храм на малой дмитровке в москве
Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках (Москва)
Мiръ Россия Москва Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках (Москва)
Храм Рождества́ Богоро́дицы в Пути́нках в Москве — приходской храм Московского Патриархата, освящённый в честь праздника Рождества Пресвятой Богородицы, имеет статус патриаршего подворья. Здание построено в стиле «русского узорочья». Один из последних крупных шатровых храмов в истории русской архитектуры.
Содержание
История [ править ]
Храм был заложен в 1649 году после пожара, уничтожившего предыдущую деревянную церковь Рождества Богородицы, и завершён строительством в 1652 году при царе Алексее Михайловиче.
Как отмечал А. В. Чаянов, название «в Путинках» одни авторы связывали с тем, что рядом с церковью находился Путевой посольский двор, в котором останавливались европейские послы, прибывавшие в Москву (как правило через Новгород по Тверской дороге); другие — что церковь находилась на «путях» в Дмитров и другие северные города — в разные времена к названию храма прибавлялось «что за Тверские ворота на Дмитровке», «на старом Посольском дворе, в Путинках», пока не устоялось современное название.
Церковь была построена из специально формованного кирпича и включала в себя: вытянутый с севера на юг четверик, увенчанный тремя шатрами, пониженный прямоугольный алтарный объём, кубообразный придел Неопалимой купины, увенчаный завершением в виде шатрика на барабане, двухъярусную колокольню и небольшую трапезную, примыкавшую к четверику церкви с запада.
После завершения строительства храма, в 1653 году, Патриарх Никон прекратил строительство шатровых храмов на Руси. Таким образом, церковь Рождества Богородицы в Путинках является одним из последних шатровых каменных храмов в Москве.
В конце XVII века к храму была пристроена новая широкая трапезная с приделом великомученика Феодора Тирона, включающая более старые части церкви, и сооружена сторожка с ходом на колокольню. Сложность и дробность архитектурного решения храма усиливались наружной росписью и разноцветной черепицей. В 1897 году была проведена реставрация церкви архитектором Н. В. Султановым.
В 1864 году было построено новое западное крыльцо храма с завершением, скопированным с завершений самого храма. Это крыльцо было разобрано в ходе реставрации храма в 1957 году и заменено новым, стилизованным под XVII век. Реставрацией руководил архитектор Н. Н. Свешников. Работы велись при постоянном контроле Академии архитектуры в лице члена-корреспондента академии Д. П. Сухова. Реставрация имела высочайшую оценку Академии архитектуры.
В 1930-х годах в храме служила братия Высоко-Петровского монастыря. 2 июня 1935 года в храма состоялась хиротония его настоятеля, архимандрита Алексия (Сергеева), во епископа Каширского; в том же году приход был закрыт. После закрытия в церковном здании были устроены конторские помещения, а затем репетиционная база московской дирекции «Цирк на сцене», где до лета 1990 года дрессировали собак и обезьян.
В 1990 году храм был передан православной церкви, началось его восстановление. Настоятелем храма был назначен игумен Серафим (С. П. Шлыков), однако в ночь с 1 на 2 февраля 1991 года священник при невыясненных обстоятельствах был убит.
Богослужения в храме возобновились с августа 1991 года.
Большой вклад в восстановление храма внёс Александр Абдулов, по инициативе которого во дворе театра им. Ленинского комсомола с конца 1980-х годов проходил фестиваль «Задворки», средства от которого направлялись на восстановление Храма Рождества Богородицы. Абдулов также стал режиссёром фильма-концерта «Задворки-3, или Храм должен оставаться Храмом», весь сбор от которого также был перечислен в фонд восстановления Храма. 5 января 2008 года в Храме Рождества Богородицы в Путинках прошло отпевание А. Абдулова.
Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках
Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках запись закреплена
Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках запись закреплена
†ПРАВОСЛАВНЫЕ†
Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках запись закреплена
†ПРАВОСЛАВНЫЕ†
Почему особо выделяются 3-ий, 9-ий и 40-й дни?
— Душа человека до 3 дня находится рядом с его родными, с 3 по 9 день ей показывают загробный мир, а с 9 дня — особо тяжелый период для души умершего, она идет по мытарствам, где познает все свои грехи.
Показать полностью. Наконец, в 40 день оканчиваются мытарства и душа снова возносится Ангелами на поклонение Богу, Который определяет ей соответствующее место в ожидании Страшного Суда по ее земным делам, духовному состоянию и по благодати молитв Церкви и близких. В этот период (с 9 по 40 день) родные должны особо молиться. Опять же читается Псалтырь, в храмах имя человека поминают в заказных записках.
Воздушные мытарства — название препятствий через которые должна пройти душа каждого христианина на пути к престолу Бога для частного суда. Пройти мытарства душа сможет в том случае, если человек вел праведный и благочестивый образ жизни.
По этому пути душу ведут два ангела. Каждым из мытарств, число которых 20, управляют бесы — нечистые духи, пытающиеся забрать проходящую мытарства душу в ад. Бесы предоставляют список грехов, относящихся к данному мытарству, а ангелы — добрые дела, совершённые душой при жизни.
В случае, если добрые дела перевешивают злые, душа переходит к следующему испытанию. Если злые дела перевешивают добрые и ангелам нечего предъявить для оправдания души, бесы уносят душу в ад. Когда же ангелы представят добрые дела к оправданию души и злые духи припомнят столько же грехов к её осуждению и будет равновесие, тогда побеждает человеколюбие Божие. Список добрых дел ведётся ангелом-хранителем, который даётся каждому человеку при крещении, список грехов ведёт бес, посылаемый сатаной к каждой душе для того, чтобы приводить человека к грехопадениям.
1. Мытарство празднословия. Здесь истязуются те, кто разговаривал сверх меры или на недушеполезные темы, разносил дурную молву о ком-либо.
2. Мытарство лжи. Здесь человек отдаёт отчёт за всякое лживое слово, за неискреннюю исповедь во грехах и за неисполнение данных Богу обетов.
3. Мытарство осуждения и клеветы. Здесь истязуются те, кто осуждает своего ближнего и когда один клевещет на другого, когда ругается и смеётся над чужими грехами, не обращая внимания на свои собственные.
4. Мытарство чревоугодия. Здесь истязуются те, кто выше всего ставил чувственные удовольствия от объедения и пьянства.
5. Мытарство лености, на котором человек даёт ответ за все дни и часы, проведённые в праздности. Здесь же задерживаются тунеядцы, питающиеся чужим трудом и не хотящие сами ничего делать, или берущие плату за невыполненную работу. Там же спрашивают отчёт с тех, которые ленятся в воскресные дни ходить к Божественной Литургии и другим службам Божиим.
6. Мытарство кражи. Здесь испытываются те, кто присваивал каким бы то ни было образом того, что принадлежит другим.
7. Мытарство сребролюбия и скупости. Здесь истязуются те, кто любит деньги, имущество, желает обогатиться, мечтает о богатстве.
8. Мытарство лихоимства, где испытываются берущие за что-либо с нуждающихся большие деньги, пользуясь чужой бедой.
9. Мытарство неправды, где истязуются все неправедные судьи, которые свой суд ведут за деньги, оправдывают виновных, осуждают невиновных; здесь же истязуются те, кто не отдаёт должной платы наёмникам или при торговле употребляет неправильную меру и тому подобное.
10. Мытарство зависти. Здесь истязуются те, кто завидовал, кто в мыслях желал чужого.
11. Мытарство гордости, где истязуются те, кто тщеславен, много думает о своих достоинствах – уме, красоте, богатстве; особенно же тщательно здесь испытываются те, кто непочтителен к отцу и матери, а также поставленным от Бога властям.
12. Мытарство гнева и ярости. Здесь истязуются те, кто был раздражительным, злопамятным, мстительным. Кто возмущал сердце яростью до помрачения ума.
13. Мытарство на котором истязуются те, кто в сердце своём питает зло на ближнего и воздаёт злом за зло.
15. Мытарство где истязуются духами за черодейство, колдовство, обаяние, нашёптывание, призывание бесов.
16. Блудное мытарство, где истязуются человек за всякое любодеяние и за всякие нечистые страстные помыслы, за согласие на грех, за скверные осязания и страстные прикосновения.
18. Мытарство содомское, где истязуются грехи, несогласные ни с мужским, ни с женским естеством, а также совокупление с бесами и бессловесными животными, и кровосмешения.
19. Мытарство ереси, где истязуются те кто придумывал или изобретал учения, противные Божественной истине или упорно и намеренно извращал Божественную истину.
20. Мытарство немилосердия и жестокосердия, где истязуются те кто был немилосерден, глух к мольбам ближнего своего.
Помня все это и несомненно веря этому учению о прохождении душою мытарств, так как это принято всей святой нашей Церковью, и об этих страшных истязаниях можно найти много упоминании у святых отцов. Поэтому полезно заранее, пока еще нам даны сроки, приготовиться к смертному часу, внимательно рассмотреть все свои грехи. Заблаговременно отнять у злых демонов все, что в их лапах может послужить орудием наших терзаний и мучений!
Следуя учению Православной Церкви, после посмертного частного суда человек находится в состоянии предвкушения вечной радости и блаженства, или в ожидании страха вечных мучений. Совершенное блаженство, как и полные мучения, начнутся после Страшного Суда. До Страшного Суда возможны изменения в состоянии душ в аду, особенно благодаря принесению за них Бескровной Жертвы (поминовение на Литургии) и молитв, как учит об этом св. Марк Эфесский. Неизреченная благость и человеколюбие Божье распространяется и на людей пребывающих в аду. Прощение грехов после смерти подается по благодати Божьей при содействии людских молитв.
Что должно особенно нас подталкивать на исповедь, какого рода мысли и рассуждения призывают верующего скорее спешить прибегнуть к этому святому таинству?
И там, где окажутся грешники со своими грехами после кончины мира, это свойство греха расширится и усугубится бесконечно; так что это томление сейчас здесь, на земле, – только мягкое предупреждение, вразумление, напоминание душе о вечных муках грешников.
(Архимандрит Лазарь. Таинство Исповеди)
Спасение заключается в возвращении общения с Богом. Это общение потерял весь род человеческий грехопадением праотцев. Весь род человеческий – разряд существ погибших. Погибель – удел всех людей, и добродетельных и злодеев. Зачинаемся в беззаконии, родимся во грехе.
Чтоб восстановить общение человека с Богом, иначе, для спасения, необходимо было искупление. Искупление рода человеческаго было совершено не Ангелом, не Архангелом, не каким-нибудь еще из высших, но ограниченных и сотворенных существ, – совершено было Самим безпредельным Богом.
Одно доброе дело нужно нам для спасения: вера; – но вера – дело. Верою, одною верою мы можем войти в общение с Богом при посредстве дарованных им таинств. Напрасно ж, ошибочно Вы думаете и говорите, что добрые люди между язычниками и магометанами спасутся, т.е. вступят в общение с Богом! напрасно Вы смотрите на противную тому мысль как бы на новизну, как бы на вкравшееся заблуждение! Нет! таково постоянное учение истинной Церкви, и Ветхозаветной и Новозаветной. Церковь всегда признавала, что одно средство спасения: Искупитель!
Свт. Игнатий.
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках
Храм Рождества Пресвятой Богородицы – главное украшение Малой Дмитровки. Упустить ее из виду просто невозможно, так как эта постройка имеет уникальный архитектурный стиль, характерный исключительно для шатровых храмов, которые, как известно, перестали строить в России в далеком 1653 году. Собор стал последним в своем роде, возведенным на территории государства. Сегодня он притягивает к себе толпы верующих и просто любопытных туристов, в числе которых и иностранцы.
Немного истории
На месте храма Рождества Пресвятой Богородицы с 1625 по 1648 год стояло деревянное здание. Строение пострадало в пожаре настолько сильно, что за восстановление его никто не решался браться. Таким образом, и было принято решение возводить вместо деревянной церкви из камня. Заложили ее в 1649 году. Основным материалом для строительства стал кирпич, на закупку которого деньги выделил сам Алексей Михайлович (к царю с соответствующей просьбой несколько раз обращались жители столицы). Быстрой реализации грандиозного проекта способствовал Иерусалимский патриарх Паисий, оказавшийся в Москве в то время совершенно случайно.
Строительство храма Рождества Пресвятой Богородицы в целом обошлось государству в 8 сотен рублей, что в те дни считалось очень большой суммой. Свои двери церковь открыла в 1652 году. Освятить ее священнослужители решили в честь образа «Неопалимая Купина Богоматери». Последний представляет собой сильнейший оберег от пожаров.
Храм Рождества Пресвятой Богородицы стал последним шатровым. Запрет на строительство таковых был выдан патриархом Никоном в 1653 г., спустя 1 год с момента открытия церкви.
Уникальный собор многократно реконструировали. В 17 веке он получил дополнение в виде пристройки, которую использовали в качестве трапезной. В это же время в храме появились сторожка с выходом к колокольне, а также придел великомученика Ф. Тирона. В очередной раз здание перестроили в 18 веке, когда местные готовились встречать Александра II. К его визиту храм получил новое, «смотрящее» на западную сторону, крыльцо (по стилю оно получилось идентичным уже существующим). Следующая масштабная реконструкция храма Рождества Пресвятой Богородицы прошла чуть позже, на закате 19 века. Тогда за нее взялся небезызвестный архитектор Николай Султанов.
Чудом церковь пережила советскую эпоху. Закрыло ее правительство в 1935 г., однако, за этим решением приказ о сносе здания не последовал. Постройку начали использовать, как конторское помещение, а позже – как базу для репетиций труппы «Цирк на сцене». В это время храм несколько раз реставрировали. В 50-ых годах западное крыльцо 18-го века было полностью разобрано и в последствии заменено новым, стиль которого больше напоминал стиль, характерный для 17 века. Эта работа проводилась под началом Николая Свешникова и Дмитрия Сухова, представлявшего Академию архитектуры (контролирующий орган).
После развала Советского Союза храм отдали РПЦ, которая и взялась за восстановление здания. Процесс этот требовал немалых капиталовложений. Завершен он был, в том числе и за счет пожертвований публичных личностей (например, актера А. Абдулова). Свои двери для прихожан собор открыл в 1991 году. В патриаршем подворье (такой статус церковь получил после возобновления работы) проводятся ежедневные богослужения, праздничные литургии.
Архитектурные особенности и интерьер
По своей структуре собор получился сложным. Основной его является продолговатый четверик, главными украшениями которого стала тройка шатров, небольшие главы, алтарный объём, а также трапезная, двухуровневая колокольня и придел. Последний завершен компактным шатром, установленным на мощном барабане. Несмотря на сложную композицию, архитектурный памятник кажется ажурным, легким, очень аккуратным. Соответствующего эффекта мастерам удалось достичь, в том числе и благодаря маленьким, увенчанным небольшим главами, слуховым окнам. Эта часть здания сильно контрастирует с большим шатровым кольцом, выходящим на улице Малая Дмитровка.
Создавая церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках, архитекторы ориентировались на традиционные черты русского стиля. Узорочье было успешно реализовано за счет пышного декора, величественного фасада с его аккуратными закомарами, кокошниками, наличниками, карнизами и аркатурным поясом.
Внутри храма прихожане и туристы увидят современные иконы, размещение которых в интерьере здания предшествовало официальному открытию собора, возобновлению богослужений в начале 90-ых. Основной святыней церкви стал образ Ф. Тирона. Эта икона соседствует с другими, не менее красивыми (но не столь древними), подаренными храму благодарными прихожанами, иностранными православными туристами.
Видео по теме
Церковь Рождества Богородицы в Путинках
Конец шатровой архитектуры
Это место не имеет никакого отношения к Владимиру Путину. А в историю церковь Рождества Богородицы в Путинках вошла как последний шатровый храм в Москве.
Когда-то на Малой Дмитровке стоял Путевой посольский двор. А в 1652 году у его ворот на месте деревянного храма построили каменную трехшатровую церковь Рождества Богородицы в Путинках.
По одной версии имя церкви дали по ее расположению на пути в Тверь и Новгород. По другой, слово «путинки» образовалось от «паутинки» — переплетения узеньких переулков у Тверских ворот. Но более вероятным кажется появление названия «Путинки» из-за близости церкви к Путевому двору.
В первой четверти XVII века был обычай: все иностранные послы, по какой дороге они бы ни ехали, должны были въезжать в город по Тверской. Сначала их привозили в Путинки — путевой двор. Отсюда посольство ехало в Посольский двор на Ильинке. При этом путь обязательно проходил через Воскресенские ворота, где царь, царица и высшие бояре тайно наблюдали за ними, чтобы составить мнение о послах и стране, которую они представляют.
В разное время к названию храма прибавляли «что за Тверскими воротами на Дмитровке», «на старом Посольском дворе, в Путинках», пока не устоялось современное название.
Через год после строительства церкви Рождества Богородицы в Путинках патриарх Никон запретил возводить шатровые храмы. Так храм в Путинках стал последним шатровым каменным храмом в Москве.
Но для зодчих оставалась «лазейка»: в указе ничего не говорилось о колокольнях, поэтому их продолжали строить шатровыми вплоть до начала XVIII века.
В 1930-х годах в храме на Малой Дмитровке служила братия Высоко-Петровского монастыря, а в 1935 церковь закрыли. В здании сначала устроили конторские помещения, а затем — репетиционную базу московской дирекции «Цирк на сцене», где дрессировали собак и обезьян. И хотя внешне храм не изменился, его внутреннее убранство было уничтожено.
В 1990 году здание вернули Церкви, и началось его восстановление. Настоятелем храма назначили отца Серафима, но в ночь с 1 на 2 февраля 1991 года священника убили. Обстоятельства этого преступления не известны до сих пор. Но уже в августе 1991 в храме в Путинках возобновили богослужения.
Большой вклад в восстановление храма Рождества Богородицы сделал Александр Абдулов. По его инициативе во дворе Ленкома с конца 1980-х проходил фестиваль «Задворки», а собранные средства шли на восстановление церкви. Абдулов также стал режиссером фильма-концерта «Задворки-3, или Храм должен стать храмом». Все сборы от него тоже перечислили в фонд восстановления церкви. Поэтому не удивительно, что 5 января 2008 года Александра Абдулова отпевали именно в этой церкви.
На фасаде храма Рождества Богородицы в Путинках практически невозможно отыскать ровной поверхности — так он украшен разнообразной резьбой и каменным кружевом. Да и одного главного фасада здесь нет. А в лавке при храме можно купить настоящий монастырский квас и постную выпечку.
Церковь Рождества Богородицы в Путинках, ул. М. Дмитровка, 4
В начале улицы М. Дмитровки стоит, похожая на сказочный теремок, церковь Рождества Богородицы «в Путинках». Впервые храм на этом месте, по преданию, был построен в конце XIV века неизвестной княгиней, ехавшей из Дмитрова в Москву и благополучно разрешившейся от бремени неподалеку от этого места.
В этой части улицы находился Посольский двор с путевым дворцом, где останавливались направлявшиеся в Кремль иностранные послы. Отсюда и старое название всей местности – «Путинки».
Слобода получила свое название от расходящихся отсюда, от Тверских ворот Москвы старинных путей на Тверь и Дмитров. Еще есть предположение, что слово «Путинки» образовалось от «Паутинки» – тесного и причудливого переплетения узеньких переулков у Тверских ворот. За храмом располагался путевой Посольский двор, а вокруг – дворы выходцев из Дмитровской слободы (нынешней Большой Дмитровской улицы), от которой получила название быстро разросшаяся Малая Дмитровская слобода.
Современная церковь, расположенная в начале Малой Дмитровки, – последняя в своем роде. Этот храм примечателен, прежде всего, тем, что является, фактически, одним из последних шатровых храмов, построенных в России из-за запрета их строительства Патриархом Никоном в 1653 году.
Церковь Рождества Богородицы в Путинках, что на старом Посольском дворе, была заложена в 1649г. и закончена в 1652г. Строить новое каменное здание храма начали после пожара, уничтожившего предыдущую деревянную церковь Рождества Богородицы. Деревянный трехшатровый храм был построен в Путинках в 1625г.
Строительство новой церкви велось, как это было со многими древнерусскими храмами, не по инженерным чертежам, а по рисункам, отчего композиция здания получилась очень динамичной и живописной. Самая заметная черта – маленькие декоративные шатры, венчающие и основной объем, и придел храма, и его колокольню.
Необычайно красиво декоративное убранство всех частей храма – от шатров до нижних окон. Самая заметная часть – шатры – непохожи один на другой.
Маленькие шатры поставлены на стройные изукрашенные барабаны и увенчаны луковичными главками на барабанах меньшего размера. Основания всех шатров и барабанов, на которые они опираются, окружены рядами кокошников, перекликающихся по форме между собой.
Красивая восьмигранная колокольня с резными проемами яруса звона кажется еще более легкой и ажурной благодаря ряду отверстий-«слухов» в шатре. На колокольне в числе колоколов находился один работы знаменитого мастера Ивана Моторина 1715 года.
На всех фасадах храма практически невозможно отыскать ровной поверхности – так он изукрашен разнообразной резьбой и каменным кружевом.
В 1864 году к визиту императора Александра II с запада пристроили новое закрытое крыльцо, увенчанное шатриком в стилистике основного храма.
После революции храм закрыли не сразу, а только в 1935г. В 1930-х гг. там служила братия Высокопетровского монастыря. Сначала после закрытия в нем устроили конторские помещения, потом репетиционный зал московской дирекции «Цирк на сцене». В 1990г. было принято решение о передаче храма верующим.
Сейчас храм полностью отреставрирован, при нем открыта воскресная школа. Стройное изящное храмовое здание, видное от самого начала Малой Дмитровки, необычайно хорошо смотрится, хотя теперь и не со всех четырех сторон, как было первоначально, и является лучшим украшением одной из старинных улиц исторического центра Москвы.
Церковь имеет статус патриаршего подворья.
Шатровые храмы — особый архитектурный тип, появившийся и ставший распространённым в русском храмовом зодчестве. Вместо купола здание шатрового храма завершается шатром. Шатровые храмы бывают деревянными и каменными. Каменные шатровые храмы появились на Руси в начале XVI века и не имеют аналогий в архитектуре других стран.
Старинные шатровые храмы Москвы (XVI-XVII веков).
Церковь Вознесения Господня в Коломенском. XVI век, 1532. Пр-т Андропова, 39, стр.1
Собор Покрова Божией Матери на рву (храм Василия Блаженного). XVI век, 1561. Красная площадь.
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Медведкове. XVII век, 1635. Заповедная ул. 52.
Церковь Троицы Живоначальной в Троицком-Голенищеве. XVII век, 1646. Мосфильмовская ул., 18.
Церковь Успения Божией Матери в Вешняках. XVII век, 1646. Ул. Юности, 17.
Церковь Косьмы и Дамиана в Старых Панех. XVII век, 1-я половина. Старопанский пер., 2-4.
Церковь Рождества Богородицы в Путинках. XVII век, 1652. Ул. Малая Дмитровка, 4.