храм минин и пожарский
Памятник Минину и Пожарскому
Автор памятника: скульптор Иван Мартос.
Скульптурная композиция
Центральным звеном в композиции является меч: непримечательный на первый взгляд, в действительности он хорошо проработан и украшен растительным орнаментом, а на рукояти изображены ромашки.
Над лицевым горельефом на постаменте золотыми буквами написано посвящение: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия. Лета 1818».
Общая высота памятника составляет около 8,6 метра.
Кто такие Минин и Пожарский?
«Воззвание к нижегородцам гражданина Минина в 1611 году» (1861, художник Михаил Песков)
На роль военачальника, который возглавит ополчение, нижегородцы выбрали князя Дмитрия Пожарского, родовое имение которого находилось неподалёку от Нижнего Новгорода. Князь как раз находился в нём и долечивал раны от ранений, полученных в предыдущих боях. Новгородцы восхищались его стойкостью, честностью и бескорыстием и несколько раз ездили к нему, чтобы предложить возглавить ополчение. Согласно обычаям и этикету того времени, Пожарский сначала отказывался от предложения горожан, но потом принял его с условием, что хозяйственными делами ополчения будет заведовать Кузьма Минин.
Ополчение состояло из отрядов горожан и крестьян центральных и северных регионов России. Его формирование началось в 1611 году и продолжалось по пути из Нижнего Новгорода в Москву, большую роль в этом сыграло население Ярославля. Численность ополчения не превышала 7-8 тысяч человек, на подступах к Москве к нему присоединились остатки первого ополчения во главе с князем Дмитрием Трубецким.
Поход на Москву был успешным: 1 ноября 1612 года ополчение заняло Китай-город, 5 ноября польские гарнизоны сдались и покинули Кремль, а 6 ноября войска Пожарского и Трубецкого торжественно вошли в главную московскую крепость.
История памятника
Впервые идея установки памятника Минину и Пожарскому возникла в 1802 году, когда Императорская Академия художеств предложила их подвиг в качестве рабочей темы студентам. Спустя год русский писатель и просветитель Василий Попугаев высказал конкретную идею об установке памятника им и патриарху Гермогену, но она не была поддержана императором Александром I, посчитавшим, что на монумент не удастся собрать достаточно средств.
Однако, в 1804 году скульптор Иван Мартос по личной инициативе выполнил модель памятника, и публика положительно её оценила. После этого разговоры прекратились до 1808 года, когда жители Нижнего Новгорода вновь подняли вопрос о сооружении монумента и начали сбор средств на него. На этот раз император поддержал идею, дав разрешение на проведение конкурса на лучший проект памятника. В конкурсе приняли участие скульпторы Иван Мартос, Феодосий Щедрин, Степан Пименов, Жан-Франсуа Тома де Томон и ряд других, но лучшим был признан проект Ивана Мартоса. 1 ноября 1809 года была объявлена всенародная подписка на сбор средств для установки памятника, и в 1811 году удалось собрать 136 тысяч рублей. Изначально памятник планировали установить в Нижнем Новгороде, на что дал распоряжение император, но Мартос считал, что он должен стоять в Москве, и сумел добиться разрешения на это, а в Нижегородском Кремле вместо памятника установили памятный обелиск.
В 1818 году началось строительство памятника. Сначала его хотели установить у Тверской заставы, но Мартос желал видеть его на Красной площади, и скульптору уступили: памятник установили перед Верхними торговыми рядами лицом ко Кремлю. Торжественная церемония открытия состоялась 20 февраля 1818 года: в ней принял участие император Александр I и все члены императорской семьи, а также прибывшие из Петербурга 4 гвардейских полка, задействованные в параде в честь открытия монумента. Церемония прошла с успехом и привлекла внимание горожан: крыши ближайших зданий, а также стены и башни Кремля были заполнены людьми.
Советские годы не прошли для памятника бесследно: на него обрушились потоки критики, публицист Владимир Блюм назвал его «историческим мусором», а писатель Демьян Бедный в стихотворении «Без пощады» отозвался о бронзовых героях как о «двух казнокрадах». К счастью, сносить памятник не стали, но в 1931 году в связи со строительством Мавзолея и ради освобождения площади для проведения парадов его перенесли к стенам Покровского собора, где он стоит и в наши дни. Решение о переносе монумента принял сам Иосиф Сталин.
20 февраля 2018 года памятник отметил 200-летний юбилей.
Интересные факты
• При работе над фигурами Минина и Пожарского скульптору Ивану Мартосу позировали его сыновья Алексей и Никита.
• На изготовление памятника потребовалось 1100 пудов (
18000 килограммов) меди. Хотя подготовка к отливке заняла более месяца, сама отливка завершилась всего за 9 минут.
• Известный поэт Александр Пушкин высказал недовольство надписью на постаменте, дав следующий комментарий: «Надпись Гражданину Минину, конечно, не удовлетворительна: он для нас или мещанин Косма Минин по прозванию Сухорукой, или думный дворянин Косма Минич Сухорукой, или, наконец, Кузьма Минин, выборный человек от всего Московского государства, как назван он в грамоте о избрании Михаила Романова. Всё это не худо было бы знать, также как имя и отчество князя Пожарского».
• Изначально памятник планировали установить в Нижнем Новгороде, но по воле скульптора его возвели на Красной площади в Москве. В 2005 году историческая справедливость была в какой-то степени восстановлена: перед Нижегородским Кремлём появилась уменьшенная копия монумента.
Оно и понятно: как можно не любить один из старейших городских монументов?
Памятник Минину и Пожарскому на Красной площади находится у стен храма Василия Блаженного (Красная площадь, дом 2). Добраться до него можно пешком от станций метро «Охотный Ряд» Сокольнической линии, «Площадь Революции» Арбатско-Покровской, «Театральная» Замоскворецкой и «Китай-Город» Таганско-Краснопресненской и Калужско-Рижской линий.
Площадь Минина и Пожарского
Приблизительное время чтения: 3 мин.
4 ноября мы отмечаем День народного единства. Пожалуй, всем известно, что именно в этот день более 400 лет назад (а точнее 22 октября 1612 года по юлианскому календарю) бойцы народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город. Уже спустя несколько дней польские интервенты сдались — русский народ отстоял свою независимость. В честь этих событий в 1818 году в Москве был установлен памятник Минину и Пожарскому, созданный Иваном Мартосом. Но в Москве — только счастливый финал этой истории, начало же ее — в Нижнем Новгороде.
Осень 1611 года. Деревянный храм Рождества Иоанна Предтечи. Море людей. В центре — Кузьма Минин. Он призывает народ встать на защиту Родины: «Захотим помочь Московскому государству, так не жалеть нам имения своего, не жалеть ничего, дворы продавать, жен и детей закладывать и бить челом — кто бы вступился за истинную православную веру и был у нас начальником» (С. М. Соловьев «История России с древнейших времен», глава 8, Окончание междуцарствия).
Сейчас перед этим храмом, теперь уже каменным, а не деревянным, стоит брат-близнец московского памятника Минину и Пожарскому. Создан он был Зурабом Церетели, а установлен 4 ноября 2005 года, тогда же, когда День народного единства был признан государственным праздником.
Если же от памятника перед храмом Рождества Иоанна Предтечи пройтись по улице Минина, то минут через 10-15 окажешься уже на площади Минина и Пожарского. Она занимает целых 33 тысячи квадратных метра и тянется от Георгиевской до Кладовой башни Нижегородского Кремля. Однако символом площади считается именно Дмитровская башня, поскольку раньше она служила главным оборонным пунктом Нижнего Новгорода.
В центре площади установлен еще один памятник. На пьедестале — руководитель второго народного ополчения Кузьма Минин. Взгляд его устремлен вдаль. Сам он поднял одну руку, словно призывает людей остановиться, прислушаться, задуматься. Как и 400 лет назад.
А перед «Первым домом» (ул. Минина, 1) можно увидеть бюст Кузьме Минину работы нижегородского скульптора А. В. Кикина. Он был установлен в 1955 году.
Но это не все достопримечательности, которые можно найти на площади. В 1940 году здесь был установлен памятник Валерию Чкалову работы скульптора И. А. Менделевича. Даже застывшая фигура летчика выглядит очень гордо. Взгляд его устремлен, конечно, в небо. А за его спиной — бесконечная лестница.
Это Чкаловская лестница, ведущая к набережной Волги. Она имеет форму восьмерки или форму знака бесконечности. Сюда всегда приезжают люди, переходящие на новую ступень жизни: выпускники прощаются со школой, молодожены празднуют создание семьи.
Также на площади расположен Дворец труда, Выставочный комплекс, музей А. С. Пушкина, музей «Кладовая башня», музей в Дмитровской башне, Художественный музей в кремле, первый и второй корпуса Педагогического университета (в стенах которого в 19 веке находилась Губернская мужская гимназия), а еще множество ресторанов и кафе.
Не менее богата и история площади. Первоначально она называлась Верхнепосадской и Верхнебазарной, поскольку именно сюда вели сухопутные торговые пути, здесь велась торговля, здесь был центр Верхнего посада (верхней части города). В 1697 году был возведен Благовещенский собор, и площадь переименовали в Благовещенскую. Часть территории от спуска к Волге до Духовной семинарии с 1743 года стали называть Семинарской. Благовещенская площадь имела форму полукруга, а Семинарская — трапеции. В 1917 году их объединили, а новую площадь назвали Советская. Именно после объединения площадь и приобрела нынешнюю форму ковша. Свое современное название она получила только в 1943 году, когда был установлен первый памятник Кузьме Минину работы скульптора А. Колобова (в 1989 его перевезли в Балахну, в родной город Кузьмы Минина).
Сегодня площадь Минина и Пожарского является не только историческим и туристическим центром, но и главной площадью современного Нижнего Новгорода. Здесь проходят главные городские мероприятия, праздники и концерты.
На заставке фрагмент фото «Памятник Валерию Чкалову» flickr. com, sheska
Какие тайны хранит памятник Минину и Пожарскому
Сегодня мы отмечаем удивительную историческую дату: двухсотлетие установки памятника Минину и Пожарскому на Красной площади. Его открытие состоялось 4 марта 1818 года, и это был первый на Руси памятник, установленный в честь народных героев, а не царских особ. А до XIX века обычая возводить монументы в России и вовсе не было – в память о выдающихся событиях строили храмы или часовни.
Идея установки памятника народным героям, которые возглавили народное ополчение и в 1612 году освободили Москву от польской интервенции, принадлежала петербургскому интеллигентскому литературному «Вольному обществу любителей словесности, наук и художеств». Император Александр I отнесся к инициативе благожелательно, и в 1803 году был объявлен конкурс проектов будущего памятника и сбор средств на его возведение.
Памятник и его создатели
Победителем конкурса стал проект известного скульптора-монументалиста Ивана Петровича Мартоса. Памятник собирались установить в 1812 году, к двухсотлетию победы над поляками. Но помешала война с французами. А после победы над Наполеоном возведение монумента стало делом национального масштаба. Ведь в будущей скульптуре русское общество видело символ крепости русского духа и консолидации всего народа перед лицом чужеземных захватчиков. Поэтому памятник решено было устанавливать не в Нижнем Новгороде, как планировалось вначале, а в центре Москвы, где и совершались все судьбоносные для страны события как в 1612, так и в 1812 годах.
В 1817 году скульптурная композиция наконец была отлита, причем вся целиком. И это был своеобразный рекорд, поскольку до этого ни один памятник в Европе не был отлит одним махом. Этим занимался мастер Академии художеств Василий Екимов. На всю композицию ушло порядка 1100 пудов меди.
Основание памятника украшено двумя горельефами работы скульптора Ивана Мартоса, один из которых изображает сбор народного ополчения. И, хотя события относятся к 1612 году, на нем скульптор изобразил себя самого, провожающего двоих своих сыновей на войну с Наполеоном. На втором горельефе князь Пожарский изгоняет польских интервентов из Москвы.
Пьедестал, который состоит из трех цельных кусков гранита, изготовил мастер Самсон Суханов. Затем готовый памятник из Санкт-Петербурга отправили водным путем в Москву.
О каких событиях напоминает монумент
Почему же Минин и Пожарский оказались так любимы в народе? Ведь средства на памятник в их честь собирали всем миром. Пожертвования приходили от земств и частных лиц даже из самых дальних уголков России.
Известно, что эти герои возглавили народное ополчение, которое в 1612 году освободило Москву от польской интервенции. Именно этим событиям посвящен и День народного единства, который мы отмечаем ежегодно 4 ноября.
Но чтобы понять, насколько важным был этот момент в нашей истории, придется вспомнить, что состояние русского государства к тому времени было катастрофическим. Из-за борьбы за престол, которая развернулась после смерти царя Ивана Грозного, Россия оказалась ослаблена и расколота. Череда Лжедмитриев и других самозванцев перессорила все слои общества. Государство осталось без реальной центральной власти.
В этих условиях страна стала крайне уязвимой, чем тут же воспользовались соседи, захватившие часть русских земель. Вот что говорит в одной из своих лекций доктор исторических наук Игорь Данилевский: «Шведы на севере, поляки на западе, в Смоленске, где они захватили русскую делегацию во главе с Филаретом Романовым. Делегация эта вела переговоры с представителями польского короля Сигизмунда III. Польский король желал посадить на русский трон своего сына, малолетнего королевича Владислава».
Страна оказалась безо всякого руководства. По всей России в это время действуют самые разные вооруженные отряды. Кого там только не было. Это литовские банды, польские и шведские военные отряды, недовольные казаки, которые ходили поддерживать Лжедмитрия, но остались ни с чем. И все эти отряды безнаказанно грабили местное население по городам и деревням.
А что же в Москве? Там правила боярская Дума. Но возле столицы стояли отряды, верные Лжедмитрию II, и московские бояре их очень боялись. Поэтому они пригласили в Москву отряды поляков, захвативших Смоленск. «Оккупация поляками Кремля началась с приглашения, которое они получили от боярской Думы, а точнее, от временного правительства, которое называлось семибоярщина. Это была роковая ошибка, и последствия ее пришлось оплачивать кровью», – говорит доктор исторических наук Николай Борисов.
В этих условиях на волне народного недовольства стихийно собирается первое народное ополчение, состоящее из дворян и их холопов, казаков и необученных военному ремеслу слоев населения. Это ополчение доходит до Москвы и даже занимает Белый город, но затем встречает отпор от поляков. Но, хуже того, в их рядах начинаются принципиальные разногласия, поскольку руководители ополчения не могут найти между собой общего языка. Дворянство поссорилось с казачеством, началась взаимная резня и ополчение распалось.
Причем тут церковь
Именно в этот момент ситуация меняется. «Сейчас не все знают, что Русская церковь веками была хранительницей культуры, служила ориентиром не только духовным, общественным, но и политическим, – говорит историк, старший преподаватель Свято-Филаретовского православно-христианского института Екатерина Алексеева. – Время смуты начала XVII века – самый яркий пример объединяющей роли церкви в истории государства Российского. Никто не ожидал, что в ситуации затяжного политического кризиса можно найти выход. Бит и выгнан из столицы первый Русский патриарх, морят голодом и держат под стражей следующего святителя – патриарха Гермогена, московские бояре предали город польскому гарнизону, на русский престол готовы выбрать королевича из веками соперничающей с Русью Речи Посполитой».
Екатерина Алексеева:«Но полякам оказали сопротивление монахи Троице-Сергиева монастыря – 16 месяцев длилась оборона. Из заточения в Кремле патриарх Гермоген рассылает письма городам русским с призывом отдать свои жизни за Отечество и веру – и собирается народное ополчение. Пожалуй, не было в истории, и неизвестно, будет ли еще, другого примера, когда лучшие силы русского народа объединились не властью князя или царя, а силой веры и любви к православной церкви и Отечеству. Никогда больше не было у церкви столь естественного государственного, политического и духовного авторитета».
Подробности про Минина и Пожарского
Призыв патриарха Гермогена оказывается услышанным на востоке страны, в Нижнем Новгороде. Нижегородский земский староста, мещанин Кузьма Захарович Минин (Сухоруков), обращается ко всему народу со страстным призывом собрать средства на то, чтобы вооружить новое ополчение, которое освободило бы Москву и навело бы порядок в стране.
«Это был потрясающий шаг, который был поддержан огромным количеством людей, – говорит Игорь Данилевский. – Надо сказать, что это было настоящее народное движение, когда и городские низы, и городской посад в целом, и дворянство, и князья слились в едином порыве. И порыв этот был направлен только на одно: освобождение столицы и наведение порядка в стране».
Воевода князь Дмитрий Михайлович Пожарский, которого Минин знал лично, и к которому решено было обратиться с просьбой возглавить ополчение, к тому времени уже прославился знанием тактики и личной храбростью. Согласившись повести ополчение на Москву, он с первых дней показал себя незаурядным стратегом и искусным политиком.
Ополченцы, двигаясь на север, а затем к Москве, проходят через Балахну, Юрьевец, Решму, Кинешму, Кострому, Ярославль. К ним присоединяются всё новые и новые отряды. За полгода ополчение превращается в большую армию, которая подходит к Москве и осаждает ее. В результате второе ополчение выполняет свою миссию.
«Поляки сдают Кремль, и наступает совершенно новый период в развитии страны, – говорит Игорь Данилевский. – Теперь встает вопрос, кто же станет новым царем. Среди прочих претендентов в этих выборах участвовал и князь Дмитрий Пожарский. Но в последний момент на заседание Земского собора, который должен был решить этот вопрос, приходят казаки, которые предлагают своего кандидата. И этот кандидат устроил всех. Юный Михаил Романов, сам еще почти мальчик, но сын Филарета Романова, авторитет которого признают все слои общества. И на российском престоле оказывается новый царь, который стал родоначальником династии Романовых. Этим и завершается длительная эпоха смутного времени».
Зачем коммунисты подвинули памятник
Сейчас памятник Минину и Пожарскому стоит не там, где он был первоначально установлен. «И это символично, — говорит член Ассоциации искусствоведов, профессор Свято-Филаретовского православно-христианского института Александр Копировский. – Сейчас он находится перед храмом Василия Блаженного, и Минин рукой показывает то ли на ГУМ, то ли на Исторический музей. А раньше памятник стоял спиной к месту, на котором теперь находится ГУМ, и Минин показывал Пожарскому рукой на Кремль: «Иди и освободи!». Передвинули памятник большевики в 1931 году в связи со строительством мавзолея». Еще бы, ведь если бы памятник остался на прежнем месте, то Минин, вкладывая меч в руки Пожарского, указывал бы ему прямо на мавзолей, что рождало бы в обществе нездоровые ассоциации и новые присказки. Этого большевики никак не могли допустить. Были даже проекты по сносу и переплавке памятника. Но в результате ограничились его переносом поближе к храму Василия Блаженного.
«И это символично, – говорит Александр Копировский, – ведь в нашей стране большевики действительно многое сдвинули со своего законного и исторического места, в том числе и церковь, и народное единство, и лучшие качества народа, с которыми это единство было связано, посеяв в людях страх, вражду и недоверие. Сегодня этот, как и многие другие памятники, уцелевшие, разрушенные и перемещенные, должен напомнить нам о той России, которую мы потеряли. Пусть обращение к нашей подлинной истории ставит перед нами вопрос о том, как возродить в народе красоту, доброту, как вернуть на место то, что было «сдвинуто» и до сих пор не возвращено на свое место».
Андрей Минин
Сайт маркетолога – практика
Дмитрий Пожарский и собор Казанской иконы Божией Матери на Красной площади
Мало кто знает, что Дмитрий Пожарский, герой ополчения 1612 года после смуты и победы ополчения, пожертвовал деньги на строительство Собора, в который перенесли икону Казанской Божией Матери.
Обет Дмитрия Пожарского
Москва была освобождена от поляков 22 октября 1612 года в честь чего был организован крестный ход. Участники крестного хода торжественно внесли в город икону Казанской Божией Матери.
Князь Дмитрий Пожарский дал торжественный обет – построить храм в честь иконы Казанской Божией Матери, которая чудесным образом даровала победу русским воинам в борьбе с иностранными захватчиками.
История иконы Казанской Божией Матери
Обретение иконы датируется 1579 годом, когда сильный пожар превратил часть Казани и Казанский кремль в руины. Стрелец Даниил Онучин, чье жилье сильно пострадало от огня, сразу же начал отстраивать новый дом, и под слоем пепла обнаружил икону Божией Матери. По легенде Богородица трижды являлась во сне десятилетней дочке стрельца. Божия Матерь просила девочку отыскать спрятанную икону. Вначале ребенку никто не поверил, но отправившись в указанное место, Даниил нашёл священный образ, завернутый в ткань.
Помимо неимоверной красоты, икона оказалась чудотворной. Согласно свидетельствам, слепым она возвращала зрение, страдающие мигренью обретали успокоение от головных болей.
Тогда же было решено сделать копию образа и послать его ко двору московского царя Ивана Грозного с приложением подробных описаний истории появления и произведенных чудес. Государь был настолько очарован рассказанным, что приказал на месте приобретения иконы построить девичий монастырь. Туда же было велено доставить для сохранения чудодейственный лик.
Список Казанской иконы Божией Матери был передан князю Димитрию казанцами, присоединившимися к ополчению. Это произошло уже в 1611 году. С этого момента, собственно, Пресвятая Богородица и становится во главе ополчения в качестве духовной руководительницы народа.
Казанская икона Божией матери
С иконой Казанской Божией Матери связывают освобождение Москвы от захвативших город поляков в 1612 году. Победы русских войск в битве под Полтавой в 1709 году, а также победу в войне с Наполеоном в 1812 году также связывают с ее помощью.
Есть свидетельства о помощи иконы и во время Великой Отечественной войны. Согласно историческим документам икона Казанской Божией Матери была доставлена в окруженный фашистами Ленинград. Здесь ее пронесли по окраинам блокадного города – и он выстоял. Затем икону перевезли в Москву – и немцы были разгромлены. После этого пред нею отслужили молебен в Сталинграде – и битва была выиграна Красной Армией.
Первый храм Казанской иконы Божией Матери
Каменный храм Казанской иконы Божией Матери
После пожара, на месте деревянного храма в 1632 г. возвели каменный собор по велению царя Михаила Федоровича Романова и на средства царского семейства Романовых. Здесь служили известные старообрядцы: Григорий Нейронов и протопоп Аввакум. построенный, был освящен
Освящение главного престола Казанского Собора произошло в 1636 году.
Год спустя был устроен Северный его придел во имя равноапостольного Аверкия, епископа Иерапольского, день памяти которого – 22 октября – ознаменовался освобождением Китай-города. 3 октября 1647 года состоялось освящение Южного придела во имя святителей Гурия, архиепископа Казанского, и Варсонофия, епископа Тверского.
Казанский собор был приходской церковью Московского Университета, в нем получил благословение победитель Наполеона — фельдмаршал Михаил Кутузов.
Реконструкция Собора
Собор неоднократно перестраивался — в 1760-х, 1805, 1825, 1865 гг.
Казанский собор Москва. (Нач. XX века.)
В конце XVIII в. храм был реконструирован в стиле классицизма. Церковь утратила несколько приделов и превратилась в непримечательное здание, мало чем отличающееся от характерных построек.
В начале 1800-х годов разобрали и шатровую колокольню, которую заменили современной.
В 1920-е гг. собор некоторое время был захвачен обновленцами. В 1928 г. была снесена колокольня собора. В 1930 г. Казанский собор был закрыт, а в 1936 г. — снесен.
В 1920-е гг. собор некоторое время был захвачен обновленцами. В 1923 г.на средства прихода была начата реставрация Собора под руководством известного архитектора П.Д Барановского. Перед ее началом П.Д. Барановский успел сделать обмеры храма. В 1928 г. была снесена колокольня собора. В 1930 г. Казанский собор по ходатайству сотрудников Государственного Исторического музея закрыт.
Летом 1936 года Казанский храм был разобран.
Восстановление Казанского собора
Во второй половине 1980-х годов среди жителей столицы возникло движение за восстановление Собора Казанской Божией Матери на Красной площади. 5 июня 1990 года Исполком Моссовета принял решение о восстановлении храма. 4 ноября этого же года, в праздник Казанской иконы Божией Матери, после Божественной Литургии, совершенной Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II в Успенском Соборе Кремля, многолюдный крестный ход во главе с Предстоятелем Русской Православной Церкви направился к месту будущего строительства. Его Святейшество освятил закладной камень, заложил капсулу и освятил крест, установленный на месте строительства храма. В дар храму он передал Казанскую икону Божией Матери, которая ныне находится в местном ряду главного иконостаса.
Заново возведенный на средства, собранные всей православной Россией, этот храм явился зримым свидетельством пробуждения исторической памяти нашего народа. 4 ноября 1993 года Святейший Патриарх Алексий II освятил возрожденный Казанский Собор. Роспись была начата в ноябре 1996 года и производилась в строгом соответствии с описанием исторического облика Собора.
Собор Казанской Божией Матери на Красной площади был воссоздан в первоначальных формах как «памятник воинской славы» в 1993г. на народные пожертвования.