храм христа спасителя старый и новый отличия
Храм Христа Спасителя: копия верна
Трудно сказать, правда это или вымысел, но с тех пор, как в начале 1990-х началось восстановление храма, многие вспоминали и продолжают вспоминать слова игуменьи и часто трактуют их как проклятие. По одной из версий (а подобные истории всегда излагаются в нескольких вариантах), игуменья категорически возражала против переноса монастыря, пыталась убедить власть, что нельзя ломать намоленные стены, а когда убедить не удалось, во всеуслышание прокляла это место. Ключарь храма Христа Спасителя протоиерей Михаил Рязанцев больше доверяет другой версии, по которой игуменья имела дар прозорливости и знала, какая страшная смута ожидает Россию в недалеком будущем. По этой версии, она произнесла такие слова: «Бедный, недолго ему здесь стоять». Храм действительно простоял лишь 50 лет.
Храм Христа Спасителя в Москве. Воздвигнут по проекту архитектора Константина Тона в 1837-1883 годах. Главный престол освящен в честь Рождества Христова
Проекты и планы
Первоначально на месте взорванного в 1931 году храма планировали построить огромный Дворец Советов со 140-метровым памятником Ленину наверху. Великая Отечественная война помешала осуществить проект. В 1960 году на месте храма открылся огромный бассейн под открытым небом. Более тридцати лет миллионы людей посещали бассейн «Москва», даже не подозревая, что купаются на месте разрушенной святыни.
С приближением 1000-летия Крещения Руси начали поступать предложения построить памятник разрушенному храму. «Я предлагал сделать пространственный металлический каркас, который прочерчивал бы в воздухе силуэт утраченного храма, а Царские врата в виде восьмигранной часовни полностью воссоздать», — вспоминает архитектор Андрей Анисимов (более 20 лет он проектирует, строит и реставрирует храмы по всей стране и за рубежом).
Изъятие церковных ценностей из храма Христа Спасителя
Художник и архитектор Юрий Селиверстов (1940-1990) вынес на обсуждение проект, в котором храм воссоздавался в натуральную величину на том же месте, но не из камня, а в виде сияющего каркаса из легких золоченых труб, точно повторяющих все линии собора.
Еще в 1992 году искусствовед Алексей Клименко предложил поставить по периметру бассейна три лазерные пушки, сделать слайды с иконографией храма и в вечернее время с помощью лазера воссоздавать его голографический образ. Он даже показывал этот проект на выставке современного искусства, проходившей на дне уже закрытого бассейна «Москва».
Губернская Москва с высоты птичьего полета
Строительство или реконструкция?
В 1988 году в Манеже проходила выставка проектов памятника в честь 50летия Победы. Скульптор Владимир Мокроусов представил на ней храмовый ансамбль с храмом Христа Спасителя в центре. Все проекты, включая этот, были отвергнуты, и на Поклонной горе выстроили мемориал по проекту Зураба Церетели, но к Мокроусову потянулись единомышленники, и вскоре образовалась инициативная группа верующих, выступившая за восстановление храма Христа Спасителя. Зарегистрировали общину, которую возглавил протоиерей Георгий Докукин, в то время служивший во Всескорбященском храме на Большой Ордынке. 22 сентября 1989 года, в день 150-летия со дня закладки храма, в редакции газеты «Литературная Россия» был учрежден Фонд восстановления храма Христа Спасителя. Председателем правления фонда стал писатель Владимир Солоухин, в состав вошли многие другие деятели культуры и ученые, в том числе композитор Георгий Свиридов. В апреле 1997 года Владимира Солоухина отпевали в храме Христа Спасителя. Это было первое отпевание в еще не достроенном храме. Не прошло и года, и там же отпевали новопреставленного раба Божия Георгия — Свиридов скончался 6 января 1998 года.
Снос храма в 1931 году
16 июля 1992 года президент России Борис Ельцин подписал указ «О создании фонда возрождения Москвы», в котором определил объекты для строительства и реконструкции. На первом месте стоял храм Христа Спасителя. Но только 31 мая 1994 года правительство Москвы по согласованию с Московской Патриархией приняло постановление о начале восстановления храма. Сегодня Юрий Лужков не без гордости вспоминает о начальном этапе строительства. «Я знал, что после взрыва храма Христа Спасителя на этом месте закладывали фундамент под Дворец Советов, и попросил специалистов изучить, насколько этот фундамент прочен, — рассказал “НС” бывший мэр Москвы. — Также по моей просьбе архитекторы Михаил Посохин и Игорь Покровский проверили, какая документация по строительству храма Христа Спасителя сохранилась в архивах. По фундаменту мне доложили, что он выдержит любое строение. Документация по храму, как оказалось, сохранилась в полном объеме, причем разработанная до мелочей — автор проекта архитектор Константин Тон был по-немецки педантичен. И я понял, что воссоздание храма Христа Спасителя (именно воссоздание, а не строительство нового!) не утопия, а вполне осуществимая, хотя и трудная, задача. Внесли это предложение Патриарху. Идею он поддержал, и мы включили храм Христа Спасителя в перечень объектов строительства и реконструкции к празднованию 850-летия Москвы».
7 января 1995 года Патриарх Алексий отслужил торжественный молебен.
«Видя, какими темпами идет строительство, Ельцин однажды позвонил мне и сказал: “Юрий Михайлович, не торопитесь”, — продолжает Юрий Михайлович. — Я был ошеломлен: “Борис Николаевич, что вы говорите? Ведь это наша общая задача! Народ ждет, когда мы завершим работу по храму!” Он повторил: “Не торопитесь!” — “Но почему?” — “Я сказал то, что сказал”, — ответил он и бросил трубку. 31 декабря 1999 года Святейший совершил малое освящение храма. Началось оно в 12 часов дня, и это секунда в секунду совпало с моментом, когда Борис Николаевич объявил народу о своей отставке. Вот такое мистическое совпадение!»
Не шедевр
На строительство храма в XIX веке потребовалось 44 года, а на его воссоздание — четыре с половиной. Споры о том, нужно ли было восстанавливать храм, продолжаются до сих пор. При этом многие убеждены, что в 1931 году большевики взорвали архитектурный шедевр, а вот «новодел» далек от совершенства. Действительно, по мнению большинства специалистов, воссозданный храм — не шедевр. Но и тот, что был построен по проекту Тона, никогда не считался образцом архитектуры.
«Это архитектура переходного периода — поиска русского стиля, — считает Андрей Анисимов. — Она оставляет желать лучшего».
«Это воплощение имперской идеи в таком грузном, маловыразительном псевдовизантийском духе. Храм соответствовал идеологии того периода — второй половины XIX века», — с совсем другой позиции критикует храм искусствовед Алексей Клименко.
На строительство храма в XIX веке потребовалось более сорока лет, а на его воссоздание — четыре с половиной года
Во многом согласен с Клименко архитектор Михаил Филиппов: «Тон спроектировал храм в официальном николаевском стиле, в котором так и не удалось сделать ничего удачного с точки зрения архитектуры. Храм Христа Спасителя категорически не масштабен. С очень многих точек кажется, что он стоит гораздо ближе, чем на самом деле».
Но есть и другие мнения. Протоиерей Борис Михайлов, настоятель храма Покрова Богородицы в Филях, кандидат искусствоведения, считает проект Тона удачным: «Впервые после нашествия разных архитектурных форм из Европы была сделана попытка вернуться к нашей церковной культуре. Храм должен являть собой Небо, Царство Божие. И архитектура храма Христа Спасителя приближалась к этому идеалу, чего не скажешь о скульптуре и иконах — они не соответствовали высокому уровню, которого достигла церковная культура в XV-XVI веках. Расписывали храм большие мастера, но они создали не иконы, а католическую живопись на религиозные сюжеты. К современным художникам претензий нет — они просто воспроизвели эти росписи. Да и храм воссоздан довольно точно. Появились новые помещения, нижний храм, но они внизу, не видны. Архитектура храма не изменилась».
Белокаменные горельефы на современном храме заменены на бронзовые. Такое отступление от оригинала вызвало многочисленные нарекания специалистов. Тем не менее скульптор Зураб Церетели уверен в правильности выбора материала: бронзовые статуи значительно прочнее прежних, из протопоповского известняка. Оригинальные композиции находятся сегодня на территории Донского монастыря
Михаил Филиппов также считает, что новый храм почти ничем не отличается от храма, построенного по проекту Тона. Высоко оценивает он и внутренние работы: «Живопись повторена точно. Виртуозно сделаны мемориальные доски войны 1812 года. Каменные работы сделаны лучше, чем в XIX веке, — потрясающие мастера работали».
Единственная серьезная претензия многих специалистов к воссозданному храму — бронзовые горельефы (в старом храме они были из белого камня). В книге «Храм Христа Спасителя», вышедшей в 2008 году, утверждается, что прежний материал — протопоповский известняк — был крайне непрочен, и старые скульптуры «претерпели уже в начале века огромное количество утрат: сколы рук, носов, мелких аксессуаров и пр.». Также неудачным решением считают многие специалисты изготовление куполов из нитрита титана вместо золота. Президент Академии художеств скульптор Зураб Церетели, руководивший всеми художественными и скульптурными работами в воссозданном храме, на подобную критику реагирует спокойно: «Я не хочу обижать создателей прежнего храма, но сейчас совсем другая эпоха. Мы повторили пластику, объем, архитектуру, но улучшили качество. Девятиметровый крест на куполе еще до взрыва ломался, потому что был непрочный. А мы его сделали целиком из титана, даже цепи, — и он устоял, когда был ураган. Фрески тоже важно было сделать долговечными. Мы сделали на века — создали воздушную прослойку между росписями и основной стеной, так что теперь краски не страдают от температурных колебаний. Современные технологии все это позволяют. Мы же в XXI веке живем. Помню, как Патриарх Алексий II приехал в первый раз осмотреть храм, открыл двери — и изумился. Говорит, раньше требовалось 12 человек, чтобы эти махины с места сдвинуть. А сейчас — автоматика!»
Весь храмовый комплекс — собственность города Москвы, в том числе и пресловутые подземные гаражи. Находятся они в части цоколя, не примыкающей к храму. Некоторые окрестные фирмы арендуют их для своих сотрудников. Вырученные средства идут на содержание храма
Церковь храму не указ
В архитектурных тонкостях разбираются не многие, а есть вещи, которые на виду у всех. Нецерковные люди часто упрекают верующих за то, что в храме Христа Спасителя прошло то или иное мероприятие, плохо совместимое с христианской верой. Упреки их не по адресу — храм Христа Спасителя не принадлежит Церкви! Там регулярно совершаются богослужения, но все здание находится в собственности правительства Москвы. «Это решение было принято по согласованию со священноначалием, — объясняет ключарь храма протоиерей Михаил Рязанцев. — На эксплуатацию требуется много средств, возможно, Церковь своими силами просто не справилась бы. Поэтому обслуживание храмового комплекса передали в доверительное управление Фонду храма Христа Спасителя. Управляющими фонда назначили людей, далеких от церковной традиции. Поначалу они еще к нам прислушивались, но потом, видимо, почувствовали себя хозяевами. Основную задачу фонда — поиск материальных средств для эксплуатации храма — они решают профессионально, но, увы, иногда проводят мероприятия, которые не могли бы здесь проходить, если бы храм принадлежал Церкви. А зал церковных соборов построен исключительно на бюджетные деньги, он тем более является полной собственностью города. Есть надежда, что ситуация изменится в лучшую сторону. Недавно прошла первая встреча Попечительского совета храма, который возглавил Святейший Патриарх Кирилл. Сопредседателем назначен Сергей Собянин. Надеюсь, Попечительский совет сможет наладить взаимоотношения Церкви и светских структур, пребывающих в храме. Пока же исполнительный директор фонда отчитывается только за бюджетные средства, которые ему выделяет город. За все остальное с него никто не спрашивает. А пребывание Церкви в храме Христа Спасителя не определено никаким документом, даже формальным».
Специалисты считают, что роспись в храме воспроизведена довольно точно
В подземных гаражах, за которые многие также упрекают храм Христа Спасителя, по словам отца Михаила, нет никакой крамолы. Находятся они в одной из частей цоколя, которая не примыкает к храму. На Кропоткинской много офисов, а парковаться негде, поэтому некоторые фирмы арендуют у Фонда храма Христа Спасителя подземную стоянку. Вырученные средства как раз идут на эксплуатацию храма.
Прежний храм Христа Спасителя располагался на берегу Москвы-реки. После его уничтожения вырыли котлован для запланированного Дворца Советов, затем в этом котловане устроили бассейн. Именно на месте котлована и появились помещения, которых не было в прежнем храме. В том числе нижний храм, освященный в честь Преображения Господня. В Алексеевском монастыре, находившемся здесь до строительства храма Христа Спасителя, главным храмом также был Преображенский.
Как у всех
На Рождество и Пасху Первый канал транслирует праздничные богослужения из храма Христа Спасителя. Часто на этих службах присутствуют руководители государства и другие крупные политики. В связи с этим многие уверены, что простому человеку сюда не попасть. Действительно, на Рождество и Пасху вход в храм ограничен. Но в остальные дни храм открыт для всех. На воскресной литургии здесь обычно бывает более тысячи человек. Из них около двухсот — прихожане. Большой приход, если учесть, что рядом почти нет жилых домов: люди приезжают с окраины, а некоторые и из Подмосковья. Кто-то пришел за отцом Михаилом, до 1994 года служившим в Новодевичьем монастыре, кто-то — за другими клириками (в штате храма пять священников и четыре диакона), а некоторые потянулись за своими детьми. Например, завуча воскресной школы Татьяну Юдину в храм Христа Спасителя привела ее восьмилетняя дочь. Вернее, Татьяна сама привела дочь в храм — на экскурсию, а девочка увидела объявления о наборе в младшую группу детского хора и попросила записать ее туда. Татьяна стала ходить в храм, помогать в воскресной школе, а через год перешла сюда на постоянную работу.
В 2004 году по благословению Святейшего Патриарха Алексия II из Троице-Сергиевой лавры в храм Христа Спасителя были перенесены мощи митрополита Московского
Филарета (Дроздова). Свт. Филарет принимал участие в проектировании прежнего храма, освящал его закладку, но до завершения строительства не дожил
И сегодня школа открыта для всех желающих. Иногда бабушки или крестные приводят детей из нецерковных семей. Их принимают, хотя начинается воскресная школа с литургии — эта традиция сложилась еще в Новодевичьем монастыре, и отец Михаил сохранил ее в храме Христа Спасителя. Сегодня воскресная школа состоит из четырех детских групп и одной взрослой. Кстати, на занятия взрослой группы приходит около ста человек.
Из-за того что помещение не принадлежит храму, не все задуманное удается осуществить. Среди прихожан есть те, кто мог бы учить детей живописи, рукоделию. Но при храме нет ни секций, ни кружков. Зато все дети, в том числе и из подготовительной группы, учатся церковному пению. Регент Галина Алонзова занимается с ними по системе массового обучения музыке известного педагога Георгия Струве. Как и Струве, Галина убеждена, что слух есть у всех, его только надо развивать. Два раза в месяц дети поют на субботней литургии в нижнем храме. Также они поют на утренней Пасхальной службе. К Рождеству готовят спектакль. Пьесы пишет Галина Алонзова, еще одна прихожанка шьет костюмы и делает декорации. Обычно спектакль ставится на святках. Приглашают детей из детских домов и малоимущих семей. В этом году пришло 500 детей и полторы тысячи родителей.
Святыни
9 июня 1994 года в храм были торжественно перенесены мощи святителя Филарета, до этого хранившиеся в Троице-Сергиевой лавре. Митрополит Филарет принимал непосредственное участие в проектировании прежнего храма, о чем сегодня редко вспоминают. «Всегда можно найти недовольных критиканов, которые не отличают главное от второстепенного, — говорит отец Михаил. — А главное — то, что на этом месте снова совершается Божественная литургия».
Леонид ВИНОГРАДОВ
Фото диакон Андрей РАДКЕВИЧ, РИА Новости, ИТАР-ТАСС, сайт Ловерки.ру
Как живет Храм Христа Спасителя
Приблизительное время чтения: 13 мин.
Будучи студентом-историком, он часто по пути на учебу проходил мимо бассейна «Москва». Когда-то на этом месте стоял один из главных храмов России, а теперь в огромной чаше плавали под открытым небом люди. Тогда он и представить себе не мог, что вскоре храм начнет возрождаться, и более того — что он сыграет в организации этого восстановления важную роль. Наш собеседник — директор Фонда Храма Христа Спасителя Сергей Семененко.
— Сергей Григорьевич, насколько облик современного Храма Христа Спасителя соответствует первоначальному виду Храма, который был построен в XIX веке?
— Храм, построенный в 90-х годах ХХ века, был задуман как аутентичное воссоздание исторического Храма Христа Спасителя, и для этого проектировщиками и строителями было сделано очень многое. Но, тем не менее, нужно понимать, что современный Храм строился в других условиях, были применены современные технологии. Понятно, что в старом Храме не существовало, скажем, лифтов, а сейчас в комплексе их 16. В старом Храме было иначе устроено отопление — в наши дни отопление осуществляется с помощью системы кондиционирования.
Современный Храм — это, конечно, комплекс, жизнедеятельность которого обеспечивает большое количество инженерного оборудования и высококвалифицированного персонала. Прежний Храм Христа Спасителя, конечно, не был, да и не мог быть оснащен таким образом. И сам проект отличается: раньше Храм находился на холме, а сейчас он находится на тех же высотах, но вместо холма устроена так называемая стилобатная часть, в которой размещены церковь Преображения Господня, музейные помещения, Зал церковных соборов, Трапезные палаты и технические помещения, обеспечивающие жизнедеятельность комплекса, — в старом Храме их не было.
Патриарх Кирилл, Рождественское богослужение в Храме Христа Спасителя. 2018 г. Фото священника Игоря Палкина
— Как получилось, что Вы стали работать в Фонде Храма Христа Спасителя?
— В Фонд финансовой поддержки воссоздания Храма Христа Спасителя — так называлась тогда наша организация — я перешел на работу из Департамента общественных и межрегиональных связей правительства Москвы 1 февраля 1995 года. Сам Фонд был создан немного ранее — 7 сентября 1994 года. Меня пригласили на должность заместителя директора. В то время организация должна была заниматься исключительно сбором пожертвований для финансирования воссоздания Храма. Надо сказать, еще когда я работал в департаменте, я тесно общался с Фондом, его директором Игорем Марковичем Птичниковым. От него я и получил предложение перейти на работу в Фонд.
— Почему Вы решили поменять работу в госструктуре на работу в некоммерческой организации?
— Потому что это был крупнейший национальный проект и мне, тогда совсем молодому человеку, было интересно принимать участие в живой и активной работе. Тем более что в мэрии я уже получил необходимый опыт, который помог мне потом в Фонде.
— А что это за опыт?
— Я пришел на работу в мэрию специалистом, только получившим высшее образование. В правительстве Москвы я научился навыкам организационной работы, масштабу взгляда на определенные проблемы — ведь надо было решать задачи, касающиеся жизнедеятельности огромного мегаполиса, и даже рядовому чиновнику, которым являлся я, необходимо было иметь достаточно широкий кругозор для понимания этих задач и уметь разбираться в социально-экономических проблемах, в межрегиональных вопросах, взаимодействовать со средствами массовой информации, с общественными организациями. Безусловно, все это пригодилось мне в работе в Фонде.
Храм Христа Спасителя до разрушения
— Но в мэрии у Вас мог быть хороший карьерный рост. Не жалеете о сделанном выборе?
— Действительно, в то время я получал приглашения на работу в различные государственные структуры, в том числе вышестоящие, но я уже определился: для меня интереснее участвовать в проекте воссоздании Храма Христа Спасителя, и я не жалею о принятом решении. По милости Божией, я оказался сопричастен к воссозданию величайшего памятника нашей современности и истории.
— После мэрии тяжело было переключиться на новый вид деятельности?
— Я бы не сказал, что это был совсем уж новый для меня вид деятельности. В мэрии я занимался взаимодействием с общественными и межрегиональными структурами, и в Фонде мне предстояло заниматься тем же — нам необходимо было прежде всего работать с общественным мнением. Ведь не секрет, что были противники строительства Храма, которые аргументировали свою позицию тем, что Россия тогда, в 1994–1995 годы, находилась в сложном экономическом положении. В этой ситуации, безусловно, стоял вопрос, нужно ли реализовывать такой масштабный проект, не направить ли финансовые средства на какие-либо иные цели. В итоге было принято решение воссоздать Храм Христа Спасителя, который стал главным собором России. Сейчас без него трудно себе представить Москву.
«В те годы было трудно убедить людей, что нужно возродить храм»
Начало восстановления Храма Христа Спасителя
— А трудно шел процесс восстановления храма?
— Я бы не сказал, что трудно. Скорее, на первом этапе нелегко было убедить многих людей в том, что необходимо в сложных социально-экономических условиях осуществлять этот масштабный проект. Но как только Храм начал строиться, эти сомнения практически исчезли — и в средствах массовой информации, и среди москвичей. Люди стали активно материально помогать, некоторые перечисляли в наш фонд свои пенсии и зарплаты. Я могу ответственно сказать, что не было ни одного региона России, который в то время не принял бы участия в воссоздании Храма, и я имею в виду не администрацию регионов, а простых граждан нашей страны, предприятия. Даже из Чечни, которая находилась в то время в состоянии гражданского конфликта, поступали пожертвования на воссоздание Храма Христа Спасителя. Но, безусловно, основной вклад внесли московские предприятия и обычные москвичи.
— К этому проекту привлекли строителей, которые до этого возводили жилые помещения, дома культуры, а тут им доверили воссоздавать Храм. Тяжело им было перестроиться?
— Генподрядчиком было выбрано Акционерное общество «Моспромстрой», которое специализировалось на строительстве промышленных объектов, а в то время начало заниматься еще и строительством жилья. Конечно, для него строительство культового сооружения, тем более такого масштабного, как Храм Христа Спасителя, который был спроектирован известным архитектором Константином Тоном, было непростой задачей. Но «Моспромстрой» и «Моспроект-2», который во главе с академиком Михаилом Посохиным выступил проектировщиком, на мой взгляд, блестяще справились с этой задачей.
Патриарх Алексий II освящает колокол
— Как финансируется жизнедеятельность комплекса Храма Христа Спасителя сегодня и какова при этом функция Фонда?
— Фонд является доверительным управляющим, который обеспечивает бесперебойную работу всех систем жизнедеятельности Храма. Финансирование храмового комплекса смешанное — это средства бюджетной субсидии города Москвы и собственные средства, которые зарабатывает Фонд благодаря своей хозяйственной деятельности. Что это за деятельность? Прежде всего, обеспечение мероприятий, проходящих в Зале церковных соборов и Трапезных палатах, которые и позволяют нам пополнять бюджет храмового комплекса.
«Я пришел к вере, изучая историю»
— У Вас на рабочем столе лежит Библия. Вы ее каждый день читаете?
— Примерно 10 лет назад я завел для себя правило — каждый день прочитывать по одной главе из Священного Писания.
— А в каком возрасте Вы крестились?
— Мне было 27 лет. На мой взгляд, на это повлияло полученное мной первое высшее образование — я закончил исторический факультет Московского педагогического государственного университета. Я всегда интересовался историей, любовь к ней мне привил еще в детском возрасте мой дедушка, Леонид Григорьевич Семененко, который был моим первым учителем. Он был юрист, но всю жизнь интересовался историей и приучил меня читать историческую литературу, интересоваться отечественной и всемирной историей. Изучая историю, я пришел к вере, к пониманию Божьего присутствия в нашей жизни, и считаю, что чем более широкое и качественное образование люди получают, тем им проще подойти к Божественной истине.
А еще в этом же возрасте я создал семью, и моя супруга Светлана, будучи воцерковленным человеком, поддержала меня в моем решении принять крещение.
— Как историк Вы размышляли об уничтожении храмов в 30-е годы ХХ столетия?
— Безусловно. Как я говорил, я учился в Московском педагогическом университете, основное здание которого находится на Пироговской улице, совсем недалеко от Храма Христа Спасителя. Мы часто, будучи студентами, гуляли по набережной в районе бассейна «Москва», и конечно, мы все знали, что на этом месте существовал величественный Храм, и поражались варварскому решению советского правительства об его уничтожении. Как историку мне было понятно, что идеология коммунизма не терпела присутствия рядом религии. Большевики насильственным способом пытались уничтожить все, что было связано с верой в Бога. Безусловно, атеистический, богоборческий режим не мог смириться с существованием в центре столицы одного из зримых символов православной России — Храма Христа Спасителя.
Поэтому, к сожалению, в 30-е годы его и постигла трагическая судьба.
И не только его, было разрушено множество храмов в Москве и по всей России, а те, которые уцелели, подвергались поруганию, в лучшем случае в них размещались различные светские учреждения и даже склады. Конечно, это делалось не случайно, такова была политика государственной власти того периода, политика богоборчества. Сегодня мы оцениваем это как преступление против нашего народа, против нашей истории, против Церкви. Отрадно, что в наше время государственная власть, и предприниматели, и простые граждане понимают необходимость искупить определенную историческую вину, возрождая и строя храмы. Сейчас в Москве осуществляется программа строительства новых православных храмов, ведь город растет, развивается, возникают большие жилые массивы там, где раньше были маленькие деревни или вообще ничего не было — множество людей, живущих теперь здесь, нуждаются в духовном окормлении.
— Гуляя студентом рядом с бассейном «Москва», могли Вы себе представить, что Вам придется участвовать в воссоздании Храма Христа Спасителя?
— Нет, конечно, не мог. В то время трудно было представить, что этот грандиозный проект будет вообще осуществлен.
— А бывают ситуации — на работе, в повседневной жизни, — когда Вы советуетесь со священником, с духовником?
— Я думаю, у каждого православного человека бывают такие ситуации. И безусловно, при принятии серьезных решений, касающихся коллектива, лучше побеседовать с духовным отцом.
«Продавать билеты в храм — недопустимо»
— Почему, на Ваш взгляд, люди, причисляющие себя к либералам, часто делают Русскую Православную Церковь объектом для нападок?
— Для меня, как историка, это достаточно странно, потому что в принципе либеральная идеология подразумевает свободу мысли, в том числе свободу вероисповедания. Поэтому классические либералы должны относиться к религии очень терпимо. Но у нас, к сожалению, я бы сказал, есть такое квазилиберальное сообщество, которое почему-то считает необходимым упражняться в нападках именно на Русскую Православную Церковь. Я думаю, это связано с антигосударственной направленностью убеждений этих людей. Они воспринимают Русскую Церковь как часть русского государства и полагают, что ослабление и разрушение устоев православия, попытки опорочить церковную организацию, саму Церковь Христову, позволит ослабить и государство.
Наверное, в этом своем злом умысле они правы, потому что история Российского государства неразрывно связана с историей Церкви, которая сыграла ведущую роль в становлении его как великой многонациональной и многоконфессиональной страны, в которой многие годы сохраняется межнациональный мир и согласие. Церковь является тем институтом, который во многом формирует общественное сознание, нормы поведения, правила жизни людей, и ослабление этого института, безусловно, приведет к ослаблению основ государства и государственной власти. Но мы знаем, что Господь поругаем не бывает, и все эти клеветнические измышления, злобные нападки, которые, сопровождали христианство на протяжении всей истории, рано или поздно пройдут, а наша Русская Православная Церковь будет существовать и служить Господу.
Современный вид. Фото Александра Гаврилова
— Храм Христа Спасителя частично финансируется государством, что вызывает критику у либералов. Но например, в той же секулярной Германии существует церковный налог, который никого не возмущает. Может, было бы разумно ввести церковный налог и в России?
— Я думаю, что данный вопрос требует всестороннего осмысления и обсуждения. На мой взгляд, какие-то принудительные церковные налоги в настоящее время вводить не нужно. Мне кажется, что поддержка своей церкви, своей общины, должна осуществляться людьми самостоятельно. Другое дело, может быть, можно вести речь о каких-то специальных сборах, но они должны носить исключительно добровольный характер, всякое принуждение здесь может нанести только вред.
Храм внутри. Фото Владимира Ештокина
— А по-Вашему, может ли Церковь заниматься коммерческой деятельностью, чтобы себя обеспечивать?
— Надо правильно понимать, что подразумевается под такой коммерческой деятельностью. Если говорить с позиции Гражданского кодекса, то коммерческая деятельность — это извлечение прибыли. Конечно, Церковь не может ставить перед собой такие цели. Она ни на ком не наживается. И как я понимаю, ни одна церковь не позиционирует себя как коммерческая организация, которая своей уставной задачей ставит извлечение прибыли. Но безусловно, Церковь должна вести хозяйственную деятельность, которая позволит ей обеспечить собственную жизнедеятельность и содержание храмовых комплексов, церковного образования, церковных органов управления.
Мы живем в стране с суровым климатом, поэтому у нас высокие расходы на коммунальные услуги. Помимо этого, нужно обеспечивать безопасность храмовых сооружений, поддерживать их в достойном состоянии, чтобы люди могли прийти туда и общаться с Богом, а не отвлекаться на бытовые неудобства. Но Церковь должна вести хозяйственную деятельность, соответствующую статусу храма. При храме может быть торговля сувенирной продукцией, православной одеждой, церковной продукцией и какой-либо иной, которую допустимо реализовывать на территории храмовых комплексов.
Я думаю, ни одна Церковь в мире не существует без пожертвований и собственной хозяйственной деятельности, иначе сама жизнь Церкви, церковного прихода, церковной общины не будет обеспечена элементарными условиями для существования.
Фото Владимира Ештокина
— Но некоторые люди считают, что в самом храме все должно быть бесплатно: свечи, записки, требы…
— Я думаю, что сама формулировка, что что-то может быть бесплатным, допустима только в рамках коммунистического общества. К сожалению, это недостижимый идеал. На практике же путь к этой бесплатной системе обеспечения пролегает через тюрьмы, лагеря. Иначе в условиях реальной жизни за все приходится платить. Например, за те же свечи или иные церковные предметы — они же являются продуктом определенного производства, у которого есть конкретные затраты. Предприятию, которое занимается изготовлением свечей, нужно платить налоги, зарплату сотрудникам, оплачивать коммунальные услуги, аренду производственных помещений, нести транспортные и иные накладные расходы. Поэтому каждая свеча имеет свою цену. И я не вижу ничего дурного в том, что человек, придя в храм, приобретает за свои деньги свечи.
Сейчас существует разная практика, в некоторых храмах свечи можно взять и внести любое пожертвование. Мне такая практика кажется вполне допустимой, но всем нам нужно понимать, что ничего не происходит бесплатно. Ведь бесплатно невозможно взять в магазине хлеб или воду — все производится, все имеет свою цену и должно быть оплачено. Священник, диакон, хористы, люди, работающие в храме, в том числе уборщицы, тоже должны на что-то жить, что-то есть, платить за ту же квартиру, содержать и обеспечивать своих детей, пользоваться медицинскими услугами, которые уже во многом носят платный характер. Эти люди, как и любые трудящиеся, должны получать оплату за свой труд.
Музейное пространство. Фото Александра Гаврилова
— А может Церковь быть независимой от государства?
— Наша конституция декларирует, что Церковь отделена от государства, и мне кажется, это в определенной степени отголосок прежнего атеистического режима. Я не считаю, что можно механически отделить Церковь от государства. И государство, и Церковь существуют для определенных целей, которые связаны с общественной жизнью и формами существования народов, населяющих ту или иную территорию. Поэтому разделять или противопоставлять Церковь и государство, наверное, не стоит. Скорее наоборот, надо говорить, что государство и Церковь должны иметь между собой определенные точки соприкосновения, но при этом не вторгаться в компетенцию друг друга.
Смотровая площадка. Фото Александра Гаврилова
— На Западе за посещение храмов в небогослужебное время берут плату. А у нас возможно ввести подобную практику?
— В Храме Христа Спасителя очень простая практика: с 10-00 до 18-00 он открыт для всех посетителей, для всех желающих, единственное пожелание, чтобы внешний вид человека, посещающего храм, соответствовал православной традиции. А продавать билеты на входе в церковь, я думаю, в нашей стране неприемлемо. Я не хотел бы осуждать или обсуждать систему, сложившуюся в других странах, наверное, она имеет право на существование. Но применительно к нашей стране и к нашему городу она недопустима.
Беседовал Павел Коробов
СПРАВКА:
Что стоит посетить в Храме Христа Спасителя
В комплекс Храма Христа Спасителя входят два храмовых помещения — исторический Храм Христа Спасителя и Преображенская церковь. В обходной галерее размещен Патриарший музей церковного искусства. В нем представлена уникальная коллекция церковной живописи, икон и т. д. — всего около 300 предметов, которые на протяжении многих лет собирал лично Патриарх Кирилл. Также в комплексе есть экспозиция, посвященная истории самого Храма Христа Спасителя, его строительству, трагическому разрушению и воссозданию — она небольшая, но весьма содержательная. Кроме того, на территории комплекса существует уникальный проект — «Центр Искусств. Москва». Там представлены уникальные экспонаты из частных коллекций — картины лучших художников России XIX века и другие предметы искусства, обладающие большой культурной ценностью.
Читайте также:
Фото на заставке: Александр Гаврилов