храм на краснопролетарской улице
Храм на краснопролетарской улице
Слез твоих теченьми пустыни безплодное возделал еси, и иже из глубины воздыханьми во сто трудов уплодоносил еси, и был еси светильник вселенней, сияя чудесы,
Пимене, отче наш, моли Христа Бога спастися душам нашим.
Светлых подвиг твоих, преподобне отче, наста днесь святая память твоя, души благочестивых веселящи, Пимене богомудре, отче наш преподобне.
О дивный угодниче, преподобне отче наш Пимене, недоумеем мы, грешнии, по долгу восхвалити тя. Был бо еси монахов образ, исцелений податель, пустыни житель, безмолвия рачитель, страстей искоренитель и всякия добродетели учитель. Сего ради умильно к тебе припадаем и смиренно просим: от сокровищницы твоея подаждь и нашему убожеству. Смирением твоим нашу гордыню низложи; безстрастием наши страсти попали; бодрствованием дух лености от нас отжени; слезными токи наше нечувствие пробуди; бдением от нерадения нас возстави; молитвами в нас пламень молитвы возжги; любовию нас братолюбны сотвори; подаждь же нам дух кротости и смирения, дух чистоты и благочестия; от страстей убо нас свободи и ко истинному покаянию приведи. Ты бо во уме твоем непрестанно имел еси на Кресте распятаго за нас Сына Божия. Того сладчайшее Имя во уме и сердце непрестанно имети и нам, окаянным, подаждь, да любовию Тому горяще и грехи наша помышляюще, страшный оный День судный сретити уготовимся и в Царствие Небесное внити с тобою и всеми святыми сподобимся, славяще Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.
«Радуйся, светильниче молитвы неугасающий!»
О дин из величайших представителей древнего монашества, преподобный и Богоносный отец наш Пимен Великий родился около 340 года в Египте. С раннего детства преподобный выразил особенное расположение к монашеству как к духовной науке, как к науке из наук. Совсем еще молодым юношей с двумя своими братьями он ушел в один из монастырей в египетской пустыне Скитос, где все трое приняли иноческий постриг в 356 году. Проводя время в строгом посте и молитвенных подвигах, преподобный достиг такой высоты добродетелей, что вошел в совершенное безстрастие.
Для многих иноков авва Пимен был духовным наставником и руководителем. Для назидания себя и других они записывали его наставления, полные глубокой мудрости и облеченные в простые, доступные всем формы. Авва Пимен говорил: «Человеку необходимо соблюдать три главных правила: бояться Бога, часто молиться и делать добро людям. Злоба никогда не уничтожит злобы; если кто тебе сделал зло, сделай ему добро, и твое добро победит его злобу».
Изречения аввы Пимена, его образ мыслей всегда всеми святыми иноками признавались драгоценным, бесценным сокровищем, духовным заветом и наследием православному монашеству.
Прославившись святостью своей жизни и глубокой назидательностью своих поучений, имея около 110 лет от рождения, египетский пустынник скончался ок. 450 г. Вскоре же он был признан святым угодником Божиим и в знак великого смиренномудрия, скромности, правдивости и самоотверженного служения Богу получил наименование Великий.
Жизнь преподобного Пимена Великого, его служение людям являют нам яркий пример духовной красоты и величия православного подвижничества IV – V веков.
Память преподобному Пимену Великому Церковь празднует
27 августа (9 сентября н. ст.)
«Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущие.
Аще не Господь сохранит град, всуе бде стрегий.»
(Пс. 126, 1)
З авещанное преподобным Сергием Радонежским, святым «игуменом земли Русской», почитание Святой Троицы стало одной из наиболее глубоких и самобытных черт русской церковности. В старину на Руси возводилось множество храмов и обителей во имя Троицы Живоначальной «чтобы постоянным взиранием на Нее побеждался страх ненавистной розни мира сего».
В дореволюционной златоглавой Москве, среди её древних святынь насчитывалось около пятидесяти Троицких церквей. Однако некоторые их них были названы не по посвящению главного Троицкого престола, а по имени святого, во имя которого был освящен один из церковных приделов – два Сергиевских, два Никольских… и два Пименовских храма, старый в Старых Воротниках и новый в Новых Воротниках, что в Сущеве.
По милости Божией, под Покровом Пресвятой Богородицы, молитвами преподобного Пимена Великого и под Первосвятительским омофором Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла храм и приход преподобного Пимена Великого в Новых Воротниках и ныне продолжает свое служение во славу Божию, в лоне Русской Православной Церкви.
Начало истории этого храма относится к середине ХVII века. Основание ему было положено в 1658 году, в царствование государя Алексея Михайловича (1645-1676) при Патриархе Никоне (1652-1666).
Государь Алексей Михайлович
Время не сохранило имен основателей храма, однако известно, что построен он был слободой воротников – особого отряда ратных людей, охранявших воротные (т.е. проездные) башни крепостных стен Москвы в XIV-XVII веках.
Воротники были частью постоянного гарнизона крепости и относились к разряду служилых людей «пушкарского чина», т.к. в широкий круг их обязанностей входило обслуживание имевшейся при крепостных воротах артиллерии. Основной же обязанностью воротников было несение постоянной караульной службы у крепостных ворот, запиравшихся на ночь, хранение ключей от них и защита их при нападении врагов, а также выполнение некоторых технических функций, т.к. воротные башни средневековой крепости были весьма сложным инженерным сооружением, требующим определенных технических навыков.
Жили воротники закрытыми слободскими поселениями сначала у башен Кремля, а затем у ворот Белого города, в Земляном городе. Они имели земельные наделы, могли заниматься огородничеством и разными ремеслами, но всегда должны были быть готовы на государеву службу. Вступавший в воротники «приводился к вере» (т.е. к присяге): «Будучи в той воротничьей службе, всякую его государеву службу служить и на карауле стоять, где по наряду указано будет, со своею братиею в равенстве».
«Москва. Ворота Белого Города, XVII в.» Художник А. Васнецов
При государе Алексее Михайловиче «тишайшем» древняя столица переживала бурный рост и развитие. Возводилось множество новых каменных храмов и палат, перестраивались старые церкви, умножались их святыни. Но частые пожары снова и снова опустошали город. Страшной бедой обернулась для Москвы и её жителей эпидемия чумы 1654 года и сопутствовавшие ей пожары. Болезнь унесла жизни многих тысяч москвичей, а огонь уничтожил большую часть деревянного города. Необходимость усиления противопожарных мер с изменением структуры заселения разраставшейся столицы стала к этому времени особенно острой.
По царскому указу бoльшая часть слобод, располагавшихся в густо заселенном Земляном городе, выводилась за его пределы, в ближайшие пригороды. Так, в 1658 году слобода воротников, располагавшаяся между Тверскими и Дмитровскими воротами, переселилась чуть севернее, в старинное окраинное село Сущево, где образовалась Новая Воротниковская слобода. Здесь, в живописном месте, на берегу большого красивого пруда новоселы сразу выстроили себе деревянную церковь с главным престолом во имя Живоначальной Троицы и приделом в честь преподобного Пимена Великого, которого воротники издревле почитали своим Небесным покровителем.
Новая церковь почти в точности повторяла уже имевшуюся у воротников на их прежнем месте старую Троицкую церковь, которая также имела Пименовский придел, и которая (согласно сохранившимся документам) была «перенесена» ими «со старого места», по-видимому от стен Кремля, к Тверским воротам еще в 1493 году (в связи с расширением Кремля и строительством новых кремлевских стен в 1485-1516 гг.). Таким образом, у стражей московских ворот возникло две святыни – два одноименных храма, в просторечии именуемых «Пимен Старый» и «Пимен Новый» – два свидетельства особого почитания этими служилыми людьми великого египетского аввы, наставника монашествующих, учителя смирения и послушания.
В чем же причина такого почитания этого святого московскими воротниками? Когда затеплилась первая лампада в возведенном ими в его честь храме? По мнению многих историков, ответ на эти вопросы следует искать в описаниях трагических событий 1382 года, когда ордынский хан Тохтамыш, после безуспешной трехдневной осады Москвы, укрепленной новой белокаменной крепостной стеной, обманом заставил доверчивых москвичей отворить городские ворота, ворвался с войском в город и полностью разорил его. Уцелели только крепкие, белокаменные крепостные стены и башни. Случилось это, как свидетельствует летопись, 26 августа вечером, в канун дня памяти преподобного Пимена Великого, празднуемого Церковью 27 августа (9 сентября по новому стилю).
Осада Москвы Тохтамышем
(миниатюра из летописного свода)
В течение одного года столица была заново отстроена и заселена; видимо к этому времени и относится возведение защитниками московских крепостных ворот первого Пименовского храма у стен Кремля.
Созидание храма Божия есть не только факт истории, но прежде всего факт жизни духовной. Поэтому очевидно, что посвящение преподобному Пимену Великому придела возведенного воротниками храма явилось свидетельством глубокой и неразрывной связи в Церкви всех святых, просиявших от древности до наших дней во всех землях и во всех народах. Верующие люди на Руси всегда любили молиться самым великим и строгим подвижникам древности, светильникам Божиим первых веков христианства, обращаясь к ним за молитвенным предстательством и в радости и в скорби.
Два храма, старый и новый, долго жили рядом, на расстоянии менее одной версты друг от друга, как два духовных брата, старший и младший. Оба были любимы прихожанами, оба неоднократно перестраивались, поновлялись и благоукрашались.
Храм прп. Пимена Великого в Новых Воротниках,
1882 г (архив Н.А. Найденова)
В 20-30-е годы XX века – годы гонений и богоборчества – «Пимен Старый» разделил судьбу многих московских святынь. В начале 1920-х годов храм был закрыт, а в 1932 г. разрушен. Уцелевший по милости Божией «Пимен Новый» стал его «духовным восприемником».
Н овая деревянная Пименовская церковь простояла недолго – сгорела при пожаре 1691 года. По благословению Патриарха Адриана она была выстроена вновь в 1696-1702 гг., но уже в камне, и освящена в 1702 году с теми же престолами – главным Троицким и приделом во имя преподобного Пимена Великого. Архитектурный облик новой каменной церкви был характерен для конца XVII века, периода «московского барокко». Это был простой одноапсидный храм, «восьмерик на четверике», завершенный восьмигранным глухим барабаном с небольшой главкой, с одним южным приделом и трапезной, к которой с запада примыкала невысокая колокольня.
В XVIII столетии, с переводом столицы на берега Невы и с потерей военного значения московских укреплений, воротники стали профессионально невостребованными и оказались на положении обычных городских жителей. Постепенно стал исчезать и слободской уклад с однородным населением. Наиболее предприимчивые из слобожан уходили в вольные торговые промыслы, пополняя купеческое сословие. Так, постепенно прихожанами «Нового Пимена» становились обычные горожане разных сословий – рабочий люд и мещане, «благородные» и купцы, крепостные крестьяне и вольноотпущенные, служащие разных заведений и военные. По данным «Древней Вивлиофики» в 1722 году в приходе насчитывалось 170 домов. Благочестивым попечением состоятельных прихожан храм неоднократно поновлялся, перестраивался и благоукрашался.
В 1760-1770 годы была значительно расширена трапезная. Тогда же была возведена новая колокольня, которая была вновь перестроена во второй половине XIX столетия.
В период с 1796 по 1806 гг. был устроен, а в 1807 г. освящен второй, северный придел во имя Владимирской иконы Божией Матери. О создании этого придела сохранилось благочестивое предание, по которому однажды, на месте строительных работ по расширению трапезной, игравший здесь слепой мальчик прозрел, после того, как поднял с земли какой-то предмет и потер глаза рукой, державшей этот предмет. В руке своей прозревший мальчик увидел высеченную в камне маленькую икону Божией Матери, Её Владимирский образ. Во имя этой иконы и был освящен второй придел в память совершившегося от нее чуда. А иконочка эта долгое время хранилась в храме и еще в начале XX века находилась на специальном аналое за солеей, против иконы преподобного Пимена, среди других святынь храма. Дальнейшая судьба этих святынь и каменной иконки неизвестна. Ясно только, что их исчезновение связано с событиями периода богоборчества.
Так, через посвящение нового придела Владимирской иконе Божией Матери – патрональной иконе града Москвы – в духовной истории Пименовского храма соединились события русской церковной истории конца XIV века.
Ровно через 13 лет после упомянутого Тохтамышева разорения Москвы, в тот же день 26 августа (8 сент. н. ст.), но уже 1395 года, произошла встреча московским духовенством во главе со святителем Киприаном чудотворного образа Богородицы, принесенного из Владимира в столицу.
Москвичи со страхом ожидали нападения полчищ Тамерлана, готовясь постом и молитвой «встретить гнев Божий в душевной и телесной чистоте». На этот раз предстательством Заступницы Усердной город был спасен – грозный завоеватель отошел от Москвы в тот самый день и час, когда произошло торжественное «сретение» чудотворной иконы.
По прошествии почти шести столетий, в день празднования Владимирской иконы Божией Матери 21 мая (3 июня н.ст.) 1971 года, по благословению Царицы Небесной была совершена интронизация Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена (Извекова), юношей принявшего в монашеском постриге имя и Небесное покровительство преподобного Пимена Великого.
Владимирская икона Божией Матери
Придел Владимирской иконы Божией Матери
Святейший Патриарх Московский
и всея Руси Пимен (фото 1971 г.)
В скоре после сооружения Владимирского придела храмовая территория была обнесена фундаментальной оградой с воротами, выполненными в барочном стиле (на фото слева). Эта ограда почти полностью сохранилась до наших дней. К северу от храма находился церковный погост.
Во второй половине XIX столетия возникла необходимость значительного расширения храма. В прошении от 16 мая 1879 г., подписанном настоятелем храма протоиереем Александром Никольским (1813-1885), старостой и приходским советом, сообщалось, что церковь «оказывается по числу прихожан весьма тесною». По проекту архитектора Д.А. Гущина, в 1881-1882 гг. были удлинены на восток оба придела, полностью перестроены алтарные апсиды, в результате чего иконостасы всех трех алтарей вышли на одну линию. Были поновлены росписи и внешняя отделка храма, добавлены новые элементы барочного декора в духе позднего XVII века. Фасады церкви получили при этом новое декоративное оформление, выдержанное в духе эклектики, воспроизводящей формы «русского стиля» и «московского барокко». Теперь, по словам современников, когда-то «тесная и довольно мрачная церковь» стала одним из «обширнейших храмов Москвы, отделанных с истинно изящным великолепием».
Государь Император
Александр III Александрович, Миротворец
Святитель Иоанникий
(Руднев, † 1900),
митрополит Московский
и Коломенский (1882-1891)
Хоругвь (работа А. Кузьмичева,
1883 г.)
К этому времени при храме уже было открыто приходское Попечительство для помощи бедным, которое «помимо временных пособий неимущим, немалому числу осиротевших семейств выдавало пособия ежемесячно по три, пять, восемь, и при особой нужде более рублей…», как сообщалось в Московских Церковных Ведомостях (1883, № 38).
Через десять лет начался следующий этап строительных работ. По новому, утвержденному в 1892 г. проекту, автором которого был архитектор А.В. Красильников, храм значительно распространялся на запад. Все работы производились на средства жертвователей и прихода. Так, к лету 1893 г. храм был увеличен в длину за счет распространения трапезной на запад, для чего пришлось засыпать пруд. Был перестроен первый ярус колокольни и пристроена паперть с небольшими шатровыми палатками по бокам. В результате приделы стали еще просторнее, а оба восточных столба колокольни оказались внутри храмового пространства.
Храм приобрел тот внешний вид и те размеры, которые сохранились до наших дней. Максимальная длина его составила 45 метров, ширина около 27 метров, общая площадь (без солеи и алтаря) около 600 квадратных метров, что позволяет вместить на праздники до 4000 богомольцев.
План-схема храма (2008 г.)
После завершения работ по расширению храма, в 1897 году было начато обновление его внутреннего убранства. Приходской совет во главе с настоятелем, о. Василием Славским (1842-1911) и старостой, купцом С.С.Крашенинниковым, принял решение использовать в качестве образца эскизы росписей Свято-Владимирского Собора в Киеве, выполненных к 1896 г. лучшими мастерами своего времени – В.М. Васнецовым, М.В.Нестеровым, М.А.Врубелем, П.А.Сведомским, В.А.Котарбинским и др. Главная роль в создании храмовой росписи Владимирского собора принадлежала В.М.Васнецову, основоположнику особого «русско-византийского стиля» в живописи.
Идея преемственности русского православия от Византии, включенности русской Церкви в историю Вселенского православия легла в основу программы создания нового внутреннего убранства Пименовского храма. Автором проекта и руководителем работ был назначен признанный мастер «русского модерна», выдающийся архитектор Ф.О.Шехтель (1859-1926).
Обратившись к возможностям византийского стиля, Ф.О.Шехтель создал проект, по которому группой талантливых мастеров (П.А.Баженовым, росписи; И.А.Орловым, резьба; А.Кузмичевым, ризы на иконах; и др.) за десять лет работ был выполнен один из лучших храмовых интерьеров, созданных в Москве на рубеже XIX-XX веков, отличавшийся необыкновенным величием, гармонией и красотой. Таким он, благодарение Богу, сохранился и до наших дней.
Интерьер Пименовского храма, начало ХХ века. (Фото из архива протод. Сергия Голубцова, Синодальная библиотека).
Иконостасы всех трех смежных между собой алтарей были объединены в единый двухъярусный ансамбль, выполненный в византийском стиле из белого итальянского мрамора. При всей своей обширности и нарядности декора, иконостас поражает строгим изяществом и чистотой своих линий. Его великолепная резьба (работа И.А.Орлова) воспроизводит раннехристианскую, византийскую духовную символику. Мраморный декор включает растительный орнамент, пальмовые ветви – символ Царствия Небесного, «Чашу спасения», разные формы креста, хризмы, «альфа и омега», гроздья винограда и побеги виноградной лозы. Арка центрального иконостаса увенчана крестом в виноградной лозе – символом Воскресения Христа и жизни вечной. Бронзовые с позолотой решетчатые Царские Врата, прекрасно гармонирующие с белым мрамором, открывают вид на запрестольные образы росписи алтаря.
Над иконостасом как бы парит огромный величественный Васнецовский образ Царицы Небесной, словно шествующей по облакам с Богомладенцем на руках навстречу молящимся.
Интерьер главного храма (2008 г.)
Стены и своды храма украшают росписи, выдержанные в русско-византийском стиле. Под сводами – 18 сюжетных композиций (включая запрестольные и иконостасные) на евангельские темы; на стенах и столпах – 120 ростовых иконописных образов святых, «человеков Божиих», служивших Господу в земной жизни во имя жизни Небесной. Росписи всех трех алтарей посвящены, в основном, святым первых веков христианства – египетским подвижникам, святителям, преподобным, учителям Церкви и исповедникам веры Христовой. В главном куполе – изображение Спаса Вседержителя (Благословляющего) в окружении хора ангелов. В левой руке Спасителя Евангелие, где золотом горят слова «АЗЪ ЕСМЬ СВЕТЪ МIРУ».
Господь Вседержитель и хор Ангелов (роспись главного купола)
Роспись сводов четверика основного объёма. Паникадила.
«Распятый Бог-Сын». Роспись западной стены главного алтаря (композиция В.М. Васнецова).
Алтарь главного храма. Пасха Христова, 2008 г.
В росписи храма присутствуют и декоративные элементы русско-византийского стиля – растительные узоры и ленточный орнамент, который «поддерживает» живопись, собирает все ее детали воедино. В лентах орнамента – строки из Евангельских текстов и молитвословий.
О «деле спасения нашего» повествуют и живописные композиции на Евангельские темы и образы святых апостолов, мучеников, святителей, преподобных, благоверных князей и святых жен, подвигом веры прошедших чрез дверь храма земного в Святилище вечной Славы Божией. В этих образах – вся история Православия, все порывы духа, ищущего подвига и правды. Живопись храма в целом – и по византийской стилистике, и по сюжетам, и по составу изображений святых – придает его внутреннему убранству величественный, вселенский характер и наполняет его необыкновенной гармонией и красотой.
Благовещение Пресвятой Богородицы.
Освящение обновленного и благоукрашенного храма совершалось поэтапно, по мере выполнения работ. Пименовский придел был освящен 22 января 1900 года. Через семь лет, 27 декабря 1907 года, был освящен главный Троицкий храм и придел в честь Владимирской иконы Божией Матери. Освящение и литургию совершало местное духовенство при большом стечении молящихся.
В начало страницы
35 главных храмов Москвы
Столица России не зря получила прозвище «Москва златоглавая». В ней находится более тысячи храмов и часовен. Некоторые из них помнят еще времена Ивана Грозного. Некоторые храмы стали визитной карточкой столицы – трудно найти человека, который не слышал бы о храме Василия Блаженного или Казанском соборе Московского Кремля.
Храм Василия Блаженного
Официальное название храма – собор Покрова на Рву. Но все знают его под именем собора Василия Блаженного – его храм получил в честь московского чудотворца, признанного святым. Из-за красоты своей архитектуры и внутреннего убранства, храм стал визитной карточкой Москвы. Внутри сохранились росписи XVI-XVIII века. Это не один храм, а 8 церквей, соединенных переходами в единую композицию.
Адрес: г. Москва, Красная площадь, 7
Храм Христа Спасителя
Это один из самых молодых храмов Москвы, построенный на месте ранее взорванного собора. Сейчас это кафедральный собор, где регулярно проводятся богослужения патриархом. В храме находится множество святынь православной церкви. Богатое убранство производит впечатление на каждого посетителя. При соборе основан Музей церковного искусства, где хранятся уникальные работы.
Адрес: г. Москва, ул. Волхонка, 15
Казанский собор
Этот храм на Красной площади сразу обращает на себя внимание. Цветовая гамма (белый, красный и золотой цвета) была выбрана не случайно – каждый из этих цветов имеет свое значение в церковном искусстве. Собор богато украшен настенными росписями и другими элементами декора. Внутри хранится Казанская икона Божьей Матери, которая признана чудотворной среди верующих, и другие церковные святыни.
Адрес: г. Москва, ул. Никольская, 3
Успенский собор
Собор представляет собой уникальный архитектурный памятник XV века. Фрески храма сохранились с XV-XVI вв., и благодаря работе реставраторов, приобрели первоначальный вид. Собрание икон, самые древние из которых датируются XI веком – одно из богатейших в мире. Южные двери храма сохранили на себе более 20 старинных фресок на библейские темы. В храме со времен Ивана Грозного происходили коронации русских царей, кроме Петра I и Екатерины I.
Адрес: г. Москва, ул. Манежная, 2-10, сооружение 2
Благовещенский собор
Храм построен при Иване Грозном. Его знаменитые росписи на стенах и потолке выполнены известными мастерами той поры – Андреем Рублевым, Феофаном Греком и др. Несмотря на перестройки собора, роспись возобновлялась каждый раз в точности по образцу старой. Каменный храмовый пол с вкраплениями яшмы и агата по легенде был привезен из Византии. Иконостас алтарной части превышает 2 метра в высоту и состоит из 5 ярусов.
Адрес: г. Москва, Соборная площадь Московского Кремля
Архангельский собор
Считается, что этот храм построен в 1 половине XII века за один год. Он известен как усыпальница русских царей – от Ивана Калиты до Петра II. В алтарной части находится надгробие Ивана Грозного и его сыновей. Плиты выполнены из белого мрамора. На стенах расположены фрески XVII века, изображающие более 60 исторических лиц – московских и удельных князей, русских царей, погребенных здесь в конце XVI-XVII веков и киевских князей.
Адрес: г. Москва, Соборная площадь Московского Кремля
Церковь Иоанна Лествичника
Эта церковь получила известность благодаря своей колокольне, которая носит прозвище «Иван Великий». Это уникальная по прочности постройка высотой 81 метр, созданная при Иване IV. На верхнем ярусе находится 3 колокола, каждый из которых имеет свое прозвище. Самый большой из них – Успенский. Он весит 65320 кг. Сейчас в здании колокольни Музей истории московского Кремля.
Адрес: г. Москва, Донская площадь, 1, стр. 17
Церковь Ризоположения
Церковь строилась как домовый храм для московских митрополитов. Внутренняя роспись выполнена в теплых тонах. Уникальные фрески изображают фигуры святых – покровителей династии Романовых. Нижние ярусы стен расписаны орнаментом. Иконостас создан в XVI веке и многие иконы только недавно «открыты» из-за более поздних слоев. В храме находится выставка русской деревянной скульптуры XV-XIX века.
Адрес: г. Москва, ул. Донская, 20
Храм Николая Чудотворца на Берсеневке
Храм был построен в XVII веке, как домовая церковь для подворья царского садовника Аверкия Кириллова. Он входит в список памятников архитектуры федерального значения. Церковь отличается затейливым декором в ярких цветах. Самый большой купол храма весит более 3 тонн – его отливал тот же мастер, что и знаменитый Царь-Колокол.
Адрес: г. Москва, Берсеневская набережная, 18-22
Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках
Эта церковь выстроена в XVII веке и стала последним из шатровых храмов Москвы. После неё храмы такого типа уже не строились, на смену им пришли купольные. Стены сложены из особого формованного кирпича. Внешняя отделка богата декором – многоярусными кокошниками, фигурными столбами и карнизами. Внутри сохранились остатки фресок XVII века.
Адрес: г. Москва, ул. Малая Дмитровка, 2, стр. 2
Богоявленский Кафедральный Собор в Елохово
Храм известен многим, как место, где в 1799 году был крещен А. С. Пушкин. Сразу обращает на себя внимание архитектура собора. Это комплекс, выполненный в стиле барокко. Внутри, благодаря большим окнам и свету, идущему из купольной ротонды, создается эффект расширения пространства. Главный иконостас собора вмещает 65 образов святых – это одно из самых больших собраний икон в российских храмах.
Адрес: г. Москва, ул. Спартаковская, 15
Храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»
Церковь выстроена в XVII веке, и позже не единожды достраивалась. В современном виде она создана в XIX веке, в стиле ампир. Официальное название храма – церковь Спаса Преображения, но получила свое название поскольку в ней хранилась чудотворная икона Божией Матери. По преданию, она помогла вылечить больную сестру патриарха Иоакима.
Адрес: г. Москва, ул. Большая Ордынка, 20
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Ясеневе
Храм выстроен в 2015 году, и состоит из верхней Покровской церкви и нижнего храма во имя Архангела Михаила. Архитектура отсылает к древнерусским традициям. Внутри верхнего храма, находится мозаичное панно площадью 2500 м². Центральная фигура занимает площадь 45 м² – это Христос, благословляющий верующих. За образец взяты древние византийские мозаики.
Адрес: г. Москва, ул. Айвазовского, владение 7/8
Храм Петра и Павла в Ясеневе
Этот храм построен в 1750-х годах. Он неоднократно перестраивался и реконструировался. Сейчас состоит из 3 частей – притвор, сам храм и колокольня. Старинные росписи и убранство XVIII века были утрачены в советский период. Сейчас идет их воссоздание. Храм известен как место венчания родителей знаменитого писателя Л. Н. Толстого – Н. И. Толстого и М. И. Волконской.
Адрес: г. Москва, Новоясеневский проспект, 42, корп. 7
Крутицкое Патриаршее подворье
Патриаршее подворье построено в XIII веке и первоначально было монастырем. Центральное здание в комплексе подворья – Успенский собор. Его называют «малым Успенским», чтобы отличить от собора в Кремле. Рядом расположен Крутицкий теремок – двухэтажные ворота, выложенные тысячами изразцовых плиток. На территории подворья есть еще один храм – Воскресенский, построенный в XVI веке.
Адрес: г. Москва, ул. Крутицкая, 8
Церковь Вознесения в Коломенском
Это один из первых каменных шатровых храмов в Московской Руси, построенный в 1532 году. Его причисляют к шедеврам мировой архитектуры. По легенде, храм построен по приказу Василия III в честь крещения долгожданного наследника – будущего царя Ивана Грозного. Архитектором стал итальянец Петр Францизск Анибале (Петр Фрязин). Сейчас в подклети храма работает выставка «Тайны церкви Вознесения».
Адрес: г. Москва, проспект Андропова, 39, стр. 1
Церковь Святого Игоря Черниговского
Церковь построена в 2010-2012 годах по проекту архитектора А. Шипкова. Архитектура и внутреннее убранство сохраняют древнерусские традиции. Пять из девяти церковных куполов выполнены из фарфора. Иконостас тоже изготовлен из керамики, оформлен в бело-золотистых тонах. Над входом расположены медальоны с изображением святых Георгия Победоносца, Андрея Боголюбского и Михаила Тверского.
Адрес: г. Москва, 7-я ул. Лазенки, 42, стр. 9
Церковь Симеона Столпника на Поварской
Храм датируют концом XVII века. Он состоит из центрального храма – Введенского, и двух приделов – во имя св. Симеона Столпника, и св. Димитрия Ростовского. В XVIII-XIX веках храм был популярен среди московского дворянства как место венчания – здесь венчались писатель С. Т. Аксаков, будущая жена Булгакова Е. Нюренберг (прототип Маргариты) со своим первым супругом и другие.
Адрес: г. Москва, ул. Поварская, 5, строение 1
Храм Воскресения Христова в Сокольниках
Церковь выстроена в 1909-1913 годах. С постройкой храма связано много легенд – о явлении Богородицы, велевшей начать стройку; о чудесно нашедшихся деньгах на строительство. Здание построено в стиле модерн начала прошлого века. Иконостас выполнен из мореного дуба. В свод вмурованы «голосники», которые усиливают звучание хора. Уникальна пространственная ориентация церкви – не на восток, а на юг, в сторону Иерусалима.
Адрес: г. Москва, Сокольническая площадь, 6
Храм Троицы Живоначальной в Останкино
Храм находится на территории музея-усадьбы Останкино, и отнесен к памятникам культуры федерального значения. Уникален его внешний фасад, полностью покрытый декором – шатры, кокошники, карнизы, медальоны с изображениями святых. Крыльцо отделано мрамором и изразцовой плиткой. Внутри сохранились старинные росписи.
Адрес: г. Москва, ул 1-я Останкинская, 7, строение 2
Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Филях
Церковь воздвигнута в 1690-1693 годах по приказу Л. К. Нарышкина – дяди Петра I. Искусствоведы относят её к стилю «нарышкинское барокко». Внешнее убранство – белокаменное, с использованием резьбы. Внутреннюю часть украшает деревянный резной декор. Цветные витражи храма, по преданию, привезены Петром I из Нарвы, после взятия города.
Адрес: г. Москва, ул. Новозаводская, 6
Храм Всех Святых во Всехсвятском
Строительство храма связывают с именем имеретинской (грузинской) царевны Дарьи. В 1730-1733 годах церковь была выстроена. До вхождения Грузии в состав Российской Империи, богослужения велись на грузинском языке. В архитектурном отношении храм относят к раннему барокко. Колокольня получила прозвище «пизанской башни» из-за небольшого наклона. Он возник из-за грунтовых вод и близости метро.
Адрес: г. Москва, Ленинградский проспект, 73 А
Храм священномученика Климента, Папы Римского
Это православная церковь, обозначенная еще на «Годунове чертеже» 1597 года. Тогда храм был деревянным, а в XVIII-XIX веках перестроен в каменный. Здание относится к стилю барокко. Иконостас был создан мастерами Императорской Академии Художеств. В алтаре хранилось много реликвий, включая Евангелие 1654 года. Резной балдахин над престолом храма – уникальное произведение декоративно-прикладного искусства, сейчас он хранится в музее архитектуры им. Щусева.
Адрес: г. Москва, ул. Пятницкая, 26, стр. 1
Храм Георгия Победоносца на Поклонной горе
Храм был построен к 50-летию Победы, в 1995 году. Его относят к неорусскому стилю с элементами модерна. Иконостас храма состоит из трех ярусов, с 48 изображениями, включая православных новомучеников XX века. Фасад снаружи украшают бронзовые барельефы авторов З. Церетели и З. Анджапаридзе. Над входом расположено панно «Деисус» работы Е. Ключарева.
Адрес: г. Москва, площадь Победы, 3 Б
Церковь Троицы в Никитниках
Церковь считается эталоном «московского узорочья» – архитектурного стиля середины XVII века. Здание богато декоративными элементами – кокошниками, арками, изразцами. Внутри сохранилась роспись 1652 года, которая выполнена лучшими мастерами Оружейной Палаты Кремля – Симоном Ушаковым и Иосифом Владимировым. В нижнем храме находится чаша для воды, изготовленная из цельного камня, привезенного из Палестины.
Адрес: г. Москва, Никитников переулок, 3
Храм Григория Неокесарийского
Это памятник архитектуры федерального значения. Храм возведен в XVII веке, в нем венчались родители Петра I – царь Алексей Михайлович и Наталья Нарышкина. Главная особенность убранства – фриз из 9 тысяч изразцовых плиток, выполненный предположительно белорусскими мастерами. Иконы писали Симон Ушаков и другие мастера Оружейной палаты. В народе церковь получила название «Красной» – то есть красивой.
Адрес: г. Москва, ул. Большая Полянка, 29 А
Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Измайлово
Храм был возведен для царской усадьбы в селе Измайлово при царе Алексее Михайловиче. Относится к стилю «нарышкинское барокко». Снаружи украшен цветными изразцами – растительный орнамент и «павлинье око». Для внутренней росписи приглашались художники из Костромы. Сейчас от грандиозного пятиярусного иконостаса остались лишь отдельные иконы.
Адрес: г. Москва, Серебряный остров, 1, строение 1
Церковь мученика Трифона в Напрудном
Это один из самых древних храмов Москвы – его относят к XV веку. По преданию, церковь построена по приказу сокольничего Трифона, который на охоте упустил любимого сокола царя Ивана Грозного. После молитвы св. Трифону, сокол нашелся. После этого был возведен храм в память о чудесной помощи святого. Храмовая фреска с изображением св. Трифона и сокола сейчас находится в Третьяковской галерее.
Адрес: г. Москва, ул. Трифоновская, 38, стр. 1
Храм преподобного Сергия Радонежского
Первое упоминание о храме относится к 1722 году. По богатству внутреннего убранства храм находился наравне с соборами Кремля. В нем находилось множество старинных икон, особо чтимой из них была икона Богоматери «Утоли мои печали». Большая часть церковного убранства утрачена, но главную икону удалось сохранить. Сейчас храм входит в список культурных ценностей федерального значения.
Адрес: г. Москва, ул. Николоямская, 59
Храм Серафима Саровского в Раеве
Храм представляет собой комплекс, на территории которого находятся часовня во имя Николая Чудотворца и крестильный Введенский храм. Рядом расположены воскресная школа и духовно-образовательный центр. Храм выстроен по образцу древних русских церквей и освящен в 2017 году. Высота храма – 43 метра, площадь – более 1000 м².
Адрес: г. Москва, пр. Шокальского, 48
Храм Троицы Живоначальной в Листах
Церковь построена в середине XVII века стрельцами Пушечникова полка. По преданию, Царские врата вывезены царем Алексеем Михайловичем из захваченной Орши, и подарены храму. Оттуда же привезена значительная часть убранства церкви. Интересна архитектура храма – он выполнен в традициях времени Ивана Грозного, что несвойственно для XVII века.
Адрес: г. Москва, ул. Сретенка, дом 27/29, строение 3
Храм Живоначальной Троицы на Воробьёвых горах
Это памятник архитектуры федерального значения и один из древнейших храмов Москвы – впервые упоминается в 1453 году. Современный каменный храм выстроен в начале XIX века в стиле ампир. Мозаичные фрески на фасадах воссозданы по старинным образцам. В 1812 году именно в этом храме молился М. Кутузов перед историческим советом в Филях, определившим победу в войне с Наполеоном.
Адрес: г. Москва, ул. Косыгина, 30, строение 1
Церковь Пимена Великого
Храм построен в конце XVII века взамен сгоревшего деревянного. Позже к нему пристроен придел во имя Владимирской иконы Божьей Матери. Есть легенда, что во дворе храма играл слепой мальчик, который внезапно прозрел, и первое что он увидел – была именно эта икона, вырезанная из камня. Каменная икона после этого хранилась в церкви. Храм упоминала Марина Цветаева в автобиографических повестях («Дом у Старого Пимена» и другие).
Адрес: г. Москва, Нововоротниковский перулок, 3, строение 1
Церковь Николая Чудотворца в Клённиках
Церковь упоминается в 1657 году как храм «Николы чудотворца, что на Покровке, у решетки». Постепенно к ней пристраивались новые приделы. В 1910 году священником здесь был Алексей Мечев, в настоящее время причисленный к лику святых как Алексий Московский. Церковь посещали философ Н. Бердяев, художник Л. Бруни и другие известные люди. Первоначальное убранство храма не сохранилось.
Адрес: г. Москва, ул. Маросейка, 5
Храм Великомученицы Екатерины на Всполье
Храм создан в XVII веке. Позже реконструирован по приказу Екатерины Великой и приобрел облик в стиле позднего барокко. Украшением церкви были иконы, написанные Д. Левицким и В. Василевским, и серебряные Царские врата (сейчас утрачены). В настоящее время церковь относится к московскому подворью Православной церкви в Америке.
Адрес: г. Москва, ул. Большая Ордынка, 60/2