храм казанской иконы божией матери в серпухове
Серпухов исторический: Храм Казанской иконы Божией Матери
До построения в Серпухове Казанского храма на его месте, на так называемом, Остром конце древнего Серпухова, издавна стояла деревянная церковь во имя св. великомученицы Параскевы, нарицаемыя Пятницы. Согласно Патриаршей переписной книге 1620 г., близ Пятницкой церкви было 12 дворов крестьян деревни Глазово, принадлежавшей Высоцкому монастырю.
В XVIII в., когда данная местность называлась уже Ямской слободою, взамен обветшавшей церкви: освящённой во имя Казанской иконы Божией Матери уже в 1731 г., строится каменная. Предание называет строительницей серпуховскую купчиху Акилину Васильевну Кишкину, однако сохранился указ Синодального Казённого приказа о строении этого храма, от 15 июля 1737 г.: данный не ей, а «приходским людям алтирельному кузнецу Герасиму Савостьянову со товарищи». Строительство закончилось к 1744 г. В 1792 г. с южной её стороны, на месте прежней паперти, в память о прежнем посвящении был пристроен придел святых мучениц Параскевы и Агриппины.
Казанская церковь была и остаётся одним из уникальных образцов русского церковного зодчества 1730-х гг. В начале ХХ в. Казанскому храму оказывали традиционную помощь местные фабриканты, потомственные почётные граждане Игнатовы; вообще же это был один из беднейших приходов г. Серпухова. По данным на 1917 г., церковь посещало 335 прихожан – жителей Серпухова и ближних деревень: Дворики, Скрылья, Глазово, Паниково, Судимля и Ивановская. Определённые сложности в жизни Казанского прихода создавало и присутствие на его территории многочисленной и активной общины старообрядцев-«поповцев» храма Успения Божией Матери в Глазово — по данным 1905 г., их насчитывалось 957 душ обоего пола. Нередки были случаи и «уклонения в раскол» прихожан храма.
С 1896 года настоятелем Казанской церкви был Николай Измаилович Орлинков (1872-1920 гг.). Он происходил из духовного звания. Его отец Измаил Васильевич Орлинков в начале XX века был соборным благочинным в Серпухове. Младший брат Н. И. Орлинкова священник Петр Измаилович (1876-1937 гг.) прославлен Русской Православной Церковью в сонме новомучеников и исповедников. В 1920 году во время эпидемии сыпного тифа отец Николай Орлинков скончался. В Крещенский сочельник батюшка, как обычно, пошел с сыном Михаилом со святой водой по приходу. Начал с рабочих казарм, где свирепствовала эпидемия. Здесь он причащал и соборовал болеющих, отпевал умерших. Потом отец Николай пешком отправился в Паниково. Там в доме своего прихожанина крестьянина Темнова он почувствовал себя плохо. 3 февраля батюшка преставился о Господе.
После смерти о. Николая настоятелем Казанского храма стал протоиерей Сергий Иванович Крутяков, 1876 г. р., сын псаломщика. По окончании Вифанской Духовной семинарии был определен учителем Московского Императорского Воспитательного дома, где преподавал Закон Божий и церковное пение. С 1905 г. служил диаконом Казанского храма, в 1915 г. — диакон церкви Рождества Богородицы (приписной к Ильинской). С 1920 г. протоиерей Сергий становится настоятелем Казанского храма. Неоднократно подвергался арестам, год его смерти неизвестен.
Последние несколько лет перед закрытием церкви её настоятелем был священник Николай Соколов. В 1923 г. при Казанской церкви числилось только 64 прихожанина. В 1937 году Казанский храм закрыли, отец Николай был арестован и репрессирован.
Вокруг церкви когда-то был очень живописный, утопающий в зелени район частной застройки с прудом и цветочными полянами. Но все больше и больше земли требовало расширяющееся промышленное производство: сначала здесь возникла обозостроительная артель, переросшая позже в обозостроительный завод, на месте которого в середине XX века образовалась мебельная фабрика. Храм оказался на территории предприятия. Долго он стоял закрытым и заброшенным. Со временем храм был перестроен до неузнаваемости в трехэтажное здание. Здесь разместились и производственные цеха мебельной фабрики, и кабинеты фабричной конторы. В алтаре на первом этаже стояли станки, здесь была кузница. На втором этаже — кабинеты, третий этаж делили между собой медпункт и «красный уголок».
В 1999 году при Казанском храме была зарегистрирована православная община. С 2006 года церковь имеет настоятеля, стали служиться молебны перед иконой Казанской Божией Матери. Первые иконы были принесены прихожанами. В 2008 году настоятелем церкви стал священник Валерий Гололобов. При храме действует Воскресная школа для детей и взрослых.
Московская епархия
Храм Казанской иконы Божией Матери
Пилипенко А. Д. — старший научный сотрудник СИХМ
Хомякова Т. В. — старший научный сотрудник СИХМ
Московская обл., г. Серпухов, ул. Верхние Гончары, д. 17
До построения в Серпухове Казанского храма на его месте, на так называемом, Остром конце древнего Серпухова, издавна стояла деревянная церковь во имя св. великомученицы Параскевы, нарицаемыя Пятницы. Первое по времени упоминание о Пятницкой церкви присутствует в Сотной кн. В. С. Фуникова 1552 г. (старейшей подворной описи г. Серпухова). Тогда с этим храмом соседствовали 8 дворов торговых людей и тимовников (мастеров по изделиям из сафьяна) и 30 менее зажиточных дворов — гончаров, мясников, извозчиков и др.; рядом ещё был Псарёв переулок, напоминавший о стоявшей здесь когда-то псовой охоте удельных князей Серпуховских(1). Согласно Патриаршей переписной книге 1620 г., близ Пятницкой церкви было 12 дворов крестьян деревни Глазово, принадлежавшей Высоцкому монастырю(2).
В XVIII в., когда данная местность называлась уже Ямской слободою, взамен обветшавшей церкви: освящённой во имя Казанской иконы Божией Матери уже в 1731 г.(3), строится каменная. Предание называет строительницей серпуховскую купчиху Акилину Васильевну Кишкину(4), однако сохранился указ Синодального Казённого приказа о строении этого храма, от 15 июля 1737 г.: данный не ей, а «приходским людям алтирельному кузнецу Герасиму Савостьянову со товарищи»(5). Строительство закончилось к 1744 г., когда 11 марта был «священнодействован» антиминс Казанской церкви. В 1792 г. сюжной её стороны, на месте прежней паперти, в память о прежнем посвящении был пристроен придел святых мучениц Параскевы и Агриппины(6).
Казанская церковь была и остаётся одним из уникальных образцов русского церковного зодчества 1730-х гг. В царствование Анны Иоанновны каменные храмы сооружались достаточно редко. Судя по фотографиям начала ХХ в.(7), её двухсветный кубовидный четверик, увенчанный пятью крупными главами, в окружении более миниатюрной шатровой колокольни и приземистых объёмов алтаря, придела с южной стороны — создавал настроение сдержанной силы и ясности. Скупой кирпичный декор в виде зубчатого карниза и оконных наличников-полуколонок придавал зданию изящество; в стенах были скрыты голосники, сообщавшие интерьеру особую акустику. Затейливой формой отличались кованые кресты на главах и решётки в окнах. Главный иконостас был возобновлён в 1848 г., а придельный — в 1886 г.(8) Тогда же, видимо, храм был расписан. В начале ХХ в. Казанскому храму оказывали традиционную помощь местные фабриканты, потомственные почётные граждане Игнатовы; вообще же это был один из беднейших приходов г. Серпухова. По данным на 1917 г., церковь посещало 335 прихожан – жителей Серпухова и ближних деревень: Дворики, Скрылья, Глазово, Паниково, Судимля и Ивановская. Определённые сложности в жизни Казанского прихода создавало и присутствие на его территории многочисленной и активной общины старообрядцев-«поповцев» храма Успения Божией Матери в Глазово — по данным 1905 г., их насчитывалось 957 душ обоего пола(9). Нередки были случаи и «уклонения в раскол» прихожан храма.
С 1896 года настоятелем Казанской церкви был Николай Измаилович Орлинков (1872-1920 гг.). Он происходил из духовного звания. Его отец Измаил Васильевич Орлинков в начале XX века был соборным благочинным в Серпухове. Младший брат Н. И. Орлинкова священник Петр Измаилович (1876-1937 гг.) прославлен Русской Православной Церковью в сонме новомучеников и исповедников. В 1920 году во время эпидемии сыпного тифа отец Николай Орлинков скончался. В Крещенский сочельник батюшка, как обычно, пошел с сыном Михаилом со святой водой по приходу. Начал с рабочих казарм, где свирепствовала эпидемия. Здесь он причащал и соборовал болеющих, отпевал умерших. Потом отец Николай пешком отправился в Паниково. Там в доме своего прихожанина крестьянина Темнова он почувствовал себя плохо. 3 февраля батюшка преставился о Господе.
После смерти о. Николая настоятелем Казанского храма стал протоиерей Сергий Иванович Крутяков, 1876 г. р., сын псаломщика. По окончании Вифанской Духовной семинарии был определен учителем Московского Императорского Воспитательного дома, где преподавал Закон Божий и церковное пение. С 1905 г. служил диаконом Казанского храма, в 1915 г. — диакон церкви Рождества Богородицы (приписной к Ильинской). С 1920 г. протоиерей Сергий становится настоятелем Казанского храма. Неоднократно подвергался арестам, год его смерти неизвестен.
Последние несколько лет перед закрытием церкви её настоятелем был священник Николай Соколов. В 1923 г. при Казанской церкви числилось только 64 прихожанина. В 1937 году Казанский храм закрыли, отец Николай был арестован и репрессирован.
Вокруг церкви когда-то был очень живописный, утопающий в зелени район частной застройки с прудом и цветочными полянами. Но все больше и больше земли требовало расширяющееся промышленное производство: сначала здесь возникла обозостроительная артель, переросшая позже в обозостроительный завод, на месте которого в середине XX века образовалась мебельная фабрика. Храм оказался на территории предприятия. Долго он стоял закрытым и заброшенным. Одно из самых ярких впечатлений послевоенного детства внучки и дочери священника серпуховички Лидии Михайловны Орлинковой, жившей с родителями в доме рядом с закрытой церковью, были заросли иван-чая на колокольне. Маленькой Лиде и её подругам как-то удалось подняться на колокольню. А там — ярко-розовые цветы, и сквозь них — безоблачное июльское небо. Со временем храм был перестроен до неузнаваемости в трехэтажное здание. Здесь разместились и производственные цеха мебельной фабрики, и кабинеты фабричной конторы. В алтаре на первом этаже стояли станки, здесь была кузница. На втором этаже — кабинеты, третий этаж делили между собой медпункт и «красный уголок».
В 1999 году при Казанском храме была зарегистрирована православная община. С 2006 года церковь имеет настоятеля, стали служиться молебны перед иконой Казанской Божией Матери. Первые иконы были принесены прихожанами. В 2008 году настоятелем церкви стал священник Валерий Гололобов. 21 июля 2008 года, в день престольного праздника — Казанской иконы Пресвятой Богородицы — в храме была отслужена первая Божественная литургия. Первые службы в Казанской церкви стали совершать на третьем этаже. Здесь менее всего ощущалась разруха.
В самом начале возрождения храма при его обследовании на чердаке была обнаружена неплохо сохранившаяся масляная роспись позднеакадемического стиля 2-ой пол. XIX в. На церковном своде изображена Святая Троица (восточная распалубка свода); восемь Архангелов: Михаил, Рафаил, Селафиил и Иегудиил (южная распалубка); Гавриил, Иеремиил (?), Варахиил и Уриил (северная распалубка); и еще пять Ангелов — на западной распалубке свода.
Одной из первых прихожанок Казанской церкви стала Лидия Михайловна Орлинкова — дочь священника Михаила Орлинкова.
Ныне все богослужения совершаются в восстановленном приделе святых великомученицы Параскевы Пятницы и мученицы Агриппины. В 2010 году в Казанский храм первый раз пришел крестный ход с иконой Божией Матери «Взыскание погибших». Казанский храм впервые после десятилетий запустения и осквернения встречал столь чтимый в Серпухове образ Пресвятой Богородицы.
На пути возрождения Казанской церкви еще предстоит сделать очень многое. Божьей милостью и общими стараниями работа эта начата и продолжается.
Престольные праздники:
Казанской иконы Божией Матери — 21 июля, 4 ноября.
Св. великомученицы Параскевы Пятницы — 10 ноября.
Св. мученицы Агриппины — 6 июля.
П р и м е ч а н и я:
1. Симсон П.Ф. История Серпухова в связи с Серпуховским княжеством и вообще с отечественною историею. М., 1880. С. 311, 315-316, 147.
2. Холмогоровы В. и Г. Исторические материалы о церквах и сёлах XVI-XVIII ст. Выпуск девятый. Волоколамская и Серпуховская десятины (Московской губернии). М., 1896. С. 114.
3. Когда был упомянут дьякон Казанской церкви Илларион Анисимов: Там же.
4. ЦГАМ/до 1917 г. Ф. 737. Оп. 1. Д. 4086. Л. 57.
5. Холмогоровы В. и Г. Исторические материалы о церквах и сёлах XVI-XVIII ст. Выпуск девятый.
Волоколамская и Серпуховская десятины (Московской губернии). М., 1896. С. 114. Герасим Савостьянов, несомненно, был доверенным лицом купцов Кишкиных – выступая в качестве строителя ещё двух храмов, воздвигнутых на их средства: Крестовоздвиженского в Серпухове, в 1746-1755 гг. — ЦГАМ/до 1917 г, Ф. 737, Оп. 1, Д. 10, Л. 1, 3-4. и Никольского в с. Карповском Серпуховского уезда, в 1745-1748 гг. – там же, Д. 15, Л. 1, 3-3об, 4.
7. В альбоме видов г. Серпухова издания И.И. Улитина, 1910 г.
Духовенство
2. Священник Николай Орлинков (1872-1920)
Он происходил из духовного звания. Его отец- Измаил Васильевич Орлинков в начале XX века был соборным благочинным в Серпухове. Николай Орлинков закончил Донское духовное училище и Московскую семинарию. Николай женился на Любови Соколовой, дочери о.Михаила. Николая рукополагают сначала в дьякона, а потом в священника. После смерти о.Михаила о.Николай становится настоятелем Казанского храма с 1895 по 1921 гг. Отец Николай был законоучителем в церковно-приходской школе на Новоткацкой. У них с матушкой Любовью родилось 7 детей.
Младший брат отца Николая Орлинкова священномученик Петр Измаилович (1876-1937 гг.) прославлен Русской Православной Церковью в сонме новомучеников и исповедников Российских.
3. Священник Сергий Крутяков (1876 — 1932)
После смерти о. Николая настоятелем Казанского храма становится протоиерей Сергий Крутяков с 1921 по 1932гг.
Отец Сергий был сыном псаломщика. По окончании Вифанской Духовной семинарии был определен учителем Московского Императорского Воспитательного дома, где преподавал Закон Божий и церковное пение. С 1905 г. служил диаконом Казанского храма, в 1915 г. — диакон церкви Рождества Богородицы (приписной к Ильинской). С 1920 г. протоиерей Сергий становится настоятелем Казанского храма. Неоднократно подвергался допросам и арестам. Скончался в 1932 году.
4. Священник Николай Соколов.
Настоятель Казанского храма с 1932 г. до его закрытия в 1937г.
5. Священник Валерий Борисович Гололобов, 1972 г.р.
Настоятель Казанского храма г. Серпухова и Успенского храма, дер. Глазово, Серпуховский район с 2008года.
Духовник исправительного учреждения.
Светское образование: среднее специальное 1992 – Серпуховской приборостроительный техникум
Духовное образование: семинария 2011 – КПДС
Хиротонисан 13 января 2008 года митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием в Ильинской церкви г. Серпухова
Церковь Казанской иконы Божией Матери г. Серпухова
Адрес: г. Серпухов, ул. Верхние Гончары.
Ранее церковь называлась Пятницкой и уже существовала деревянной в XVI веке.
В 1737 году строится существующее каменное здание Казанской церкви. Храм построен, по преданию, на средства серпуховской купчихи Акилины Васильевны Кишкиной (по другим источникам кузнецом Герасимом Севастьяновым с товарищами).
При храме придел во имя святой великомученицы Параскевы Пятницы и святой мученицы Агриппины.
В конце XIX в. был проведен большой ремонт, изменивший декор фасадов церкви.
Высокий объем церкви, стоящей на вершине холма, являлся композиционным акцентом, формировавшим древнюю часть города и Острый конец. Церковь построена из кирпича с включением блоков белого камня.
Храм сильно разрушен в советское время, уничтожены главки, колокольня, алтарь обезображен пристройками. В настоящее время церковь находится на территории мебельной фабрики.
4 ноября 2006 храм был торжественно передан Церкви.
Проезд: с Курского вокзала до ст. «Серпухов», далее авт. № 2М, 15, 17, до ост. «Мебельный комбинат».
Исторические материалы и исследования
Ц. Казанския Пресв. Богородицы в Ямской слободе. До построения сей церкви в Ямской слободе изстари находилась деревянная церковь во имя Великомученицы Параскевы, нарицаемыя Пятницы.
7128 г. у церкви двор попа Ивана, дв. просвирницы; в приходе: двор Клементия Соймонова, дв. мясника, дв. масленика, дв. торговаго человека, дв. городоваго воротника, дв. бобыля, деревни Глазовой вотчины Высоцкаго монастыря 12 дв. крестьян, всего 20 дворов. Церковной патриаршей дани положено 6 алт. без деньги, десятильничих 2 алт., заезда алтын, казенных платежных пол-четверта алтына. 7161 г. по новому письму и дозору положено дани 30 алт. 4 ден., заезда гривна. 7184 г. апреля 24 дня принята к подписке св. патриарха гор. Серпухова, церкви св. великомуч. Параскевы, нарицаемыя Пятницы, у попа Прокопия Игнатьева грамота. 1731 г. февраля 4 дня дана вторая постихарная память города Серпухова церкви Казанския Пресвятыя Богородицы вдовому дьякону Илариону Анисимову на 3 года, пошлин по 2 алтына по 3 деньги на год, итого 7 алтын 3 деньги.
1737 года июля 15 числа указ Синод. Каз. пр. о строении церкви города Серпухова церкви Казанския Пр. Богородицы, что в Ямской слободе, приходским людям алтирельному кузнецу Герасиму Савостьянову с товарищи, по их прошению, велено в вышепоказанном городе Серпухове, в Ямской слободе, вместо ветхой деревянной церкви, построить на том же церковном месте вновь церковь, тот же храм, каменную во имя Казанския Пресв. Богородицы; пошлин 10 коп. одна осьмая взято (Патр.пр. кн.413, л.44). 1729 г. при Казанской церкви был дьякон Иларион Анисимов.
В. и Г. Холмогоровы. Исторические материалы о церквах и селах XVI-XVIII ст. вып. 9 (Волоколамская и Серпуховская десятины). М., 1896, с. 113-114
. Первым храмом «кубического» типа была Казанская церковь (ул. Верхние Гончары), построенная в 1737 году на месте деревянной Пятницкой «алтирельным кузнецом Герасимом Савастьяновым с товарищами».
При всех своих многочисленных искажениях (пристройки, отсутствие глав и верхнего яруса шатровой колокольни) здание церкви целиком сохранило первоначальную структуру объемов. На этой основе и с помощью старых фотографий можно представить памятник в целом — с типичным для Серпухова небольшим притвором, одним асимметричным приделом, колокольней и монументальным, перекрытым сомкнутым сводом двухсветным четвериком. Объем четверика доминирует в облике храма, отличающегося крайней лапидарностью. Его гладкие стены никогда не знали ни наличников, ни ордера, ни венчающего карниза. И оттого даже обычное пятиглавие на гладких глухих барабанах казалось особенно звучным и броским.
Ф. В. Разумовский
Художественное наследие Серпуховской земли
М.: Искусство, 1992, с. 154-155
Церковь Казанской иконы Божией Матери села Новинки
В 1887 году священник Н. Розанов открыл при храме церковно-приходскую школу.
В селе Новинки родился новомученик священник Даниил Мещанинов, служивший в Покровском храме соседнего села Мартьяново. Он был расстрелян 9 декабря 1937 г. на Бутовском полигоне.
В 2001 году началось восстановление храма, стали совершаться молебны и панихиды. При храме организована приходская библиотека. Отрадным событием для всех верующих Новинок стала первая Литургия, совершенная в праздник Пасхи 27 апреля 2003 г.
Престолы: Казанской иконы Божией Матери, (дни празднования: 21 июля, 4 ноября), Святителя Николая (19 декабря и 22 мая).
Адрес: Московская область, Серпуховский район, с. Новинки.
Проезд: от автостанции г. Серпухова автобусом № 24 до конечной остановки.
Исторические материалы и исследования
1705 г. в селе Покровском при церкви Покрова Богородицы дворы: попа Михаила Федорова, дьячка Самойла Карпова и пономаря Исая Полуехтова (П. кн. 10331).
В. и Г. Холмогоровы
Исторические материалы о церквах и селах XVI-XVIII ст. выл. 9. М. 1896. с. 116-117
Новинки
В 1620 году здесь возникает деревянная церковь Покрова Пресвятой Богородицы, в приходе которой находились сельцо Малахово, деревни Мартьяново, Арнеево и Кнегино, а также деревня Навсходах. В 1748 году дворцовый комиссар Б. Н. Долгов пожелал построить здесь в своей вотчине новую каменную церковь и через семь лет, в 1755 году кирпичная церковь Казанской иконы Божией Матери и приделом св. Николая была освящена.
В 1812 году из Новинок поступило на службу в ополчение 13 человек.
По «Справочнику. » К. Нистрема в 1852 году следует, что в Новинках было 73 двора, в которых проживало 244 мужчины и 284 женщины. Дома, появившиеся на левом берегу реки Речмы, уже назывались сельцом Казанским.
12 марта 1893 года Серпуховское Земское Санитарно-врачебное общество созвало экстренный «холерный съезд», на котором было намечено открыть на холодное время несколько этапных пунктов: в Турове, Новинках, Дракино, Лужках и Окском. Медицинское общество официально благодарило врача А. П. Чехова за его бескорыстное и полезное участие в деле борьбы с угрожавшей Серпуховскому уезду холерной эпидемией.
До конца XIX века в Новинках действовала церковно-приходская школа, в которую ходили дети из Новоселок, Бегичева, Сераксеева и Воскресенок. В 1896 году в селе появилось земское училище, в которое стали ходить и дети из деревни Соймоново за 5 км. В 1912 году было построено специальное здание земского училища.