храм казанской иконы божьей матери на калужской площади

История

храм казанской иконы божьей матери на калужской площадиУ Калужских ворот Земляного города издавна находились стрелецкие слободы. В XVII столетии здесь известна Введенская церковь. Она упоминается еще в 1627 году, но тогда находилась на Пречистенке; в Замоскворечье ее перенесли в 1676-м. В 1694 году на углу площади Большой Якиманки стрельцы построили храм Казанской Богоматери, что на Житном дворе. В конце XVII века здесь был расселен стрелецкий полк под командованием Ильи Дурова. Казанским, как это часто бывало, храм именовался по приделу, а главный престол был посвящен Николаю Чудотворцу. О храме напоминает доныне Казанский переулок; о дворе, где хранилось зерно – Житная улица. Обликом этот храм с шатровой колокольней напоминал сохранившуюся церковь Успения в Казачьей слободе на Большой Полянке. Храм XVII века сохранился после перестройки в 1814 году, но до советского времени не дожил. Новое огромное церковное здание поднялось здесь (Большая Якиманка, 51) в 1876-1886 годах, освящен храм был 21 сентября 1886 года. Строил его – «тщанием местного настоятеля протоиерея Ключарева» архитектор Н.В.Никитин. Эта церковь, похожая скорее на крупный городской собор, была архитектурно-историческим мемориалом – памятником освобождения Болгарии от османского ига в ходе недавней русско-турецкой войны 1877-1878 годов.

Массивный белый храм, поставленный в створе Большой Калужской улицы, был образцом «византийского» стиля, одного из вариантов поисков «национальной идеи» в архитектуре второй половины XIX века. Тяжеловатые формы, огромный световой барабан центральной главы, с полуциркульными арками, огромная апсида, декорированная в том же духе, – все это типично для исторической архитектуры 1880-х годов. Трапезная, построенная в 1853-1855 годах по проекту П.Б. Буренина, и перестроенная в те же годы колокольня конца XVII века остались церкви в наследство от прежнего храма. Шатер колокольни Казанской церкви замыкал перспективы Большой Якиманки от центра. Церковь имела приделы Воздвижения (до 1814 года – Иоанна Воина) и Николая Чудотворца. Интерьер храма с его беломраморными иконостасами, великолепно отделанный, вызывал восхищение современников. Казанская церковь считалась «обширнейшим из московских храмов». В первой половине XIX века при поддержке московского митрополита Филарета при церкви возник попечительский совет о нуждах бедных прихожан. Казанский храм неоднократно упоминается в произведениях писателя Ивана Шмелева, который был его прихожанином в годы детства и отрочества. Отец Шмелева был старостой и ктитором церкви; приходскую жизнь, службу, праздники, прихожан и служителей храма писатель навеки запечатлел в своем «Лете Господнем». В начале ХХ века в храме пел церковный хор под управлением известного регента тех лет Чмелева. Казанская церковь была закрыта в 1927 году. Обычно в советской Москве за этим следовал снос. Но храм уцелел. Большие размеры позволили приспособить здание к нуждам отечественной «культурной революции». В 1929 году церковь предлагали приспособить под архив, в том же году в нее въехал музей Горной академии. Правда, по некоторым данным, храм в 1930-е годы хотели снести, но его спасло заступничество реставратора Петра Барановского. В результате Казанский храм обезглавили и перестроили в 1935 году под кинотеатр, уничтожив иконостасы и великолепное убранство его интерьеров. Колокольня была при этом сломана до первого яруса, ограда снесена. Приведем отрывок из воспоминаний архитектора Б.С. Маркуса: «Теперь это вовсе никакая не церковь, а кинотеатр «Авангард». Под куполом храма укреплена огромная вывеска кинотеатра… Но зрительный зал в приспособленном для него помещении храма все-таки не очень удобный, неуютный. И вообще при посещении этого кинотеатра не создается впечатления, что ты идешь смотреть фильм. Все-таки остается ощущение церковного здания со всеми его особенностями».

В таком виде храм и простоял до начала 1970-х годов, когда и погиб в результате новой реконструкции улицы. Согласно описаниям 1960-х годов, здание содержалось плохо, окна были забиты фанерой, частично заполнено мусором и хламом. Снос храма стал частью весьма своеобразной программы благоустройства предполагаемого маршрута американского президента Р. Никсона, которого ждали в Москву с визитом: «Наводили лоск по маршруту его предполагаемого проезда, разрушая неприглядные, по их мнению, здания и заливая места, где они стояли, асфальтом или засаживая цветочками», – пишет Историк С.К. Романюк. Петр Паламарчук в «Сорока сороках» высказывает иную версию: «Сочтено более удобным разрушить храм, нежели предъявить его обращенным в кинозал. Местные жители до сих пор с возмущением рассказывают об этом безобразии».

Храм взорвали в апреле 1972 года, как всегда, ночью. Вместе с ним уничтожили ансамбль ампирной круглой площади Калужских ворот с ее уютными особняками. Место Казанской церкви было застроено административным зданием МВД СССР.

Из книги: Михайлов К. Поруганная слава. М.: Яуза, Эксмо, 2007. сс.229-233.

Источник

храм казанской иконы божьей матери на калужской площадиalekka4alin2012

alekka4alin2012

храм казанской иконы божьей матери на калужской площади
Адрес: Москва,Житная улица, 18
Проезд: м. «Октябрьская»
Часовня. Действует.
храм казанской иконы божьей матери на калужской площади
Освящена в честь: Казанской иконы Божией Матери
Год постройки: Между 1999 и 2000.
Небольшой одноглавый каменный храм в память сотрудников МВД РФ, павших при исполнении служебного долга. Построен рядом с местом снесённой в 1972 Казанской церкви у Калужских ворот. Освящен 1 июня 2000.
храм казанской иконы божьей матери на калужской площади

храм казанской иконы божьей матери на калужской площади

храм казанской иконы божьей матери на калужской площади

У Калужских ворот Земляного города издавна находились стрелецкие слободы. В XVII столетии здесь известна Введенская церковь. Она упоминается еще в 1627 году, но тогда находилась на Пречистенке; в Замоскворечье ее перенесли в 1676-м. В 1694 году на углу площади Большой Якиманки стрельцы построили храм Казанской Богоматери, что на Житном дворе. В конце XVII века здесь был расселен стрелецкий полк под командованием Ильи Дурова. Казанским, как это часто бывало, храм именовался по приделу, а главный престол был посвящен Николаю Чудотворцу. О храме напоминает доныне Казанский переулок; о дворе, где хранилось зерно – Житная улица. Обликом этот храм с шатровой колокольней напоминал сохранившуюся церковь Успения в Казачьей слободе на Большой Полянке. Храм XVII века сохранился после перестройки в 1814 году, но до советского времени не дожил. Новое огромное церковное здание поднялось здесь (Большая Якиманка, 51) в 1876-1886 годах, освящен храм был 21 сентября 1886 года. Строил его – «тщанием местного настоятеля протоиерея Ключарева» архитектор Н.В.Никитин. Эта церковь, похожая скорее на крупный городской собор, была архитектурно-историческим мемориалом – памятником освобождения Болгарии от османского ига в ходе недавней русско-турецкой войны 1877-1878 годов.

Массивный белый храм, поставленный в створе Большой Калужской улицы, был образцом «византийского» стиля, одного из вариантов поисков «национальной идеи» в архитектуре второй половины XIX века. Тяжеловатые формы, огромный световой барабан центральной главы, с полуциркульными арками, огромная апсида, декорированная в том же духе, – все это типично для исторической архитектуры 1880-х годов. Трапезная, построенная в 1853-1855 годах по проекту П.Б. Буренина, и перестроенная в те же годы колокольня конца XVII века остались церкви в наследство от прежнего храма. Шатер колокольни Казанской церкви замыкал перспективы Большой Якиманки от центра.

Церковь имела приделы Воздвижения (до 1814 года – Иоанна Воина) и Николая Чудотворца. Интерьер храма с его беломраморными иконостасами, великолепно отделанный, вызывал восхищение современников. Казанская церковь считалась «обширнейшим из московских храмов». В первой половине XIX века при поддержке московского митрополита Филарета при церкви возник попечительский совет о нуждах бедных прихожан. Казанский храм неоднократно упоминается в произведениях писателя Ивана Шмелева, который был его прихожанином в годы детства и отрочества. Отец Шмелева был старостой и ктитором церкви; приходскую жизнь, службу, праздники, прихожан и служителей храма писатель навеки запечатлел в своем «Лете Господнем». В начале ХХ века в храме пел церковный хор под управлением известного регента тех лет Чмелева.

Казанская церковь была закрыта в 1927 году. Обычно в советской Москве за этим следовал снос. Но храм уцелел. Большие размеры позволили приспособить здание к нуждам отечественной «культурной революции». В 1929 году церковь предлагали приспособить под архив, в том же году в нее въехал музей Горной академии. Правда, по некоторым данным, храм в 1930-е годы хотели снести, но его спасло заступничество реставратора Петра Барановского. В результате Казанский храм обезглавили и перестроили в 1935 году под кинотеатр, уничтожив иконостасы и великолепное убранство его интерьеров. Колокольня была при этом сломана до первого яруса, ограда снесена. Приведем отрывок из воспоминаний архитектора Б.С. Маркуса: «Теперь это вовсе никакая не церковь, а кинотеатр «Авангард». Под куполом храма укреплена огромная вывеска кинотеатра… Но зрительный зал в приспособленном для него помещении храма все-таки не очень удобный, неуютный. И вообще при посещении этого кинотеатра не создается впечатления, что ты идешь смотреть фильм. Все-таки остается ощущение церковного здания со всеми его особенностями».
В таком виде храм и простоял до начала 1970-х годов, когда и погиб в результате новой реконструкции улицы. Согласно описаниям 1960-х годов, здание содержалось плохо, окна были забиты фанерой, частично заполнено мусором и хламом. Снос храма стал частью весьма своеобразной программы благоустройства предполагаемого маршрута американского президента Р. Никсона, которого ждали в Москву с визитом: «Наводили лоск по маршруту его предполагаемого проезда, разрушая неприглядные, по их мнению, здания и заливая места, где они стояли, асфальтом или засаживая цветочками», – пишет Историк С.К. Романюк. Петр Паламарчук в «Сорока сороках» высказывает иную версию: «Сочтено более удобным разрушить храм, нежели предъявить его обращенным в кинозал. Местные жители до сих пор с возмущением рассказывают об этом безобразии».

Храм взорвали в апреле 1972 года, как всегда, ночью. Вместе с ним уничтожили ансамбль ампирной круглой площади Калужских ворот с ее уютными особняками. Место Казанской церкви было застроено административным зданием МВД СССР.
Из книги: Михайлов К. Поруганная слава. М.: Яуза, Эксмо, 2007. сс.229-233.

Источник

Якиманка. Церковь Казанской иконы Божией Матери на Калужской площади.

храм казанской иконы божьей матери на калужской площади

храм казанской иконы божьей матери на калужской площади

Карта и ближайшие объекты

храм казанской иконы божьей матери на калужской площади

Статьи

Небольшой одноглавый каменный храм в память сотрудников МВД РФ, павших при исполнении служебного долга. Построен рядом с местом снесённой в 1972 г. Казанской церкви у Калужских ворот. Освящен 1 июня 2000 г.

Казанской иконы Божией Матери на Калужской площади церковь (Житная улица, дом № 16).

Освящение начала постройки храма невдалеке от места, на котором стояла до апреля 1972 г. Казанская церковь на Житном дворе, состоялось в апреле 1999 г. Авторами проекта этого храма являются скульптор А. Бичуков и архитекторы В. Шубина и А. Куринный. Освятили новый храм 1 июня 2000 г. Патриарх Алексий II передал ему образ преподобного Серафима Саровского начала XX века – единственный, сохранившийся из убранства разрушенной Казанской церкви. Храм имеет мраморный двухъярусный иконостас, иконы для которого написаны в мастерской Московских духовных школ. На фасаде здания, с левой и правой стороны от входа, расположены пять колоколов. Фасад украшает скульптурное изображение ангела, который, по замыслу авторов, будет служить защитой работникам органов охраны порядка. Надпись на памятной доске гласит, что храм возведен на добровольные пожертвования «благодарными потомками в честь погибших защитников правопорядка».

Деревянная церковь «на Житном дворе» известна как Никольская с 1627 г. Тогда вокруг нее располагалась слобода стрелков-пищальщиков, охранявших Василия III. Свое название она получила уже позже из-за того, что в ней хранились запасы зерна.

Первый каменный храм Казанской иконы Божией Матери на месте старой деревянной церкви был построен в 1694 году, затем в 1853-1855 гг. пристроена новая трапезная с Никольским и Крестовоздвиженским приделами. В 1886 г. в честь победы в русско-турецкой войне церковь Казанской Богоматери была перестроена из белого мрамора в «византийском» стиле. Крупный пятикупольный храм с трапезной и шатровой колокольней, сохранившейся с 1694 г., был сооружен по проекту архитектора Н.В. Никитина.

Источник

Храм казанской иконы божьей матери на калужской площади

В 1694 на месте деревянной была возведена каменная церковь Казанской Богоматери «на Житном дворе».

В 1882 году храм был полностью перестроен и приурочен к победе России в Русско-турецкой войне 1877-1878 годов.

В 1922 году храм был закрыт.

В 1972 храм был снесен (за одну ночь), и на его месте в 1977-1978 годы было построено здание Министерства внутренних дел.

В 1999-2000 годы в память о сотрудниках МВД РФ, павших при исполнении служебного долга было возведено современное здание Казанского храма.

Освящение храма совершено Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II 1 июня 2000 года.

Икона преподобного Серафима Саровского из разрушенного Казанского храма у Калужских ворот.

Помимо воскресных и праздничных дней, богослужения в храме совершаются по средам, пятницам и субботам.
В будние дни Божественная литургия начинается в 8.00.
Накануне праздничных дней вечернее богослужение начинается в 18.00.
В субботу литургия совершается с 8.00, вечерняя служба начинается в 17.00, а воскресная литургия – в 9.00.

храм казанской иконы божьей матери на калужской площадиИгумен Филарет (Александр Владимирович Булеков), настоятель.
Родился 31 декабря 1967 года.
Образование: Московский Государственный Университет им. Ломоносова, Московская Духовная Академия. Кандидат богословия.
14 июля 1996 года рукоположен в сан диакона.
6 августа 2000 года рукоположен в сан пресвитера.
27 августа 2000 года пострижен в рясофор в честь святителя Московского Филарета.
6 октября 2011 года назначен настоятелем храма.
храм казанской иконы божьей матери на калужской площадиИерей Геннадий Иванович Морозов, штатный клирик прихода.
Родился 24 января 1974 года.
Образование: Московский Экономико-Статистический Институт, Московская Духовная Семинария.
10 декабря 1996 года рукоположен в сан диакона.
13 ноября 2003 года рукоположен в сан пресвитера.
храм казанской иконы божьей матери на калужской площадиИерей Василий Юрьевич Родионов, штатный клирик прихода.
Родился 6 октября 1989 года.
Образование: Сретенская Духовная Семинария.
4 сентября 2011 года рукоположен в сан диакона.
21 мая 2012 года рукоположен в сан пресвитера.
храм казанской иконы божьей матери на калужской площадиИерей Илья Николаевич Косых, штатный клирик прихода.
храм казанской иконы божьей матери на калужской площадиДиакон Илья Анатольевич Кокин, штатный клирик прихода.
Родился 21 мая 1976 года.
Образование: Московская Духовная Академия. Кандидат богословия. Московская академия образования Натальи Нестеровой. Кандидат культурологии.
19 января 2001 года рукоположен в сан диакона.

2012 © Центральное Викариатство города Москвы

Источник

Храм казанской иконы божьей матери на калужской площади

храм казанской иконы божьей матери на калужской площади храм казанской иконы божьей матери на калужской площади храм казанской иконы божьей матери на калужской площади

Икона преподобного Серафима Саровского из разрушенного Казанского храма у Калужских ворот.
БОГОСЛУЖЕНИЕ

Помимо воскресных и праздничных дней, богослужения в храме совершаются по средам, пятницам и субботам.
В будние дни Божественная литургия начинается в 8.00.
Накануне праздничных дней вечернее богослужение начинается в 18.00.
В субботу литургия совершается с 8.00, вечерняя служба начинается в 17.00, а воскресная литургия – в 9.00.
ДУХОВЕНСТВО

храм казанской иконы божьей матери на калужской площадиИгумен Филарет (Александр Владимирович Булеков), настоятель.
Родился 31 декабря 1967 года.
Образование: Московский Государственный Университет им. Ломоносова, Московская Духовная Академия. Кандидат богословия.
14 июля 1996 года рукоположен в сан диакона.
6 августа 2000 года рукоположен в сан пресвитера.
27 августа 2000 года пострижен в рясофор в честь святителя Московского Филарета.
6 октября 2011 года назначен настоятелем храма.

храм казанской иконы божьей матери на калужской площадиИерей Василий Юрьевич Родионов, штатный клирик прихода.
Родился 6 октября 1989 года.
Образование: Сретенская Духовная Семинария.
4 сентября 2011 года рукоположен в сан диакона.
21 мая 2012 года рукоположен в сан пресвитера.

храм казанской иконы божьей матери на калужской площади

Иерей Илья Николаевич Косых, штатный клирик прихода.

храм казанской иконы божьей матери на калужской площадиДиакон Илья Анатольевич Кокин
Диакон Илья Анатольевич Кокин, штатный клирик прихода.
Родился 21 мая 1976 года.
Образование: Московская Духовная Академия. Кандидат богословия. Московская академия образования Натальи Нестеровой. Кандидат культурологии.
19 января 2001 года рукоположен в сан диакона.

Проезд до станции метро «Октябрьская» (радиальная), далее идти вдоль забора здания МВД по ул. Большая Якиманка до пересечения с ул. Житная.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *