храм иова московского на можайке расписание богослужений
Храм свт.Иова Патриаршее подворье Старицкого м-я
«Если на вашу долю выпала честь строить Дом Божий,
примите это как великий дар Творца,
ибо десница Господа касается того,
кто строит храмы и многие грехи простит тому Господь»
Святой преподобный Серафим Саровский
Воспринял это послушание и как крест, и как милость Божию.
Дело даже не в том, кто будет потом служить в этом храме и проч. Дело в том, что Господь призвал участвовать в возведении Дома Его! Именно это и вызывает трепет, именно это и воспринимается как Милость Его. Ведь для многих строительство храма так и остается несбыточной мечтой всей их жизни.
Но такое великое дело сложно совершать в одиночестве! И даже при могучем спонсоре, всегда есть место для подвига и личного участия в благом деле тех, чье сердце пылает любовью к Богу и желанием потрудиться ради Него.
Не останется незамеченным никто из потрудившихся в этом благом делании. Вспоминается Пасхальное слово свт. Иоанна Златоуста «Кто благочестив и Боголюбив — насладись ныне сим прекрасным и радостным торжеством! Кто слуга благоразумный — войди, радуясь, в радость Господа своего! Кто потрудился, постясь, — прими ныне динарий! Кто работал с первого часа — получи ныне заслуженную плату! Кто пришел после третьего часа — с благодарностью празднуй! Кто достиг только после шестого часа — нисколько не сомневайся, ибо и ничего не теряешь! Кто замедлил и до девятого часа — приступи без всякого сомнения и боязни! Кто же подоспел прийти лишь к одиннадцатому часу — и тот не страшися своего промедления! Ибо щедр Домовладыка: принимает последнего, как и первого; ублажает пришедшего в одиннадцатый час так же, как и трудившегося с первого часа; и последнего одаряет, и первому воздает достойное; и тому дает, и этому дарует; и деяние принимает, и намерение приветствует; и труд ценит, и расположение хвалит».
Храму нужна ВАША помощь, возлюбленные о Господе! Религиозная организация «Патриаршее подворье Свято-Успенского Старицкого монастыря при храме свт. Иова, Патриарха Московского и всея Руси г. Москвы Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)» Наименование:
Религиозная организация «Патриаршее подворье Свято-Успенского Старицкого монастыря при храме свт.Иова, Патриарха Московского и всея Руси, г.Москвы Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)»
Назначение : Пожертвование на уставную деятельность.
Елена Кирикова запись закреплена
https://www.sestroretsk.com/main/135133/
Показ «Вестника Духовно-просветительского центра» Сестрорецка состоится 7 ноября на ТК «Залив ТВ». Репортаж также будет показан на телеканале «Союз». Он приурочен к роковой дате Октябрьской революции в истории России.
В программу включен репортаж о посещении митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Варсонофием храма Тихвинской иконы Божией Матери и совершении правящим архиереем Всенощного бдения.
Показать полностью.
Казачья община подарила владыке икону Божией Матери «Непобедимая Победа» (Сестрорецкую). https://www.sestroretsk.com/main/95171/
Образ, родившийся на берегах Разлива, выражает молитвенное воздыхание к Царице Небесной о разрушении коммунистических капищ, победе над идолопоклонничеством и искоренении классовой непримиримости.
А так же предлагаем Вашему вниманию Фильм архимандрита Гавриила (Коневиченко) «Набат к покаянию» https://www.youtube.com/watch?v=hMiAqrx9flE
Храм свт.Иова Патриаршее подворье Старицкого м-я запись закреплена
Роман Саталкин
Храм свт.Иова Патриаршее подворье Старицкого м-я запись закреплена
Казанская икона Божией Матери
4 ноября — 394-я годовщина со дня избавления Москвы и России от польской интервенции. В этот день Православная Церковь прославляет доблестное русское ополчение, спасшее Отчизну и веру православную в тяжкую годину Смутного времени. Но более всего в этот день чтут «Заступницу усердную рода христианского» — Казанскую икону Божией Матери, незримую покровительницу русских людей в час испытаний.
Показать полностью.
15 лет в истории России (с 1598 по 1613 г.), названных потом Смутным временем, вместили в себя так много событий, что в истории любого другого государства их с лихвой хватило бы на добрую сотню лет. Судите сами:
– три царя — Борис Годунов (1598–1605), Лжедмитрий I (1605–1606) и Василий Шуйский (1606–1610);
– засуха, голод, эпидемия чумы;
– восстание Ивана Болотникова (1606);
– самозванец Лжедмитрий II («тушинский вор») (1607–1610);
– одновременное существование двух правительств — про-польского в Москве и «тушинского»;
– осада Троице-Сергиева монастыря (1608–1610);
– избрание на московский престол польского королевича Владислава (1610);
– Первое народное ополчение под предводительством Прокопия Ляпунова (1611);
– война с Польшей (1609–1618);
– шведская оккупация Новгорода и северных земель — Корелы, Копорья, Ладоги, Порхова, Иван-города, Тихвина и Орешка;
– Второе народное ополчение и освобождение Москвы (1612);
– выборы нового русского царя — 16-летнего Михаила Романова.
Нам сегодня трудно себе представить, что пришлось пережить тогда русским людям. Вот лишь три исторических факта польской интервенции:
– 16 месяцев (с сентября 1608 г. по январь 1610 г.) длилась осада Троице-Сергиева монастыря. 15 тысяч поляков не могли сломить дух двух с половиной (!) тысяч русских, из которых к последнему штурму 31 июля 1609 г. остался в живых лишь каждый десятый;
– в сентябре 1609 г. польский король Сигизмунд осадил Смоленск. Город стойко держался 20 месяцев, хотя из-за страшной цинги (всего-то не было соли!) его население уменьшилось в 9 раз;
– в марте 1611 г. поляки выжгли Москву до Китай-города и Кремля, где укрылись сами. Убитых и сгоревших москвичей было около 60 тысяч.
«Никогда Россия не была в столь бедственном положении, — отмечал известный русский писатель начала XIX в. Михаил Загоскин в своем романе «Юрий Милославский, или Русские в 1612 году», — как в начале XVII столетия: внешние враги, внутренние раздоры, смуты бояр, а более всего совершенное безначалие — все угрожало неизбежной погибелью земле Русской».
И как всегда, в самых тяжелых жизненных обстоятельствах обратился русский человек к Богу, «чтобы Он пощадил останок рода христианского». Начался беспримерный религиозный подъем всего народа. Иерархи Русской Церкви, многие из которых погибли от рук поляков, но не предали веру своих отцов, показывали пример служения Родине. Это архиепископы Феоктист Тверской, Иосиф Коломенский, Сергий Смоленский, епископы Галактион Суздальский, Геннадий Псковский, Феодосий Астраханский, преподобные Галактион Вологодский, Евфросин-прозорливец Синозерский, Иринарх-затворник Ростовский и оставшиеся безымянными многие и многие монахи и священнослужители.
По всей России набатом разносился голос патриарха Ермогена, «несокрушимого столпа Православия»: «Посмотрите, как Отечество наше расхищается и разоряется чужими; какому поруганию предаются святые иконы и церкви, как проливается кровь неповинных, вопиющая к Богу!» (ноябрь 1609 г.).
После мученической смерти 80-летнего русского патриарха в заточении у поляков в Кремле в феврале 1612 г. его дело по возрождению национально-патриотического сознания русских людей продолжила обитель преподобного Сергия. Ее архимандрит Дионисий (Зобниновский) и келарь старец Авраамий (Палицын) призывали: «Всем православным христианам [надо] стать сообща против вечных врагов Креста Христова — польских и литовских людей. Бога ради, поспешите в Москву на сход»; «…постоять за благочестие и Отечество крепко и мужественно». Эти послания оказывали на людей сильнейшее воздействие. Пришло время долгожданного перелома…
Сказалась и Божья помощь: из уст в уста передавались рассказы о чудесных видениях и явлениях Богородицы, зафиксированные потом в летописях. Так, нижегородскому торговцу мясом, земскому старосте Кузьме Минину-Сухоруку явился преподобный Сергий Радонежский и повелел «разбудить спящих». В этом бесспорном факте (открытом Мининым на исповеди), думается, кроется ответ на вопрос, как один простой человек смог организовать народные массы. Без сомнения, то был Божий Промысл — ведь еще апостол Павел сказал: «Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Флп. 4, 13). Ближайшим помощником Минина стал нижегородский протопоп Савва.
Пламенный призыв Минина: «Станем за святую Русь, за Дом Пречистой Богородицы! Продадим жен и детей, но освободим Отечество!» — нашел отклик не только у нижегородцев. Вскоре свои рати и казну прислали Коломна, Рязань, Казань и другие русские города. Второе народное ополчение, составившееся, по словам летописца, из «последних людей от земли», возглавил 35-летний князь Дмитрий Михайлович Пожарский, участник Первого русского ополчения. Минин заведовал казной (кстати, Минин — не фамилия, а отчество Кузьмы Минича Сухорука: простолюдины не имели фамилии, и Минин — значит «Минич», «Минин сын»). Духовным руководителем ополчения стал митрополит Кирилл Ростовский.
Осада Китай-города продолжалась уже два месяца. Русские теряли уверенность в своих силах, сомневаясь в возможности захвата каменной твердыни — надежды на освобождение Москвы становилось все меньше. Казалось, что дух русского воинства сломлен. В столь горестном положении оставалась лишь одна надежда, — на помощь свыше — и опять обратились русские люди к Царице Небесной: отслужили торжественный молебен перед Ее чудотворным Казанским образом и наложили на себя строгий трехдневный пост. Князь Пожарский дал тогда обет: в случае дарования победы русскому воинству построить храм в честь Казанской иконы Божией Матери и украсить икону драгоценным окладом.
И небесная помощь не замедлила явиться — Богоматерь простерла Свой милостивый покров над Русской землей. Греческому архиепископу Арсению Елассонскому, которого поляки удерживали в плену в Кремле, явился преподобный Сергий Радонежский и предрек: «Предстательством Богоматери суд об Отечестве нашем преложен на милость — завтра же Москва будет в руках осаждающих, а Россия спасена».
Эта невероятно-радостная весть проникла в ряды ополченцев. Их сердца преисполнились таким мужеством и отвагой, что на следующий день, 22 октября (4 ноября по новому стилю), с упованием на помощь Заступницы Небесной, русские устремились на поляков — Китай-город был взят! А еще через три дня поляки, потерявшие всякую надежду удержать Кремль, сами сдали его русским. Благодарность русских людей к Заступнице Небесной не знала границ… Была зафиксирована она и в летописи: «Иконою Казанскою Пресвятой Богородицы 22 октября была первовзята круглая башня Китай-города».
А через три дня, в воскресенье, 25 октября, русские дружины торжественно, крестным ходом направились в Кремль, неся Казанскую икону Божией Матери. На Лобном месте крестный ход был встречен вышедшим навстречу из Кремля архиепископом Арсением, который нес Владимирскую икону Богородицы, «бывшую в плену» у поляков. Так встретились две русские святыни! В Успенском соборе Кремля было совершено богослужение, и все русские люди в сердечной радости воссылали благодарение Богу и Его Пречистой Матери за избавление от бедствий.
В торжественные дни венчания на царство нового русского государя Михаила Федоровича Романова (22 февраля 1613 г.) оба великих мужа — Дмитрий Пожарский и Кузьма Минин — были вознаграждены за свой подвиг во славу Отчизны: первый был пожалован в боярство, второй — в думные дворяне (отчество — Минин — теперь стало фамилией). В память столь чудесного заступничества Царицы Небесной было установлено ежегодное празднование Казанской иконы Божией Матери: в день ее обретения — 8 июля (21 июля по н. ст.) и в день избавления Москвы от поляков — 22 октября (4 ноября по н. ст.).
А слово свое боярин Пожарский сдержал: в 20-х годах XVII в. при его деятельном участии на Красной площади был воздвигнут первый деревянный Казанский храм, куда им собственноручно и была перенесена та самая Казанская икона Божией Матери, хранившаяся в его усадьбе на Лубянке.
По материалам: Православие.РУ
Храм свт.Иова Патриаршее подворье Старицкого м-я запись закреплена
Результат по сбору вещей и продуктов для нуждающихся
В понедельник 1 ноября, волонтеры из группы Милосердие храма свт.Иова упаковали, собранные прихожанами вещи и продукты для бездомных. Мы собрали 18 мешков одежды и обуви, 4 коробки средств личной гигиены, 3 мешка и 9 коробок продуктов.
А сегодня, были отправлены женские и детские вещи в Воронежскую епархию.
Радостно и благословенно в трудное время помнить не только о своих, но и о чужих нуждах.
Благодарим наших прихожан и всех кто отозвался и принял участие в этом общем добром деле.
#храмыМосквы #православие #христианство #вера
Храм свт.Иова Патриаршее подворье Старицкого м-я запись закреплена
Сбор вещей и продуктов для бездомных
Дорогие братья и сестры!
В наступающее холодное время года многие люди, лишенные крова и вынужденные обстоятельствами жить на улице, вновь поставлены на грань жизни и смерти.
Показать полностью.
С 24 ПО 30 ОКТЯБРЯ 2021 ГОДА
В ХРАМАХ ЗАПАДНОГО ВИКАРИАТСТВА ОБЪЯВЛЕН СБОР ВЕЩЕЙ И ПРОДУКТОВ ДЛЯ БЕЗДОМНЫХ
Собранные Вами вещи и продукты будут розданы бездомным людям на улицах Москвы через православные благотворительные организации, а также будут передаваться бездомным, проживающим ЦСА.
С 24 по 30 октября Вы можете принести и передать приходскому социальному сотруднику. В нашем храме установлены ящики для сбора на крыльце дома причта.
Прошу неравнодушных принять, по возможности, участие в проведении этой акции.
ОДЕЖДА, ТОЛЬКО МУЖСКАЯ!
куртки демисезонные
куртки зимние, пальто
брюки, свитера
рубашки, футболки
шапки, шарфы
перчатки, обувь, ремни
ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ:
лапша и картофель быстрого приготовления
заварные чаши
чай, сахар
крупы (рис, гречка, горох, манка)
макароны, мука
масло подсолнечное
консервы, мед
ПРЕДМЕТЫ ЛИЧНОЙ ГИГИЕНЫ: мыло, одноразовы бритвенные станки, пена для бритья.
Просьба приносить только мужские вещи, чистые и годные к использованию.
Детская и женская одежда не принимается!
Елена Кирикова запись закреплена
https://www.sestroretsk.com/main/134752/
9 октября 2021 года. Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий совершил Всенощное бдение в храме Тихвинской иконы Божией Матери Сестрорецка
Его Высокопреосвященству сослужили секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, настоятель архимандрит Гавриил (Коневиченко) с клиром, иерей Павел Ермошкин и другие священнослужители.
За Богослужением вместе с прихожанами и гостями храма молились казаки общины «Невская сечь». В числе молящихся был помощник Председателя Законодательного Собрания Санкт-Петербурга А. А. Ваймер.
Во время чтения канона владыка попросил отца Гавриила показать приход. Настоятель храма Тихвинской иконы Божией Матери Сестрорецка архимандрит Гавриил (Коневиченко) показал митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому Варсонофию поклонный Царский крест, который установлен у Духовно-просветительского центра и Библиотеку памяти Государя Императора Николая II. В Библиотеке Памяти Государя Императора Николая II отец Гавриил рассказал владыке об истории ее создания. Фонды библиотеки сейчас насчитывают более 28 000 единиц хранения.
Также отец Гавриил показал владыке вещевую службу «Петербургской станицы».
Затем владыка и отец Гавриил спустились в Мемориал памяти мученического подвига Царской Семьи «Расстрельная комната», в то место, которое напоминает о доме Ипатьева и о подвале Ипатьевского дома, где пролилась Царская кровь, где Царская Семья приняла мученическую кончину. В «Расстрельной комнате» отец Гавриил рассказал о написании картины «Преисподняя Ипатьевского дома».
Царский мемориал «Расстрельная комната» очень впечатлил владыку Варсонофия.
Затем батюшка Гавриил показал владыке выставочный павильон «Спасская башня», который находится перед зданием на территории Духовно-просветительского центра и храма Тихвинской иконы Божией Матери. Сейчас в павильоне инсталляция, посвященная 800-летию святого благоверного великого князя Александра Невского, установленная 11 сентября 2021 года.
«Каждый воскресный вечер на богослужении мы прославляем воскресшего Господа, благодарим Его за подвиг, совершенный ради нашего спасения, — сказал владыка в проповеди. — Поклоняясь Его Воскресению, Святая Церковь совершает память угодников Божиих. Мы должны внимательно слушать чтение за Всенощным бдением канонов, стихир: в них раскрывается суть подвига святых. Если слушаем внимательно, можем их примером вдохновиться. Нам кажется, что мы живем трудно, молимся, соблюдаем посты, все правильно делаем. Но если посмотреть на подвиг святых, то все наши дела далеки от этого, как земля от неба. Сегодня мы чтим память нескольких святых, я кратко о некоторых из них скажу. Например, мученик Каллистрат, который жил во втором веке, в еще языческом мире. Его дед стоял у Креста на Голгофе, был из Карфагена, служил в войске Понтия Пилата. Увидев, как распинают Сына Божия, уверовал во Христа и передал свою веру сыну Нестору, который тоже был военным, как и его сын Каллистрат, отличавшийся кротким нравом. По ночам, когда в казарме все спали, он уходил молиться в тайное место. Его выследили и донесли начальству. Начальники стали угрожать, что если он не откажется от веры, его замучают. Он не принес жертвы языческим богам и выбрал Христа. После истязаний его зашили в мешок и бросили в море. Мешок зацепился за острую скалу и разорвался, а дельфины по промыслу Божию вынесли Каллистрата на берег. Сорок пять воинов были поражены этому чуду и уверовали во Христа. Всех их бросили в темницу, и там Каллистрат рассказал воинам, что Христос — Сын Божий и не нужно бояться смерти: они получат мученические венцы. Военачальник приказал воинов утопить, но не в море, а в пруду, где дельфинов нет. Их связали по рукам и ногам и бросили в пруд. Но веревки развязались. Видя это чудо, еще сто тридцать пять воинов уверовали во Христа. Тогда этих сорок пять казнили, а те сто тридцать пять их погребли».
«Второй святой, о котором я хочу рассказать, это преподобный Савватий Соловецкий, — продолжил архипастырь. — Он жил в пятнадцатом веке в монастырях, устроенных учениками преподобного Сергия Радонежского. Начал подвизаться в Кирилло-Белозерской обители, принял там монашеский постриг и решил уйти в более уединенное место. Пришел сначала на Валаам, но и здесь не нашел покоя, и направился дальше на север. Достиг Белого моря и Соловецких островов. Здесь вместе с преподобным Германом основал монастырь, позже к ним присоединился преподобный Зосима. Так появилась обитель, где они подвизались в суровейших условиях. Это сейчас на Соловках все благоустроено, а тогда ничего не было. Остров не был населен, иногда приплывали туда охотники или рыбаки. В уединении, в суровых условиях они подвизались много лет. Я не знаю, какими для этого нужно обладать духовными силами. Господь укреплял их, посылал им ангела, и в конце концов они все стали святыми. Прошли века, Соловецкая обитель тоже стала известной, но наступили революционные времена, и мощи святых угодников «помешали» советской власти. Их осквернили. Тогда многие святыни привозили в Казанский собор, где был антирелигиозный музей. Мощи преподобного Савватия были здесь до 1990 года. Патриарх Алексий Второй обратился к властям, и их передали Церкви. Два года они находились в Александро-Невской лавре, а потом были перенесены в обитель».
За усердное служение Святой Церкви и в связи с 55-летием настоятель был награжден патриаршей грамотой.
Правящему архиерею была подарена икона Божией Матери «Непобедимая Победа» (Сестрорецкая). «Мы находимся у озера Разлив, в котором истории больше, чем воды, — сказал отец Гавриил. — На его берегах — шалаш и сарай, это второе место поклонения злодею, из-за которого погибла Царская Семья и Великая Империя. Первое — это мавзолей на Красной площади, где заблудшие поклоняются идолу. Иконописный образ — это видимое молитвенное воздыхание нашей казачьей общины Церкви Небесной. Мы взываем ко Господу, Божией Матери, святым. Божия Матерь на этой иконе является с Крестом, на котором был распят Ее Божественный Сын. Крестом Она попирает мавзолей, это капище проваливается в преисподнюю, оттуда выползает змей, его прокалывают архангелы Михаил и Гавриил, а святой Лонгин сотник делает контрольный прокол. Здесь изображены и священномученики Вениамин и Серафим Петроградские, и архимандрит Гавриил (Ургебадзе), и священномученик Николай, епископ Сестрорецкий, небесный ангел нашего города, и лейб-медик Боткин, и профессор права Юрий Новицкий — новомученики. Мы также видим Успенский собор Кремля с Владимирской иконой Божией Матери на фасаде, храм Христа Спасителя, Никольскую башню с воинственным образом Николая Чудотворца. Этот образ родился здесь, мы назвали его «Непобедимая Победа» (Сестрорецкая). Доска сделана в виде креста. Казаки написали две иконы: одну подарили нашему храму, другую мы приготовили к вашему приезду».
Храм построен в 2004 году, освящен 4 мая 2005 года. При нем действуют духовно-просветительский центр и библиотека.
По материалам ИА «Вода живая»,
09. 10.21
Престольные праздники
День памяти Святителя Иова первого Патриарха Московского и всея Руси
Второго июля Православная Церковь отмечает день памяти Святителя Иова первого Патриарха Московского. Главной целью деятельности Патриарха Иова было укрепление в стране Православия и Русской Церкви, проявлял заботу об укреплении дисциплины духовенства.
По инициативе святителя были проведены преобразования, в результате которых архиепископии были преобразованы в митрополии — Новгородскую, Казанскую, Ростовскую и Крутицкую; другие епархии стали архиепископиями — Вологодской, Суздальской, Смоленской, Рязанской, Тверской; были учреждены новые епархии, основано более десятка монастырей. Личные средства и богатые царские подарки Патриарх Иов употреблял на милостыню и строительство храмов.
Попечением Патриарха Иова возобновилось печатание богослужебных книг, которых повсеместно не хватало, особенно в присоединенных землях — Казани, Астрахани, Сибири. По благословению святителя Иова впервые были изданы Триодь Постная, Триодь Цветная, Октоих, Минея Общая, Чиновник архиерейского служения и Служебник.
Святитель предпринял также нeкоторые меры по исправлению существовавших неточностей в богослужебных книгах. При Патриархе Иове были прославлены новые русские святые: святой Василий Блаженный, преподобный Иосиф Волоколамский (святитель сам написал ему канон и «исправил службу»), святители Казанские Гурий и Варсонофий, благоверный князь Роман Угличский, преподобные Антоний Римлянин и Корнилий, блаженный Иоанн Московский, преподобные Игнатий Вологодский и Мартирий Зеленецкий. Heкоторым святым, уже чтимым на Руси, были установлены новые дни празднования.
При святителе Иове развивалась миссионерская деятельность, направленная на укрепление православной веры в отдаленных районах государства (в Сибири, на Русском Севере), а также в Грузии. По благословению Патриарха православные миссионеры возрождали храмы и монастыри на окраинах России, несколько новых обителей было основано и в европейской части страны, в Москве был устроен Донской монастырь.
Первый в мире храм в честь святителя Иова
В это воскресенье, 19 марта 2017 года, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавит чин великого освящения нового храма в честь святителя Иова, Патриарха Московского и всея Руси, Патриаршего подворья Старицкого Успенского монастыря, возведенного на западе столицы.
Накануне этого события мы побеседовали с его настоятелем иереем Александром Нарушевым, который рассказал о том, как проходило строительство, и о том, как новый храм изменил жизнь района.
― Отец Александр, как принималось решение построить храм в честь святителя Иова, Патриарха Московского и всея Руси?
― Инициатором и благотворителем строительства храма выступил Фонд возрождения Старицкого Успенского мужского монастыря. Дело в том, что жизнь Патриарха Иова была тесно связана и со Старицей, и с Москвой. Столица стала местом его Патриаршего служения, а Старица — местом его рождения, заточения и кончины. Здесь он начинал свой иноческий подвиг и здесь же, в Успенском Старицком монастыре, был заключен после несправедливого изгнания из Москвы. Когда же после падения Лжедмитрия I народ вновь просил святителя возвратиться в Первопрестольный град и занять Патриарший престол, здоровье Предстоятеля было совершенно подорвано. Слепой, он благословил на свое место митрополита Казанского Ермогена, а сам вернулся в Старицу, где в скором времени скончался.
Председатель Фонда В.Б. Христенко и исполнительный директор Фонда Ю.В. Александрин
Председатель Фонда Виктор Борисович Христенко возродил из небытия Старицкий монастырь в Тверской области. И в память о святителе Иове ему захотелось построить храм в городе, где тот нес свое Патриаршее служение. Такая возможность представилась в рамках Программы строительства православных храмов в Москве.
Наш храм, престол которого посвящен Патриарху Иову, пока единственный в мире. Насколько мне известно, второй строится в Волгограде. Наш приход носит название Патриаршего подворья Старицкого Успенского мужского монастыря. Этот статус сохраняет духовную связь с самим монастырем и оправдывает тот факт, что его подворье расположено в другой области, что нетрадиционно.
— А как было выбрано место под храм?
— Это место на Можайском шоссе было выбрано неслучайно, поскольку именно в западном направлении от Москвы расположена Старица. И вероятно по этому пути когда-то отправлялся обоз со ссыльным святителем Иовом. Этой же дорогой он и возвращался обратно в столицу.
Наш район с одной стороны ограничен МКАДом, с другой ― Можайским шоссе, с третьей ― железной дорогой, а с четвертой сейчас будет строиться дорожная хорда, и, таким образом, мы будем отрезаны от всех других районов. Это и хорошо, и плохо. Определенная изолированность от внешнего мира способствует формированию общинной жизни, например. Это ценно.
На этом месте когда-то был пустырь, район назывался «Дубки», потому что в нем была дубовая роща. И при строительстве удалось сохранить остатки этой рощи, огораживая деревья специальными коробами, чтобы не повредить техникой стволы. Важно было сберечь этот оазис, когда вокруг сплошные автомобильные и железные дороги.
— Как Вы можете охарактеризовать свой приход?
— Старожилы рассказывают, что здесь еще в XX веке деревенские жители пасли коров и овец. В 70-х же годах здесь было много предприятий, которые обеспечивали работой местное население. После закрытия заводов люди остались не у дел. Сейчас наш район нельзя назвать простым и благополучным в социальном плане.
Строительство храма поспособствовало тому, что сквер, окружающий храм, покинули собиравшиеся там бродяги. И теперь взрослые люди с детьми могут безбоязненно гулять по скверу и территории храма, которая получилась достаточно большой. Этой весной мы будем продолжать ее обустраивать и озеленять.
Народ встретил строительство храма воодушевленно. Встречи с жителями проходили очень дружелюбно. Была пара случаев, когда недовольство проявляли владельцы собак, сетуя на то, что им теперь негде будет гулять со своими питомцами, но это незначительный процент.
Думаю, храм был выстрадан жителями. Мы долгое время вывозили с территории стройки мусор, бутылки, шприцы.
Более того, совсем недалеко от места, на котором начиналось строительство храма, была «точка», где собирались блудницы. Попытки переговоров с ними ни к чему не приводили. Я просил их не совершать греха, объяснял, что здесь строится храм, что не нужно гневить Бога. Но в ответ мне даже угрожали. Однажды спросили: «Не боишься не доехать до дома?» На что я ответил: «Боюсь, у меня четверо детей, но молчать тоже не могу». Тогда я решил сменить тактику и начал действовать не уговорами или угрозами, а иным способом. Мы стали приходить к этим людям и поздравлять их с Рождеством, с Пасхой, приносили им куличи, освященные яйца. Это вызывало, с одной стороны, смущение, а с другой ― даже радость… Понимаете, в каждом человеке есть внутренний человек. И до какой бы степени он ни был очернен, в какие-то моменты совесть — голос Божий — все равно прорывается. И после наших визитов совесть у этих людей потихоньку начала сигнализировать о том, что что-то не так. Почему я обо всем этом вспоминаю. Мне довелось наблюдать такую прорвавшуюся совесть, и это удивительно. Одна из девушек такого контингента подошла ко мне как-то и говорит: «Батюшка, по соседству с нами живет мальчик, он очень хочет самокат, но у его мамы нет на это денег. И мы с девочками собрали некоторую сумму на эту его мечту. Передайте, пожалуйста, его маме». Но я предложил ей, чтобы они сами купили самокат и подарили мальчику. Так они и сделали. И вот это взаимное делание добра стало возможным в результате строительства нашего храма.
По причине неблагополучия этого района я дал установку сторожам и дежурным по храму лояльно относиться к людям в алкогольном опьянении. И мы никогда не выгоняем этих людей из храма, естественно, если они не хулиганят. Таких людей можно видеть у нас часто. Они приходят, замирают перед какой-нибудь иконой и о чем-то просят. Очень важно дать возможность человеку общаться с Богом в любом состоянии. По крайней мере, в нашем районе это крайняя необходимость. Уверен, что христианское, доброе, терпеливое отношение к человеку даст свои плоды, пусть не сразу, но это обязательно произойдет.
Два раза в месяц мы стали служить молебен с акафистом иконе Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Поначалу на него никто не приходил, но я знал, что нужно продолжать служить, что люди потянутся на этот огонек. 12 лет я служил в храме, который неподалеку отсюда, и знал нужды прихожан. Сейчас на молебен приходит 35-40 человек, для воскресного вечера это хорошо. Часто на него приходят люди в алкогольном опьянении, им порой стыдно зайти в храм в трезвом состоянии, а когда они пьяны, им нужно с кем-то поговорить, излить душу батюшке, и я говорю этим людям: «Иди на молебен, поплачь перед Богом. Выпей святой воды, если опять потянет к бутылке». Есть несколько человек, которые начали ходить регулярно. Один из них, Сергий, очень необычный внешне. Он очень высокий, лицо у него все посечено шрамами. Поначалу я его даже боялся. Сейчас он куда-то пропал, я его ищу. Видимо, он опять сорвался.
Одной из первостепенных задач в социальной работе стала работа с зависимыми и созависимыми людьми. Уже полтора года при храме работает группа «Сретение», которая помогает созависимым, т.е. тем людям, у которых алкоголизмом или наркоманией страдают близкие. Для самих страждущих создана группа помощи по системе «12 шагов», ее мы сейчас адаптируем, «воцерковляем».
Было несколько случаев, когда среди ночи в храм приходили женщины с детьми. Из дома их выгоняли пьяные мужья, и им некуда было пойти. Тогда мы поняли, что комната матери и ребенка, которую Святейший Владыка благословил сделать при каждом храме, нам просто необходима. В нашем случае она может стать местом, куда в случае нужды придет несчастная мать со своим чадом. И несколько раз наша комната уже становилась приютом.
С епископом Егорьевским Тихоном, управляющим Западным викариатством
Одной из особенностей нашего прихода является, если можно так выразиться, «текучесть» людей. Это обусловлено тем, что в нашем районе жилье в основном съемное. Люди приезжают в Москву, устраиваются на работу, снимают квартиру, ходят в храм. Если что-то не складывается, они уезжают, а перед этим приходят прощаться. Я с большой грустью с ними расстаюсь, я к ним привыкаю, но приходиться прощаться. Мы обнимаемся, молимся друг за друга и продолжаем общение в соцсетях.
Наш приход многонационален. У нас есть молдаване, грузины, осетины, армяне.
Храм для приезжих людей — это не только место молитвы, но еще и место ностальгии по родине. Ведь «Москва слезам не верит», и когда им тяжело, они приходят именно сюда.
Я с радостью узнаю традиции разных стран. Мы на приходе печем национальный постный хлеб, молдавские косички, пироги с тыквой. Прихожане специально приносят в трапезную тыквы для этих пирогов. У грузин кухня в основном мясная, поэтому их блюда готовим с наступлением Пасхи. В последние недели поста начинаются завозы аджики, сациви, «Киндзмараули». Мы накрываем столы под большой яблоней во дворе храма и украшаем их блюдами национальной кухни той или иной страны.
Несмотря на непростое социальное положение наших прихожан, они по мере возможности помогают храму. У нас замечательные люди, очень искренние, добрые, они много помогают приходу своим трудом.
— Помимо работы с людьми с различного рода зависимостями при храме работает воскресная школа.
— Да, почти сразу мы создали воскресную школу для детей, что привлекло и их родителей. В воскресной школе сейчас обучается около 80 детей. Дело в том, что у меня есть большой педагогический опыт и опыт в организации воскресной школы, это моя отдушина и пастырское утешение. С 2001 года я занимаюсь образовательной деятельностью, преподаю в школе Иоанна Богослова.
Мы принимаем всех. У нас учатся некоторые детки, которые даже еще не крещены. Но вот было уже три случая, когда детки сами изъявили желание креститься. Недавно одна девочка попросила разрешения стоять в храме на службе, а с наступлением тепла хочет покреститься (улыбается).
Несмотря на все сложности, у меня очень хороший приход, мне грех жаловаться. Этот район я знаю с детства, он всегда был непростым. И, признаться, когда меня назначили сюда, я даже немного испугался, представив, что меня ждет. Но Господь нас не оставляет.
Мы служили с самых первых дней в маленьком деревянном храме во имя Московских святителей. Это крайне важно ― как можно скорее начинать совершать богослужения. Однажды на праздник иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» в храме сломался генератор отопления, а на улице стоял 20-градусный мороз. В храме промерзли углы, стены покрылись инеем, вино загустело, я замерз просто до испуга, выходил греться на клирос, была даже минутная слабость, но все же мы решили службы не прекращать. Ведь если Господь посылает возможность совершить хотя бы малый подвиг, не нужно пренебрегать этой возможностью. Ничего доброго не случается без трудностей, это нормально. Задуматься нужно тогда, когда все идет гладко.
Мы признательны Виктору Борисовичу Христенко, у нас сложились теплые отношения. Во время строительства он часто посещал наш храм, постоянно интересовался ходом работ, внимательно вникая во все детали.
Епископ Игнатий (Пунин), в 2011-2015 гг. управляющий Западным викариатством
С любовью вспоминаю нашего предыдущего викария ― владыку Игнатия. Он заботливо окормлял наш храм, поддерживал на всех этапах строительства, сам ходил по подвалам и крышам. Приезжал на все знаковые для храма события, от закладки камня до малого освящения. Сейчас его перевели на Выборгскую кафедру, о чем мы очень скорбели. И когда мы встречаемся на каких-то мероприятиях, он всегда живо интересуется делами на приходе.
Нынешний наш архиерей — епископ Егорьевский Тихон тоже несколько раз приезжал к нам, дал очень важные советы и преподал нам свое благословение.
— На каком этапе строительство сейчас?
— Строительство закончено. Малый храм используется как «требный». Хочется верить, что в будущем нас ждет роспись основного храма. Я надеюсь, мы до этого времени доживем. Фонд продолжает финансирование текущих работ и участвует в благоукрашении храма. Иконостас, внутреннее убранство: киоты, панихидный стол и многое другое мы обретали на средства Фонда.
Если Вы видели, на фасаде храма расположена очень красивая мозаичная икона, она сделана по старинной технологии из ломаного камня, как и положено мозаике. С южной стороны храма в этом году планируется установить еще одну. Вместо железной лестницы у входа в храм сделаны каменные балюстрады, а под крышей красуются каменные резные подзоры — все это тоже заслуга Фонда возрождения Старицкого Успенского мужского монастыря.
Сейчас мы вновь ждем Святейшего Владыку. По мере возможности мы привели в порядок храмовую территорию, после визита Святейшего мы возобновим свои труды.
Посещение Святейшим Патриархом Кириллом храма свт. Иова 30 апреля 2016 года
Впервые Патриарх посетил наш храм в прошлом году в Великую Субботу. Святейший сказал, что обязательно нужно закончить строительство и просил передать благотворителям, что Господь благословит их за труды. Приезд Патриарха стал крайне важным событием в истории этого храма. И я хотел бы выразить сердечную благодарность Святейшему Владыке. Его визит сподвиг храмостроителей на скорейшее завершение всех работ. Сейчас мы готовимся к встрече с ним как с родным отцом. А если отца любишь, то всегда волнуешься. Надеюсь, что Святейший посетит нас еще не раз.
Беседовала Елена Варова
Иерей Александр Нарушев родился 8 декабря 1977 года в Москве. Крещен в 1979 году в храме пророка Илии в Обыденском переулке.
Окончил ПСТГУ, дневное отделение богословско-пастырского факультета, и Киевскую духовную академию со степенью кандидат богословия.
21 ноября 2001 года епископом Дмитровским Александром рукоположен в сан диакона, 18 июня 2005 года архиепископом Орехово-Зуевским Алексием ― в сан иерея. В 2001-2012 гг. ― клирик храма прп. Серафима Саровского в Кунцеве.
В 2010-2014 гг. являлся экспертом Синодального отдела религиозного образования и катехизации. Занимался разработкой образовательных стандартов для православных гимназий и воскресных школ.
С 2002 года и по настоящее время преподает Закон Божий в Православной школе во имя св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Несет послушание в Службе протокольного обеспечения мероприятий Московской Патриархии.
В декабре 2012 года назначен настоятелем храма свт. Иова, Патриаршего подворья Старицкого Успенского мужского монастыря.
Женат. Воспитывает троих сыновей и дочь.
Религиозная организация «Патриаршее подворье Свято-Успенского Старицкого монастыря при храме свт. Иова, Патриарха Московского и всея Руси г. Москвы Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)»
ПАО «Сбербанк России» г. Москва
Московская городская епархия
Фото: сайт храма свт. Иова, Патриархия.ru