храм еделево ульяновская область
Храм Петра и Павла. Урочище Еделево.
Сообщество неравнодушных единомышленников, созданное с целью сохранения Храма Петра и Павла урочище Еделево Майнского района. По благословению Благочинного III Вешкаймского округа (Вешкаймский и Майнский районы) Симбирской епархии.
Показать полностью.
К западу от Чирикеева находится одно из самых удивительных мест Майнского района — «урочище Еделево». В 1653 году здесь, на берегу речки с библейским названием Иерусалимка (зачем-то переименованной в Руссалимку), были пожалованы земли семи мордовским мурзам, принятым «на государеву службу».
Вскоре большая часть земель осталась за одним из них — князем А.П. Еделевым, основавшим здесь деревушку. Его сын И.А. Еделев построил в ней в 1729-1737 годах деревянную церковь во имя апостолов Петра и Павла, и деревня превратилась в село Петропавловское — «Еделево тож». Среди его владельцев позднее мелькали многие дворянские фамилии: Теряевы, Ушаковы, Винтер, Гершау, Берви, Карч-Карчевские. В 1895 году в селе вместо прежней деревянной церкви была выстроена новая каменная. Проектировал ее талантливый симбирский архитектор В.Л. Ивановский. Эта церковь, возможно, одна из лучших его работ.
В 1922 году, как пишет майнский краевед Владимир Воробьев, в селе было создано товарищество колхозников «Совершенство». Просуществовав несколько десятилетий, колхоз пришел в упадок, а село перешло в разряд «вымирающих» и исчезло.
Теперь безлюдную равнину оживляет лишь одинокий Петропавловский храм да остатки старинного парка, а с жителями бывшего Еделева можно встретиться только на сельском погосте. По слухам, основанным на темных преданиях и свидетельствах невыявленных «очевидцев», урочище Еделево относится к числу так называемых «аномальных зон».
Божиею милостию великий господин преосвященнейший Сильвестр, митрополит казанский и свияжский. В нынешнем 1729 году, декамврия в 19 день, бил челом нам, преосвящ. мит., астраханскаго гарнизона плац-майор Иван Алексеев сын князь Еделев и подал челобитную а в ней написано: Имеется де у него вотчина в Синбирском уезде, в приходе к селу Троицкому, Чуфарово тож, деревня Еделева, в которой крестьянских его в наличии тритцать дворов. А расстоянием от оного села Чуфарова в десяти верстах, за которою де дальностию многия роженицы долговременно лежат без очищения молитвою, младенцы без крещения, умершия без погребения для того, что означенной де Чуфаровской приход не малой и за великостью прихода да за всегдашним церковньм служением один священник с мирскими потребами управлятися не может. Того де ради по самой неминуемой нужде обещается ныне он, челобитчик во оной деревни Еделеве от своего при иждивении построить вновь церковь Божию во имя святых первоверховных апостол Петра и Павла, с пределом иже во святых отца нашего Николая Архиепископа и Мир Ликийских чудотворца. И под тое церковь и под кладбище и попу с причетники под селитьбы отведет место: длиннику и поперешнику по осмидесят сажен. Да ему ж попу на пропитание из своих же дач пашенной земли десять четвертей в доли, а в дву потому ж, сенных покосов на десять копен. Так же и церковь Божию настоящими потребами: свечами, ладоном и вином церковным и протчим довольством награждать обещается без оскудения. Токмо без нашего митрополита указу оныя церкви и предела строить не смеет. И чтоб нам Преосв. Митр. пожаловати, благословити и повелети ему, просителю, в показной его вотчине Еделеве по самой нужде вновь церковь Божию во означенное именование Св. ап. Петра и Павла с пределом Николая Чудотворца построить и о том церковном строении дать благословенную грамату. А при подании онаго прошения означенной челобитчик майор князь Еделев подписался: ежели де наше преосвященство повелит в помянутой его деревне Еделеве церковь Божию с пределом построить и он де, челобитчик, а в небытность его тоя деревни жители, а его, князь Еделева крестьяня, кроме вышепоказаннаго в прошении его, церкви и священнослужителем довольства по новоучиненой того новаго прихода описи сначала посвящения в то новое село священника с причетники положенную в домовую нашу казну за них священнослужителей дань со определенными доходы, как он, майор и дети, так и крестьяне его, платить в указное место будут по вся года бездоимочно. И мы Великий Господин преосвящ. Сильвестр (тит.), слушав того челобитья и обязательной скаски, благословил и повелел в Синбирском уезде, в вотчине вышеписаннаго плац-майора Ивана князь Еделева в деревне Еделеве церковь Божию в вышереченное именование святых ап. Петра и Павла с пределом Николая Чудотворца деревянную строить.. добрым мастерством с красным осмериком и дать благословенную грамоту. А вначале на основании тоя церкви и предала быти иерею, кресты водрузити, молебны пети и святою водою кропити. И строити по чину правильнаго и уставного чиноположения, как о том напечатано в новоисправном болшом требнике о единой главе. А шатровых бы церквей отнюдь не строити; и чтоб олтари были пространныя и светлыя, с прирубными пятистенными стенами. А предел учинить за церковною стеною на северной стороне; вход учинить от западной стороны с паперти. Престол учинить о четырех столбцах, а запрестольные образы поставить одаль престолов, чтоб во время иерейскаго служения иерею в хождении между престолов и запрестольных образов проходить было свободно. Во святыя олтари из церквей учинить по трои двери: царския, северныя и южныя. Також и в церкви учинить трои ж двери: северныя, южныя и западныя. Пред западными дверями сделать паперти. А в настоящей церкви в начале на правой стороне царских дверей поставить образ Вседержителя Спаса с благословящею рукою. Подле того образа поставить образ настоящаго храма святых первоверховных ап. Петра и Павла. На левой стороне царских дверей поставить образ Пресвятыя Богородицы с Предвечным Младенцем. В пределе на правой стороне царских дверей поставить образ такой же Спасителев, каков в настоящей церкви. Подле того образа поставить образ Николая архиепископа и Мир-Ликийских Чудотворца. На левой стороне поставить образ Пресвятыя Богородицы и с Предвечным Младенцем и протчия образы по чину и по своему обещанию. Тако ж де в верху во иконостасех поставить образы по чину и все учинить по сему нашему Митрополичью указу. И егда та святая церковь и предел состроены и со всем церковным украшением ко освящению изготовлены и попу с причетники под селидьбы да сверх того на пропитание пашенной земли по десяти четвертей в поле, а в дву потому ж, сенных покосов на десять копен, против челобитья отведено будет, в близости всем вообще, а не порознь, тогда нам преосв. митр. возвестить. И о освящеии тоя церкви и предела храмосданая грамота и освященныя антиминсы даны будут. А что от того церковнаго строения останется лесу и щеп и оной лес и щепы скласть особь и никому того лесу на строение мирских домов не отдавать и не продавать, а велеть тем оставшим лесом и щепами топить церковную печь или отдать на просфорное печение. А когда будут валовые пашни, тогда означенный пашенныя земли и сенныя покосы отмежевать и написать в церковные земли особливо. А ежеля та церковь и предел построены будут не против нашего мирополита указу и святыя икона не по чину поставлены и за небрежние повеления освящены не будут, потому что противно прописному уставу и церковному чиноположению. Писася в Богоспасаемом царственном граде Казани в нашем митрополии доме при кафедральноме храме Благовещения Пресвятыя Богородицы. Лета 1729 г. месяца декамврия в 19 день. Смиренный Сильвестр (тит.).
У сего указу Преосвящен. Митр. печать красная, восковая, величиною с медный пятак; в средине печати горельефом изображена благословящая рука, а вокруг по краю печати надпись: Печать митрополита казанскаго и свияжскаго.
Подлинная благословенная грамота написана на гербовом листе стоимостью в 1 коп. полулист.
Alexio Marziano: Таинственная церковь мёртвого села Еделево
В Ульяновской области немало загадочных и таинственных мест. Когда мы готовили маршрут автопробега “Симбирская засека” и спрашивали местных жителей о том, что интересного посмотреть, то нам приходило немало писем с точными координатами мест высадки инопланетян, озёр-входов в Преисподнюю и местных бермудских треугольников. Но одно место на самом деле заинтересовало меня. И оно не может не показаться интересным: одиноко стоящая посреди вскопанного поля старая, заброшенная, но очень хорошо сохранившаяся церковь. Откуда она тут и какие легенды её окружают – это мы и попытались выяснить, отправившись в те богом забытые края с ночёвкой.
Найти Еделево не составляет труда, если знаешь, куда ехать. Но всё же, многим удаётся это с трудом. Кто-то уезжает в другой район, где есть деревенька с похожим названием, кто-то плутает в нескольких километрах от церкви, приставая с расспросами к жителям соседнего села. Мы тоже не с первого раза смогли попасть к ней, проделав лишнее расстояние в поисках переезда через речку Руссалимка, которая в прошлом носила имя Иерусалимка. Проехали село Новые Маклауши и упёрлись в загоны для коров.
Бурёнки не привыкли к гостям, поэтому все, как один, побежали к изгороди, чтобы получше рассмотреть нас.
За загонами сразу же начинается речка с запрудой, на другом берегу которой живописно виднеется еделевская церковь.
В этих местах есть несколько переездов через Руссалимку: самый ближний и удобный – по плотине, за излучиной. Мы же его не увидели за густой травой и проехали гораздо дальше, до следующего. В любом случае, найти переезды не сложно – нужно просто ехать вдоль реки и искать повороты дороги в её сторону.
Еделево трудно назвать заброшенным селом. Села тут давно уже и нет – осталась лишь одна Петропавловская церковь, одиноко стоящая посреди вспаханного поля.
Основателем села был мордовский аристократ (мурза) Еделев, которому за “государеву службу” жаловали кусок земли на берегу речки Иерусалимка в 1653 году. В 1737 году здесь построили деревянную церковь Петра и Павла и село переименовали в Петропавловское. В 1888 церковь сгорела и на ее месте построили каменную – ту, которая и пережила само село.
В советский период Петропавловскую церковь едва не постигла участь многих других сооружений религиозного культа, и она лишь чудом уцелела. В 1922 году в Еделево создаётся товарищество колхозников “Совершенство”, которое просуществовало несколько десятилетий. После этого колхоз пришел в упадок, а село перешло в разряд “вымирающих” и “подлежащих оптимизации”.
Еделево просуществовало до 1973 года, пока последний житель не покинул его. А всё потому, что Еделево объединили с соседним селом – Новыми Маклаушами. Хозяйство Еделево пришло в упадок, работать стало негде и семьи стали переезжать в другие места. Потом в Маклауши перевели и еделевскую школу, что и положило начало массовому и окончательному переселению жителей Еделево.
Сегодня от села уже ничего не осталось, кроме этой заброшенной церкви, ставшей прибежищем для голубей, и старого кладбища неподалёку. Внутри не сохранилось ни одной росписи, ни единой фрески, будто кто-то специально вытер их до основания.
Мы разбили лагерь на берегу речки Руссалимки, в 100 метрах от самой церкви, чтобы спокойно отснять закат, рассвет и поснимать её ночью, на фоне звездного неба.
Наиболее подходящее место для лагеря нашлось аккурат возле водосброса плотины, поэтому пришлось засыпать под журчание сломанного смывного бачка – по другому и не назовёшь этот звук.
Церковь за долгие годы обросла множеством жутких легенд, вроде той, которая гласит о похороненной под церковью маленькой девочке. Якобы её неугомонный дух приходит сюда по ночам и бродит вокруг…
Мы побывали глубокой ночью в самой церкви – кроме голубей в ней никого нет. Хотя, может быть мы просто плохо смотрели?
Если отбросить сказки и легенды, то одно остаётся верным – урочище Еделево на протяжении многих лет остаётся популярным у “чёрных” кладоискателей. Несмотря на то, что и сама церковь, и земля вокруг неё перекопана по 100 раз, всё равно кому-то удаётся найти тут что-то новое. Особенность этих мест – монеты Российской империи, переделанные в пуговицы. Местные жители просверливали две дырочки в монетках и пришивали их на одежду – эдакая сельская мода.
Ходит и легенда про церковный клад – иконостас и золотые ризы от икон. Судя про вскрытым полам и фундаменту, много раз пытались проверить и легенду о таинственном подземном ходе, ведущим к речке из церкви.
В 2012 году Владыка Прокл изъявил желание организовать тут мужской монастырь и попытаться возродить церковь. Однако, с тех пор так ничего и не изменилось. Только жители окресных сёл и батюшки из других церквей приходят сюда иногда отстоять служебку.
Так село превратилось в урочище, и лишь старые кости, битый кирпич и известь в перепаханной земле напоминают о его существовании. Место на самом деле оказалось немного жутковатым. Особенно, когда идёшь ночью по чёрному полю, и луч фонаря внезапно выхватывает из кромешной темноты мрачную, тёмную, пустую церковь. Сразу Гоголь вспоминается 🙂
Да, мы тоже закопали свой клад в районе церкви и речки. Совсем скоро выйдет наш небольшой фильм, в котором мы расскажем, где его искать. Клад – ценный приз от ульяновского “Ростелекома” – уже ждёт своего счастливчика. Ехать и копать всё подряд прямо сейчас нет смысла. Коробочка пластиковая, а внутри бумажная инструкция – металлоискатель не возьмёт 🙂 Поэтому правильнее всего будет дождаться выхода фильма – а там уже кому повезёт и кто первый там окажется! 🙂
Если хотите первым увидеть фильм, то подписывайтесь на меня в соцсетях – именно там он и будет выложен в первую очередь:
Еделево, урочище. Церковь Петра и Павла.
Петропавловская церковь
Карта и ближайшие объекты
Статьи
К западу от Чирикеева находится одно из самых удивительных мест Майнского района — «урочище Еделево». В 1653 году здесь, на берегу речки с библейским названием Иерусалимка (зачем-то переименованной в Руссалимку), были пожалованы земли семи мордовским мурзам, принятым «на государеву службу».
Вскоре большая часть земель осталась за одним из них — князем А.П. Еделевым, основавшим здесь деревушку. Его сын И.А. Еделев построил в ней в 1729-1737 годах деревянную церковь во имя апостолов Петра и Павла, и деревня превратилась в село Петропавловское — «Еделево тож». Среди его владельцев позднее были многие дворянские фамилии: Теряевы, Ушаковы, Винтер, Гершау, Берви, Карч-Карчевские.
В 1895 году в селе вместо прежней деревянной церкви была выстроена новая каменная. Проектировал ее талантливый симбирский архитектор В.Л. Ивановский. Эта церковь, возможно, одна из лучших его работ.
В 1922 году, как пишет майнский краевед Владимир Воробьев, в селе было создано товарищество колхозников «Совершенство». Просуществовав несколько десятилетий, колхоз пришел в упадок, а село перешло в разряд «вымирающих» и исчезло.
Теперь безлюдную равнину оживляет лишь одинокий Петропавловский храм да остатки старинного парка, а с жителями бывшего Еделева можно встретиться только на сельском погосте.
Источник: сайт «Игнатовка.ру», статья «Путешествие по Майнскому району Ульяновской области (часть четвертая)»
Храм каменный, построен в 1895 г. на средства благотворителей. Престол в нем во имя свв. Апостолов Петра и Павла. В 1888 г. построен молитвенный деревянный дом с престолом во имя Святителя и Чудотворца Николая вместо сгорешого в том году храма. Церковной земли: 3 дес. усадебной и 46 десят. пахотной, из коих 33 дес. находятся при селе и 13 лес. при дер. Чирикеев. Капитал церкви 600 руб. Причт состоит из священника и двоих псаломщиков.
Из книги Н. Баженова «Статистическое описание соборов, монастырей, приходских и домовых церквей Симбирской епархии по данным 1900 года» (Приложение к Симбирским Епархиальным Ведомостям за 1903 год), Симбирск, Типо-литография А.Т. Токарева., 1903
Последний герой исчезнувшего села
Петропавловский храм в одиночестве стоит на распаханном поле.
Майнский район привлекает искателей приключений не только своими природными богатствами, коих в здешних лесах немало, но и загадочными местами, с которыми связаны легенды, уходящие корнями в далекое прошлое. Одной из таких по праву считается история об исчезнувшем селе Еделево (оно же «урочище Еделево»), на месте которого ныне располагается лишь церковь с престолом во имя святых апостолов Петра и Павла. Что случилось с некогда процветающим селением и как это связано с аномальной зоной, попыталась разобраться неравнодушная к истории родного края Александра Морозова.
Теперь подробнее об истории села. Его основателем был А.П. Еделев, один из мордовских мурз, принятых «на государеву службу», которым пожаловали земли на берегу речки Иерусалимки в 1653 году. В 1729-1737 годах здесь построили деревянную церковь во имя апостолов Петра и Павла, что повлекло за собой переименование села в Петропавловское. Через некоторое время в ней случился пожар, но уже в 1895 году в селе вместо прежней деревянной церкви была построена каменная. Проект принадлежал В.Л. Ивановскому, талантливому симбирскому архитектору.
«Церковной земли: 3 дес. усадебной и 46 десят. пахотной, из коих 33 дес. находятся при селе и 13 лес. при дер. Чирикеев. Капитал церкви 600 руб. Причт состоит из священника и двоих псаломщиков» (по материалам книги Н. Баженова «Статистическое описание соборов, монастырей, приходских и домовых церквей Симбирской епархии по данным 1900 года» (Приложение к Симбирским Епархиальным Ведомостям за 1903 год).
По данным майнского краеведа Владимира Воробьева: «В 1922 году в селе было создано товарищество колхозников «Совершенство». Просуществовав несколько десятилетий, колхоз пришел в упадок, а село перешло в разряд «вымирающих» и исчезло».
Причина упадка состояла в объединении села с соседним – Новые Маклауши. В результате фермерское хозяйство Еделева пришло в упадок, работать стало негде и многие семьи стали переезжать в другие места. Через некоторое время в Маклауши перевели школу, и началось массовое переселение. В 1973 году последний житель Еделева покинул его.
На данный момент на месте села располагается лишь Петропавловский храм, стоящий на вспаханном поле. Недалеко от него течет та самая Иерусалимка, переименованная в Руссалимку, заросшая огромными лопухами и крапивой. Если зайти в церковь, сразу возникает ощущение заброшенности. И дело тут не только в человеческих эмоциях. Сравнивая сохранность данной постройки с другими, невольно замечаешь сильное отличие. Оно заключается в том, что в Петропавловском храме не сохранилось ни одной фрески. Создается ощущение, что их просто стерли или закрасили. В связи с этим храм имеет вид раненого, лишившегося части собственного тела. Тем не менее снаружи он все также красив и величественен. К слову, его часто посещают «искатели сокровищ». На одном из форумов самарских кладоискателей отмечено, что на территории бывшего Еделева находили золото и серебро, а также предметы быта прошлого столетия.
В 2012 году Владыка Прокл принял решение об организации на этом месте мужской монашеской обители, но, судя по всему, планы еще не воплотили в реальность. Возможно, храм еще удастся «вернуть к жизни», загладив тем самым вину за надругательство в советское время.
Какие тайны хранит старый храм исчезнувшего села Еделево
Дорога в Еделево
Добраться до урочища не составит особого труда, если знаешь, куда идти или ехать. Многие, отправляясь в Еделево, сразу же едут не туда. Дело в том, что в Кузоватовском районе есть деревня с похожим названием. А некоторые плутают в нескольких километрах или даже метрах от урочища, так как оно со всех сторон скрыто буграми, и церковь – единственное, что осталось от села – видна не со всех сторон.
Петропавловская церковь архитектора Ивановского была красавицей. Жаль, что некому её восстановить. Фото: АиФ / Альберт Тукаев
Из Ульяновска до Еделево я добрался через Сурский район. От села Русские Шатрашаны до нужного мне места около пяти километров. До урочища также можно доехать и через Татарстан, сначала до Дрожжаного, а затем до Татарских Шатрашан. А можно выбрать и другой путь – доехать до села Новые Маклауши.
Но какой бы путь вы ни выбрали, от ближайших к Еделево населённых пунктов до сохранившейся церкви придётся добираться полевой дорогой, потому что она стоит в чистом поле.
Прошлое и настоящее
Назвать Еделево заброшенным селом трудно. Села уже давно нет, осталась лишь одиноко стоящая посреди поля Петропавловская церковь. О сгоревшем храме в селе Прислониха под Ульяновском рассказывает фильм Еделево было основано в 1653 году. Его основателем стал А.П.Еделев, один из мордовских мурз, принятых на «государеву службу», которым выделили земли на берегу речки Иерусалимки, позже переименованной в Русалимку. В 1737 году здесь построили деревянную церковь во имя апостолов Петра и Павла и село переименовали в Петропавловское. В 1888-м церковь сгорела, и уже в 1895-м на её месте возвели новый, каменный храм, который и сохранился до наших дней. Проект церкви принадлежал известному симбирскому архитектору Ивановскому.
В советский период церковь чуть было не разрушили, но чудом ей удалось уцелеть. В 1922 году в селе создали товарищество колхозников «Совершенство». Просуществовав несколько десятилетий, колхоз пришёл в упадок, и, как и многие сёла нашей страны, Еделево перешло в разряд вымирающих, а через некоторое время вовсе исчезло. Оно просуществовало до 1973 года, пока последний житель не покинул его. Причиной упадка послужило объединение села с соседним – Новыми Маклаушами. Работы в Еделево не стало, семьи стали покидать обжитые места. Окончательному исчезновению села послужил перевод местной школы в Маклауши.
Фрески будто специально стёрли. Фото: АиФ / Альберт Тукаев
В настоящее время только Петропавловская церковь и старое кладбище продолжают притягивать людей в эти места. Довольно странно, что в церкви не сохранилось ни одной фрески, возникает такое чувство, что кто-то очень старательно их стирал и закрашивал. Однако снаружи храм всё такой же красивый и величественный. Когда заходишь в церковь, возникает ощущение заброшенности. Единственные живые существа, постоянно находящиеся в церкви, – это голуби. Здесь их действительно много.
Сокровища и легенды
За долгое время существования эти земли обросли множеством легенд. Самой известной является та, что гласит о маленькой девочке, похороненной под церковью. Якобы её неугомонный дух приходит сюда по ночам и бродит вокруг, охраняя урочище. Ульяновец Николай Филимонов ведет летопись родного села Малое Станичное
Кстати, в эти места, помимо путешественников, часто наведываются кладоискатели. Известно, что на территории села находили золото, серебро, а также предметы быта. Но самой популярной находкой у «чёрных копателей» в Еделево являются монеты Российской империи, переделанные в пуговицы. Местные жители просверливали две дырочки в монетках и пришивали их на одежду – была мода такая.
Известны также легенды и про церковный клад – золотые ризы от икон и иконостас. По вскрытым полам видно, что проверяли легенду и о загадочном подземном ходе, ведущем к речке из церкви.
Новая жизнь
В 2012 году владыка Прокл (митрополит Симбирский и Новоспасский) пытался организовать здесь мужскую монашескую обитель. Но, судя по всему, его планам не удалось сбыться. Только иногда жители окрестных сёл и батюшки из других церквей приходят сюда отстоять службу.
Именно так некогда стоящее здесь село превратилось в урочище. И лишь заброшенные сады, пруд, расположенный возле церкви, старые кости, битый кирпич и, конечно же, церковь напоминают о прежней процветающей жизни.
Импровизированный иконостас в разрушенной церкви постоянно обновляется. Даже странно, что это происходит в вымершем селе. Фото: АиФ / Альберт Тукаев