храм малого вознесения на большой никитской адрес

Храм малого вознесения на большой никитской адрес

храм малого вознесения на большой никитской адрес храм малого вознесения на большой никитской адрес храм малого вознесения на большой никитской адрес

СВЯТЫНИ ХРАМА

Иконы благоверных князей Петра и Февронии Муромских, святителя Феофана Затворника, благоверного князя Романа Угличского с мощами. Ковчежцы с мощами Киево-Печерских святых и Оптинских старцев.

БОГОСЛУЖЕНИЕ

В субботние и воскресные дни, а так же в дни двунадесятых и великих праздников – Начало Божественной литургии в субботу – в 8.00, воскресенье – в 9.00, Всенощного бдения накануне – в 17.00.
По воскресным дням, в 17 час., кроме дней Великого Поста и попразднства Двунадесятых Праздников, служится молебен с акафистом у чтимой иконы с частицей мощей блгвв.
кн. Петра и Февронии, Муромских чудотворцев. В дни особо чтимых святых и икон Божией Матери – утреня и Божественная литургия в 8.00.

ДУХОВЕНСТВО

храм малого вознесения на большой никитской адрес
Протоиерей Алексей Дамианович КРУГЛИК
Родился 24 мая 1970 года.
Образование: Московский политехникум связи, Московская Духовная Академия. Кандидат богословия.
19 ноября 1995 года рукоположен в сан диакона.
13 сентября 1997 года рукоположен в сан священника.
15 октября 2014 года назначен и.о. настоятеля храма

храм малого вознесения на большой никитской адрес
Протоиерей Алексей Витальевич ДАВИДЕНКО.
Родился 12 декабря 1974 года.
Образование: Московский авиационный технологический институт, Московская Духовная Академия.
13 июня 2002 года рукоположен в сан диакона.
2 декабря 2003 года рукоположен в сан священника.

Иерей Александр Валентинович БОВАНЕНКО
Родился 26 февраля 1989 г.
Образование: Сретенская духовная семинария (2008-2013 гг.)
27 сентября 2012 г. рукоположен в сан диакона.
20 ноября 2013 г. рукоположен в сан священника.
18 декабря 2015 г. назначен штатным священником храма.

СХЕМА ПРОЕЗДА

Проезд до ст. метро «Арбатская», «Библиотека им. Ленина», «Охотный ряд».

В приходе храма действует детская Воскресная школа, воскресная школа для взрослых.
По воскресеньям, после молебна с акафистом у иконы блгвв. прав. Петра и Февронии Муромским проводятся молодёжные встречи в приходском доме.
Действует молодежный актив, осуществляющий свою деятельность в различных направлениях: организация праздников, помощь в нуждах прихода, социальное и тюремное служение, паломнические поездки, подготовка подарков, просветительская работа и др.

Источник

МОСКОВСКИЙ ВОЗНЕСЕНСКИЙ ХРАМ НА НИКИТСКОЙ

храм малого вознесения на большой никитской адрес
Московский Вознесенский храм на Никитской («Малое Вознесение»), 2011 г. Фото Е. Измаилова с сайта sobory.ru

Московский храм в честь Вознесения Господня на Никитской улице, «Малое Вознесение» (Московское центральное викариатство Московской епархии)

Храм с XIX века именуется также «Малым Вознесением» в отличие от вновь построенного «Большого Вознесения» за Никитскими воротами.

Впервые храм упоминается в московских летописях под 7056/1548 годом. Со второй половины XIV века здесь проходила дорога на Великий Новгород через Волоколамск, и храм, предположительно, возник как центр находившейся здесь слободы новгородцев и устюжан. Возможно, церковь была перенесена во время расширения Кремля в 1492 г. с Красной площади.

Каменная церковь была построена «на месте древней» царем Федором Иоанновичем (+ 1598) в память его коронования в день праздника Вознесения Господа нашего Иисуса Христа.

В 1629 году церковь была деревянная и сгорела. Благословенная грамота на нынешнее каменное здание выдана 10 июня 1634 года.

Храм издавна упоминается как трехпрестольный. Северный его придел еще в документах XVII века указывается как Никольский. У исследователей нет единого мнения, когда он был переименован в честь Усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

Первоначально храм имел шатровое завершение, но в 1764 году, по прошению настоятеля храма, два шатра, по причине их тяжести, заменили восьмериком с граненым покрытием и главкой. Второй шатер, упомянутый в прошении, видимо, был над южным приделом.

Неизвестно, в какой степени пострадал храм во время войны 1812 года. В числе рапортов священников о «бедствиях, полученных от неприятельских войск в бытности их в Москве», храм Малого Вознесения не упоминается. Судя по описи храма, сделанной в 1813 году, очень больших разрушений здесь не было. Тем не менее, с 1813 по 1820 год церковь состояла приписанной к близлежащей Николо-Хлыновской.

В 1831 году в храме был сделан новый иконостас.

После 1877 года храм не перестраивался. Обновлялся в 1902 году.

В 1932 году храм предполагалось закрыть и снести.

В 1937 году храм был закрыт, но снесен не был.

Последним владельцем здания церкви являлись мастерские «Росреставрации» МНРХУ.

9 августа 1991 года был зарегистрирован приход храма Вознесения.

3 июня 1992 года был вновь освящен главный престол храма.

Источник

Храм Малое Вознесение

Застывшая в камне икона

Этот храм приковывает внимание своей белокаменной резьбой. Он много раз горел, и еще больше перестраивался, поэтому церковь и колокольня относятся к разному времени.

храм малого вознесения на большой никитской адрес

Храм Вознесения Господня на Никитской, или Малое Вознесение, получил имя в 1830-х годах при сопоставлении по размеру с Вознесенской церковью у Никитских Ворот.

Храм на Большой Никитской появился в 1584 году на дороге в Великий Новгород, поэтому не удивительно, что здесь жили Новгородцы. Их стараниями, вероятно, и была построена первая Вознесенская церковь. Некоторое время на этом месте стоял домовый храм патриарха Филарета.

Храм Малое Вознесение очень любила знать, поэтому здесь нашли упокоение представители многих дворянских родов. Здесь же отпевали Екатерину Дашкову (ее в народе называли Екатериной Малой), хотя похоронили ее в Троицке.

храм малого вознесения на большой никитской адрес

В советское время многие священники, оставшиеся без приходов, находили в храме на Никитской временный приют и возможность служить. Но в 1937 году Малое Вознесение закрыли.

В здании церкви разместили сначала общежитие, затем различные учреждения, а потом реставрационные мастерские. А в 1992 году храм Вознесения на Большой Никитской вернули церкви.

Храм окружает ограда с вмонтированными в белокаменные столбы резными иконами. Среди святынь Вознесенской церкви икона Петра и Февронии Муромских с частицей святых мощей, икона покровителя столицы благоверного князя Даниила Московского с частицами мощей, икона святой блаженной Матроны с частицей гроба.

«Малое Вознесение» любят и ценители духовного пения, так как в церковном хоре поют музыканты-профессионалы, в том числе студенты и выпускники консерватории. А в 2015 году в храме появилась единственная в мире икона святых покровителей музыкантов и поэтов. Ее написали специально для церкви Малое Вознесение.

Источник

Пресненский. Церковь Вознесения Господня на Никитской («Малое Вознесение»).

Малое Вознесение

Карта и ближайшие объекты

храм малого вознесения на большой никитской адрес

Статьи

Храм был построен в 1584 году в честь венчания на царство царя Федора Ивановича и служил центром слободы новгородцев и устюжан, которых переселил в Москву царь Иван Грозный.

Вначале храм, как водится, был деревянный, а в камень приоделся в 1634 году. Среди посадских церквей Москвы XVII в. здание выделяется объёмно-пространственным решением и характером декоративного оформления. Фасады высокого двухсветного четверика, вытянутого по оси север — юг, обработаны перспективными вертикальными филёнками, встречающими аналоги в архитектуре XVI в.

На протяжении XVII—XIX в. в. облик здания претерпел значительные изменения. Уже в 1680 году была переложена апсида храма и выстроен южный одноглавый придел Прокопия и Иоанна Устюженских, сохранившие на фасадах широко распространённые в XVII в. наличники с треугольными навершиями. В 1737—1739 г. г. с северной стороны появился придел Иоанна Предтечи, а в 1764 году 2-шатровое завершение храма сменил стройный барочный восьмерик, в декорировке которого использованы угловые пилястры и «ушастые» наличники с изящными лепными замками в перемычках. К началу XIX в. относятся пристройка, сооружённая с западной стороны южного придела, и арочная галерея на северном фасаде трапезной.

В настоящее время оба придела (фасады северного переделаны) и галерея (заложена в конце XIX в.) воспринимаются вместе с трапезной как единый объём, закрывающий нижние части стен четверика. Невысокая двухъярусная колокольня типа восьмерик на четверике увенчана шатром, очевидно, переложенным в конце XIX в.

Очень интересны барельефы на фасаде и на стене, выходящей в Вознесенский переулок. Один из барельефов изображает блаженного Прокопия Устюжского, которому посвящен придел церкви, единственный в Москве. После того как в XIX веке у Никитских ворот построили новый храм в честь Вознесения Господня, который стали называть Большое Вознесение, храм поменьше на углу с Вознесенским переулком окрестили Малое Вознесение.

Церковь была закрыта 1937—1992 г. г. Реставрирована 1990—1992 г. г. Сохранилась ограда начала XX в. При храме действуют детская воскресная школа, библиотека и Вознесенская церковная лавка по продаже книг и церковной утвари.

Первое упоминание о церкви относится к 1584 г. Тогда она располагалась в слободе ремесленников, выведенных из Новгорода и Устюга («сведенцев»). При пожаре 1629 г. деревянная церковь сгорела, а грамота на каменное здание датирована 1634 годом. Древнейшее ядро каменного храма, относящееся к первоначальному этапу строительства, представляет собой основной объем – четверик, вытянутый с севера на юг, примыкающую к нему трапезную и шатровую колокольню (объемы сгруппированы по оси). В 1680-е гг. храм перестраивали, и, видимо, тогда же пристроили южный придел святых Прокопия и Иоанна, Устюжских чудотворцев, канонизированных в 1548 г. К 1690 г. относится первое упоминание северного Никольского придела. В Петровскую эпоху неподалеку от храма располагался двор видного государственного деятеля, ближайшего сподвижника Петра I князя-кесаря Федора Юрьевича Ромодановского. Об этом напоминает обнаруженное в 1990-е гг. возле храма белокаменное надгробие одного из холопов Ромодановского Якова Анисимовича Князева.

В 1737 г. храм горел и был восстановлен к 1739 г. К этому же времени относят пристройку северного придела во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи. Изящная колокольня отличается выразительным силуэтом, гармоничностью пропорций. Ее особенностью является расположение «слухов» в тимпанах кокошников, а не на гранях шатра. В 1764 г. здание церкви было завершено восьмиугольным барабаном в стиле барокко, завершающимся одной главкой. В 1831 г. был сооружен новый иконостас. К началу XIX века относится также увеличение южного придела пристройкой с запада, сооружение арочной галереи, примкнувшей к северному приделу и заложенной позднее, и теплой паперти. Вероятно, с начала 1830-х годов в связи со строительством нового большого здания церкви Вознесения Господня у Никитских ворот («Большое Вознесение») Вознесенская церковь на Большой Никитской улице стала называться «Малым Вознесением». Поновлення в храме проводились в 1902 г.

После закрытия храма в конце 1930-х годов с него сбили кресты, переоборудовали внутри. В 1980 г. помещение занимало специализированное управление № 56 Главмосстроя. В 1992 г. храм возвратили Русской Православной Церкви. За его восстановление взялась община церкви Воскресения Словущего на Успенском Вражке. В 1992 г. водрузили восстановленный крест. В праздник Вознесения Господня 3 июня 1992 г. вновь освятили главный алтарь. В 1991 г. художник Ирина Старженецкая и скульптор Анатолий Комелин приняли участие в украшении храма. Стены Прокопьевского придела были покрыты новой росписью, где, наряду с традиционными изображениями на сюжеты Евангелия, были введены сюжеты Крещения Руси и Успения Прокопия Устюжского. Снаружи в устои восстановленной церковной ограды и стены храма вмонтировали небольшие плиты, на которых в невысоком рельефе и своеобразной стилистике представлены столпники, святые, Распятие и Усекновение главы Иоанна Предтечи, Прокопий Устюжский и Устюжское Благовещение, Семь спящих отроков эфесских и другие композиции. В 1997 г. был открыт дом причта, в котором находятся трапезная и воскресная школа.

Михаил Вострышев. Москва православная. Все храмы и и часовни

Первое упоминание о деревянной церкви относится к 1584 г. В 1629 г. здание было уничтожено пожаром. Каменный храм возвели в 1634 г. В 1680-е г.г. он перестраивался, к нему был добавлен южный придел святых Прокопия и Иоанна Устюжских.

В 1737 г. здание пострадало от пожара и было восстановлено в 1739 г. При этой реконструкции к нему пристроили северный придел во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи. В 1764 г. храм был надстроен восьмиугольным барочным барабаном, увенчанным одной главкой.

В начале XIX в. увеличен южный придел, сооружена арочная галерея, примыкающая к северному приделу, построена теплая паперть. В 1831 г. храм был украшен новым иконостасом. В 1876 г. церковь была перестроена по проекту архитектора А.А. Мартынова. В 1902 г. в храме проведены реставрационные работы.

После революции 1917 г. храм продолжал действовать некоторое время. В 1929 г. с него сбили колокола, которые отправили на переплавку, а в 1937 г. закрыли окончательно. В конце 1930-х г.г. сбили кресты и переоборудовали внутренние помещения. В 1980 г. в здании размещалось одно из управлений Главмосстроя.

В 1992 г. храм возвращен Русской Православной Церкви. Работами по его восстановлению занималась приходская община храма Воскресения Словущего на Успенском Вражке. В праздник Вознесения Господня, 3 июня 1992 г., был освящен главный престол. Над росписями трудились художники Ирина Старженецкая и Иван Глазунов. Иконостасы выполнены иконописцем Сергеем Федоровым.

В 2016-2018 г.г. в рамках Программы предоставления субсидий из бюджета города Москвы на этом объекте были проведены реставрационные работы, а именно:

В 2016 г.: ремонт и реставрация крыши, подкровельного карниза; устройство отсечной гидроизоляции; реставрация белокаменного цоколя; устройство системы водостока.

В 2017 г. завершались работы по ремонту и реставрации кровли и завершений храма, выполнялись — по воссозданию оконных заполнений и металлических решеток, ремонтные работы в интерьере храма, устройство отмостки и дренажной системы.

В 2018 г. проводились ремонт и реставрация кровли колокольни и апсиды храма, устройство системы водоотведения, реставрация каменных полов. Все реставрационные работы в 2018 г. были полностью завершены.

Храм в честь Вознесения Господня на Б. Никитской ул. (с начала тридцатых годов XIX в. именуемый также «Малым Вознесением» в отличие от вновь построенного «Большого Вознесения» за Никитскими воротами), впервые упоминается в московских летописях под 7056/1548 годом. Со второй половины XIV века здесь проходила дорога на Великий Новгород через Волоколамск, и храм, предположительно, возник как центр находившейся здесь слободы новгородцев и устюжан. Каменная церковь была построена «на месте древней» царем Федором Иоанновичем в память его коронования в день праздника Вознесения Господа нашего Иисуса Христа. О начальном периоде истории храма в рукописи Александровского, хранящейся в ГИМе, говорится: «Возможно, церковь была перенесена во время расширения Кремля в 1492 г. с Красной площади. Упоминается в Царственной книге под 1548г. Погодные записи идут с 1625 г. В 1629 г. была деревянная и сгорела.

Мнения других исследователей: «В 1737 г. церковь горела и к 1739 г. была восстановлена; тогда к ней пристроили небольшой северный придел Иоанна Предтечи». Но в 1731 и в 1764 гг. северный придел упоминается как Никольский. Исследователь А.Ф. Малиновский, описавший храм в 1820 г., также именует его Никольским (Малиновский А.Ф. Обозрение Москвы. Ч. 3. РГАДА Ф. 197. Оп. 1. Д. 27. Л. 16-16 об.; Малиновский А.Ф. Обозрение Москвы. М., 1992.). Видимо, третий, Никольский придел существовал до нач. XIX века, а затем был упразднен. Интересно, что в 1813 г. среди храмовых икон не числилось ни одного местного образа св. Иоанна Предтечи. Северный придел в честь Усекновения его честной главы был освящен лишь в 1874 г., и храм с этого времени вновь становится трехпрестольным.

Первоначально храм имел шатровое завершение, но в 1764 г., по прошению настоятеля храма, два шатра, по причине их тяжести, заменили восьмериком с граненым покрытием и главкой. Второй шатер, упомянутый в прошении, видимо, был над южным приделом. После 1877 г. храм не перестраивался. Обновлялся в 1902 г.

Такова краткая история строительства храма, которая касается, главным образом, его наружного облика, архитектурной формы. В таком виде храм сохранился до наших дней. Исходя из тех материалов, которые удалось найти прихожанам в библиотеках и архивах, мы попробуем реконструировать хотя бы фрагментарно, историческую канву и из этой краткой справки составить подобие летописи событий прихода за всю его историю, предшествующую закрытию храма в 1937 г.

В 1548 г. храм упоминается в летописи в связи с побегом в Литву от царя Иоанна Грозного князей Михаилы Глинского и Турантай-Пронского и поимкой первого из них князем Петром Шуйским «на посаде во дворе у Вознесения, у хорошия колокольницы за Неглинною на Никитской улице 11 ноября».

Из храмовых событий приведены следующие: «174 (1666) г. июля 24, по судному делу, что искал книг печатного дела тередорщик Федка Павлов церкви Вознесения Господня, что на Никитской, в Белом городе, на дьяконе Даниле безчестья отца своего тое же церкви Вознесения Господня попа Павла и матери своей и жены своей и сестер девиц и двух братов своих с 127 руб. пошлин взято в уплату 10 рублей и отданы Ивану Светикову.

7183 (1675) г. июня 14, подал к подписке церкви Вознесения Господня, что на Никитской улице, иже есть на Москве, Иаков Иосифов граммату свою. «В прошлом в 7187 (1679) г. марта в 24 день великий господин святейший патриарх Иоаким Московский и всея Руси благословил ево попа Степана к церкви Вознесения Христова на место запрещенного попа Иакова».

7199 (1691) г. сентября 23, св. патриарх ходил к церкви Вознесения Христова, что на Никитской улице, на погребение гостя Михаила Иванова сына Гурьева и дорогою нищим милостины поручно рубль дано.

«1731 г. ноября 29, запечатан указ о строении с освящением предела Большаго Успенского собора протопресвитеру Иоанну Максимову с братьею, по челобитью тайнаго действительного советника князя Ивана Федоровича Ромодановского жены ево вдовы княгини Настасий Феодоровны Ромодановской, велено против его челобитья в Никитском сороку, в Белом городе, при настоящей церкви Вознесения Господня, в пределе Николая Чудотворца, в котором имеется (служба) по родителях ее, и во оном пределе олтаре престол, также и пол и на престоле одеяние построить вместо ветхаго вновь и осветить оной предел ему протопресвитеру на выданном антиминсе и антиминс из Синдального Дому выдан».

В третьей четверти XVIII в. происходит крупная перемена во внешнем облике храма: вместо двух каменных шатров был сделан восьмерик с одной главой, который существует в настоящее время. Сохранилось прошение иерея Василия Иванова о перестройке верха церкви за 1764 г., Марта 8 дня: «Святейшего правительствующего Синода члену, Преосвященнейшему Тимофею Митрополиту Московскому и Севскому. Всепокорнейшее прошение Никитского сорока Церкви Вознесения Господня, что на Никитской улице священника Василия Иванова с приходскими людьми о нижеследующем. На показанной Вознесенской церкви, которая построена издавных лет, имеются две главы каменные от которых той церкви имеется немалая тягость. Оные главы дозволите разобрать и сделать осьмерик и одну главу. Да в пределе Николая Чудотворца во святом олтаре на святом престоле срачица и верви и одежда находится в ветхости, чего ради желаем мы вышеописанное возобновлять точию без благословления вашего Преосвященства оного собою учинить не смеем. А показанное строение и ветхость возобновить желает прихожанка капитанша Стефанида Ивановна Тараканова …».

Далее мы узнаем, что в начале 1785 г. директор Московского Императорского Университета Павел Фонвизин, избирая «священника способного к обучению питомцев онаго Катехизису», находит «в священнике Вознесенской церкви Афанасии Осипове все то, что может исполнить его желание». Московская Духовная Консистория, «по указу Ея Императорского Величества», дает разрешение на преподавание Катехизиса Никитского сорока церкви Вознесения Господня, что на Никитской священнику Афанасию Осипову.

Неизвестно, в какой степени пострадал храм во время войны 1812 г. Во всяком случае, в числе рапортов священников о «бедствиях, полученных от неприятельских войск в бытности их в Москве», храм Малого Вознесения не упоминается. Судя по описи храма, сделанной в 1813 г. (см. прил. N 1), очень больших разрушений здесь не было. Тем не менее, с 1813 г. по 1820 г. церковь состояла приписанной к близлежащей Николо-Хлыновской. А в марте 1830 г. при храме, с разрешения церковных властей, заводится «Книга записи пожертвований Вознесенской церкви, что на Большой Никитской» «для сбора подаяния на окончание помянутой Вознесенской, настоящей, каменной церкви».

Возможно, наш храм принадлежал к числу тех многочисленных московских храмов, пострадавших в 1812 г., которые восстанавливались не за счет государственной казны, но благодаря только лишь заботе своих прихожан, которые не пожелали, чтобы их родной храм был закрыт. Разрешение на сбор пожертвований регулярно продлялось вплоть до 1846 г.: книга записи была окончена и возвращена в ризницу в апреле 1846 года. Судя по записям в книге пожертвований, многое для возрождения храма было сделано семьей церковного старосты Карчашкина, при котором начался сбор подаяния и который вскоре, в 1831 г., скончался. Возможно, что благодаря именно его стараниям в 1831 г. в храме был сделан новый иконостас (Архивное дело по этому вопросу числится в описи дел ЦМАМ уничтоженным).

В 1871 г. Московская консерватория занимает свое нынешнее здание по Б. Никитской улице и жильцы, населившие служебные консерваторские квартиры, становятся прихожанами храма Малого Вознесения.

В последний год настоятельства о. Стефана Виноградова, летом 1872 г., дворянке Екатерине Федоровой был продан без торгов, за 6000 руб. участок пустопорожней церковной земли, площадью 102,5 кв. сажени. В ведомости о церкви за 1904 г. год заключения указанной сделки указан как 1875, но здесь, очевидно, вкралась ошибка, т.к. в той же ведомости говорится о том, что церковный каменный двухэтажный дом выстроенный при церкви в 1873-1874 г.г., был построен частично на деньги, вырученные от продажи 102,5 кв. сажен церковной земли.

О составе и величине прихода церкви Вознесения на Б. Никитской ул. за период настоятельства отца Стефана, можно составить мнение при сравнении ведомостей о церкви за 1854 и 1872 гг. (ЦМАМ. Ф. 203. Оп. 767. Д. 77; 73)

А вот что стало известно читателям Московских Церковных Ведомостей о почившем протоиерее из некролога, содержание которого мы вкратце помещаем на наших страницах. Закончив Вифанскую семинарию, впоследствии товарищ и друг священного Никодима Викария Московского, Гавриил Григорьевич Сретенский в 1848 г. окончил курс учения со степенью студента, и по порядку того времени, когда весьма немногие стремились в академию, поступил на «епархиальное поприще» дьяконом к Казанскому собору.

К заслугам о. Гавриила на общественном поприще можно еще прибавить и деятельность его в должности законодателя в 3-м Кадетском корпусе, Синодальном училище церковного пения, Императорской консерватории и других учебных заведениях.

Ко дню освящения (20 сего ноября) единственного в Москве Прокопьевского придела местным священником были выписаны из Устюжского Прокопьевского собора икона с точным изображением лика св. Прокопия, освященная при его мощах и часть камня из груды каменного града, выпавшего в 20-и верстах от Устюга и, по молитвам святого, миновавшего самый город.

Всенощное бдение и литургия в день освящения были совершены местным благочинным протоиереем В.М. Сперанским в сослужении приходского и приглашенного священников. Благолепный вид храма, наполненного молящимися, при большом освящении и стройном пении приходских (синодальных) певчих придавал ему торжественную обстановку. Сильное впечатление произвела на молящихся проповедь, сказанная местным священником пред окончанием литургии. Начав свое слово молитвенным обращением к св. Прокопию, виновнику торжества, проповедник указал на высокое значение храмов для христианина и на важность усердия его к их благоукрашению; отсюда выводилась необходимость украшения внутреннего духовного храма христианина и, как главное средство к тому, указано было на частое посещение дома Божия, который кроме того служит единственным убежищем для верующего во дни бедствий и скорбей. При этом была изображена картина грандиозного несчастья, грозившего устюжанам от каменного града, когда они, вместе со св. Прокопием, все, от мала до велика, устремились в соборный храм Пресвятой Богородицы, и, по молитвам святого пред иконою Богоматери, спаслись от неминуемой опасности.

Так праздновалось торжество освящения храма в Вознесенской церкви, распространенного и украшенного некоторыми ревнующими о благолепии святыни прихожанами.

Следующую страничку приходской истории поможет восстановить нам Метрическая книга храма за 1878 г. В этом году на приходе родилось 13 мальчиков и 8 девочек, венчалось четыре пары. В данных об умерших обращает на себя внимание следующая запись: «Скончался в Сан-Стефано, предместий Константинополя, Действительный Статский Советник, князь Владимир Александрович Черкасский, 55 лет. От удара. Погребение совершал преосвященный Амвросий, Епископ Можайский, Викарий Московский, с собором духовенства и местным причтом. Погребен в Московском Даниловом монастыре». Скончался князь Черкасский 19 февраля, похоронен 15 марта.

Как известно нам из некролога, в 1882 г. о. Гавриил приглашается для сотрудничества в Императорское Православное Палестинское общество. С этого времени храм «Малое Вознесение» становится известным не только широкому кругу москвичей, но и многим русским людям. Храм стал центром в Москве, где можно было узнать о Святой Земле, получить помощь для самого трудного для русского паломника пути к святыням Иерусалима. Большой четырехэтажный церковный дом становится местом, где в домашней обстановке встречаются у о. Гавриила члены общества из Москвы и Петербурга — историки, археологи, духовные лица, меценаты. А в 1888г., за 2 года до своей кончины, в паломническую поездку во Святую Землю отправляется сам о. Гавриил: посещает святые места земной жизни Спасителя, приносит бескровную жертву на Гробе Господнем. К числу забот о. Гавриила Сретенского о благолепии своего храма относится попечение о хоре: в годы его настоятельства своды храма оглашались пением одного из лучших столичных хоров, составленного из синодальных певчих (в приходе церкви Малое Вознесение находился Синодальный дом с проживавшим в нем Синодальным хором певчих).

Наряду с ежегодным устройством по весне «пасхальных палаток», здесь упоминается о закупке в июле месяце можжевельника для украшения храма. Можно предположить, что можжевельником украшали храм к престольному празднику — дню св. прав. Прокопия Устюжского, святого Северной Руси.

В том же 1897 г. свободная церковная земля в 6 кв. сажень, «с разрешения Епархиального начальства, отдана в арендное содержание крестьянину Василию Тимофееву Кошелеву под постройку холодной лавки для торговли галантерейным товаром за сто двадцать рублей в год, сроком на десять лет, с тем, чтобы по истечении означенного срока эта лавка поступила в пользу Церкви».

1900 год. «Церковная земля от Никитской улицы по левой стороне Чернышевского переулка 45 кв. сажень… с разрешения Епархиального Начальства отдана в арендное содержание московскому мещанину Николаю Александрову под устройство цветочной оранжереи за 600 рублей в год, сроком на двенадцать лет».

О том, какие ремонтные работы производились в храме в XX столетии, можно узнать из документов Московского Археологического общества: 1903 год, май. Московская Духовная консистория испрашивает разрешения у Археологического общества, по просьбе причта и старосты церкви, произвести работы: «во всем храме промыть стены и стенную живопись, а также все иконостасы и киоты, на стенах полупившуюся живопись и штукатурку поправить; в иконостасах потертые места подправить золоченым порошком; покрыть полы в трех алтарях и на амвоне линолеумом; исправить штукатурку на наружных стенах церкви и колокольни и окрасить их масляною краскою; крыши на церкви и колокольне покрыть новым железом и окрасить за три раза». Археологическое общество разрешило произвести в храме указанные работы.

1908 год, июль. Следующий запрос аналогичного характера, с просьбой разрешить причту и старосте «на наружных стенах храма и колокольни исправить штукатурку и окрасить их два раза масляною краскою; крыши на церкви и колокольне исправить с добавкою нового железа и окрасить их два раза медянкою». В ответе, последовавшем 10 сентября, Археологическое общество сообщает в Консисторию, что работы в храме уже произведены без надлежащего разрешения, и кроме того, в храме произведена окраска части стен внутри храма грубым колером, не гармонирующим с храмом.

В своем ответном письме Археологическое общество заявило, что «не видит основания игнорирования причтом и старостой существующих законоположений, по которым на ремонт храма они обязаны испросить надлежащее разрешение. Мотивы, изложенные в дознании благочинного и направленные к оправданию незаконных действий лиц, заведующих делом ремонта неудовлетворительны, так как крыша в состояние, описанное в дознании, могла придти только в довольно продолжительный период времени, а потому ремонт ее мог быть заблаговременно предусмотрен и получено соответствующее разрешение и он не может считаться спешным».

Мы решили так подробно привести эту переписку не только потому, что в ней содержится сообщение о том, как был окрашен храм до своего закрытия, но и потому, что из нее можно составить некоторое представление о том, как была поставлена «охрана памятников истории и архитектуры»в государстве от которого не отделяли церковь.

Процесс регистрации церкви «Малое Вознесение», начавшийся в 1918 г., закончился лишь 3 сентября 1920 г. Опись церковного имущества была проверена и принята этим же числом. Трудно сказать, та ли эта опись, которая была составлена в 1918 г., и которая упоминается в письме прихожан, или новая, сделанная на состояние 3 сентября 1920 г. Опись церковного имущества, составленная клиром и помеченная датой 3 сентября 1920 г., мы даем в приложении.

С какими же проблемами сталкивался обычный Московский приход в то необычное для Истории России и Русской Церкви время? Об этом можно составить некоторое представление из нескольких сохранившихся документов. Следующим по времени документом после письма прихожан оказывается квитанция за номером 48 такого содержания: «Принято кассой Народного Коммисариата Юстиции Московской области от церкви малага Вознесения, что на Б. Никитской пятьдесят /50/ рублей. 25 декабря 1918 г. Бухгалтер (подпись). Кассир (подпись)».

Вслед за этим, в октябре того же года, последовал учет церковных ценностей храма. Акт, составленный специальной комиссией при осмотре храма, мы также приводим полностью:

Акт N209. 9 октября 1919 года Церковный Отдел Комиссии по охране памятников искусства и старины при М.С.Р. и К.Д. производил осмотр церкви «Малое Вознесение»на предмет учета и охраны ее художественных и исторических ценностей соответственно предложению Юридического Отдела от 27 декабря 1918 года за N3351. Церковь осматривали сотрудники Церковного Отдела Н.П. Виноградов, М.А. Маркичев, Н.С. Чернышев, М.И. Александровский. От церкви присутствовал протоиерей Н.Д. Делекторский.

Справка: Церковь построена каменная в 1584 году. От того времени сохранилось четыре стены прямоугольника главной церкви и колокольня. Несколько позднее выстроены нынешние трапезная и абсида главного алтаря. Приблизительно около начала четвертой четверти XVII века выстроен южный предел Прокопия Устюжского. В конце XVII века и в начале XVIII века упоминается придел Николая Чудотворца, ныне не существующий. В 1739 году возведен нынешний восьмигранник над четырехугольником главной церкви, и построен северный придел Иоанна Предтечи. В XIX в. Прокопьевский придел удлинен на запад.

При осмотре оказалось, что следующие предметы заслуживают учета и охраны:

1. Потир с относящимися к нему предметами (1810 г.)

2. Крест напрестольный с литым распятием, украшен стеклышками (XVIII в.)

3. На восточной стене Прокопьевского алтаря икона Знамения в старом окладе с венчиком (XVIII в.)

4. Служба Димитрию Ростовскому (1758 г.)

5. В Предтечевском приделе у иконостаса направо икона Иоанна Предтечи, в ризе (XVIII в.)

6. В том же приделе местная икона Федоровской Божией Матери в новом окладе (начала XVIII в.)

7. На aналое крестик с мощами, с черневыми изображениями

8. В трапезной подсвечник, с хорошим орнаментом (конца XVIII в.)

9. На колокольне малый колокол без орнаментации (XVII в.)

Наконец, 3 сентября 1920 г. между группой граждан и Московским Совдепом было заключено соглашение, в силу которого прихожане могли по-прежнему посещать свой храм. Тогда же была проверена и принята опись церковного имущества.

Спустя 10 дней после этого важного для прихода события юридический отдел Московского Совдепа отправляет с пометкой «весьма срочно» две копии письма: в жилищно-земельный отдел, п/отдел Советских зданий (видимо, того же Совдепа) и в Управление квартирами Городского района (Неглинный пр., 5). Содержание бланка письма таково: «Отдел Юстиции М.С.Р и К.Д. просит принять в свое ведение недвижимое имущество, непредназначенное для религиозных целей, по описи изложенной на обороте, принадлежавшее (храму М. Вознесения Б.Никитская ул.) перешедшее в собственность Республики в силу Декрета «Об отделении церкви от Государства» и инструкции к нему /Собран. Узак. и Распр. N 18 и 62/ и о последующем уведомить Отдел». На обороте прописью указано: «Опись. 1) Дом каменный четырехэтажный». Так в сентябре 1920 г. наш храм лишился своего церковного дома, по-видимому, навсегда.

Судя по документам архивов советских учреждений, в течение последующего десятилетия наш приход прожил в относительном покое. Следующие документы по истории взаимоотношений с властями датированы 1932 г. Остается только предполагать о точной дате и содержании «ходатайства 5-го домуправления о закрытии церкви по улице Герцена», направленном в комиссию по вопросам культа при Президиуме Московского областного исполнительного комитета, а оттуда переадресованного в Краснопресненнский райсовет «по принадлежности для выяснения соответствующего постановления». 5 февраля 1932 г. Президиум МОИК (Культовая комиссия) приняла постановление «О закрытии церкви М. Вознесения по ул. Герцена г. Москвы». Но в годы этого «беспредела» существовал все же и какой-то предел. В частности, если в подобном случае от прихожан поступала жалоба в МОИК на принятое постановление о закрытии храма в двухнедельный срок после «вынесения приговора», то постановление, как правило, отменяли. Не сохранилась жалоба наших прихожан, которая вместе с делом была направлена из МОИКА в Постоянную комиссию по вопросам культов при Президиуме ВЦИК. Зато сохранилось письмо из Московского областного отдела народного образования в Культовую комиссию Мособлисполкома, которое впоследствии, видимо, было приобщено к делу.

Так москвичи отстояли храм «Малое Вознесение», возможно, в самый опасный момент его многовековой истории. Но приходу было суждено просуществовать еще только пять лет.

Недалеко от храма в те годы поселился митрополит Трифон (Туркестанов). Он любил служить здесь, и «Малое Вознесение» часто удостаивалось архиерейских служб. Об этом нам рассказал ныне покойный иподиакон митрополита Трифона Сергей Николаевич Лиснянский (+13 августа 1994 г.).

К счастью, храм «Малое Вознесение» не снесли, как это предполагалось сделать в 1932 г. Последним владельцем здания церкви являлись мастерские «Росреставрации» МНРХУ.

С 1991 г. начинается новая история храма. Образовавшаяся в 1991 г. община милосердия святого праведного Иоанна Кронштадского при соседнем храме Воскресения Словущего в Брюсовом переулке (зарегистрированная как религиозное объединение 25.03.91 г. «с целью возрождения церковного милосердия») подала прошение о регистрации православного прихода храма Вознесения Господня по ул. Герцена, д. 18/2. Новый приход был зарегистрирован 9.08.91 г. (регистрационное свидетельство N 104).

3 июня 1992 г. в самый день праздника был вновь освящен главный придел храма Вознесения Господня.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *