в тифлопедагогике используются как общие методы обучения так и

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИОННОГО КУРСА

Тема1.Предмет тифлопедагогики

Тифлопедагогика – наука о воспитании и обучении детей с нарушениями зрения. Тифлопедагогика – часть общей педагогики и один из разделов коррекционной педагогики. Задачи тифлопедагогики:

1) психолого-педагогическое и клиническое изучение лиц с нарушениями зрения;

2)выяснение типологии нарушений функций зрения, аномалий психического и физического развития при этих нарушениях;

3)пути и условия компенсации, коррекции и восстановления нарушенных и недоразвитых функций при слепоте и слабовидении;

4)изучение условий формирования и всестороннего развития личности при разных формах нарушения функций зрения;

5) разработка содержания, методов и организация обучения основам наук, трудовой и профессиональной подготовки детей с нарушениями зрения;

6) создание специальных технических средств;

7) разработка системы гигиенических мероприятий по охране и развитию неполноценного зрения.

Методы исследования в тифлопедагогике: наблюдение за процессом обучения, воспитания и развития детей; естественный, обучающий, лабораторный и психолого-педагогический эксперимент; беседы; анализ детских работ.

Связь тифлопедагогики с общей и специальной педагогикой, тифлопсихологией, патофизиологией, офтальмологией, педиатрией, школьной гигиеной и др.

Тема 2.Содержание и система воспитания и обучения детей с нарушениями зрения

Система помощи детям с нарушениями зрения в раннем возрасте. Специализированные дошкольные учреждения: детские дома для слепых и слабовидящих, детские сады и ясли для слабовидящих и детей с косоглазием и амблиопией, специализированные дошкольные группы в детских садах общего типа, дошкольные группы при школах-интернатах Ш-IV вида.

Специальные коррекционные школы для слепых и слабовидящих детей – предмет постоянной государственной заботы. Специфика обучения и воспитания детей с нарушениями зрения: учет общих закономерностей и специфических особенностей детей, формирование способов деятельности на суженной сенсорной основе, дифференцированный подход, перераспределение учебного материала, изменение сроков его прохождения, дозирование нагрузок, применение специальных форм и методов обучения, использование тифлотехнических средств, специальных учебников и наглядных пособий, специальное оформление учебных кабинетов, создание санитарно-гигиенических условий, организация лечебно-восстановительной работы, профориентация, работа по социально-трудовой адаптации и самореализации учеников. Система профессионального образования слепых и слабовидящих.

Тема 3.Организация психолого-педагогической и коррекционной помощи

Коррекционно-педагогическая работа как система специальных педагогических мероприятий, средств, форм и методов обучения и воспитания, направленных на развитие процессов компенсации, преодоление, устранение недостатков познавательной деятельности, личности, физического развития и двигательных способностей детей с нарушениями зрения.

Коррекционная направленность общеобразовательных занятий. Организация коррекционных занятий в специализированном ДОУ. Содержание и дидактические приемы коррекционной работы в соответствии с возрастом детей, структурой и составом нарушенных функций, особенностями восприятия учебного материала и ориентации в пространстве.

Разностороннее клиническое и психолого-педагогическое изучение детей, анализ состояния практических умений.

Тема 4.Основные функции специалистов в дошкольных образовательных учреждениях для детей с нарушениями зрения

Создание условий для коррекционно-образовательного процесса. Диагностика развития дошкольников. Составление планирования работы с детьми тифлопедагогом, воспитателями, специалистами. Проведение коррекционного, образовательного и воспитательного процесса. Оформление документации. Самообразование, обмен опытом педагогов. Взаимосвязь в работе педагогических и медицинских специалистов. Участие в работе методических объединений, педсоветов. Работа с родителями детей.

Тема 5.Оборудование, методы и средства

Оборудование специализированных учреждений для детей с нарушениями зрения (мебель, тифлотехнические и оптические средства и др.). Использование в тифлопедагогике общих и специальных методов обучения детей с нарушениями зрения. Общие методы: по источникам получения знаний (словесные, наглядные, практические); по характеру дидактических задач (приобретение новых знаний, закрепление, проверка и оценка знаний); по характеру преобладающей деятельности учителя и учеников и др. Специальные методы тифлопедагогики, направленные на коррекцию и компенсацию отклонений в развитии детей.

Тема 6.Основные направления работы с детьми

Эстетическое воспитание детей с нарушениями зрения в учебной, игровой и трудовой деятельности. Обучение специальной графике. Задачи и содержание физического воспитания детей с нарушенным зрением с учетом особенностей их развития, вторичных отклонений в формировании движений и пространственно-ориентировочной деятельности. Трудовое обучение и воспитание, профориентация детей с недостатками зрения. Проведение коррекционных занятий по развитию зрительного восприятия, ориентировке в пространстве, лечебной физкультуре, ритмике, исправлению недостатков речевого развития, социально-бытовой ориентировке с учетом особенностей развития слепых и слабовидящих.

Тема 7.Взаимосвязь психолого-педагогической и коррекционной помощи с лечебно-восстановительной работой по лечению и улучшению зрения

Взаимосвязь коррекционных занятий с обучением и воспитанием как создание оптимальных условий для всестороннего развития детей с нарушениями зрения и обеспечение возможности эффективного усвоения программного материала, ликвидации в ходе обучения отставаний в развитии различных сторон познавательной деятельности, двигательной сферы и качеств личности.

Тема 8.Общее физическое оздоровление детей с нарушениями зрения

Здоровьесберегающие технологии в обучении и воспитании детей с нарушениями зрения. Закаливание, витаминизация в специализированном учреждении III-IV вида. Режим дня в специализированном учреждении. Активизация двигательной сферы, физическое развитие в рамках общего оздоровления детей с нарушениями зрения.

Тема 9.Развитие дошкольников с нарушениями зрения в разных видах деятельности

Формирование навыков пространственной, социально-бытовой ориентировки, обогащение и корректировка образов предметов в процессе игровой деятельности детей с недостатками зрения. Развитие цветовосприятия, мелкой моторики, внимания, наблюдательности, формирование предметных представлений детей с нарушениями зрения в изобразительной деятельности. Значение формирования навыков трудовой деятельности в развитии дошкольников с недостатками зрения. Особенности учебной деятельности слепых и слабовидящих.

Тема 10.Подготовка детей к школе

Развитие познавательной сферы дошкольников с нарушениями зрения. Формирование произвольности действий детей. Развитие общей и мелкой моторики дошкольников. развитие речи детей с нарушенным зрением.

Дата добавления: 2018-02-18 ; просмотров: 971 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Традиционные методы обучения детей с нарушением зрения

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

в тифлопедагогике используются как общие методы обучения так и

Описание презентации по отдельным слайдам:

Традиционные методы обучения детей с нарушением зрения Подготовила: Ж.Аршабаева

План: Классификация методов обучения Традиционные методы обучения Словесный метод Наглядный метод Практический метод

Классификация методов обучения

Методы обучения Методы обучения детей с нарушением зрения имеют свою специфику. В тифлопедагогике используются как общие методы обучения, так и специальные, направленные на коррекцию и компенсацию отклонений и развитии детей.

Необходимость применения общих и специальных методов определяется характером и спецификой познавательной деятельности детей. Для глубокого усвоения знаний детьми рекомендуется сочетать при объяснении учебного материала слово, образ и практическое действие, давать их в тесной связи и взаимодействии друг с другом, чтобы знания служили руководством к действию, а словесные приемы обучения при этом играли регулирующую, направляющую роль и способствовали коррекции нарушенных функций.

Традиционные методы обучения и специфика их применения Словесные методы обучения являются основными. К числу наиболее распространенных словесных методов обучения и получения информации относятся: беседа, рассказ учителя, работа с учебником, печатными текстами и иллюстрациями, письменные и устные самостоятельные работы, учебные радио- и телепередачи, «говорящие» книги, школьные лекции. Словесные Практические Наглядные

Словесный метод Беседа как важный источник получения знаний предусматривает целенаправленный подбор вопросов, адресующихся главным образом к мыслительной деятельности учащихся. В беседах рассматриваются причинно-следственные связи, логико-дидактические основы изучаемого материала, обобщение полученных знаний. Учитель следит за тем, насколько правильно учащиеся пользуются словом, приемами доказательного мышления, терминологией, усвоены ли основные выводы, за­коны, правила, умеют ли они применять приемы образной речи.

Рассказ учителя как один из словесных методов обучения применяется при изучении многих тем. Он предусматривает правильный подбор фактического материала, изложение его в строгой логической последовательности с четким разделением на части. Большое внимание уделяется работе с учебником, печатными текстами и иллюстрациями. В настоящее время все учебники для слепых и слабовидящих издаются со специально подобранными или адаптированными иллюстрациями и дидактическим материалом. Учитывая, что учебники для слепых и слабовидящих отличаются от учебников массовой школы, следует в самом начале работы ознакомить учащихся с их построением. Словесный метод

Наглядным методам обучения слабовидящих уделяется особое внимание. Эти методы способствуют обогащению сенсорного опыта путем развития приемов и способов восприятия, развития наблюдательности, формирования образов памяти. К числу наглядных методов обучения относятся наблюдения окружающих предметов и явлений, восприятие материализованных средств наглядности (натуральные предметы, макеты, муляжи, модели и т. п.). Наглядный метод

В массовой школе наиболее распространенным методом наглядности является демонстрация, обеспечивающая возможность организации фронтальных занятий. Для слабовидящих такой метод имеет значительные ограничения, обусловленные тем, что учащиеся не могут дистантно, целостно и одновременно наблюдать многие демонстрируемые предметы, процессы и явления. Поэтому для обучения детей этой категории широко используют разнообразный раздаточный материал, позволяющий каждому учащемуся самому определить время и оптимальное расстояние от глаз для рассматривания изображения. Наглядный метод

Наиболее соответствующим целям обучения в школах для слепых и слабовидящих является ученический лабораторный эксперимент, позволяющий школьникам обогащать свой опыт на основе самостоятельной практической деятельности. Проведение учащимися экспериментальных работ в школе является исходным моментом познания протекающих процессов, важным средством доказательства правильности положений, высказанных учителем или почерпнутых из книг и учебников, средством формирования практических умений и навыков. Практический метод

В школах для слепых и слабовидящих в целях предупреждения формализма в усвоении знаний, обусловленного бедностью непосредственно чувственного опыта, использование в учебной работе действенных способов овладения знаниями приобретает весьма актуальное значение. Практические методы способствуют формированию целостных и содержательных представлений о предметах, процессах и явлениях окружающей действительности, об эстетической картине мира, отношениях человека к природе. Все это имеет важное коррекционно-воспитательное значение в школе для слепых и слабовидящих. Практический метод

Высокие эстетические переживания, вызванные красотой природных явлений, их воссозданием в художественных произведениях, способствуют развитию эстетических вкусов, обогащают эмоционально-волевых переживаний, являются стимулом развития мыслительной деятельности, воссоздающего воображения, образной памяти. Увидеть при глубоко неполноценном зрении, представить и понять явления и процессы, происходящие в окружающем мире, значит вызвать глубокое эмоциональное переживание радости. Познание физических, химических, биологических и других закономерностей требует комплексного подхода к изучению основ наук, уяснению целостной картины мира. Это недоступно при чисто словесных методах обучения. Действенное изучение учебного материала выдвигает новые задачи учебного познания, требующего активного творческого отношения учащихся к изучаемым процессам и явлениям. Скажите мне – я забуду, покажите мне – я запомню, вовлеките меня – я пойму. (китайская пословица) Выводы:

Список использованной литературы: Григорьева Г.В., Роль персептивного обучения в преодолении последствий зрительной деривации у детей при глубоких нарушениях зрения и слуха// Дефектология, 1997. Егоршина Л. М., Полисенсорная основа воспитания и обучения детей с глубокой зрительной патологией // Диагностика, развитие и коррекция сенсорной сферы лиц с нарушением зрения, 1997. Ермаков В. П., Основы тифлопедагогики: учеб. пособие, 2000. Литвак, А.Г., Психология слепых и слабовидящих, 2006. Полонский В. М., Словарь по образованию и педагогике, 2004.

Источник

ПРИМЕНЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ СЛЕПЫХ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРОГРАММЕ 3.3

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

«ПРИМЕНЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ СЛЕПЫХ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В настоящее время произошли серьезные изменения в сфере образования. Принятие ФГОС для детей с ОВЗ не только повлекло за собой пересмотр давно сложившейся системы образования, но и позволило педагогам по-новому выстраивать школьное образовательное пространство.

В работе со слепыми детьми, имеющие интеллектуальные нарушения используются все методы обучения, однако, учитывая особенности восприятия ими учебного материала, есть некоторые различия в приемах. Они изменяются в зависимости от физических возможностей ребенка, запаса знаний и умений, наличия предыдущего зрительного и двигательного опыта, навыка пространственной ориентировки, умения пользоваться остаточным зрением. При проведении урока с детьми, которые имеют тяжелые зрительные нарушения, необходимо использовать специальные методы, приемы и средства обучения, в том числе компьютерные технологии, использование специальных наглядных и технических средств обучения, рассчитанных на полисенсорное восприятие учебного материала.

Для успешного обучения и воспитания слепых детей с легкой умственной отсталостью необходимо учитывать такие факторы, как:

— глубина патологии основных зрительных функций

— течение заболевания органа зрения

— офтальмо-гигиенические требования к условиям обучения

— положение ребенка в семье (игнорирование дефекта и его последствий; гиперопека; понимание и учет особенностей развития ребенка и т. п.)

— характер, тяжесть вторичных отклонений в развитии и др.

Обучение проводится в очень медленном темпе, с паузами, дающими ребенку возможность проявить собственную активность. Всё коррекционно-развивающее обучение предусматривает применение здоровьесберегающих технологий.

в тифлопедагогике используются как общие методы обучения так ив тифлопедагогике используются как общие методы обучения так и

Требования к подбору наглядности (предметов, моделей, игрушек)

А) гигиена (должны легко мыться),

Б) безопасность (прочная и не токсичная окраска, поверхность без зазубрин и выемок, не бьющиеся, без мелких съемных деталей).

В) соответствие реальным объектам (познание чрез осязание).

Г) озвученные и объемные (выпуклые и вогнутые),

Д) разной формы, величины, материала и т.п (познание комплекса свойств).

в тифлопедагогике используются как общие методы обучения так ив тифлопедагогике используются как общие методы обучения так и

У слепых детей, имеющих сопутствующие заболевания, нарушено абстрактное и логическое мышление, пространственная ориентировка, что вызывает особые трудности при изучении некоторых тем. Для урока делается подборка разнообразного, доступного и интересного материала, что активизирует у обучающихся познавательную активность и помогает повышать интерес к предмету.

Также уделяю особое внимание наглядным методам обучения (применение наглядных пособий, доступных восприятию тактильно), сочетаю фронтальные методы с индивидуальными. Эти методы способствуют обогащению сенсорного опыта, путём формирования образов памяти. Проводится систематическая работа по расширению запаса представлений и их уточнению.

в тифлопедагогике используются как общие методы обучения так ив тифлопедагогике используются как общие методы обучения так и

На уроках чтения, окружающего мира использую словесные методы с использованием натуральных объектов, чучел животных, моделей фруктов и овощей, рельефной и тактильной наглядностью, разнообразный аудиоматериал.

Пробелы в чувственном опыте ребёнка значительно затрудняют формирование мыслительных операций. Память слепых детей с интеллектуальными нарушениями характеризуются меньшей продуктивностью в сравнении с нормой. Важно использовать многократное повторение (на каждом уроке) слов и фраз, что обеспечит лучшее их понимание, подготовит почву для дальнейшей работы по развитию речи.

Таким образом, в системе воспитания и обучения слепых детей важным является не только формирование у них большого количества реальных представлений, но и создание целостной концепции, обобщенной системы знаний о природе, мироздании, о системе социальных и моральных норм поведения в мире зрячих.

Тифлопедагогическая практика доказала, что при правильной организации дифференцированной работы с использованием специальных методов, приемов и средств, создаёт комфортные условия обучения, помогает детям с нарушением зрения овладеть адаптивными способами социально-бытовой и пространственной ориентировки, преодолеть все трудности обучения и адаптироваться в обществе.

Источник

Применение тифлопедагогических коррекционных приемов с целью формирования УУД в коллективе дополнительного образования для детей, имеющих сложные и сочетанные дефекты развития

Инклюзивным образованием (фр. «inclusif» – включающий в себя; лат. «include» – заключаю, включаю, вовлекаю) – называется практика общего образования, основанная на понимании того, что люди с ограниченным возможностями здоровья могут и должны быть вовлечены в социум.

Инклюзивным образованием (фр. «inclusif» – включающий в себя; лат. «include» – заключаю, включаю, вовлекаю) – называется практика общего образования, основанная на понимании того, что люди с ограниченным возможностями здоровья могут и должны быть вовлечены в социум.

Данная практика ориентирована на формирование условий доступности образования для всех детей. В том числе она обеспечивает доступ к образованию детей с ограниченными возможностями здоровья.

В 1990–2000-х годах было сформировано общественное мнение, позволившее начать создание социальных условий для такого типа педагогики.

Актуальной педагогической задачей инклюзивного образования становится реабилитация, социализация и возможная профессиональная ориентация детей, имеющих различные психофизические отклонения.

Модель инклюзивного образования основывается на определенной системе коррекционной помощи, предполагающей внедрение в практику педагогической работы специальных коррекционных приемов обучения, направленных на формирование и развитие у этой категории обучающихся универсальных учебных действий.

В полной мере это относится и детям с нарушением зрения.

Современная статистика свидетельствует об увеличении количества детей, имеющих различные нарушения развития, среди которых нарушение зрения занимает одно из центральных мест.

С каждым годом возрастает количество детей, входящих в группу риска по зрению, растет количество детей, у которых при появлении даже незначительных неблагоприятных факторов могут возникнуть проблемы со зрением.

Учителя, работающие с детьми с нарушением зрения в условиях инклюзии, как на уроках, так и во внеурочной деятельности испытывают серьезные затруднения при выборе методов, способов и приемов педагогической работы.

Российская тифлопедагогика – наука относительно молодая, она сформировалась в начале 60-х годов XX века. Именно тогда в России стали открываться специальные школы для слепых и слабовидящих детей, ставшие для педагогов «кузницей кадров».

В этих школах на практике апробировались коррекционные приемы педагогической работы, технические индивидуальные средства оптической коррекции, проводились исследования с целью выяснения наиболее благоприятных эргономических условий для развития и обучения детей с нарушением зрения.

В школах для слабовидящих детей педагогический процесс рассматривается как единая система коррекционно-педагогической помощи, направленная на развитие, воспитание и обучение детей с позиции особенностей их развития особенностей их развития.

В настоящее время такие школы и специалисты-тифлопедагоги стали редкостью. Тем более ценным становится опыт педагогов, работающих с этой сложной категорией детей, поскольку для реализации учебного процесса в условиях инклюзии педагогам необходимо не только уметь анализировать причины возможной не успешности в обучении детей с нарушением зрения, но и знать основные способы и приемы коррекционной работы. Не секрет, что наибольшие затруднения у педагога, работающего в условиях инклюзии, вызывает их применение на практике.

Мотивацией для создания данной статьи на тему «Применение тифлопедагогических коррекционных приемов для формирования УУД в коллективе дополнительного образования для детей, имеющих сложные и сочетанные дефекты развития» послужили:

– многолетняя работа с коллективом дополнительного образования, состоящего из детей с нарушением зрения, имеющих сложные и сочетанные дефекты развития;

– накопленный опыт применения тифлопедагогических приемов в работе педагога дополнительного образования;

– практическое наблюдение за влиянием художественного воспитания на развитие личности и формированием УУД у детей с нарушением зрения.

Актуальность выбора темы статьи обусловлена:

– требованиями ФГОС по развитию УУД, определяющих эффективность образовательного процесса, в частности, усвоения знаний, формирование умений и основных видов компетенции учащихся, в том числе социальной и личностной;

– необходимостью формирования УУД в коллективе дополнительного образования для детей с нарушением зрения, имеющих сложные и сочетанные дефекты развития.

Автором был проведен обзор и анализ методической литературы с целью:

– выяснения изученности проблемы по применению специальных коррекционных приемов и методов обучения не только на уроках, но и на внеурочных занятиях в коллективе дополнительного образования;

– воссоздания по выявленным отдельным элементам и фактам цельной концепции по проблеме применения определенных коррекционных методов и приемов на занятиях коллектива дополнительного образования.

В методической литературе рассматриваются проблемы, связанные с обучением и воспитанием детей с нарушением зрения, в том числе специальные проблемы их социальной реабилитации.

Информация о коллективе эстрадного пения «Бэби-шлягер»

В коллективе дополнительного образования «Бэби-шлягер» занимается 21 человек. Коллектив состоит из двух групп учащихся, группы сформированы в соответствие с возрастом и музыкальными возможностями участников.

Занятия в коллективе проводятся два раза в неделю, продолжительность занятия 45 минут.

Все участники коллектива имеют вторичные проблемы в развитии, связанные с первичным дефектом – нарушением зрения.Среди этих проблем следует отметить нарушениями памяти, восприятия, эмоциональной отзывчивости.

Учебная и познавательная деятельность детей с нарушениями зрения насыщена трудностями, связанными как с темпом учебной работы, так и с качеством выполнения учебных заданий.

Дети с нарушением зрения физически ослаблены, и поэтому они быстро утомляются. Их продуктивная деятельность возможна только в короткий промежуток времени.

Музыкальные занятия в коллективе ДО носят обще развивающий характер.

Принцип подбора репертуара

При отборе произведений для репертуара коллектива ДО учитываются психофизические особенности и обусловленные ими вторичные нарушения слабовидящих детей:

– недостаточное количество образных представлений;

– сложности в самостоятельном удерживании произвольного внимания;

Отбор репертуара основан на дидактическом принципе доступности, который при формировании репертуара проявляется:

– в доступности для понимания детьми с нарушением зрения поэтического текста;

– в соответствие поэтического текста музыкальному материалу;

– в возможности точного исполнения детьми метроритма;

– в небольшой продолжительности звучания произведения;

– в эмоциональной насыщенности произведения;

– в возможности воплощения художественного образа.

Дидактические принципы доступности и постепенности, на основании которых происходит подбор репертуара, дают возможность подбирать музыкальные произведения, способствующие развитию у детей с нарушением зрения специальных вокально – хоровых навыков:

Как известно, для развития этих навыков предпочитается удобная тесситура.

Например, песня «В лапку шмель берет смычок» написана в тональности ми-бемоль-мажор. Однако, для детей, которые занимаются в группе эстрадного пения первый год, эта тональность по тесситуре не удобна, поскольку их певческий голос еще не развит, и они не могут спеть высокие для них ноты – си-бемоль, ля-бемоль первой октавы. Поэтому для удобства работы над вокально-хоровыми навыками необходимо транспонировать эту песню в тональность до-мажор. Ребята с удовольствием поют песню в удобной тесситуре.

Формы работы на занятиях

Музыкальные занятия проводятся по следующему плану:

1. Организационный момент.

3. Разучивание произведения.

4. Практическая работа.

Поскольку занятия коллектива «Бэби-шлягер» носят общеразвивающий характер и проводятся за сеткой учебных часов, план работы может изменяться. Иногда на занятии приоритет отдается разучиванию песни, иногда слушанию музыки или игре на шумовых музыкальных инструментах.

Методы обучения

«Велика эмоциональная роль слова. Слово должно быть использовано во всех его многообразиях, проявлениях…» – писал педагог-дефектолог тифлопедагог Б.И. Коваленко.

Словесный метод обучения в школе для детей с нарушением зрения является ведущим. Каждый педагог школы, который хочет добиться положительного результата, обязан насыщать этот метод обучения большим количеством специальных тифло-приемов.

Коррекционные приемы, применяемые при разучивании произведения

Разучивание песни является центральной частью занятия. Эта работа насыщена специальными коррекционными приемами.

В соответствие с методикой музыкального обучения перед разучиванием какого-либо музыкального произведения (упражнения, попевки песни) проводится его прослушивание и устный разбор.

1. В начале работы я сообщаю детям название произведения и настраиваю детей на восприятие его характера.

2. Я разъясняю детям смысл незнакомых слов, которые встречаются в тексте, в противном случае дети могут не понять содержание произведения.

3. После прослушивания произведения я задаю детям вопрос: «Расскажите о содержании прослушанной песни, подумайте и определите, какое настроение она у вас вызвала? Постарайтесь передать словами настроение музыки».

Для обеспечения эффективного обучения детей с нарушением зрения, обладающих различными, часто низкими музыкальными способностями, разнообразными психическими и физическими проблемами развития необходим дифференцированный и индивидуальный подход к их обучению.

Например, при устном разборе песни «В лапку шмель берет смычок», более слабому ученику я задаю такой вопрос:

– На каком инструменте играл шмель?

– Какой характер у этой песни: веселый или грустный?

Более сильному и подготовленному ученику я задаю вопросы более сложные:

– Определихарактер песни «В лапку шмель берет смычок»;

– О чем рассказывается в этой песне?

Дифференцированный и индивидуальный прием обучения я применяю и во время работы над любой другой песней или упражнением.

Во время фронтальной работы, например, при обсуждении прослушанного произведения, во время рассказа о песне, или объяснении нового материала, я стараюсь произносить текст четко и внятно, доступным для понимания детьми языком.

Нельзя забывать и о том, что речь педагога должна содержать лексику, расширяющую и обогащающую активный словарь детей с нарушением зрения.

Пример образной речи педагога. Для развития навыка певческого дыхания на занятии выполняется упражнение «Одуванчик».

Вот, что я рассказываю детям для того, чтобы объяснить им смысл упражнения и настроить их на работу:

«Представьте, что у вас в руке одуванчик, который уже отцвел. Он белый, пушистый, пушинки у него такие легкие, что от любого самого маленького ветерка они могут разлететься разные стороны. Запомните, для того, чтобы сохранить красоту этого нежного цветка, который мы поднесли ко рту, нам надо сделать короткий и бесшумный вдох. Если мы сделаем вдох осторожно и бесшумно, то ни одна пушинка одуванчика не залетит нам в рот и цветок сохранит свою красоту.

Выдох при пении тоже должен быть таким же осторожным, как и вдох. Помните о том, что ни одна пушинка одуванчика не должна зашевелиться и тем более “улететь”».

Особенности работы на уроке, связанные с первичным дефектом у обучающихся

Для того чтобы помочь детям с нарушением зрения сформировать навык самостоятельной работы и научиться выполнять конкретную учебную работу, например, определять характер музыкального произведения, я применяю коррекционный приtм контрастного сравнения.

С этой целью я предлагаю детям сравнить две песни композитора Аркадия Филиппенко, которые имеются в нашем репертуаре:

– «Веселый музыкант» и «Вечный огонь».

По характеру первая песня веселая, задорная, радостная.

Вторая – спокойная, сдержанная.

Дети должны самостоятельно сделать вывод о том, что эти песни противоположные по характеру.

Для того чтобы помочь детям определить характер музыки ядемонстрирую им карточки со словами:

При демонстрации детям этих карточек я применяю коррекционный прием комментированного чтения, который заключается в том, что я вместе с детьми читаю слова, которые написаны на карточке для того, чтобы они как можно меньше напрягали нарушенное зрение.

Для детей, которые еще не умеют читать или имеют низкую остроту зрения, я использую карточки-настроения («смайлики»), соответствующие характеру произведения (Приложение 1).

Ученика, который должен или хочет ответить на мой вопрос, я называю по имени, поскольку мой безмолвный жест, обращенный в сторону детей или определенного ребенка, из-за плохого зрения ученик может не увидеть.

Словесный метод тесно связан с наглядным методом обучения. Эти методы применяются мною в любой форме работы, будь то разучивание песни, слушание музыки, или игра на детских музыкальных инструментах.

Профессор института коррекционной Российской академии образования Б.К. Тупоногов в своей работе «Основы коррекционной педагогики» писал: «Наглядность присуща человеческому познанию, она заключается в отражении предметов действительности в сфере чувственных образов, характеризует связь субъектов с познаваемым объектом».

Великий русский педагог К.Д. Ушинский говорил о необходимости применения метода наглядности «для успешной работы по развитию мышления и речи детей».

Часто на занятиях словесный и наглядный метод я использую одновременно. Например, разучивая английскую народную песенку «Джон-зайчик», яодновременно использую словесный и наглядный методы обучения.

Для того чтобы создать визуальный образ героя песенки, я приношу на урок мягкую игрушку и иллюстрацию зайца. Я рассказываю ребятам историю о том, что Зайчик по имени Джон приехал к нам из Англии, он очень веселый и отлично умеет прыгать «как мячик» и т.д.

Такой выразительный наглядный предмет помогает детям определить настроение и веселый характер героя песенки, которую они будут разучивать.

При использовании в работе с детьми, имеющими нарушения зрения, наглядного метода обучения следует помнить о том, что важно подобрать наглядный материал отвечающий требованиям тифлопедагогики, предъявляемым к этому методу обучения, а именно:

– детям с низкой остротой зрения необходимо подойти к иллюстрации или к демонстрируемому предмету на удобное для них расстояние для того, чтобы они имели возможность хорошо рассмотреть его, потрогать, взять в руки;

– для того чтобы дети смогли хорошо рассмотреть демонстрируемый предмет, им нужно дать столько времени, сколько им для этого понадобится;

– размер демонстрационного материала, игрушек, предметов подбирается в зависимости от индивидуальной остроты зрения детей;

– для того чтобы дети могли сосредоточить взор, им предъявляется демонстрационный материал, находящийся в неподвижном состоянии;

– наглядный материал предъявляется детям на уровне глаз, на индивидуальном удобном для каждого ребенка расстоянии.

Демонстрируемый наглядный материал или иллюстрации должны иметь выраженные характерные признаки предмета:

– отсутствие лишних деталей;

– все иллюстрации должны быть контрастными по отношению к фону.

Если в качестве наглядного или раздаточного материала используются карточки с текстом, то предпочтителен шрифт Arial, размер которого должен быть равен 22-40.

Бумага, на которой представлен рисунок или текст, должна быть матовой, чтобы на изображении не было световых бликов.

Использование ИКТ на занятиях коллектива ДО

В работе коллектива ДО «Бэби – шлягер» для демонстрации наглядного материала часто используются мультимедийные презентации видео сюжетов.

У детей с нарушением зрения особенность просмотра видео презентаций и видео фильмов заключается в применении коррекционного приема, представляющего собой комментирование учителем демонстрационного материала. Этот коррекционный приемвсегда сопровождает видео просмотр, поскольку он позволяет педагогу помочь участникам коллектива концентрировать свое внимание на отдельных важных деталях визуальных объектов.

Правильно выбранный наглядный материал, соответствующий тифлопедагогическим требованиям, всегда стимулирует познавательную активность у детей с нарушением зрения. Он позволяет поддерживать у них интерес к занятиям и преподносить даже трудный материал в занимательной и доступной форме.

В песне «Колючки», которую разучивают дети, есть такие слова:

«Может быть, верблюд любил бы апельсины,

Как их не любить, ведь нет на то причины,

Жалко, что в песках, где пасется верблюд,

Они не растут, не растут, не растут».

Прослушав песню и проведя беседу о ее содержании, я поняла, что не все ребята видели живого верблюда, многие не знают, что такое пустыня, какой там климат и какие растения там растут. С целью восполнения этого пробела в познаниях детей мною был продемонстрирован небольшой фрагмент мультфильма «Шакаленок и верблюд», в котором есть такой эпизод: верблюд идет по пустыне и вдруг видит куст с колючками.

Этот красивый рисованный мультфильм подходит для использования в качестве наглядного материала, поскольку в нем все формы объектов имеют четкое изображение, и сами изображения отличаются большими размерами.

Дети посмотрели этот фрагмент мультфильма с большим интересом, и последующее обсуждение этой веселой песенки получилось более содержательным и плодотворным.

Подобная форма работы помогает формировать у детей с нарушением зрения:

– умение строить высказывания;

– умение формулировать и вербально выражать свои мысли;

– умение участвовать в коллективном обсуждении.

Нужно отметить, что использование компьютерных средств обучения на занятиях детского кружка эстрадного пения всегда ограничено по времени: просмотр видео материалов может занимать не более десяти минут от урока, что соответствует нормам непрерывной зрительной нагрузки на занятиях у детей с нарушением зрения.

Коррекционный прием чередования форм работы на занятиях коллектива ДО

На примере алгоритма работы над песней «Колючки» расскажу о еще одном коррекционном приеме работы. Этот прием состоит в смене форм работы: работа с опорой на зрительный анализатор чередуется с работой, опирающейся на другие сохранные сенсорные анализаторы.

Алгоритм работы над песней «Колючки»

– прослушивание песни в аудио записи;

– демонстрация видео фрагмента мультфильма;

– проведение беседы с целью выявления характера и настроения песни;

– повторное прослушивание песни в исполнении учителя;

Применяя этот алгоритм работы во время работы над песней, становится возможным проводить смену видов учебной деятельности и чередование приемов работы с применением зрительного и слухового анализаторов.

Практический метод обучения

Практический метод обучения применяется на занятиях дополнительного образования, как при игре на шумовых инструментах, так и при вокальном исполнении произведения.

Практический метод работы включает в себя:

– практическое воспроизведение музыки детьми.

В школе для детей с нарушением зрения этот метод обучения также наполнен коррекционными тифло-приемами, придающими этому общепедагогическому методу коррекционную направленность.

Показ музыкального произведения или отдельных способов и исполнительских приемов инструментального или вокального исполнения, таких как правильное звукообразование, дикция, дыхание, применяется педагогом во время разучивания и работы над музыкальным произведением, является важным коррекционным приемом в обучении детей с нарушением зрения.

Очень часто этот прием применяется при индивидуальной работе над вокально-хоровыми навыками и навыками инструментального исполнительства.

При игре на музыкальных инструментах или при работе над танцевальными движениями, которые участники должны делать во время исполнения песни, используется коррекционный прием тактильно-мышечной наглядности. Он заключается в том, что педагог прикасается к ребенку для уточнения и придания правильного направления или положения отдельных частей его тела, спины, плеч, рук.

Например, если при игре на шумовых инструментах, таких как ложки или трещотки, я замечаю, что ученик неправильно держит в руках эти инструменты или не понимает принципа игры на них, я работаю с ним индивидуально, показывая ему правильные приемы игры. Для этого я легко прикасаюсь своими руками к рукам ребенка, держащим этот шумовой инструмент, а затем совместно с ребенком воспроизвожу необходимый ритмический рисунок.

Применение этого коррекционного приема помогает и в работе над правильной певческой установкой у детей в тех случаях, когда им во время пения приходится играть на шумовых музыкальных инструментах.

Использование приема тактильно-мышечной наглядности на уроке должно быть кратковременным. В противном случае ребенок привыкнет к помощи взрослого и не будет тренировать навык самостоятельного качественного выполнения действий.

Игровая форма работы на занятиях коллектива ДО

Сочетание практического метода обучения и игровой формы работы является еще одним примером коррекционного приема работы.

СказкаЕкатерины Железновой «Трусливый заяц» созданаавтором с целью восполнения и развития у детей с нарушением зрения образных представлений об окружающем мире.

Детям очень нравится эта «игра».

Цель этой работы заключается в формировании и развитии у детей с нарушением зрения предметных универсальных учебных действий:

– умения правильного выбора музыкального или шумового инструмента, необходимого для характеристики персонажа или действия героя;

– умения правильного воспроизведения звука или ритмического рисунка с помощью выбранного инструмента.

Перед началом игры, заключающейся в чтении сказки, детям предоставляется время для знакомства с выразительными возможностями шумовых инструментов.

Дети должны самостоятельно подобрать предметы или инструменты для звукового воплощения характера героев или на их взгляд значимых моментов поворотов сюжета этой сказки, тем самым проявляя свою творческую фантазию и свои способности к импровизации.

Дети заранее знакомятся с условиями этой «игры»: во время чтения сказки педагог по своему усмотрению может сделать остановку в любом ее месте, предложив продолжать сказку любому ученику.

Содержание работы по сказке «Трусливый заяц»

Жил-был в лесу заяц-трусишка.
Вышел однажды заяц из дома, а ежик в кустах вдруг как зашуршит!
шуршим пакетом
Испугался заяц, и – бежать!быстро встряхиваем кастаньетами
Бежал, бежал и присел на пенек отдохнуть. А дятел на сосне как застучит!стучим ложками
Бросился заяц бежать.быстро встряхиваем кастаньетами
Бежал, бежал, забежал в самую чащу, а там сова крыльями как захлопает!шлепаем руками по ногам
Побежал заяц из леса к речке.быстро встряхиваем кастаньетами
А на берегу речки лягушки сидели.проводим палочкой по рубелю
Обрадовался заяц, что лягушки его испугались – и смело поскакал обратно в лес.медленно ударяем кастаньетами по ладони («смелый заяц») или используем барабан

В качестве примера в таблице описаны действия детей и способы применения тех ударных инструментов или подручных средств, которые указаны автором для иллюстрации и характеристики действия персонажей.

Подобная творческая работа над сказкой позволяет педагогу формировать и развивать у детей с нарушением зрения музыкальные навыки:

– навыки игры на шумовых инструментах;

– умение эмоционально откликаться на содержание услышанного музыкального произведения;

– навыки слухового контроля и самоконтроля за качеством звукоизвлечения;

– навыки реализации представлений, образов, звуков, ритмов, шумового и игрового оформления сказки;

– навыки общения взрослых и детей, проявляющихся в совместной музыкальной и игровой деятельности.

Детям очень нравится эта «игра».

Рефлексия – форма работы на занятии.

В конце каждого занятия кружка ДО проводится рефлексия.

Эта форма работы представляет собой совместную деятельность учащихся и руководителя, позволяющую совершенствовать коррекционный учебный процесс, ориентированный на развитие личности каждого ученика с нарушением зрения.

Этот прием работы также имеет коррекционную направленность, поскольку с его помощью становится возможным закрепить полученные на уроке навыки и оценить свою работу на уроке.

Например, в конце занятия можно провестикороткую беседу для того, чтобы дети проанализировали свою работу. С этой целью можно предложить детям ответить на такие вопросы:

– Чем мы сегодня занимались на уроке?

– Что у нас получилось хорошо?

– Что нам пока не удается?

– Довольны ли вы результатами своей работы?

На занятиях коллектива «Бэби-шлягер» используются различные формы проведения рефлексии. Вот некоторые из них.

«Солнышко»

На доске прикреплен рисунок, изображающий «Солнышко».

Детям раздаются лучики желтого и голубого цветов. Эти лучики нужно прикрепить к «Солнышку».

Желтый лучик означает, что «мне очень понравилось занятие, оно было для меня интересно, я получил много полезной информации».

Голубой лучик – «на занятии мне было не интересно, я не получил никакой полезной информации» (Приложение 2).

«Поезд»

На доске – изображение поезда с вагончиками, на которых обозначены этапы урока: распевание, разучивание произведения, практическая работа и т.д.

В вагончик, символизирующий интересное задание, следует «поселить» «веселое личико».

А «грустное личико» – в тот, который символизирует неинтересное задание.

Важно помнить: ученик может использовать только один жетон с изображением (Приложение 3).

Вывод

В статье раскрываются особенности применения наиболее эффективных тифлопедагогических способов и приемов педагогической работы и их возможности, обеспечивающие формирование УУД с целью реализации навыков самостоятельной организации учебно-познавательной деятельности у детей с нарушением зрения.

В работе коллектива применяются общепедагогические методы обучения:

коррекционные приемы работы:

– чередования форм работы, каксучастием зрительного анализатора, так и с другими сохранными сенсорными анализаторами;

– прием комментированного чтения;

– прием контрастного сравнения;

– сочетание практического метода обучения и игровой формы работы.

Тифлопедагогические коррекционные приемы работы наполняют общепедагогические методы обучения, придают им коррекционную направленность испособствует формированию:

– умения выразить и обосновать свою точку зрения;

– умения уважать мнение других;

– умения участвовать в коллективном обсуждении;

– умения оценивать и осмысливать результаты своей деятельности;

– умения участвовать в творческом созидательном процессе;

– умения оценивать свои действия и поступки;

– умения выражать и отстаивать свою творческую позицию;

– умения формировать представление о нравственности и развитии доброжелательности и эмоциональной отзывчивости.

Педагогический опыт работы, описанный в статье, может быть полезен учителям, работающим в условиях инклюзии с детьми с нарушением зрения, как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

Приложение к статье доступно по ссылке.

Список литературы:

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

19 ответов к “Применение тифлопедагогических коррекционных приемов с целью формирования УУД в коллективе дополнительного образования для детей, имеющих сложные и сочетанные дефекты развития”

Heya i am for the primary time here. I found this board and I find It really useful & it helped
me out a lot. I’m hoping to provide one thing again and help
others such as you aided me.

Thanks for sharing your thoughts. I really appreciate your efforts and I am waiting for your further post thanks once again.

You’re so interesting! I don’t think I have read something like that
before. So wonderful to discover someone with genuine
thoughts on this issue. Seriously.. thanks for starting this up.
This site is one thing that’s needed on the web,
someone with a little originality!

Spot on with this write-up, I seriously feel this web site needs a great deal more attention.
I’ll probably be returning to read more, thanks
for the info!

I know this if off topic but I’m looking into starting my
own weblog and was wondering what all is needed to get setup?
I’m assuming having a blog like yours would cost a pretty penny?

I’m not very web smart so I’m not 100% sure. Any tips or advice would be greatly
appreciated. Many thanks

I know this if off topic but I’m looking into starting my own weblog and was wondering what all is required to
get set up? I’m assuming having a blog like yours would cost a pretty penny?
I’m not very web smart so I’m not 100% sure.
Any tips or advice would be greatly appreciated.

Thank you for the good writeup. It in fact was a amusement account it.
Look advanced to more added agreeable from you!

By the way, how could we communicate?

What’s Going down i’m new to this, I stumbled upon this I’ve discovered It
absolutely useful and it has aided me out loads.

I am hoping to contribute & assist other users like its helped me.
Great job.

Appreciating the dedication you put into your website and in depth information you
provide. It’s good to come across a blog every once in a while that isn’t the same outdated rehashed material.

Great read! I’ve bookmarked your site and I’m adding your RSS
feeds to my Google account.

Marvelous, what a webpage it is! This blog presents valuable facts to us, keep it up.
asmr https://app.gumroad.com/asmr2021/p/best-asmr-online asmr

It’s actually a nice and useful piece of info.

I am satisfied that you shared this useful
information with us. Please stay us informed like this.
Thank you for sharing. quest bars http://bit.ly/3jZgEA2 quest bars

What’s Going down i’m new to this, I stumbled upon this I’ve found It
positively useful and it has helped me out loads.
I hope to contribute & aid different users like
its aided me. Good job. cheap flights http://1704milesapart.tumblr.com/ cheap flights

I was wondering if you ever considered changing the layout
of your site? Its very well written; I love what youve
got to say. But maybe you could a little more in the way of
content so people could connect with it better.

Youve got an awful lot of text for only having 1 or 2
images. Maybe you could space it out better? scoliosis surgery https://0401mm.tumblr.com/ scoliosis surgery

It’s very easy to find out any topic on web as compared to books, as I found this piece of writing
at this website. scoliosis surgery https://coub.com/stories/962966-scoliosis-surgery scoliosis surgery

Oh my goodness! Awesome article dude! Thank
you so much, However I am having issues with your RSS.
I don’t know why I cannot join it. Is there anybody else having identical RSS issues?
Anyone that knows the answer can you kindly respond?
Thanks!! ps4 games https://tinyurl.com/45xtc52b ps4 games

Very nice post. I just stumbled upon your blog and wanted to say that I have really enjoyed browsing your weblog posts.
After all I will be subscribing for your rss feed and I hope you write
once more very soon! quest bars https://www.iherb.com/search?kw=quest%20bars quest
bars

Pretty section of content. I simply stumbled upon your website
and in accession capital to say that I get actually enjoyed account your blog posts.
Anyway I’ll be subscribing on your augment or even I achievement you get right of entry to constantly fast.

I’ve been browsing online more than 2 hours today, yet I never found any interesting article like yours.
It is pretty worth enough for me. In my opinion,
if all site owners and bloggers made good content as you
did, the internet will be a lot more useful than ever before.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *