храм христа спасителя баженов

История строительства и восстановления Храма Христа Спасителя в Москве

храм христа спасителя баженов

Кафедральный собор Московской епархии и всей Русской Православной Церкви — Храм Христа Спасителя в Москве был построен как храм‑памятник, посвященный Отечественной войне 1812 года.

Идея возведения храма в честь победы России над армией Наполеона принадлежала генералу армии Михаилу Кикину и была передана российскому императору Александру I.

В конце 1812 года Александр I издал манифест о создании храма в ознаменование «благодарности к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели».
24 (12 по старому стилю) октября 1817 года на Воробьевых горах состоялась торжественная закладка Храма Христа Спасителя, но проект не был осуществлен, так как возникли проблемы, связанные с непрочностью почвы, имеющей подземные ручьи. После смерти Александра I в 1825 году новый император Николай I приказал приостановить все работы, в 1826 году строительство было прекращено.

22 (10 по старому стилю) апреля 1832 года Император Николай I утвердил новый проект Храма, составленный архитектором Константином Тоном. Император лично избрал место для сооружения Храма Христа Спасителя — на берегу реки Москвы, неподалеку от Кремля, и в 1837 году учредил особую Комиссию по построению нового Храма. Алексеевский женский монастырь и церковь Всех святых, находившиеся на месте, где предполагалось построить Храм Христа Спасителя, были разобраны, монастырь переведен в Красное село (ныне Сокольники).

22 (10 по старому стилю) сентября 1839 года состоялась торжественная закладка нового храма.

В плане храм имел форму равноконечного креста. Основой его стиля был выбран византийский. Высота храма от основания до креста составляла 103,5 метра (высота креста — 8,5 метров). Стены, толщина которых достигала 3,2 метра, были выложены из кирпича и частично белого камня. Облицовка была выполнена из итальянского мрамора разных сортов. Четыре мощных столба‑пилона поддерживали центральный барабан. На уровне цокольного этажа здание опоясывал коридор — первый музей войны 1812 года, где на беломраморных досках были увековечены все сражения, отличившиеся части и их командиры, имена погибших и награжденных офицеров. На фасадах были размещены горельефы работы скульпторов Александра Логановского, Николая Рамазанова, Петра Клодта.
Интерьер храма освещали 60 окон. Над живописным оформлением храма в течение 23 лет трудилась большая группа художников, среди которых были известные живописцы Генрих Семирадский, Василий Суриков, Константин Маковский и др.

Храм строился почти 44 года. В 1841 году стены были выровнены с поверхностью цоколя; в 1846 году сведен свод большого купола; три года спустя завершены работы по внешней облицовке и начата установка металлических крыш и глав. Свод большого купола закончен в 1849 году. В 1862 году на крыше установили бронзовую балюстраду, отсутствовавшую в первоначальном проекте. К 1881 году были закончены работы по устройству набережной и площади перед храмом, а также установлены наружные фонари.

25 (13 по старому стилю) декабря 1880 года новому храму было присвоено наименование Кафедрального собора во имя Христа Спасителя, утвержден штат духовенства и причта.

7 июня (26 мая по старому стилю) 1883 года, в праздник Вознесения Господня, состоялось торжественное освящение храма, совпавшее с днем коронования императора Александра III. 24 (12 по старому стилю) июня того же года совершилось освящение придела во имя святителя Николая Чудотворца, а 20 (8 по старому стилю) июля был освящен и второй придел во имя святого князя Александра Невского. С этого времени в храме начались регулярные богослужения. С 1901 года в храме был учрежден собственный хор, считавшийся одним из лучших в Москве.
Весной 1912 года в сквере возле храма был установлен памятник императору Александру III, который был разрушен в 1918 году.

Источник

Верный Тон

Существует легенда, что создатель храма Христа Спасителя Константин Тон незадолго до смерти прибыл на носилках к дверям своего творения, но так и не смог самостоятельно войти туда. Так или иначе, точно известно, что до официального открытия храма он не дожил три дня. Храм на Волхонке был одной из первых его самостоятельных работ в России и стал делом всей жизни, но далеко не единственным.

Тоновский стиль сформировался на рубеже 30-х годов XIX века, одновременно с теорией официальной народности — «православие, самодержавие, народность», как емко пересказал ее суть тогдашний министр просвещения Серегей Уваров. И «русско-византийское» творчество Тона оказалось очень близко новой идеологии.

МОСЛЕНТА посвящает очередной материал из серии о великих архитекторах создателю главного храма России. В нем мы попытаемся выяснить, почему же Николай I доверил столь монументальный и идеологически важный проект не самому известному архитектору, а также напоминаем, что еще в Москве построил Тон.

Двадцатилетний пенсионер

Константин и двое его братьев (они тоже стали архитекторами) счастливо росли в родном Санкт-Петербурге во вполне благополучной семье обрусевшего немецкого ювелира. Как часто бывает, патриотическим настроем зодчий проникся в те годы, когда жил далеко от родины — в Италии. Тон попал туда в 1818 году как пенсионер Императорской академии художеств — это выпускник, которому выплачивается стипендия. Кстати, наставником его был сам Андрей Никифорович Воронихин.

Почти десять лет Тон ездил по Италии, особое внимание уделяя древним памятникам — Помпеи, Геркуланум, Неаполь, Пестум, Агридженто, Сегеста и Сиракузы — и разрабатывая проекты реставрации. Кстати, это были не просто упражнения: проект восстановления императорских дворцов на холме Палатино в Риме принес ему звание действительного члена Римской Археологической академии. А это звание обеспечило ему внимание Российского императорского двора.

Сразу после возвращения на родину 1828 году Тон по личному волеизъявлению Николая I был причислен к Кабинету Его Величества с содержанием в 3000 рублей в год. Его быстро полюбили за рациональность, эффективность и бережливость — вплоть до экономии, что тогда было редкостью.

Его фирменный стиль оформился во время работы над московской церковью Екатерины Великомученицы за Калинкиным мостом. Вот как описывает это современник Тона, художник и историк искусства, академик Федор Солнцев:

«Когда проектировалась постройка храма Екатерины Великомученицы, то государю представлено было до восьми проектов. Но все они не удостоились высочайшего одобрения. Государь говорил: „Что это все хотят строить в римском стиле; у нас, в Москве, есть много прекрасных зданий совершенно в русском вкусе“. Тон приехал по этому поводу к А. Н. Оленину (президенту Академии художеств и члену Государственного совета – ред._), который, указавши на мои и Ефимова рисунки, посоветовал сделать что-нибудь в этом роде. Тон составил проект русского храма XVII века. Государю этот проект понравился. Тон приобрел известность, и с тех пор начались в России постройки храмов и зданий в русском стиле».

А вскоре своим личным указом Николай поручил молодому мастеру строительство храма Христа Спасителя. Другие предложенные на конкурс проекты не рассматривались. Императору понравилась монументальность замысла и явный отсыл к традиции кремлевских крестово-купольных храмов, которая, в свою очередь уходила корнями во Владимиро-Суздальскую Русь.

Великодержавный самовар

Идея храма — памятника великой победе и одновременно пантеона жертвам 1812 года — возникла еще во время войны. И фигура Христа, объединяющая погибших на полях сражений православных, католиков и лютеран, была выбрана не случайно. Первый конкурс еще в 1815 году выиграл проект архитектора Карла Витберга, вскоре храм начали возводить на Воробьевых горах, но все средства — кстати, пожервованные народом — ушли на укрепление склона, который все равно оказался не пригоден для строительства.

Собирать средства второй раз не стали, Николай распорядился возводить собор за казенный счет, который, разумеется, периодически не хватало. Общая стоимость храма достигла почти 15 миллионов рублей, а для доставки к месту строительства блоков гранита и мрамора с Севера России даже соорудили Екатерининский канал, соединивший Волгу и Москву через Истру, Сестру и Дубну. Собор расписывали и оформляли лучшие мастера страны: художники Суриков, Крамской, Верещагин и другие, скульпторы Иванов, Ромазанов, Клодт и Логановский. Всеми работами лично руководил Тон, и никаких нареканий к нему никогда не возникало.

Оценить его у нас уже не получится: декоративное убранство храма навсегда утрачено после сноса. В воссозданном в 90-е виде он получил новые современные росписи внутреннего пространства (работой руководил Зураб Церетели) и бронзовые горельефы вместо мраморных на внешних стенах. Однако несколько сохранившихся подлинных мраморных горельефов Александра Логановского можно увидеть в Донском монастыре и сравнить с нынешними.

храм христа спасителя баженов

храм христа спасителя баженов

храм христа спасителя баженов

Храм Христа Спасителя. 1920 год.

Но вернемся в XIX век. Собор получился богатый, величественный, однако современники его не оценили. Колоссальные размеры не соответствовали окружающим зданиям, а стилистически он совершенно не сочетался с классической застройкой Волхонки и бульваров. Вот что писал в 1916 году знаток древнерусской культуры, известный публицист, религиозный и общественный деятель князь Евгений Трубецкой:

«Одним из самых крупных памятников дорогостоящего бессмыслия является храм Спасителя — это как бы огромный самовар, вокруг которого благодушно собралась патриархальная Москва».

Довольно точное, хотя и несколько презрительное сравнение с богато украшенным самоваром — это не художественный слог князя, а народное название храма. Но императору и, как следствие, церковному истеблишменту он понравился, так что Тон получил наследственное дворянство и почти официально стал личным архитектором Николая.

Как терем, но дворец

Второй монументальной постройкой Тона в Москве стал Большой Кремлевский дворец — он сохранился почти в первозданном виде. То, что он необходим, понимала еще Екатерина Великая, заказавшая проект Баженову, он он так и не был реализован. Ее внук Николай I поставил перед своим любимым архитектором задачу: увязать вместе разрозненные и разновременные строения Кремля – соборы, монастыри, дворцы, не разрушая их и, в идеале, сохраняя свободный доступ к ним и сделав сам дворец функциональным.

Споры о том, удались ли архитектору эти задачи, продолжаются. Тон пожервовал историческим обликом древнего Кремля, возведя огромный дворец, который сразу стал доминантой ансамбля и закрыл изящество соборов и башен. Теремной дворец оказался как бы встроенным в новое сооружение, как и Грановитая палата, и Золотая Царицына палата. Собор Спаса на Бору (сейчас он разрушен) вообще оказался во дворе нового дворца. Соборную площадь Тон сохранил, но перспективы при восприятии Благовещенского собора и царского крыльца Грановитой палаты уже не было.

Источник

Храм христа спасителя баженов

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Храм Христа Спасителя. Часть 1, историческая

На Руси военные победы традиционно отмечали закладкой церквей. В декабре 1812 года был обнародован манифест Александра I о создании в первопрестольном граде Москве церкви во имя Христа Спасителя. В архитектурном конкурсе победил проект художника Витберга, но хозяйственника из него не получилось. Строительство храма на Воробьёвых горах пришлось свернуть, а самого Витберга, обвинённого в казнокрадстве и халатности, в 1827 году выслали в Вятку.

храм христа спасителя баженов

История Храма Христа Спасителя началась 25 декабря 1812 года, когда император Александр I подписал манифест о создании в честь победы над армией Наполеона церкви во имя Спасителя Христа. 12 октября 1817 года состоялась торжественная закладка храма на Воробьевых горах. Однако вскоре от постройки на этом месте пришлось отказаться – почва здесь была непрочной из-за подземных ручьев. 10 апреля 1832 года император Николай I утвердил новый проект храма, составленный Константином Тоном. Николай I лично выбрал место для храма.

Алексеевский женский монастырь был переведен в Красное село около Сокольников. Все постройки монастыря сломали. По легенде, игуменья монастыря прокляла разрушителей и предрекла, что на этом месте ни одна постройка долго стоять не будет.

Строительство храма. 1852 год:

Освящение храма. 1883 год:

Храм Христа Спасителя. 1918-1931 гг.:

После революции начались смутные времена. Изъятие церковных ценностей из храма. 1922-1931 гг.:

1931 год. Демонтаж куполов перед взрывом храма:

храм христа спасителя баженов

Вместо храма собрались строить величайшее здание в истории человечества. Но, строительству Дворца Советов, начатому в 1937 году, не суждено было завершиться — началась Великая Отечественная война, и из подготовленных для монтажа металлических конструкций были изготовлены противотанковые ежи для обороны Москвы, а вскоре едва поднявшееся от уровня фундамента здание пришлось разобрать совсем.

По одной из легенд, котлован для фундамента Дворца Советов затопила вода и поэтому вместо Дворца Советов пришлось сделать бассейн. Плавательный бассейн «Москва» (архитектор Дмитрий Чечулин) открылся для посетителей в июле 1960 года.

По словам сотрудника бассейна, за все 33 года существования бассейна «Москва» санэпидемстанция ни разу не предъявляла претензии к качеству воды. Воду не только пропускали через песчаные фильтры, но и хлорировали. В бассейне постоянно работала собственная лаборатория, забор воды на пробу осуществлялся каждые три часа (и еженедельно пробы выбирала санэпидемстания). В первые десять лет в цикл водоподготовки были включены бактерицидные установки, облучающие воду ультрафиолетом (ртутно-кварцевые лампы ПРК-7 на 1,0 кВт). Исследования показали, что цикл водоподготовки можно осуществлять и без них, качество воды при этом не страдает.

Бассейн входил в систему гражданской обороны города: при ядерной атаке здесь бы функционировал помывочный (обеззараживающий) пункт.

Говорят, что изначально бассейн планировался как временная постройка. Строители видели пометку на чертежах, характеризующую объект как «временное сооружение со сроком эксплуатации 15 лет». Бассейн «Москва» был закрыт в 1994 году.

Бассейн снесли по экономическим причинам: после 1991 года стоимость энергоносителей взлетела в заоблачные высоты. Затраты на поддержку температурного режима в зимнее время были очень высоки. Цена на билеты была бы не реальной для подавляющего числа жителей Москвы. Кроме того, подошел срок капитального ремонта с заменой всего трубопроводного хозяйства.

По другой версии, пары воды бассейна негативно влияли на фундаменты близ находящихся зданий, и это было дополнительной причиной сноса бассейна.

Бассейн «Москва». 1969 год:

Снос бассейна. 1994 год:

Проект нового храма выполнен архитекторами М.М.Посохиным, А.М.Денисовым и другими. Строительство нового храма поддерживали многие общественные группы, но несмотря на это, оно было окружено спорами, протестами и обвинениями городских властей в коррупции. Автор проекта воссоздания Денисов отошёл от работы, уступив место Зурабу Церетели, который завершал строительство, отступив от первоначального проекта Денисова, утверждённого московскими властями. Под его руководством на белокаменных стенах появились не мраморные (оригиналы сохранились в Донском монастыре), а бронзовые композиции (горельефы), вызвавшие нарекания, ибо были явным отходом от оригинала. Роспись интерьеров храма была проведена рекомендованными Церетели художниками; культурная ценность этих росписей также спорна. Вместо первоначальной белокаменной облицовки здание получило мраморную, а золочёная кровля заменена на покрытие на основе нитрида титана. Стоит отметить, что эти изменения, внесенные в исторический проект, повлекли за собой смену цветовой гаммы фасада с теплой на более холодную. Крупные скульптурные медальоны на фасаде храма были выполнены из полимерного материала. Под храмом была размещена двухуровневая подземная парковка на 305 машиномест.

храм христа спасителя баженов

19 августа 2000 года состоялось великое освящение храма собором архиереев. В состав современного комплекса Храма Христа Спасителя входят: «Верхний храм» — собственно Храм Христа Спасителя. Имеет три престола — главный в честь Рождества Христова и два боковых на хорах — во имя Николая Чудотворца (южный) и святого князя Александра Невского (северный). «Нижний храм» — Преображенская церковь, сооруженная в память о находившемся на этом месте женском Алексеевском монастыре. Имеет три алтаря: главный — в честь Преображения Господня и два малых придела — в честь Алексия человека Божия и Тихвинской иконы Божией Матери. В стилобатной части размещаются музей Храма, зал Церковных Соборов, зал Высшего Церковного Совета, трапезные палаты, а также технические и служебные помещения.

Земля и здания комплекса Храма Христа Спасителя принадлежат городу Москве. 14 марта 2004 на заседании общественного наблюдательного Совета по восстановлению храма Христа Спасителя было объявлено о передаче храма в бессрочное безвозмездное пользование Русской Православной Церкви; был создан Совет попечителей храма Христа Спасителя. В церковно-административном отношении Храм имеет статус подворья Патриарха Московского и всея Руси.

храм христа спасителя баженов

храм христа спасителя баженов

храм христа спасителя баженов

храм христа спасителя баженов

храм христа спасителя баженов

храм христа спасителя баженов

храм христа спасителя баженов

храм христа спасителя баженов

храм христа спасителя баженов

храм христа спасителя баженов

Монумент в честь императора Александра II

храм христа спасителя баженов

храм христа спасителя баженов

храм христа спасителя баженов

храм христа спасителя баженов

храм христа спасителя баженов

храм христа спасителя баженов

храм христа спасителя баженов

храм христа спасителя баженов

Источник

Храм Христа Спасителя: снос и история возрождения. Справка

храм христа спасителя баженов

Главный храм Русской православной церкви ‑ храм Христа Спасителя ‑ был построен как памятник мужеству русского народа в борьбе с наполеоновским нашествием 1812 года. Торжественное освящение храма состоялось 26 мая 1883 года, в день праздника Вознесения Господня.

После Октябрьской революции 1917 года новой властью был взят курс на идейную борьбу с религией и церковью. После издания декрета советской власти «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» в 1920‑е гг. в России закрывались сотни храмов и монастырей. Cоветское руководство приняло решение о сносе храма Христа Спасителя и строительстве на его месте грандиозного здания Дворца Советов.

Первое предложение воздвигнуть «новый дворец рабочих и трудящихся крестьян» на месте «дворцов банкиров, помещиков и царей» внес Сергей Киров на I съезде советских депутатов в 1922 г. В 1924 г. после смерти Ленина (21 января) Леонид Красин предложил увековечить имя вождя в архитектурных памятниках на всем пространстве советской России. Эти предложения подхватил выпускник ВХУТЕМАС (Высшие художественно‑технические мастерские) Виктор Балихин, предложив соорудить грандиозное здание, которое должно было стать одновременно памятником Ленину, Коминтерну и СССР. Этот дворец должен был располагаться на высокой точке местности Москвы, чтобы его можно было бы увидеть издалека, – на месте храма Христа Спасителя.

В 1931 г. на заседании правительства по личному распоряжению Иосифа Сталина было решено снести храм Христа Спасителя для строительства на его месте «главного здания страны» – Дворца Советов.

В мае 1933 г. постановлением совета строительства Дворца Советов был принят проект архитектора Бориса Иофана, по которому храм должна была заменить гигантская башня, увенчанная огромной статуей Ленина, указывающего путь к светлому будущему. Дворец советов планировался как самое высокое здание не только в Москве, но и во всем мире – его высота должна была составить 415 м.

В 1932 г., в год 120‑летия Отечественной войны 1812–1814 гг., исполнялось 15 лет Октябрьской революции и 10 лет создания СССР. Советское руководство хотело отметить оба этих события началом сооружения грандиозного монумента.

В 1931 г. начала действовать комиссия по выявлению ценностей в храме Христа Спасителя, после месяца работы которой был составлен список памятников, подлежащих сохранению. Небольшие фрагменты настенных росписей, малая часть церковной утвари, несколько горельефов были признаны предметами, имеющими художественное значение, и переданы в музеи, все остальное погибло.

После первого взрыва храм устоял, поэтому были заложены новые заряды и прогремели новые взрывы. 5 декабря 1931 г. в 12 часов дня храм Христа Спасителя был уничтожен.

Мрамором из храма Христа Спасителя выложили станции метро «Кропоткинская» и «Охотный Ряд», скамейки украсили станцию «Новокузнецкая». Часть плит с именами героев Отечественной войны 1812 года раскрошили и посыпали дорожки в московских парках, а часть пошла на отделку городских зданий.

Но грандиозный дворец так и не был построен на святом месте. Для разборки обломков храма, оставшихся после взрыва, понадобилось около полутора лет, поэтому строительство дворца было начато в 1937 г. К 1939 г. была закончена кладка фундамента высотной части, главного входа и стороны, обращенной к Волхонке. На том все и остановилось – началась Великая Отечественная война.

В сентябре‑октябре 1941 г., когда фашисты рвались к Москве, из подготовленных для монтажа металлических конструкций были изготовлены противотанковые ежи для обороны столицы. После оккупации Донбасса в 1942 г. стальные конструкции дворца были демонтированы и использованы для сооружения мостов на железной дороге для снабжения северным углем центральных районов страны.

В 1960 г. дальнейшее проектирование Дворца Советов решено было прекратить. Многие годы после взрыва на месте величественного храма зияла чудовищная яма. В 1960 г. здесь был построен открытый бассейн «Москва».
Московский речевой обиход, обычно быстро откликающийся на всякого рода новшества в городской жизни, так оценил это событие: «Сперва был Храм, потом – хлам, а теперь – срам».

В конце 1980‑х гг. возникло общественное движение москвичей и всех россиян за воссоздание храма Христа Спасителя.

В 1989 г. было принято решение о восстановлении храма Христа Спасителя в точном соответствии с тем, каким он был построен в XIX веке. В 1990 г. с востока от бассейна был установлен закладной камень. В 1994 г. началась разборка бассейна «Москва», и уже через три месяца, 7 января 1995 г., был заложен первый камень в фундамент возрождаемого храма.

В декабре 2000 г. все работы по внешней и внутренней отделке были полностью завершены. Новый храм отличался от прежнего расширенным цокольным этажом, в котором разместились музей храма, зал Церковных Соборов, церковь Преображения, зал совещания Священного Синода, Трапезные палаты и различные технические службы. В возрожденном храме Христа Спасителя присутствовали и некоторые старые части – мраморные памятные доски из обходных коридоров и фрагменты главного иконостаса.

Воссозданный заново храм Христа Спасителя может вместить 10 тысяч молящихся. Общая площадь строения составила 34 135 квадратных метров. Высота сводов храма превысила 103 метра, высота иконостаса ‑ 27 м. Храм был расписан известными живописцами. Орнаментальная и сюжетная иконопись заняла свыше 22 тысяч квадратных метров.

31 декабря 1999 г. Святейший Патриарх Алексий II совершил малое освящение храма. 19 августа 2000 г., в День Преображения Господня, состоялось Великое освящение возрожденного храма Христа Спасителя.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *