храм иконы гребневской божьей матери
Гребневский храм
г. Одинцово, 1680 год
Настоятель
Священнослужители
Престольный праздник: иконы Божией Матери Гребневская (10 августа)
Приделы свт. Николая (19 декабря, 11 августа, 22 мая) прп. Сергия Радонежского (8 октября, 18 июля) Приписные храмы часовня мч. Иоанна Воина домовый храм прмц. вел. кн. Елисаветы храм мцц. Веры, Надежды, Любови и матери их Софии храм иконы Божией Матери «Целительница» больничный храм свт. Луки Симферопольского часовня иконы Божией Матери «Живоносный Источник» храм иконы Божией Матери Владимирская Адрес г. Одинцово, Одинцовский район,
Можайское шоссе, д. 72 Телефон (495) 596-85-65 (факс), (495) 591-07-31, (498) 595-17-35
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
Храма в честь Гребневской иконы Божией Матери
г. Одинцово, Московской области
От ЗАПАДНЫХ ГРАНИЦ России в Москву вел старый Смоленский тракт. На Можайском участке этой дороги и располагается город Одинцово, бывший ранее небольшим селом. В 1673—1679 гг. здесь была построена первая деревянная церковь «во имя священномученика Артемона». Построена она была на средства владельца села Одинцово, боярина Артемона Сергеевича Матвеева, одного из самых состоятельных людей своего времени. Это дает основания предполагать, что церковь была богато отделана и украшена.
Во второй половине 1790-х годов село переходит в руки графини Елизаветы Васильевны Зубовой, которая вместо обветшалой старой деревянной церкви решает построить каменную церковь во имя Гребневской иконы Божией Матери.
Осенью 1801 г. сооружение Гребневской церкви было закончено и графиня Елизавета Васильевна в поданном преосвященному Серафиму епископу Дмитровскому викарию Московскому прошении писала: «. в вотчине моей. селе Одинцове вместо деревянной ветхой Артемоновской церкви построена от меня вновь каменная во имя Гребневския Божия Матери, которая как наружным благолепием, так и внутри достаточно изукрашена, ризницею и прочей утварью снабжена и к освящению готова». И 22 ноября 1801 г. церковь была освящена архимандритом Можайского Лужецкого монастыря Феофаном.
С началом богослужения в Гребневском храме ветхая церковь священномученика Артемона была разобрана, и вся ее утварь «кроме некоторого числа образов, обращена в новую» церковь. Служили в то время в Гребневском храме священник Федор Андрианов, пономарь Иван Федотов, дьячок Николай Артемоновский. Прихожанами церкви были крепостные крестьяне графини Зубовой.
В 1812 г., в ночь с 31 августа на 1 сентября уже после Бородинского сражения, войска 1-й и 2-й Западных русских армий расположились на ночлег в Мамонове в Одинцове. В Гребневской церкви служились молебны о ниспослании победы над врагом, а ее святыни поддерживали дух русских воинов. Наполеоновские войска, направляясь к Москве, меняли свою диспозицию почти по тем же селениям. 2 сентября, как сообщал в своем письме Наполеон, конница Мюрата находилась в Одинцове.
Гребневский храм подвергался осквернению и разорению французами, так как с 1813 по 1816 гг. при храме не было священника. По клировым ведомостям 1813 г. церковь готовилась к новому освящению.
В начале 1870-х годов, с вводом в действие новой железной дороги Москва-Смоленск-Брест, появляется пристанционный поселок Одинцово, вокруг которого растут дачи. Уже в 1890 г. их было здесь 125.
К лету 1898 г. по просьбе прихожан к храму была пристроена трапезная с двумя пределами: с правой стороны во имя Святителя и Чудотворца Николая и с левой — во имя преподобных Сергия Радонежского и Саввы Сторожевского. Также была построена новая колокольня из трех ярусов.
ПОСЛЕ РЕВОЛЮЦИИ 1917 г. в Гребневской церкви по-прежнему продолжались Богослужения. Содержание и ремонт церкви были возложены исключительно на церковную общину. Ни об одном ремонте Одинцовского храма в советское время архивных документов не обнаружено. Вся его драгоценная утварь, видимо, была изъята в начале 1920 г. в соответствии с постановлением ВЦИК от 23 февраля 1922 г.
В 1938—1939 гг. приход Гребневской церкви перестал существовать. Церковь была закрыта и разграблена. И тогда же стала использоваться в хозяйственных целях поселка. Судьба священства храма — это отражение судьбы всего духовенства страны. Последним настоятелем в нашем храме перед его закрытием был митрофорный протоиерей Александр Ворончев. 3 ноября после всенощной под праздник в честь Казанской Божией Матери он был арестован. О. Александр провел несколько лет в лагерях в Карелии на Медвежьей горе и принял вместе с узниками этого лагеря мученическую кончину: заключенных лагеря согнали на большой катер и пустили в озеро, где катер был уничтожен бомбами с самолетов. Братия Гребневского храма установила день памяти протоиерея Александра — 3 ноября (так как точная дата гибели не известна). Дожила до наших дней дочь последнего диакона Гребневской церкви — Нина Владимировна Запольская. Она сообщила нам о крестном пути ее отца. После того, как диакон Владимир не пожелал официально отречься от Бога и священного сана, он был арестован и сослан в северные лагеря. Умер диакон Владимир в г. Киржач на поселении. Со слов же Нины Владимировны Запольской, после закрытия храма было осквернено кладбище при церкви. Озверевшие люди раскапывали могилы, таскали черепа за длинные волосы, пытаясь найти драгоценности и кресты.
В начале Великой Отечественной войны здание церкви подвергалось обстрелам. После войны был заложен западный вход в колокольню, пробиты новые оконные и дверные проемы, исчезли иконостасы, большая часть росписей стен, старые полы, ограда храма и колокола. И как бы в насмешку, 30 августа 1960 г. выходит Постановление СМ РСФСР за № 1327 о «взятии бывшей Гребневской церкви на государственную охрану».
«ОХРАНЯЛИ» ЗДАНИЕ ЦЕРКВИ различные организации. В разное время здесь располагались хозяйственные склады, солдатская баня, общежитие, различные конторы. Через 29 лет, в 1989 г., было объявлено, что здание «должно послужить культурному и духовному воспитанию горожан». Решено было перестроить церковь под концертный зал. Православные жители г. Одинцово начали сбор подписей за передачу здания Гребневской церкви православной общине. В марте 1991 г. Гребневский храм был передан общине верующих Русской Православной Церкви, а настоятелем назначен священник Игорь Борисов.
Первые Богослужения проходили в маленькой часовне. Но уже в июне 1991 г. прихожане молились за первой Литургией в праздник Пресвятой Троицы.
Обустраивался храм и внутри. Были восстановлены настенные росписи в ротонде. Жители приносили в дар храму древние иконы и книги. Из прежнего убранства храма сохранились до наших дней только две святыни: храмовая икона Гребневской Божией Матери и Распятие. Они находились в Покровской церкви с. Акулово и после открытия Гребневского храм были переданы сюда.
2 июля 1995 г., за воскресной Литургией, состоялось полное освящение храма во имя иконы Гребневской Божией Матери, которое совершил преосвященный Григорий, епископ Можайский, викарий Московской епархии.
В настоящее время в храме ведутся реставрационные работы. В 2002 г. на пожертвования прихожан были изготовлены и установлены мастерами Палеха новые резные иконостасы из красного дерева и киоты для особо чтимых икон: Гребневской иконы Божией Матери, священномученика Харалампия, пророка Илии, иконы «Утоли моя печали», «Неупиваемая Чаша» и др.
При храме действует Воскресная школа. В школе работают 6 групп. Занятия в младших группах (от 3 до 7 лет) проводятся вместе с родителями, изучаются православная традиция, церковный календарь и жития святых, В средних группах преподается Закон Божий. Старшие дети изучают основы нравственности, литургику и историю. Раз в неделю проходят евангельские беседы для прихожан. Для детей и взрослых организованы кружки: резьба по дереву, вышивка с бисероплетением, роспись по дереву. Один-два раза в месяц проводятся образовательные встречи в Воскресной школе для родителей и педагогов. К праздникам ученики Воскресной школы готовят концерты, ставят увлекательные спектакли, поздравляют детей школы для инвалидов и детского приюта.
В марте 2000 г. при Гребневском храме был организован Православный Молодежный центр. Главное направление работы Центра — участие в Богослужениях, алтарное и клиросное послушания. Другой формой работы Центра является благотворительная деятельность. Молодежь из Центра — частые гости в Одинцовском приюте, школе «Надежда», воинской части, военном госпитале. В городской больнице ребята ухаживают за больными, выполняют различные поручения. Молодежь часто ездит в паломнические поездки по святым России и Подмосковья. При Центре организованы спортивные секции, кружки, занятия по сольфеджио и вокалу, кружок игры на гитаре.
В летнее время молодежь благочиния трудится и отдыхает в летнем молодежном лагере, расположенном в живописных окрестностях г. Звенигорода в селе Луцино. В лагере ежедневно совершается Божественная Литургия. Руководят жизнью лагеря священники Благочиния.
Богослужения в Гребневском храме совершаются ежедневно.
Мы рады новой встрече в новом учебном году и с теми, кто давно с нами сотрудничает и рады познакомиться с теми, кто впервые переступил порог Центра.
Более тысячи детей и взрослых занимаются в Приходском центе при Гребневском храме, который существует с 2004г.
В этом учебном году начала работу автономная Православная общеобразовательная школа «Лествица», продолжает заниматься Детская хоровая школа. Для взрослых, кто желает получить дополнительные знания, работают Миссионерские и Богословские епархиальные курсы.
Молодежь организует свои проекты в Молодежном центре под руководством о. Иоанна Федорова.
И, конечно, при Гребневском храме с 1991 года работает Воскресная школа, презентацию о которой подготовили преподаватели. Стоит отметить, что все педагоги грамотные специалисты, творческие люди с большим опытом работы.
Возглавляет Воскресную школу настоятель Гребневского храма священникГригорий Федотов.
В Воскресной школе учатся детивсех возрастов и школьники, и дошкольники. Изучают Церковно-славянский язык. Священную библейскую историю Ветхого и Нового Завета, Литургику, Катехизис, Православное богослужение и алтарное послушание.
В Воскресную школу мы принимаем детей с 4 лет. Они посещают занятия вместе с родителями. Часто задают вопрос: Что делают малыши в Воскресной школе, как они изучают Закон Божий?
Малыши учатся по особой программе «Введение в традицию». Все занятия приурочены к праздникам в течение года:
Каждое занятие проводится в большой детской студии, красочно оформленной в соответствии с темой занятия, примерно по такому плану:
У малышей занятие 1 раз в неделю по своему расписанию, у школьников занятие 1 раз в неделю в воскресенье, но надо помнить, что в Воскресной школе очень разнообразная и насыщенная жизнь. Вместе мы учимся молиться Богу, посещаем богослужения, учимся жить по заповедям, отличать добро от зла. Главная наша задача – сделать церковную жизнь понятной для детей и их родителей.
Все занятия в воскресной школе опираются на годовой круг православных церковных праздников. И мы, все вместе с детьми и родителями готовимся к этим праздникам: шьем костюмы, кукол, делаем слайды, подбираем музыку, рисуем декорации и показываем спектакли. Поделиться радостью православного праздника мы идем в больницу, госпиталь, коррекционную школу «Надежда», в детский дом и дом престарелых.
Но не забываем и учиться (смотрите расписание).
Теперь о кружках и спортивных секциях Приходского центра.Они открыты для всех, занятия идут по трем направлениям: музыкальному, декоративно-прикладному и спортивному.
Хоровое отделение состоит из 6 хоров, в зависимости от возраста. Все хоры регулярно участвуют в богослужениях, кроме дошкольного (еще слишком маленькие 5-6 лет).
Расписание на стенде. Каждый преподаватель готов ответить на все Ваши вопросы. Мы стараемся к каждому ребёнку, к каждому человеку найти индивидуальный подход, раскрыть его творческие способности.
Мы надеемся, что старания наших педагогов, те зерна, которые они посеют в сердцах не только детей, но и их родителей обязательно дадут всходы и помогут всем быть стойкими и сохранять радость в любой жизненной ситуации.
Двери нашей воскресной школы всегда открыты для детей и неравнодушных взрослых. Ждем всех!
Помоги всем нам Господи найти свою дорогу к Храму!
Местная религиозная организация прихода Гребневского храма г.Одинцово Московской области Московской епархии Русской Православной Церкви
ИНН 5032003444
КПП 503201001
Расчетный счет № 40703810601770000048 в Филиале «Центральный» Банка ВТБ (ПАО) г. Москва
БИК 044525411
Кор.сч. 30101810145250000411
Основание платежа: «Пожертвование на Гребневский храм»
Церковь Гребневской иконы Божией Матери в Москве
Гребневская икона Пресвятой Богородицы. |
Единственная в Москве церковь Гребневской иконы до революции стояла на углу Мясницкой улицы и Лубянской площади, построенная в память покорения Великого Новгорода. Как считают ученые, с ее возведения во второй половине XV века началась история Мясницкой улицы.
Эта икона считалась древнейшей из сохранившихся казачьих икон. «Гребневская летопись», составленная в Москве в 1471 году, когда икона приняла участие и в истории русской столицы, считается древнейшим свидетельством об участии Донских казаков в Куликовской битве. Надпись на камне в московском Гребневском храме гласила, что князь Дмитрий Иоаннович принял этот образ в дар от казаков, поселенных в верховьях Дона, которых он всегда жаловал за их великую храбрость.
В XIX веке Гребневская икона Богоматери была изображена в росписи храма Христа Спасителя. На стенах северного придела св. Александра Невского (на хорах) поместили образы 28 чудотворных особо чтимых в России икон Богоматери, через которые Она оказала Свои милости и спасла от бедствий Москву и многие русские города. Наряду с Боголюбской, Федоровской, Тихвинской, Страстной иконами там изображена и Гребневская.
Версии историков о появлении московского храма во имя Гребневской иконы различны. Согласно первой, общепринятой, версии, в 1471 году правнук Дмитрия Донского, великий князь Иван III «впал во гнев на Великий Новгород» за то, что его власти и местная знать решили уйти под покровительство литовского князя. Собираясь в поход на Новгород и на отступников «к латинству», он дал обет возвести в Москве храм во имя Богородицы и взял с собой Гребневскую икону. Поход завершился победой московского государя. И в 1472 году Иван III построил на Лубянке близ Кремля деревянную Успенскую церковь, «что на Бору» (в то время на подступах к Кремлю еще шумел древний сосновый бор). А Гребневскую икону, подарившую ему победу, государь приказал благолепно украсить серебром с драгоценными каменьями, и еще написать на киоте акафист в благодарение за рождение сына, будущего великого князя Василия III.
Вторая версия гласит, что Иван III создал только деревянный храм Успения, а каменный храм построил его сын Василий III. Оттого архитектором Гребневской церкви предположительно называют Алевиза Фрязина – любимого придворного зодчего Василия III, построившего кремлевский Архангельский собор. Третья версия сложней. Ее приверженцы считают, что Гребневский храм был выстроен сразу каменным при Василии III, приблизительно в 1514-1520 годах, и намеренно во имя чудотворной Гребневской иконы, ради ее перенесения из Кремля. А в честь Новгородского похода Ивана III была устроена другая местная церковь во имя св. архидиакона Евпла. Она тоже не сохранилась до наших дней.
1612 год вписал Гребневскую церковь на страницы славной летописи борьбы москвичей за Отечество. В октябре того года войско князя Трубецкого подступило от этого храма к Никольским воротам Китай-города, участвуя в осаде поляков в Кремле силами русского ополчения. Те, не выдержав голода, вскоре сдались на милость победителя, испросив только «пощаду жизни».
Стефану Яворскому приписывают авторство «Сказания о Гребневской иконе Божьей Матери», он же занимался выверкой текста и подготовкой издания славянской Библии. Одна из ярких и по-своему трагических личностей петровской эпохи, проповедник, слово которого было «солию премудрости растворено», он скончался в год учреждения Святейшего Синода. Отпевали митрополита Стефана в освященном им Гребневском храме. К тому времени в его стенах похоронили учителя Петра I, знаменитого Никиту Зотова
Через два года в храме обрел последний покой его самый знаменитый прихожанин Леонтий Магницкий, автор первой русской «Арифметики» – учебника по математики, который почти полвека был единственным пособием для учащихся. Эту книгу привез в Поморье, Михайле Ломоносову, его односельчанин, и юный гений учился по ней, а потом взял «Арифметику» с собой в Москву, позднее назвав ее «вратами своей учености».
Знаменательно, что свое образование Магницкий получил в церкви, где с детства был чтецом, и от монахов Иосифо-Волоколамского монастыря, куда юношу отправили простым возчиком рыбы. Иноки были столь поражены умом и знаниями мальчика, что оставили его при обители чтецом, а потом отправили в московский Симонов монастырь готовить в священники. Оттуда он естественно попал в Славяно-Греко-Латинскую академию – в ее библиотеке Магницкий и нашел книги по точным наукам. Скоро они остро понадобились Державе Российской – в 1701 году Петр учредил Навигацкую школу для нужд флота, которую разместили в Сухаревой башне. Магницкого познакомили с царем и пригласили преподавателем в школу, где он прослужил до самой смерти. Петр пожаловал ему имения и дом на Лубянке, в приходе Гребневской церкви. А вскоре самодержец пожелал иметь в Навигацкой школе отечественный учебник по математики. Им и стала «Арифметика» Магницкого, где, кстати, впервые сообщались градусы широты и долготы для Москвы, Киева, Архангельска.
Сам Магницкий был глубоко верующим ученым, для которого наука исходила из религии и церкви, потому он противился подмене церковного знания, согласующегося с законами науки, материалистическим изучением природы. Надпись на его могильной плите, устроенная сыном, гласила: «первому в России математики учителю», личности «без всякого пороку», «любови к ближнему нелицемерной, жития чистого, смирения глубочайшего, разума зрелого, правдодушия»…
Незадолго до революции знаменитый археолог Стеллецкий проводил раскопки в подклете церкви и обнаружил там подземную галерею. Позднее были найдены белокаменные тайные ходы, но их не исследовали археологи, поскольку церковь спешно готовили к сносу.
Потом в Гребневский храм ненадолго попал список чудотворной Владимирской иконы, перенесенный из часовни преподобного Сергия у Ильинских ворот, а затем переданный в Третьяковскую галерею. На ней было редкое изображение преподобного Сергия в молитвенном обращении к Богоматери. Поскольку святой был изображен один, а не с преемником своим Никоном Радонежским, ученые отнесли образ к очень раннему иконографическому типу и, кроме того, сочли его свидетельством, что именно Владимирская икона Богоматери была келейной иконой преподобного Сергия.
Переживший многие беды Гребневский храм был уничтожен только большевиками. После революции Мясницкая улица ненадолго стала Первомайской, и в 1919 году в доме рядом с церковью, где были устроены первые коммуналки, поселился Маяковский: в «комнатенке-лодочке» он прожил до смерти. Но не его имя, а С.М. Кирова с 1935 года стала носить Мясницкая улица, так как в декабре 19134 года гроб с телом убитого большевика пронесли по ней с Ленинградского вокзала к Кремлевской стене. Это было последнее, что увидела на своем веку Гребневская церковь.
Ценные древние иконы школы Андрея Рублева передали в Третьяковскую галерею, резную надпрестольную сень – подарок Грозного – в Коломенское, а надгробную плиту с могилы Тредиаковского – в соседний музей Маяковского. На образовавшемся пустыре водрузили будку-шахту для вентиляции метро. И только в сравнительно недавнее время – в 1980-х годах на том месте выстроили огромное здание для Вычислительного центра КГБ, рядом с книжным магазином «Библио-Глобус». От церкви не осталось ничего, кроме памяти – даже в местной топонимике нет ее следа.
Гребневский храм г. Одинцово
Гребневский храм г. Одинцово запись закреплена
Гребневский храм г. Одинцово запись закреплена
Гребневский храм г. Одинцово запись закреплена
Гребневский храм г. Одинцово запись закреплена
Гребневский храм г. Одинцово запись закреплена
Гребневский храм г. Одинцово запись закреплена
Одинцовская епархия
Приглашаем 26 сентября на Елисаветинский крестный ход! Программа на 26 сентября 2021 (Ильинское – Усово):
08.00 – отъезд автобусов с паломниками от ст. Павшино и м. Молодежная (выход из 1 вагона от центра) в с.Усово.
9.00 – встреча епископа Одинцовского и Красногорского Фомы у храма Спаса Нерукотворного Образа с. Усово.
Показать полностью.
09.30 – Божественная литургия в храме Спаса Нерукотворного Образа с. Усово.
10.00 – Божественная литургия в Ильинском храме с. Ильинское.
12.00 – построение Крестного хода у Ильинского храма в с.Ильинское.
12.30 – начало движения Крестного хода от Ильинского храма в с. Ильинское.
13.30 – переправа Крестного хода через Москву-реку по понтонному мосту и на плотах. Чтение акафиста святой преподобномученице Великой Княгине Елисавете Феодоровне.
14.30 – остановка для чтения Святого Евангелия у школы, основанной Императрицей Марией Александровной в с. Усово
15.00 – прибытие, молебен в храме Спаса Нерукотворного Образа в с. Усово святым преподобномученицам Великой Княгине Елисавете Феодоровне и крестовой сестре Варваре.
18.00 и 19.30 – отъезд автобусов с паломниками в Москву от Спасского храма
Российские древности: церковь Гребневской иконы Божией Матери на Лубянке
Фотография из альбома «Реконструкция Москвы», 1934 год
В мае 1935 года Москва лишилась единственной своей церкви во имя древней, времен Дмитрия Донского, Гребневской иконы Божией Матери. Выстроенный предположительно в 1514–1520 годах храм с древнейшей в столице шатровой колокольней и усыпальницей значимых в истории России персон уцелел во время Смуты, страшных пожаров 1737 и 1812 годов, но не выстоял в период строительства метрополитена.
Гребневская икона Божией Матери стала одной из московских святынь в XIV веке. В 1380 году Дмитрий Донской возвращался в Москву после Куликовской битвы. На пути его стоял древний городок казаков Гребня, жители которого и поднесли князю местный чудотворный образ. С благодарностью приняв дар, великий князь поместил его в Успенском соборе Кремля.
«Вид на улице Малой Лубянке на церковь иконы Гребневской Богоматери и Никольские ворота Китай-города», 1800-е гг.
История же возведения в Москве церкви Гребневской иконы Божией Матери имеет несколько версий.
Версия первая. В 1471 году великий князь Иван III, правнук Дмитрия Донского, отправился в военный поход на Великий Новгород. Поводом для выступления войск послужили слухи о том, что часть новгородского боярства во главе с Марфой Борецкой решили заключить союз с Литвой и, более того, создать независимую от Москвы церковь. Так что Иван III «впал во гнев» на отступников и в поход взял с собой Гребневскую икону. Разгромив новгородцев в битве на Шелони, Иван III построил в 1472 году близ Кремля обетную деревянную Успенскую церковь, «что на Бору». Гребневскую же икону украсили серебром и драгоценными камнями, а потом с крестным ходом перенесли из Успенского собора в новую церковь. Кстати, Лубянкой место (улица) постройки церкви стало называться из-за новгородских переселенцев, у которых на родине была улица Лубяница.
Версия вторая. В честь новгородского похода Ивана III была поставлена церковь во имя Святого Архидиакона Евпла (не сохранилась), а храм специально под Гребневскую икону возвел уже в камне сын Ивана III —Василий III. В этом случае датой постройки считают 1514–1520 годы, а архитектором предположительно называют Алевиза Фрязина Нового.
Фотография из книги М. В. Красовского «Очерк истории московского периода древне-русского церковного зодчества», 1911 г.
Версия третья. В 1570 году Иван Грозный, внук Ивана III и сын Василия III, вернувшийся из похода на Великий Новгород, приказал на месте старинного деревянного храма XV века возвести каменный и перенести в него Гребневскую икону. Так или иначе, известно, что царь подарил храму редкой красоты резную надпрестольную сень.
Первое сохранившееся упоминание о новом приделе во имя Дмитрия Солунского, расположившемся в южной апсиде, относится к 1585 году, уже после смерти Ивана Грозного. Однако исследователи полагают, что построен он был раньше, в честь рождения в 1582 году царевича Дмитрия (младшего). По крайней мере на древность венчавшей придел шатровой колокольни (стоявшей, вопреки традиции, не на западе, а на юго-востоке) указывал стиль ее оформления. Крест на колокольне, по преданию, был той формы, что упразднили на Стоглавом соборе 1551 года в начале правления Ивана Грозного.
Фотография из альбома Н. А. Найденова «Москва. Соборы, монастыри и церкви, Ч. 2, Белый город», 1882 г.
В 1612 году именно от этого храма отряды князя Дмитрия Тимофеевича Трубецкого двинулись к Никольским воротам Китай-города — на осаду засевших в Кремле польско-литовских войск. В 1635 году был освящен придел во имя Святого Иоанна Нового Белградского — в честь именин царевича Ивана Михайловича, сына первого царя из династии Романовых. Иван Михайлович умер пятилетним, а вот его старший брат Алексей Михайлович правил 30 лет. В 1682 году на колокольне появляется колокол с надписью: «7190 построен колокол сей к церкве Пресвятыя Богородицы Гребневския по Володимире Ивановиче, по жене его Феодоре Ботанове, княгини Феодоры, дан колокол 200 рублев, лил сей колокол мастер Федор Моторин». Напомним, что Федор Дмитриевич Моторин был ведущим литейщиком Пушечного двора и автором колоколов для многих московских храмов.
Фотография колокольни из книги И. Э. Грабаря «История русского искусства», т. 2, 1910 г.
В петровскую эпоху делом обновления храма занималась любимая сестра Петра I Наталья Алексеевна. В 1711 году царевна распорядилась на время ремонта церкви перенести древнюю Гребневскую икону к себе в Преображенское. После ремонта и освящения нового придела во имя преподобного Сергия Радонежского царевна лично сопроводила заново украшенную и отреставрированную икону обратно в храм. На столбах ворот ограды со стороны Мясницкой улицы были помещены две доски с надписями (продублированными и внутри главного придела), которые сообщали предание о возведении деревянной церкви Иваном III, отмечали заботы о храме Василия III и царевны Натальи Алексеевны. При императрице Елизавете Петровне на колокольне появятся два колокола, вес одного из них составит 138 пудов. Колокол времен Екатерины II имел по кругу обширную надпись об истории храма. Кстати, протоиерей Петр Гребневский, несколько лет состоявший духовником будущей императрицы, княгини Екатерины Алексеевны, служение начинал как раз в церкви Гребневской иконы Божией Матери на Лубянке.
Вход в церковь. Фотография М. П. Волкова, 1900–1910 гг.
Храм стал усыпальницей для Никиты Моисеевича Зотова — думного дьяка, учителя Петра I; Леонтия Филипповича Магницкого — автора первой русской «Арифметики», по которой в свое время учился юный Михайло Ломоносов; семей Урусовых, Толстых, Щербатовых. Есть легенда, что похоронен здесь и знаменитый поэт и переводчик XVIII века Василий Кириллович Тредиаковский. Почему легенда? Дело в том, что, согласно другим источникам, скончался он в Санкт-Петербурге и был погребен на Смоленском православном кладбище. Могила его считается утерянной с 1777 года, после наводнения. В 1850 году во время очередного ремонта в церкви Гребневской иконы Божией Матери на Лубянке был найден камень, который посчитали надгробием Тредиаковского. Но если в случае с захоронением Магницкого была найдена гробница, то здесь кроме камня больше ничего не нашли. Информация о том, сохранился ли этот камень и где он может находиться сейчас, тоже разнится.
Зарисовка Д. П. Сухова 1926 года
В начале 1920-х исследовать и реставрировать храм начал архитектор, реставратор, защитник русских древностей Дмитрий Петрович Сухов. Но в 1926 году, когда работы еще продолжались, московские власти захотели снести церковь «ввиду узости места для проезда трамвая». Церковь начали спасать. Общество «Старая Москва» заявило: «Гребневская церковь, построенная в XVI в. и совершенно исключительная по ряду деталей, отразивших влияние новгородской архитектуры, и занимающая совершенно особое место среди московских памятников по своеобразной группировке составных ее частей, ни в коем случае не может быть сломана». Ему вторила Академия наук: «Уничтожение этого памятника было бы невознаградимой утратой». Но самым пламенным было ходатайство во ВЦИК, которое написали 600 прихожан храма. Приведем этот документ полностью, он того стоит.
«Во Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет членов общины при Гребневском, что на Лубянской площади, храме
Встревоженные появившимися в газетах сведениями о предстоящем сносе нескольких исторических памятников в г. Москве, в том числе и храма Гребневского, который по договору принят нами от Административного Отдела Моссовета чрез музейный отдел Главнауки не только как место наших собраний с богослужебными целями, но и как в высшей степени исторически ценный памятник зодчества XV–XVI века, мы настоящим считаем долгом мотивировать наше настоящее ходатайство нижеследующими доводами:
а) храм этот (по данным летописи) является памятником победы над Мамаем и построенный Дмитрием Донским впоследствии был расширен Грозным;
б) под сводами этого храма покоятся тела умерших, среди которых погребены: Магницкий, первый учитель математики; Зотов, учитель Петра Великого, поэт Тредиаковский… Таким образом храм этот ценен не только как древний исторический памятник зодчества, но и как усыпальница;
Церковь в XVII веке. Реконструкция В. А. Рябова
в) община, пользуясь храмом для удовлетворения своих религиозных нужд, в то же время особенно заботится и оберегает этот храм как археологическую ценность и с этой целью стремится восстановить его в первоначальном виде, израсходовав на эту цель в 1924 г. около 6000 руб., в 1925 г. около 2000 руб. и в текущем 1926 г. до 3000 руб.;
г) в работах нынешнего года по восстановлению этого памятника выявились очень ценные архитектурные новые находки и, наконец,
д) мы знаем, что в истории архитектуры этот храм имеет ценное место и всеми представителями искусства и науки отмечен как редкий и единственный для Москвы памятник зодчества, что закреплено такими авторитетами науки и искусства, как Рихтер, Мартынов, Снегирев, Павлинов, Грабарь и др.
В 1737 г., когда Москва превратилась в огненное море, когда пламя лилось из западной части Белого города через Кремль и Китай-город в северо-восточную и все истребляло в своем потоке, Гребневский храм остался цел.
В 1812 г. пожар Москвы миновал это место и храм Гребневский не подвергся опасности, уцелел…
Мы не можем допустить мысли, что Советская власть и Правительство наше, так бережно охраняющее и восстанавливающее памятники исторической ценности, оберегающее от разорения даже позднейшей постройки и памятники не только в Москве, но и по всему СССР, допустит уничтожение такого ценного памятника XVI века, каким действительно является Гребневский храм, на окончательное восстановление которого мы, нижеподписавшиеся, изыщем все необходимые материальные средства. Означенное ходатайство подается нами не столько как верующими, сколько как гражданами СССР. Подавляющее большинство подписавшихся под этим ходатайством — рабочие, крестьяне и служащие (государственных учреждений). Для подачи сего ходатайства уполномочиваются: Карзенин Николай Максимович (столяр), Шикунов Иван Иванович (монтер), Севастьянов Михаил Александрович (наборщик-печатник), Горшков Алексей Васильевич (вагоновожатый).
Секретарь Совета Общины (подпись)».
Храм удалось отстоять, разобрали лишь колокольню, трапезную, ограду и пристройки. Однако 25 марта 1933 года президиум Моссовета постановил: «В связи с прокладкой шахты № 13 и № 14 Метростроя церковь Гребневскую закрыть, а здание передать Метрострою для машин». А 1 мая 1935 года храма не стало. На его месте была сооружена будка вентиляционной шахты метро. В 1980-х годах здесь было выстроено здание Вычислительного центра КГБ.