храм мгу на проспекте вернадского официальный сайт
Нужно быть рядом и говорить с людьми на одном языке
Протоиерей Иоанн Лапидус
В эту субботу прошёл первый молебен на месте строительства храма равноапостольных Кирилла и Мефодия при МГУ. Какой будет новая церковь на проспекте Вернадского? Как должно быть организовано её взаимодействие с университетом? На вопросы «ТД» отвечает настоятель храма протоиерей Иоанн Лапидус.
Протоиерей Иоанн Лапидус родился в 1973 году в Риге. Окончил Московскую духовную семинарию в 1995 году, Московскую духовную академию в 1999 году, аспирантуру при Отделе внешних церковных связей Московского Патриархата в 2001 году. Кандидат богословия. В 1999 г. рукоположен в сан диакона, в 2000 г. — в сан священника. Служил в храме мученицы Татианы при МГУ имени М. В. Ломоносова (2000-2004), храме преподобного Сергия Радонежского в Йоханнесбурге (Южно-Африканская Республика, 2004-2009), храме Воскресения Христова в Цюрихе (Швейцария, 2009-2012). С 2012 г. — вновь клирик храма мученицы Татианы, в 2016 г. назначен настоятелем храма равноапостольных Кирилла и Мефодия при МГУ. Преподаватель Московской духовной академии, соискатель аспирантуры исторического факультета МГУ. Женат, отец пятерых детей.
― Отец Иоанн, известно, что появлению указа Святейшего Патриарха об учреждении ещё одного Патриаршего подворья при МГУ предшествовала долгая история. Напомните, пожалуйста, основные моменты.
― История действительно долгая. Ещё в 2000 году группа сотрудников университета обратилась к руководству МГУ с просьбой о создании университетского храма на Воробьёвых горах. Интересно, что с самого начала речь шла о храме в честь святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Следующий заход был сделан в 2010 году, когда уже несколько сотен сотрудников МГУ попросили руководство университета рассмотреть возможность строительства храма при основных корпусах МГУ. Письмо подписали деканы одиннадцати факультетов, директоры научно-исследовательских институтов МГУ, академики, профессоры, студенты. В марте 2011 года Святейший Патриарх поддержал инициативу студентов и преподавателей, обратившись к ректору университета Виктору Антоновичу Садовничему и выразив надежду, что на территории университетского комплекса появится храм святых просветителей славян. В ходе встречи Святейшего Патриарха и ректора МГУ на Татьянин день 25 января 2013 года было принято принципиальное решение о том, что новому храму при университете быть. Начался сложнейший процесс различных согласований во множестве инстанций, среди которых одним из наиболее важных был вопрос о месте будущего храма. После долгих изысканий и переговоров решили остановиться на участке по проспекту Вернадского, который выделил город и который прилегает к новым территориям МГУ.
― Когда несколько лет назад обсуждалась идея строительства храма при МГУ, звучали мнения, что его появление нарушит светский статус вуза, а студентам будет в той или иной форме навязываться православие. Что бы вы ответили на такие опасения?
― Во-первых, инициатива строительства храма исходит от профессорско-преподавательской корпорации и студенчества. Это решение, которое идёт из университета, а не навязывается извне или сверху. В прошлом году обращение к Виктору Антоновичу и Святейшему Патриарху о возведении храма в честь Кирилла и Мефодия подписали 25 деканов, 5 директоров НИИ МГУ, 11 академиков, профессора, преподаватели, студенты ― представители 33 факультетов. Интересно, что среди подписавших обращение есть мусульмане, иудеи и католики. Эти данные говорят сами за себя.
Во-вторых, людям, для которых «светскость» является безусловной ценностью, имеет смысл быть последовательными и обратить внимание на ситуацию в зарубежных вузах, поскольку зарубежный опыт для них, как правило, также относится к ценностным категориям. Крупнейшие мировые учебные центры ― Гарвард, Принстон, Йель, Оксфорд, Кембридж и многие другие ― имеют на территории своих кампусов студенческие церкви, что отнюдь не нарушает их светский статус и не противоречит принципам, положенным в основу научной деятельности этих учебных заведений.
В-третьих, нужно иметь в виду, что при МГУ практически всегда, за исключением советского периода, была церковь. Уже через два года после основания, в 1757 году, Иван Мелиссино (директор университета в 1757-1763 годах ― «ТД») обратился в Синод с просьбой передать университету стоящие поблизости храм Параскевы Пятницы и Воскресенскую церковь. В 1791 году освящается храм святой мученицы Татианы, который сейчас располагается в историческом здании университета на Моховой. Из 259 лет, прошедших с тех пор, вычитаем 77 лет, в течение которых храм был закрыт (с 1918 по 1995). Получаем 182 года мирного сотрудничества и спокойного сосуществования, из которых 20 последних лет новейшей истории особенно убедительно доказывают, что упомянутые в вопросе опасения лишены оснований.
Если в 1953 году большинство факультетов переместилось на Ленинские горы, то уже более полувека там должен был действовать студенческий храм. Очевидно, что это было невозможно в условиях государственного атеизма и гонений на Церковь. Сейчас, слава Богу, ситуация изменилась, и мы возвращаемся к традиционной, ― как в отечественной истории, так и в зарубежной практике, ― парадигме присутствия храма при Университете в шаговой доступности для студентов и преподавателей.
― Когда планируется начать и завершить строительство храма? Будет ли на месте стройки открыта временная церковь?
― 17 декабря состоялось первое богослужение на месте будущего храма ― молебен святым равноапостольным Кириллу и Мефодию с освящением поклонного креста. На богослужении молились управляющий Западным викариатством города Москвы епископ Егорьевский Тихон, протоиерей Георгий Студенов, протоиерей Владимир Вигилянский, духовенство близлежащих храмов ― протоиерей Игорь Фомин, протоиерей Андрей Новиков, студенты и преподаватели МГУ. Ректор Виктор Антонович Садовничий, обратившись к собравшимся, провёл параллель между открытием храма святой мученицы Татианы и нынешним начинанием. Все понимали, что с одной стороны ― участвуем в историческом событии, с другой стороны ― начинаем делать одно общее, очень важное и очень востребованное дело.
Практика последних лет показывает, что наличие временной церкви и совершение регулярных служб способствует скорейшему формированию общины, вовлечению в процесс созидания прихода значительного количества людей, и, как следствие, ускоряет строительство. В ближайшее время постараемся построить временный храм, начать в нём молиться, после ― приступить к возведению постоянного храма. Однако не нужно забывать, что скорость возведения любого храма зависит как от усиленной молитвы, так и от материальных возможностей.
― Есть ли проект будущего здания? Оно будет вписано в ансамбль Московского университета (в последнее время все корпуса строятся примерно в одном стиле)?
― Проект находится на стадии разработки и будет утверждаться священноначалием. Очевидно, что статус храма при первом и главном учебном заведении страны диктует определённые условия. Пока могу сказать, что он будет вместительным, высоким и очень красивым.
― Как, по-вашему, должна быть организована миссия в университете, чтобы у молодёжи не возникало враждебности к Церкви или отторжения от неё? Чего в этом смысле сейчас не хватает? Что собираетесь делать вы в связи со строительством нового храма?
― Основные принципы миссии, вне зависимости от контекста, изложены ещё апостолом Павлом, а его проповедь в Афинском ареопаге (Деян. 17, 22-31) является великолепным примером миссионерского подхода, актуального во все времена и в любых ситуациях. Для начала нужно просто быть рядом и говорить с людьми на одном языке. Ещё следует добавить фактор времени, то есть запастись терпением, как говорил один мудрый персонаж из известного произведения Экзюпери.
Кроме того, нужно понимать, что миссия ― это, прежде всего, люди. Одного священника, даже самого распрекрасного, здесь явно недостаточно. Поэтому чрезвычайно важна роль православных верующих профессоров, преподавателей и студентов, которые должны стать «центрами кристаллизации» в насыщенном растворе, свидетельствуя о Христе всеми доступными и законными методами.
Полагаю, что для начала нужно построить храм, чтобы студенты и преподаватели знали, что рядом есть место, где можно помолиться, почувствовать себя дома. А мы в любом случае настроены на спокойную, вдумчивую, качественную и взвешенную работу.
― Изначально планировалось, что новый храм будет приписным к Татьянинскому, но теперь он получил самостоятельный статус. Как будет строиться взаимодействие между двумя разными университетскими приходами, у которых схожие задачи?
― Надеюсь, что храм святых равноапостольных Кирилла и Мефодия будет продолжателем традиций храма святой мученицы Татианы. Один из безусловных плюсов храма на Моховой ― такая в хорошем смысле «пассионарность» прихода, если выражаться в терминах Льва Николаевича Гумилёва. На приходе постоянно рождается и реализуется огромное количество разнообразных мероприятий и событий, причем происходит это зачастую по инициативе наших прихожан. Хотелось бы перенять лучшие черты Татьянинского прихода и перенести их поближе к основным корпусам МГУ. Кроме того, очевидно, что в первое время без помощи духовенства и прихожан Татьянинского храма не справимся.
― Работу с МГУ развивают и другие храмы в этом районе: Троицы на Воробьёвых горах, преподобного Андрея Рублёва в Раменках. Каким должно быть сотрудничество с ними?
― МГУ ― это около сорока тысяч студентов, свыше десяти тысяч членов профессорско-преподавательской корпорации, сорок факультетов, научно-исследовательские институты и центры ― целый город! Было бы крайне самонадеянно полагать, что один приход, даже очень сильный, смог бы осуществлять миссионерскую работу и духовное окормление такого огромного и сложного организма. Понятно, что для эффективной работы потребуется координация и консолидация всех, кто готов посвятить себя служению при университете. Каждый приход имеет свои сильные стороны, свое лицо, своих людей с опытом и связями ― поэтому естественным образом будем кооперироваться и сотрудничать.
Протоиерей Иоанн Лапидус
Беседовал Даниил Сидоров
«Знания заменят куполами». Блогеры о проекте храма при МГУ
Новый православный храм на тысячу прихожан появится в Москве не где-нибудь, а непосредственно при Московском государственном университете. Гигантское здание с двумя подземными этажами спроектировал Дмитрий Пшеничников, автор десятка культовых сооружений, в том числе храма Всех Святых в Страсбурге и храма Александра Невского в Москве. Новый проект выглядит как оба этих здания, помноженные друг на друга. Примерно так мог бы выглядеть и возведенный в степень собор Василия Блаженного.
В соцсетях новый проект чаще всего сравнивают с замком на логотипе студии Уолта Диснея и другими замками из сказок и мультфильмов.
Это же Диснейленд, замок Спящей красавицы! Не хватает только драконов.
Мы в город Изумрудный идём дорогой трудной.
Нужно сделать нейросеть, которая случайным образом генерирует храмы в стиле РПЦ! Выставляешь коэффициент [кошмарности] и получаешь храм в виде кучки с торчащими луковками.
Для многих комментаторов университет и храм остаются сооружениями из разных миров, которые, как казалось еще недавно, не должны пересекаться.
Наличие гигантского храма наверняка положительно скажется на качестве знаний у студентов, иронизируют в Сети.
Чего не хватало Московскому университету, так это новой богатой церкви. Господи, помилуй!
И после этого МГУ возглавит топ лучших вузов мира. Ведь для этого не хватало только церкви на тысячу человек
Будет где молиться о поднятии коэффициента в скопусе.
Ну, Стэнфорд, погоди!
Укрепляют физфак, матмех и прочую кибернетику современными решениями.
Сдал экзамен? Не забудь поставить свечку!
Знания заменят куполами
В Стэнфорде, кстати, есть своя церковь, прямо в центре кампуса. Может МГУ как раз церкви и не хватало, и теперь всё наладится?)
Вспоминают в блогах, конечно, и храм вооруженных сил цвета хаки.
Шикарно! У каждого крупного казённого учреждения должен быть свой храм, иначе с колен не встать. Но одного только здания с куполами мало. Будут ли ступени из переплавленных мощей немецких танков или реликвии (перхоть Гитлера, башмаки Геббельса или кусочек стены бункера)?
Роскосмос планирует строительство своего Храма?
В то же время многим идея, что при МГУ построят храм, не кажется такой уж крамольной.
Как прекрасно, что храмы строят, а не сносят.
Те, кто регулярно бывает в церкви, считают, что храм в этом месте необходим.
Наконец-то. В этом районе совсем плохо с храмами. Те немногие, что есть, обычно далеко в стороне от проспекта Вернадского, а часто еще и совсем маленькие (как храм Троицы на Воробьевых горах или храм в Воронцовском парке).
Наиболее длинный список аргументов «за» приводит Анна Данилова, редактор сайта Правмир:
Несколько слов про новый храм «при МГУ» на проспекте Вернадского.
С утра районные группы переполнены возмущением. «А может лучше больницу» «А сколько же деревьев вырубят» «А не лучше ли новые лаборатории студентам МГУ».
Не могу не написать несколько слов.
2. К МГУ эта земля отношения тоже не имеет, лаборатории МГУ вполне себе строятся, но это вообще другая территория, другие деньги итд. Это как если бы вам сказали «Зачем это вы себе ремонт в квартире делаете, Вот в соседней квартире вся проводка гнилая, ее бы лучше починили».
3. С храмами на проспекте Вернадского ОЧЕНЬ плохо. Я родилась на проспекте Вернадского, на улице Удальцова, тут родились все мои дети, и нам, простите, совершенно некуда ходить в храм.
— Есть несколько храмов в Раменках, туда без машины не добраться никак (у меня вот пятеро детей и нет машины по довольно рациональным соображениям).
— Храм на смотровой площадке опять же недосягаем без машины. Он крохотный, вмещает полтора человека.
— Храм в Тропарево на Юго-Западной опять же очень далеко и он тоже забит до отказа.
Но это уже лирика.
Лично мне и моей семье храм очень нужен.
Архитектурные проекты можно обсуждать, выбирать и голосовать, но мне всегда было сложно без работающего хорошего храма в районе.
Возможно, храм и нужен, но не такой, считает дьякон Андрей Кураев:
Новый храм для МГУ. Как не надо.
Храм при университете должен быть подчеркнуто-каноничным, чтобы быть наглядным учебным пособием. Неудобно получится, если на лекции преподаватель будет рассказывать о канонах церковной живописи и архитектуры, а, зайдя в ближайший храм, студенты увидят, что эти каноны давно уже забыты.
В данном проекте все получилось наоборот.
Строительство шатровых храмов запрещено еще в 17 веке патриархом Никоном. (см. http://zagraevsky.com/zapret.htm)
Студенты МГУ вполне могут об этом знать. Значит, этот храм будет их учить относительности всех церковных запретов.
Или ее нет, и автор следовал принципу «сделайте нам красиво»? Попытка подобрать «символизм числа 21» снова будет читаться как волюнтаризм и готовность подобрать искусственное оправдание под любой каприз начальства.
«Храм имеет два подземных этажа, в которых разместятся приходские помещения и духовный центр Московского Государственного Университета».
А тут что за символика? Подпольный духовный центр МГУ? Не лучше ли в подвале сделать паркинг, а вот музей-библиотеку-лекторий сделать на месте стоянки, предусмотрев для них хорошее естественное освещение-остекление?
И еще вопрос: однажды МГУ снимет со своего бюджета содержание этого комплекса. Проект предусматривает экономию энерго- и тепло- потребления?
Добавлю, что ГЗ МГУ с этого мест не просматривается.
МГУ растет, развивается, строятся новые корпуса. Понятно, что новый храмовый комплекс будет востребован. Сегодня общая численность студентов и профессорско-преподавательского состава – свыше 49 тысяч человек, – отметил Владимир Ресин, куратор «Программы 200».
С просьбой построить новый храм к ректору МГУ еще в 2000 году обратились свыше 200 сотрудников университета.
МГУ опять показывает чудеса. То интересные личности, повязанные на коррупции, там преподают То неожиданно сотрудники и студенты вместо требований отремонтировать корпуса и общежития привести в божеский вид просят храм построить. Ведь как студенты будут переживать сессию?
Университету стоило бы учесть нужды и представителей других конфессий, указывают в Сети.
Про проектируемый храм МГУ. Прежде чем разбираться с эстетическими, практическими, каноническими и прочими нюансами я (будучи практикующим православным) хотел бы поинтересоваться (вот только не знаю: у кого) – а где проекты синагоги МГУ, костела МГУ, кирхи МГУ, мечети МГУ (точнее, двух – шиитской и суннитской), церкви Евангельских христиан-баптистов МГУ, буддийского храма МГУ, храма Кришны МГУ, наконец, славянского (хотя бы) языческого храма МГУ, саентологической церкви МГУ, армянской церкви МГУ, молельного дома староверов МГУ. и так далее, и так сильно далее.
Где политкорректная всеохватывающая толерантность, спрашиваю? Почему современный МГУ становится (и прирастает) храмом исключительно православной науки.
Хочется ещё храм Артемиды и пирамиду Кетцалькоатля. Ну и бабу скифскую.
Мы, студенты МГУ им.Ломоносова, никогда не просили строить храм и не обращались к Патриарху с просьбой о строительстве храма, зато неоднократно обращались лично к ректору МГУ В.А. Садовничему с просьбой построить вторую линию общежитий ДСЛ (дом студента на Ломоносовском).
Так как администрация вуза считает, что строительство храма на территории МГУ важнее, чем строительство общежития для иногородних студентов, мы предлагаем администрации МГУ озаботиться строительством храма той религии, которой следуют большинство студентов, а именно Пастафарианству
То, что церковь увлеклась строительством храмов, многие объясняют вовсе не расцветом духовности в стране.
Больше! Больше церквей и храмов! Людей же надо отвлекать от мерзкой реальности! А как ещё это сделать? Не повышать же им уровень жизни. Это еще в Древнем Риме знали. Дурите народу мозги, и будет вам еще одна жирнючая статья дохода. Даёшь!
Я человек верующий, видит Бог. Но на эту новую моду, на строительство храмов по любому поводу, не то что бы с недоверием смотрю, а я просто уверен, что сие идёт не от веры, а от грехов и жадности. И Богом ничего общего не имеет. Да ему и не нужно.
Архитектор храма при МГУ: Я сейчас делаю исправленную версию, куполов станет больше
Дмитрий Пшеничников ответил критикам из соцсетей и объяснил, почему церковь кажется похожей на замок из Диснейленда
Новый храм Равноапостольных Кирилла и Мефодия при МГУ в скором времени появится на проспекте Вернадского. Его проект недавно презентовала РПЦ. В пояснении сказано, что внешне «получилась в хорошем смысле эклектика»: храм отсылает к зданию МГУ, собору Василия Блаженного и петербургскому Спасу на Крови. Однако пользователи Сети заметили сходство еще с одним культовым сооружением, а именно дворцом из сказки о Спящей красавице, символом компании Disney.
Архитектор храма Дмитрий Пшеничников такому сравнению не обижен — он в профессии уже 30 лет и активно проектирует здания для московской программы «200 храмов». В беседе с Daily Storm он ответил на претензии критиков и рассказал, что изначально храм планировалось возвести почти вдвое выше — с колокольню Ивана Великого в Кремле. Уменьшенную версию уже не будет видно из кабинета ректора МГУ Виктора Садовничего. А вот куполов станет больше — 27.
«Сказочность» храма — самая частая претензия критиков. Церковь напоминает замок из Диснейленда, ее облик перегружен деталями, считают комментаторы. Но, по утверждению Пшеничникова, авторы проекта осознанно не стали придерживаться минимализма и подыгрывать строгой псковско-новгородской стилистике. Убранство храма должно напоминать витиеватую славянскую письменность — не зря он посвящен Кириллу и Мефодию.
Изначально строить церковь планировали с иными параметрами. Здание могло быть в два раза выше и достигать не 46, а 85 метров, рассказал архитектор. Тогда храм содержал бы еще одну отсылку: примерно такой же высоты колокольня Ивана Великого в Кремле. По мнению собеседника, данный вариант был «более воздушным и изящным» и лучше коррелировал с высоткой МГУ (240 метров). На этой версии настаивал и ректор университета.
Для пущей заметности купола храма планировали сделать разноцветными, как у собора Василия Блаженного. А его вместимость расширить с 1000 до 1500 человек. Именно таким, ярким и огромным, видел храм его настоятель Иоанн Лапидус. По сути, именно он, а не архитектор «заказывал» экстерьер. Однако амбициозные размеры не вписались в стандарты ГПЗУ (градостроительного плана земельного участка), а пестрые купола не устроили ФХУ (финансово-хозяйственное управление РПЦ). Укороченный вариант, к сожалению создателей, стал компромиссным.
Архитектор также объяснил, что количество куполов храма символично. Оказалось, что в РПЦ опубликовали неточную картинку. Сейчас на ней виден только 21 купол, но это, утверждает Пшеничников, просто ляп. Их будет 27 — по числу книг Нового Завета. «Я как раз сейчас делаю исправленную версию. Спешили, поэтому так вышло. Я, честно говоря, был немного шокирован, когда вдруг начали публиковать проект церкви. Неготовая работа была показана в СМИ, все начали ее обсуждать, сравнивать с Диснейлендом и Хогвартсом», — делится Пшеничников.
В итоге внешний вид храма — цепочка из четырех звеньев. Это фантазия настоятеля, дополненная ректором, одобренная Патриархом и воплощенная архитектором. Грузом висит крестик в виде строгих комиссий.
«Что-то очень-очень-очень красивое»
Сейчас на месте будущего храма стоит небольшая временная церковь. Ее построили и освятили в 2018 году. По словам протоиерея Иоанна Лапидуса, в праздничные дни храм набит под завязку, на некоторые богослужения сюда приезжают с разных концов Москвы. Много ли среди прихожан студентов, настоятель ответить затрудняется: «студенческие при входе мы не спрашиваем».
Нужна ли МГУ новая, увеличенная в несколько раз церковь, — для протоиерея ответ очевидный. Вначале программа «200» действительно подразумевала строительство маленьких дешевых храмов. Но как только они появились, многие священнослужители столкнулись с проблемой их молниеносного заполнения, говорит Лапидус. После получения большого числа сигналов патриарх дал благословение проектировать церкви минимум на 500 человек.
«Если посмотрите на карту, то увидите: вблизи МГУ храмов нет, все они находятся на большом расстоянии, — продолжает протоиерей. — В наш храм идут прихожане с Ленинского проспекта, проспекта Вернадского, со Светланова, Кравченко, Ломоносовского проспекта. Новое здание всего в два раза превышает минимальную вместимость».
Протоиерей надеется, что церковь при МГУ станет «такой же замечательной», как храм Вооруженных сил России, открытый в мае 2020-го. Быть «достойной» ей поможет традиционность.
«Перед нами стояла задача создать что-то очень-очень-очень красивое. Храм при первом и главном университете страны не может быть простым, ни о каком лаконизме форм речи идти не должно, — считает настоятель Иоанн. — Когда мы показали проект Виктору Садовничему, он очень вдохновился, поддержал, что именно так должен выглядеть храм для студентов и преподавателей университета!»
«И ни крапа золота»: священники не против современных храмов, но русско-византийское уныние сильнее
Стоимость церкви РПЦ пока не разглашает, но, судя по проекту и прежнему опыту строительства, траты будут серьезные. Гнаться за современным, простым и более дешевым исполнением протоиерей Лапидус не намерен. По его мнению, храм из стекла и бетона создаст сиюминутный эффект, быстро устрареет и будет изуродован, в то время как традиционное зодчество «восхищает абсолютно всех».
«Кто-то назовет эти формы лаконичными. Я же назову их примитивными, — говорит настоятель о современной храмовой архитектуре. — Церковь — это богословие в камне. Помните, Высоцкий пел: «В России золотом кроют купола, чтобы чаще Господь замечал». Если я считаю себя православным, мой храм не может быть некрасивым».
«Церковь — это Чацкий»
Среди преподавателей также нашлись те, кто недоволен строительством нового храма, в частности, его внешним убранством. По мнению собеседника Daily Storm, пожелавшего остаться анонимным, архитекторы перегибают палку с цитированием и почти не учитывают контекст, в котором существует храм.
«Я думаю, не обязательно строить церкви на манер капеллы Роншан Корбюзье. Может, это действительно не нужно православным. С другой стороны, не учитывать контекст современного города, глубоко атеистического, глубоко секулярного, мне кажется странным, — говорит преподаватель. — В этом плане подлинные древнерусские храмы, домонгольские, суровые, строгие куда больше соответствуют современной эстетике. Они тоже как бы обороняют христианскую веру от иноверного города».
Нынешнюю застройку сотрудник МГУ сравнил с главным героем комедии Грибоедова. В «Горе от ума» Чацкий разражается прекрасными речами, но остается неуслышанным и даже не замечает, как продолжает беседу сам с собой. «Мне кажется, скоро в такой же ситуации окажутся храмы, окруженные «панельками» и промышленной архитектурой, которые настойчиво делают вид, что мы до сих пор живем в Святой Руси XVI-XVII веков».
Издание «Daily Storm» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 20.07.2017 за номером ЭЛ №ФС77-70379 Учредитель: ООО «ОрденФеликса», Главный редактор: Сивкова А.С.
Сайт использует IP адреса, cookie и данные геолокации пользователей сайта, условия использования содержатся в Политике по защите персональных данных.
Сообщения и материалы информационного издания Daily Storm (зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 20.07.2017 за номером ЭЛ №ФС77-70379) сопровождаются гиперссылкой на материал с пометкой Daily Storm.
*упомянутые в текстах организации, признанные на территории Российской Федерации террористическими и/или в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о запрете деятельности. В том числе: