храм хотьково мощи родителей сергия радонежского

«Чти родителей – долголетен будешь на земле»

Беседа с игуменией Олимпиадой (Барановой), настоятельницей Покровского Хотькова монастыря

Покровский Хотьков ставропигиальный женский монастырь – одна из древнейших монашеских обителей на Руси. Жизнь обители с древних веков связана с именами преподобных Кирилла и Марии, родителей преподобного Сергия Радонежского. О почитании святых Кирилла и Марии, чудесах, творимых по их ходатайству у Господа, жизни обители сегодня, о том, чему мы можем поучиться у святых родителей преподобного Сергия, рассказывает настоятельница Хотькова монастыря игумения Олимпиада (Баранова).

– Родителей преподобного Сергия святых Кирилла и Марию глубоко почитали уже в XIV веке. Паломники строго исполняли завет Преподобного: прежде, чем идти к нему в Лавру, посещали Хотьково, где в Покровском соборе покоились мощи святой четы. Матушка Олимпиада, как вы думаете, за что народ чтил их?

– На Святой Руси люди знали, что родители преподобного Сергия имеют большое дерзновение у Престола Божия. Потому-то весь народ и шел сначала к раке мощей преподобных Кирилла и Марии – укрепиться в вере: люди видели знамения и чудеса, которые совершают родители Преподобного. А чтя их, этим чтили и преподобного Сергия. Потому что только от благословенной четы могут быть благородные дети.

Родители игумена земли Русской почитаются за их благочестие. За их любовь, за их труд, за их смирение, за их послушание Церкви. Они пережили и богатство, и бедность. И никогда никого не укоряли: ни Господа, ни людей. Во всем предавались Промыслу Божию.

И они всегда были очень близки к народу. За это и народ чтил их.

– Матушка, вы упомянули про чудеса. Расскажите о них подробнее, пожалуйста.

– В те далекие времена столько раз были вспышки холеры, чумы, других серьезных болезней! Родителям преподобного Сергия служили молебны об избавлении от мора еще до того, как они были официально прославлены Церковью. И святые Кирилл и Мария всегда отзывались на людское горе.

Однажды ко мне подошла женщина-хирург и сказала: «Я просила Бога, чтобы Он помог мне стать врачом. И мне явились угодники Кирилл и Мария и сказали: “Если хочешь быть врачом – никогда не бери с больных деньги. Они и так много страдают”»

Чудес много и в наши дни. Когда я лежала в больнице (это было несколько лет назад), ко мне подошла молодая женщина, хирург из реанимации, и говорит: «Матушка, я еще малоцерковный человек. Но я просила Бога, чтобы Он помог мне стать врачом. И мне явились угодники Кирилл и Мария и сказали: “Если хочешь быть врачом – никогда не бери с больных деньги. Они и так много страдают”».

Еще случай: однажды в магазине радиотехники случился сильный пожар. Владельцы этого магазина очень чтили преподобных Кирилла и Марию. Их икона висела у них в кабинете. Так вот, когда запылал огонь, они взяли икону и святую воду и пошли с ней по горящему зданию, осеняя его иконой и кропя водой. И огонь утих, пожар был потушен.

Было немало случаев исцеления детей. Если младенец болел, родители приносили его шапочку, клали на раку с мощами на какое-то время, а потом одевали на ребенка – и болезнь отступала.

Однажды в монастырь привезли бесноватую женщину. В ворота обители она зашла спокойно, но как только переступила порог храма, начала кричать и рычать. Ее всё никак не могли подвести к мощам преподобных. Наконец с помощью нескольких сестер ее буквально подволокли к раке. Она приложилась – и кончилось беснование. Женщина ушла уже здоровым человеком.

Мама с больным ребенком была у преподобного Сергия, а потом приехала к нам в храм. Мальчик зашел в храм в шапочке. Маме его напомнили, что мальчикам в церкви надо обнажать голову, а она в ответ: «У него уши очень болят. Почти что не слышит уже. В храме холодно, боюсь, как бы он еще сильнее не разболелся». Но все-таки сняла с ребенка шапочку. Они приложились к мощам преподобных и уехали. А через малое время сын как вскрикнет: «Мама! Мама! Я слышу! Хорошо слышу!» Об этом чуде мама мальчика написала нам в монастырь. Это не так давно было.

Милосердие родителей преподобного Сергия великое. Они помогают людям, которые имеют веру.

– А если вера слаба?

Тех, кто несет подвиг – терпение, молитву, любовь, кто хранит мир в семье, – преподобные никогда не оставляют

– Надо чаще испрашивать у преподобных молитвенной помощи. Помнить, что они, прежде всего, покровители семейной жизни. И что они родители угодника Божия – преподобного Сергия. Тех, кто несет подвиг – терпение, молитву, любовь, кто хранит мир в семье, – преподобные никогда не оставляют.

А к нам в обитель за помощью святой четы много людей притекает. Даже пешком приходят – из Лавры преподобного Сергия. Такой обет дала одна пара: муж и жена; он учился в семинарии. Не было у них детей. Они пешком пришли из Лавры к преподобным Кириллу и Марии, помолились тут. Через скорое время у них родился ребенок. И таких случаев много.

Преподобные Кирилл и Мария научают благочестивой семейной жизни. А тех, кто подвизается в обителях, – монашескому благочестию. Ведь они воспитали преподобного Сергия, а он – образец монашества.

– Чему еще мы можем у них поучиться?

– Чти родителей – долголетен будешь на земле. Если ребенок не чтит родителей, он не имеет счастья в жизни. Потому что если есть родительское благословение, есть и благословение Божие.

– Сегодня молодежь спешит как можно скорее вылететь из родительского гнезда, начать жить самостоятельно – как это принято на Западе. О родителях забывают. Чем опасен такой стиль жизни?

– Вот именно что западный! И он отводит детей от родителей. А цениться должно благочестие, а не деньги, не внешнее благополучие.

Всё зависит от того, как человек живет. Если человек по-доброму относится к родителям, то на нем будет благословение Божие. А если он живет в интернете, если ищет случайных денег или жизнь веселую, то, конечно, никакого благословения Божия не будет. Ведь нельзя забывать, что семья – это малая Церковь.

– Сегодня в России «официальными» покровителями семьи признаны святые Петр и Феврония…

– Мы немного в недоумении, почему Петра и Февронию так прославили, ведь у них не было детей. А у преподобных Кирилла и Марии – все дети святые. И одно из их чад – сам Игумен земли Русской. Разве наши преподобные так уж неизвестны? Они имеют очень большое дерзновение перед Богом. Многие приходят в обитель за благословением иметь детей. И получают просимое. И называют детей в честь наших преподобных.

– Вы сказали, что все дети святых Кирилла и Марии были прославлены. Расскажите о них, пожалуйста.

– Первый сын – Стефан, третий – Петр. Они хоть и были женаты, но тоже стали монахами: когда их супруги скончались, ушли в монастырь. Стефан был помощником преподобного Сергия, потом перешел в Богоявленский монастырь, стал духовником великого князя, другом и единомышленником митрополита Алексия.

– Матушка, расскажите немного о жизни вашей обители. Какие послушания несут здесь сестры?

– Наши сестры много трудятся. Сестер немало, но и монастырь немаленький. При монастыре есть приписной храм, где служится Божественная Литургия, идет постоянная молитва. Читается Неусыпаемая Псалтырь.

Хозяйство наше большое: коровы, лошади, пруды, пасека. И везде мы сами трудимся. Только водители – наемные.

Трудов много. Есть богадельня. Опекаем детей, которые живут в обители и учатся. Проводим занятия и для сестер.

Занимаемся благотворительностью. При возможности ходим в дом престарелых, в психиатрическую больницу. Помогаем нуждающимся и деньгами (на похороны, например, если по бедности не на что похоронить родственника), лекарствами, кому в этом есть нужда. Чем можем, тем и стараемся быть полезными народу. Утешаем и добрым словом. Иногда ведь людям только и нужно, чтобы кто-нибудь им доброе слово сказал. А люди сейчас очень удручены, скорбей у всех много.

Но самое главное: у нас каждый день совершается Литургия.

– Большинство монашествующих сегодня в России – это женщины…

– Не зря покойный патриарх Алексий II говорил: Россию спасали «белые платочки». Даже в войну. Своим милосердием, своим теплом, своими слезами, своим покаянием. Женщины имеют более мягкий характер, мягкое сердце.

– Матушка, а в какое время лучше приезжать в обитель, чтобы поклониться святым Кириллу и Марии?

– В 6 часов в монастыре начинается полунощница, читаем трехканонник. Потом служится Литургия. В 5 – вечернее богослужение.

Храм открыт с 6:00 до 20:00. Можно не только поклониться мощам, поставить свечку, но и прочесть акафист преподобным.

Паломников обычно очень много. Всех кормим, всех угощаем, всем книжки раздаем.

Святые могут у Бога всё вымолить, но для этого нужно смиренно прийти и попросить их. А еще постараться жизнь свою исправить, перестать грешить, перестать делать аборты, подавать бедным и убогим. Жертву нужно от себя принести Богу. А не так: я такой хороший, дайте мне что-нибудь получше: жену, машину…

А скорби, которые к нам приходят, – это такой толчок, напоминание, чтобы человек покаялся. Чтобы понял: всё от Бога.

– Что бы вы пожелали нашим читателям?

– Чтобы Господь послал нам дух любви и смиренномудрия. И в этом мы прославим Святую Троицу. А если мы будем прославлять Святую Троицу, то Дух Святый почиет на каждом человеке. И на всей нашей дорогой России.

Источник

Покровский Хотьков монастырь

храм хотьково мощи родителей сергия радонежского

храм хотьково мощи родителей сергия радонежского

храм хотьково мощи родителей сергия радонежского

храм хотьково мощи родителей сергия радонежского

Покровский Хотьков монастырь запись закреплена

храм хотьково мощи родителей сергия радонежского

Покровский Хотьков монастырь запись закреплена

храм хотьково мощи родителей сергия радонежского

храм хотьково мощи родителей сергия радонежского

Покровский Хотьков монастырь запись закреплена

ПРЕСТОЛЬНЫЙ ПРАЗДНИК КАЗАНСКОЙ ИКОНЕ БОЖИЕЙ МАТЕРИ В СЕЛЕ КАМЕНКИ

Сегодня, в день празднования Казанской иконе Божией Матери в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году, в приписном храме Покровского Хотькова монастыря в селе Каменки молитвенно почтили Пресвятую Богородицу.

По окончании Святого Причащения состоялся молебен с крестным ходом.

К празднику была покрашена колокольня и закончена большая часть ремонтных работ.

храм хотьково мощи родителей сергия радонежского

Покровский Хотьков монастырь запись закреплена

храм хотьково мощи родителей сергия радонежского

Покровский Хотьков монастырь запись закреплена

19 (31 по новому стилю) октября 1829 года родился святой праведный Иоанн Кронштадтский (Иоанн Ильич Сергиев), канонизированный Русской Православной Церковью на Поместном Соборе 7–10 июня 1990 года.
Показать полностью.

Протоиерей Андреевского собора в Кронштадте Иоанн Кронштадтский посвятил всю свою жизнь служению людям во имя Бога – и на церковном поприще, и на ниве благотворительности. В книге «Отец Иоанн Кронштадтский как пастырь-благотворитель» (1913) говорится, что он «…проявил особенную любовь к церковной проповеди, к частому совершению богослужения, к широкой и любвеобильной помощи бедным».

«Его проницательность и психологическая особенность укрепить веру и окрылить надежду в моменты недомоганий ставили на ноги и исцеляли часто таких больных, с которыми не могли сладить врачи, – рассказывается о нём в издании «О. Иоанн Ильич Сергиев Кронштадтский» (1908). – О. Иоанн о себе мало заботился; всё, что получал, он раздавал неимущим или жертвовал на добрыя дела». Духовная сущность пастыря проявлялась в его внешности: «Особенно поразительны были глаза его с взглядом, проникающим вглубь собеседника и свидетельствовавшим о чарующей внутренней силе, доверчивости и неизмеримой доброте».

Истоки этой доброты, сострадания к людям и силы веры можно найти в детстве Иоанна Сергиева. Он родился на далёком севере, в селе Сурском Пинежского уезда Архангельской губернии. Отец его был бедный причётник. Мальчик родился очень слабым и болезненным, и родители не надеялись, что он доживёт до следующего дня, и «окрестили его в ночь рождения, дав ему имя Иоанна», но после крестин здоровье мальчика стало улучшаться.

«Невесёлая обстановка окружала о. Иоанна в детстве. Приходилось видеть лишь сцены безвыходной нищеты, почти голода. Представления о другой, более привольной житейской обстановке он не мог иметь. Отсюда возникла любовь к ближним и сострадание к людскому горю и несчастиям», – продолжает издание.

Сам Иоанн так рассказывает о своем детстве, о приобщении к религии и Церкви: «С раннего детства, как только себя я помню… родители приучили меня к молитве и своим собственным примером делали из меня религиозно настроенного мальчика». Труднее было мальчику с обучением: «По шестому году, отец купил для меня букварь и мать стала преподавать мне азбуку, но туго давалась мне грамота и много скорбел я по поводу своей неразвитости и непонятливости. …Когда меня на десятом году повезли в архангельское приходское училище, я с трудом разбирал и то только по-печатному».

Будущий священник думал в первую очередь не о себе: «Я понимал уже тягостное положение своих родителей и потому темнота моя в учении явилась для меня особо тяжким бременем. О значении учения для моего будущаго я мало думал и скорбел только о том, что отец напрасно тратит свои последния крохи, а учителя тщетно стараются растолковать мне уроки».

Но через некоторое время с Иоанном произошло чудесное событие, изменившее его жизнь и судьбу – он «по-прежнему плохо читал и не понимал и не запоминал ничего из рассказанного учителем», но однажды вечером, рассказывал он, «такая тоска на меня напала; я упал на колени и горячо принялся молиться. Не знаю, долго ли я пробыл в таком положении, но вдруг точно потрясло меня всего. У меня точно завеса спала с глаз, как будто раскрылся ум в голове и мне ясно представился учитель того дня, его урок; я вспомнил даже о чём и что он говорил».

Утром, взяв книгу, он обнаружил, что гораздо легче читает, всё понимает и может пересказать, и в классе «сиделось уж не так, как раньше: всё понимал, всё оставалось в памяти». Иоанн стал успевать в науках чем дальше, тем лучше и к концу курса был переведён в семинарию одним из первых.

Многое испытавший в детстве, отец Иоанн всю жизнь сохранял особое отношение к детям. Его священнослужение в Кронштадте начиналось нелегко. «Встречают его первые дни и месяцы грубостями. Но у дорогого батюшки есть давно испытанное средство. Это – дети. Он не хотел действовать через детей, делая их средством. Нет, дети просто сблизили душу родителей грубую, но любящую по отношению к ним, детям, и душу пастыря, полнаго любви и к детям, и к родителям, о. Иоанн ласкает детей, и они доверчиво жмутся к батюшке, а за детьми потянулись и родители. В сущности эти дикари трущоб часто тоже дети, на ласки они рады откликнуться – только не сразу», – сказано в издании «Отец Иоанн Кронштадтский как пастырь-благотворитель».

Протоиерей Иоанн Попов в книге «Незабвенной памяти дорогого батюшки о. Иоанна Кронштадтского» (1908) приводит слова из дневника Иоанна Кронштадтского «Моя жизнь во Христе», обращённые к воспитанникам: «Вы дети мои, потому что я имею вас всегда в сердце своём и молюсь за вас. Вы дети мои, потому что вы духовныи чада мои. Вы дети мои, потому что я, действительно, как священник, отец, и вы называете меня батюшкою. Сказать искренно чужим детям: „дети“ можно только Духом Святым, Духом истины и любви».

Впечатления детства, когда сердце мальчика училось жалости и сочувствию к страданиям людей и проникалось искренней и глубочайшей верой, сформировали духовно-нравственный облик «молитвенника земли русской, всенародночтимого пастыря и праведника отца Иоанна Кронштадтского». «Эта чуткая, полная любовной отзывчивости душа сразу замечала, кому нужны поддержка и помощь; он, не смущаясь, шёл к больной душе, неся исцеление, хотя бы эта душа была ему незнакома», – читаем в брошюре «Отец Иоанн Кронштадтский как пастырь-благотворитель».

Источник

Усыпальница рода Сергиева в Хотьково

Мощи преподобных Кирилла и Марии Радонежских являются главной святыней Покровского женского монастыря в Хотьково. Почитание родителей преподобного Сергия, закончивших свою жизнь в этой обители, зародилось почти одновременно с почитанием самого Сергия Радонежского. Под резной деревянной сенью над ракой в Покровском соборе можно также увидеть интересную икону «Рода Сергиева». На этом образе помимо Сергия, Кирилла и Марии изображены еще пять его родственников. Эта святыня олицетворяет влияние семьи на путь великого русского святого.

Три фигуры на переднем плане иконы «Рода Сергиева» имеют нимбы над головами. Слева от изображения гроба Кирилла и Марии стоит их сын Сергий Радонежский, в центре в архиерейском облачении – их внук ростовский святитель Феодор, а справа старший сын – преподобный Стефан. Фигура третьего сына Петра находится справа и без нимба. На втором плане с левой стороны стоят две женщины: одна в желтом, а другая в красном платье. Это жены сыновей – Анна и Екатерина.

храм хотьково мощи родителей сергия радонежского

Не будет преувеличением сказать, что именно в Хотьково началась история знаменитой Троице-Сергиевой лавры. Из жития Сергия Радонежского, составленного монахом Епифанием в XV веке, нам известно, что отец преподобного был знатным боярином из Ростова. В силу обстоятельств Кирилл со своей женой Марией и тремя сыновьями: Стефаном, Петром и Варфоломеем – будущим Сергием – вынужден был переселиться из Ростова в село Радонеж. Когда дети выросли, супруги решили по старинному обычаю принять монашеский постриг, чтобы достойно подготовиться к смерти. Для этого Кирилл и Мария выбрали Покровский монастырь в Хотьково, который находился недалеко от их дома.

Хотьковский монастырь выделялся тем, что в нем могли вместе жить монахи и монахини. Такие монастыри существовали на Руси вплоть до царствования Ивана Грозного, когда согласно соборному определению инокам и инокиням было запрещено жить в одной обители. Таким образом, Кирилл и Мария, уйдя в монастырь, можно сказать, не расставались друг с другом и после кончины были погребены вместе. Старший сын благочестивых супругов Стефан, хотя и женился, также был склонен к монашеской жизни. Его жена Анна рано умерла, поэтому Стефан решил постричься в монастыре в Хотьково, куда прежде ушли его родители. Двух малолетних сыновей он, вероятно, отдал на воспитание в семью брата Петра.

храм хотьково мощи родителей сергия радонежского

Вскоре после кончины родителей к Стефану в Покровскую обитель пришел его младший брат Варфоломей, который также желал иночества. Он убедил Стефана уйти в лес в более уединенные и безлюдные места. Тогда в Хотьково, можно сказать, и зародилась мысль двух братьев-пустынников основать Троицкий монастырь. Варфоломей и Стефан покинули Покровскую обитель и, исследовав разные места, остановились в десяти верстах от Хотьково на холме Маковец, где срубили церковь в честь Святой Троицы. Стефан, будучи одним из основателей знаменитой в будущем обители, вскоре покинул младшего брата и уехал в другой монастырь. Сын Стефана Иоанн позже последовал примеру дедушки и бабушки, отца и дяди и также стал монахом. Он известен в церкви как святитель Феодор. Считается, что по просьбе своего дяди и учителя святого Сергия Радонежского он участвовал в создании Симонова монастыря в Москве, а, став епископом, переехал в родной для семьи Ростов.

храм хотьково мощи родителей сергия радонежского

Могила родителей преподобного Сергия стала объектом народного почитания с очень давних времен, хотя формально общецерковное признание Кирилла и Марии Радонежских святыми состоялось лишь в 1992 году. Их могила с XIV века находилась в Покровской церкви. Эта церковь не раз перестраивалась в течение веков. Дошедшее до нас каменное здание собора было построено в 1816 году. Могила преподобных находится сегодня внутри Покровского храма в трапезной части с правой стороны. О том, что народное почитание радонежской четы началось задолго до официальной канонизации, свидетельствует богато украшенная сень над их гробом, которую можно увидеть на дореволюционных фотографиях Покровского собора.

В период закрытия монастыря в XX веке останки были вынесены из церкви и погребены в земле недалеко от Покровского собора. С момента восстановления монастыря в 1992 году мощи родителей Сергия вернулись в храм, а на монастырском погосте установили памятную плиту, с указанием места, где они покоились в советские годы. Там же на погосте в 2010 году был установлен красивый резной каменный крест с барельефными изображениями Иисуса, ангелов, предстоящих святых, а также Кирилла и Марии Радонежских. Из надписи на этом кресте мы узнаем, что в Хотьковском монастыре помимо родителей преподобного были погребены и другие его родные: старший брат Петр, племянник Климент и две невестки Анна и Екатерина.

Паломники в старые времена имели негласный обычай перед посещением Троице-Сергиевой лавры и гроба радонежского праведника, обязательно зайти в Покровский монастырь в Хотьково, чтобы поклониться родителям преподобного. Такая последовательность паломнического пути была вполне логична для богомольцев, двигавшихся из Москвы, ведь Хотьково располагалось прямо на их пути в Сергиев Посад. Более того, сама планировка монастыря и сейчас представляет собой вытянутый прямоугольник. Все храмы и постройки группируются не вокруг какого-то главного собора, а по обеим сторонам своеобразной центральной «улицы» обители, которая в старину являлась одновременно отрезком длинного паломнического пути в Лавру.

Совсем другой маршрут был у паломников северо-востока страны, которые двигались, например, из Ярославской губернии. Им по пути был ближе сам Троицкий монастырь с мощами Сергия, а не Хотьково. Однако народное убеждение, что прежде нужно обязательно поклониться гробу родителей святого и испросить у них символического благословения, оказывалось сильнее логики маршрута. Эти богомольцы, достигнув Сергиева Посада, проходили мимо стен Лавры и делали лишние десять верст до Хотьково. Только после поклона преподобным Кириллу и Марии они возвращались обратно к Лавре.

храм хотьково мощи родителей сергия радонежского

Сегодня архитектурной доминантой монастыря является Никольский собор, построенный в 1904 году архитектором Александром Афанасьевичем Латковым. Более старый Покровский собор, где покоятся мощи родителей Сергия, после постройки второго храма оказался как бы в тени массивного здания из красного кирпича, напоминающего чем-то византийскую греческую архитектуру. Александр Латков до революции в течение двадцати лет был лаврским зодчим. Им были построены многие здания в Троицкой обители и ее скитах. Любопытная постройка Латкова сохранилась в Москве недалеко от метро Римская. Речь идет о часовне «Проща» Спасо-Андроникова монастыря, которая стоит, зажатая с двух сторон магазинами и кафе, на улице Сергия Радонежского. По преданию, часовня была поставлена на том месте, где святой Сергий попрощался со своим учеником Андроником, поручив ему возглавить Спасский монастырь на реке Яузе.

Источник

Праведные Кирилл и Мария, Сергия преподобного нам явившие

В год 700-летия преподобного Сергия Радонежского Русскому Православию и всему Русскому Миру приходится претерпевать непростые испытания – словно снова тьма земная ополчилась против нас.

Наши верные отвечают на вызовы духовными деяниями. 16 июля крестным ходом из подмосковного Покровского Хотькова ставропигиального монастыря на Благовещенское поле Сергиева Посада прошли десятки тысяч паломников; возглавил шествие Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Расстояние немалое – чуть ли не два десятка километров. В чем тут дело? Почему – Хотьково?

Русское Православие помнит и почитает не только своих святых, но и их родителей. Это очень естественно – понять, от какой яблоньки пришлось в нашем саду такое ценное, целительное яблочко, и уважительно преклониться. Всегда с отрадой узнаешь о семье, в которой рожден и воспитывался тот или иной подвижник. Приходишь ли к месту в Юрьеве-Польском, где стоял дом, в котором жила семья и где родился преподобный Никон Радонежский, второй игумен Свято-Троицкий, ученик преподобного Сергия, или замрешь на холме в Боровске, в кладбищенской часовенке над могилой Иоанна и Фотинии, родителей преподобного Пафнутия Боровского, или подумаешь в Курске о дворе, через который проносили больного Прохора Мошнина, ставшего потом Саровским чудотворцем Серафимом, да вспомнишь его родителей Исидора и Агафью.

С особым почитанием русский народ относится к родителям одного из столпов Русского Православия – преподобного Сергия Радонежского, привившего Руси удивительное учение о Святой Троице, вскормившего целую плеяду святых подвижников, наставившего преподобного иконописца Андрея Рублева на создание великой иконы «Святая Троица», благословившего на жертвенную и важную битву святого благоверного князя Димитрия Донского.

А в 2012 году отмечалось 675 лет преставления святой четы. По людским меркам – это срок огромный, а у вечности, понятно, времен нет.

Такому детищу… подобало иметь и родителей святых

Говоря о Кирилле и Марии, блаженный Епифаний, автор Сергиева жития, писал: «Господь, благоволивший воссиять в земле Русской великому светильнику, не попустил родиться ему от неправедных родителей, ибо такому детищу, которое, по устроению Божию, должно было впоследствии послужить духовной пользе и спасению многих, подобало иметь и родителей святых, дабы доброе произошло от доброго и лучшее приложилось к лучшему, дабы взаимно умножилась похвала и рожденного, и самих родивших во славу Божию. И праведность их была известна не одному Богу, но и людям. Строгие блюстители всех уставов церковных, они помогали и бедным; но особенно свято хранили они заповедь апостола: “Страннолюбия не забывайте: тем бо не ведяще нецыи странноприяша Ангелы” (Евр. 13: 2)».

Столетиями покоились Кирилл и Мария там, где почили, – на Радонежье, в Хотькове.

Справочники утверждают, что начало городку Хотькову положил Покровский Хотьков монастырь, основанный здесь в 1308 году. Считается, что название населенный пункт получил от фамилии помещика Хоткова, коему принадлежал. Кое-кто выводит топоним от древнеславянского имени Хот, или Хотьк. Расположено нынешнее Хотьково на реке Паже, в 60 км к северо-востоку от Москвы и в 11 км к юго-западу от Сергиева Посада, это железнодорожная станция на линии Москва–Ярославль.

Место это – воистину необыкновенное. Рядом – село Радонеж, где жили родители Сергия Радонежского, неподалеку – Троице-Сергиева Лавра. Отсюда пешком совсем недалеко и до Абрамцева, ставшего знаменитым уже в XIX веке, прославленного именами выдающихся живописцев и других деятелей русской культуры. Это ведь в Абрамцеве, среди здешних пейзажей, великий М. Нестеров написал знаменитую картину «Видение отроку Варфоломею» – о чуде, в результате которого потом из отрока вырос преподобный Сергий.

Живописно тут, отрадно, благодатно. Да и может ли быть неблагодатным место, рождающее национальных духовных окормителей?

Кто же были эти люди, Кирилл и Мария? Жития расскажут, что происходили они из знатных ростовских бояр и проживали неподалеку от Ростова Великого, в своем поместье. Кирилл, состоявший на службе у ростовского князя Константина II Борисовича, а потом у Константина III Васильевича, не раз сопровождал своих руководителей в Золотую Орду. Был вполне безбеден, однако не гнушался простыми сельскими трудами и заботами.

Рассказчики жития праведной Марии уподобляют ее святой Анне, матери пророка Самуила, поскольку вместе с супругом она дала обет: в случае рождения мальчика отдать его Церкви. И – родился второй сын. Это воистину космическое для Руси событие произошло 3 мая 1314 года. А на сороковой день, 11 июня, младенец был окрещен Варфоломеем в честь небесного соименника, апостола, почитающегося в этот день. (Год рождения теперь утвержден Церковью, историки же, в том числе старые церковные, называли также 1319 и 1322 годы.)

Иерей Михаил, нарекший младенца, указал родителям примеры из Библии, когда избранники Божии еще от чрева матери были предназначаемы на служение Богу, в частности, слова апостола Павла: «Бог воззвавый мя от чрева матере моея явити сына Своего во мне, да благовествую Его в языцех» (Гал. 1: 16) и другие. Батюшка предрек: «Радуйтесь и веселитесь, ибо будет ребенок сей сосуд избранный Бога, обитель и слуга Святой Троицы».

Мать сразу обратила внимание: когда ела мясо, грудник отказывался от материнского молока, а по средам и пятницам вовсе отказывался питаться. Подобное постническое обыкновение Варфоломей сохранил и вырастая, порой этим тревожа мать.

Разные нестроения, а в наибольшей мере, по слову преподобного Епифания, «великая рать, или нашествие Туралыково, в 1327 году», крайне неблагоприятно сказались на материальном состоянии Кирилла и почти довели до нищеты, что стало причиной переселения семейства из Ростовского княжества в Московское, в село Радонеж.

Из-за возраста Кирилла на московской княжьей службе заменил Стефан, уже состоявший в браке. Третий сын Кирилла и Марии, Петр, тоже уже обзавелся своей семьей. Варфоломей же, по достижении двадцатилетия, попросил у родителей благословения на иночество. Родители лишь попросили его дождаться их кончины.

Дух иночества нечувствительно сообщился от сына родителям

Как возвышенно и трепетно пишут православные источники, «дух иночества нечувствительно сообщился от сына родителям: при конце своей многоскорбной жизни Кирилл и Мария пожелали и сами, по благочестивому обычаю древности, воспринять на себя ангельский образ». То есть, преклоняясь возрастом, приняли сначала иноческий постриг, а потом и схиму – в Покровском Хотьковском монастыре, тогда имевшем два отделения – для старцев и стариц, находившемся в 3 верстах от Радонежа. Примечательно, что Стефан, тогда же похоронивший в Хотьковском монастыре жену Анну, передал двоих сыновей на поруки брату Петру и его супруге Екатерине и тоже принял монашеский постриг, стал ухаживать за своими немощными родителями. Впоследствии – избрал пустынножительство и удалился из монастыря.

Схимники-бояре вскоре отошли ко Господу, в 1337 году, перед блаженной кончиной благословив Варфоломея на иноческий подвиг. Дети погребли их в Покровской обители, которая с того времени стала последним приютом и усыпальницей Сергиева рода.

Уже будучи игуменом, преподобный Сергий нередко приходил к могилам родителей и, по преданию, завещал идущим к нему прежде помолиться о его родителях в Хотьково. Словно указывал на необходимую духовную связь. Так и повелось: перед тем, как отправляться в Троице-Сергиеву обитель, богомольцы приходили в Покровский Хотьков монастырь, чтобы потом «явиться благодатному сыну от дорогой ему могилы как бы с напутствием от самих праведных родителей».

Особенно проявилось заступничество Кирилла и Марии при моровой язве 1770–1771 годов, эпидемии холеры в 1848 и 1871 годах.

В XIX веке почитание преподобных Кирилла и Марии распространилось по всей России, хотя свидетельства о связанных с ними чудесах были и раньше. Летопись монастыря приводит свидетельства о том, как молитвенное обращение к преподобному Сергию и его родителям спасало людей от тяжких недугов. Особенно проявилось их заступничество при страшной моровой язве в 1770–1771 годах, эпидемии холеры в 1848 и 1871 годах. Тысячи людей стекались в Хотьково. У гробницы родителей Преподобного читалась неусыпно Псалтирь и молитва святым схимонаху Кириллу и схимонахине Марии. Они сыздавна местно почитались в монастыре: уже в XIV веке в лицевом житии преподобного Сергия его родители изображены с нимбами.

Фото07 – Рака с мощами прпп. Кирилла и Марии в Покровском соборе Хотькова монастыря в начале XX в.

Мощи схимонаха Кирилла и схимонахини Марии неизменно покоились в Покровском соборе, даже после его многочисленных перестроек.

Мощи были упокоены в склепе на территории монастыря, причем без каких-либо знаков или надписей на склепе.

Лишь в июле 1981 года было установлено празднование Собора Радонежских святых 6 (19) июля, на следующий день после праздника в честь обретения мощей преподобного Сергия Радонежского. Схимонах Кирилл и схимонахиня Мария тоже были прославлены в соборе Радонежских святых.

В 1989 году Покровский храм бывшего Хотькова монастыря был возвращен Церкви, и в том же году, в день празднования преподобного Сергия, сюда были перенесены мощи его праведных родителей.

Память преподобных Кирилла и Марии празднуется 28 сентября, 18 января (старого стиля), 6 июля (Собор Радонежских святых), а также в четверток Седмицы мытаря и фарисея, на следующий день после памяти обретения мощей преподобного Сергия, игумена Радонежского.

Молитва преподобным Кириллу и Марии,
родителям преподобного Сергия Радонежского

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *