье, следовавшей строгим канонам фарисейского благочестия. В лучшем понимании этого слова.

Судя по всему, семья Савла была очень не бедной, поскольку будущий апостол был гражданином Римской империи. А такой чести в Палестине удостаивались немногие. У подданных Рима была масса привилегий. Одна из них заключалась в том, что судить, в случае совершения какого-либо преступления, их мог только Кесарь. И в будущем это сыграло на руку Павлу.

Полезные материалы

Родители Савла мечтали видеть его раввином и отправили учиться в Иерусалим, к знаменитейшему в то время учителю и ученому Рабану Гамалиэлю бен Шимона ха-Закену. патриарху фарисейской партии. Стоит заметить, что несмотря на свой высокий сан, Гамалиэль (в христиансте — Гамалиил) придерживался весьма свободных взглядов и не раз призывал Синедрион не преследовать последователей Христа.

Заметим, что Савл весьма преуспел в науках. Он отлично знал Тору — священную книгу иудеев, А также ее толкования. Кроме того, юноша овладел искусством шитья палаток, и в будущем это позволило апостолу саму зарабатывать на жизнь.

апостол павел житие краткое

Апостол Павел
Из деисусного чина
Школа или худ. центр: Москва
Последняя четверть XIV в.
210 × 117 см
Благовещенский cобор Московского Кремля, Москва, Россия
Инв. 3238 соб/ж-1391
Икона находится в деисусном чине собора.

Преследование христиан

В отличие от своего великого либерального учителя, Савл придерживался совсем других взглядов. Выросший в ортодоксальной иудейской семье, он был уверен, что человек, которого подвергли распятию – самой позорной казни, не может быть тем самым Мессией. Не может быть сыном Бога человек, разрушавший все устои и напрямую обращавшийся к Богу, минуя все храмовые ритуалы и не признавая первенства Иерусалима и Храма.

Он самым строжайшим образом чтил Моисеев закон и, еще будучи совсем молодым, прославился жестокими преследованиям христиан. Савл присутствовал на казни первомученика Стефана, хотя, в силу возраста, и не принимал в ней непосредственного участия.

Зато уже через год, достигнув совершеннолетия (в Палестине в те годы это был возраст 13 лет), он со всем рвением закидывал последователей Христа камнями и подвергал их мучениям. А вскоре, с разрешения Синедриона, Савл отправился из Палестины в Дамаск. Все с той же миссией — очистить мир от последователей Распятого.

Обращение

Но замысел Господень ведом только Ему. Савл смог убедиться в этом лично. По дороге в Дамаск произошло то, что превратило его из ярого преследователя христиан в величайшего учителя, несущего миру весть о воскресшем Христе.

Случилось это в жаркий солнечный день. Савл вместе со своими спутниками шел по дороге из Иерусалима в Дамаск. Вдруг его глаза поразил ярчайший свет. От страха ослепший юноша упал прямо в дорожную пыль и вдруг услышал голос:

Попутчики Савла слышали то же самое, однако яркого света они не видели — ослеп один Савл. Потрясенные до глубины души, они подхватили юношу и отправились туда, куда велел им Господь. В Дамаске Савла привели к христианину по имени Анания.

В течение трех дней он впитывал все, что тот мог рассказать ему о Христе и уже глубоко уверовавшим в Спасителя человеком, принял Святое Крещение. И, о, чудо! Лишь погрузившись в воду, Савл прозрел!
С тех пор началась новая жизнь — величайшего христианского проповедника и учителя.

апостол павел житие краткое

Апостол Павел
Из деисусного чина
Школа или худ. центр: Тверь
Первая половина XV в.
111 × 43 см
Государственная Третьяковская галерея,
Москва, Россия
Инв. 15056
Икона относится к тверскому деисусному чину
из собрания А. И. Анисимова.

Служение (1, 2, 3 миссионерские путешествия)

Сам себя апостол Павел именовал «Апостол языков» (то есть язычников). И не случайно. Вскоре после принятия святого Крещения бывший гонитель христиан сам стал гонимым и преследуемым. Свою деятельность и проповедь о Христе Савл начал среди аравийских иудеев, проповедуя в синагогах.

Однако такое положение дел не устроило ни самих иудеев, ни правителя Арета IV Филопатриса. В проповеди Савла они усмотрели подрыв основ веры, и проповедник был объявлен в розыск. В целях безопасности Савл бежал в Иерусалим.

Однако и там он не был принят с распростертыми объятиями. Если из Дамаска его выгнала ярость бывших единоверцев, то в Иерусалиме встретило недоверие братьев во Христе. Они никак не могли принять своего бывшего гонителя. На выручку Савлу пришел апостол Варнава — он взял его под свое покровительство.

Покинув Иерусалим, Савл пошел в свой родной город, а оттуда — в Антиохию. Где собственно, и началось его первое миссионерское путешествие, которое длилось 6 лет, с 45 до 51 года. В путь он отправился вместе со своим сподвижником, апостолом Варнавой.

Сначала они вернулись в Иерусалим, а оттуда отправились Крит. Попытка проповеди среди иудеев не принесла желаемого результата. Более того, Савла, а с этого времени уже Павла, иудеи подвергли жестоким преследованиям и побоям.

Однажды, после побивания камнями, они оставили его умирать. Но у Господа были свои планы. Проповедник выжил. И отправился с проповедью к языческим народам. Путешествуя, Павел с Варнавой основали общины в нескольких крупных населенных пунктах, среди которых Икония, Дервия, Листра, Антиохия Писидийская. В 51 году, при участии Павла, на первом соборе в Иерусалиме, было принято решение, что новообращенные братья могут креститься без предварительного соблюдения Моисеевых обрядов.

В 51 году Павел отправляется во второе путешествие. Сначала он побывал в малоазийских церквях, а после этого решил пойти с проповедью в Европу. Несколько христианских общин он основал в Македонии, встретился с евангелистом Лукой и отправился с проповедью в Грецию. После проповеди в Афинах, он пошел в Коринф, где также основал новую Церковь. Больше года Павел жил в доме своих новых друзей супругов Присциллы и Акилы. Оставив Коринф, Павел пошел в Антиохию, попутно зайдя в Эфес, Кесарию и Иерусалим.

В 56 году Павел снова отправился в дорогу. Это путешествие было самым коротким из всех — до 58 года. Как всегда, Павел вначале навестил основанные им общины, которые за эти несколько лет заметно выросли, а затем отправился в Эфес. Там, кстати, был написан один из самых знаменитых трудов апостола — 1-е послание к Коринфянам, а также послание к Галатам.

Однако проповеди миссионера были по душе далеко не всем. Некий серебряных дел мастер по имени Дмитрий, поднял бунт против проповедника, и Павел вынужден был оставить Эфес и уехать в Иерусалим, посетив при этом Македонию.

Заключение, смерть

Впрочем, Иерусалим тоже встретил Павла весьма недружелюбно. Против него возник мятеж, в результате которого проповедник был схвачен и арестован. Вот тут и пригодилось гражданство Римской империи. Проведя два года в заключении, Павел пожелал отправиться в Рим. Отказать в этом праве ему не могли.

Но корабль, на котором Павел отправился в путь, неподалеку от Мальты потерпел кораблекрушение. Так что в «Вечный город» Павел прибыл лишь в 62 году. Надо сказать, что чувствовал он там себя весьма свободно. Власти сквозь пальцы смотрели на его миссионерскую деятельность, и Павел совершенно свободно проповедовал на улицах. Здесь же, в Риме, были написаны несколько знаменитых его трудов — послание к Филимону, к Ефесянам и Колоссянам.

Достаточно противоречивы сведения о том, как сложилась судьба Павла дальше. Некоторые исследователи утверждают, что он был казнен в 64 году, как раз в то время, когда начались нероновские гонения на христиан.

Однако из других источников, в том числе и из посланий апостола Павла, становится понятно, что спустя некоторое время он вновь отправился на восток, погостив в основанных им церквях и рукоположив во епископа Ефеса своего ученика Тимофея. Потом, встретившись с апостолом Петром, вместе с ним прошел всю Италию и осуществил свою давнюю мечту — принес весть о Христе в Испанию.

Вернувшись в «вечный город», Павел был снова заключен в темницу, откуда уже не вышел до самой казни. Правда, сохранились предания о том, что апостол в эти годы учил даже при дворе Нерона.

Казнь апостола Павла состоялась в 67 году. Как подданному кесаря, ему отрубили голову. По преданию, в местах, где голова апостола трижды ударилась о землю, забили 3 источника. Сейчас на этом месте расположен монастырь у Трех источников.

апостол павел житие краткое

Апостол Павел
Из деисусного чина
Школа или худ. центр: Тверь
Конец XV в.
Евсеева, Кочетков, Сергеев 1974: XV в.
Салтыков 1981: Вторая половина XV в.
София Премудрость Божия 2000: Последняя четверть XV в.
84 × 59 см
Центральный музей древнерусской культуры и
искусства им. Андрея Рублева, Москва, Россия
Инв. КП 994
Из деисусного чина конца XV в.
из Весьегонского района Тверской области.

Где находятся мощи

Сразу же после казни, христиане отметили то место, где он был похоронен. Позже император Константин Великий основал на этом месте базилику святого Павла. Она расположена расположена за Аврелиановыми стенами, в южной части Вечного города.

Но есть еще одно место в Риме, где можно поклониться учителю веры. Вернее, сразу обоим первоверховным апостолам — Павлу и Петру. В Латернской базилике святого Иоанна Крестителя в специальном ковчеге, расположенном на высоте в 10 метров, хранятся главы первоверховных апостолов.

В 1410 году Андрей Рублев создал образ апостола Павла, признанный каноническим. На иконе апостол держит в руках Евангелие. Чудотворный образ находится в Успенском соборе во Владимире, а списки его есть во многих православных храмах. Верующие люди рассказывают о многочисленных чудесах исцеления по молитвам возле лика апостола.

Кроме того, апостолу Павлу принято молиться об укреплении веры, воцерковлении близких людей, исцелении душевных недугов, облегчении боли, придании сил и мудрости в миссионерской деятельности.

апостол павел житие краткое

Икона святого Павла
Из деисусного чина
Первая треть XVI в.
Дерево, темпера.
95 × 63.5 см
Государственный музей-заповедник
«Ростовский Кремль», Ростов, Россия
Инв. И-545
Происходит из деисусного чина
церкви Покрова села Гуменец Ростовского района
Ярославской области.

Апостольские послания

Сам апостол Павел называл себя «наименьшим» среди учеников Христа — он никогда не забывал, кем он был, прежде чем стать последователем Спасителя. Тем не менее, в 1-м послании к Коринфянам он сказал:

И это замечание справедливо.

Наследие апостола включает в себя 14 посланий, практически систематизирующих учение Христа. В Священном Писании его труды расположены в следующем порядке:

1. Послание к Римлянам.
2. Первое послание к Коринфянам.
3. Второе послание к Коринфянам.
4. Послание к Галатам.
5. Послание к Ефесянам.
6. Послание к Филиппийцам.
7. Послание к Колоссянам.
8. Первое послание к Солунянам.
9. Второе послание к Солунянам.
10. Первое послание к Тимофею.
11. Второе послание к Тимофею.
12. Послание к Титу.
13. Послание к Филимону.
14. Послание к Евреям.

Все апостольские послания можно разделить на 2 группы — пастырские (например, послание к Титу и Тимефею) и общехристианские (такие, как послания к Коринфянам, Галатам и т.д.)

Что отличает послания апостола от произведений других авторов — все они написаны простым, живым языком. Читая их, чувствуешь, будто общаешься с близким человеком. Особенно проникновенно в этом плане 1-е послание к Коринфянам, вернее его 13 глава — «гимн Любви», как называют ее многие.

Одним из самых важных вопросов, которых касался апостол Павел в своих посланиях был вопрос Церкви. Согласно учению апостола, Церковь представляет собой тело Христово, членами которого являются христиане:

Догматическая часть посланий открывает всю глубину знаний апостола не только книг Нового, но и Ветхого Завета.

апостол павел житие краткое

Апостолы Петр и Павел
Последняя четверть XVII в.
Дерево, темпера
32 × 27 см
Рыбинский государственный историко-архитектурный и
художественный музей-заповедник, Россия
Инв. РБМ 4998

Жизнь первоверховного апостола трудно было назвать легкой. Для Спасения других он не считал унизительным делать то, что требовалось в каждом конкретном случае:

Неся весть о Христе, он претерпел многие гонения, аресты, жестокие избиения… Но ни боль, ни страх, ни лишения не могли остановить его. Всегда помня о своем прошлом, он, всей своей жизнью доказал, что даже самый яростный гонитель Христа способен стать самым преданным его последователем.

Источник

Апостол Павел

Дни памяти

Житие

См. также:
«Жизнь и тру­ды апо­сто­лов – Свя­той апо­стол Па­вел»
«Жи­тие, по­дви­ги и стра­да­ние свя­то­го слав­но­го и все­х­валь­но­го вер­хов­но­го Апо­сто­ла Пав­ла» свт. Ди­мит­рий Ро­стов­ский
«Жизнь святого апостола Павла» cвт. Иннокентий Херсонский

Свя­той Па­вел, пер­во­на­чаль­но но­сив­ший ев­рей­ское имя Савл, при­над­ле­жал к ко­ле­ну Ве­ни­а­ми­но­ву и ро­дил­ся в ки­ли­кий­ском го­ро­де Тар­се (в Ма­лой Азии), ко­то­рый то­гда сла­вил­ся сво­ей гре­че­ской ака­де­ми­ей и об­ра­зо­ван­но­стью сво­их жи­те­лей. Как уро­же­нец это­го го­ро­да, про­ис­хо­див­ший от иуде­ев, вы­шед­ший из раб­ства у рим­ских граж­дан, Па­вел имел пра­ва рим­ско­го граж­да­ни­на. В Тар­се Па­вел по­лу­чил свое пер­вое вос­пи­та­ние и, ве­ро­ят­но, там же по­зна­ко­мил­ся с язы­че­ской куль­ту­рой, ибо в его ре­чах и по­сла­ни­ях яс­но про­гля­ды­ва­ют сле­ды зна­ком­ства с язы­че­ски­ми пи­са­те­ля­ми.

По­сле­ду­ю­щее об­ра­зо­ва­ние он по­лу­чил в Иеру­са­ли­ме, в сла­вив­шей­ся то­гда рав­вин­ской ака­де­мии у зна­ме­ни­то­го учи­те­ля Га­ма­ли­и­ла, ко­то­рый счи­тал­ся зна­то­ком За­ко­на и, несмот­ря на при­над­леж­ность к пар­тии фа­ри­се­ев, был че­ло­ве­ком сво­бо­до­мыс­ля­щим и лю­би­те­лем гре­че­ской муд­ро­сти. Здесь же, по при­ня­то­му у ев­ре­ев обы­чаю, мо­ло­дой Савл изу­чил ис­кус­ство де­лать па­лат­ки, ко­то­рое по­том по­мог­ло ему за­ра­ба­ты­вать сред­ства на про­пи­та­ние соб­ствен­ным тру­дом.

Мо­ло­дой Савл, ви­ди­мо, го­то­вил­ся к долж­но­сти рав­ви­на (ре­ли­ги­оз­но­го на­став­ни­ка), а по­то­му сра­зу же по­сле окон­ча­ния сво­е­го вос­пи­та­ния и об­ра­зо­ва­ния он про­явил се­бя силь­ным рев­ни­те­лем фа­ри­сей­ских пре­да­ний и го­ни­те­лей ве­ры Хри­сто­вой. Мо­жет быть, по на­зна­че­нию си­нед­ри­о­на он стал сви­де­те­лем смер­ти пер­во­му­че­ни­ка Сте­фа­на, а за­тем по­лу­чил власть офи­ци­аль­но пре­сле­до­вать хри­сти­ан да­же за пре­де­ла­ми Па­ле­сти­ны – в Да­мас­ке.

Гос­подь, усмот­рев­ший в нем «со­суд из­бран­ный Се­бе», на пу­ти в Да­маск чу­дес­ным об­ра­зом при­звал его к апо­столь­ско­му слу­же­нию. Во вре­мя пу­те­ше­ствия Савла осве­тил яр­чай­ший свет, от ко­то­ро­го он сле­пым упал на зем­лю. Из све­та раз­дал­ся го­лос: «Савл, Савл, по­че­му ты го­нишь Ме­ня?» На во­прос Савла: «Кто Ты?» – Гос­подь от­ве­тил: «Я Иисус, Ко­то­ро­го ты го­нишь». Гос­подь по­ве­лел Сав­лу ид­ти в Да­маск, где ему бу­дет ука­за­но, что де­лать даль­ше. Спут­ни­ки Савла слы­ша­ли го­лос Хри­ста, но све­та не ви­де­ли. При­ве­ден­ный под ру­ки в Да­маск, ослеп­ший Савл был на­учен ве­ре и на тре­тий день кре­щен Ана­ни­ей. В мо­мент по­гру­же­ния в во­ду Савл про­зрел. С это­го вре­ме­ни он сде­лал­ся рев­ност­ным про­по­вед­ни­ком преж­де го­ни­мо­го уче­ния. На вре­мя он от­пра­вил­ся в Ара­вию, а за­тем сно­ва вер­нул­ся в Да­маск для про­по­ве­ди о Хри­сте.

Вско­ре по­сле воз­вра­ще­ния из Иеру­са­ли­ма – по по­ве­ле­нию Ду­ха Свя­то­го – Савл вме­сте с Вар­на­вой от­пра­вил­ся в свое пер­вое апо­столь­ское пу­те­ше­ствие, про­дол­жав­ше­е­ся с 45 по 51 год. Апо­сто­лы про­шли весь ост­ров Кипр, и с это­го вре­ме­ни Савл, ко­то­рый об­ра­тил к ве­ре про­кон­су­ла Сер­гия Пав­ла, име­ну­ет­ся уже Пав­лом. За это вре­мя мис­си­о­нер­ско­го пу­те­ше­ствия Пав­ла и Вар­на­вы бы­ли ос­но­ва­ны хри­сти­ан­ские об­щи­ны в ма­ло­азийских го­ро­дах: Ан­тио­хии Пи­си­дий­ской, Ико­нии, Ли­ст­ре и Дер­вии. В 51 го­ду свя­той Па­вел при­нял уча­стие в Апо­столь­ском Со­бо­ре в Иеру­са­ли­ме, где го­ря­чо вос­ста­вал про­тив необ­хо­ди­мо­сти для языч­ни­ков, став­ших хри­сти­а­на­ми, со­блю­дать об­ря­ды Мо­и­се­е­ва за­ко­на.

Вер­нув­шись в Ан­тио­хию, апо­стол Па­вел в со­про­вож­де­нии Си­лы пред­при­нял вто­рое апо­столь­ское пу­те­ше­ствие. Сна­ча­ла он по­се­тил ра­нее ос­но­ван­ные им церк­ви в Ма­лой Азии, а за­тем пе­ре­шел в Ма­ке­до­нию, где ос­но­вал об­щи­ны в Филип­пах, Со­лу­ни и Ве­рии. В Ли­ст­ре свя­той Па­вел при­об­рел лю­би­мо­го уче­ни­ка сво­е­го Ти­мо­фея, а от Тро­ады про­дол­жал пу­те­ше­ствие с при­со­еди­нив­шим­ся к ним еван­ге­ли­стом Лу­кой. Из Ма­ке­до­нии свя­той Па­вел пе­ре­шел в Гре­цию, где про­по­ве­до­вал в Афи­нах и Ко­рин­фе, за­дер­жав­шись в по­след­нем на пол­то­ра го­да. От­сю­да он по­слал два По­сла­ния к Со­лу­ня­нам. Вто­рое пу­те­ше­ствие дли­лось с 51 по 54 год. По­том свя­той Па­вел от­пра­вил­ся в Иеру­са­лим, по­се­тив по пу­ти Ефес и Ке­са­рию, а из Иеру­са­ли­ма при­был в Ан­тио­хию.

По­сле недол­го­го пре­бы­ва­ния в Ан­тио­хии апо­стол Па­вел пред­при­нял тре­тье апо­столь­ское пу­те­ше­ствие (56–58 гг.), по­се­тив сна­ча­ла, по обы­чаю сво­е­му, ра­нее ос­но­ван­ные ма­ло­азий­ские церк­ви, а за­тем оста­но­вил­ся в Ефе­се, где в те­че­ние двух лет за­ни­мал­ся еже­днев­но про­по­ве­дью в учи­ли­ще Ти­ран­на. От­сю­да он на­пи­сал свое По­сла­ние к Га­ла­там (по по­во­ду уси­ле­ния там пар­тии иудей­ству­ю­щих) и пер­вое По­сла­ние к Ко­рин­фя­нам (по по­во­ду воз­ник­ших там бес­по­ряд­ков и в от­вет на пись­мо ко­рин­фян к нему). На­род­ное вос­ста­ние, под­ня­тое се­реб­ря­ных дел ма­сте­ром Ди­мит­ри­ем про­тив Пав­ла, за­ста­ви­ло апо­сто­ла оста­вить Ефес, и он от­пра­вил­ся в Ма­ке­до­нию, а за­тем в Иеру­са­лим.

В Иеру­са­ли­ме из-за воз­ник­ше­го про­тив него на­род­но­го мя­те­жа апо­стол Па­вел был взят под стра­жу рим­ски­ми вла­стя­ми и ока­зал­ся в за­то­че­нии, сна­ча­ла при про­кон­су­ле Фе­лик­се, а по­том при сме­нив­шем его про­кон­су­ле Фе­сте. Это слу­чи­лось в 59 го­ду, а два го­да спу­стя апо­стол Па­вел, как рим­ский граж­да­нин, по его же­ла­нию был от­прав­лен в Рим на суд ке­са­ря. По­тер­пев ко­раб­ле­кру­ше­ние у о. Маль­ты, апо­стол толь­ко ле­том 62 го­да до­стиг Ри­ма, где поль­зо­вал­ся боль­шим снис­хож­де­ни­ем рим­ских вла­стей и сво­бод­но про­по­ве­до­вал. Из Ри­ма апо­стол Па­вел на­пи­сал свои По­сла­ния к Филип­пий­цам (с бла­го­дар­но­стью за при­слан­ное ему с Епа­ф­ро­ди­том де­неж­ное по­со­бие), к Ко­лос­ся­нам, к Ефе­ся­нам и к Фили­мо­ну, жи­те­лю Ко­лосс (по по­во­ду бе­жав­ше­го от него ра­ба Они­си­ма). Все эти три по­сла­ния бы­ли на­пи­са­ны в 63 го­ду и от­прав­ле­ны с Ти­хи­ком. Из Ри­ма же вско­ре на­пи­са­но и По­сла­ние к па­ле­стин­ским Ев­ре­ям.

Даль­ней­шая судь­ба апо­сто­ла Пав­ла в точ­но­сти неиз­вест­на. Неко­то­рые счи­та­ют, что он оста­вал­ся в Ри­ме и по по­ве­ле­нию Неро­на был пре­дан му­че­ни­че­ской смер­ти в 64 го­ду. Но есть ос­но­ва­ния пред­по­ла­гать, что по­сле двух­лет­не­го за­клю­че­ния и за­щи­ты сво­е­го де­ла пе­ред се­на­том и им­пе­ра­то­ром апо­стол Па­вел был осво­бож­ден и сно­ва пу­те­ше­ство­вал на Во­сток. Ука­за­ния на это мож­но най­ти в его «пас­тыр­ских по­сла­ни­ях» – к Ти­мо­фею и Ти­ту. Про­быв дол­гое вре­мя на ост­ро­ве Крит, он оста­вил там сво­е­го уче­ни­ка Ти­та для ру­ко­по­ло­же­ния пре­сви­те­ров по всем го­ро­дам, что сви­де­тель­ству­ет о ру­ко­по­ло­же­нии им Ти­та в епи­ско­пы Крит­ской церк­ви. Поз­же в сво­ем по­сла­нии к Ти­ту апо­стол Па­вел на­став­ля­ет его, как про­хо­дить обя­зан­но­сти епи­ско­па. Из это­го же по­сла­ния вид­но, что он пред­по­ла­гал про­ве­сти ту зи­му в Ни­ко­по­ле, близ род­но­го Тар­са.

Вес­ной 65 го­да он по­се­тил осталь­ные ма­ло­азий­ские церк­ви и в Ми­ле­те оста­вил боль­но­го Тро­фи­ма, из-за ко­то­ро­го про­изо­шло воз­му­ще­ние про­тив апо­сто­ла в Иеру­са­ли­ме, по­влек­шее за со­бой его пер­вое за­клю­че­ние. Про­хо­дил ли апо­стол Па­вел через Ефес, неиз­вест­но, так как он го­во­рил, что пре­сви­те­ры ефес­ские уже не уви­дят его ли­ца, но он, по-ви­ди­мо­му, в это вре­мя ру­ко­по­ло­жил Ти­мо­фея во епи­ско­па для Ефе­са. Да­лее апо­стол про­шел через Тро­аду и до­стиг Ма­ке­до­нии. Там он услы­шал об уси­ле­нии лже­уче­ний в Ефе­се и на­пи­сал свое пер­вое по­сла­ние к Ти­мо­фею. Про­быв неко­то­рое вре­мя в Ко­рин­фе и встре­тив­шись на пу­ти с апо­сто­лом Пет­ром, Па­вел вме­сте с ним про­дол­жал путь через Дал­ма­тию и Ита­лию, до­шел до Ри­ма, где оста­вил апо­сто­ла Пет­ра, а сам уже в 66 го­ду от­пра­вил­ся да­лее на за­пад, дой­дя, ве­ро­ят­но, до Ис­па­нии.

По­сле воз­вра­ще­ния в Рим он был сно­ва за­клю­чен в тем­ни­цу, в ко­то­рой и на­хо­дил­ся до смер­ти. Есть пре­да­ние, что по­сле воз­вра­ще­ния в Рим он про­по­ве­до­вал да­же при дво­ре им­пе­ра­то­ра Неро­на и об­ра­тил к ве­ре во Хри­ста его лю­би­мую на­лож­ни­цу. За это он был пре­дан су­ду, и хо­тя ми­ло­стью Бо­жи­ей из­бав­лен был, по соб­ствен­но­му вы­ра­же­нию, от льви­ных че­лю­стей, то есть от съе­де­ния зве­ря­ми в цир­ке, од­на­ко был за­клю­чен в тем­ни­цу.

По­сле де­вя­ти­ме­сяч­но­го за­клю­че­ния он был усе­чен ме­чом, как рим­ский граж­да­нин, неда­ле­ко от Ри­ма в 67 го­ду по­сле Р. X., в 12 год цар­ство­ва­ния Неро­на.

При об­щем взгля­де на жизнь апо­сто­ла Пав­ла вид­но, что она рез­ко де­лит­ся на две по­ло­ви­ны. До сво­е­го об­ра­ще­ния ко Хри­сту свя­той Па­вел, то­гда Савл, был стро­гим фа­ри­се­ем, ис­пол­ни­те­лем за­ко­на Мо­и­се­е­ва и оте­че­ских пре­да­ний, ду­мав­шим оправ­дать­ся де­ла­ми за­ко­на и рев­но­стью к ве­ре от­цов, до­хо­див­шей до фа­на­тиз­ма. По­сле сво­е­го об­ра­ще­ния он стал апо­сто­лом Хри­сто­вым, все­це­ло пре­дан­ным де­лу еван­гель­ско­го бла­го­ве­стия, счаст­ли­вым в сво­ем при­зва­нии, но со­зна­ю­щим свое соб­ствен­ное бес­си­лие при ис­пол­не­нии это­го вы­со­ко­го слу­же­ния и при­пи­сы­ва­ю­щим все свои де­ла и за­слу­ги бла­го­да­ти Бо­жи­ей. Вся жизнь апо­сто­ла до об­ра­ще­ния, по глу­бо­ко­му убеж­де­нию его, бы­ла за­блуж­де­ни­ем, гре­хом и ве­ла его к осуж­де­нию. Толь­ко бла­го­дать Бо­жия из­влек­ла его из это­го гу­би­тель­но­го за­блуж­де­ния. С это­го вре­ме­ни апо­стол Па­вел ста­ра­ет­ся лишь быть до­стой­ным этой бла­го­да­ти Бо­жи­ей и не укло­нять­ся от сво­е­го при­зва­ния. Он со­зна­ет, что нет и не мо­жет быть ре­чи о ка­ких бы то ни бы­ло за­слу­гах пе­ред Бо­гом: все – де­ло Его ми­ло­сти.

Апо­стол Па­вел на­пи­сал 14 По­сла­ний, пред­став­ля­ю­щих со­бой си­сте­ма­ти­за­цию хри­сти­ан­ско­го уче­ния. Эти по­сла­ния, бла­го­да­ря его ши­ро­ко­му об­ра­зо­ва­нию и про­ни­ца­тель­но­сти, от­ли­ча­ют­ся боль­шой са­мо­быт­но­стью.

Апо­стол Па­вел, как и апо­стол Петр, мно­го по­тру­дил­ся в рас­про­стра­не­нии Хри­сто­вой ве­ры и спра­вед­ли­во по­чи­та­ет­ся вме­сте с ним «стол­пом» Церк­ви Хри­сто­вой и пер­во­вер­хов­ным апо­сто­лом. Они оба му­че­ни­че­ски скон­ча­лись в Ри­ме при им­пе­ра­то­ре Нероне, и их па­мять празд­ну­ет­ся в один день.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *