храм георгия победоносца илори
Прошлое и настоящее храма Святого Георгия Победоносца в селе Илор
Храм Святого Георгия Победоносца в течение столетий имел особое значение в Абхазии. В сложных жизненных ситуациях люди обращались к этому святому месту. Здесь приносили очистительную присягу, чтобы снять с себя подозрения в постыдных поступках или преступлениях. Считалось, что молитвы, произнесенные в Илоре, всегда доходили до Бога.
О реликвиях, главных событиях истории храма Святого Георгия Победоносца в селе Илор и легендах, связанных с ним, читайте в материале Sputnik.
Исключение из правил
Илорский храм возведен на месте одного из семи главных абхазских святилищ Елыр-ныха. Название происходит от абхазского слова «аилыргара», что можно перевести как «правосудие». Как рассказал глава Абхазской православной церкви иерей Виссарион, во времена становления христианства в Абхазии духовенство разворачивало строительство храмов в местах, которые особо почитались местным населением.
В XI веке христианство на территории Абхазии уже твердо закрепилось, и в большинстве случаев духовные власти не особо считались с языческими представлениями населения. Храмы строились просто в удобных и подходящих местах.
«Однако, это положение не распространилось на Илор. Церковь была построена в священном, по языческим представлениям, но болотистом месте, окруженном густой растительностью. Дубовый лес в Илоре считался местом пребывания божества Елыр-ныха, в честь которого в древности совершались моления с жертвоприношениями», — рассказал отец Виссарион.
Русский ботаник Николай Альбов, путешествовавший по Абхазии в XIX веке, писал о том, что у населения Самурзакана и Абжуа самой важной считается присяга, данная перед образом Святого Георгия Илорского.
Король, олень и Святой Георгий
До сегодняшнего дня дошло немало народных легенд и преданий, связанных с Илорским храмом. Согласно одной из них, однажды местный князь в лесу во время охоты ранил оленя. Убегая, олень скрылся в густых зарослях. Охотник преследовал его, пока следы крови не привели к развалинам древнего святилища. Князь увидел раненого оленя, положившего голову на каменный престол с высеченным посередине крестом, и понял, что животное находится под покровительством самого Святого Георгия. Князь пощадил оленя и приказал воздвигнуть на том месте храм в честь Святого Георгия Победоносца.
Абхазия. Часть 1. Илор
Небольшое село Илор находится на побережье Чёрного моря, рядом с городом Очамчира. И знаменит Илор своей церковью Святого Георгия, построенной в далёком XI веке.
2.В Илоре расположено одно из семи святилищ Абхазии — Елыр-ныха. И именно здесь построен храм, в священном месте, окружённом густой растительностью. Дубовый лес в Илоре считался местом пребывания божества Елыр-ныха, в честь которого в древности совершались моления с жертвоприношениями. А название происходит от абхазского слова «аилыргара», что можно перевести как «правосудие». Ведь присяга, принесённая в этом месте, не может быть нарушена.
3. До сегодняшнего дня дошло немало народных легенд и преданий, связанных с Илорским храмом. По одной из них, этот удивительный храм был заложен римскими воинами под предводительством Георгия Победоносца в знак благодарности Богу за обретение пресной воды. Луч солнца указал им то место, где и был вырыт колодец, спасший их от мучительной смерти от жажды. По преданию Великомученик Георгий со своим отрядом принял здесь неравный бой, и ему пришлось остаться, так как многие, да и он сам, были ранены. Когда залечивали раны, у них закончились запасы питьевой воды, и тогда молитвами и воззванием к Богу они получили её в указанном месте. Удивительно, но на территории храма действительно находится святой источник с лечебными свойствами воды. Можно попить, а можно набрать водички с собой.
4. Согласно другой легенде, однажды местный князь в лесу во время охоты ранил оленя. Убегая, олень скрылся в густых зарослях. Охотник преследовал его, пока следы крови не привели к развалинам древнего святилища. Князь увидел раненого оленя, положившего голову на каменный престол с высеченным посередине крестом, и понял, что животное находится под покровительством самого Святого Георгия. Князь пощадил оленя и приказал воздвигнуть на том месте храм в честь Святого Георгия Победоносца.
5. Но больше всего мне понравилась вот эта история. На праздники Святого Георгия возле храма устраивались большие ярмарки. Накануне праздника двери церкви закрывали, и царь собственноручно опечатывал их царской печатью. В следующее утро после внимательного осмотра печати и замков двери открывались, и внутри уже находился бык. Люди верили, что его неведомым путём приводил сам Святой Георгий. Если бык защищается от ловивших его людей, в этом году будет война. Если он сильно запачкан грязью, год урожайный. Если он светло-розового одинакового окраса, сбор винограда будет хорош. Если шерсть рыжая, большая смертность. Всё тщательно фиксировалось, быка закалывали, а мясо раздавалось по маленькому кусочку.
6. Большую известность храм получил благодаря своим мироточащим и даже кровоточащим иконам. Их здесь много, даже удивительно. Не одна или две, что уже было бы редкостью.
И тем, что местный батюшка изгоняет из страждущих бесов. Сама не видела, но говорят зрелище не из приятных. В интернете можно найти кучу душещипательных историй. За помощью сюда едут люди со всего мира. А на меня храм произвёл очень хорошее впечатление. Место святое, светлое, намоленное, уходить не хотелось совершенно.
Храм георгия победоносца илори
Архитектура храма
Храм Святого Георгия Победоносца, возведенный в XI веке, находится в селе Илор (Елыр) в нескольких километрах от Очамчыры. Церковь окружена оградой из булыжника с воротами, вблизи храма находится небольшая колокольня. Илорская церковь относится к типу однозальных с внутренним алтарным полукружием. Зал храма перекрыт арочным каменным сводом, опирающимся на массивные выступающие пилястры. В зал ведут три входа – с севера, запада и юга, с этих же сторон к нему примыкают построенные в разное время приделы.
На внутренних стенах храма сохранились фрагменты средневековой росписи, элементы чеканного искусства. В кладку наружных стен вставлено несколько плит с резным изображением креста.
Внутренне убранство храма
Илорский храм всегда отличался богатством внутреннего убранства. В ризнице хранилась коллекция золотых и серебряных литургических сосудов, напрестольная массивная чаша из золота, пожертвованная Бедийскому храму царем Багратом III, серебряный складень с изображением святых воинов Дмитрия, Георгия и Феодора.
Особо почитались народом две кованные из серебра чудотворные иконы. Клятва перед ними считалась священной и нерушимой. В народе ходили предания о том, как за измену клятве, данной перед иконой великомученика Георгия Илорского, клятвопреступника постигало суровое наказание. Слава о чудесах от икон Святого Георгия облетела всю страну.
В настоящее время в храме среди икон находится и икона абхазского великомученика – святого Евстафия Апсильского. В 738 году, будучи правителем Апсилии, он был пленен арабским полководцем Сулейманом ибн-Исамом и мученически пострадал в городе Харане. Впоследствии у мощей Евстафия Апсильского происходили чудеса исцеления.
Илорское чудо
Церковь Святого Георгия была известна не только в Абхазии, но и далеко за ее пределами. Паломники и путешественники со всего света стремились попасть в Илорский храм. Многие из них оставили интересные заметки о жизни храма. Так, по свидетельству итальянских миссионеров Арканджело Ламберти и Кристофоро Кастелли, посетивших Илорский храм в первой половине XVII века, возле него устраивались большие ярмарки, на которые стекались жители разных районов Западного Кавказа. Миссионеры также описывали праздник, посвященный покровителю Илорской церкви святому Георгию. Праздники в Илорском храме всегда сопровождались чудом появлением жертвенного быка внутри запертой на ночь ограды храма.
Один из самых посещаемых храмов Абхазии
В XVII веке Илорский храм, как и многие другие храмы Абхазии, сильно пострадал. В середине XIX века последний владетель Абхазии князь Михаил Шервашидзе покрыл церковь железом, оштукатурил стены внутри и снаружи, сохранив надписи и рельефы фасада, восстановил древнюю ограду из булыжника. Вскоре во внутреннем дворе храма возвели деревянную школу, учрежденную Обществом восстановления православного христианства на Кавказе.
Обновленный храм постепенно начал возвращать былое величие, однако процесс этот был прерван революцией. В 20-е годы ХХ века храм закрыли, что, впрочем, не отразилось на его популярности среди паломников. Даже в эти годы здесь не прекращалось богослужение.
Илорский храм и поныне один из самых посещаемых действующих храмов Абхазии. Ежегодно в день Святого Георгия в нем совершается торжественная служба, на которую собираются многие жители Абхазии.
ИЛОРИ
[груз. ილორი; абх. Элыр], церковь во имя вмч. Георгия (1-я четв. XI в.) Сухумско-Абхазской епархии Грузинской Православной Церкви (ГПЦ). Храм находится в одноименном селе, расположенном на берегу Чёрного м., у впадения в него р. Галидзга в 3 км от г. Очамчире. Время основания И. установлено по одной из 5 лапидарных надписей, выполненной асомтаврули, в которой, вероятнее всего, упомянуты участвовавшие в строительстве церкви И. лица и настоятель церкви: «Святой Георгий Илорский, помилуй Галатоза [. ]. Святой Георгий, помилуй [. ] Георгия [. ]. Святой Георгий Илорский, помилуй Георгия Гургенисдзе. Святой Георгий, помилуй священника Георгия Кочолава. Святой Георгий, будь мне покровителем в тот великий день суда» ( Ахаладзе. 2005. С. 96-108; Силогава. 2008. С. 245-246). Традиционно И. датируют VI в. (ЦГИАГ. Ф. 489. Оп. 1. Д. 57603).
Особую заботу об И. проявлял одишский мтавар Леван II Дадиани (1611-1657): он обновил крышу храма, пожертвовал земли, крестьян, церковную утварь, при нем были отлиты зап. врата И., в 1640 г. из серебра выполнена копия иконы вмч. Георгия (Ibid. Р. 98-105). Мтавар Вамех III Дадиани в 1658 г. пожертвовал И. подсвечник (Ibid. Р. 108-109).
Ламберти описывает, что на большие ярмарки возле церкви съезжались жители со всех уголков Зап. Грузии. В 1962 г. в километре к югу от И. экспедиция Абхазского совета Грузинского об-ва охраны памятников культуры обнаружила участок древней, мощенной булыжником дороги, связывавшей прибрежные районы Абхазии и Мегрелии с предгорными зонами. И. находилась на пересечении торговых путей ( Пачулиа. 1968. С. 63-64).
Цари Имерети Александр V (1720-1752, с перерывами), Соломон I (1752-1784, с перерывами), Давид II (1784-1789), царь св. Соломон II (1789-1810) жертвовали И. крепостных и поместья ( Какабадзе. 1925. С. 160-173). В 1748 г. серебряная икона вмч. Георгия была отреставрирована царевичем Мамукой, братом Александра V, и его супругой Дареджан Дадиани. Вероятно, была отремонтирована церковь ( Кация. 1963. С. 26). И. был одним из богатейших храмов в Зап. Грузии, владел землями, лесами, пастбищами, крестьянами в Мегрелии, Абхазии, Имерети.
После упразднения в 1823 г. Цаишской епархии И. находилась в юрисдикции Чкондидской (до 1829), затем эти территории вошли сначала в Мингрельскую епархию в составе Грузинского Экзархата РПЦ (до 1851), затем в образованную Абхазскую (1851-1869), позже в Имеретинскую (1869-1885) и, наконец, в образованную Сухумскую (1885-1917) епархию.
В 30-60-х гг. И., расположенная на принадлежащем Мегрелии берегу р. Галидзга, стала предметом притязаний абх. владетельного кн. Михаила Шервашидзе. Между абх. племенами происходили частые столкновения, был сожжен дом князя и совершено нападение на И. (Очерки истории Абхазской АССР. 1960. С. 177).
В XIX в. богослужение в И. не прерывалось. В 1834-1839 гг. здесь служил свящ. Давид Жгенти. В 1844 г. командированный в И. игум. Феофан послал описание храма экзарху Грузии Евгению (Бажанову), в котором отметил, что «Илорская церковь каменная и крепкая, не требует ремонта, крыша черепичная, каменная стена неполая, часть разрушена от древности». По мнению А. Кация, в 40-х гг. XIX в. вместе с др. храмами была отремонтирована и И. ( Кация. 1963. С. 29). С. Пушкарёв в газ. «Кавказ» от 4 авг. 1854 г. писал о том, что «из древних православных храмов уцелело два: в Соук-су и Илорах. В них отправляется богослужение грузинскими священниками» Связанные с И. народные обычаи «чудотворного появления священного быка» продолжали сохраняться и в это время, о чем писал в записке от 11 дек. 1852 г. (№ 2133) начальник 1-го отделения Черноморской береговой линии вице-адмирал Л. М. Серебряков (АКавАК. 1885. Т. 10. С. 238).
После восстановления автокефалии Грузинской Православной Церкви (12 марта 1917) церковно-адм. деление Грузии на I Соборе ГПЦ (8-17 сент.) было изменено, и И. вошла в юрисдикцию новообразованной Сухумско-Абхазской епархии ГПЦ. В 20-х гг. XX в., несмотря на антирелигиозную политику Советского гос-ва, богослужения в И. не прекращались. Газ. «Советская Абхазия» 18 авг. 1928 г. писала, что «в селе Илори все еще продолжаются жертвоприношения; религиозные праздники отмечаются со всей присущей им торжественностью». В 30-х гг. была утрачена часть Илорской иконы вмч. Георгия (уцелевшая часть хранится в НЦРГ), храм был закрыт.
Во 2-й пол. 40-х гг. XX в. с И. были связаны груз. подвижники архим. Иоаким (Шенгелия), мон. Георгий (Булискерия), мон. Амвросий (Гвазава), архим. Константин (Кварая); в И. подвизалась мон. Мария (Добрынина) и др. Их жизнь и духовные подвиги описал архим. Рафаил (Карелин) в кн. «Тайна спасения: Беседы о духовной жизни». Об архим. Иоакиме, восстановителе и настоятеле И. в послевоенные годы, известно, что, будучи сам болен воспалением легких, он пошел в дальнее селение причащать больного; поднявшейся от дождей рекой смыло мост, монах был вынужден перейти ее вброд. Архим. Иоаким причастил больного и вернулся в И., но через неск. дней умер. Мон. Георгий, воспитанник прп. Алексия (Шушаниа), подвизался в выстроенной в горах келлии и непрестанно творил Иисусову молитву. Достигнув преклонных лет и не имея возможности часто спускаться в село, он по предложению архим. Иоакима обосновался в И. и принял подвиг старчества (позже в схиме Гавриил). Погребен в ограде И. недалеко от входа в храм. После архим. Иоакима настоятелем И. стал архим. Константин; в 80-х гг. XX в.- свящ. Цхалоба Чулухадзе.
В наст. время богослужение совершает абх. священнослужитель. В храме идут реставрационные работы.
Архитектура
Первоначальная церковь представляла собой однонефное, выстроенное из булыжника здание с 2-скатной крышей (11,5×7,5 кв. м, высота 10 м). Ее облик вслед. поздних переделок существенно изменился. С юга к храму был пристроен притвор, покрытый тесаным камнем; с севера и запада в разное время возвели 2 придела, что увеличило площадь церкви (22×14 кв. м). Фасад юж. притвора декорирован; остальные наружные поверхности стен церкви оштукатурены и выбелены известковым раствором.
В 1954 г. И. была расписана масляными красками, о чем была сделана соответствующая запись на стене юж. пристройки ( Кация. 1963. С. 53).
Илор Церковь Святого Георгия
Илорский храм Святого Георгия Победоносца расположен на востоке от города Очамчира в поселке Илор. Это один из древнейших храмов Абхазии, сооруженный еще в XI веке.
Илорский храм это очень красивая, однозальная церковь, алтарь в которой расположен небольшим полукругом, помещение перекрыто каменным арочным сводом, который опирается на массивные пилястры, выступающие из стен. В церковь ведут три входа, с северной, южной и западной сторон. Ко входам в разное время были пристроены приделы. Освещается храм при помощи пяти небольших окон. На стенах снаружи в нескольких местах вмонтированы выделяющиеся рельефные плиты с крестами. Возле храма находится источник с целительной водой.
Храм Святого Георгия Победоносца окружен оградой с воротами, выложенной из булыжника. Возле церкви, по свидетельствам источников, в средние века устраивали многолюдные ярмарки. Илорский храм издавна был популярен далеко за пределами страны и сюда стекались паломники со всех окрестностей. В церкви находилась чудотворная икона Святого Георгия, которая считалась целебной, а любое желание, произнесенное в церкви, непременно сбывалось.
Убранство церкви некогда было очень богатым, слава о золотых и серебряных литургических сосудах и чашах, хранящихся здесь, распространилась по всему Кавказу. В настоящее время в храме Святого Георгия Победоносца хранятся Мироточащие иконы и лишь небольшая часть былых сокровищ.
В 17 веке, во время турецкого ига, Илорский храм, вместе со многими другими, сильно пострадал, был частично разрушен и сожжен. В середине XI века при последнем владетельном князе Абхазии Михаиле церковь отреставрировали, перекрыли ее железом и оштукатурили. Однако ценные старинные надписи, рисунки и рельефы были сохранены в нетронутом виде. Во внутреннем дворе церкви в это время была сооружена приходская школа.
Одна из легенд рассказывает как один местный князь в лесу во время охоты ранил оленя. Убегая, животное скрылось в густых зарослях. Охотник преследовал его, и следы крови привели его к развалинам древнего святилища. Князь увидел раненого оленя, положившего голову на каменный престол с высеченным посередине крестом, и понял, что животное находится под покровительством самого Святого Георгия. Князь пощадил оленя и приказал воздвигнуть на этом месте храм в честь Святого Георгия Победоносца.
До сих пор Илорский храм наполнен сильнейшей энергетикой и является одним из самых популярных в округе мест. Здесь все еще проводятся службы, а в день святого Георгия Победоносца сюда съезжается множество паломников.
В программу входит: посещение Церкви Святого Георгия XI век, Мироточащие иконы, Святой источник, Дранский собор VI-VII век, Храм Ильи Пророка.
Время экскурсии с 14:00 до 18:00.
Дни проведения: вторник, четверг, суббота.
Стоимость экскурсии: Взрослые 700р, дети от 7 до 12 лет 600р.
При желании возможно совмещение экскурсии на термальный источник Кындыг + 200р.фильмы бесплатно