храм маданамоханы во вриндаване бриндабан
Храм Маданамохана— очаровывающего самого Бога Любви
Древний храм во Вриндаване— Маданамохан
Недалеко от Кали- гхата, на парикрамной дороге, находится храм Маданамохана. Он был построен в 1580 году богатым купцом Рамдас Капуром.
Предыстория постройки храма Маданамохан
Купец Рамдас Капур снарядил большой караван лодок с солью и разнообразными товарами в Агру, бывшую в то время большим торговым городом. Караван лодок шел по Ямуне в Агру и внезапно сел на мель. Купец сошел на берег и стал искать помощи. В то время вдоль берегов Ямуны были джунгли со множеством диких зверей, а деревни находились в их глубине.
Неожиданно перед купцом появилась молодая красивая пастушка и посоветовала обратиться к мудрецу, жившему на вершине холма Адитья Тила со своим божеством.
Отчаявшийся Рамдас поднялся к нему и стал просить о помощи.
В ответ Санатана посоветовал тому молится своему божеству Маданамохан. Рамдас стал молиться от безысходности от всего сердца. Неожиданно поднялся сильный ветер и вызвал шторм в Ямуне, как только лодки сошли в реку, шторм прекратился.
Счастливый Рамдас Капур дал обет отдать Санатане всю выручку от продажи соли. Санатана денег не принял, а попросил построить храм Маданамохану.
Так появился в 1580 году храм из изящного красного песчаника высотой 20 метров.
Двадашадитъя-тила холм, держащий на себе храм Маданомохан
Храм Мадана-мохана расположен на вершине Двадашадитья-тилы, «холма двенадцати солнц». Чтобы попасть внутрь, нужно подняться по длинной лестнице. На территории есть старый колодец со сладкой водой, а пройдя прямо через здание можно увидеть место для медитации Бхаджан кутира с видом на Ямуну. Основатель храма Санатана Госвами прожил здесь 43 года, после его смерти правительство Индии взяло храм под свою опеку.
После победы Кришны над змеем Калией и изгнания его из Вриндавана, Господь поднялся на вершину этого холма, чтобы обсохнуть и согреться после долгой битвы со змеем. Бог солнца, Сурья, хотел послужить Кришне. Понимая, как Кришна промок, Сурья распространил себя в двенадцать солнц, чтобы высушить Господа и окружить Его комфортом.
Старый храм был посвящен именно этой игре. Место, где отдыхал и согревался Кришна находится позади старого храма Мадана-мохана на небольшом возвышении с видом на парикрамную дорогу и то, что раньше называлось озером Калии. Отсюда открывается хороший вид на Билваван и, по левую руку, на Бхандираван.
Во время правления императора Аурангзеба, изначальный мурти Мадана-Гопала был вывезен из храма и спрятан в Караули, Раджастхан, дабы уберечь его от мусульман. В настоящее время копия изначального мурти установлена в храме для поклонения.
История явления божества Мадана Мохана
Мадана-мохан — это Божество, отвечающее за ступень сознания Кришны, известную как самбандха, или восстановление своих забытых отношений с Господом. Мадана-мохан означает «очаровывающий Купидона, бога любви»
Саната Госвами построил хижину из соломы, которая служила ему для совершения ежедневного бхаджана (религиозного песнопения). Как-то раз, выйдя на улицу, чтобы просить милостыню, он нашел небольшую деревушку на берегу реки Ямуны, где в это самое время играли мальчики-пастушки. Один из них, подбежал к Санате и стал просить, чтобы тот взял его с собой. Мальчик отличался необыкновенной красотой, но Саната ответил, что не сможет его прокормить, так как сам питался небольшим количеством риса и чапати (индийский хлеб из пшеничной муки). Мальчик не отставал, он был не против питаться скудной и простой пищей, но Саната не хотел с ним связываться и сказал ему идти к своим родителям.
Ночью во сне ему явился этот мальчик. Взяв за руку Санату Госвами, он сообщил, что был самим Кришной и пообещал его навестить на следующий день. Наутро, открыв дверь своей хижины, Саната обнаружил необыкновенной красоты мурти Маданамоханы, во все стороны расходилось от него сияние.
С тех пор Саната Госвами стал поклоняться божеству. Днем он, как обычно, собирал милостыню, а возвратившись домой, предлагал несколько чапати мурти. Саната очень переживал, что не может должным образом поклоняться божеству, но у него попросту не было денег, потому что все свое время он писал книги по кришнаитскому богословию (выполняя наказ Чайтаньи). Кришна понимал, что Саната не мог служить ему со всем великолепием и роскошью.
Царь Джайпура, Махараджа Джай Сингх, распорядился, чтобы Мадана-мохан и другие основные Божества Вриндавана были перевезены в его столицу пред осквернением храма солдатами Аурангзеба.
Среди Них также были Говиндаджи и Гопинатха. Нескольколет спустя Махараджа Гопал Сингх попросил разрешения перевезти Мадана-мохана в Кароли, где правил он сам, так как его жена, приходившаяся сестрой Джай Сингху, была очень привязана к Нему и не могла жить без Его даршана. Джай Сингху это предложение не понравилась, и поэтому он придумал особое испытание для Гопала Сингха.
Гопал Сингх должен был с завязанными глазами войти в комнату, где стояли Мадана-мохан, Говиндаджи и Гопинатха, и определить, кто из них Мадана-мохан. В истории сказано, что как только Гопал Сингх вошёл в комнату, он тут же направился прямо к Мадана-мохану и обнял Его лотосные стопы. Тут уже Джай Сингх никак не мог отказать.
В наши дни Мадана-мохан по-прежнему находится в Кароли, что примерно в двухстах километрах от Вриндавана и Джайпура. Храм Мадана-мохана в Кароли расположен в старой части города.
Чтобы попасть в Кароли из Вриндавана нужно доехать до Махувы, а затем повернуть налево к Кароли, что около семидесяти километров на юг.
Восстановление храма Мадана Мохан
В 1679 году Аурангзеба, послал своих солдат для разрушения храма, Маданамохан был осквернен.
После того, как изначальный храм Мадана-мохана был разрушен мусульманами, потомки учеников Санатаны Госвами, следившие за храмом, построили новый храм, вплотную прилегающий к старому. Там установлены пратибху-муриш (заменяющее Божество, равное по могуществу изначальному) Мадана-мохана и маленькая Говардхана-шиля, которой поклонялся Санатана Госвами.Считается, что здесь больше нельзя ставить божество, поэтому в нижней части холма создали новый Маданамохан.
Религиозное значение Храма Маданамоханы во Вриндаване.
Саната Госвами был одним из близким людей Чайтаньи, который является основоположником гаудия-вайшнавизма. Саната был важным религиозным учителем самбандха-гьяны (знания о взаимоотношениях между Всевышним Господом Кришной, его энергиями и живыми существами, душой).
Мурти Мадана Моханы по мнению кришнаитов, помогает сосредоточить мысли на преданном служении (бхакти-йоге), преодолев влияние чувств.
В настоящее время храм Маданамоханы является местом для паломников, последователей вайшнавизма и индуизма. Любой желающий может посетить это место в утренние или вечерние часы.
Мадана-Мохана
Храм Мадана-мохана — самый древний из сохранившихся кришнаитских храмов в святом месте паломничества индуизма Вриндаване. Храм посвящён Кришне и расположен недалеко от Кали-гхата. Был построен в XVI веке Капура Рама Дасом из Мултана. Во время правления императора Аурангзеба, изначальное мурти Мадана-Гопала было вывезено из храма и спрятано в Караули, Раджастан, дабы уберечь его от мусульман. В настоящее время копия изначального мурти установлена в храме для поклонения. История храма тесно связана с кришнаитским святым Санатаной Госвами — одним из ближайших сподвижников основоположника гаудия-вайшнавизма Чайтаньи Махапрабху. Санатана Госвами занимает особое положение в гаудия-вайшнавизме. Он является ачарьей самбандха-гьяны, или знания о истинных взаимоотношениях души с Кришной. Кришнаиты считают, что установленный Санатаной Госвами мурти Мадана-мохана помогает преодолеть влияние чувств и сосредоточить мысли на бхакти-йоге — «преданном служении» Кришне. Храм Мадана-мохана — это важное место паломничества для кришнаитов.
Содержание
Явление божества Мадана-мохана
В Махаване, рядом с местом во Вриндаване, где родился Кришна, кришнаитский святой Санатана Госвами соорудил соломенную хижину, в которой обычно и совершал свой ежедневный бхаджан. Однажды, выйдя на улицу просить милостыню, он набрёл на маленькую деревеньку на берегу Ямуны, где в это время на берегу реки с несколькими мальчиками-пастушками играл красивый мальчик. Увидев Санатану, мальчик закричал: «Отец! Баба!» и не переставая кричать, побежал за Санатаной Госвами, схватил его за руку и попросил взять его с собой. Когда мальчик попросил остаться жить с Санатаной Госвами, Санатана был обеспокоен тем, что-же ребёнок будет есть, так как рацион святого санньяси состоял из риса и чапати. Когда мальчик согласился питаться тем-же, Санатана Госвами сказал, что он должен вернуться к своим родителям, ибо детям положено жить со своими родителями. Убедившись, что мальчик его понял, Санатана отправил его домой и затем продолжил собирать милостыню.
Ночью этот мальчик явился ему во сне. Смеясь, он взял Санатану Госвами за руку и сообщил ему, что он был не простым мальчиком, а Мадана-моханой (самим Кришной) и пообещал навестить его на следующий день. После этого Кришна исчез, и Санатана проснулся. Описывается, что его переполнял такой экстаз, что казалось, будто душа вылетает из тела. Санатана подумал о том, что никогда не видел столь красивого мальчика. В мыслях он не прекращал думать о нём. Когда он открыл дверь в бхаджан-кутир, то обнаружил на пороге изумительное мурти Мадана-мохана. Божество было необыкновенной красоты и сияние от него расходилось во все стороны. После этого Санатана Госвами начал поклонение мурти с обряда абхишеки. Когда Рупа Госвами увидел это божество необыкновенной красоты, его переполнила према и он послал с гонцом весть о случившемся Чайтанье Махапрабху в Пури.
Санатана служил божеству Мадана-мохана в своей соломенной хижине. Собирая весь день милостыню, он возвращался в свою хижину под вечер и предлагал божеству Кришны несколько сухих чапати. Иногда он ещё готовил к ним овощные блюда, никогда не добавляя в них ни масла, ни соли. Чаще всего он предлагал только чапати и очень печалился из-за этого, считая себя не в состоянии поклоняться божеству должным образом. На это у него просто не было денег, так как всё своё время он посвящал выполнению наказа Чайтаньи — написанию книг по кришнаитскому богословию и бхакти-йоге. Для своего поддержания он должен был по нескольку часов в день собирать милостыню. Будучи не в состоянии поклонятся Мадана-мохану должным образом, Санатана Госвами сильно приуныл. Кришна, пребывая в сердцах всех живых существ как Параматма, знал, что гложет Санатану. Мадана-мохана понимал, что из-за того, что он ест одни сухие чапати, Санатана не находит себе места от беспокойства. Кришна понимал, что Санатана хотел служить ему со всей роскошью и великолепием, но был не в состоянии совершать подобное служение.
Строительство храма
В то время жил один богатый торговец солью из варны кшатриев по имени Кришна Даса Капур. Он направлялся Матхуру по своим делам и спускался по Ямуне на большом судне. Когда его судно наскочило на песчаную отмель и продолжать путь стало невозможно, он начал думать, как можно выбраться из этого положения. Кришна Даса Капур узнал от местных жителей, что во Вриндаване живёт великий садху, который может помочь, и что зовут его Санатана Госвами. Когда Кришна Даса Капур пришёл к Санатане, тот сидел в своей хижине в одной набедренной повязке и что-то писал. Он был очень худым, так-как аскезы и отречение совсем истощили его тело. Санатана предложил гостю присесть на циновку и Кришна Даса Капур начал молить Санатану о милости. Он рассказал о том, как его судно налетело на мель в Ямуне и он никак не мог его сдвинуть с места. Санатана смиренно ответил, что будучи простым нищим, он ничего в этом не смыслит и никак не может помочь купцу в его беде. После этого Санатана посоветовал ему помолиться о помощи божеству Мадана-мохана. Кришна Даса Капур предложил поклоны Мадана-Мохану и в молитве пообещал, что если тот прольёт на него свою милость и снимет судно с мели, то всю прибыль от продажи груза он отдаст на служение ему. Вознеся свои молитвы, Капур удалился.
В тот день нагрянула сильная буря, с неба хлынул ливень, уровень воды в Ямуне поднялся. Судно Капура сошло с мели и продолжило свой путь вниз по реке. Кришна Даса Капур расценил случившееся как милость Мадана-мохана. Со своего груза он получил огромную прибыль и пожертвовал её на постройку роскошного храма, в том числе и склада для первоклассных съестных припасов для того, чтобы Кришна был доволен. С этого времени Мадана-мохану служили по-царски, а Санатана Госвами принял Кришна Дасу Капура в ученики.
Значение мурти Мадана-мохана в гаудия-вайшнавизме
Говоря о важности божества Мадана-мохана, Бхактиведанта Свами Прабхупада пишет: «Шрила Санатана Госвами — идеальный духовный учитель, поскольку предоставляет людям убежище у лотосных стоп Мадана-мохана. Даже если человек не может приехать во Вриндаван из-за того, что забыл свои отношения с Верховной Личностью Бога, он всё-таки может получить возможность пожить во Вриндаване и получить все духовные блага по милости Санатаны Госвами». Подобным же образом Кришнадаса Кавираджа Госвами молится: «Слава всемилостивым Радха-Мадана-Мохану! Я хромой и опрометчивый человек, но они меня направляют и их лотосные стопы для меня всё». [1] Кришнадаса Кавираджа Госвами также говорит: «Эти три божества Вриндавана (Мадана-мохана, божество Санатаны Госвами; Говинда, божество Рупы Госвами; и Гопинатха, божество Рагхунатхи Даса Госвами) вобрали в себя всю сущность гаудия-вайшнавов (последователей Чайтаньи). Я поклоняюсь их лотосным стопам, поскольку они — повелители моего сердца». [2] Переводя комментарий Бхактисиддханты Сарасвати, Бхактиведанта Свами Прабхупада пишет:
Автор «Чайтанья-чаритамриты» выражает своё почтение трём Божествам Вриндаваны: Шри Радхе-Мадана-мохану, Шри Радхе-Говиндадеву и Шри Радхе-Гопинатхаджи. В этих трёх Божествах — вся жизнь и душа бенгальских вайшнавов, или гаудия-вайшнавов, которые сами по себе могут жить во Вриндаване. Гаудия-вайшнавы, которые строго следуют Шри Чайтанье Махапрабху, поклоняются Божественному, воспевая трансцендентные звуки, предназначенные для того, чтобы развить в себе чувство трансцендентных отношений с Верховным Господом, взаимоотношения в расах, взаимную любовь и в конечном итоге достичь желаемого результата — любовного служения. Этим трём Божествам поклоняются на трёх различных ступенях развития. Последователи Шри Чайтаньи Махапрабху тщательно следуют этим принципам. Гаудия-вайшнавы постигают высшую цель через ведические гимны, составленные из восемнадцати трансцендентных букв, в которых выражена любовь к Кришне как к Мадана-мохану, Говинде и Гопиджанаваллабхе.
Мадана-мохана значит «очаровывающий Купидона, бога любви». Говинда — «радующий чувства и коров», а Гопинджанаваллабха — «трансцендентный любовник гопи». Самого Кришну называют Мадана-моханой, Говиндой, Гопиджанаваллабхой и бесчисленным множеством других имён, когда он играет в различные игры со своими преданными. Три мурти — Мадана-мохана, Говинда и Гопиджанаваллабха — имеют особенные качества. Поклонение Мадана-мохану находится на уровне восстановления дживой забытых отношений с Богом. В начале духовной жизни рекомендуется поклоняться Мадана-мохану, чтобы он смог привлечь и искоренить привязанность к удовлетворению физических чувств. Эти отношения с Мадана-моханой необходимы для неофитов. Когда вайшнава хочет заниматься служением Богу и у него есть сильная привязанность, тогда он поклоняется Говинде, находясь на уровне трансцендентного служения. Говинда — источник всех удовольствий. Когда по милости Кришны и других вайшнавов человек достигает совершенства в бхакти-йоге, он может оценить Кришну как Гопиджанаваллабху (Гопинатху), божество, доставляющее удовольствие гопи Враджи. Во введении к «Чайтанья-чаритамрите» Бхактиведанта Свами Прабхупада разъясняет эти вопросы:
В «Чайтанья-чаритамрите» Кришнадас сначала выражает почтение Мадана-мохане-виграхе (Божеству Санатаны Госвами), Божеству, которое может помочь нам прогрессировать в сознании Кришны. Практикуя сознание Кришны, мы в первую очередь должны знать, кто такой Кришна и каковы наши с Ним отношения. Знать Кришну — значит знать себя, а знать себя — это знать свои отношения с Ним. Поскольку эти отношения можно постичь, поклоняясь Мадана-мохана-виграхе, Кришнадас Кавирадж в первую очередь устанавливает свои отношения с Ним. Когда отношения установлены, Кришнадас начинает поклоняться Божеству действий — Говинде (Божеству Рупы Госвами).
Кришнадас Кавираджа Госвами утверждает, что Божества Радхи и Кришны (Радха-Говинда) показывают нам, как служить Радхе и Кришне. Божества Мадана-мохана просто устанавливают, что «я Твой вечный слуга». С помощью Говинды, однако, можно действительно принять служение, и поэтому Его зовут Божеством действий.
Божество Гопинатхи — это Кришна в качестве хозяина собственника гопи. Он привлекает всех гопи, или пастушек, звуками своей флейты, и когда они приходят, Он с ними танцует. Поэтому Кришну зовут Гопинатхой, так как Он — возлюбленный Господин гопи.
Эта прогрессия — Кришна или Мадана-мохана, Радха-Говинда, Радха-Гопинатха — присутствует также в трёх ключевых словах восемнадцатисложной Кришна-гаятри. Это объясняется в примечаниях Дживы Госвами к мантре Гаятри, которые составляют часть его комментария к «Брахма-самхите», переведённого Бхактисиддхантой Сарасвати.
Джива Госвами объясняет, что мантра состоит из шести элементов и что «Кришная» в мантре относится к «Кришна-сварупе», или, языком Бхактисиддханты Сарасвати, «истинной сущности Кришны» (Мадана-мохана). Второй элементы мантры, или вторая проявленная ипостась Кришны (Говинда) — это «кришнасья чинмая враджа-лила-авиласа-сварупа»: «истинная природа лил Кришны во Вриндаване».
Третяя ипостась Кришны — это Гопиджанаваллабха (Гопинатха) — Кришна, который очень дорог гопи.
Поэтому говорится что в мантре «Клим Кришная, Говиндая, Гопиджанаваллабхая …» «Кришная» — это Мадана-мохана, первый объект поклонения, представленный в самбандха-гьяне, ачарья которой — Санатана Госвами; «Говиндая» — это Кришна, окружённый группой близких слуг. Поскольку Говинда принимает служение преданного, он является божеством абидхея-таттвы, ачарья которой — Рупа Госвами. «Гопиджанаваллабхая» в мантре относится к Гопинатхе, мастеру великого танца раса, в котором участвуют все гопи. Это представляет собой высочайшую цель, или прайоджану, ачарья которой — Рагхунатха Даса Госвами. Рагхунатха Даса Госвами, ачарья высочайшей цели жизни, принимает Рупу Госвами (ачарью абидхеи) как свою высочайшую цель и таким образом показывает путь достижения высочайшей цели. Рупа Госвами в свою очередь всегда склоняется перед Санатаной Госвами (ачарьей самбандхи), которого он считал своим духовным учителем.
В своём комментарии к беседе между Чайтаньей Махапрабху и Раманандой Раем, Бхактивинода Тхакур развивает эту тему дальше. Бхактиведанта Свами переводит его комментарий следующим образом:
В мантре клим камадевая видмахе пушпабаная дхимахи тан но нангах прачодаят Кришну называют Камадевой, или Мадана-моханом, Божеством, которое устанавливает наши отношения с Кришной. Говинда, или пушпа-бана, который носит стрелу из цветов, — это Личность Бога, принимающая наше преданное служение. Ананга, или Гопиджанаваллабха, удовлетворяет всех гопи и является высочайшей целью жизни. |
Бхактивинода Тхакур в своей «Анубхашье» — комментарии на «Чайтанья-чаритамриту», объясняет дальше эту версию на основе комментария Дживы Госвами на стих «Брахма-самхиты»:
атха венунинадасья трайимуртимайи гатих, спхуранти правивешашу мукхабджани сароджаджах. |
В этом стихе описано, как Брахма услышал флейту Кришны в виде мантры Гаятри.
Бхактисиддханта Сарасвати переводит «трайимурти гатих» следующим образом: гаятри — «мать трёх Вед».
Бхактивинода Тхакур объясняет, что в этом стихе слово «трайимурти гатих» означает, что звук флейты Кришны, или Гаятри, — основа самбандхи, абхидхеи и прайоджаны. Он говорит, что «тримуртимайи» указывает также на три мурти — Мадана-мохана, Говинду и Гопинатху. Услышав этот звук, Брахма стал посвященным как дваждырожденный и познал океан истины (самбандху, абхидхею, прайоджану), после чего произнес знаменитые молитвы «Говинда», начинающиеся с «чинтамани пракара-садмасу».
Бхактивинода Тхакур поддерживает эту точку зрения, приводя длинные цитаты из «Брахма-самхиты», комментария Дживы Госвами, Вишванатха Чакраварти Тхакура и из «Гопала-тапани-упанишады», все эти цитаты подтверждают вышесказанное.
Храм Мадана-Мохан. Шрила Б. С. Госвами Махарадж. Картика. Вриндаван Дхама, Индия
Шрила Бхакти Судхир Госвами Махарадж
Храм Мадана-Мохан
(Парикрама в месяц Картика, Вриндаван Дхама, Индия)
Почему Мадан-Мохан? Что это означает? Почему самбандха-гьяна? Почему Санатана Госвами? И почему все это так совершенно? Мадан — это Купидон, а Мохан — Тот, Кто поражает самого Купидона. Эротический принцип — движущая сила этого мира. Он — причина существования мира: «Любовь вращает шар земной».
Кришна настолько прекрасен, что только Его красота способна освободить дживу от удушающего захвата Мадана — материального эротического принципа.
Не ходите к Кришне. Он обманщик. Мы знаем, что Он — вор. А̄ш́райа лаийа̄ бхадже: прими прибежище преданного Кришны — тогда достигнешь Его автоматически.
Без самбандха-гьяны, понимания основ того, кто я есть и каков мой потенциал, — как вообще я могу двигаться по пути раскрытия своего «я», по пути самосознания?
Как говорил Гуру Махарадж: «Каково ваше служение? — Обрести верный угол зрения». Самбандха-гьяна и т. д. — это обретение правильной точки зрения. Ом̇ аджн̃а̄на-тимира̄ндхасйа — это обретение верной точки зрения. Без настоящей самбандха-гьяны не может быть и речи о кришна-бхакти, преданности. Этому учит нас Санатана Госвами Прабху. Он — наш лидер: Шри Рупа, Рагхунатх — все склоняются перед Санатаной Госвами Прабху. Кр̣па̄мбудхир. Крипа — это милость. Говорится: он кр̣па̄мбудхир. Санатана Госвами Прабху — океан милосердия.
Единственная его боль — видеть, как люди страдают без сознания Кришны. Вот что немного его беспокоит. А так он просто суперсчастлив. С высшей точки зрения все идеально. Каждый постепенно, своим путем движется в сторону Кришны. Мама вартма̄нувартанте: все уже устроено идеально и ничего не нужно менять. Нужно низойти на наш уровень. И такое нисхождение — милость. Потому что этим возвышенным личностям нужно покинуть свой внутренний мир, сдерживать себя и иметь дело с этим миром: голод, жажда, похоть, гнев, жадность и так далее. Все это они готовы терпеть, чтобы связать других с сознанием Кришны.
Невозможно в достаточной мере описать его славу, но мы попытались сказать хотя бы немного — здесь, у Мадана-Мохана.
ваира̄гйа-йуг-бхакти-расам̇ прайатнаир
апа̄йайан ма̄м анабхӣпсум андхам
кр̣па̄мбудхир йах̣ пара-дух̣кха-дух̣кхӣ
сана̄танас там̇ прабхум а̄ш́райа̄ми
Перевод и транскрипцию выполнила Приянана Деви Даси
Шрила Бхакти Судхир Госвами Махарадж
Храм Мадана-Мохан
(Парикрама в месяц Картика, Вриндаван Дхама, Индия)
Почему Мадан-Мохан? Что это означает? Почему самбандха-гьяна? Почему Санатана Госвами? И почему все это так совершенно? Мадан — это Купидон, а Мохан — Тот, Кто поражает самого Купидона. Эротический принцип — движущая сила этого мира. Он — причина существования мира: «Любовь вращает шар земной».
Кришна настолько прекрасен, что только Его красота способна освободить дживу от удушающего захвата Мадана — материального эротического принципа.
Не ходите к Кришне. Он обманщик. Мы знаем, что Он — вор. А̄ш́райа лаийа̄ бхадже: прими прибежище преданного Кришны — тогда достигнешь Его автоматически.
Без самбандха-гьяны, понимания основ того, кто я есть и каков мой потенциал, — как вообще я могу двигаться по пути раскрытия своего «я», по пути самосознания?
Как говорил Гуру Махарадж: «Каково ваше служение? — Обрести верный угол зрения». Самбандха-гьяна и т. д. — это обретение правильной точки зрения. Ом̇ аджн̃а̄на-тимира̄ндхасйа — это обретение верной точки зрения. Без настоящей самбандха-гьяны не может быть и речи о кришна-бхакти, преданности. Этому учит нас Санатана Госвами Прабху. Он — наш лидер: Шри Рупа, Рагхунатх — все склоняются перед Санатаной Госвами Прабху. Кр̣па̄мбудхир. Крипа — это милость. Говорится: он кр̣па̄мбудхир. Санатана Госвами Прабху — океан милосердия.
Единственная его боль — видеть, как люди страдают без сознания Кришны. Вот что немного его беспокоит. А так он просто суперсчастлив. С высшей точки зрения все идеально. Каждый постепенно, своим путем движется в сторону Кришны. Мама вартма̄нувартанте: все уже устроено идеально и ничего не нужно менять. Нужно низойти на наш уровень. И такое нисхождение — милость. Потому что этим возвышенным личностям нужно покинуть свой внутренний мир, сдерживать себя и иметь дело с этим миром: голод, жажда, похоть, гнев, жадность и так далее. Все это они готовы терпеть, чтобы связать других с сознанием Кришны.
Невозможно в достаточной мере описать его славу, но мы попытались сказать хотя бы немного — здесь, у Мадана-Мохана.
ваира̄гйа-йуг-бхакти-расам̇ прайатнаир
апа̄йайан ма̄м анабхӣпсум андхам
кр̣па̄мбудхир йах̣ пара-дух̣кха-дух̣кхӣ
сана̄танас там̇ прабхум а̄ш́райа̄ми
Перевод и транскрипцию выполнила Приянана Деви Даси
Основатель-ачарья: Шрила Б. Р. Шридхар Махарадж
Севаите-Президент-Ачарья: Шрила Б. С. Говинда Махарадж
Преемник Севаите-Президент-Ачарья: Шрила Б. Н. Ачарья Махарадж