храм меркурия смоленского в смоленске
Храм святого мученика Меркурия Смоленского (Смоленск)
Мiръ Россия Смоленская область Смоленск Храм святого мученика Меркурия Смоленского (Смоленск)
Содержание
История [ править ]
История взаимодействия Смоленской епархии с Военной Академией войсковой противовоздушной обороны Вооруженных Сил РФ берет свое начало с первой региональной конференции офицерского состава Академии на тему: «Церковь и Армия сегодня в российском Обществе и Государстве», состоявшейся в феврале 1995 г.
С этого времени и по сей день регулярно проводятся беседы, встречи личного состава данного военного учебного заведения со священнослужителями. С 13 марта 2000 г. эти отношения еще более укрепились, именно в этот день был заключен Договор о сотрудничестве ВА ВПВО ВС РФ и Смоленской епархией Московского Патриархата, а также состоялось торжественное открытие Факультета Православной культуры.Все эти мероприятия были направлены на удовлетворение духовно-нравственных потребностей и получения знаний по основам православного мировоззрения курсантов и офицеров Академии.
Еще одним важнейшим событием в духовной жизни Академии явилась постройка на ее территории храма в честь воина-мученика Меркурия Смоленского, инициатором который был Виктор Кузьмич Чертков, при активной поддержке со стороны личного состава учебного заведения. 22 декабря 2002 г. состоялось открытие и освящение храма Митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом.
Престольные праздники [ править ]
Как добраться [ править ]
Адрес: г. Смоленск, ул. Котовского, д.№2
Телефон: 8-915-655-46-48 (можно оставить сообщение если нет ответа)
До храма св. мч. Меркурия можно добраться автобусами: № 15, 17, 28, 34, 37, 131 до остановки «Военная академия»
Паломнику [ править ]
Храм открыт ежедневно с 10 до 18 часов.
В дни, когда совершаются богослужения с 8-30 до 20 часов.
Исповедь совершается во время литургии.
Крещение совершается по субботам и воскресеньям.
Актуальное расписание богослужений можно посмотреть здесь.
Церковь святого мученика Меркурия Смоленского
Адрес: 214027, г. Смоленск, ул. Котовского, 2. Тел. (4812) 29-98-53 доб. 2-69
Настоятель: протоиерей Владимир Дмитриев
Штатный клирик: священник Сергий Марков
Идею о сооружении храма на территории тогда Военного университета, родившуюся в коллективе ВУЗа, высказал его начальник генерал-полковник Виктор Кузьмич Чертков. Так по согласованию с митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом, ныне Святейшим Патриархом Московским и всея Руси, Администрацией района было выбрано место и началось строительство храма в честь святого мученика Меркурия Смоленского.
Был создан фонд по сбору средств на строительство церкви, в который первый вклад внесли военнослужащие и жители Заднепровского района. Для координации деятельности и сбора средств и пожертвований был образован Попечительский совет, в состав которого вошли руководители Администрации района, промышленных предприятий, организаций и учреждений города, священники, представители частного бизнеса. Председателем Совета был избран генеральный директор ОАО «Теллур» Александр Емельянович Кинос.
Началось строительство церкви в марте 2002 года. Самое активное участие принимал личный состав полка обеспечения учебного процесса и его командир – полковник Владимир Иванович Рыкалов. К концу ноября месяца 2002 года храм был построен. Освящение храма состоялось 7 декабря, чин освящения совершил митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл.
Освящение храма в честь святого мученика Меркурия Смоленского – знаковое событие в жизни не только коллектива Военного университета, но и всех прихожан и гостей района, города и области в целом. Построенный храм – начало долгого дружного пути сотрудничества Военного университета и Смоленской епархии, наполнение этого взаимодействия новым содержанием.
За заслуги перед Русской Православной Церковью, активное участие в создании храма в честь святого мученика Меркурия Смоленского решением Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла большая группа людей была награждена орденами, медалями и грамотами Православной Церкви.
А уже в июне 2004 года началось возведение колокольни рядом с храмом. По завершении строительства были установлены колокола – их семь, и на каждом – лики святых защитников земли Русской: Георгия Победоносца, Димитрия Донского, Александра Невского, Меркурия Смоленского и других. Работы на звоннице контролировал начальник Военной Академии генерал-лейтенант Николай Алексеевич Фролов.
В создании иконостаса храма большой вклад внес генеральный директор акционерного общества «Защита +» Александр Павлович Котолевец.
В преддверии престольного праздника храма святого мученика Меркурия Смоленского, покровителя воинов, было завершено возведение звонницы и установка иконостаса. В день торжества колокольню и иконостас освятил митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл.
По благословению Его Высокопреосвященства при храме был также построен Центр духовной и социальной активности. Он призван направлять, воцерковлять и давать начало нравственного воспитания, прививать понятия добра и истины, показывать на примерах святых, в чем смысл жизни человека и отвечать на многие вопросы, касающиеся духовной жизни.
Строительство Центра стало возможным благодаря личному составу Военной Академии и командованию в лице генерал-лейтенанта Анатолия Дмитриевича Гаврилова при активном участии полка обеспечения учебного процесса под командованием полковника Ивана Ивановича Гришина. Завершающий этап строительства Духовно-просветительского центра осуществлен при активной помощи начальника Военной Академии полковника Александра Николаевича Давыдова и его заместителя полковника Валерия Николаевича Долгова.
Настоятель храма протоиерей Владимир Дмитриев является руководителем епархиального отдела по взаимодействию с вооруженными силами. В храме святого мученика Меркурия Смоленского окормляются воины Смоленского гарнизона, в частности, Смоленской Военной Академии войсковой ПВО ВС РФ имени Маршала Советского Союза А. М. Василевского. Свидетельством высокого уровня взаимодействия Смоленской епархии и Военной Академии стало возрождение традиции освящения знаков воинского отличия – лейтенантских погон накануне дня выпуска молодых офицеров на торжественном построении всего личного состава Академии.
Храм в честь святого мученика Меркурия Смоленского
Присяга в Военной Академии
28 августа 2021 года в Военной академии войсковой пртивовоздушной обороны ВС РФ имени маршала Советского союза А.М. Василевского состоялся торжественный воинский ритуал приведения к Военной присяге курсантов 1-го курса набора 2021 года. К Военной присяге были приведены 286 военнослужащих.
Со словами поздравления и напутствия к курсантам первого курса обратились: исполняющий обязанности начальника академии генерал-майор Новиков Борис Алексеевич, заместитель губернатора Смоленской области Вита Михайловна Хомутова, председатель Смоленской областной Думы Игорь Васильевич Ляхов, депутат Смоленского городского совета Владимир Иванович Рыкалов, первый начальник академии генерал-полковник Виктор Кузьмич Чертков, ветеран войск противовоздушной обороны генерал-лейтенант Владислав Леонидович Каневский.
С напутствием выступила мать курсанта Светлана Владимировна Примак.
Молебен-чин благословения на воинское служение и учение совершил настоятель храма Мученика Меркурия Смоленского протоиерей Владимир Дмитриев.
В своем слове протоиерей Владимир от имени правящего архиерея Смоленской епархии митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора поздравил курсантов с принятием присяги.
В завершении мероприятия личный состав академии прошел торжественным маршем.
Поделиться:
Ковчег с мощами святого благоверного князя Александра Невского в храме Военной академии
28 июня 2021 года в Смоленск прибыл ковчег с мощами святого благоверного князя Александра Невского. После торжественной встречи в сквере памяти героев г. Смоленска ковчег с мощами был доставлен в храм мученика Меркурия Смоленского (храм Военной академии).
Ковчег с мощами великого князя торжественно встретили военнослужащие Военной академии. Были отданы воинские почести. Командованием Военной академии в лице генерал-майора Новикова Бориса Алексеевича и полковника Душкина Александра Николаевича был внесен ковчег с мощами в храм. Протоиерей Владимир Дмитриев и иерей Сергий Марков совершили молебен с акафистом у мощей святого благоверного князя Александра Невского.
По окончании богослужения, военнослужащие Военной академии офицеры, курсанты, гражданский персонал, прихожане поклонились великой святыне.
Поделиться:
В Смоленске встретили мощи святого благоверного князя Александра Невского
28 июня 2021 года в Сквере Памяти Героев города Смоленска состоялась торжественная встреча мощей святого благоверного князя Александра Невского.
Во встрече приняли участие Глава Смоленской митрополии, митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор; первый заместитель Губернатора Смоленской области Константин Владимирович Никонов; главный федеральный инспектор по Смоленской области аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в ЦФО Юрий Эдуардович Стрелецкий; секретарь Смоленского регионального отделения Партии «Единая Россия», председатель Смоленской областной Думы Игорь Васильевич Ляхов; представители Администрации города Смоленска; начальник Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Смоленской области, полковник полиции Константин Викторович Зыков; начальник Главного управления Смоленской области по делам молодежи и гражданско-патриотическому воспитанию Олег Вячеславович Иванов; и.о. начальника Смоленской Военной академии войсковой противовоздушной обороны Вооруженных сил РФ имени Маршала Советского Союза А. М. Василевского генерал –майор Новиков Борис Алексеевич, заместитель начальника Военной академии полковник Александр Николаевич Душкин, помощник начальника Военной академии по работе с верующими военнослужащими протоиерей Владимир Дмитриев, курсанты Смоленской Военной академии ПВО им. Маршала Советского Союза А.М. Василевского из состава роты почетного караула Смоленского территориального гарнизона; сотрудники МЧС России по Смоленской области; Военный комиссар по Смоленской области Алексей Николаевич Чечиков; духовенство Смоленской епархии; представители волонтерских движений; волонтеры движения «Православная молодежь Смоленщины», волонтеры-медики; смоляне.
У ковчега с мощами святого благоверного князя Александра Невского был совершен молебен. Молитвенные песнопения исполнили певчие Архиерейского хора под управлением регента Елены Фроловой.
К присутствующим с приветственным словом обратился митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор, а также представители органов государственной и муниципальной власти.
В своем выступлении Высокопреосвященнейший митрополит Исидор отметил:
«Дорогие смоляне! Для Смоленска наступил поистине исторический момент, поскольку сегодня мы стали свидетелями и участниками принесения в наш древний град мощей святого благоверного великого князя Александра Невского. Этот прославленный гражданин нашего Отечества воплотил в себе все те лучшие черты, которым мы должны подражать. Это и глава государства, и профессиональный и мудрый дипломат, и опытный военачальник, и добрый глава семьи – все эти качества, как и многие другие, воплотил в себе этот великий человек.
Народ Божий называет его великим за то, что он имел великое дерзновение перед Богом своей благочестивой жизнью и своим самоотверженным служением Отечеству. Мы обязаны этому подражать, поскольку в этом наш гражданский и христианский долг. Пусть подрастающее поколение берет пример с этого великого угодника Божьего, великого гражданина, великого военачальника.
Искренне поздравляю всех нас с юбилеем со дня рождения святого благоверного великого князя Александра Невского!».
В ходе церемонии также было зачитано приветственное послание Губернатора Алексея Островского, в котором, в частности, говорилось:
«Подвиги великого воина и мудрого правителя посвящены были праведной цели – сбережению православия как источника нравственной и политической силы русского народа. Пример Александра Невского показывает, как важны для общества и государства способность к диалогу и взаимопониманию с другими народами и конфессиями, умение выстраивать добрососедские отношения, при этом твердо и неуклонно отстаивая интересы своего государства. Слова святого благоверного князя Александра Невского в полной мере могут служить девизом для нас: «Не в силе Бог, а в правде!». Память о таких великих людях, пронесенная через столетия, укрепляет народ в стремлении верить, жить, созидать, оставаясь в любые времена преданным Отечеству. Твердо верю, что любовь к Родине и Вера никогда не иссякнут на русской, на Смоленской Земле! Примите, дорогие друзья, искренние пожелания доброго здравия, крепости духа, успехов в благих созидательных делах во славу России!».
Смоляне приложились к мощам святого благоверного князя Александра Невского, после чего ковчег со святыней был доставлен в Военную академию ПВО им. Маршала Советского Союза А.М. Василевского.
Храм в честь святого мученика Меркурия Смоленского
Желающие принять таинство крещения или стать восприемниками внимательно изучите информацию, приведенную на данной странице.
Цель Крещения.
Многие из приходящих ко святому Крещению не отдают себе отчета в важности этого шага, в его смысле и значении.
— Для чего вы хотите креститься, что надеетесь получить от приобщения этому великому таинству? — такой вопрос предлагается взрослым.
— Для какой цели мы крестим детей? — такой вопрос предлагается восприемникам.
Редко можно услышать правильные ответы.
Говорят: «Для того, чтобы быть крещеными», или: «русские должны быть крещеными», или: «чтоб веровать и быть здоровыми», или «чтоб иметь: веру», и так далее.
Вряд ли стоит подробно разбирать несостоятельность таких ответов. Они как «масло масляное». «Для чего едете в Ташкент?» — «Чтоб быть в Ташкенте».
Веру может иметь и некрещеный человек. Больше того, человек, не имеющий веры, исключая малышей, не может быть допущен до Крещения.
Таким образом, надо сначала веровать, а потом креститься; не в Крещении искать веру, а ко Крещению приступать с верой. Спаситель сказал: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет» (Мк.16,16). Значит, вера предшествует Крещению.
Многие приходят просто без подготовки, думают так: окунут их — и все, и они будут крещеными.
В двенадцатом веке в Патриарший Синод в Константинополе пришли несколько турок, заявивших, что они христиане. «Как же случилось, что вас, турок, магометан, окрестили?» — спросили их. — Они отвечали, что у них, турок, «существует обычай крестить своих детей у православных священников, потому что, по их мнению, во всяком новорожденном ребенке находится злой дух и «смердит как собака», пока не получит христианского Крещения».
Синод не признал такого крещения, потому что они искали его не как средства, которое очищает от всякой душевной скверны, просвещает и освящает человека, не с добрым православным намерением, но как некое «телесное лекарство» и чародейство (см.: Епископ Никодим Милаш. Правила Православной Церкви с толкованиями. Спб, 1911, т.1, с.615).
Юноши и девушки при поступлении в вуз или техникум никогда не осмеливаются прийти на экзамен без подготовки. Здесь же дело более великое, более страшное, здесь Сам Бог, сами Ангелы предстоят, принимая вашу веру, вашу готовность, а вы не трепещете.
Приходящих ко Крещению приходится спрашивать, молятся ли они Богу. Очень часто получаешь ответ: «нет». Некоторые даже добавляют: «Как можно молиться некрещеному?» Вот именно, некрещеному надлежит, может быть, даже больше молиться, чтобы Бог сподобил его святого Крещения.
Из житий святых Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоустого, Константина Великого, великомученика Пантелеймона и многих других мы видим, как долго молились они перед Крещением, посещали богослужения в храме, изучали догматы святой веры; еще до таинства Крещения своей горячей молитвой они совершали чудеса.
Итак, перед Крещением необходимо изучение истин святой веры, чтение Евангелия. Христос заповедал апостолам: Идите, научите все народи, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Мф.28,19).
Правило 78 Шестого Вселенского Собора говорит: «Готовящимся ко Крещению надлежит обучаться вере и в пятый день седмицы (недели) давать ответ (известное испытание) епископу или пресвитерам (священникам)» (Епископ Никодим Милаш, т.I, с.509).
Пять дней научения даны как минимум, ранее это изучение, или оглашение, длилось до трех лет.
Цель Крещения должна быть одна: соединение с Богом, получение благодати Его. Не следует здесь искать здоровья, ума, способностей к ученью. Это — второстепенное, оно не должно заслонять главного. Христос сказал: Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам (Мф.6,33).
Святой князь Владимир пришел к купели Крещения, желая получить это Царство Божие, но получил не только его, но и прозрел очами, исцелился от слепоты, как говорят о том летописи.
Помните или, лучше, осознайте, куда вы пришли!
За тысячу лет до Христа евреи приступили к горе Божией, имея ходатаем за себя Моисея, Но и то ветхозаветное «видение» было столь страшно, что Моисей сказал: «я в страхе и трепете» (Евр.12,21). Что же сказать о том, к чему приступаете вы?!
Об этом говорит святой апостол Павел: Вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства (Евр.12,22-23).
Вам открывается вход в вечное Царство Господа нашего и Спасителя, Иисуса Христа (2Пет.1,11).
Крещение не есть омытие телесной нечистоты, но есть обещание Богу доброй совести, и спасает нас воскресением Иисуса Христа (1Пет.3,21).
Об этом и поговорим подробнее.
О Боге.
Бог всегда был, есть и будет. Он — начало и причина всего существующего. Бог непостижим, невидим, несоздан, вечен.
Бог — Отец, Бог — Сын и Бог — Дух Святой. Однако не три Бога, а Один Бог. Законы арифметики и математики к Творцу законов — Богу — неприменимы.
Творец Отец, Творец Сын, Творец Святой Дух, но не три Творца, а Один Творец. Бог называется также Троицей.
Каково рождение Сына, мы понять не можем, оно только применительно к нашим человеческим понятиям называется так. Бог-Сын называется также Словом. Ум человека выявляется посредством слова. Что на уме человека? Как узнать, если он не скажет слова?
Так и Бог-Отец (надмирный Ум) открывается нам посредством Слова, то есть Сына Своего.
Вот что говорится в Евангелия от Иоанна: В начале было Слово (в начале — значит еще до бытия мира, то есть всегда), и Слово было у Бога, потому что Слово и Отец одна Сущность, и Слово было Бог. Значит, Сын Божий — Слово, есть Бог и равночестен Отцу. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть (Ин.1,1-3).
Значит, согласно Евангелию, все, что только существует на свете, что имеет начало своему бытию, получило начало от Сына-Слова. Он — Творец всего сущего. Только Один Бог безначален, несотворен.
Отец безначален, Сын безначален. Святой Дух безначален, но не три безначальных, а Один безначальный.
Творение мира невидимого.
Мир мы разделяем на видимый и невидимый, или, более понятно для нас, на духовный и материальный.
Среди нашего материального мира много невидимого. Невидим воздух, невидим звук, невидим магнетизм, электрический заряд и так далее. Среди так называемых электромагнитных волн лишь очень небольшая часть принадлежит видимому спектру. Но вот, например, ультрафиолетовые лучи невидимы, а обнаружить их можем на фотобумаге, которую они чернят. Невидимы радиоволны, а улавливаются приемником. Невидимы рентгеновские лучи, но на флуоресцирующем экране они обнаруживаются.
Все вышеперечисленное обнаруживается и познается физическими или химическими средствами и относится нами к миру видимому.
Но, кроме него, есть иной мир, мир невидимый. Его Господь Бог создал прежде видимого мира. Это мир духов, или мир Ангелов.
Человек никакими физическими средствами, никаким способам принципиально не может обнаружить существование духа. Но тем не менее духи существуют, и они могут быть даже видимы человеком в том или ином виде по особому Божиему промышлению, иногда и по воле этих духов, если Бог разрешит им явиться. Но и будучи невидимыми, они воздействуют на человека, наводя на него те или иные мысли, которые человек может принять или отвергнуть.
Природа духов называется простой, а природа человека и животных — сложной.
Человек имеет голову, мозг, сердце, руки, кожу, волосы, скелет, кровеносную систему, нервную систему и множество других органов. Все вместе взятое определяет его тело. Поэтому он и сложен.
Дух же не имеет тела, он бесплотен; нет ни рук, ни ног. Все одно. Поэтому он и прост. Лишь художники на картинах вынуждены придать ему изображение.
Бог создал духов, или Ангелов, со свободной волей. Это значит: они могли действовать и хотеть так, как желал Бог, но могли и не подчиниться Ему и противопоставить свою волю.
Часть духов, или ангелов, пала, то есть не подчинилась Богу; вот почему они и называются падшими духами, демонами. Главный из них называется сатаной, диаволом, а в просторечии — чертом.
Ангелы, светлые духи, изображаются на картинах и на иконах как люди с крыльями. Крылья символизируют быстроту их передвижения с одного места на другое.
Серафимы, что значит «пламенные», изображаются на иконах часто красным цветом.
Демоны, бесы изображаются черными, с рогами и копытами, противными на вид, потому что они — духи зла и всего плохого.
Таким образом, изображение духов на иконах символическое.
Творение видимого мира и человека.
По сотворении невидимого мира Бог создал и видимый: землю, воздух, воду, солнечную систему и иные системы звезд; создал рыб, птиц, различных животных к, наконец, человека.
Человек создан Богом после всего, как венец творения. Человек по своей природе должен был объединить видимый и невидимый мир. По своим физиологическим отправлениям, по устройству тела — скелета, мозга, сердца в прочих органов — он не отличается от животных. Но по уму он в корне или качественно отличается от них. Он создан со свободной волей, так же как и Ангелы. Он мог подчиниться воле Божией, Его заповедям, а мог действовать по своей воле и вопреки воле Божией.
Господь при творении человека вдохнул в него дыхание жизни, то есть благодать Своего Святого Духа. Человек создан был для того, чтобы жить с Богом и в Боге, чтоб постоянно находиться с Ним в общении, в вечном блаженстве, довольстве и радости.
Так сотворены были первые люди, Адам в Ева, равно как и вся природа, были созданы нетленными, а все живое бессмертным. Человек не мог ни исцарапаться, ни разбиться, ни сгореть в огне, ни утонуть, ни задохнуться, ни даже испытывать усталости, недомогания, печали, голода, холода, зноя, старости или чего-либо подобного. Все это, вместе взятое, называется тлением.
Падение человека и лишение природы нетленности.
Бог создал человека со свободной волей. Человек мог подчиниться воле Создателя, поступить так, как Он заповедал, но мог поступить и наперекор сему. Бог дал человеку заповедь для утверждения его души в повиновении, но человек добровольно отпал от Бога, нарушив ее. Он мог нарушать ее, мог и не нарушить. Не предведение Божие определило волю человека, который пал, а, наоборот, падение человека было предвидено Богом, Которым было предусмотрено и восстановление наше через Сына Своего еще прежде сложения мира.
Подобным этому является и наше теперешнее состояние в том смысле, что каждый из нас может спастись и каждый может погибнуть, если отвергнет руку спасения, которую дает ему Бог. Бог никому не хочет погибели, но хочет и желает для каждого из нас спасения, так говорит пророк (Иез.18,32). Но, несмотря на то, что от каждого из нас зависит принять или не принять спасение, данное Богом, Господь Бог несомненно знает того, кто примет и кто отвергнет это спасение. Так опытный шахматист, глядя на игру других, часто сразу может предвидеть исход этой игры. Однако не от его предвидения происходит выигрыш или проигрыш, а от внимания и рассудительности или умения играющего.
Послушаем святого Симеона Нового Богослова. «Первозданный Адам (первый человек, сотворенный Богом), будучи в раю, впал, по внушению змия, в гордость и, возмечтав быть богом, как сказал ему диавол, вкусил от (плода) древа, от которого Бог повелел ему не ясти. За это предан он великим карам — тлению и смерти для смирения гордыни его… Адам согрешил великим грехом, потому что словам Бога не поверил, а словам змия поверил. Сравни Бога и змия, и увидишь, как велик был грех премудрого Адама» (Слово 1,1).
«Как тело умирает, когда отделяется от него душа, так и, когда от души отделяется Дух Святый, душа умирает» (Слово 4,1).
В теле, лишенном души, заводятся черви, в душе, лишенной благодати Духа, заводятся зависть, лукавство, ложь, ненависть, жадность к деньгам, хищения, неразумная похоть, наговоры, пересуды, сварливость, высмеивание других, славолюбие, нарушение клятв и обещаний, богозабвение, дерзость, бесстыдство и всякое другое зло (ср: Слово 4,1).
Далее, как пишется в Библии, Бог изгнал человека из рая, чтоб он уже больше не вкушал от древа жизни, и это не потому, что Бог захотел лишить человека счастья и сделать ему зло, а, напротив, Он захотел, чтобы то смертное зло, которое уже вошло в природу человеческую, не смогло бы там пребывать на веки вечные, но чтоб человека можно было опять восстановить. Ибо истинное зло — это есть противление воле Создателя Бога.
Некоторые спрашивают: «Зачем же Бог дал заповедь, которую человек мог нарушить, зачем насадил дерево или не оградил его, чтоб человек не мог неблаговременно есть плоды от него?»
Отвечаем словами святителя Иоанна Златоуста, что заповедь дана Адаму «для утверждения души его в повиновении… Иное дело, если бы заповедь была тяжела и ею дозволялось употреблять лишь немногое, а требовалось воздержание от многого… когда было совершенное изобилие во всем, запрещение же касалось немногого, то почему Адам не оказал повиновения Благодетелю своему?» (Творения Иоанна Златоуста. Изд-во П.П.Сойкина, т.7, с.345). Виновата лишь его воля.
В падении изменилась не только человеческая природа — из нетленной стала тленной, но изменился также а весь мир, вся неодушевленная и одушевленная природа. Все сделалось тленным, все живущее — смертным. Голод, засухи, лесные пожары, наводнения, борьба за существование, пожирание слабых сильными — вот проявление тления в природе.
Вместе с человеком — главой всей твари — изменилась и вся тварь. — Поэтому говорит апостол Павел: Вся тварь совокупно стенает и мучится доныне (Рим.8,22). Но она, в отличие от человека, подверглась тлению не по своей свободной воле, которой у нее нет, но через человека. Поэтому и восстановление ее произойдет вместе с человеком, но без воли и усилия с ее стороны.
Вот так произошло тление. Через целую цепь рождений от родителей к детям оно достигло и нас. Ребенок маленький, только родился, а уже плачет, значит, ему не по себе. Матери с первых шагов жизни приходится оберегать его, не простудился бы он, не заболел бы, а потом не сломал бы ножку, не попал бы под машину и так далее. Но, конечно, никакая заботливая мать не может уберечь рожденного ею от смерти, которая неизбежна для всякого.
Восстановление человека и твари.
Когда человек, изгнанный из рая, сделавшись тленным, лишившись общения с Богом, познал свое жалкое состояние, он стал плакать и просить у Бога прощения. Господь обещал послать Сына Своего, Который должен прийти в мир и спасти его от греха, проклятия, тленна я смерти.
Его пришествие возвещали пророки, особые люди в избранном народе еврейском. О Его пришествии говорили и некоторые языческие писатели (Виргилий, например).
И вот Бог — невидимый, непостижимый, неограниченный, бестелесный — воплотился, то есть стал, или сделался, ради нас человеком; принял на себя нашу человеческую природу. Сделался, как и мы, с душою и телом человеческим, но без греха. Сделался человеком, не переставал быть Богом. Человеческая природа не растворилась, не смешалась с Божеством, но и Божество Его не потерпело ущерба или умаления от Его вочеловечения.
Пришел на землю Господь Иисус Христос, родившись от Пресвятой Девы Марии.
Второе Лицо Пресвятой Троицы — Сын Божий — называется в Писании Словом, потому что как слово человеческое изъясняет мысль или ум человека, так и через Слово Отчее мы познаем Бога.
Вот это Слово, Которое всегда было, есть и будет, Которое есть Бог, воплотилось. Слово стало плотию — так говорится в Евангелии от Иоанна (Ин.1,14). Господь Иисус Христос принял в Своем воплощении такое же тело, как и у нас.
Некоторые спросят: «Старое ли наше тело будет нетленным, или будет новое тело?»
Представьте себе кирпичный дом, в котором постоянно кирпич за кирпичом вынимают и заменяют новым. По прошествии 13 лет оказалось, что дом такой же, а все кирпичи его новые, другие. Таково и наше тело: все клетки нашего организма постоянно обновляются, заменяются, и, как учит биология, через 13 лет ни одной клетки не остается старой. Неужели потому, что у меня все клетки новые, это не я когда-то был ребенком, или когда я был ребенком, то имел другое, а не это тело? Тело мое осталось, а все вещество обновилось. Нечто подобное можно мыслить и о том теле, какое будет в день общего воскресения. Господь не только сделал наше тело человеческое нетленным, но и вознес его на небо, туда, где Его Отец; вознес туда нашу человеческую природу.
Господь придет опять на землю, но только не так, как в первый раз, когда Он родился в маленькой стране, и унижении, когда о Рождестве Его знали немногие; напротив, Он придет в великой славе, и тогда мертвые воскреснут, природа вся обновится, тварь освобождена будет от рабства тлению (Рим.8,21) и все те, кто соединился со Христом, будут с Ним и там в вечной нескончаемой жизни.
О Таинстве Тела и Крови Христовых.
Господь Иисус Христос, пришедший к нам и принявший в воплощении наше человеческое тело и человеческую кровь, не зараженные грехом, захотел нашу природу, растленную грехом, обновить Своею Плотью и Кровью. Кровь простого человека, вливаемая в больного, часто возвращала последнему силы и спасала от смерти. Что же сказать о Плоти и Крови Спасителя Нашего, давшего их нам для того, чтобы получить не временную, а вечную жизнь? Но Кровь Спасителя вливается в нас не так, как в медицине врачами, а преподается нам в пищу под видом хлеба и вина и соединяется с нашим организмом. Вот что говорит Господь: Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день (Ин.6,53-54), и еще: Ядущий хлеб сей жить будет вовек (Ин.6,58).
В Евангелии рассказывается о Тайной Вечери Иисуса Христа со Своими учениками. Прежде Своего страдания на кресте Он пришел в горницу (комнату), возлег со Своими двенадцатью апостолами и, взяв хлеб, преломил его, благословил и преподал им, сказав: Приимите, ядите: сие есть Тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание (Мф.26,26; Мк.14,22; Лк.22,19). Затем Спаситель взял чашу и так же подал апостолам, говоря: Пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов (Мф.28,27-28; Мк.14,23-24; Лк.22,20).
Вот и вы, крещаемые, после Крещения будете участниками этой Вечери, этой великой Тайной Вечери, как бы находясь с апостолами в той горнице.
Об этом мы молимся: Сыне Божий, прими меня сегодня в причастники (то есть участники Твоей Тайной Вечери) я не открою тайны врагам Твоим, не дам Тебе лобзание, как Иуда (Мф.26,48-49; Мк.14,44-45; Лк.22,47), но как разбойник исповедую Тебя, помяни меня, Господи, во Царствии Твоем (Лк.23,40-42).
К участию в этой великой Вечери надо готовиться молитвой.
Какие требования предъявляются к крестным родителям?.
Первое и главное требование – несомненная православная вера восприемников. Крестные должны быть людьми воцерковленными, живущими церковной жизнью. Ведь им придется учить своего крестника или крестницу основам православной веры, давать духовные наставления. Если же они сами будут несведущи в этих вопросах, то чему они смогут научить ребенка? На крестных возлагается огромная ответственность духовного воспитания своих крестников, ибо они вместе с родителями отвечают за него пред Богом. Эта ответственность начинается с отречения от «сатаны и всех дел его, и всех ангел его, и всего служения его, и всея гордыни его». Тем самым восприемники, отвечая за своего крестника, дают обещание, что их крестное дитя будет христианином.
Если крестник уже взрослый и сам произносит слова отречения, то присутствующие при этом крестные становятся поручителями перед Церковью в верности его слов. Крестные обязаны научить своих крестников прибегать к спасительным Таинствам Церкви, главным образом — исповеди и причащения, должны дать им знание о смысле богослужения, особенностях церковного календаря, о благодатной силе чудотворных икон и других святынь. Крестные должны приучать воспринятых ими от купели посещать церковные службы, поститься, молиться и соблюдать другие положения церковного устава. Но главное — крестные должны всегда молиться о своем крестнике.
Крестным может быть только по-православному верующий человек, способный дать отчет в своей вере.
Крестные не должны становиться предметом личной выгоды для родителей крещаемого. Желание породниться с выгодным человеком, например, с начальником, зачастую руководит родителями при выборе крестных для ребенка. Забывая при этом об истинной цели крещения, родители могут лишить ребенка настоящего крестного, а навязать ему того, который впоследствии совершенно не будет заботиться о духовном воспитании чада, за что сам тоже ответит перед Богом. Крестными не могут стать нераскаянные грешники и люди, ведущие безнравственный образ жизни.
Восприемниками не могут быть:
1) дети ( по указам Св. Синода 1836-1837 гг. восприемник должен быть не моложе 15 лет, а восприемница не моложе 13 лет), потому что они еще не способны ручаться за веру крещаемого, да и сами недостаточно знают православную веру;
2) люди безнравственные и безумные: первые потому, что они самим образом жизни не заслуживают быть крестными, а вторые – потому, что по болезни не способны ни ручаться за веру крещаемого, ни учить его вере;
3) неправославные – восприемниками православных;
В православии, восприемники обязаны:
— научить крестников обращаться к таинствам церкви (исповедь и причащение)
— дать им знание о смысле богослужения и особенностях церковного календаря
— приучать посещать церковные службы и поститься
В обязанности восприемников также входит помощь крестникам в повседневной жизни: защита крестников от соблазнов и искушений, совет в выборе образования и профессии, супруга или супруги. В Русской Церкви принято, что крёстные родители готовят свадьбу для крестника.
После погружения младенца в купель крещения крестный принимает его из рук священника. Отсюда славянское название — восприемник. Тем самым он на всю жизнь берет на себя обязанность воспитывать ребенка в православном духе, и ответ за это воспитание будет давать на Страшном Суде.
Крестные родители всегда, до конца своих дней, молятся за крестников, научают их самих молиться, учат вере и благочестию, приобщают к таинствам. Связь между восприемниками и их чадами вечная и более глубокая, чем у родителей по плоти. От тщательного исполнения обязанностей крестного зависит участь и его самого, и воспринятого от купели младенца.
Символ веры.
1 Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.
2 И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша.
3 Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася.
4 Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна.
5 И воскресшаго в третий день по Писанием.
6 И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца.
7 И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца.
8 И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки.
9 Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.
10 Исповедую едино крещение во оставление грехов.
11 Чаю воскресения мертвых,
12 и жизни будущаго века. Аминь.
Толкование Символа веры
Веровать в Бога — значит иметь живую уверенность в Его бытии, свойствах и действиях и всем сердцем принимать откровенное слово Его о спасении рода человеческого. Бог есть един по существу, но троичен в Лицах: Отец, Сын и Святой Дух, Троица единосущная и нераздельная. В Символе веры Бог называется Вседержителем, потому что все, что ни есть, Он содержит в Своей силе и Своей воле. Слова Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым означают, что все сотворено Богом и ничто не может быть без Бога. Слово невидимым указывает, что Бог сотворил невидимый, или духовный, мир, к которому принадлежат Ангелы.
Сыном Божиим называется второе Лицо Святой Троицы по Своему Божеству. Он назван Господом, потому что Он есть истинный Бог, ибо имя Господь есть одно из имен Божиих. Сын Божий назван Иисусом, то есть Спасителем, это имя наречено самим Архангелом Гавриилом. Христом, то есть Помазанником, назвали Его пророки — так издавна называли царей, первосвященников и пророков. Иисус, Сын Божий, назван так потому, что Его человечеству безмерно сообщены все дары Духа Святого и, таким образом, Ему в высочайшей степени принадлежат ведение пророка, святость первосвященника и могущество царя. Иисус Христос называется Сыном Божиим Единородным, потому что Он только один есть Сын Божий, рожденный из существа Бога Отца, и потому Он — единого существа с Богом Отцом. В Символе веры сказано, что Он рожден от Отца, и этим изображается то личное свойство, которым Он отличается от других Лиц Святой Троицы. Сказано прежде всех век, чтобы никто не думал, что было время, когда Его не было. Слова Света от Света некоторым образом изъясняют непостижимое рождение Сына Божия от Отца. Бог Отец есть вечный Свет, от Него рождается Сын Божий, Который также есть вечный Свет; но Бог Отец и Сын Божий есть единый вечный Свет, нераздельный, единого Божеского естества. Слова Бога истинна от Бога истинна взяты из Священного Писания: Знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная (1 Ин. 5, 20). Слова рожденна, несотворенна прибавлены святыми отцами Вселенского собора для обличения Ария, который нечестиво учил, что Сын Божий сотворен. Слова единосущна Отцу означают, что Сын Божий есть одного и того же Божественного существа с Богом Отцом. Слова Имже вся быша показывают, что Бог Отец все сотворил Сыном Своим как вечною премудростию Своею и вечным Словом Своим. Нас ради человек и нашего ради спасения — Сын Божий, по обещанию Своему, пришел на землю не для одного какого-либо народа, а вообще для всего рода людского. Сшедшаго с небес — как сам о себе говорит: Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах (Ин. 3, 13). Сын Божий вездесущ и потому всегда был на небе и на земле, но на земле Он прежде был невидим и стал видим лишь когда явился во плоти, воплотился, то есть принял на Себя плоть человеческую, кроме греха, и сделался человеком, не переставая быть Богом. Воплощение Христово совершилось содействием Святого Духа, так что Святая Дева как была Девою прежде зачатия, так и в зачатии, и после зачатия, и в самом рождении пребыла Девой. Слово вочеловечшася прибавлено, чтобы никто не подумал, что Сын Божий принял одну плоть или тело, но чтобы в Нем признавали совершенного человека, состоящего из тела и души. Иисус Христос был распят за нас — Он крестною смертию Своею избавил нас от греха, проклятий и смерти.
Дух Святый называется Господом, потому что он, как и Сын Божий, — истинный Бог. Дух Святой называется Животворящим, потому что Он вместе с Богом Отцом и Сыном дает тварям жизнь, людям же в том числе и духовную: если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие (Ин. 3, 5). Дух Святой исходит от Отца, как говорит об этом Сам Иисус Христос: Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне (Ин. 15, 26). Духу Святому приличествует поклонение и прославление, равное со Отцом и Сыном — Иисус Христос повелел крестить во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Мф. 28, 19). В Символе веры сказано, что Дух Святой глаголал через пророков — это основано на словах апостола Петра: никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым (2 Пет. 1, 21). Причастным Духу Святому можно сделаться через таинства и усердную молитву: если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святаго просящим у Него (Лк. 11, 13).
Церковь едина, потому что Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас (Еф. 4, 4–6). Церковь Святая, потому что Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна (Еф. 5, 25–27). Церковь Соборная, или, что то же, кафолическая, или Вселенская, потому что она не ограничивается никаким местом, ни временем, ни народом, но включает в себя истинно верующих всех мест, времен и народов. Церковь Апостольская, потому что она непрерывно и неизменно от времен апостолов сохраняет и учение, и преемство даров Святого Духа через освященное рукоположение. Истинная Церковь называется также Православной, или Правоверующей.
Крещение — это Таинство, в котором верующий, при троекратном погружении тела в воду, с призыванием Бога Отца, и Сына, и Святого Духа умирает для жизни плотской, греховной и возрождается от Духа Святого в жизнь духовную, святую. Крещение едино, потому что оно есть духовное рождение, а родится человек однажды, потому и крестится однажды.
Воскресение мертвых — это действие всемогущества Божия, по которому все тела умерших людей, соединясь снова с их душами, оживут и будут духовны и бессмертны.
Жизнь будущаго века — это жизнь, которая будет после Воскресения мертвых и Всеобщего cуда Христова.
Слово Аминь, завершающее Символ веры, означает «Истинно так». Церковь хранит Символ веры с апостольских времен и будет хранить его вечно. Никому и никогда нельзя ни убавить, ни добавить что-либо к этому Символу.
Учение Православной веры о семи Таинствах церковных.
Что такое таинство? Само это слово подразумевает что-то таинственное, что-то превышающее наше разумение, когда в результате наших человеческих действий и слов, в нашу жизнь приходит что-то такое, что невозможно выразить словами, и мы становимся лучше, чище, сильнее.
Вот определение таинства, которое дает нам Церковь.
Таинство — это совокупность священнодействий и молитв, в результате которых на их участников нисходит благодать Святого Духа.
Православные Таинства — священнодействия, явленные в православных церковных обрядах, через которые верующим сообщается невидимая Божественная благодать или спасительная сила Божия.
Таинств Церкви — семь:
Крещение, покаяние и евхаристия установлены самим Иисусом Христом, о чем сообщается в Новом Завете. О Божественном происхождении других таинств свидетельствует церковное Предание.
Таинства — это то, что неизменно, онтологически присуще Церкви. В отличие от этого видимые священнодействия (обряды), связанные с исполнением Таинств, формировались постепенно на протяжении истории Церкви. Совершитель Таинств — Бог, совершающий их руками священнослужителей.
«Таинства составляют Церковь. Только в Таинствах христианская община превосходит чисто человеческие мерки и становится Церковью.» (прот. Г. Флоровский)
О таинствах
Каждый человек является гражданином, или подданным своей страны. Все мы знаем, что когда в семье рождается ребенок, то ему выдают свидетельство о рождении. Согласно этому документу, новорожденный является полноправным гражданином страны, в которой он родился. Теперь родителям остается лишь постепенно научить свое дитя основным законам и нормам поведения данной страны.
Почти тоже самое происходит и в таинстве Крещения. Однако с существенной разницей:
1) «новорожденным», а точнее — новокрещенным, может быть как младенец, так и взрослый человек, даже весьма преклонного возраста;
2) страна, «гражданином» которой становится новокрещенный, для всех одна — Царство Небесное;
3) «родители» новокрещенного называются восприемниками, или крестными отцом и матерью;
4) закон и нормы поведения сформулированы не людьми, а Богом и даны в Священном Писании, а точнее — в Евангелии;
5) в отличие от земных государств, в которых власть принадлежит разным людям или группам людей, в Царствии Небесном один Владыка — Бог-Троица, Бог-Творец.
Вот для того чтобы стать подданным, или гражданином Небесного, Божиего Царства и существует таинство Крещения.
Если крестится взрослый человек или даже подросток, то перед Крещением его оглашают. Слово «оглашать», или «огласить», означает сделать гласным, оповестить, объявить перед Богом имя того человека, который готовится к Крещению.
Во время подготовки он изучает основы христианской веры. Его имя вносится в церковную молитву «об оглашенных». Он сам добровольно отрекается от власти сатаны и открыто (при свидетелях — членах Церкви) исповедует свою веру-доверие Христу («верую Ему яко Царю и Богу»).
За младенца оглашение принимают его восприемники (крестные), которые берут на себя ответственность за духовное воспитание ребенка. Отныне крестные молятся о своем крестнике (или крестнице), учат его молитве, рассказывают о Небесном Царстве и его законах.
Вот как совершается таинство Крещения.
Сначала священник освящает воду и в это время молится, чтобы святая вода омыла крещаемого от прежних грехов и о том, чтобы он через это освящение соединился с Христом. Затем священник помазывает крещаемого освященным елеем (оливковым маслом).
Елей — это образ милости, мира и радости. Со словами «во имя Отца и Сына и Святого Духа» священник помазывает крестообразно лоб (запечатление имени Божиего в сознании), грудь («во исцеление души и тела»), уши («в слышание веры»), руки (чтобы творить дела, угодные Богу), ноги (чтобы ходить по путям Божиих заповедей). После этого и совершается трехкратное погружение в святую воду со словами:
«Крещается раб Божий (имя) во имя Отца. Аминь. И Сына. Аминь. И Святого Духа. Аминь».
При этом человек, которого крестят, получает имя святого или святой. Отныне этот святой или святая становится не только молитвенником, заступником и защитником крещенного, но и примером, образцом жизни в Боге и с Богом. Это покровитель крещенного, а день его памяти становится праздничным днем для крещенного — днем именин (день ангела).
Затем священник с молитвой «Ризу мне подаждь светлу, одеяйся светом яко ризою, Многомилостиве Христе Боже наш» надевает на новокрещенного белую (новую) одежду (рубашку, или на практике полотенце). В переводе со славянского эта молитва звучит так: «Подай мне чистую, светлую, незапятнанную одежду, Сам облеченный в свет, Многомилостивый Христос, Бог наш». Господь — наш Свет. Но о какой одежде мы просим? О том, чтобы все наши чувства, мысли, намерения, поступки — все рождалось в свете Истины и Любви, все было обновленным, как наша крестильная одежда.
После этого священник надевает на шею новокрещенного нагрудный (нательный) крестик для постоянного ношения — в напоминание слов Христа: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16, 24).
В Православной Церкви сразу вслед за Крещением совершается и другое таинство — Миропомазание. Как за рождением следует жизнь, так и за крещением, таинством нового рождения, следует миропомазание — таинство новой жизни.
В этом таинстве новокрещенный получает дар Святого Духа. Ему дается «сила свыше» ( Деян. 1, 2) для новой жизни. Таинство совершается через помазание святым миром — особым благовонным маслом, составленным из многих драгоценных веществ. Во время Миропомазания священник наносит знак креста на лоб, веки, ноздри, на уста и уши, на руки и верхние части стоп, произнося при этом всякий раз слова: «Печать дара Духа Святаго. Аминь».
После этого новокрещенные и их восприемники с зажженными свечами в руках трижды по кругу обходят вслед за священником вокруг купели и аналоя (Аналой — наклонный столик, на который обычно кладется Евангелие, Крест или икона.), на котором лежат Крест и Евангелие. Образ круга — образ вечности, ведь круг не имеет ни начала, ни конца. В это время поется стих «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся», что значит: «Те, кто во Христа крестились, во Христа облеклись».
Это призыв везде и всюду нести Благую весть о Христе, свидетельствуя о Нем и словом, и делом, и всей своей жизнью.
Итак, таинство — это священнодействие, которое совершает священник благодатью Святого Духа.
Остановимся на таинстве Покаяния. Оно включает в себя 1) исповедь и 2) разрешительную молитву.
1) Исповедь. В присутствии свидетеля — священника мы просим у Бога прощения за свои грехи — те мысли, слова или поступки, которые отдаляют нас от Него. При этом мы испытываем сокрушение сердечное и желание никогда впредь не повторять ничего подобного.
2) После того, как мы покаялись в своих грехах и выслушали наставление исповедника, священник читает разрешительную молитву. При этом Сам Господь прощает наши грехи. Он уничтожает их власть над нами. Таким образом Бог очищает наши души, примиряет с Собой и укрепляет нашу связь с Ним.
Однако самому человеку трудно увидеть и понять свое недостоинство перед Богом, свое отступничество, называемое грехом. Трудно признать, что мы не умеем любить, прощать обиды или несправедливости, оказывать милость. Нам не хочется прилагать даже самые малые усилия, чтобы сделать это. Кажется, интереснее читать детектив или фантастику, чем вникать в Слово Божие. Ведь легкое чтиво не заденет нашей совести, в отличие от Священного Писания. Мы не задумываемся, что иная шутка может оскорбить, слово — причинить боль, сокрытая правда — привести ко лжи или предательству.
Нам трудно осознать свою вину, а еще труднее признать ее вслух, открыто и искренне при свидетеле. Здесь нужно подлинное мужество, за которое не получишь ни ордена, ни медали.
Покаяние ради примирения с Богом люди приносили еще в ветхозаветные времена, задолго до пришествия в мир Иисуса Христа. Тогда существовали особые очистительные обряды, посты, жертвы за грехи отдельного человека или даже целого народа (Лев. 5, 5-6). Но уже псалмопевец царь Давид пел о том, что истинная «жертва Богу — дух сокрушенный» (Пс. 50, 19). Другими словами, душа, сознавая свою вину, готова принять любое наказание от Бога, потому что скорбит от «ссоры» с Ним. Пророк Исайя, говоря об очищении, призывал от лица Божия: «Перестаньте делать зло, научитесь делать добро, ищите правды, защищайте угнетенных, беззащитных, слабых» (Ис. 1,16-17). А через пророка Осию Бог говорит, что для Него любовь, милосердие и Богопознание выше любых жертв:«Я милости хочу, а не жертвы, и Боговидения более, нежели всесожжении»(Ос. 6, 6).
Во времена первых апостолов существовали два рода покаяния: тайное, в присутствии только священника, и публичное — перед церковной общиной. Апостол Иаков писал: «Признавайтесь друг перед другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться» (Иак. 5, 16).
Исцелиться не столько от болезней телесных, но прежде всего — от грехов, поражающих душу. В таинстве Покаяния мы получаем от Иисуса Христа дар благодати, который несет подлинное прощение грехов и оправдание для нас.
Кто не знает, как грустно и плохо на душе, когда поссоришься с другом, братом или сестрой. И как радостно, когда мы снова помиримся! Кажется, все готовы отдать, чтобы не было ссоры, обиды. Тем более с нашим Господом! Радостно, светло и мирно становится на душе, когда осознаешь, что ты получил прощение от Творца, давшего тебе жизнь.
И все же… Только вчера, кажется, мы раскаялись в злом поступке или слове, а сегодня, даже против воли, все повторили сначала. Как же быть? Быть может, вчерашняя исповедь была напрасной, бессмысленной? Нет. Исповедь предполагает твердое намерение не повторять грех никогда, но Господь знает: враг — диавол — хитер, а человек слаб и не всегда может свои добрые намерения претворить в действие или, наоборот, остановить зло. И в таинстве Покаяния Господь приходит на помощь тому, кто жаждет вновь примириться с Ним.
Самое главное богослужение, совершаемое в храме, называется литургией, что значит, в переводе с греческого, «общее дело» или «общее служение». Иначе говоря, на литургию приходят, чтобы всем вместе, соборно, вознести молитвы Богу за весь мир, за все творение, за свою страну, за близких, а за одно и за себя, чтобы попросить силы для служения Богу и людям.
Центром литургии является Евхаристия. Это тоже греческое слово переводится как «благодарение».
В жизни мы часто благодарим людей — за пищу и одежду, за подарки и поздравления, за внимание и помощь в трудных обстоятельствах.
Один замечательный богослов сказал: «Благодарение — это опыт рая», то есть тот опыт, который человек получил в непосредственном общении с Богом Творцом до своего грехопадения, до изгнания из рая.
Подобно тому как в жизни мы лично благодарим того, кто нам помог или нас одарил, так и благодарение возможно только в присутствии Того, Кого мы благодарим.
Молитвы благодарения и славословия постепенно подводят нас к самому главному — таинству преложения хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы.
Это таинство установил Сам Господь накануне Его распятия, во время Тайной Вечери (пасхальной трапезы) с учениками. Господь выбрал праздник Пасхи не случайно, ведь этот праздник посвящен освобождению избранного народа из египетского плена.
Сын Божий избирает Пасху, праздник воспоминания об освобождении от рабства, чтобы принести в жертву Себя для избавления всего человечества от власти греха, от власти смерти. Но прежде чем взойти на крест, Господь оставляет нам Себя на все времена в таинстве Евхаристии.
Вот Его слова, которые мы читаем в Евангелии и слышим на литургии:
«Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и … сказал: …примите, ешьте: сие есть Тело Мое, за вас ломимое во оставление грехов… И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: — Пейте из нее все, сия есть Кровь Моя нового завета, за вас и за многих изливаемая во оставление грехов».
И, воздевая дары (хлеб и вино) над престолом, священник возглашает:
«Твоя от Твоих Тебе приносим о всех и за вся.»
Бескровная жертва (хлеб и вино) с благодарением приносится за весь мир. В алтаре молится священник о том, чтобы хлеб и вино действием Духа Святого стали Телом и Кровью Христовыми. И эта молитва услышана: таинственным образом хлеб и вино становятся бессмертной пищей — Телом и Кровью Господа.
Как словосочетание «небо и земля» в Библии означают вселенную, так и слова «плоть и кровь» означают всю полноту Божества Господа Иисуса Христа. Причащаясь святых Христовых Тайн, мы принимаем в себя Самого Христа — Его любовь и мудрость, Его чистоту и верность, Его беспредельное доверие Отцу и бессмертие и многие другие Божественные достоинства, которые постепенно изменяют нас самих.
«Сие творите в Мое воспоминание», — заповедал Господь ученикам и всем нам.
За этими словами тоже скрыта тайна. Совершая Евхаристию, мы таинственным образом участвуем в той самой Тайной Вечере, на которой присутствует Господь со Своими учениками.
Как человек становится священником? Для получения обычной земной профессии достаточно учиться в соответствующем учебном заведении, сдать экзамены и получить свидетельство о приобретении профессии. А чтобы стать священником, еще необходимо свидетельство от Самого Господа в Его Церкви. Такое невидимое свидетельство и получает будущий священник в таинстве Священства. В этом таинстве ему дается благодать Святого Духа, сила свыше, для будущего служения.
Это было еще в незапамятные времена. Когда пророк Моисей состарился, сказал ему Господь: «Возьми себе Иисуса, сына Навина, и возложи на него руку твою, и поставь его перед священником и перед всем обществом, и дай ему наставление, чтобы слушалось его все общество сынов Израилевых» (Числа. 27,18-20). Так и стало проводиться избрание Божиего служителя (вождя, царя, священнослужителя или позднее апостолов) через возложение рук, как повелел Сам Господь. Отсюда и название таинства — Рукоположение.
Это таинство происходит в собрании христиан. Епископ (высший чин священнослужителя) возлагает на будущего священника свои руки и омофор (Омофор — знак епископского сана в виде широкой полосы ткани на плечах), что означает возложение рук Христа. При незримом присутствии Господа епископ молится об избрании данного человека священником, помощником епископа.
Отныне, став священником, рукоположенный принимает на себя обязанность служить Богу и людям, как служил в Своей земной жизни Сам Господь Иисус Христос и Его апостолы. Он проповедует Евангелие и совершает таинства Крещения и Миропомазания, от имени Господа прощает грехи раскаявшимся грешникам, совершает Евхаристию и причащает, а также совершает таинства Брака и Соборования. Ведь именно через таинства Господь продолжает Свое служение в нашем мире — ведет нас к вечной жизни в Царстве Божием.
Первые епископы были рукоположены апостолами, которых избрал Господь во время Своей земной жизни. Епископы стали рукополагать своих помощников, священников и диаконов, в тех приходах, где они не могли служить сами. Таким образом, в Православной Церкви таинство Священства через епископов идет от Самого Господа Иисуса до наших дней.
Существует три степени священства: дьякон (первая младшая степень), священник (вторая, или средняя степень ) и епископ (третья, высшая степень). Самая высокая степень — епископы. Именно они являются преемниками апостолов. Епископы управляют церквями в назначенной им области и могут совершать все таинства.
Вторая степень — священник, который стоит во главе прихода определенного храма. (Если храм большой, то священников обычно несколько.) Он может совершать все таинства, кроме Рукоположения (таинства Священства ). Наконец дьякон — начальная ступень к священству. Дьякон не может совершать таинств, но он помогает священнику при их совершении.
Священника в церкви легко узнать по особой одежде (облачению). Главное в облачении священника — епитрахиль (полоса ткани, обнимающая шею и скрепленная спереди) и наперстный крест, который носится на груди поверх одежды.
Кроме совершения таинств, священники молятся о здравии живущих людей и об упокоении умерших, провожают в последний путь только что умершего человека. Для этого совершается особая служба — отпевание. Часто через священника Господь подсказывает нам правильное решение в трудной ситуации.
Как в обычной семье главой является отец, кормилец семьи, так и в церковной семье (она называется приходом) главным является священник. Через него Господь дает нам духовную пищу: причастие, проповедь, отпущение грехов, совет, и потому его принято называть отцом, прибавляя при этом имя священника: отец Сергий, отец Николай и т.д.
Если мы год за годом регулярно исповедуемся у одного и того же священника, он становится для нас духовником (духовным отцом), а мы — его духовными чадами (духовными детьми). Зная особенности нашего характера, наши поступки и обстоятельства жизни, духовник не только во время подаст нужный совет, но и благословит на то или иное дело, на путешествие или перемены в жизни, призвав нам в помощь благодать Святого Духа.
Но над всеми нами — Отец Небесный, как сказал Христос: «Один у вас Отец, Который на небесах»(Мф. 23,9) — Бог.
Кто из нас не читал заключительных строк из сказки Пушкина о мертвой царевне и семи богатырях:
« …Свадьбу тотчас учинили, И с невестою своей Обвенчался Елисей.»
Или, тоже у Пушкина:
«Царь недолго собирался: В тот же вечер обвенчался.»
Да и вообще, почти все сказки о принцах и принцессах заканчиваются счастливым концом — свадьбой, венчанием полюбивших друг друга героев, будь то Золушка и принц, Спящая Красавица и ее принц, Василиса Прекрасная и Иван-царевич… всех и не перечесть.
Что же это за таинство, с которым связано счастье, радость семейной жизни и которое называется «венчание»?
Слово венчание — значит коронование, от слов венец, корона, то есть некий царственный знак, ведь короновали всегда на царство.
Это потому, что во время венчания на жениха и невесту священник возлагает венцы — знаки царственного благословения свыше. Кто же этот Царь? Конечно, наш Господь Иисус Христос. Это Он входит в жизнь двух сердец, полюбивших друг друга, чтобы помочь им создать семью и вместе преодолевать все испытания. Заметим, что каждое таинство — это обновление человека, как бы новое его рождение. И в таинстве Брака человек тоже рождается заново, но уже не один, а в семье. Ведь в христианском браке двое становятся одной душой и одной плотью во Христе.
Сначала совершается чин обручения жениха и невесты, во время которого священник с молитвами надевает им обручальные кольца (в слове «обручение» легко различить корни слов «обруч», то есть кольцо, и «рука»). Кольцо, не имеющее ни начала, ни конца, — знак бесконечности, знак союза в любви безграничной, самоотверженной.
Затем священник, соединив руки жениха и невесты, ставит их перед аналоем с Крестом и Евангелием, что означает — перед Ликом Господа, в Его присутствии. При этом жених и невеста стоят на новом белом полотенце. Это символ начала нового совместного жизненного пути, но уже не порознь, а вместе.
Одна за другой следуют молитвы с прошениями о Божием благословении венчающихся. В них вспоминаются союзы Адама и Евы, праотцев Авраама и Сарры, Исаака и Ревекки, Иакова и Рахили, родителей Девы Марии — Иоакима и Анны, родителей Иоанна Крестителя — Захарии и Елисаветы как примеры для новобрачных.
От лица Церкви священник просит у Бога для нового союза крепости, мудрости и мужества в испытаниях, взаимопонимания, мирной жизни, здоровых и послушных Божией воле детей.
Священник берет венцы и возлагает их — — один на голову жениха, другой на голову невесты, произнося при этом: «Венчается раб Божий (имя жениха) рабе Божией (имя невесты) во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.» И — «Венчается раба Божия (имя невесты) рабу Божию (имя жениха) во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь». После этого, благословляя новобрачных, священник трижды возглашает: «Господи Боже наш, славою и честью венчай я» (их).
«Венчай» — значит: «соедини их в плоть едину», то есть создай из этих двоих, до сих пор живших порознь, новое единство, несущее в себе (подобно Богу-Троице) верность и любовь друг к другу в любых испытаниях, болезнях и скорби.
Следует чтение из Послания апостола Павла к Ефесянам и из Евангелия от Иоанна. Апостол Павел призывает мужа любить свою жену, как Христос — Церковь, не жалея своей жизни, а жене — любить, чтить и слушаться мужа, как Церковь — Христа.
Отрывок евангельский рассказывает о браке в Кане Галилейской, где Господь совершил Свое первое чудо, претворив обычную воду в прекрасное вино. Для жениха и невесты, ставших уже мужем и женой, здесь немалый смысл. Теперь в совместной жизни им предстоит преобразить свои, еще не окрепшие чувства (подобные пресной воде) в подлинную любовь (подобную прекрасному вину).
И все присутствующие вместе со священником желают новобрачным долгих и радостных лет совместной жизни.
Поговорим теперь о таинстве, может быть, самом загадочном и не всем понятном, — таинстве Соборования, или Елеосвящения.
Много внимания в Своей земной жизни Господь уделял больным людям. Кто только не получал от Него исцеления! И слепые, и глухие, и хромые, и бесноватые, и парализованные, и умирающие. Часто Господь говорил исцеленным: «Иди и впредь не греши» (Ин.8, 11; 5, 14). К сожалению, нередко болезни являются следствием греха — отступления от Бога и Его заповедей.
И в наше время не меньше, если не больше, страдающих как от телесных, так и от душевных заболеваний. Все чаще слышится вечный вопрос: кто виноват в этих болезнях? Почему болеют дети или верующие и очень добрые люди? Почему далеко не всегда помогают врачи и лекарства?
В большинстве случаев виной тому грех наш, или наших предков (мы не несём ответственность за их грехи, но следствие этих грехов имеет отпечаток на нас. Например больные дети наркоманов, алкоголиков и т.д.). Это грех забвения Бога и Его заповедей. Когда нарушается связь с Богом, источником жизни, дух человека неизбежно заболевает, а где больной дух, там больное тело.
Но не все потеряно. Мы можем вернуться к Богу, раскаяться в грехах и получить прощение. Апостол Иаков пишет: «если кто болен, пусть призовет пресвитеров (священников) Церкви, и пусть (они) помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5:14-15).Ведь наша связь с Богом может быть нарушена и через забытые грехи, и через вольное или невольное участие в неправедных словах и поступках других людей.
Вот и дает нам Церковь таинство Соборования — таинство исцеления и очищения от последствий греха. Совершается оно соборно, то есть при участии нескольких священнослужителей. Это в храме. А дома, бывало, вместе с тяжело больными соборовались и домочадцы. Впрочем, для совершения таинства достаточно одного священника и одного мирянина.
К соборованию могут прибегать тяжело больные и не очень, старые и молодые, а иногда и дети с семи лет: ведь безгрешен один Господь.
Как происходит соборование? В центре храма ставится аналой с Евангелием. Рядом столик, на котором стоит сосуд с маслом (елеем) на блюде с пшеницей. В пшеницу ставится семь зажженных свечей и семь кисточек для помазания — по числу читаемых отрывков из Священого Писания.
Все соборующиеся держат в руках зажженные свечи. Это наше свидетельство, что Христос — свет в нашей жизни.
Возгласом «Благословен Бог наш ныне, и присно, и во веки веков» начинается молитвословие с перечислением имен соборующихся. Затем священник вливает в сосуд с маслом вино и молится об освящении елея, ради исцеления и очищения плоти и духа тех, кто будет им помазан. Вино в масло вливается в память о милосердном самарянине, о котором рассказал Господь в Свое притче: как некий самарянин сжалился над человеком, избитым и ограбленным разбойниками, и «перевязал ему раны, возливая масло и вино» (Лк. 10:34).
Звучат песнопения, это молитвы, обращенные к Господу и святым, которые прославились чудесными исцелениями. Затем следует чтение семи отрывков из посланий апостолов и Евангелий. После каждого евангельского чтения священники помазуют освященным елеем лоб, ноздри, щеки, губы, грудь и кисти рук с двух сторон. Это делается в знак очищения всех наших пяти чувств, мыслей, сердца и дел рук наших — всего того, чем мы могли согрешить.
При каждом помазании читается молитва: «Отче Святый, врачу душ и телес, пославый единородного Твоего Сына, Господа нашего Иисуса Христа, всякий недуг исцеляющего и от смерти избавляющего, исцели и раба Твоего (или рабу Твою) от обдержащие (охватившие) его (или ее) телесные и душевные немощи и оживотвори его (или ее) благодатию Христа Твоего»… Далее следует молитвенное призывание Пресвятой Богородицы, Животворящего Креста, Иоанна Крестителя, апостолов и всех святых.»
Так было и в евангельские времена. Евангелист Марк рассказывает, как двенадцать учеников Иисуса, посланные им на проповедь, «пошли, и проповедовали покаяние; изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли» (Мк. 6,12-13). Такова сила Божия, сила имени Иисусова.
Заканчивается Елеосвящение соборующихся возложением Евангелия на головы. И священник молится над ними, говоря: «Господи Иисусе Христе, не мою руку грешную полагаю на головы пришедших к Тебе просить оставление грехов; но Твою руку крепкую и сильную, которая в этом Святом Евангелии, и молю Тебя с ними, Спаситель наш, Сам прими рабов Твоих кающихся и подай им прощение…»
Через прощение грехов, в том числе давно забытых, приходит и очищение, и часто исцеление или терпеливое перенесение недуга ради Господа.
Понятие о постах.
Пост — это воздержание, добровольное самоограничение в пище, развлечениях, общении с миром. Пост — это жертва благодарения Богу за ту великую Искупительную Крестную Жертву, которую принёс за нас Сам Сын Божий, Господь наш Иисус Христос.
Однодневные посты необходимо соблюдать: в среду (в этот день Господь был предан учеником Иудой ) и пятницу (в этот день Господь страдал и умер за нас) во весь год (кроме некоторых сплошных недель, седьмиц), 11 сентября — праздник Усекновения главы Иоанна Крестителя, 27 сентября – праздник Воздвижения Животворящего Креста Господня.
Четыре многодневных поста положены Церковью перед великими праздниками. Они духовно подготавливают нас к ним и помогают обновиться, как четыре раза в год обновляется сама природа. Этот обычай возник у древних христиан для того, чтобы почувствовать величие праздника, перед которым должны отступить даже самые естественные потребности человека, в том числе и в пище.
Великий пост – семь недель перед праздником Пасхи (Воскресения Христова);
Петров пост – начинается через неделю после праздника Троицы (Пятидесятницы) и заканчивается в праздник апостолов Петра и Павла 12 июля;
Успенский пост — длится 14 — 28 августа и заканчивается в праздник Успения Богородицы;
Рождественский пост — длится 29 ноября – 7 января и заканчивается в праздник Рождества (рождения) Господа нашего Иисуса Христа.
Десять заповедей Божиих.
Заповеди Божии – внешний закон, данный Богом в дополнение к ослабевшему (вследствии греховной жизни) у человека внутреннему ориентиру – совести.
«Иисус сказал…: кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим. Нелюбящий Меня не соблюдает слов Моих (Ин. 14:23-24).
Десять ветхозветных Заповедей (Декалог) Бог дал на горе Синай через Моисея народу еврейскому, когда он возвращался из Египта в землю Ханаанскую, на двух каменных досках (или скрижалях). Первые четыре заповеди содержат в себе обязанности любви к Богу, последние шесть заключают в себе обязанности любви к ближнему (т.е. ко всем людям).
И изрек Бог [к Моисею] все слова сии, говоря:
Заповеди блаженства.
Заповеди Блаженств — декларация христианских нравственных ценностей. Здесь содержится все необходимое для того, чтобы человеку войти в истинную полноту жизни. Все Заповеди блаженств говорят о наградах, которые те, кто верен Христу, получат в Царстве будущего века: плачущие – утешатся, алчущие правды – насытятся, кроткие – унаследуют землю, чистые сердцем увидят Бога. Но уже сейчас, исполняя заповеди Христовы, человек получает утешение и радость в преддверии полноты бытия – наступления Царства Божьего.
Заповеди Блаженств (Евангелие от Матфея, глава 5, стихи 2-12):
И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря:
Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех.
Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах.
Содержание всех заповедей как Ветхого, так и Нового Завета можно изложить в двух заповедях любви, данных Христом: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею и всем разумом твоим. Вторая подобная ей – взлюби ближнего своего, как самого себя. Иной большей сих заповеди нет.» (Мф.12:30-31).
И еще Господь дал нам верное руководство, как поступать: «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними, ибо в этом закон и пророки» (Мф.7:12).
«Бог в Заповедях Своих повелевает делать что-либо и не делать другого не потому, что Ему «просто так хочется». Всё, что Бог заповедал делать – полезно нам, а что запретил – вредно.
Даже обычный человек, любящий своего ребёнка, учит его: «пей морковный сок – он полезный, не ешь много конфет – это вредно». А ребёнку не нравится морковный сок, и он не понимает, почему вредно есть много конфет: ведь конфеты сладкие, а морковный сок – нет. Поэтому он и сопротивляется слову отца, отталкивает стакан с соком и закатывает истерику, требуя ещё сладкого.
Также и мы, взрослые «дети», больше стремимся к тому, что доставляет нам удовольствие, и отвергаем то, что не соответствует нашим прихотям. И, отвергая Слово Отца Небесного, совершаем грех».
Нарушая заповеди, человек ведь не Бога оскорбляет даже. Бог свят и Он поругаем не бывает. Но человек калечит собственную жизнь и жизнь своих близких, потому что заповеди – это не какие-то кандалы: вот, мол, и так жизнь трудная, а тут еще какие-то заповеди нужно соблюдать! Нет, все не так. Заповеди Божии – это именно условия нормальной, полноценной, здоровой и радостной жизни для всякого человека. И если человек эти заповеди нарушает, он вредит, прежде всего, себе и своим близким.
Краткое молитвенное правило.
Молитвенное правило Серафима Саровского.
Преподобный Серафим Саровский преподавал всем следующее молитвенное правило: «Восставши от сна, всякий христианин, став перед св. иконами, пусть прочитает молитву Господню «Отче наш» трижды, в честь Пресвятой Троицы, потом песнь Богородице «Богородице Дево, радуйся» также трижды и, наконец, Символ Веры единожды. Совершив это правило, пусть занимается каждый своим делом, на которое поставлен или призван. Во время же работы дома или в пути куда-нибудь, пусть тихо читает: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго (грешную)», а, если окружают его другие, то, занимаясь делом, пусть говорит умом только: «Господи помилуй», и продолжает до обеда. Перед самым же обедом пусть совершает вышеуказанное утреннее правило. После обеда, исполняя свое дело, пусть читает тихо: «Пресвятая Богородице, спаси мя грешнаго (грешную)», и это пусть продолжает до самого сна. Отходя ко сну, всякий христианин пусть снова прочитает вышеуказанное утреннее правило; после того пусть засыпает, оградив себя крестным знамением». «Держась этого правила», говорит о. Серафим, «можно достигнуть меры христианского совершенства, ибо означенные три молитвы — основания христианства: первая, как молитва, данная Самим Господом, есть образец всех молитв; вторая принесена с неба Архангелом в приветствие Деве Марии, Матери Господа; Символ же вкратце содержит в себе все спасительные догматы христианской веры». Тем, кому по разным обстоятельствам невозможно выполнять и этого малого правила, преп. Серафим советовал читать его во всяком положении: и во время занятий, и на ходьбе, и даже в постели, представляя основанием для того слова Писания: «всякий, кто призовет имя Господне, спасется».
МОЛИТВА ГОСПОДНЯ
Отче наш, Иже еси на Небесех!
Да святится имя Твое,
да приидет Царствие Твое,
да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли.
Хлеб наш насущный даждь нам днесь;
и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим;
и не введи нас во искушение,
но избави нас от лукаваго.
Яко Твое есть царство и сила и слава во веки. Аминь.
Отче наш, сущий на небесах!
да святится имя Твое;
Да приидет Царствие Твое;
да будет воля Твоя и на земле, как на небе;
Хлеб наш насущный дай нам на сей день;
И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим;
И не введи нас в искушение,
но избавь нас от лукавого.
Ибо Твое есть Царство и сила и слава вовеки. Аминь.
ПЕСНЬ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ
Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою, благословенна Ты в женах, и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших.
Радуйся, Богородица Дева Мария, получившая благодать, Господь с Тобою! благословенна Ты между женами и благословен Рожденный Тобою, потому что Ты родила Спасителя наших душ.
Богородице — Богородица (родившая Бога); Благодатная — исполненная благодати Духа Святого; благословенна — прославлена или достойна прославления; в женах — между женами; плод чрева Твоего — родившийся от Тебя Иисус Христос; яко — потому что, так как; Спаса — Спасителя.
Молитва эта к Пресвятой Богородице, которую мы называем благодатною, то есть исполненною благодати Святого Духа, и благословенною из всех женщин, потому что от Нее благоволил, или пожелал, родиться Спаситель наш Иисус Христос, Сын Божий.
Молитва эта называется еще ангельским приветствием, так как в ней есть слова ангела (архангела Гавриила): радуйся, благодатная Мария, Господь с Тобою: благословенна Ты в женах, которые он сказал Деве Марии, когда явился к Ней в город Назарет, чтобы возвестить Ей великую радость, что от Нее родится Спаситель Мира. Также — благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, сказала Деве Марии, при встрече с Нею, и праведная Елисавета, мать святого Иоанна Крестителя.
Богородицею Дева Мария называется потому, что родившийся от Нее Иисус Христос есть истинный Бог наш.
Девою называется потому, что Она до рождества Христова была Дева и в рождестве и после рождества осталась такою же, так как дала обет (обещание) Богу не выходить замуж, и пребывая навсегда Девою, родила Сына Своего от Духа Святого чудесным образом.