храм марии монгольской в стамбуле
2. Церковь «Матери Марии Монгольской» в Стамбуле, то есть, вероятно, самой Богородицы, которая здесь бывала лично
2. Церковь «Матери Марии Монгольской» в Стамбуле, то есть, вероятно, самой Богородицы, которая здесь бывала лично
Выше мы уже упоминали вкратце о старинной стамбульской церкви Матери Марии Монгольской и говорили о том, что церковь эта, по-видимому, была построена на месте более древней церкви-театра.
Церковь Марии Монгольской занимает в некотором смысле исключительное положение среди всех церквей Стамбула. Это ЕДИНСТВЕННАЯ православная церковь в Стамбуле, которая никогда не закрывалась и не переделывалась в мечеть. Причина в том, что она постоянно находилась под охраной особых грамот Магомета Завоевателя и других первых султанов Стамбула. Об этом ярком обстоятельстве нам сообщил служитель церкви Марии Монгольской, когда мы впервые посетили ее в 2006 году. См. также сайт константинопольского патриархата www.ec-patr.org/afieroma/churches.
Церковь Марии Монгольской посвящена Богородице. Считается, что церковь была построена на месте богородичного монастыря «Феотокос Панагиотисса» («Феотокос» — Богородица по-гречески). См. упомянутый выше сайт константинопольского патриархата, Путеводители по Стамбулу, как правило, хранят полное молчание об этой церкви. Причина, вероятно, в том, что у историков возникают с ней определенные трудности.
Главная трудность — в самом названии церкви. Вроде бы естественно считать, что если церковь посвящена Богоматери и называется «церковью Матери Марии», то упомянутая в названии церкви Мать Мария — это и есть Богоматерь Мария. Однако историки никак не могут согласиться с этим. Все дело в том, что «Мать Мария», которой посвящена церковь, это не просто «Мария», а «Мария МОНГОЛЬСКАЯ». Еще в недавнем прошлом церковь «была известна под именем «СВЯТАЯ МАРИЯ МОНГОЛЬСКАЯ или МОГОЛЬСКАЯ (St. Mary of the Mongols or Mougouls)». См. сайт константинопольского патриархата www.ec-patr.org/afieroma/churches.
Естественно, современные историки никак не могут допустить, что Богородицу когда-то называли «Марией МОНГОЛЬСКОЙ». Ведь евангельские события, по их мнению, происходили очень-очень далеко от Монголии. И задолго до того, как Монголия появилась на исторической сцене. А сама летописная Монголия находилась, по их мнению, на Дальнем Востоке, где сегодня расположено современное государство Монголия (что неверно).
В итоге возникает резкое противоречие между названием церкви Матери Марии Монгольской и общепринятой сегодня версией истории.
Чтобы как-то ослабить это противоречие, историки пытались поначалу перетолковать слово «Монгольская», объявить его искажением другого, более безопасного для них слова. «В прошлом вопрос о происхождении имени церкви породил ряд довольно слабых филологических доводов.
С. Кугеас (S. Kugeas) предлагал считать, что имя церкви произошло от названия поселения Мучилон в Мистре (Mouchilon at Mystra) обитатели которого поселились в квартале Фенер в Константинополе в 1242 году.
Х. Грегори (H. Gregorie), М. Ласкарис (M. Lascaris) и Геннадий, митрополит Гелиополиса полагали, что в его основе лежит греческое искажение славянского слова «могила»» (www.ec-patr.org/afieroma/churches).
Затем историки, подумав, предложили следующее «объяснение».
Дескать, некая внебрачная дочь одного из византийских императоров XIII века по имени Мария Деспина вышла замуж за монгольского хана. После смерти мужа она — продолжают фантазировать историки — вернулась в Константинополь и через какое-то время постриглась в монахини. Потом Мария Деспина ушла в монастырь Богородицы и стала игуменьей. Поскольку она побывала замужем за монголом, ее прозвали «Марией Монгольской». Кроме того, как монахиню ее также называли «Мать Мария». Так, дескать, и получилось имя «Мать Мария Монгольская». Жители Константинополя — вдохновенно продолжают свой рассказ историки — очень любили и уважали «Мать Марию Монгольскую». И потому впоследствии в ее честь назвали весь монастырь. Который стал уже не монастырем Богородицы, а монастырем Марии Монгольской. От этого монастыря сегодня осталась одна лишь церковь «Матери Марии Монгольской». По имени бывшего монастыря она и называется.
Но это «объяснение» на самом деле ничего не объясняет.
Во-первых, остается совершенно непонятным, каким образом богородичный монастырь оказался назван в честь обычной монахини. Даже не причисленной к лику святых! «Церковь Марии Монгольской в Стамбуле посвящена Богоматери, но ассоциируется с Марией Деспиной, которая КАНОНИЗИРОВАНА НЕ БЫЛА» (Википедия, ru.wikipedia.org). Но ведь в названии церкви четко звучит слово «СВЯТАЯ». Церковь называлась «СВЯТАЯ Мария Монгольская или Могольская», см. выше. Значит, Мария, о которой идет речь в названии, БЫЛА СВЯТОЙ. Мария Деспина, если даже и существовала в действительности (что сомнительно), святой не была. А потому ее имя никак не подходит для названия церкви.
Вызывает подозрение и то, что в «объяснении» историков в качестве ГЛАВНОГО действующего лица выступает некая ВНЕБРАЧНАЯ дочь императора. Не составляет труда придумать любую историю про некоего внебрачного ребенка правителя, а потом выдать ее за истину. Опровергнуть такой рассказ будет невозможно, поскольку внебрачные дети, как правило, не учитывались ни в летописях, ни в официальных документах. Будучи повторен много раз, голословный рассказ постепенно превратится в «общепризнанный факт». Видимо, на это и рассчитывали.
Подозрительно также и то, что главным обоснованием данного рассказа выступает некое «счастливо обнаруженное» историками и опубликованное Миклошечем и Мюллером (Mikloshich and Muller, vol. I, 312–315) церковное постановление 1351 года, где «вселенский патриарх возвращает монастырю все его состояние, захваченное Исааком Палеологом-Асеном, узурпатором и сводным братом Марии Деспины, которому она завещала заботиться о монастырской собственности после своей смерти». Но, как объясняют нам историки, заботился он плохо и довел монастырь до нищеты. Поэтому имущество, в конце концов, вернули монастырю. См. статью о церкви Марии Монгольской на сайте константинопольского патриархата www.ec-patr.org/afieroma/churches.
Но спрашивается — какое отношение имеет спор о монастырском имуществе к происхождению удивительного названия монастыря? Ровным счетом никакого. Вопрос о названии так и остается открытым.
Новая хронология и наша реконструкция истории немедленно снимает здесь все странности. И все становится на свои места. Имена «Мать Мария» и «Мария Монгольская» принадлежат САМОЙ БОГОРОДИЦЕ, а не какой-то безвестной монахине. Возможно, Богородица какое-то время жила на этом месте, которое находится совсем недалеко от евангельского Иерусалима — нынешнего Ероса на Босфоре, см. нашу книгу «Забытый Иерусалим». Историки не могут отождествить Марию Монгольскую с Марией Богородицей только потому, что пользуются ошибочной версии истории, согласно которой евангельские события происходили якобы очень далеко от Стамбула и не имели никакого отношения к «Монголии» (то есть к Руси, согласно нашей реконструкции). И то и другое — НЕВЕРНО.
Сообщим читателю, что, как мы обнаружили в 2006 году, евангельский Иерусалим был расположен на Босфоре, недалеко от Черного моря, в 30 километрах от будущего Стамбула-Константинополя. Внушительные развалины древнего Иерусалима стоят до сих пор. Он до сих пор так и называется — крепость ЕРОС (Yoros kalesi по-турецки). См. нашу книгу «Забытый Иерусалим».
Ерос близок к Стамбулу, поэтому Богородица вполне могла бывать и даже жить на месте будущего богородичного монастыря в Константинополе — будущем Стамбуле. В XV веке об этом, вероятно, еще хорошо помнили.
Становится понятным и то повышенное внимание, которое оказывали церкви Марии Монгольской первые стамбульские султаны.
Напомним также, что Богородица, согласно нашим исследованиям, была родом из Руси, то есть МОНГОЛИИ. Согласно нашей реконструкции, Монголия — средневековое иностранное название Руси-Орды. Поэтому Богородицу Марию с полным правом могли называть МАРИЕЙ МОНГОЛЬСКОЙ. См. наши книги «Новая хронология Руси», «Русь и Орда», «Русь и Рим», «Христос родился в Крыму. Там же умерла Богородица».
Итак, в названии церкви Марии Монгольской нет ничего странного. Более того, оно прекрасно укладывается в Новую хронологию. Заодно мы получили еще одно яркое подтверждение нашего вывода, что БОГОРОДИЦА БЫЛА РОДОМ ИЗ ВЛАДИМИРО-СУЗДАЛЬСКОЙ РУСИ. Ее родным городом, скорее всего, был Галич Костромской, расположенный в Костромской области, не очень далеко от Ярославля — Великого Новгорода. Подробнее об этом мы поговорим в следующих наших книгах.
Показательно, что в церкви Марии Монгольской в Стамбуле на самом главном месте — под куполом алтаря — изображен РУССКИЙ образ. Это образ Знаменья Пресвятыя Богородицы в Великом Новеграде, рис. 93. Известно, что он посвящен РУССКИМ события XII века. То есть, времени пришествия Христа, согласно Новой хронологии, см. нашу книгу «Царь Славян». «Знаменье Богородицы» связано с избавлением Великого Новгорода от суздальских войск. Датируется 1170 годом [13]. В данном случае, это, вероятно, правильная датировка, поскольку она полностью согласуется с Новой хронологией. Однако историки, не понимая, что XII век это и есть в точности эпоха Христа, связывают Знаменье Богородицы 1170 года не с Самой Богородицей, а с Ее ИКОНОЙ. Дескать, это икона Богородицы избавила Великий Новгород. В Новой же хронологии получается, что город спасла САМА БОГОМАТЕРЬ. И лишь потом в память об этом событии написали ИКОНУ «Знаменье».
Рис. 93. Под куполом алтаря церкви Матери Марии Монгольской в Стамбуле изображен русский образ Знаменья Пресвятыя Богородицы в Великом Новеграде — Богородица с двумя поднятыми руками, на груди у которой в круге изображен младенец Христос также поднявший обе руки. Фотография 2006 года.
Присутствие РУССКОГО образа Знаменья Богородицы на главном месте в росписи церкви Марии Монгольской прекрасно согласуется с нашим выводом, что Мария Монгольская — то есть Мария Русская — и есть САМА БОГОРОДИЦА. Которая, повторим, была родом с Руси.
Итак, в Новой хронологии мы снимаем все странности, окружающие название церкви Марии Монгольской в Стамбуле и получаем независимое подтверждение правильности нашей реконструкции.
В заключение приведем несколько фотографий, сделанных нами в церкви Матери Марии Монгольской в 2006 и в 2008 годах. Мы благодарны В.А. Демчуку, прекрасному знатоку турецкого языка, за оказанную нам тогда помощь.
На рис. 94 показана лестница, ведущая в подклет церкви Марии Монгольской. Там начинается подземный ход, который сегодня завален, но раньше, по преданию, шел от церкви Марии Монгольской до самого собора святой Софии и ипподрома. Об этом нам сообщили служители церкви в 2006 и в 2008 годах.
Рис. 94. Начало подземного хода, ведущего из церкви Матери Марии Монгольской. Сегодня он завален, но по преданию вел до самого собора святой Софии, то есть до старого центра города. Об этом нам сообщили служители церкви в 2006 и в 2008 годах. Фотография 2006 года.
На рис. 95, рис. 96, рис. 97 показан внешний вид церкви Святой Матери Марии Монгольской. В частности, видно, что над одной из дверей, ведущих в церковь, висит старое каменное изображение ДВУГЛАВОГО ОРЛА. Сегодня считается, что двуглавый орел — якобы исконно византийский символ. Однако, согласно нашей реконструкции, двуглавый орел был символом Великой Русской Империи XIV–XVI веков. В Византию он был принесен в конце XIV века Дмитрием Донским — Константином Великим. См. нашу книгу «Крещение Руси».
Рис. 95. Дверь, ведущая во двор церкви Матери Марии Монгольской. Обычно она наглухо закрыта. Фотография 2006 года.
Рис. 96. Еще одна дверь, ведущая в церковь Матери Марии Монгольской. Над дверью — двуглавый орел. Фотография 2006 года.
Рис. 97. Двуглавый орел над входом в церковь Матери Марии Монгольской. Фотография 2006 года.
На рис. 98 и рис. 99 показаны переснятые нами фотографии султанских указов, утверждавших права церкви Святой Матери Марии Монгольской. Фотографии висят в церкви на стене.
На рис. 100 и рис. 101 мы приводим переснятые нами фотографии еще двух старых грамот, вывешенных внутри церкви Марии Монгольской. Одна грамота написана довольно поздними греческими буквами. Какими буквами написана вторая, более старая грамота, понять трудно. Все буквы в ней полустерты. Интересный вопрос — какими буквами и на каком языке она написана? Чтобы ответить на него, нужно видеть саму грамоту или ее качественную фотографию. Ни того, ни другого нам посмотреть не удалось.
Рис. 98. Один из султанских указов (фирманов), утверждающих неприкосновенность церкви Матери Марии Монгольской. Фотография, висящая внутри церкви на стене. Переснята нами в 2008 году.
Рис. 99. Еще один султанский фирман, утверждающий неприкосновенность церкви Матери Марии Монгольской. Фотография, висящая внутри церкви на стене. Переснята нами в 2008 году.
Рис. 100. Старый документ на греческом языке. Фотография, висящая на внутренней стене церкви Матери Марии Монгольской. Переснята нами в 2008 году.
Рис. 101. Еще один старинный документ, фотография которого висит на внутренней стене церкви Матери Марии Монгольской. К сожалению, буквы настолько стерты, что разобрать их невозможно. Переснято нами в 2008 году.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
19. Пятьдесят девять отражений Девы Марии = Марии Богородицы
19. Пятьдесят девять отражений Девы Марии = Марии Богородицы Как мы показали в [ЦРС], Дева Мария, Богородица, жила в XII веке. Родилась на Руси, вероятно, в Ростове или недалеко от него. Некоторое время жила в Царь-Граде, умерла и была первоначально похоронена в Крыму, в пещерном
19. Пятьдесят девять отражений Девы Марии = Марии Богородицы
19. Пятьдесят девять отражений Девы Марии = Марии Богородицы Как мы показали в [ЦРС], Дева Мария, Богородица, жила в XII веке. Родилась на Руси, вероятно, в Ростове или недалеко от него. Некоторое время жила в Царь-Граде, умерла и была первоначально похоронена в Крыму, в пещерном
Церковь Рождества Богородицы в Путинках
Церковь Рождества Богородицы в Путинках Это великолепная, словно свитая из белоснежного кружева шатровая церковь, – последняя подобная церковь, возведённая в Москве. После её освящения в 1652 году патриарх Никон запретил строительство шатровых храмов на Руси.Сегодня
Церковь Рождества Богородицы в Старом Симонове
Церковь Рождества Богородицы в Старом Симонове Сквозь белизну её стен, кажется, проступает седая старина былинных времён. Далёкие, словно растворившиеся в туманном прошлом, имена легендарных героев живут здесь, как и память о них.История этого храма, полная тайн,
5. ОБ ОРДЕНЕ РЫЦАРЕЙ СВЯТОЙ ДЕВЫ МАРИИ (ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ) МОНЖУА
5. ОБ ОРДЕНЕ РЫЦАРЕЙ СВЯТОЙ ДЕВЫ МАРИИ (ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ) МОНЖУА Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, Без нетления Бога Слово рождшую, сущую Богородицу Тя величаем. Христианская молитва Орден Святой Девы Марии (Пресвятой Богородицы) Монжуа (что
13. Гертруда — «развратная» мать Гамлета и обвинения Марии Богородицы в «оскверненности», громко звучащие со страниц некоторых старинных скептических текстов
13. Гертруда — «развратная» мать Гамлета и обвинения Марии Богородицы в «оскверненности», громко звучащие со страниц некоторых старинных скептических текстов Согласно Шекспиру и Саксону Грамматику, мать Гамлета — Гертруда (Герута) — в целом нехорошая женщина. Иными
15. Мечеть-церковь Магомета II Завоевателя в Стамбуле
15. Мечеть-церковь Магомета II Завоевателя в Стамбуле Сегодня мечеть Магомета Завоевателя в Стамбуле — это огромная мечеть (илл. 5.68, «Библейская Русь», гл. 5), построенная, как и остальные большие мечети Стамбула, приблизительно по образцу Святой Софии. Однако не все
5. Золотой саркофаг Марии Богородицы в Ханском Доме
5. Золотой саркофаг Марии Богородицы в Ханском Доме В Ханском = Аахенском Доме находится еще один известный золотой саркофаг, а именно, Марии Богородицы, рис. 8.10. Он меньшего размера, но выполнен в той же манере, что и саркофаг Карла = Короля «Монгола», а также саркофаг трех
Церковь Успения Божией Матери
Церковь Успения Божией Матери Церковь Спаса на Сенной площади – одно из самых значительных архитектурных сооружений Санкт-Петербурга. Долгое время она была первой церковью в черте города, попадавшей в поле зрения путешественника, подъезжавшего к столице со стороны
• 13. Главная русская свадьба Гора-Иосифа и Марии Богородицы в XII веке как основа русских свадебных обычаев
• 13. Главная русская свадьба Гора-Иосифа и Марии Богородицы в XII веке как основа русских свадебных обычаев Если присмотреться внимательно к старой русской свадьбе, в ней заметна некая странность – ПРИНИЖЕНИЕ СИМВОЛОВ ЦАРСКОЙ ВЛАСТИ. Причем довольно отчетливое.Начнем с
3.2. Церковь «Матери Марии Монгольской» в Стамбуле, то есть, вероятно, самой Богородицы, которая здесь бывала лично
3.2. Церковь «Матери Марии Монгольской» в Стамбуле, то есть, вероятно, самой Богородицы, которая здесь бывала лично Выше мы уже упоминали вкратце о старинной стамбульской церкви Матери Марии Монгольской и говорили о том, что она, по-видимому, была построена на месте древней
3.5. Мечеть Фетхие — бывшая мечеть Богородицы, а мечеть Михримах — бывшая мечеть Мариам, то есть той же Богородицы?
3.5. Мечеть Фетхие — бывшая мечеть Богородицы, а мечеть Михримах — бывшая мечеть Мариам, то есть той же Богородицы? Но почему на карте упомянуто именно название мечети Мурада, а не мечети Селима? Дело, вероятно, в том, что западноевропейский составитель карты, будучи
Храм марии монгольской в стамбуле
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Православная церковь Марии Монгольской в Стамбуле
Православная греческая церковь Панагии Мухолиотиссы (Марии Монгольской) в Стамбуле стоит в стороне от туристических и даже паломнических маршрутов. Несмотря на то, что этот храм находится неподалеку от известного на весь мир памятника византийской культуры – церкви Богоматери Паммакаристос (Фетие Джами) с сохранившимися мозаиками эпохи Палеологов (XIV в.), редкий посетитель «с улицы» стучит в ее ворота. Меж тем церковь Панагии Мухолиотиссы – единственная из византийских церквей Константинополя-Стамбула, которая никогда не становилась мечетью. В ней никогда не прекращалось православное богослужение. Налюбовавшись красотами исторического центра города, восхитившись величием Святой Софии и ее мозаиками, посетив многие мечети с целью отыскать там остатки былого православного убранства, мы отправились на поиски древней и доныне действующей греческой церкви Панагии Мухолиотиссы.
Название это произошло от слова Мухолион – местности в Мистре, выходцы из которой стали жителями одного из районов Константинополя в XIII веке. Но это лишь предположение: многовековая история этой церкви подробно не изучена, а краткие сведения о ней позволяют восстановить лишь общую картину.
Известно, что на месте существующего храма стоял древний женский монастырь. По преданию, он был основан в начале VII века преподобными женами Евстолией и Сосипатрой, которая была дочерью византийского правителя. Однако житие этих святых и другие источники не указывают, где именно находилась обитель, землю для устроения которой подарил дочери-монахине император Маврикий. В начале XIII века эта обитель была разрушена при нашествии крестоносцев. А уже несколько десятилетий спустя дочь императора Михаила VIII Палеолога Мария основывает здесь же новый монастырь.
Судьба Марии была непростой. Выросшая в православной придворной среде, она была в 1265 году направлена на Ближний Восток, чтобы стать женою внука Чингисхана. Но монгольский хан Хулагу скончался, не дожив до приезда своей будущий супруги. Мария стала одной из жен его наследника и прожила в чуждой ей среде, сохраняя свою веру, вплоть до смерти мужа. Вернувшись на родину, она была пострижена в монахини под именем Мелании. В черном монашеском одеянии Мария Палеолог представлена в мозаике главного храма монастыря Хора (ныне музей Кахрие Джами).
Забота о монастыре, от которого ныне сохранился лишь храм Панагии Мухолиотиссы, была главным делом Марии до конца ее дней. Она украшала обитель, не жалея средств, заказывала рукописи, драгоценную богослужебную утварь. Вот почему храм Панагии еще называют и храмом Марии Монгольской. В некоторых путеводителях по Стамбулу он иногда указан как «храм святой Марии Монгольской», однако дочь византийского императора Михаила канонизирована как святая никогда не была. После своей смерти она завещала покровительство над монастырем одному из членов императорской семьи, однако он церковное имущество растратил. Потребовался специальный указ Патриархата о возвращении монастырской собственности.
Войдя в храм, сначала попадаешь в позднюю прямоугольную пристройку, служащую притвором и свечной лавкой. В самом храме на западной стене сразу привлекают внимание две исписанные мелким беглым почерком страницы, вставленные в рамы. Это копия фирмана (указа) султана Мехмеда II, завоевателя Константинополя, повелевающая оставить этот храм христианам. Благосклонность и веротерпимость султана объясняют тем, что эту грамоту он якобы написал по просьбе греческого архитектора, построившего для него мечеть на месте разрушенного до основания знаменитого храма святых апостолов, основанного еще при императоре Константине Великом. Поскольку другие христианские храмы бывшей византийской столицы обращались в мечети, святые иконы и утварь из них свозили именно в церковь Панагии Мухолиотиссы.
Церковь Панагии Мухолиотиссы в Стамбуле Церковь Марии Монгольской в Стамбуле
Путеводитель: Церковь Марии Монгольской (Панагии Мухолиотиссы) в Стамбуле
Православная церковь Марии Монгольской в Стамбуле (др.название церковь Панагии Мухолиотиссы) является одним из главных мест поклонения всех верующих- христиан. Церковь Марии Монгольской это единственное культовое сооружение Константинополя, не обращенное османами в мечеть.
Небольшой монастырь и церковь были построены в 13 веке по велению Марии Палеолог, дочери византийского императора Михаила VIII. После завоевания Константинополя все уцелевшие храмы были превращены в мечети и только маленькая церковь Панагии Мухолиотиссы не прекратила православное богослужение. Ходят легенды о том, что греческий архитектор, который участвовал в строительстве мечети Фатих, милостиво просил Мехмеда II оставить грекам хотя бы один храм в городе. И сегодня на одной из стен церкви Марии Монгольской висит ксерокопия охранного документа, подписанного самим Мехмедом II Завоевателем.
Существует убеждение, что храм многократно перестраивался. Посетители проходят внутрь, к алтарю, который поражает своей древностью. Действительно, сюда свезена малая толика церковной утвари и икон, которые удалось спасти при разграблении города или превращении храмов в мечети. Безусловно, стоит посетить храм для того, что бы почтить память самой Марии и всех христиан Византии, ощутить дух древнего Константинополя.
янв. 10, 2011
Фанар.
Единственный православный храм Константинополя, в котором не прекращалось богослужение и после 1453 года.
Согласно преданию на месте храма существовал женский монастырь, основанный в 7 веке и разрушенный при взятии города крестоносцами.
На этом же месте дочерью императора Михаила VIII Палеолога Марией был основан новый монастырь.
Мария была названа Монгольской потому, что в 1265 году была отправлена на Ближний Восток, чтобы выйти замуж за хану Хулагу, одного из внуков Чингисхана. Хан к её приезду скончался, и Мария стала одной из жён одного из его наследников. После смерти мужа она вернулась в Константинополь и стала монахиней, приняв имя Мелании.
От бывшего монастыря, основанного Марией, остался только этот храм, который и называется теперь чаще всего по её имени. Официальное название храма звучит как Панагии Мухолиотиссы (англ. Dormition of the Mother of God of Mouchlion) – Богоматери Мухолионской, а по-турецки – Meryem Ana Rum Ortodoks Kilisesi.
Есть и ещё одно имя. При падении Константинополя околоток храма стал местом самого яростного сопротивления. Турки дали храму прозвище «Кровавой церкви».
Выйдя из Георгиевского собора, я вернулся вниз, чтобы выйти к тому проулку, с которого уже видел бывшую «Великую школу нации», греческий лицей – бывший для меня ориентиром поиска храма.
Буквально вплотную к лицею находится мечеть, во двор которой в поисках входа в лицей я и забрёл, поднявшись высоко вверх по крутой улице.
На переднем плане изображения можно увидеть надгробные обелиски находящегося тут же маленького мусульманского кладбища.
Из встречавшихся местных жителей о храме не знал никто, и только когда я попал на территорию лицея, вышедший мне навстречу служитель показал, где мне нужно искать храм.
Рядом с храмом стоит жилой дом, в котором живёт семья смотрителя Аскера. Он напоил меня кофе, показал фотографии отсутствовавшего сына, а потом и сам храм.
Как рассказал смотритель, это вход в подземелья, ведущие из Фанара до храма Софии Премудрости Божьей, а это очень большое расстояние.
После падения Константинополя в храм Марии Монгольской было свезено множество икон и утвари из разрушенных или ставших мечетями православных храмов.
Как минимум две из икон на стенах храма – русского происхождения.
Вскоре после того, как в храм приехали турецкие телевизионщики,
смотритель Аскер повёл меня во Влахернский храм – мы спустились вниз, к Золотому Рогу, и пройдя на северо-запад довольно-таки немалое расстояние, до тех самых мест, которые когда-то занимало древнее константинопольское предместье Влахерны, снова поднялись вверх.
Влахернский храм Богородицы был построен в 5 веке над почитаемым ещё с языческих времен священным целебным источником, влага которого стала считаться слезами Девы Марии.
Во время нашествия русов на Константинополь в 864 году император Михаил III спешно вернулся из пограничной армии в столицу и вместе с патриархом Фотием погрузил в море Ризу Богородицы, хранившуюся при храме. Внезапно поднялась сильная буря и разметала суда русов, после чего они отступили.
Во время очередной осады русами в 910 году Богородица явилась молящимся в храме и простёрла над Константинополем белый покров (омофор) — в честь этого события установлен православный праздник Покрова Пресвятой Богородицы.
Греками этот праздник не празднуется.
Влахернский источник святой воды действует до сих пор.