храм любушки рязанской в рязани
Расписание
7-14 ноября. Седмица.
Объявления
Объявление. Чтение.
В нашем храме.
Молебен о страдающих.
Канал Youtube
3D-тур по храму
СВЯТАЯ БЛАЖЕННАЯ ЛЮБОВЬ РЯЗАНСКАЯ
Святыни Николо-Ямского храма
В Николо-Ямском храме находятся: рака с мощами святой блаженной Любови Рязанской, икона святой с частицей мощей.
Житие святой блаженной Любови Рязанской*
(Любовь Семеновна Сухановская 1852-1920)
Блаженная Любовь – святая заступница града Рязани и его жителей. «Любушка наша» – так сердечно называет ее народ и с особой нежностью и благоговением хранит память об этой угоднице Божией.
Ее жизнь пришлась на тяжелейшее для России время: революция, гонения на Православную Церковь. Но Бог милостив. Для утешения верующих и укрепления их надежд Он посылает Своих угодников. Таковой явилась для рязанцев блаженная Любовь. Вот почему и по сей день трепетно относятся верующие к ее имени и молитвенно призывают ее в скорбях и печалях. Она же слышит всякое сердечное воздыхание и не оставляет просящих у нее помощи без утешения.
Родилась Любовь Семеновна 28 августа (10 сентября н.ст.) 1852 г. в губернском городе Рязани. Ее родители, Семен Иванович и Мария Ивановна Сухановские, по свидетельству документов той поры, мещане г. Пронска, постоянно, в связи с работой отца, жили в Рязани. Кроме Любушки, в семье были еще дети: старшие сыновья Василий и Григорий и дочь Ольга, родившаяся в 1856 г. в Пронске. Любушку крестил в рязанском храме святителя Николая (Николы «Долгошея») священник Петр Дмитриевич Павлов, отец знаменитого академика Ивана Петровича Павлова. Видимо, к 1880 г. семья Сухановских лишилась кормильца, и вдова Мария Ивановна с двумя дочерьми поселилась в доме на углу улиц Владимирской и Воскресенской. Впоследствии семья переехала в дом на улице Затинной, где блаженная жила до своей смерти в 1920 году. Дух Любы горел, тело же было расслаблено: в течение 15 лет не могла она ни ходить, ни даже стоять на ногах. В комнате, где она лежала, находилась икона Святителя Николая Чудотворца, и Люба молилась ему и всей душой любила Святителя: она знала, как много добра он делал людям. Но пришло время, и Господь призрел на рабу Свою и волю Свою открыл ей через Своего угодника. Однажды, когда Люба была в доме одна, ей явился Святитель Николай, и вернувшаяся мать застала Любу стоявшей на ногах своих.
«Дочь моя, ты ли это? Как ты встала на ноги?» – воскликнула обрадованная мать. Люба подняла руки к иконе Святителя и сказала: «Явился мне угодничек Николай и говорит: «Вставай, Люба, ходи и юродствуй», – и я поднялась на ноги, а он стал невидим». Мать была очень обрадована таким событием, но вместе с тем и опечалилась предназначенным дочери юродством. Не раздумывая, пошла она к священнику своего прихода и, все ему рассказав, просила совета. Священник, выслушав, ответил ей: «Воля Божия, не задерживай дочь, отпусти ее, пусть идет и юродствует, от Господа стопы человеку исправляются». Мать покорилась воле Божией. С тех пор Люба взяла на себя многотрудный подвиг. Она стала постоянной посетительницей всех рязанских храмов, любила ходить в Казанский женский монастырь, где подолгу жила у некоторых сестер, а чаще – у матушки игумении Екатерины, умной, начитанной, душевной женщины из благородных. Под сенью каменных сводов храмов, в таинственном полумраке, озаренные светом мерцающих лампад, глядели на Любу темные лики святых и звали ее на подвиг, и слышались слова, сказанные ей Святителем. Так созревало в сердце ее стремление к подвижничеству. Еще живы рязанцы, слышавшие о ней как о подвижнице, заключившей себя в простенок между печью и стеной в своем доме. Не было места для затвора, но было желание подвига, и при содействии благодати Божией она его приняла. Несомненно, что в этот период жизни сформировался из нее человек сильной воли и возвышенной души. Как она молилась, что в это время видела и слышала? Все это ведомо только Богу. Но прошло время. Простояв в простенке три года, Любовь Семеновна вышла из него. Может быть, и на это имела она указание свыше. Молитва за других, добрый совет, ласка, чуткость, желание предостеречь от опасности, сострадание к людям стали ее уделом. Она не бежала от людей, а помогала им. Любу часто видели на улицах Рязани, в знакомых семьях. Часто заходила она в лавки небогатых купцов и брала без спроса, что было нужно. Они не бранили ее, не гнали, а радовались, ведь это было верной приметой того, что торговля в тот день будет особенно удачной. Некоторые купцы сами ее зазывали, но она делала вид, будто не слышит, и проходила мимо.
Иногда за целый день ходьбы ей приходилось отдыхать, и тогда она садилась на крылечко дома, и ей давали что-нибудь из пищи. От одних она брала охотно, другим говорила: «У вас самих мало», – и не брала. Но если и брала, то до дома не доносила, а дорогой раздавала нуждающимся. Она знала бедных и нищих, и они также знали ее и любили. Были люди, боявшиеся ее прозорливости. Вероятно, это просто люди мнительные или же те, у кого совесть нечиста. Были и такие, которые не верили ей и смеялись над блаженной. Люба все переносила терпеливо, и улыбка почти не сходила с ее лица, выражавшего, кроме обычной приветливости, большую силу воли.
Однажды к крылечку домика, где жила Любушка, подъехала карета, запряженная тройкой породистых лошадей. Кто находился внутри кареты – неизвестно, но Любушка не хотела этой встречи, спряталась и послала сестру сказать, что ее нет дома.
Одевалась Любушка просто, в цветные платья, а на голове – платочек, то голубой, то розовый. Розовый цвет она особенно любила и хотела, чтобы гроб ее по смерти был обит розовым.
Одна девушка очень боялась прозорливости Любушки. Девушка была неплохая, а страх у нее был безотчетный. Однажды встала она рано и начала ставить самовар. Разжигает лучину и видит: входит в калитку Любушка. В страхе побежала девушка запирать дверь, чтобы блаженная не вошла. А Люба уже на пороге и говорит: «А я спешила, боялась, как бы ты не заперла дверь». Вынула из кармана шоколадную конфету и подала ей со словами: «Вот тебе конфета, ты ее обязательно съешь. Только сама съешь, никому не давай». Девушка сделала, как сказала Любушка, и с того времени пропал у нее страх, и она с радостью всякий раз встречала блаженную.
Еще задолго до закрытия Казанского монастыря Любушка предвидела это событие. Некоторым престарелым матушкам она говорила: «Вы косточки свои оставите в монастыре, а другие нет». Но вот наступил тот скорбный день – последний в жизни обители. «Что ждет впереди?» – невольно задумывалась каждая из насельниц, покидая монастырь, ставший родным и близким. После монастырской тишины жизнь в миру страшила многих из них: на сердце была тревога, впереди – неизвестность. Но в тот день, как часто случалось, пришла в монастырь Любовь Семеновна. Взволнованные и расстроенные сестры окружили ее. Она была серьезна и сосредоточенна, почти не говорила, но руками работала ловко.
Лист бумаги, ножницы или только свои пальцы. И все стало ясно – кто замуж выйдет, кто умрет, кто уедет, а кто при храме жить и работать будет.
Впоследствии многие сестры Казанского монастыря встречались друг с другом и вспоминали, что тогда им вырезала Любушка, и убеждались, что все, ею предреченное, сбылось. «В нашу семью, – рассказывала одна женщина, знавшая Любушку, – она приходила как своя и всех нас любила. В то время в Москве умер мой отец. Мать решила перевезти его в Рязань и здесь похоронить. Хотя и трудно было сделать это в такое нелегкое время, но все же перевезли и похоронили в Рязани. Была здесь и Любушка. Стали на кладбище зарывать могилу, а она отошла немного в сторону одна и начала рыть другую могилку. Увидела это наша бабушка и с упреком говорит ей: «Любушка, что же Вы делаете? Вторую могилу роете, ведь мы еще эту не успели зарыть». Она в ответ: «А мы тут будем воробышка хоронить». Вскоре умер у нас в семье мальчик, которому было два месяца. Тогда-то мы поняли, для какого воробышка копала она могилу»..
Приглашали Любовь Семеновну и на свадьбы с намерением, что ее присутствие принесет молодым счастье. Но не всегда было так. Один богатый рязанский купец выдавал дочь замуж. Пригласили много гостей со стороны жениха и невесты. Свадьба была роскошной: богато сервированный стол, музыка, цветы. Жених тщательно скрывал свое сильное пристрастие к спиртному, и никто не подозревал в нем пьяницу. Каково же было изумление гостей и родных невесты, когда Любовь Семеновна, не знавшая ранее жениха, громко объявила за столом: «Жених – горький пьяница, и не будет молодая счастлива». И омрачилось веселье, и пожалели они даже, что позвали блаженную. А потом, когда убедились в правдивости ее слов, любили и уважали ее попрежнему.
Приходила Любушка не раз и в свой родной дом, где жила ее большая семья. Тогда был еще жив ее дедушка. Совпало однажды, что пришел к дедушке кум и в то же время – Любушка. Поговорили они с дедушкой, и решил кум немного подшутить над Любушкой. «Вот что, Любовь Семеновна, – спросил кум, – скажите нам, когда Вы умрете, кому же Ваш дом достанется?» Улыбнулась блаженная и ответила: «Солдатам». Они стали смеяться над ее словами.
Тогда никто и подумать не мог, что со временем действительно дом будет снесен, а на месте его сооружен военный склад и в нем помещено солдатское снаряжение. Вот и достался дом солдатам. Три девушки подруги готовились к экзаменам. Прослышали подружки про Любушку и решили пойти к ней спросить: как пройдут экзамены. Пришли, а спросить боятся. Не успели перешагнуть порога ее домика, а она уже приветливо их встречает: «А это ко мне пришли. Катя, Шура и Лида», – и всех их правильно по имени назвала, хотя раньше не знала. Сама же стала говорить за них: «Экзамены у нас скоро, а мы боимся. Ничего не бойтесь, все сойдет благополучно». И девушки ушли успокоенные. Экзамены сдали успешно.
Перед свержением царя в 1917 году ходила блаженная по улицам города и повторяла: «Стены Иерихонские падают, стены Иерихонские падают». Ее спрашивали, о чем она говорит, но Любушка слов своих не объясняла, а когда произошел октябрьский переворот – все стало ясно. Рождественским постом в четыре часа вечера в семье Ш. всегда пили чай. К этому времени к столу выходила бабушка и разливала сама для всех чай. К этому времени часто приходила Любовь Семеновна. Вот приходит она однажды и чтото держит в руках, а бабушка спрашивает: «Что у Вас в руках, Любушка?» Она отвечает: «Да вот, иду я мимо похоронной лавки, а там гроб обивают. Я взяла кусочек бархата. Вот – возьмите». «Да зачем он мне?» – спрашивает бабушка. Не успела она получить от Любушки ответ, как пришли с известием, что умерла Дарья Афиногеновна Мареева, бабушкина кума. А гроб покойной был обит таким же бархатом, кусочек которого принесла с собой Любушка. Так спешила она подготовить бабушку к печальному событию. Двум маленьким девочкам предрекла Любушка дальнейшую их судьбу. Она была частой посетительницей их дома. Чистые детские души ничего не опасались и доверчиво льнули к ней: «Тетя Люба, расскажи нам, что знаешь». Любушка, улыбаясь, достала из кармана небольшой сверток, развернула его, и в руках у нее оказались две бумажные иконки: одну иконку с изображением святого Александра Невского подала она старшей девочке, а младшей – изображение святой благоверной княгини Анны Кашинской. Впоследствии старшая сестра вышла замуж за человека по имени Александр, названного в честь благоверного князя Александра Невского, и жили они на станции «Александр Невский». Судьба младшей оказалась схожей с жизнью святой благо верной княгини Анны Кашинской: рано потеряв мужа, она осталась вдовой с двумя детьми.
. О смерти Любушки рассказывала Елизавета М., в молодости лично хорошо знавшая блаженную. «Недели за три до своей смерти пришла к нам в дом Любушка. Семья наша была большая, и всех нас Любушка очень любила. Я в семье была младшей, и меня она любила особенно. В тот раз она ласково сказала мне: «Лизонька, а я ведь скоро умру, а ты за меня ходи Богу молиться. Ходи на мою могилку и песочек бери с могилы, а гроб мой обей розовым». А я ее спрашиваю: «Песочек-то зачем мне?» Задумалась она на минутку: «А все же бери песочек, – говорит, – посыпь в банку с цветами, и в доме будет благодать».
В начале 1920 года Любушка сильно простудилась, заболела воспалением легких и 8/21 февраля 1920 г. отошла ко Господу.
«Когда Любушка умерла, я была на работе. Вернувшись домой, тотчас пошла к ней. Чистенько убранная, лежала она в гробу, а гроб был чисто обструганный, но ничем не обитый. Тут я вспомнила просьбу Любушки обить гроб розовым и загоревала: как же мне исполнить ее просьбу? В магазинах было пусто. Материю продавали по талонам, а наша семья все уже получила. Пойду, думаю, в магазин, попрошу хотя бы марли. Пришла, стала говорить с заведующим: «Мне у Вас хотя бы марли купить, гроб надо знакомой старушке обить, она заранее меня об этом просила». Заведующий позвал мальчика ученика: «Миша, там на полке есть у нас розовая марля, ступай и принеси ее». Я в душе подумала, не смеется ли он надо мной, бывает ли марля розовая? Но смотрю, несет мальчик ворох марли красивого густо розового цвета. Никогда такой марли не было в продаже. Так обили ей «домик» в розовый цвет. Да кругом оборочки и бантики понаделали – красиво вышло. Так исполнилось предсмертное желание Любушки».
Шел 1920 год. Гражданская война, люди страдали на фронте и в тылу: не было хлеба, дров, керосина. В домах было холодно, как на улице. Вместо ламп по вечерам зажигали «моргасики», и при таком освещении дети учили уроки. Взрослые были озабочены тем, как достать пропитание для семьи. Казалось, что каждый думал лишь о себе. Но когда узнали, что Любушка преставилась ко Господу и ее хоронят, все дела были оставлены, и люди поспешили проводить блаженную в последний путь. Улицы на пути следования похоронной процессии были заполнены народом. Со стороны милиции были приняты меры для охраны порядка. Так почтил народ память Любушки». С 1901 года, как свидетельствуют архивные документы, после смерти матери Любушка жила со своей сестрой Ольгой Семеновной. Относилась сестра к ней снисходительно: не обижала, но и не верила ей, говоря: «Блажь напускает на себя наша Люба». Но, когда увидела множество людей, провожавших блаженную в последний путь, горько заплакала и сказала: «Сколько людей знали мою сестру, одна только я не знала ее». И сбылись слова Святого Евангелия «Несть пророк без чести, токмо во Отечестве своем и в дому своем». (Мф.13,57)
После смерти Любушки усердием диакона одной из церквей Рязани и других почитателей на могилке ее был поставлен памятник. Прошли годы. Давно нет того памятника. С годами могилка стала почти забытой. Да и кладбище стало мало посещаемо. И вот приехал однажды на могилку к Любушке военный и вскоре поставил на свои средства крест и металлическую ограду. О себе рассказал, что жизнь его сложилась крайне неудачно. Он был болен, и врачи не могли помочь ему. Но явилась ему во сне Любушка и сказала: «Не горюй и не волнуйся. Поезжай в Рязань, найди на кладбище могилку Любови Семеновны Сухановской, поставь вокруг нее оградку, после чего будешь здоров и счастлив». Он сделал все, как она ему сказала, и получил исцеление. Неудачи перестали преследовать его. В благодарность за помощь он ежегодно приезжал на ее могилку и служил панихиду.
У одной девушки умерла мать, единственный близкий человек. Оставшись одна, она сильно горевала, тосковала и плакала. Добрые люди советовали ей заказать по матери сорокоуст, говоря, что это успокоит душу усопшей, а ей самой принесет облегчение. Девушка отвечала: «Разве я не заказала бы, но я истратилась на похороны, и на сорокоуст у меня денег нет». Но вот видит она сон. Явилась ей Любовь Семеновна и говорит: «Не волнуйся, не плачь, – а в руках держит облигации государственного займа, – проверь их, может быть, ты выиграла». И действительно, когда девушка проверила свои облигации, оказалось, что на них выпал выигрыш. За период болезни матери и похорон она совсем забыла о них. На эти деньги девушка заказала по матери сорокоуст, после чего почувствовала себя спокойнее, за что постоянно потом благодарила Любушку, приходя на ее могилку.
«Шла Великая Отечественная война, – рассказывает один священнослужитель, – мне было тогда 14 лет. В городе хлеб давали по карточкам, а у нас, в прилегающем к городу селе, выдавали муку. Занял я очередь, стою. Погода была холодная, одежонка на мне плохонькая. Чувствую, холодно мне стало. Думаю, куда же зайти. Недалеко жили знакомые. Зашел. При входе в сени – нашест для кур, а в углу – что-то к стене, стоя, приложено. Меня и потянуло туда: дай погляжу, что там с другой стороны. Отодвинул и под слоем пыли разглядел нарисованные пальцы рук. Схватил я мешок, вытер пыль, и оказалось, что это икона с изображением первоверховных апостолов Петра и Павла. Вошел я в дом, там жила бабушка, Елена Петровна, и попросил продать икону, а сам думаю: «Денегто у меня нет совсем, а мать едва ли даст, может быть, и так сумею выпросить». А она в ответ: «Володенька, как можно икону-то продавать. Может быть, это грех, да еще и церковь могут открыть. Не продам и не отдам, и не думай!» Я ей говорю: «Если церковь откроют, я и свои туда отдам».
У меня тогда только две иконы дома были: Спаситель и Матерь Божия. Но она и слушать не хотела. Днем решил я пойти на могилку к блаженной Любушке. Пришел и все, как живой, рассказал. Пришел с кладбища домой. Прошло сколько-то времени, и вдруг мать мне кричит: «Юрка к тебе пришел». А Юрка и говорит мне: «Бабушка Елена Петровна велела тебе сейчас же к ней идти». Пришел, а она мне и рассказала, что напал на нее такой страх, что не может больше эту икону у себя держать, и отдала мне святой образ. Я в душе за помощь благодарил Любушку. Отмыл я икону в пруду и принес домой. Это была первая большая икона в нашем доме».
У одной женщины, работавшей на скотной ферме, пропал поросенок. Поиски его не дали результатов. За пропажу с нее должны были взыскать его стоимость, и вместе с тем заподозрили ее в нечестности. Женщина жила не богато, но честно. Пришла она на могилку к Любушке и со слезами просила помочь ей найти пропажу. Вернувшись с кладбища, она узнала, что поросенок нашелся. От радости она заплакала и благодарила блаженную.
Раба Божия Вера, жена певчего Скорбященского храма, заболела. Она стала сильно тосковать, и тоска постепенно заглушила желание молиться. Вера перестала ходить в храм. Видя свое опасное душевное состояние, женщина поехала к блаженной Полюшке, проживавшей в Захаровском районе Рязанской области, с просьбой помолиться и помочь в беде. Когда она рассказала блаженной о своем тяжелом душевном состоянии, Полюшка посоветовала ей вернуться в Рязань, сходить на могилу к блаженной Любови, взять песочку с ее могилы, налить водички и пить.
Вернувшись в Рязань, раба Божия Вера так и поступила и почувствовала себя здоровой. Тоски – как не бывало. Снова появилось желание посещать храм и находить в молитве отраду и утешение.
В 1992 году усердием братии Свято-Иоанно-Богословского монастыря на могиле блаженной Любови была устроена часовня, а 10/23 июня 1998 года ее святые мощи были перенесены в храм Святителя Николая Чудотворца в Ямской слободе в г. Рязани. Память блаженной Любови Рязанской совершается 8/21 февраля – в день кончины; 17/30 сентября в День ангела святой – святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии; и 10/23 июня – в день празднования Собора Рязанских святых.
* Житие святой блаженной Любови Рязанской составлено схимонахиней Серафимой (Масалитиновой).
Храм любушки рязанской в рязани
Глава 1. МИР УМУДРЯЮТ НЕМУДРЫЕ МИРА.
Сердце за печкой – душа в небесах
Блаженная Любушка родилась 28 августа (10 сентября по новому стилю) 1852 года. К этому времени у Сухановских уже было двое сыновей: Василий и Григорий (умер в 1855 г.). Через три с половиной года в семье родилась еще одна девочка. Младшую Любушкину сестренку назвали Ольгой. Любушку крестили в Никольской церкви через два дня после рождения — 30 августа. Таинство крещения свершил отец знаменитого ученого Ивана Петровича Павлова священник Петр Дмитриевич Павлов. Он был настоятелем Никольской церкви, которую из-за того, что ее главный купол до реконструкции 1904 года возносился выше колокольни, называли в народе Николой-Долгошеей или Николой Высоким. Славилась Рязань интересными народными прозваниями церквей в честь Николая Угодника: Никола-Мокрый, Никола-Звонный, Никола-Ямской, Никола-Дворянский, Никола Долгошей. Названия эти не были уничижительными. Просто в то время наш народ почитал святителя Николая, как самого близкого для него святого. В народном понимании он был «свойский» праведник, к которому можно обращаться по-простому. Храмов в честь него на Руси было больше всего и называли их в народе также по-простому, по-народному.
Заступленья и помощи искали у Николая Угодника и Сухановские, которые в то время жили в пятом квартале улицы Астраханской, недалеко от церкви в честь святителя Николая. И крещение Любушки в ней было промыслительным, ведь именно этот святой стал для нее спасителем от неизлечимого недуга. Дело в том, что Любушка с раннего детства не могла ходить. По весне во дворе распускались цветочки, а по осени с деревьев падали золотые листья. Но Любушка своим недугом была прикована к постели и не могла ни пройтись летом по травке, ни побродить зимой по снежку. Единственным утешением для нее было молитвенное общение с Николаем Угодником. Его икона висела прямо над Любушкиной кроваткой. И она часто разговаривала с ним, как с живым, рассказывала о своей болезни, просила исцеления.
Но исцеления все не было и не было… Казалось бы, Любушка должна была разувериться в помощи Божией, разочароваться, впасть в отчаяние и сказать матери, как многие несчастные говорят: «Зачем ты меня только родила!» Но девочка смирилась со своей участью. Ни в чем не упрекала маму и не завидовала тем, кто мог побегать, попрыгать, потанцевать. Своим чистым детским сердечком Любушка поняла, что недуг был дан ей от Бога, как испытание. Потому смирилась с тем, что не могла ходить. И продолжала молиться Господу, Его Матери и святым, особенно Николаю Угоднику. Так девочка Люба следовала евангельским словам: «Ищите и найдете. Стучите, и откроется вам». Пятнадцать лет искала Любушка выздоровления и нашла его, просила-стучалась своей молитвой к святителю Николаю, и он вышел ей навстречу.
Святитель Николай явился Любе, когда никого не было дома. А явившись, утешил. Но не сказал: «Вот, я исцелил тебя, и теперь можешь, как и все девочки, прыгать, веселиться, танцевать». Нет, Николай Угодник наказал Любушке принять на себя вид глупой девочки, стать юродивой.
А ей тогда всего пятнадцать годочков было! И разве не хотелось девочке-отроковице поразмять свои ножки, побегать, попрыгать? Но она кротко согласилась стать юродивой. Словно сказала святителю Николаю евангельскими словами Девы Марии: «Да будет мне по слову твоему». И сразу свершилось чудо! Любушка встала с кроватки и прошлась по дому. В это время пришла ее мама и не поверила своим глазам.
— Я это мамочка, я! – ответила сияющая от счастья Люба.
— Но как же ты смогла встать на ноги и ходить?
— Николай Угодник помог. Я все время молилась ему, и вот он мне явился и сказал: «Вставай, Люба, ходи и юродствуй». Я и встала на ноги, а он сделался невидимым, исчез куда-то…
Мария Ивановна была и ошеломлена, и обрадована и… опечалена. Как же так? Ее доченька должна принять на себя вид глупой девочки? Юродствовать пред всем народом? Что было делать матери? И тогда Мария Ивановна решила пойти к священнику приходской церкви, посоветоваться. Пришла и говорит:
— Батюшка, в нашем доме чудо совершилось. Дочке моей Николай Угодник явился и сказал: «Вставай, Люба, ходи и юродствуй».
— Встала и даже ходит. Только юродствовать-то ей зачем?
— Нет, Мария Ивановна, не удерживай дочь, пусть идет и юродствует. Сказано в Писании «от Господа стопы человеку направляются».
Мария Ивановна приняла слова Писания близко к сердцу, успокоилась и благословила свою дочь.
Юродство Христа ради — это особый христианский подвиг. Ведь юродивые добровольно должны отказаться от общепринятого образа жизни. Принять на себя вид человека, лишенного здравого ума. Для прохождения такого подвига нужны смирение, терпение и самоотвержение. Смирение и терпение Любушка приобрела еще с детства. И на самоотвержение решилась. Согласилась стать юродивой, отказаться от земных утех, претерпевать голод, холод, нищету. Ведь только испытав на себе житейские невзгоды, юродивые могут по-настоящему понять, полюбить и утешить несчастных и гонимых людей. Но вскоре Любушка поняла, что еще не готова к юродству. Стала ходить по разным церквям Рязани, присматриваться к народной жизни, а главное – молиться о вразумлении. В молитвах она спрашивала Бога, как ей быть, как подготовиться к юродству. Особенно часто бывала Любушка в Казанском женском монастыре. Там она подолгу жила у некоторых сестер и сблизилась с игуменией Екатериной – умной, образованной и благородной женщиной, дворянкой по происхождению. Матушка Екатерина часто беседовала с Любушкой, рассказывала ей о значении подвига юродства Христа ради, укрепляла в решимости взять на себя этот подвиг.
В Казанской обители под сенью церковных сводов, в таинственном полумраке мерцающих лампад глядели на Любу светлые лики Угодников Божиих и тогда вспоминался ей наказ святителя Николая:
Встань с постели, Любушка,
Люди ждут, голубушка,
Твоей святой любви.
Но Любушке стало казаться, что прежде чем взять на себя подвиг юродства, надо сначала испытать себя. Приуготовиться. Но как? Не могла Люба разрешить этот вопрос. И тогда Господь вложил в ее сердце желание уйти в затвор.
Однажды, прибыв из монастыря, Любушка сказала об этом желании своей матери.
— А как же юродство? – спросила Мария Ивановна.
– Не готова я к юродству. Когда молилась в разных церквях, а особенно в монастыре, в Казанском соборе, мне словно внушал кто-то – испытай себя. В молитвах я и поняла, что рано мне ходить по городу и юродствовать. Надо еще дома посидеть, как в затворе. Приуготовиться.
И вновь Мария пошла за советом к священнику. Он её выслушал и сказал:
– Не может человек сам по себе на затвор решиться. Опять в этом воля Божья проявляется.
Мария Ивановна согласилась с батюшкой. Так по священническому и материнскому благословению Любушка приняла на себя подвиг затвора. Да не простого затвора, а самого сурового. Она заключила себя в простенок между печью и находилась там, словно столпник, поскольку простенок этот составлял не более двух квадратных метров. Пребывать 3 года в таком затворе можно только благодаря силе Божией благодати, которая несомненно укрепляла Любовь Сухановскую.
Но пройдя подвиг затвора, она обрела необходимую для юродства силу воли и ангельскую возвышенность души, ведь в крошечном простенке Любушка постоянно обращалась к горнему миру, к Богу и его святым Угодникам. Как она молилась, что в это время видела и слышала? Все это ведомо только Господу.
Прошло время. Любушка, пробыв в затворе три года, вышла из него. На это она, несомненно, имела указание свыше. Затворники только по воле Божией оставляли свое уединение и шли служить людям. Шли с евангельской любовью к ближним, ведь главное в подвиге юродства — это любовь, которая помогает претерпевать обиды, смирять гнев благодушием, отвращать от греха добрым словом и молитвой.
Кроме того, вместе с принятием личины глупого человека, юродивый должен иметь и великую мудрость, чтобы свое бесславие обращать во славу Божию. Он должен в своих, с точки зрения общества, «ненормальных» поступках не допускать ничего греховного, а в обличении греховности других людей ничего несправедливого. Такая мудрость за подвиг затвора и нищету духа была дарована Господом Любови Сухановской. Была ей дарована и сила Божия для свершения подвига юродства. Свой затвор она покинула осиянная славой и мудростью горних сил.
Юродствуя, Любушка помогала людям в житейских нуждах своими советами, предостерегала от опасных поступков. А иногда того или иного человека, будь он хоть простой крестьянин, хоть знатный вельможа, могла всенародно обличить в грехах. Погоню за богатством или за славой она считала безумием. Для юродивой ненормальными были люди, старающиеся приобрести здесь, на земле, как можно больше материальных благ. Таковым Любушка всегда напоминала слова Спасителя о том, что нет пользы человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит.
Порой заходила юродивая в лавки купцов и брала что нужно без спроса. Правда, купцы не бранили ее, не прогоняли — они радовались. Любушкин приход был верной приметой, что торговля будет удачной. Так и случалось. После прихода Любушки покупателей было настолько много, что двери лавки не закрывались. Потому некоторые купцы сами ее зазывали, но к зазывалам она не заходила, делала вид, будто не слышит, и шла мимо.
Иногда, устав, Люба присаживалась на крылечко какого-либо дома отдохнуть. Порой выходила хозяйка и давала ей что-нибудь поесть. От одних она принимала охотно, а у других не брала, говорила:
Бедные и нищие знали блаженную и любили. Особенно приветливо относились к ней те люди, которые старались жить по евангельским заповедям. Они чувствовали духовное родство с Любушкой и понимали значение ее подвига, потому особо дорожили ее советами и молитвами. Гордым же и своенравным людям блаженная казалась убогой, глупой девицей. Они не верили, что Любушка обладала даром провидения. Даже родственники не верили в Любушкину прозорливость. Так однажды пришла она после всенощной в свой дом. Тогда еще был жив ее дедушка по отцу Иван Тихонович. Он был отпущенник, то есть бывший крепостной крестьянин, отпущенный на свободу. Когда Любушка зашла в дом, Иван Тихонович сидел вместе со своим кумом за столом. Они что-то обсуждали. Увидев Любушку, кум поздоровался, а потом решил подшутить над ней и спросил.
— Говорят, Люба, ты будущее умеешь угадывать? Скажи нам, после твоей смерти вот это место где мы сидим, дом этот – кому достанется?
Блаженная поняла, что ее спрашивают для того, чтобы подшутить, улыбнулась и сказала:
— Солдатам это место достанется, солдатам.
И кум, и дедушка Иван Тихонович только посмеялись над ее словами. Причем здесь солдаты? Ничего умней придумать не могла?
И не только дед с кумом, тогда никто подумать не мог, что со временем дом, в котором жили Сухановские, будет снесен, а на его месте построят склад для солдатского снаряжения…
Шутки, насмешки и обиды Любушка переносила терпеливо – улыбка почти не сходила с ее лица, которое, кроме обычной приветливости, выражало и приобретенную в затворе большую силу воли. С вида она не походили на юродивую. Одевалась скромно, но опрятно. Ходила в цветастом голубом сарафанчике. На голове был платочек – синий или розовый. Розовый цвет она особенно любила и хотела, чтобы после смерти ее похоронили в гробу, обитом в розовую ткань. Впоследствии это желание Господь исполнил чудным образом.
Любовь Господня во взгляде. О старце Амвросии Оптинском
Любушка много молилась за других. Всегда была ласкова и давала добрые советы. В благодарность ее часто приглашали на праздничные обеды. Многие считали, что ее присутствие на свадьбах приносит молодым счастье. Так однажды один богатый рязанский купец выдавал дочь замуж и пригласил блаженную на свадьбу надеясь, что блаженная «осчастливит» жениха и невесту. Гостей было много. Свадьбу справляли богато. Накрыли стол с различными яствами, повсюду были цветы, играла музыка. Невеста радовалась. Она не знала, что жених скрывал свою страсть к винопитию. Никто не мог подумать, что он много пьет. Каково же было изумление гостей и родных невесты, когда блаженная Любушка, не знавшая ранее жениха, вдруг громко объявила за столом:
— Жених — горький пьяница, и невеста не будет с ним счастлива.
— Как так? Ерунда какая-то! Что может знать эта глупая девица? – зашумели гости.
Омрачилось веселье, и пожалел отец невесты, что позвал Любу на свадьбу. Она ушла, но праздник был испорчен.
Прошло время, и вдруг выяснилось, что Любушка была права. Все убедились в ее прозорливости и снова стали почитать за праведницу.
Конфетка для боязливой
О прозорливости блаженной Любови имеется много свидетельств. «В нашу семью, — рассказывала одна женщина, знавшая Любушку, — она приходила как своя и всех нас любила. В то время в Москве умер мой отец. Мать решила перевезти его в Рязань и похоронить на Лазаревском кладбище. Хотя и трудно было сделать это в те нелегкие годы, но все же его перевезли и хоронили в Рязани. Была на похоронах и Любушка. Стали зарывать могилу, а она отошла немного в сторону одна и начала копать яму. Увидела это наша бабушка и с упреком говорит ей:
— Любушка, что же ты делаешь? Вторую могилу копаешь, а мы еще свою не успели закопать.
— А мы тут будем воробышка хоронить – ответила блаженная.
Вскоре умер у нас в семье мальчик, которому было два месяца. Тогда-то мы поняли, для какого воробышка копала она могилу».
— Константин Павлович, возьмите меня за себя замуж.
Он тоже улыбнулся на ее слова и шутливо ответил:
— Я бы Вас, Любовь Семеновна, с удовольствием взял замуж, да куда же мы жену мою, Пелагею Федоровну, денем?
И вдруг блаженная, изменившись в лице печально промолвила:
— Умрет ваша Пелагея Федоровна…
И действительно, женщина умерла при родах, оставив после себя четверых детей. Но Константин Павлович, благодаря Любушке внутренне уже готов был к этому и потому мужественно перенес постигшее его горе. Так прямые предупреждения блаженной о чьей-то смерти помогали людям приуготовиться к беде.
— Здравствуй, Варюшенька, здравствуй милая. А я вот спешила, боялась, как бы ты не заперла дверь.
Потом достала Любушка из кармана шоколадную конфету и дала девушке, сказав:
— Вот тебе конфета, ты ее обязательно съешь. Только сама съешь, никому не давай.
Варя взяла конфету, скушала ее, и пропал у нее страх перед Любушкой. С тех пор она всегда с радостью встречала блаженную, которая таким бесхитростным способом развеяла все Варины страхи и сомнения. Впрочем, если бы не почивала на Любушке благодать Божия, то и никакие конфетки не помогли бы.
Однажды три девушки-подруги готовились к экзаменам. Прослышали они про Любушку и решили пойти к ней спросить, как пройдут экзамены. Задумано — сделано. Пришли, но не успели перешагнуть порог домика Любушки, как она уже приветливо их встречает:
— А это ко мне пришли. Катя, Шура и Лида.
И всех правильно по именам назвала, хотя раньше их не знала.
— Так, Катя, Шура и Лида… Значит экзамены у вас скоро, а вы боитесь. Ничего не бойтесь, все будет благополучно.
Девушки ушли успокоенные. Экзамены были сданы успешно.
А однажды Любушка предрекла судьбу двум маленьким девочкам. Она часто приходила к их родителям. И вот как-то стала разговаривать с их дочками. Чистые детские души не опасались предсказаний, и девочки доверчиво спросили ее:
— Тетя Люба, расскажи, что с нами будет?
Любушка, улыбаясь, достала из кармана небольшой сверток, развернула его, и в руках у нее оказались две бумажные иконки: одну иконку с изображением святого благоверного князя Александра Невского подала старшей девочке, а младшей — иконку святой благоверной княгини Анны Кашинской. Впоследствии старшая вышла замуж, мужа звали Александром в князя Александра Невского, и жили они в Москве близ станции метро «Александр Невский». Судьба младшей была схожа с жизнью княгини Анны Кашинской: рано потеряв мужа, она стала вдовой с двумя детьми.