храм кришны баларамы во вриндаване бриндабан
Место где можно увидеть себя изнутри
Во Вриндаван поехали сами без экскурсовода и были там всего один день (15 февраля 2018). Много лет назад я мечтала посетить этот Святой город 5000 храмов. Но как до него добраться я не знала и было немного страшно. Прошло много лет и совсем недавно сбылась моя мечта и мы с мужем побывали в этом Волшебном месте.
Лучше, конечно, ехать с проводником или с человеком кто хорошо знает это место. Мы поехали одни с мужем и особо готовы не были. Интерес взял вверх и что-то внутри прям тянуло в это место.
Мы были в этом уникальном городе всего один день, буквально несколько часов. Посетили не очень много святых мест, но для первого раза нам хватило впечатлений и мы сердце наше полюбило этот город. Хотим снова туда вернуться и уже более основательно изучить что в нём происходит. Пожить несколько дней, пообщаться с возвышенными людьми.
Первой нашей остановкой после Матхуры (она находится в 15 километрах от Вриндавана) был Храм Кришны-Баларамы.
Храм был сооружён в 1975 году по инициативе основателя ИСККОН Бхактиведанты Свами Прабхупады. На сегодняшний день является одним из самых популярных храмов во Вриндаване и одной из основных достопримечательностей в этом городе.
Вриндаван — священное место в Индии
Вриндаван в Индии — это место детских и юношеских лет Кришны. Именно здесь в Гокула Кришну укрыли от преследования его дяди Кансы. Во Вриндаване происходили высоко эзотерические игры Кришны. В настоящее время в этом месте находятся тысячи индуистских храмов, куда приезжают миллионы паломников со всего мира. Прочитав статью, вы узнаете подробнее об этом священном месте.
1. Что представляет собой место детских игр Кришны?
В шести километрах к югу от Матхуры находится небольшой городок Гокула рядом с рекой Ямуна, где Кришна прожил часть своего детства. Здесь есть несколько храмов, таких как Гокул Натхи Мандир и храм в реконструированном Форте Нанда Кила, принадлежащий отцу Кришны, Нанде Махарадже. Напротив от него можно увидеть диорамы, изображающие игры Кришны в Гокулу.
Рядом также находится святилище, вход в подземную камеру, расположенную вниз на несколько лестничных пролетов, в которой находится божество Майа Деви, появившееся, как сестра Кришны. Она родилась от матери Яшоды. Однако она была отдана в руки матери Деваки Васудевой, отцом Кришны. Так они обманули Камсу, заставив его думать, что их седьмой ребёнок на самом деле девочка.
В двух километрах к югу от Гокулы находится Махавана, где на небольшом холме стоит храм Нанда Бхаван. Внутри находятся большие изображения Нанды, матери Яшоды, Баларамы и младенца Кришны. Говорят, что эти колонны были привезены из первоначального дворца Махараджи Нанды.
В километре южнее находится Брахманда-Гхат, который является не только прекрасным и безмятежным местом для купания на Ямуне, но и местом, где мать Кришны подозревала его в поедании грязи. Когда она заглянула ему в рот, то увидела всю Вселенную. Это место является тихим местом большую часть времени. Однако, если это будет октябрь-ноябрь, когда многие люди приезжают во Вриндаван для паломничества, это место может быть очень переполнено людьми, совершающих свои священные омовения и получающих Даршан местного божества Кришны.
В нескольких минутах езды на юг находится Чинта-гарам-Гхат. Это действительно очень тихое и прекрасное место вдоль реки Ямуна. Только несколько мудрецов живут здесь со своими коровами и небольшим храмом с несколькими божествами Кришны и Шивы Линга.
Это то место, где побывала мать Яшода, чтобы успокоить свой ум после того, как она была сбита с толку, увидев Вселенную во рту своего сына. Она не могла понять, что такое можно увидеть в Кришне, поэтому ей пришлось прийти сюда, чтобы успокоиться. Так что даже сегодня это милое и тихое место с единственным звуком, исходящим от ветра и птиц на деревьях.
2. Какие достопримечательности имеет священное место Вриндаван в Индии?
Вриндаван духовно превосходит Матхуру, потому что именно здесь происходили высоко эзотерические игры Кришны в Раса-Лиле. Раса-Лила — это вершина трансцендентного любовного обмена между Кришной и его самыми чистыми преданными, Гопи или девочками-пастушками, как это объясняется в «Шримад-Бхагаватам». Танец Расы является чисто духовным и не может быть легко понят мирскими учёными интерпретациями.
Танец Раса происходил в лесу Сева-кундж, который раньше имел большую площадь. Сейчас это маленький закрытый лес. Тем не менее, он считается центром Вриндавана, и именно там, согласно шастре или ведической литературе, каждую ночь происходит танец Расы. На самом деле, говорят, что Кришна никогда не покидает Вриндаван. Духовные игры вечны.
В этом районе есть несколько важных храмов. Чуть севернее Сева-кунджа находится Имли-Тала. Здесь можно увидеть очень старое тамариндовое дерево, которое существовало со времён Кришны во дворе храма Радха-Кришны, построенного Бхакти Сарангой Махараджей. Кришна обычно сидел под этим деревом, и его тело становилось золотым от экстатической разлуки со своим самым дорогим преданным, Шримати Радхарани. Пятьсот лет назад Шри Чайтанья сидел под деревом, и из-за его любви к Кришне его золотое тело становилось чёрным.
Во Вриндаване находится тысячи храмов. Самые популярные из них: Мадан Мохан, Банк Бихари, Радха Валлабх, Джайпур, Джайгурудео, Шри Радха Раман, Шахджи, Рангаджи, Говинда Део, Шри Кришна-Баларама, Радха Дамодар, Шри Маа Катайни, Чинтахаран Хануман, Кеси Гхат, Сева кундж…
Один из самых важных храмов — Говинда Део, построенный в 1590 году.
Направляясь на Восток, вы увидите Радха-Дамодар Мандир. Первоначальные божества Радха-Дамодара были установлены Рупой Госвами в 1542 году, но позже были доставлены в Джайпур, где им теперь поклоняются. Нынешние божества считаются равными оригиналу. В храме также есть камень или шила с холма Говардхана, на котором есть настоящий след Кришны.
Неподалеку находится храм Радха-Шьямасундары, который является одним из семи главных храмов Вриндавана и имеет несколько очень красивых божеств.
В нескольких минутах ходьбы (полквартала) от храма Радха-Шьямасундара находится Лой-базар, Один из главных торговых районов города. Здесь вы можете найти все необходимое для жизни во Вридаване. Здесь есть магазины всех видов, где можно купить одежду, лекарства, посуду, продукты питания, божества и предметы культа.
На восточной стороне Шахджи Мандира находится ещё один закрытый парк под названием Нидхибана. Именно здесь Радха и Кришна проводили много игр. Даже сейчас считается, что они всё ещё отдыхают здесь по вечерам. Так, здесь находится небольшой Храм Радхи-Кришны, спящего на кровати.
В восточной части города находится много других храмов, в том числе большой и богато украшенный Лала Бабу Мандир с божествами Радхи, Кришны и Лалиты.
Далее следует рассказать про Радха-Говиндаджи, который считается одним из семи главных храмов Вриндавана. Красивый храм построен в 1590 году. Сейчас он имеет всего два этажа в высоту, но когда-то достигал семи этажей. Мусульманский фанатик Аурангзеб, снова занявшись своей грязной работой, из зависти разобрал верхние пять этажей храма. Пока его люди разрушали храм, раздался громкий раскат грома, от которого содрогнулась земля. Это вселило страх в сердца людей, и они немедленно остановились и убежали.
Храм Мадан Мохан, расположенный на холме у старого русла реки Ямуна, был основан Санатаной Госвами. Это был один из первых храмов, возведенных после визита Шри Чайтаньи во Вриндаван. К сожалению, в 1670 году из-за угрозы фанатичных мусульман первоначальные божества были перенесены в Джайпур.
Вараха Гхат находится в районе Раман Рети на окраине городка Вриндаван. Раман Рети означает остывающий песок, и именно туда Кришна и Баларама приходили играть среди больших деревьев, цветов, щебечущих птиц и павлинов.
Расположенный вдоль главной дороги из района Раман Рети или Кришна Баламара Мандир, направляющийся в центр города Вриндавана, находится научно-исследовательский институт Вриндавана. Здесь хранится множество старинных рукописей, а также оригинальные листы с рукописями Санатаны, Рупы и Дживы Госвами.
3. Духовная природа городка Вриндаван в Индии
Сегодня Вриндаван набирает всё большую популярность. Строительство и развитие — это постоянная вещь здесь. Постоянно строятся новые жилые кварталы и храмы, а также гостевые дома с храмами.
Духовная природа этого места может быть очень очевидной, если человек способен воспринимать её, и некоторые люди чувствуют это сразу же.
Однако существует множество вещей, которые могут помешать погружению в духовное блаженство. Такие вещи, как комары, шумные обезьяны, которые сражаются в ночи, которые не дают спать, невероятно жаркое лето, холодные зимние ночи без центрального тепла и так далее. Вот почему лучше совершать короткие визиты во Вриндаван, чтобы не терять уважения к этому месту.
Во Вриндаване есть много храмов, которые вы можете легко посетить, просто бродя по городу. Именно здесь вы не сможете легко забыть Господа Кришну, и почти всё, что вы делаете, будет способствовать духовному прогрессу. Многие миллионы преданных Кришны и Радхи посещают эти места паломничества каждый год и участвуют в красочных фестивалях, связанных со сценами из жизни Кришны.
Вот так выглядит священное место Вриндаван в Индии, где провёл свои детские и юношеские годы Кришна! Читайте также:
Уважаемые читатели! Пишите комментарии! Читайте про «святыни разных религий» на страницах сайта «Мир увлечений»!
Храм кришны баларамы во вриндаване бриндабан
Вриндаван
Вриндаван – самое известное святое место, связанное с именем Господа Кришны. Именно во Вриндаване Он провел свое детство.
В древности во Вриндаван стремились величайшие святые. Со временем его значение забылось, и лишь около 500 лет назад начался его новый расцвет. По велению Шри Чайтаньи Махапрабху 6 его ближайших учеников отправились во Вриндаван, нашли места, связанные с играми Господа Кришны, и основали там храмы Господа.
Сегодня Вриндаван – место, связанное с памятью не только Кришны, но и величайших святых – Шести Госвами Вриндавана, и их учеников, среди которых такие великие святые, как Нароттама, Шьямананда и Шриниваса. В середине прошлого века во Вриндаване жил Бхактиведанта Свами Прабхупада. В 60-е годы он покинул Индию и проповедовал в США и других странах, но незадолго до ухода вернулся во Вриндаван и оставил этот мир в основанном им Кришна-Баларам Мандире.
Парикрама вокруг Вриндавана
Рядом с храмом Кришна Баларам Мандир во Вриндаване начинается дорога, по которой совершается парикрама (священный обход по часовой стрелке). Следуя по ней, можно попасть на Вараха гхат, место, где некогда Кришна явил своим друзьям форму Варахи – воплощение Господа в виде вепря. На этом месте находится небольшой храм Радхи-Кришны и храм Варахи.
Далее на пути находится храм Мадана Мохан, основанный Санатаной Госвами, одним из Шести Госвами Вриндавана. Некогда в этом храме было установлено божество Мадана Мохана, очаровывающего всех Кришны, но в конце XVII века, когда Аурангзеб послал войска, чтобы уничтожить святыни Вриндавана, божество было перевезено в Раджастхан. Сейчас в храме установлена копия изначального божества. Рядом с храмом находится самадхи (место захоронения) Санатаны Госвами.
Затем путь парикрамы проходит по берегу Ямуны. Справа от дороги находится собственно город Вриндаван, а затем дорога поворачивает на юг и проходит мимо храмов Рагхунатха, Говиндаджи и пушпа-самадхи 64 ачарий.
Главные храмы Вриндавана
Вообще, во Вриндаване около 5000 храмов. Вряд ли у кого-либо хватит сил, чтобы посетить все храмы Вриндавана, но совершенно необходимо, попав во Вриндаван, посетить храмы Шри Говиндаджи, основанный Шрилой Рупой Госвами, храм Шри Гопинатха и храм Мадана Мохана. Также необходимо посетить Вамшивату – место, где Кришна явил танец раса. Каждый, кто посетит это место, рано или поздно достигнет гопи-бхавы. Рядом с Вамшиватой находится храм Гопишвары Махадевы, Шивы, защищающего Вриндаван.
Шрила Бхакти Вигьяна Госвами Махарадж о Вриндаване
Часть 1
В том году, когда я был во Вриндаване, ходил по его узким улочкам, заходил в древние храмы, кланялся Божествам, купался в Ямуне, меня не оставляла мысль о том, что тысячи и тысячи людей в России лишены возможности оказаться здесь, в этом самом святом месте на земле.
Больше всего мне хотелось поделиться с людьми тем счастьем, радостью и покоем, которые охватывают человека, когда он приезжает на священную землю Вриндавана. Так возникла идея серии радиопередач, которые мы назовем «Парикрама по Вриндавану».
Пять столетий прошло с тех пор, и многие из последователей Шри Чайтаньи Махапрабху недоумевали, когда же и как исполнится Его предсказание. Человеком, который исполнил его, был Шрила Прабхупада. Он не нуждается в том, чтобы его представляли, однако я хочу, чтобы путешествуя по Вриндавану, мы постоянно помнили кому мы обязаны этой возможностью. Поэтому неслучайно, что дорога, которая ведет во Вриндаван и по которой туда приезжают большинство путешественников, носит имя Бхактиведанты Свами. Это небольшая дорога, на которую мы сворачиваем с дороги, ведущей на Агру, чтобы въехать во Вриндаван. К этому времени нетерпение поскорее ступить на священную землю Вриндавана достигает максимума. И наконец наша машина, проехав мимо нескольких новых строящихся храмов, въезжает в ворота, ведущие во Вриндаван. Эти ворота, так же как и сама дорога, носят имя Бхактиведанты Свами Прабхупады.
Местные жители, или бриджабаси называют этот храм Энгридди-Мандир, что значит «английский храм». Он был построен в 1975 году, а вместе с ним была возведена гостиница, небольшие апартаменты для Шрилы Прабхупады, в которых сейчас располагается его музей, и трехэтажное здание гурукулы.
Кришна, безусловно, живет здесь в храме Кришны и Баларамы, и любой, даже самый черствый человек сможет ощутить здесь Его присутствие. Он живет на алтаре храма. Он живет на фресках, украшающих стены храма и Он живет в звуках святого имени, которое круглые сутки звучит здесь. Послушаем немного знаменитый 24-часовой вриндаванский киртан, который будет сопровождать во время наших прогулок по Вриндавану, и на этом завершим нашу первую прогулку, чтобы вернуться в шумную и суетливую Москву, на время отпустившую нас из своего плена.
Часть 2
Сегодня мы отправимся с вами в нашу первую парикраму по Вриндавану. Целью нашей прогулки будет храм Радхи-Мадана-мохана. Этот древний храм из красного песчанника является одним из символов Вриндавана. Его высокую башню можно видеть практически отовсюду. Особенно красивый вид на храм открывается со стороны Ямуны.
Получив это указание, Санатана Госвами со слезами на глазах отправился по Вриндаван. Тело его двигалось, но его сердце и душа по-прежнему пребывали у лотосных стоп Чайтаньи Махапрабху, не желая расставаться с Ним. Он медленно шел вперед и на каждом шагу оборачивался, не зная когда в следующий раз сможет увидеться со своим Учителем. Прийдя во Вриндаван, который в то время был необитаемым местом на берегу Ямуны, Санатана Госвами встретился там с Суббудхи Роем и Локанатхой Госвами, а также с Бугарбхой Госвами, о которых мы будем рассказывать в одной из следующих прогулок. Он поселился в уединенном месте на берегу Ямуны, во Вриндаване.
Храм Мадана-мохана стоял на этом холме много тысяч лет назад и прекрасное Божество Мадана-Мохана, установленное праправнуком Кришны Махараджей Ваджранабхой, всегда украшало этот холм. Однако, когда Индия подверглась нашествию монголов, жрецы, ухаживавшие за Божеством, в страхе перед иноземцами спрятали Мадана-мохана, закопав Его в землю, в зарослях, которыми был покрыт холм Двадашадитья-Тила. Старый храм постепенно разрушился, а Божество в течение нескольких сотен лет пролежало в земле. Однако, когда во Врадж, Вриндаван, пришел Адвайта Ачарья, непосредственный предшественник Чайтаньи Махапрабху, он тоже поселился неподалеку от Двадашадитья-Тилы в месте, которое с тех пор называется Адвайта-ват. Мы посетим его в одной из наших будущих прогулок. И однажды, когда он гулял по этому холму, он услышал голос Мадана-мохана, звавшего его из-под земли.
История не сохранила подробностей этой встречи Адвайты Ачарьи с Кришной, который всегда живет во Вриндаване, однако известно, что Адвайта Ачарья, проживший во Врадже около года, все это время поклонялся Божеству Мадана-мохана, а когда ему пришла пора возвращаться в Бенгалию, он оставил Божество Мадана-мохана, которое тогда звали Мадана-гопал, одному из матхурских брахманов, Пурушоттаме-Чаубе. С тех пор Мадана-гопал поселился в доме этого брахмана и жил там наравне с его сыновьями, пользуясь любовью всех обитателей дома.
Жена Чаубе была великой преданной Господа Кришны, и она относилась к Мадана-гопалу как к своему собственному сыну. У нее был свой сын, которого звали Садхана, и свою любовь она поровну делила между Маданой и Садханой. Она ухаживала за обоими сыновьями и заботилась о них с одинаковой любовью и преданностью. Так прошло много лет.
Тем временем Санатана Госвами поселился во Вриндаване. В то время Вриндаван был практически необитаем, поэтому Санатане Госвами время от времени приходилось отправляться в Матхуру, где он просил подаяние, ходя от дома к дому. Он дал обет отречения от мира, и потому единственным источником средств к существованию для него была милостыня. Обычно он приходил в дом брахманов и те давали ему горстку риса или немного муки, он возвращался к себе, смешивал эту муку с водой, делал из нее шарик и поджаривал на углях костра. Это было единственной его едой в течение многих лет.
Бедная женщина очень испугалась и пообещала Санатане Госвами, что с этого дня она будет поклоняться Мадана-гопалу по всем правилам. Однако той же ночью, когда Санатана вернулся во Вриндаван, он увидел сон, и во сне Мадана-гопал пришел к нему и сказал: “Я был так счастлив, пока Я жил в доме у брахмана как один из его сыновей, а теперь этот брахман и его жена ввели множество правил и ограничений, они больше не смотрят на Меня как на своего сына, боятся подойти ко Мне и только постоянно кланяются. И все это из-за тебя. Санатана, зачем ты испортил мне жизнь?”
Испуганный Санатана Госвами проснулся в холодном поту и едва мог дождаться когда рассветет, чтобы побежать в Матхуру. Рано утром он прибежал в дом брахмана и стал просить прощения у него и его жены. Однако, к его необычайному удивлению, брахман сам стал просить прощения у Санатаны Госвами и умолять его, чтобы он взял с собой Мадана-гопала. Оказалось, что той же ночью Мадана-гопал пришел во сне к Пурушоттаме-Чаубе и сказал ему: “Эй, отдай Меня Санатане, у тебя есть другой сын, а у Санатаны нет никого. Пожалуйста, отдай Меня Санатане”.
В ту же ночь жена брахмана тоже увидела сон, в котором Мадана-гопал пришел к ней и сказал: “Ма, Я уже вырос, пожалуйста, отпусти Меня во Вриндаван, я хочу жить во Вриндаване вместе с Санатаной, отдай Меня ему”. Радости Санатаны Госвами не было предела. Он взял Мадана-гопала, отнес Его во Вриндаван и построил небольшую хижину для Мадана-гопала рядом со своей на холму Двадашадитья-Тила. Дерево, под которым стояла та хижина, где Санатана Госвами поклонялся Мадана-гопалу, по-прежнему растет на этом холме. И мы с вами подойдем к нему и сядем в его тени, чтобы послушать конец истории.
Сейчас под этим деревом как и 400 лет назад, во времена Санатаны Госвами, стоит маленький домик, и в этом домике-алтаре живет Мадана-гопал. Не тот Мадана-гопал, за которым ухаживал Санатана Госвами, но Его копия, и за Ним, как и прежде, ухаживает семья преданных, живущая при храме. Они с радушием встречают всех паломников, приходящих сюда, чтобы поклониться Мадана-мохану и Санатане Госвами.
Мадана-гопала, привыкший к другой пище, первые несколько дней терпел это, но в конце концов Он не выдержал и сказал Санатане: “Я с трудом глотаю все то, что ты Мне предлагаешь, нельзя ли в следующий раз по крайней мере чуть-чуть посолить твои блюда, а то все твои лакомства комом застревают у меня в горле”.
Как раз в этот момент по Ямуне проплывала большая баржа с солью и другими товарами. И пока Санатана Госвами разговаривал с Мадана-гопалом, баржа села на мель. Баржа принадлежала богатому купцу из Пенджаба по имени Рамадас Капур и направлялась на большую ярмарку в Агру. Когда баржа села на мель, купец и его сподручные изо всех сил пытались столкнуть ее с места, однако все их попытки были тщетными. Не сумев ничего сделать, Капур вышел на берег и стал в отчаянии бродить, надеясь на чью-то помощь.
Санатана Госвами с улыбкой посмотрел на Мадана-гопала, а затем сказал, обращаясь к купцу: “Что могу сделать я, бедный нищий отшельник? Попроси об этом у Кришны, и Он исполнит твои молитвы”. Тогда купец стал рыться у себя в карманах, чтобы найти несколько монет, однако не нашел ничего, кроме маленького пакетика с солью. Он положил пакетик с солью перед Божеством Мадана-гопала, склонился перед Ним и стал возносить свои молитвы. Закончив молитвы, он спустился к своей барже и обнаружил, что баржа сошла с мели и продолжает плыть вниз по реке. Он поискал глазами мальчика-пастушка, чтобы поблагодарить Его, однако мальчик куда-то исчез. Не придав этому значения, он сел на баржу и продолжил свой путь.
На самом деле этот эпизод исполнен глубокого смысла: Сам Мадана-гопал принял образ мальчика-браджбаси и направил Капура к Санатане Госвами со словами: “Попроси его, только он сможет тебе помочь”, когда же Капур пришел к Санатане Госвами, то Санатана Госвами указал ему на Кришну и сказал: “Что могу я? Проси Его, только Он может тебе помочь”. Говорится, что Кришна приводит искреннюю душу к духовному учителю, а духовный учитель, довольный служением своего ученика, приводит его к Кришне.
Итак, Капур беспрепятственно достиг Агры, продал весь свой товар с большой выгодой для себя, а затем вернулся во Вриндаван и принес всю выручку Мадана-гопалу. На эти деньги и был выстроен огромный величественный храм со специальным залом для танцев и многочисленными храмовыми пристройками. Это был первый храм во Вриндаване, и строительство его было закончено в 1580 году, уже после ухода Санатаны Госвами из этого мира.
Сто лет спустя после того, как храм Мадана-мохана был построен, Могольский император Ауранг-зеб послал свое войско во Вриндаван с тем, чтобы осквернить и разрушить возведенные в нем храмы. Брахманы, ухаживавшие за Божествами Вриндавана, узнав о готовящемся нападении, предусмотрительно вывезли все главные Божества Вриндавана под защиту могущественного махараджи Джайпура. С тех пор храм Мадана-мохана, пострадавший от нашествия могольских захватчиков, осиротел.
После того, как Он, вместе с Говиндаджи и Гопинатхом был установлен в похожем на огромный дворец храме в Джайпуре, с Ним случилась другая история. Дочь Джайпурского царя особенно привязалась к Мадана-мохану. Когда ее выдали замуж и она должна была уехать в соседнее царство, которым правил ее будущий муж, она попросила своего отца, чтобы он разрешил ей взять с собой Мадана-мохана.
Чтобы помочь девушке, Мадана-мохан слегка опустил Свою левую руку так, что флейта в Его руках сломалась. Так царевна узнала Божество, которому принадлежало ее сердце, и Мадана-мохан отправился вместе с ней. Теперь Он находится в Кароле, небольшом городе в Раджастхане, где для Него построен специальный храм. И с этих пор флейты, которые держит Мадана-мохан, должны быть изогнуты посередине, потому что левая рука у Него находится не на одной линии с правой.
Теперь, когда мы побывали в храме Мадана-мохана и послушали о Его играх со Своим возлюбленным преданным, Санатаной Госвами, имеет смысл посетить расположенное неподалеку от храма самадхи Санатаны Госвами и почтить память этого великого преданного.
Говорят, что от Санатаны Госвами исходило такое яркое сияние, что даже по ночам из его хижины был виден свет, хотя он никогда не пользовался светильниками. Люди приходили, чтобы увидеть его, со всех концов Враджа. Пандиты и философы приходили, чтобы побеседовать с ним и услышать от него ответ на мучившие их философские вопросы, преданные просили его совета, а люди, решившие вступить на путь бхакти, приходили к нему, чтобы получить от него посвящение. Даже простые люди приходили к нему со своими бедами, и каждый возвращался домой радостным и счастливым. Говорят, что Санатана Госвами, несмотря на то, что в то время ему было больше 90 лет, каждый день обходил вокруг Говардханы. Под палящим солнцем этот старый человек каждый день проходил 32 километра, чтобы закончить обход холма. Во время одного из таких походов ему встретился Кришна, который запретил ему это делать и подарил гирираджа-шилу. Подробнее мы расскажем об этой истории, когда придем в храм Радхи-Дамодары, где до сих пор хранится эта шила.
Свои последние дни Санатана Госвами провел сидя перед гирираджа-шилой, подаренной ему Кришной. Он был постоянно погружен в медитацию или повторял мантру. Он сидел и думал: набхинандами маранам набхинандими дживитам камалева прати кшахам нибхишам бхритико ятха
“О, мой Господь, я не хочу ни жить, ни умирать, я просто жду Твоего приказа, как слуга ждет повеления своего господина”.
В этом состоянии грань между жизнью и смертью стирается, и преданный в любой момент может покинуть свое тело, чтобы отправиться в вечную обитель своего возлюбленного Господа.
Санатана Госвами до конца своих дней был предан Гирирадже и обходил Его каждый день, поэтому в этот день по традиции вайшнавы из Враджа тоже приходят к холму Гавардхана, чтобы почтить память Санатаны Госвами, обойдя вокруг холма. Обычно толпы людей, которые обходят вокруг Гирираджа в мудия-пурниму, так велики, что полиции иногда приходится выстраивать свои кордоны.
Не нужно путать самадхи великого вайшнава с обычной могилой. Вайшнав продолжает жить в своем самадхи и искренний человек, молящий его о милости, может ощутить его присутствие. Тело Санатаны Госвами, погребенное неподалеку от храма Мадана-мохана, нетленно. Неподалеку от этого места в небольшой роще стоит древний храм Сурьи. В Бхакта-мале говорится, что Радхика и гопи приходили сюда и собирали красные цветы для того, чтобы поклоняться Сурья-деву и Ямуна-деви. Это место принадлежит Кишору даса, одному из пандитов-вайшнавов, живущих во Вриндаване. Там стоит его бхаджана-кутир. Он рассказывал, что однажды в полночь, когда он читал джапу, он увидел высокого старика, одетого как бабаджи, который нес с собой посох и глиняный кувшин. Этот старик очень внимательно повторял джапу и от тела его исходило яркое сияние. Кишор-даса поклонился старцу и с дрожью в голосе спросил: «Кто ты? Санатана Госвами пада?» Бабаджи только улыбнулся, сказал «харибол» и растаял в воздухе. Вплоть до сегодняшнего дня Кишор дас уверен, что видел Санатану Госвами.
Атмосфера удивительного покоя и умиротворения царит в этом небольшом саду. Зеленые попугайчики перелетают с дерева на дерево и знаменитые вриндаванские обезьяны небольшими стайками резвятся в обычно тихом и пустынном дворе самадхи Санатаны Госвами. В дальнем углу этого сада расположено единственное в своем роде самадхи, которое называется Грантха-самадхи. Грантха значит “книги”, по преданию в этом месте захоронен большой железный или каменный сундук с книгами.
Шри Санатана Госвами, Шри Рупа Госвами и Шри Джива Госвами были блестящими знатоками санскрита, они изучили множество эзотерических книг: тантр, самхит и упанишад. Некоторые ученые считают, что Госвами, боясь, что люди в будущем могут неправильно понять смысл этих сокровенных писаний, зарыли эти книги в Грантха-самадхи. Другие думают, что Шрила Джива Госвами собрал все бесценные рукописи, написанные Госвами Вриндавана и захоронил их в самадхи, чтобы сохранить для будущих поколений.