храм мины старая русса

Церковь Святого великомученика Мины. XV век.

Церковь Мины Мученика является самой своеобразной постройкой классического периода новгородского зодчества, где причудливо сочетаются черты архаики и новизны. Церковь сильно пострадала во времена шведской интервенции. Памятна церковь преданьем: здесь ослепли шведы, когда по приказу военачальника попытались въехать в храм на конях после разорения города.

храм мины старая русса

Церковь во имя святого мученика Мины расположена в южной части Старой Руссы, вдали от центра, напересечении Георгиевской улицы и Писательского переулка. По соседству находятся Георгиевская церковьи Дом-музей Ф. М. Достоевского. Относится к типу четырёхстолпных, одноглавых, одноапсидных храмов сподцерковьем.

храм мины старая русса

Точная дата строительства храма неизвестна, так как памятник не имеет летописной датировки.

храм мины старая русса

Самое первое упоминание — в Писцовой книге Шелонской пятины 1497/1498. Долгое время авторы, писавшие обистории Старой Руссы, указывали на древность церкви, не пытаясь установить точное времястроительства.
Церковь Мины была разграблена в годы шведской оккупации. Писцовая книга 1624 года сообщает: «На Мининской улице церковь каменная во имя великомученика Мины, пуста, церковное строенье поимали неметцкие люди во сто двадцать во втором году (1614)». Во второй половине 1650-х годов храм был возобновлён на средства Иверского монастыря, а в 1751 году полностью отремонтирован.

храм мины старая русса

Храм имел большой приход. Кроме городских домов, к нему были приписаны 15 деревень, расположенных по берегамреки Порусьи. Уменьшился приход лишь в 1832 году, когда деревни были отписаны к Духовской церкви и Косинской, а оставлено всего 5 деревень, до тех пор не образовался невдалеке от города новый Спасительский приход. Но зато в том же году к мининскому приходу были приписаны прихожане Вознесенской и Димитриевской церквей. 1874 году церковь была обращена в теплую, а в 1887 году оштукатурена и побелена. Однако постепенно роль храма сокращалась, в нем осуществлялись только праздничные службы.

храм мины старая русса

После Октябрьской революции некоторое время храм оставался действующим. Но в 1937 году был закрыт и перешёл в ведение горисполкома.

храм мины старая русса

В годы Великой Отечественной войны храм сильно пострадал. В своде алтаря имелась огромная пробоина,утрата кладки и многочисленные трещины. Деревянные части были полностью утрачены.

В 1874 году рядом с церковью была построена деревянная колокольня «тщанием церковного старосты Михаила Быкова». Она была решена в модном «русском стиле», имитируя старину. Документ 1910 года сообщал: «Колокольня над папертью деревянная в один ярус. Высота её от земли до карниза 5 1/2 саж., адо креста — 8 саж. Обшита тёсом и окрашена масляной зелёной краской по железу». Четыре колокола были перенесены с разобранной Вознесенской колокольни.

храм мины старая русса

С церковью святого Мины связана легенда. Во время шведского нападения на Русу воины Делагарди на лошадях въехали в храм и тут же ослепли. Полководец, пораженный этим событием, послал всех слепцов в Швецию, в доказательство чудес, какие творятся в православных русских храмах.

Увидеть своими глазами церковь св. Мины и другие древние храмы Старой Руссы можно на экскурсии «Тысячелетие православия».

Источник

Старая Русса. Церковь Мины великомученика.

Карта и ближайшие объекты

храм мины старая русса

Статьи

В настоящее время церковь находится в печальном состоянии. К церкви Мины были приписаны церкви, не сохранившиеся до наших дней: Дмитриевская церковь с приделом во имя Рождества Богородицы и деревянная церковь во имя Вознесения Господня.

Церковь св. великомученика Мины.

Отсутствие известий о времени появления храма. Основные архитектурные формы. Святыни церковные.

Травой муравой заросла дорожка среди людного, шумливого когда-то Мининского конца между реками Порусьею и Перерытицею. С давних пор так назывался этот конец, а назывался потому, что стояла здесь древняя церковка в честь св. мученика. В глубине столетий скрываются преданья о начале ее. Пережила она и нашествия литовские, и смутное время. В последнее нашествие враги разорили церковь; раз­грабили ее драгоценности; и остались только толстые каменные стены, сложенные из кирпича, дикого камня и плиты с желез­ными связями. Крепко строили в древности каменщики, уцелели стены церковные от разоренья. Да памятна была церковь и ворогам. Преданье говорит, что в ней ослепли шведы и их лошади, когда они, за неименьем пристанища, после разорения города вошли в храм вместе с конями. Делегарди, пораженный этим событием, послал всех слепцов в Швецию, в доказательство чудес, какие творятся в православных русских храмах. После этого почти полтораста лет стояли еще стены храма запустелые, заброшенные. Наконец, собрались с силами прихожане, возобновили его, а с запада пристроили деревянный притвор-трапезу с сенями. Это было уже в 1751 году 1).

1) Как видно из надписи на храмозданном кресте, хранящемся в алтаре, а сделано все было по благословению святителя Стефана Каллионовского.

С тех пор и стоит церковь, постоянно поновляясь щедрыми храмолюбцами. (Например, в 1874 году она была обращена в теплую, а в 1887 году оштукатурена и побелена). Большой был и приход при этом храме. Кроме городских домов, к ней приписаны были 15 деревень, расположенных по берегам Порусьи-реки. Уменьшился приход лишь в 1832 г., когда деревни были отписаны к Духовской церкви и Косинской, а оставлено всего 5 деревень, да и то пока не образовался невдалеке от города новый Спасительский приход. Но зато к мининскому приходу были припи­саны прихожане (1832 г.) Вознесенской и Димитриевской церквей.

В настоящее время древняя церковь замерла. Редко в ней служится служба Божия. Приписали к Мининской церкви Димитриевскую, а теперь и служить стали там. Древний храм остается лишь для праздничных служб, да как памятник прошлого пережитого.

Невелика церковь по своим размерам. Длина ее с притвором 8 саж. и 1 арш., ширина 4 сажени, а вышина с главою и крестом 7 саж. 1 арш. В древности она, по-видимому, состояла лишь из одного основного каменного четверика с выступом на восточной стороне для алтаря, а с запада к этому четверику теперь примыкает притвор с сенями и небольшою колоколенкою. Главный четверик храма покрыт на четыре ската, а над кровлею возвышается небольшая глава с крестом. Неровные, толстые снизу и утончающиеся кверху стены разбиты пиля­страми, с арками вверху, на три части. Алтарная апсида укра­шена колонками и арочками. Таков внешний вид церкви. Внутри она представляет из себя обычный храм новгород­ской постройки с характерною массивностью стен, просто­тою и даже грубостью устройства.

Впереди открывается трехъярусный иконостас, причем, образа двунадесятых праздников расположены в два ряда. Все св. образа переписаны и поновлены в недавнее время, только в нижнем ярусе обращает на себя внимание местный храмовой образ св. великомученика Мины в чудесах. Свя­того, восседающего на троне в полном воинском одеянии с медальоном Христа на груди, окружают по полям изображения чудес и страданий его в 20 клеймах. Ясно, от­четливо исполнены черты лика св. великомученика, в них видна рука древних благоговейных художников иконописцев. Возможно, что этот образ современен построению храма и написан еще до последних литовских разорений, а если и поновляли его в последние века, то эти поновления все же не могли сгладить всей красоты древнего отеческого письма. На великомученике серебряная риза с венцом, украшенным дорогими камнями, а на чудесах риза медная посеребренная.

Обращает на себя внимание еще местный образ Господа Вседержителя по стильному, древнему письму, по взору Спасову открытому, ясному, как бы испытующему с кротостью помышления приходящих к Нему.

В притворе церкви стоят образа, собранные, по-видимому, из разных церквей н даже из иконостасов, как например, образ благоразумного разбойника. Тут же небольшой образ св. великомученика Власия в чудесах сравнительно древнего письма, тут же несколько символических картин на полотне позднего происхождения.

В алтаре хранится еще напрестольный осьмиконечный сребропозлащенный крест с обычными чеканными изображениями и буквами: К. Т. Н. И. К. А. М. Л. Р. Б. Г. Г. Г. А. На другой стороне креста — надпись: «В лето 7182 (1674) года мая, в 3 день, сотворен сей крест по благословению иверскаго архимандрита Евмения, тщанием соборнаго старца Ионы со всею во Христе с братиею». Тут же находится еще евангелие 1657 года в кованом окладе, и старые оловянные сосуды, напоминающие о бедственных годах в истории церкви.

С запада к церковным сеням примыкает небольшая, всего о двух ярусах, деревянная колоколенка, а на ней висят 5 колоколов — один большой в 25 пудов, да 4 зазвонных.

Так и стоит ныне эта древняя церковка в мирном, уютном уголке города вдали от шума жизни, как бы ото­шедшая, отставшая от быстротечного времени, от вечных перемен в жизни человеческой. Многие считают ее древнейшею в Старой Руссе. Правда, стены ее говорят о древнем происхождении, но какая из церквей самая древняя, трудно решить, пока какие-нибудь новые открытия не осветят этого вопроса. Одно можно сказать, что она существовала еще до смутного времени, и начало ее теряется в глубине столетий.

Было время, когда около нее был большой приход, и много собиралось в нее богомольцев, но теперь все затихло. Зато оживленнее стало около приписных к ней церквей.

В. Пылаев «Старая Русса». Сергиев Посад Типография Св.-Тр. Сергиевой Лавры. 1916. http://russa.narod.ru/books/pilaev/005.htm

Церковь великомученика Мины удивительна по древности архитектурного исполнения. Построена на твердом основании: стены весьма толстые, выложены из кирпича, обожженного особым способом, природного камня, и плиты с железными связями; по 4 пилястры с разными украшениями находятся на каждой стороне церкви. «В длину церковь имеет 8 сажен 1 аршин, ширина составляет 4 сажени 1 аршин, вышина до кровли 4 сажени, а с главою и крестом 7 саженей 1 аршин».

Те достопримечательности, которые имела церковь, сейчас могли бы составить гордость любого музея. Это храмовой образ святого мученика Мины в чудесах, напрестольный восьмиконечный крест посеребрённый и позолоченный, Евангелие, окованное на ножках, издания 1657 года. В XVII веке для церкви наступили тяжелые дни. В 1614 году она была разорена шведами и литовцами и долгие годы находилась в полном запустении. Предание гласит, что шведы, не найдя пристанища в городе, который они разрушили, въехали на лошадях в храм и ослепли. Военноначальник шведов отправил слепцов на родину, чтобы живым примером показать согражданам, какие чудеса происходят в русских православных храмах.

Уже в 1751 году стараниями прихожан и архиепископа Стефания Калиновского храм был восстановлен. В 1874 году была выстроенная каменная колокольня и трапезная. Во время раскопок была найдена часть церковного кладбища, где обнаружено 43 погребения XVI—XVIII веков. В результате раскопок было выяснено, что этому каменному храму предшествовали два деревянных, которые были уничтожены пожарами.

Источник

Церковь святого Великомученика Мины

храм мины старая русса

По своему облику, размерам и форме кирпичей, декору и архитектурно-конструктивным особенностям церковь, вероятно, относится к XV веку, а возможно к 30-40 годам XV века. Церковь имела подцерковье, на втором этаже находился непосредственно храм. Аспида декорирована вертикальными жгутами и арочками. В XV веке церковь была перекрыта позакомарно, что достаточно редко в Новгородской земле в этот период.

Во время описи города Старой Руссы Александром Чоглоковым и Добрынею Семёновым, в 1625 году, церковь представляется вместе с другими церквями, разорённая литовцами и шведами в 1614 году и с того времени находилась в запустении до 1751 года. По преданию, в ней ослепли шведы, когда, не имея пристанища в разоренном и разрушенном городе, на конях въехали в храм. Шведский военачальник послал слепцов в Швецию как доказательство чудес, творящихся в православных русских храмах.
В 1751 году храм был возобновлен стараниями архиепископа Стефания Калиновского и прихожан.

В 1874 году храм перестраивался; была пристроена трапезная и построена каменная колокольня.

Церковь Великомученика Мины замечательна по древности своей архитектуры. Утверждена на твёрдом основании: стены её очень толсты и кладка их состоит из обожжённого кирпича, дикого камня и плиты с железными связями; на каждой стороне церкви находится 4 пилястры с разными украшениями.

К достопримечательным предметам в церкви относятся

В настоящее время церковь находится в печальном состоянии. К церкви Мины были приписаны церкви, не сохранившиеся до наших дней: Дмитриевская церковь с приделом во имя Рождества Богородицы и деревянная церковь во имя Вознесения Господня.

Источник

Церковь Святого Великомученика Мины в Старой Руссе

Описание

храм мины старая русса

памятник архитектуры (федеральный)

Церковь Святого великомученика Мины — ныне недействующий православный храм в Старой Руссе.

История

Церковь во имя святого мученика Мины расположена в южной части Старой Руссы, вдали от центра, на пересечении Георгиевской улицы и Писательского переулка. По соседству находятся Георгиевская церковь и Дом-музей Ф. М. Достоевского. Относится к типу четырёхстолпных, одноглавых, одноапсидных храмов с подцерковьем.

Дата строительства

Точная дата строительства храма неизвестна, так как памятник не имеет летописной датировки. Самое первое упоминание — в писцовой книге Шелонской пятины 1497/1498. Долгое время авторы, писавшие об истории Старой Руссы, указывали на древность церкви, не пытаясь установить точное время строительства. В 1885 году краевед М. И. Полянский пишет в своей книге «Иллюстрированный историко-статистический очерк города Старой Руссы и Старорусского уезда»: «… и по способу кладки стен можно заключить, что Мининская церковь самая древнейшая в г. Старая Русса». Священник В. Пылаев подтверждает: «Многие считают ее древнейшею в Старой Руссе. Правда, стены ее говорят о древнем происхождении, но какая из церквей самая древняя, трудно решить, пока какие-нибудь новые открытия не осветят этого вопроса. Одно можно сказать, что она существовала еще до смутного времени, и начало ее теряется в глубине столетий.» Современные историки и архитекторы также не могли точно указать дату строительства. В 1944 году ленинградский архитектор С. Е. Бровцев писал: «Церковь Мины — древнейший памятник архитектуры Руссы — очень напоминает новгородскую Нередицу и другие подобные храмы XII века. Правда, датирование церкви Мины XII века очень трудно. Вероятно, всё-таки, это более поздний памятник.» Л. Г. Дробышевский относил памятник к XIII веку. Краевед И. Н. Вязинин указывает даты «XIV век», а в более поздних изданиях — «не позднее XV века».

В послевоенном официальном Списке памятников архитектуры Новгородской области (1945—1946) церковь Мины датируется 1371 годом. В 1939 году директор Новгородских музеев А. А. Строков на основании натурного обследования отнёс время строительства храма к XV веку. И. В. Антипов, который провёл археологическое исследование кладки в 2002 году, делает вывод: «… совокупность технико-технологического, типологического и стилистического критериев даёт нам возможность датировать церковь св. Мины 1410—1430-ми гг., с большей долей вероятности можно считать, что церковь появилась во второй половине 10-х—20-х гг. XV в.». Также в результате раскопок стало известно, что каменному храму предшествовали два деревянных, которые были уничтожены пожарами.. В. А. Ядрышников предполагает, что первая церковь была поставлена в Русе в конце 1370-х. После того, как её уничтожил пожар, на рубеже XIV—XV веков была срублена новая, а уже в конце 1410-х годов был сооружён каменный храм, дошедший до наших дней..

Судьба храма

Церковь Мины была разграблена в годы шведской оккупации. Писцовая книга 1624 года сообщает: «На Мининской улице церковь каменная во имя великомученика Мины, пуста, церковное строенье поимали неметцкие люди во сто дватцать во втором году (1614)». Во второй половине 1650-х годов храм был возобновлён на средства Иверского монастыря, а в 1751 году полностью отремонтирован. Храм имел большой приход. Кроме городских домов, к нему были приписаны 15 деревень, расположенных по берегам реки Порусьи. Уменьшился приход лишь в 1832 году, когда деревни были отписаны к Духовской церкви и Косинской, а оставлено всего 5 деревень, до тех пор не образовался невдалеке от города новый Спасительский приход. Но зато в том же году к мининскому приходу были приписаны прихожане Вознесенской и Димитриевской церквей. 1874 году церковь была обращена в теплую, а в 1887 году оштукатурена и побелена. Однако постепенно роль храма сокращалась, в нем осуществлялись только праздничные службы.

После Октябрьской революции храм 20 лет оставался действующим. Но после ареста 12 февраля 1938 года его настоятеля протоиерея Николая Бакланова (расстрелян 6 марта 1938) храм был закрыт и перешёл в ведение горисполкома.

В годы Великой Отечественной войны храм сильно пострадал. В своде алтаря имелась огромная пробоина, утрата кладки и многочисленные трещины. Деревянные части были полностью утрачены.

Реставрационные работы были проведены в 1948—1949 годах: заделаны пробоины, сделана временная кровля из рубероида, восстановлен обрушенный участок конхи. Эти работы велись без исследований. Вторым этапом стал комлекс мероприятий в 1960—1962-х годах под руководством Л. М. Шуляк. В ходе работ была починена кладка стен, конхи и портальной арки. Заменена временная кровля, заложены проёмы XIX века, восстановлен декор на фасадах. После реставрации памятник не использовался и постепенно разрушался.

В акте осмотра 1988 года техническое состояние храма было определено как неудовлетворительное, а местами — аварийное. На стенах наблюдались многочисленные трещины, были утрачены некоторые элементы, повреждена кровля. В конце 1980-начале 1990-х годов были начаты комплексные исследования под руководством Г. М. Штендера, которые вскоре были остановлены.

В 1994 году Г. П. Никольская предложила два варианта реставрации: на первоначальную дату и в формах XVIII века, то есть без деревянных построек. В конце 2002 года Федеральным научно-методическим советом при Министерстве культуры РФ был утверждён второй вариант. Однако работы шли с большим трудом и были завершены лишь в 2008 году.

Проектные и реставрационные работы сопровождались археологическими раскопками. В 2007 году при прокладке инженерных коммуникаций была вскрыта часть церковного кладбища. на котором было обнаружено 43 погребения, датируемые XVI—XVIII веками.

Архитектура

Храм представляет собой небольшую (8,4-8,5-8,2—8.3 без апсиды) кубическую постройку с одной сильно выдвинутой апсидой, четырьмя квадратными столбами внутри, соответствующими им узкими лопатками на фасадах, позакомарным завершением, одной главой. В западной части находятся хоры. С самого начала было устроено невысокое подцерковье (2,4 м). В церковь, располагавшуюся на втором этаже. можно было попасть по крыльцам с северной и западной сторон; в подцерковье вёл вход с севера. Постройка отличается толстыми стенами (1,2—1,3 м). Снаружи стены расчленены на 3 части лопатками, соединёнными вверху полукружиями. Сохранился декор из бегунца, поребрика и арочек. Арсида украшена аркатурой из валиков. Фундамент состоит из четырёх рядов валунов и четырёх рядов плитняка, на стыке фундамента и стен имеется цоколь шириной 30-40 см.

Окна были расположены в три яруса, однако позднее некоторые верхние проёмы были растёсаны. Они — небольшие, узкие, с прямой перемычкой, заглублены в нишу с полуциркульным завершением. Закомары декорированы фризами. На северном и западном фасадах находятся каменные вкладные кресты, которые в древности выполняли охранительную функцию.

Колокольня

В 1874 году рядом с церковью была построена деревянная колокольня «тщанием церковного старосты Михаила Быкова». Она была решена в модном «русском стиле», имитируя старину. Документ 1910 года сообщал: «Колокольня над папертью деревянная в один ярус. Высота её от земли до карниза 5 1/2 саж., а до креста — 8 саж. Обшита тёсом и окрашена масляной зелёной краской по железу». Четыре колокола были перенесены с разобранной Вознесенской колокольни.

Колокол из Любека

Одним из колоколов, перенесённых на колокольню, был колокол из немецкого города Любека. На нём имелась латинская надпись с датой и местом изготовления: «Albert Benninck me fecit Lubeck anno 1672» («Альберт Беннинк меня вылил в Любеке 1672 года»). Каким образом попал он в Старую Руссу достоверно не известно. Возможно, это произошло во времена Ганзейского союза, с которым Руса имела торговые отношения наряду с Новгородом. Вероятно, кто-то из богатых местных купцов сделал щедрый подарок своему приходскому храму, и с тех времён колокол находился в городе. При инвентаризации колоколов в 1931 году он был отнесён к числу семи колоколов Старой Руссы, представляющих историческую ценность и не подлежащих изъятию Долгое время он считался утерянным в годы войны.

В августе 1941 года Старая Русса была оккупирована немецкими войсками. Колокольню церкви Мины было решено использовать в качестве смотровой площадки. При осмотре здания командир шлезвигских сапёров обнаружил колокол. Генеральное командование корпуса приняло решение переправить колокол на историческую родину и «… передать его в качестве подарка от шлезвиг-хольцштейнского корпуса, тесно связанного с его гарнизонным городом как „Ильменский колокол“, чтобы найти ему применение при восстановлении одной из древних церквей города».3 декабря 1942 года колокол доставлен по железной дороге в Любек и передан старшине гарнизона. 5 января 1943 года он размещён в вестибюле госпиталя Святого духа, 19 января — состоялась торжественная передача городу. Затем колокол был помещён на нижних хорах церкви Святой Катарины, ставшей музеем, где и хранился в течение последующих лет. Полевая газета «Feldzeitung von der Maas his die Memel» от 3 декабря 1942 года разместила статью об этой находке под названием: «Eine deutsche Glocke klang am Ilmensee». Эта газета во время наступления попала в руки бойцу Николаю Михайловичу Поликашёву, уроженцу Старой Руссы. Увидев фотографии родного города, он сохранил статью. Лишь спустя 50 лет рассказал о ней местному краеведу Нине Леонтьевне Богдановой. Так был найден след колокола. Обратившись к властям Любека, рушане получили согласие на возвращение колокола в Старую Руссу. 17 февраля в в сопровождении немецкой делегации во главе с Генеральным консулом Германии в Санкт-Петербурге Ульрихом Шенингом он был перевезён в Старую Руссу. И 18 февраля 2001 года в день освобождения города от немецко-фашистских захватчиков колокол был официально передан руководству и жителям. В настоящее время колокол установлен в выставочном зале музея Северо-Западного фронта

Святыни

Легенда

С церковью святого Мины связана легенда. Во время шведского нападения на Русу воины Делагарди на лошадях въехали в храм и тут же ослепли. Полководец, пораженный этим событием, послал всех слепцов в Швецию, в доказательство чудес, какие творятся в православных русских храмах.

Источник

Активисты из Старой Руссы встали на защиту церкви великомученика Мины

храм мины старая русса

Каждый год в весенне-летний период в Старой Руссе общественностью поднимается одна и та же проблема – кто должен содержать территорию у церкви великомученика Мины?

В этот раз вопрос подняли местные экскурсоводы, которым стыдно рассказывать туристам о памятнике культуры федерального значения, заросшем травой настолько, что его заброшенность не вяжется со статусом.

храм мины старая русса

Порою, мы не понимаем, какими раритетами владеем, как трепетно нужно беречь их, не перекидывая на плечи друг другу обязанности по их содержанию. Но амбициозно заявляем: «Мы гордимся Старой Руссой!»

Судите сами, памятник зодчества настолько древний, что специалисты разошлись во мнении о его датировке – от XIII до XV века. В стенах храма как нигде лучше просматривается и древний строительный материал — ракушечник и известняк, и мастерство новгородских реставраторов, сумевших максимально восполнить первозданную кладку после разрушений во время Великой Отечественной войны.

Проблема содержания церкви недавно была вынесена на общественную платформу сетевого ресурса «ЧП Старая Русса» с надеждой, что ею заинтересуются чиновники, от которых зависит состояние городского объекта, являющегося частью исторического поселения. Но, к сожалению, быстрого реагирования не произошло. А вот участники группы ЧПэшников разделились на сочувствующих, вопрошающих и осуждающих. Причем последние осудили экскурсоводов, которые, по абсурдному убеждению, должны сами обихаживать объекты, входящие в экскурсионную программу. Вот им-то позволю себе напомнить, что на территории Старой Руссы 64 памятника культурного наследия, каждый из которых закреплен за соответствующими структурами. И если так вышло, что один из восьми сохранившихся старорусских храмов – церковь великомученика Мины – находится в ведении управления Росимущества Новгородской области, которое не может или не в силах обеспечить должного ухода за памятником культурного наследия, то почему бы не заявить об этом во всеуслышание, чтобы проблема решилась раз и навсегда?

храм мины старая русса

Однако, среди посетителей указанного сетевого ресурса, активных и воинствующих, умничающих и обличающих, нашлись люди, которые, не вступая в дебаты, не дожидаясь призыва из вне, не афишируя свои христианские воззрения, никому не говоря ни слова, просто взяли инструменты и приехали к заброшенному храму.

Супруги Александр и Марина Квач, призвав на помощь своего внука Дмитрия, вместе с подоспевшими к ним сотрудниками дома-музея Ф.М. Достоевского в три бензокосы жарким воскресным вечером три с половиной часа обкашивали мининские заросли, сгребали их и выносили «на задний двор». Оставили нетронутым лишь островок с ромашками – уж очень красиво они смотрятся на фоне древнего известняка. То, что не успели вынести они, убрали на следующий день Екатерина Алексеева с внучкой – еще одни энтузиасты.

храм мины старая русса

В прошлый раз в одиночку с этой работой справился Олег Долгих, сотрудник комитета культуры. В следующий раз найдутся другие патриоты… Но хотелось бы, чтобы у церкви Мины был настоящий хозяин – в лице ли представителя Росимущества, которого нет в Старой Руссе, или в лице руководителя МБУ «Административное управление городским хозяйством», которого тоже как будто бы нет…

Меж тем, сейчас объект разрушается от вандалов. Во время обкоса территории по периметру церкви рушане нашли надписи маркером на северной стене, выбитые ступени и разрушенные перила крыльца. Детали конструкции валяются там же. И если ступени удалось общими усилиями поднять и установить на место, то для монтажа перил и балясин требуется мастер-специалист. Кроме того, утрачена секция металлической ограды, об установке которой, как выяснилось, никто в администрации муниципалитета не помнит.

храм мины старая русса

Справедливости ради надо сказать, что там, в администрации Старорусского района, давно думают, как решить проблему с содержанием памятника зодчества. Епархия церковью не занимется – не ее это собственность. Из федерального бюджета деньги на обеспечение поддержки состояния храма не поступают. Из муниципального направлять хотя бы незначительные суммы нельзя по законодательству – наказуемо. Думы продолжаются.

Поскольку знаю, что скоро только сказка сказывается, надеюсь на внимание к старорусской церкви великомученика Мины со стороны представителей торговли, которым будет интересно узнать, что Мина Котуанский являлся покровителем купечества. Ведь не случайно ж храм построен именно в те времена, когда в Руссе развивались торговые отношения… Кроме того святой Мина известен и как помощник в исцелениях от разнообразных заболеваний — по молитвам…

Напомню, что египтянин Мина, такой же воин, как Федор Стратилат или Георгий Победоносец, пострадал за веру во Христа в конце III века. Согласно жития святого, он был замучен в пытках, обезглавлен и сожжен. Но его останки сберегли, рискуя жизнью, православные, и до сих пор они покоятся в Александрии, в соборе, посвященном великомученику. Его глубоко почитают в Греции и на Кипре, куда ежегодно в день его памяти 11 ноября стекаются паломники со всего мира. Они поклоняются перенесенным частичкам мощей великомученика и иконе, на которой святой Мина изображен с Христом на груди — он ни разу в жизни не изменил своей вере и словам: «Я со Христом был, есть и буду». Особо чтят святого и в египетском Луксоре, в коптской церкви, что на восточном берегу Нила.

Незримой, исторически необъяснимой пока связующей нитью между северо-восточной Африкой, средиземноморским побережьем и новгородской Руссой является небольшой древний храм. И хотя ему давно посвящены стихи и романсы, он в Старой Руссе остается пока забытым.

Есть в Старой Руссе церковь Мины.
Там, у заросшего пруда
Стоит она, тиха, пустынна,
Забыта всеми навсегда.

В нелепом этом запустенье
Камней, столпов, крутых апсид
Витает благовест терпенья
И всепрощения обид…

Не знаю, молятся ли храмам
Заброшенным, но только здесь
Я был овеян ветром странным,
Как бы ниспосланным с небес.

И ощутил не на мгновенье,
Что от всего остались нам
Вот этот благовест терпенья
Да, словно Русь, забытый храм, —

Которые в безмолвной стыни
Вот-вот исчезнут в никуда…
Есть в Старой Руссе церковь Мины,
Там у заросшего пруда.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *