храм часовня в честь иверской иконы божией матери
Часовня Иверской иконы Божией Матери
|
Фото с сайта hram.codis.ru |
Иверская икона Божией Матери в часовне у Воскресенских ворот с XVII века была и остается самой чтимой московской святыней.
Иверская икона прославилась многими чудесами: она оберегала монастырь от врагов, около нее исцелялись больные, по молитвам иноков перед ней житница обители наполнялась мукой в неурожайные годы.
Иверская икона Божией Матери |
В XVII веке о чудотворной иконе узнали на Руси. В начале царствования Алексея Михайловича в Москву приехал архимандрит Афонского Иверского монастыря Пахомий для сбора пожертвований в пользу своей обители. Ближайший друг царя архимандрит московского Новоспасского монастыря Никон, будущий знаменитый патриарх, просил его прислать в Москву точный список (так называли копию с икон) с чудотворной Иверской иконы. Сохранилось предание, будто царь и Никон хотели получить настоящую икону и просили прислать им подлинный Иверский Образ Божией Матери из надвратной церкви. Но иноки не осмелились нарушить волю Пресвятой Богородицы и отдать чудотворную святыню из обители, куда она сама явилась и где пожелала остаться.
Тогда иконописец Иверского монастыря Ямвлих Романов выполнил список с Иверской иконы, который ни одной деталью не отличался от подлинника. Краски для нее были замешаны на святой воде, которой прежде облили доску из кипарисового дерева, предназначенную для написания иконы.
13 октября 1648 года икону торжественно встретили в первопрестольной у Неглиненских ворот Китай-города и временно поместили в Никольском монастыре. Спустя некоторое время Иверскую икону отправили в Валдайский монастырь, а для Москвы Иверскому монастырю заказали сделать еще один список с иконы.
Известно, что при Анне Иоанновне в палатах, устроенных в светлице в верхней части ворот, помещалась пробирная лаборатория Монетного двора. Тут же при императрице Елизавете была первая гражданская типография и в апреле 1756 года даже начато печатание газеты Московского университета, открытого напротив годом раньше.
Свой окончательный (и современный) вид Иверская часовня получила в 1791 году, когда ее перестроил Матвей Казаков, а в начале XIX века трудами художника Гонзаго часовня была «благолепно украшена»: снаружи обита жестью, украшена медными пилястрами с капителями, гирляндами и восьмиконечными звездами. Наверху установили позолоченную фигуру ангела с крестом. Дореволюционная часовня могла вмещать не более пятидесяти человек.
Часто Иверскую икону в особых каретах возили по домам москвичей, просивших отслужить молебен у постелей больных или просто под своим кровом. Чтобы часовня не пустовала, был сделан точный список с иконы, который замещал ее во время отсутствия. Есть версия, что именно список был передан после революции в храм Воскресения в Сокольниках, хотя многие старожилы и очевидцы подтверждают известие о том, что в названной церкви находится сам подлинник.
Каждый, кто приезжал в Москву, прежде всего, шел поклониться Иверской. Сам основатель Петербурга, Петр I, москвич по происхождению, навлек на себя неприязнь горожан тем, что, вернувшись в 1699 году из своего первого путешествия в Европу, он не поехал к Иверской, как это делали цари до него, а сразу же проскакал в Лефортово к своей возлюбленной Анне Монс. Однако в 1721 году через Воскресенские ворота Петр Великий торжественно въехал в Москву после победы в Северной войне и заключения Ништадтского мира.
Тогда царь остановился у Иверской часовни, где его с почетом встретило московское духовенство, сенаторы и военные, говорили ему приветственные речи, а юноши в белых одеждах пели кантаты.
Со времен Петра все императорские особы, прибывавшие в Москву, в том числе и на коронацию, из новой северной столицы, прежде всего, приходили кланяться московской святыне и обязательно прощались с ней, возвращаясь в Петербург.
А еще у Воскресенских ворот в тюрьме два месяца сидел в оковах Емельян Пугачев. Толпы народа сходились смотреть на него. Когда разбойник тряс кандалами, стоял ужасный звон и женщины падали в обморок от страха.
Великая москвичка Марина Цветаева писала об этой иконе с особой теплотой и верой, называла ее сердцем Москвы:
А вон за тою дверцей,
Куда народ валит,
Там Иверское сердце,
Червонное, горит.
И льется «Аллилуйя»
На смуглые поля.
Я в грудь тебя целую,
Московская земля.
После революции над Иверской часовней жестоко надругались. В рождественский Сочельник 1923 года в Москве провели кощунственную акцию под названием «комсомольское рождество». Ее главное действие разворачивалось на площади перед Иверской часовней. А задача этого мероприятия сводилась к воспитанию в молодежи «правильного» мировоззрения и соответствующей морали.
Всех богов на землю сдернем!
Визжите, черти, веселей!
Станцуем карманьолу!
Всех богов на карнавал!
Буянит в вышней роще
Безбожный комсомол!
А утренние газеты приглашали весной еще повеселиться на «комсомольской пасхе», напоминая взять с собой побольше свистков и дудок: «вышибать тысячелетнюю дурь, так с треском!»
В начале 90-х годов прошлого века на Афоне снова сделали список с подлинной Иверской иконы. В ноябре 1994 года Патриарх Алексий II освятил закладку Иверской часовни и Воскресенских ворот. Менее чем за год они восстановлены по решению московского правительства по проекту Олега Журина. 25 октября 1995 года часовня вновь была открыта.
В Москве существует и приходская церковь Иверской Божией Матери на Большой Ордынке. Построенная еще до Романовых, она прежде была освящена в честь великомученика Георгия Победоносца, а затем появился придел Иверской иконы.
В 1798-1802 г.г. во время перестройки церкви был выстроен храм с главным престолом в честь Иверской иконы, а бывший Иверский придел стал Георгиевским. Известно, что архитектором тогда был известный мастер московского классицизма И.В. Еготов, построивший в городе новое здание Лефортовского военного госпиталя.
В советское время церковь была закрыта и полуразрушена. В ней поочередно размещались заводской клуб и художественная галерея. А в 1992 года церковь возвращена верующим.
Иверская часовня в Москве
Приблизительное время чтения: 2 мин.
В XVII веке будущий Патриарх Никон – в то время он был архимандритом Новоспасского монастыря – обратился к архимандриту Иверского афонского монастыря Пахомию (он прибыл тогда в Москву за милостыней для афонских обителей) с просьбой прислать список с чудотворного Иверского образа. И вот через год этот список, который написал афонский инок Иамвлих, прибыл в Москву в сопровождении афонских монахов.
13/26 октября 1648 года святыню торжественно встречали царь Алексей Михайлович, патриарх Иосиф с архипастырями, духовенством и великим множеством жителей Первопрестольной.
В 1669 году для афонского списка Иверской иконы был сделан небольшой деревянный навес рядом с Неглиненскими (Воскресенскими) воротами Китай-города. Позднее воздвигли из дерева первую Иверскую часовню. А в 1791 году на этом уже намоленном месте Матвей Казаков построил часовню из камня.
Сложилась такая благочестивая традиция: в Иверскую часовню шли молиться перед тем, как войти в Кремль.
Часовня Иверской Божией Матери.
Архитектор Матвей Казаков, 1791 г. Фото начала XX века
Шли, въезжая в Москву, цари и царицы, люди из знатных дворянских семей, занимающие высокие посты в государстве Российском. Нескончаемым потоком приходили к святыне и простые верующие люди. Помолившись, все получали здесь и помощь, и благословение Царицы Небесной.
Иверский образ прославился множеством чудес и исцелений, которые записывались в часовне в особую книгу.
Во время нашествия Наполеона многие жители бежали из Москвы. Чудотворная Иверская икона была вывезена тогда во Владимир управлявшим Московской епархией архиепископом Августином. Иверская часовня после разорения 1812 года восстановлена как памятник победы над Наполеоном.
Место снесенной
Иверской часовни, 1929 г.
В 1929 году часовню разобрали, а в 1931 году снесли Воскресенские ворота. По сей день неизвестно, где находится чудотворный образ из Иверской часовни. А второй, чтимый и намоленный список с Иверской иконы, с которым ходили по домам и приходским храмам, пребывает ныне в храме Воскресения Христова в Сокольниках.
В 1994 году правительство Москвы приступило к воссозданию Иверской часовни и Воскресенских ворот на их прежнем месте по проекту архитектора О.И. Журина.
В 1995 году иеромонахом Ксенофонтова монастыря на Афоне иконописцем Лукой для часовни был написан новый список со святой иконы «общей нашей Заступницы Богоматери Вратарницы».
Этот список доставил в Москву 25 октября, в канун праздника в честь Иверской иконы Божией Матери, самолет греческих ВВС. На аэродроме был выстроен почетный караул. Икону торжественно встретили Святейший Патриарх Алексий II, архиереи, духовенство, множество верующих.
Восстановленная в 1995 году Иверская часовня.
И вот под звон колоколов и пение тропаря икону в сопровождении иноков-святогорцев и московских священнослужителей внесли в Богоявленский кафедральный собор для всеобщего поклонения. В течение всей ночи перед ней непрерывно совершались молебны и читался акафист.
26 октября крестный ход со святой иконой прошел от Казанского собора на Красной площади через восстановленные в прежнем великолепии Воскресенские ворота к Иверской часовне, которую освятил Святейший Патриарх Алексий II.
И вновь после этого праздничного дня нескончаемым потоком идут и идут к святыне верующие люди. Среди них и паломники из разных стран.
Иверская часовня в Москве: сердечная тайна столицы
Мимо часовни иконы Иверской иконы Божией Матери, сквозь Воскресенские ворота на Красную площадь проходят миллионы людей ежедневно. Немногие из них знают, что проходят мимо одного из самых тайнственных и почитаемых мест столицы. Перед праздником чудотворной иконы Иверской Божией Матери, который отмечается 25 февраля корреспондент «НС» провел день у часовни.
Иверская часовня дом номер один в Москве. Адрес такой — проезд Воскресенские ворота д. 1а
Часовня, в которой находится одна из самых почитаемых святынь Москвы, чудотворная Иверская икона Божией Матери, которую Цветаева называла «червонным иверским сердцем» Москвы, в перечне этого экскурсионного столика не значится.
«А вы знаете, что за вашим экскурсионным столиком находится самое достопримечательное место в Москве?» — спрашиваю я человека, закутанного в шарф и капюшон, как в кокон. Одними глазами он поворачивается назад и смотрит на указанное мной место. Через секунду, он неуверенно отвечает:
— Часовня? Но, это же новодел.
— Она реконструирована, а до революции была такая же, как сейчас. А вы знаете, что в часовне находится чудотворная икона Божией Матери Иверская? – не унимаюсь я.
— Я историк по образованию и шесть лет экскурсии вожу, наверное знаю, что где находится!
— Ой, простите. А в мегафон почему про нее не говорите?
— Когда спрашивают, рассказываю. А так, зачем? — «Дорогие москвичи и гости столицы! Приглашаем на незабываемую автобусную экскурсию по улицам Москвы. Вы увидите…».
Записанный в формате mp3 голос мегафонного зазывалы продолжает уговаривать прохожих этим морозным деньком прокатиться по Арбату и посетить Поклонную гору. Иверская часовня, в которой находится одна из самых почитаемых святынь Москвы, чудотворная Иверская икона Божией Матери, которую Цветаева называла «червонным иверским сердцем» Москвы, в его перечне не значится.
Когда-то были другие времена, и москвичи не начинали своих дел, не помолившись «у Иверской»: купцы приходили сюда перед заключением сделки, студенты и гимназисты – перед экзаменами, паломники, прежде чем уйти пешком на три дня в Троице-Сергиеву лавру, сначала приходили благословиться «к Иверской».
Тайна икон
История первого появления Иверской иконы в часовне окутана тайной. Два главных «фигуранта» могли бы пролить на эту тайну свет. Никольский монастырь на одноименной Никольской улице, в котором по разрешению царя, останавливались греческие монахи, приехавшие в Москву для сбора подаяния и милостыни, ныне это територия Историко-Архивного института, и сама часовня у Воскресенских ворот, которая в историческом очерке Николо-Перервинского монастыря, составленным в XIX веке казначеем Иверской часовни соборным иеромонахом Никифором Божановым, указана, как построенная в 1666 году на средства Николо-Перервенского монастыря для постоянного пребывания в ней монахов и сбора пожертвований на нужды подмосковной обители.
В 1647 году приехал в Москву, и поселился в Никольском монастыре, архимандрит греческого Афонского Иверского монастыря Пахомий. Царь Алексей Михайлович пожелал, чтобы греческие монахи написали для Москвы такую же икону, как над вратами Иверского монастыря на Афоне. Монахи ответственно подошли к делу: каждый день во время исполнения послушания русскому царю они совершали литургии, а иконописец, писавший образ, постился сугубо, ел только в субботу и воскресенье. «Та икона (новописанная) не разнится ни в чем от первой ни длиною, ни шириною, ни ликом, только слово в слово новая, аки и старая», — сообщает сопроводительная грамота, с которой список чудотворной иконы приехал в Москву в 1648 году. Так доподлинно и неизвестна далнейшая судьба этой иконы в Москве. Зато известно, что сразу после прибытия, икону начали забирать («поднимать») к себе в дома богатые горожане, для молебнов над тяжело больными. Традиция эта установилась на долгие годы.
В 1669 году царь Алексей Михайлович отдал Никольский монастырь в собственность греческому Афонскому Иверскому монастырю, он стал называться Никольский Греческий монастырь и был в то время единственным местом в России, где студенты Московской Славяно-Греко-Латинской академии Заиконоспасского монастыря могли приобщаться к живому греческому богослужебному языку. Такая царская милость была оказана греческим монахам за принесение ими в Москву еще одного точного списка с чудотворной Афонской Иверской. По сообщению казначея Иверской часовни иеромонаха Никифора, в 1669 году в часовню у Воскресенских ворот из Никольского монастыря был принесен этот «второй список» с древней Афонской иконы. С того времени Перервенский монастырь, даже, когда стал заштатным, не переставал получать большие доходы от часовни, переименованой в Иверскую. Это позволило в 1775 году Московскому митрополиту Платону (Левшину) открыть в Перервенском монастыре Духовную семинарию.
Когда икону носили по домам, вместо нее в часовне помещалась копия. Таких списков-копий сохранилось много. А та, первая помещенная в часовню икона, как неизвестно точно откуда появилась, так неизвестно и куда делась. Остается загадкой и место нахождения иконы, которая была принесена с Афона в Москву в 1648 году. Некоторые специалисты считают, что именно она сейчас хранится в Новодевичьем монастыре. Еще одна версия, что этот «список №1» после революции был передан в храм Воскресения Христова в Сокольниках. Сейчас в этом храме находится особо почитаемая с первых лет советской власти Иверская икона Божией Матери.
В 1922 году из часовни в одну ночь конфисковываются церковная утварь и икона, а в 1923 году сносят и саму часовню. Из-за противоречивых данных неизвестно, какую именно икону конфисковали, и опять ее история погружается в тайну.
В 1995 году, когда Иверская часовня вновь украсила Воскресенские ворота Красной площади, монахи Афона опять сделали точную копию со своей древней Вратарницы, и опять прислали ее в Россию в ознаменование начала новой жизни Русской Церкви. То, что новая жизнь действительно началась, стало ясно после многочисленных чудес, явленных уже от новой Иверской иконы.
Сердце родины
Каждый, кто раньше приезжал в Москву, прежде всего, шел поклониться Иверской. Сам Петр I навлек на себя неприязнь горожан тем, что, вернувшись в 1699 году из своего первого путешествия в Европу, он не поехал к Иверской, как это делали цари до него, а сразу же проскакал в Лефортово.
«Вы знаете, что это за часовня?» — курсанты Кремля смущены вопросом, смеются, стараются отшутиться. Но один все же уверенно и серьезно говорит, что эта часовня святого Петра. Золоченые фигуры апостолов Петра и Павла охраняют дверь Иверской часовни. Наверно, курсант узнал одного из них.
На небольшой площади перед часовней туристический «нулевой километр Российской Федерации». Как далеко ведут российские километры от этого железного круга на потертой брусчатке?
«Ребят, вы знаете что это за часовня? Нет? А вы от куда, если не секрет? Воронеж? Привет Воронежу! Зайдите, там здорово», — всей компанией поднимаются по чугунным ступенькам. «Что-то долго не выходят», — я продолжаю спрашивать и фотографировать на улице. Вышли. В глазах удивление. «Ну, еще бы! Это же Иверская», — зачем-то говорю я сама себе. А они вдруг подходят: «Спасибо».
«Вы от куда? Из Саратова? Вы знаете, что это за часовня?» — Бабушка и мама фотографируют внучку, точно вписанную в окружность пафосной отметки. Из них только бабушка знает, что это за часовня, она заходила внутрь поставить свечку.
В течении пяти минут, в условном центре России, на фоне часовни фотографровались люди из Самары, Иванова, Санкт-Петербурга, Твери, Германии, Японии…
«Ну, давай, бросай!» — на небольшой площади, спиной к часовне и лицом в солнечный провал «Манежки», стоит тонкий молодой человек и неуверенно смотрит на девушку с фотоаппаратом. В руке он сжал заветную копеечку. Сложная задача, сфотографировать момент, когда монетка полетит в воздух, полностью поглотила их внимание. Монетка летит за спину, в сторону Иверской. Затвор щелкает. Взгляд молодого человека изображает вопрос «и все?»
— А зачем вы тут монетки кидаете?
— Желание загадываю. – молодой человек и сам невольно усмехается, не веря, что произносит это вслух. – Это она мне сказала! – переводит он «стрелки» на свою девушку.
— А вы знаете, что это за часовня? Нет? А откуда вы?
— Из Москвы, – парень смутился, смеется. Конечно маленькая зеленая часовня, прилепленная к воротам Красной площади, это не Большой театр, но неудобно все-таки, вдруг тест на родину провалил.
На предложение зайти в часовню, посмотреть на чудотворную икону Божией Матери (и помолиться «о чем хочется»), вежливое «Спасибо». Они уходят, идут мимо часовни, немного темноты прохода арки Воскресенских ворот, и… их нет. Исчезли в лучах февральского солнца, вот-вот готового разразиться мартовской капелью. Тяжелые двери часовни продолжают открываться и закрываться, впуская в свою таинственную глубину весенний день и гостей столицы.
Одна из арок ворот закрыта для прохода на Красную площадь. Воскресенскими, эти ворота названы по иконе Воскресения Христова, которая раньше находилась над ними.
Продавщица матрешек оказалась не разговорчивой. Но про Иверскую, сказала, знает.
Иностранец пытается прочитать и объяснить другу, что значит эта таинственная надпись «нулевой километр Российской Федерации»
Эта детская экскурсия из Подмосковья в часовню заходить не будет. Но учителя про часовню и икону знают. «Детям об этом расскажут родители»
В XVIII веке часовня стояла у Воскресенских ворот со стороны Красной площади. Фасадом к храму Василия Блаженного. А там, где она сейчас, была лавка церковной утвари от часовни.
Эти люди, зазывающие народ в исторический музей и за деньги фотографирующиеся с желающими, о часовне знают почти все. Но признались в этом с трудом. Боялись, что «будут проблемы». «Вот так однажды тоже корреспондентка одна спрашивала, спрашивала. А потом такое написала!»
Экскурсовод японской группы рассказала, что больше всего о часовне хотят знать католики. И им всегда рассказывают. Этим японцам она уже рассказала про Иверскую. «Только протестанты разные совсем икон не признают и если их туда завести, не поймут. Так что мы каждый раз индивидуально решаем водить или не водить».
«А вон за тою дверцей, Куда народ валит, Там Иверское сердце, Червонное, горит. И льется «Аллилуйя» На смуглые поля. Я в грудь тебя целую, Московская земля» М. Цветаева
Внутри часовни. Вид от иконы.
Службы, молебен с акафистом, в часовне перед иконой служат каждые два часа, начиная с 8 утра. Последняя служба начинается в 18 часов. В 20 часов часовня закрывается. Служат все московские храмы по очереди. Священники в храмах в свою очередь, тоже чередуют служение в часовне. Таким образом, священнику Иоанну Ковалеву из храма на Бутовском полигоне (на фото) выпадет служить у Иверской приблизительно 2, 3 раза в год. Это почетная обязанность всех священников Москвы. График череды лежит за ящиком в часовне. Так же он есть в храме Богоявления Господня бывшего Богоявленского монастыря, к которому приписана часовня. На службах поминают только записки о здравии. Записки об упокоении несут на службу в Богоявленский храм. Хор обычно или приезжает вместе со священником или составляется стихийно из всех, молящихся перед иконой.
В часовне всегда есть все, нужно для служения священника, поручи, филонь, епитрахиль, ладан. Так что ему не обязательно брать все это с собой.
Подходить к иконе можно и во время службы. Затишье бывает в небольшом перерыве между службами. Тогда можно спокойно помолиться. Во время службы к иконе идет постоянный поток людей.
После каждого «наплыва» молящихся, иконы протирают
Вадим приехал из Екатеринбурга. Приехал с сыном. Он специально пришел поклониться Иверской. Дома он «по возможности ходит в храм».
Саша, человек, которого наверняка можно увидеть у Иверской, в любое время, когда ни придешь. Его с полным правом можно назвать «московским персонажем». Ходит он к Иверской уже лет десять каждый день. Саша из прихода Всех Скорбящих Радости на Ордынке, молиться Божией Матери «чтобы у меня все в жизни было хорошо и за сестру. Она очень болеет». Сестра у него парализована. «В понедельник встретимся!» — Саша рад знакомству.
Оказывается, монетки на нулевом километре кидают не для того, чтобы еще раз в Москву вернуться, а чтобы исполнилось желание.
Бабушка с дочкой и внучкой из Саратова. Бабушка только что из часовни. Ставила свечку. Монетки и желания она называет «мракобесием», но внучка хочет сфотографироваться, зачем портить настроение ребенку?
Кто-то монетки бросает, а кто-то их собирает. Дети схватывают все на лету и бездомной Люде приходится отступиться. За ребенком ей не угнаться.
Тут же «работает» кришнаит. — Пожертвуйте на храм, — говорит он мне. — На какой? — Спрашиваю. — В Кузьминках. — Я спрашиваю, какой религии храм? — Храм кришны. — отвечает он, уже чувствуя, что что-то не так. — Нет, на храм кришы не могу. — честно призналась я. — Я православная. — Ну вот и проявите милосердие — подбирает он тактику. — У меня вот часовня Иверская есть. Я пойду там милосердие проявлю. — не по-христиански гордо я удаляюсь.
Сборщик пожертвований для храма кришны «охмуряет» девушку, потенциального жертвователя. Девушка в кармане уже ищет мелочь. Я наблюдаю и выжидаю.
У девушки так и не нашлась мелочь для кришнаита. Я подхожу, и задаю ей свой дежурный вопрос «знает ли она, что это за часовня». Девушка не знает и я, с максимальной миссионерской приветливостью, рассказываю ей об иконе и предлагаю зайти в часовню. Она идет. Ура! Победили «наши»!