храм христа спасителя проект тона
Проект К.А. Тона
19 февраля 1830 года министр императорского двора сообщил московскому генерал-губернатору: «Его Императорское Величество приказал, чтобы князь Голицын собрал всех архитекторов и спросил, согласны ли они строить храм на Воробьевых горах, если нет, тогда уже избрать места и составить конкурс из русских архитекторов и заграничных».(2) Все приглашенные к участию во втором конкурсе московские и петербургские архитекторы согласились с возможностью возвести храм на поверхности Воробьевых гор. Но при этом многие московские зодчие отказались от участия в составлении проекта храма на Воробьевых горах, предложив свои варианты размещения храма Христа Спасителя. Петербуржец Тон, человек исключительно чуткий к новым веяниям, примкнул к исканиям московских зодчих.
Работая над проектом храма, Тон представил Николаю I на выбор три варианта размещения храма Христа Спасителя: за Воспитательным домом, где церковь Никиты Мученика на Кресте над Москвой-рекой (вариант, родственный предложенному Бове), на Тверской улице на месте Страстного монастыря (сегодня Пушкинская площадь; разновидность варианта, предложенного Шестаковым) и у Большого Каменного моста недалеко от Кремля, между Москвой-рекой и Волхонкой, на месте Алексеевского женского монастыря. Император выбрал последнее.
Утвердив ныне проект сооружаемого храма и приступив к исполнению всегда священной для Нас воли почивающего Государя и Брата нашего, Нам приятно поручить вам возвестить любезно верным жителям первопрестольной столицы Нашей, что обет, произнесенный Им в незабвенный день спасения России, будет при помощи Божией совершен».(3)
Новый собор, как и храм Витберга, был обращен к Москве-реке и стоял на излучине высокого берега. На этом подобие места на Воробьевых горах и места около Кремля заканчивается. Различий гораздо больше. Сооруженный около Кремля храм вошел в исторически сложившуюся систему вертикалей московских храмов и панораму ее парадного, обращенного к Москве-реке ансамбля. Наряду с Кремлем и собором Василия Блаженного храм Христа Спасителя становился одной из доминант городского центра. К его мощному объему тяготеет окружающая застройка. Чтобы дать представление о размерах строящегося Храма Христа Спасителя, современник замечает: «Колокольня Ивана Великого в Москве служит для многих мерилом особенной высоты зданий. Она могла бы вполне поместиться во внутренность вновь воздвигаемого храма». Огромный храм высотой около 100 м был поставлен достаточно далеко от Кремля, чтобы не выглядеть его придатком и не утратить самостоятельности, но настолько близко, чтобы восприниматься с разных точек зрения в прямой связи с ним.
Принимая во внимание, что символика храма Христа Спасителя в целом была ориентирована на выявление связи с соборами Московского Кремля, большим достоинством окончательно выбранного места стал великолепный, открывающийся от храма Христа Спасителя вид на Кремль с соборами, башнями и колокольней Ивана Великого.
Наметившиеся в обществе того времени явные тенденции к поиску национальных форм в литературе, искусстве и общественной жизни пробудили интерес к древностям, к памятникам старины. В них увидели образцы для подражания. Храм Христа Спасителя стал первым церковным сооружением столь большой идейной значимости и грандиозного масштаба, где автор попытался суммировать национальные строительные традиции России, отличные от классицизма. Облик собора говорил о том, что русское зодчество было основано на византийской традиции, о том, как она была преобразована в течение эпохи средневековья владимирскими и московскими мастерами. В то же время он сохранил строгость и симметрию, рожденную «ученым» академическим классицизмом.
Нижний коридор (галерея) предназначался для описания сражений Отечественной войны 1812 (сражение такое-то, год, месяц и число, командующий войсками такой-то, участвовавшие войска и орудия, имена убитых и раненых в этом сражении офицеров и общее число выбывших из строя нижних чинов). Здесь кроется одно из принципиальных отличий от проекта Витберга, который предполагал увековечить память всех погибших воинов.
Основные особенности архитектурного облика храма определились уже в 1832 году. Однако в ходе длительного строительства процесс проектирования не прекращался вплоть до его завершения. В проект непрерывно вносились изменения, которые сводятся, по большей степени, к увеличению сходства с наиболее известными московскими историческими памятниками. Первым в 1840-е годы появляется опоясывающий фасады на уровне окон аркатурный пояс (арочки, опирающиеся на колонны). Аркатурный пояс воспроизводил характерную, легко узнаваемую особенность фасадов Успенского собора Московского Кремля, который, в свою очередь, позаимствовал этот элемент в храмах древнего Владимира. В то же время главам боковых колоколенок придается ребристая форма, отчасти напоминающая главы малых столпов собора Василия Блаженного.
В 1851 году Тон вносит в проект еще ряд принципиальных изменений: окна барабана главного купола окружаются аркадой (аналогичной той, что на фасадах), а главному куполу придается такая же ребристая форма, что и малым куполам (ранее на главном куполе предполагалось исполнить звезды). Особенно важным дополнением стало украшение раковинами кокошников центральной главы. Этот элемент в соединении с другими уподоблял храм Христа Спасителя группе главных храмов Соборной площади Кремля, символически уравнивая новый собор с историческими предшественниками, подчеркивая его важность как национального памятника, связь новой истории России с древней, укорененность ее в прошлое и верность традициям. Таким образом, в храме Христа Спасителя все символично и направлено на выражение идеи народности, все подчинено тому, чтобы сделать памятник Отечественной войны 1812 года памятником русской национальной истории и главным храмом России.
Основным содержательным и композиционным элементом интерьера храма становится подкупольное пространство, главенство которого было выражено не только центральным положением, но и высотой, которая больше чем в два раза превосходила высоту примыкающих к подкупольному пространству ветвей креста. Нижняя, восьмигранная в плане подкупольная часть (восьмигранная форма возникла благодаря срезанным углам четырех гиганстких столбов, в основании которых были устроены ниши) с помощью парусов естественно «перетекала» в круглые формы барабана и купола. В процессе работы оформление интерьеров храма Христа Спасителя претерпело еще большие изменения, чем оформление фасадов. Переработка их проектов идет в том же направлении, что и переработка внешнего облика здания: с усилением черт национальной художественной традиции. Первоначально проектом предусматривалась только скульптурная отделка, выполненная в стиле классицизма. В процессе переработки стены храма внутри украсили сюжетные и орнаментальные росписи.
Проект К.А. Тона возрождает древнюю, средневековую отечественную художественную традицию. Тон стал родоначальником новой эпохи в русском искусстве, автором первого программного сооружения нового направления. По влиянию, оказанному на ход развития отечественной архитектуры, с Тоном не может соперничать ни один из его современников. После создания храма Христа Спасителя по всей России получает распространение строительство церквей в русском стиле.
Краткая биографическая справка:
За границей Тон пробыл почти десять лет. Жил он, как и другие академические пенсионеры, преимущественно в Италии, занимаясь там изучением памятников искусства античности и Возрождения. Исследования античных развалин, предпринятые Тоном, позволили ему разработать проекты реставрации святилища Фортуны в Пренесте и комплекса императорских дворцов на Палатине в Риме. Создание подобных «реставраций» считалось обязательным разделом программы занятий академических пенсионеров в Италии: оно должно было способствовать лучшему усвоению законов классической композиции, которые молодым архитекторам предстояло затем использовать в проектной практике. В декабре 1828 года Константин Тон возвратился в Петербург, где вскоре начал работу над проектом храма Христа Спасителя.
Верный Тон
Существует легенда, что создатель храма Христа Спасителя Константин Тон незадолго до смерти прибыл на носилках к дверям своего творения, но так и не смог самостоятельно войти туда. Так или иначе, точно известно, что до официального открытия храма он не дожил три дня. Храм на Волхонке был одной из первых его самостоятельных работ в России и стал делом всей жизни, но далеко не единственным.
Тоновский стиль сформировался на рубеже 30-х годов XIX века, одновременно с теорией официальной народности — «православие, самодержавие, народность», как емко пересказал ее суть тогдашний министр просвещения Серегей Уваров. И «русско-византийское» творчество Тона оказалось очень близко новой идеологии.
МОСЛЕНТА посвящает очередной материал из серии о великих архитекторах создателю главного храма России. В нем мы попытаемся выяснить, почему же Николай I доверил столь монументальный и идеологически важный проект не самому известному архитектору, а также напоминаем, что еще в Москве построил Тон.
Двадцатилетний пенсионер
Константин и двое его братьев (они тоже стали архитекторами) счастливо росли в родном Санкт-Петербурге во вполне благополучной семье обрусевшего немецкого ювелира. Как часто бывает, патриотическим настроем зодчий проникся в те годы, когда жил далеко от родины — в Италии. Тон попал туда в 1818 году как пенсионер Императорской академии художеств — это выпускник, которому выплачивается стипендия. Кстати, наставником его был сам Андрей Никифорович Воронихин.
Почти десять лет Тон ездил по Италии, особое внимание уделяя древним памятникам — Помпеи, Геркуланум, Неаполь, Пестум, Агридженто, Сегеста и Сиракузы — и разрабатывая проекты реставрации. Кстати, это были не просто упражнения: проект восстановления императорских дворцов на холме Палатино в Риме принес ему звание действительного члена Римской Археологической академии. А это звание обеспечило ему внимание Российского императорского двора.
Сразу после возвращения на родину 1828 году Тон по личному волеизъявлению Николая I был причислен к Кабинету Его Величества с содержанием в 3000 рублей в год. Его быстро полюбили за рациональность, эффективность и бережливость — вплоть до экономии, что тогда было редкостью.
Его фирменный стиль оформился во время работы над московской церковью Екатерины Великомученицы за Калинкиным мостом. Вот как описывает это современник Тона, художник и историк искусства, академик Федор Солнцев:
«Когда проектировалась постройка храма Екатерины Великомученицы, то государю представлено было до восьми проектов. Но все они не удостоились высочайшего одобрения. Государь говорил: „Что это все хотят строить в римском стиле; у нас, в Москве, есть много прекрасных зданий совершенно в русском вкусе“. Тон приехал по этому поводу к А. Н. Оленину (президенту Академии художеств и члену Государственного совета – ред._), который, указавши на мои и Ефимова рисунки, посоветовал сделать что-нибудь в этом роде. Тон составил проект русского храма XVII века. Государю этот проект понравился. Тон приобрел известность, и с тех пор начались в России постройки храмов и зданий в русском стиле».
А вскоре своим личным указом Николай поручил молодому мастеру строительство храма Христа Спасителя. Другие предложенные на конкурс проекты не рассматривались. Императору понравилась монументальность замысла и явный отсыл к традиции кремлевских крестово-купольных храмов, которая, в свою очередь уходила корнями во Владимиро-Суздальскую Русь.
Великодержавный самовар
Идея храма — памятника великой победе и одновременно пантеона жертвам 1812 года — возникла еще во время войны. И фигура Христа, объединяющая погибших на полях сражений православных, католиков и лютеран, была выбрана не случайно. Первый конкурс еще в 1815 году выиграл проект архитектора Карла Витберга, вскоре храм начали возводить на Воробьевых горах, но все средства — кстати, пожервованные народом — ушли на укрепление склона, который все равно оказался не пригоден для строительства.
Собирать средства второй раз не стали, Николай распорядился возводить собор за казенный счет, который, разумеется, периодически не хватало. Общая стоимость храма достигла почти 15 миллионов рублей, а для доставки к месту строительства блоков гранита и мрамора с Севера России даже соорудили Екатерининский канал, соединивший Волгу и Москву через Истру, Сестру и Дубну. Собор расписывали и оформляли лучшие мастера страны: художники Суриков, Крамской, Верещагин и другие, скульпторы Иванов, Ромазанов, Клодт и Логановский. Всеми работами лично руководил Тон, и никаких нареканий к нему никогда не возникало.
Оценить его у нас уже не получится: декоративное убранство храма навсегда утрачено после сноса. В воссозданном в 90-е виде он получил новые современные росписи внутреннего пространства (работой руководил Зураб Церетели) и бронзовые горельефы вместо мраморных на внешних стенах. Однако несколько сохранившихся подлинных мраморных горельефов Александра Логановского можно увидеть в Донском монастыре и сравнить с нынешними.
Храм Христа Спасителя. 1920 год.
Но вернемся в XIX век. Собор получился богатый, величественный, однако современники его не оценили. Колоссальные размеры не соответствовали окружающим зданиям, а стилистически он совершенно не сочетался с классической застройкой Волхонки и бульваров. Вот что писал в 1916 году знаток древнерусской культуры, известный публицист, религиозный и общественный деятель князь Евгений Трубецкой:
«Одним из самых крупных памятников дорогостоящего бессмыслия является храм Спасителя — это как бы огромный самовар, вокруг которого благодушно собралась патриархальная Москва».
Довольно точное, хотя и несколько презрительное сравнение с богато украшенным самоваром — это не художественный слог князя, а народное название храма. Но императору и, как следствие, церковному истеблишменту он понравился, так что Тон получил наследственное дворянство и почти официально стал личным архитектором Николая.
Как терем, но дворец
Второй монументальной постройкой Тона в Москве стал Большой Кремлевский дворец — он сохранился почти в первозданном виде. То, что он необходим, понимала еще Екатерина Великая, заказавшая проект Баженову, он он так и не был реализован. Ее внук Николай I поставил перед своим любимым архитектором задачу: увязать вместе разрозненные и разновременные строения Кремля – соборы, монастыри, дворцы, не разрушая их и, в идеале, сохраняя свободный доступ к ним и сделав сам дворец функциональным.
Споры о том, удались ли архитектору эти задачи, продолжаются. Тон пожервовал историческим обликом древнего Кремля, возведя огромный дворец, который сразу стал доминантой ансамбля и закрыл изящество соборов и башен. Теремной дворец оказался как бы встроенным в новое сооружение, как и Грановитая палата, и Золотая Царицына палата. Собор Спаса на Бору (сейчас он разрушен) вообще оказался во дворе нового дворца. Соборную площадь Тон сохранил, но перспективы при восприятии Благовещенского собора и царского крыльца Грановитой палаты уже не было.
Второй конкурс на создание Храма Христа Спасителя
19 февраля 1830 года министр императорского двора сообщил московскому генерал-губернатору: «Его Императорское Величество приказал, чтобы князь Голицын собрал всех архитекторов и спросил, согласны ли они строить храм на Воробьевых горах, если нет, тогда уже избрать места и составить конкурс из русских архитекторов и заграничных».(2) Все приглашенные к участию в конкурсе московские и петербургские архитекторы согласились с возможностью возвести храм на поверхности Воробьевых гор.
Кроме приглашенных, во втором конкурсе по собственной инициативе приняли участие еще несколько профессиональных архитекторов, а также любители.
Вот некоторые из проектов второго конкурса на создание храма Христа Спасителя.
I. Проекты, рассчитанные на строительство храма на верхней площадке Воробьевых гор.
II. Проекты, ориентированные на исторический центр Москвы, в том числе на Кремль и Китай-город.
Ф.М. Шестаков предложил соорудить храм на спроектированной им новой грандиозной площади между Тверской заставой и Бутырским валом. План храма, овальная форма площади и расходящиеся со стороны каждого закругления овала трехлучия вновь прокладываемых улиц свидетельствует об ориентации архитектора на опыт ренессансного и барочного Рима.
О.И. Бове предлагает соорудить храм на Швивой горке. Он как бы повторяет в новой ситуации местоположение храма Витберга на вершине горы, предполагая одновременно сделать новый ансамбль неотъемлемой частью обращенной к Москве-реке панорамы с Кремлем и Китай-городом. В то время стена Китай-города проходила фактически у подножия Швивой горки, поэтому выбор такого места казался тогда более «историческим», чем сегодня.
Источники:
1). Полн. собрание законов. Второе. Т. II, № 1509. Цит. по: Снегирев В.Л. Указ. соч. С. 65.
4). ЦГИА, ф. 472, оп. 12, 1828г., д. 399, лл. 33 об., 34.
Храм, бассейн, снова храм: как менялся главный кафедральный собор России
Первого архитектора Храма Христа Спасителя Карла Витберга обвинили в многомиллионной растрате и отправили в ссылку. Второму — Константину Тону — повезло больше, и его проект был реализован. Но простоял собор всего 48 лет.
При Сталине московский Храм Христа Спасителя снесли для возведения на его месте более масштабного здания. В дальнейшем памятное место на Волхонке ещё не раз меняло свой облик.
Проект первого московского Храма Христа Спасителя
Первым мысль о закладке обетного храма, должного символизировать победу в войне 1812 года, озвучил генерал Кикин, бывший сподвижником Александра I. Императору идея пришлась по душе, поэтому в декабре 1812 года выпустили манифест о строительстве храма во имя Христа Спасителя в Москве. Желая получить лучшие результаты, государь объявил международный конкурс. В нём поучаствовали 38 архитекторов со всего света. Но государь выбрал проект Карла Витберга — не архитектора, а художника.
Местом для строительства Храма Христа Спасителя стали Воробьёвы горы. План храма Карла Витберга был амбициозен и вычурен. «Архитектор» предложил построить храм в виде огромного прямоугольника. Украшать храм должна была колоннада из шестисот французских трофейных пушек. На постройку храма из казны выделили немыслимые деньги — 16 миллионов рублей! К тому же, на возведение шли и собранные пожертвования. Но все эти деньги едва не канули в Лету.
Поскольку Карл Витберг не был обученным архитектором и тонкостей строительства не знал, ситуация быстро вышла контроля. За семь лет рабочие не закончили даже подготовительные работы, большинство стройматериалов было похищено. В общем, завершить строительство Храма Христа Спасителя Витбергу не удалось. За обнаруженные растраты Карла Витберга выслали в Сибирь. К проекту Храма Христа Спасителя приступил другой архитектор — Константин Тон.
Постройка Храма Христа Спасителя по плану Тона
Константин Тон ни в каком конкурсе на лучший архитектурный проект храма участия не принимал. Главным архитектором его назначил сам Николай I. Храм решили построить на Чертолье (нынешняя улица Волхонка), и в 1837 году приступили к строительству. Правда, для этого снесли Алексеевский женский монастырь. На постройку Храма Христа Спасителя потратили почти 45 лет и более 15 миллионов рублей. Но эти затраты стоили того. Храм, законченный в 1883 году, вышел уникальным и удивительным.
Коридоры храма облицевали мраморными плитами, на которых были надписи о сражениях, отличившихся воинах и пострадавших в войне 1812 года. Пол главного зала собора украшала мозаика, а наружные стены — горельефы на историческую и религиозную тематики. Но при всей своей красоте главный храм России не нашёл отклика в душах многих людей. И если бы о критике узнал Тон — архитектор, построивший Храм Христа Спасителя, то он точно был бы очень огорчён таким отношением к своему главному детищу.
Дворец Советов — неосуществлённый грандиозный проект
После 1917 года в Храме Христа Спасителя проходили молебны, проводимые обновленцами. И это несмотря на рьяную борьбу с религией в СССР! Однако в 1931 главный кафедральный собор России решили снести. На его месте предполагалось построить Дворец Советов СССР. Некоторое время собор разбирали вручную, но такая работа была долгой и неэффективной. В итоге уничтожение Храма Христа Спасителя произошло посредством взрыва.
В начале декабря 1931 года под фундамент и в стены здания заложили несколько взрывных устройств. После первого взрыва Храм Христа Спасителя устоял, но после второго рухнул окончательно. На его месте теперь красовалась груда обломков, на расчистку которой ушло полтора года. Оставшуюся облицовку, снятую ещё до подрыва здания, использовали для отделки нескольких станций метро и здания Совета труда и обороны. В 1935 вместо храма вырыли огромный котлован. А спустя четыре года строители завершили укладку фундамента.
С началом Великой Отечественной строительство Дворца Советов в Москве приостановили, а железные конструкции использовали для изготовления заградительных сооружений. В конце концов партия отказалась от возведения монументального Дворца Советов. А в 1960 на месте бывшего Храма Христа Спасителя возвели бассейн «Москва».
на месте Храма Христа Спасителя
Никита Хрущёв, озабоченный внешним обликом столицы, не хотел, чтобы в её центре находился котлован, быстро превратившийся в болото. Поэтому в 1958 году он поручил построить на его месте бассейн. Автором проекта бассейна «Москва» был архитектор Дмитрий Чечулин, сумевший в кратчайшие сроки реализовать свой амбициозный проект.
Всего за два года вместо безобразной огромной ямы на Волхонке построили уникальный круглогодичный и круглый бассейн «Москва». В СССР в то время было два открытых бассейна такого плана, но они были небольшими. А размеры «Москвы» были поистине исполинскими. Посудите сами — диаметр бассейна равнялся 130 метрам, а вмещал он в себя 25 кубических метров воды. За первые десять лет работы в открытом бассейне «Москва» побывало около 24 миллионов граждан СССР и гостей Москвы. Побывали в нём даже и Эрнесто Че Гевара, и Модибо Кейта — президент Мали. Они, как и простые обыватели, остались в восторге. И было от чего.
В центре самого большого бассейна в Москве (и во всём СССР, кстати) построили десятиметровую вышку. Ныряли с неё в специальном секторе для спортивного плавания, который был разделён на дорожки. На всей остальной территории «Москвы» дорожек не было, и пловцы могли перемещаться как им вздумается. По периметру бассейна были расположены душевые, гардероб, буфет и пункты проката плавательного оборудования. Там же располагались детские бассейны малой глубины и банный комплекс. Купить билет на единоразовый сеанс за полтора рубля или же абонемент мог любой житель и гость Москвы. Для этого не нужны были справки. Но ни одного случая заболевания у людей, плававших в бассейне, не зафиксировали.
Всё дело в том, что воду в бассейне «Москва» тщательно очищали и хлорировали. Каждые три часа местная санстанция брала пробы воды, а санэпидемстанция проверяла воду раз в три дня. Условия для плавания в «Москве» были невероятно комфортными. Летом температура воды поддерживалась на 18 градусах, а зимой её с помощью бойлеров нагревали до 22 градусов. В детских бассейнах температура воды была выше. Кстати, в бассейне «Москва» детей учили плавать специально обученные тренеры. Они же отбирали самых одарённых для участия в Олимпиадах. Также в самом большом бассейне Москвы проводили свои тренировки группы по водному поло и синхронному плаванию. Но, к сожалению, в 1991 году бассейн был закрыт.
Чуть ли не с момента открытия бассейна «Москва» жильцы соседних зданий стали жаловаться на неудобства. На фасадах домов появлялась ржавчина, а в Пушкинском музее и вовсе повышенной влажности испортилось несколько экспонатов. А после распада СССР содержать бассейн стало невозможно повышения тарифов на электричество и воду. В 1994 году прилегающие к бассейну постройки и сам резервуар разобрали. А всего спустя год на месте бассейна «Москва» появился фундамент для новой постройки.
Восстановление главного кафедрального собора России
Строительство Храма Христа Спасителя на месте, где раньше располагался бассейн «Москва», поддержали мэр Москвы Лужков и президент России Борис Ельцин. Деньги на возведение собирались специальным фондом, куда любой желающий мог внести своё пожертвование. Изначально проектом восстановления Храма Христа Спасителя занялись архитекторы Денисов и Посохин, но их дело закончил Зураб Церетели. Он внёс новые детали во внешний облик храма, однако во многом его вид оставался таким же, как и в дореволюционные времена.
Фрагмент бронзовых скульптур на фронтоне храма
Новый Храм Христа Спасителя был построен в 1999 году. Во многом он повторял своего предшественника, но было одно существенное отличие. Современный храм имеет двухуровневую структуру, а на его цокольном уровне был воздвигнут храм Преображения. Построили его в честь стоявшего ранее на этом месте Алексеевского монастыря. Есть в новом храме и другие нововведения. Под храмом теперь сегодня — подземная двухуровневая парковка.
На территории кафедрального собора есть столовая, и Зал церковных соборов, где проходят концерты различных артистов. Но самый громкий «концерт» в Храме Христа Спасителя закатили участницы «Pussy Riot». Во время своего они исполнили песню «Богородица, Путина прогони!», что вызвало широкий общественный резонанс. За свою выходку участницы группы получили два года тюрьмы.