храм на москве реке христа спасителя

МОСКОВСКИЙ ХРАМ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ

Решение о строительстве храма «в ознаменование благодарности нашей к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели» было принято императором Александром I в 1812 году. Первоначальный проект, предусматривающий возведение храма на Воробьёвых горах (архитектор Александр Лаврентьевич Витберг, заложен в 1817 году) не был осуществлён. Новый проект в русско-византийском стиле (архитектор Константин Андреевич Тон) утверждён в 1832 году императором Николаем I. Храм был вновь заложен в 1839 году на Пречистенской набережной, в древнем урочище Чертолье на месте Алексеевского женского монастыря (здания монастыря были разобраны, а сёстры переведены в Красное село).

Строился храм на средства казны с привлечением народных пожертвований. 26 мая 1883 году храм, ставший самым высоким зданием Москвы и самым большим храмом России (высота 103,5 м, вместимость 10 000 человек), был освящён митрополитом Московским и Коломенским Иоанникием в присутствии императора Александра III. Внутреннее убранство было выполнено знаменитыми русскими художниками Василием Петровичем Верещагиным, Генрихом Ипполитовичем Семирадским, Василием Ивановичем Суриковым, Владимиром Егоровичем Маковским, Фёдором Антоновичем Бруни, Иваном Николаевичем Крамским и другие. Автором идеи скульптурного убранства фасадов был святитель Филарет, митрополит Московский, мраморные барельефы и скульптурный декор исполнены Александром Васильевичем Логановским, Николаем Александровичем Рамазановым, Петром Карловичем Клодтом и другие, бронзовые украшения, подсвечники и паникадила работы архитектора Льва Владимировича Даля.

В галерее, окружавшей здание, находились 177 мраморных досок с именами погибших, раненых и награждённых офицеров, названиями воинских частей, датами главнейших сражений Отечественной войны 1812 года. С храмом Христа Спасителя тесно связано открытие и освящение памятника императору Александру III (автор Александр Михайлович Опекушин), состоявшееся 30 мая 1912 года и приуроченное к 100-летию победы в Отечественной войне 1812 года. При храме активно велась духовно-просветительская деятельность: действовали библиотека и общеобразовательные курсы для рабочих.

15 августа 1917 года в Храме состоялось открытие Поместного Собора Русской Православной Церкви, восстановившего патриаршество. 5 ноября того же года в Храме Христа Спасителя был избран первый после почти двухсотлетнего синодального периода Патриарх Всероссийский, святитель Тихон (Белавин). В 1917–1919 годах ключарём Храма был новомученик священник Александр Хотовицкий.

Решением от 19-20 февраля 1990 года Священный Синод Русской Православной Церкви благословил возрождение Храма Христа Спасителя и обратился в Правительство России с просьбой разрешить восстановить его на прежнем месте [1]. В 1991 году на месте алтаря Храма была построена временная часовня во имя иконы Божией Матери «Державная», которая впоследствии была разобрана.

7 января 1995 года состоялась торжественная закладка Храма. На Пасху 1996 года под сводами Храма была совершена первая Пасхальная вечерня. В 2000 году все внутренние и внешние отделочные работы были завершены. Освящение главного престола Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II в сослужении собора архиереев состоялось 19 августа 2000 года При Храме расположены зал Церковных Соборов, зал заседаний Священного Синода. В новейший период настоятелем храма является патриарх Московский и всея Руси.

Источник

История строительства и восстановления Храма Христа Спасителя в Москве

храм на москве реке христа спасителя

Кафедральный собор Московской епархии и всей Русской Православной Церкви — Храм Христа Спасителя в Москве был построен как храм‑памятник, посвященный Отечественной войне 1812 года.

Идея возведения храма в честь победы России над армией Наполеона принадлежала генералу армии Михаилу Кикину и была передана российскому императору Александру I.

В конце 1812 года Александр I издал манифест о создании храма в ознаменование «благодарности к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели».
24 (12 по старому стилю) октября 1817 года на Воробьевых горах состоялась торжественная закладка Храма Христа Спасителя, но проект не был осуществлен, так как возникли проблемы, связанные с непрочностью почвы, имеющей подземные ручьи. После смерти Александра I в 1825 году новый император Николай I приказал приостановить все работы, в 1826 году строительство было прекращено.

22 (10 по старому стилю) апреля 1832 года Император Николай I утвердил новый проект Храма, составленный архитектором Константином Тоном. Император лично избрал место для сооружения Храма Христа Спасителя — на берегу реки Москвы, неподалеку от Кремля, и в 1837 году учредил особую Комиссию по построению нового Храма. Алексеевский женский монастырь и церковь Всех святых, находившиеся на месте, где предполагалось построить Храм Христа Спасителя, были разобраны, монастырь переведен в Красное село (ныне Сокольники).

22 (10 по старому стилю) сентября 1839 года состоялась торжественная закладка нового храма.

В плане храм имел форму равноконечного креста. Основой его стиля был выбран византийский. Высота храма от основания до креста составляла 103,5 метра (высота креста — 8,5 метров). Стены, толщина которых достигала 3,2 метра, были выложены из кирпича и частично белого камня. Облицовка была выполнена из итальянского мрамора разных сортов. Четыре мощных столба‑пилона поддерживали центральный барабан. На уровне цокольного этажа здание опоясывал коридор — первый музей войны 1812 года, где на беломраморных досках были увековечены все сражения, отличившиеся части и их командиры, имена погибших и награжденных офицеров. На фасадах были размещены горельефы работы скульпторов Александра Логановского, Николая Рамазанова, Петра Клодта.
Интерьер храма освещали 60 окон. Над живописным оформлением храма в течение 23 лет трудилась большая группа художников, среди которых были известные живописцы Генрих Семирадский, Василий Суриков, Константин Маковский и др.

Храм строился почти 44 года. В 1841 году стены были выровнены с поверхностью цоколя; в 1846 году сведен свод большого купола; три года спустя завершены работы по внешней облицовке и начата установка металлических крыш и глав. Свод большого купола закончен в 1849 году. В 1862 году на крыше установили бронзовую балюстраду, отсутствовавшую в первоначальном проекте. К 1881 году были закончены работы по устройству набережной и площади перед храмом, а также установлены наружные фонари.

25 (13 по старому стилю) декабря 1880 года новому храму было присвоено наименование Кафедрального собора во имя Христа Спасителя, утвержден штат духовенства и причта.

7 июня (26 мая по старому стилю) 1883 года, в праздник Вознесения Господня, состоялось торжественное освящение храма, совпавшее с днем коронования императора Александра III. 24 (12 по старому стилю) июня того же года совершилось освящение придела во имя святителя Николая Чудотворца, а 20 (8 по старому стилю) июля был освящен и второй придел во имя святого князя Александра Невского. С этого времени в храме начались регулярные богослужения. С 1901 года в храме был учрежден собственный хор, считавшийся одним из лучших в Москве.
Весной 1912 года в сквере возле храма был установлен памятник императору Александру III, который был разрушен в 1918 году.

Источник

Храм Христа Спасителя в Москве

храм на москве реке христа спасителя храм на москве реке христа спасителя

Храм Христа Спасителя — это большой Кафедральный собор, историческая, культурная и духовная значимость которого очень высока. Это одновременно и памятник павшим в Отечественной войне 1812 года, и благодарность людей Богу за защиту России. Сегодня храм находится в ведении РПЦ, здесь проводятся Архиерейские соборы и другие важные мероприятия.

История

Первые попытки строительства храма Христа Спасителя были предприняты еще при императоре Александре I в. честь победы России над армией Наполеона. Николай I, сменивший Александра I на престоле, в 1832 году пригласил для работ над храмом другого архитектора — Константина Тона, который занимался изучением и применением традиций древнерусского зодчества. Храм решили поставить на месте бывшего Алексеевского женского монастыря, откуда он был бы виден с любой точки Москвы, к тому же, соседство с Кремлем подчеркивало бы глубокую связь храма Христа Спасителя с русской историей и культурой. Храм строился почти 40 лет: с 1839 по 1883 год.

храм на москве реке христа спасителя

Наконец, 26 мая 1883 года он был освящен в присутствии Александра III и императорской семьи. Вместимость храма составляла до 7200 человек. Фасады храма были оформлены мраморными горельефами работы скульпторов Иванова, Логиновского и Рамазанова, входные двери собора выполнили из бронзы, интерьер собора украшали росписи и каменная отделка (лабрадор, порфир, мрамор). Над украшением храма работали известные русские художники: В. Верещагин, В. Суриков, И. Крамской и другие виднейшие представители академической школы живописи.

Сооружение опоясывала галерея, ставшая первым музеем войны 1812 года: на её стенах находились мраморные доски с летописями Отечественной войны.

Храм Христа Спасителя просуществовал 48 лет.

Решением советской власти в 1931 году стало уничтожение храма и расширение близлежащей территории для нужд государства. Вместо храма Христа Спасителя планировалось возведение Дворца Советов — утопического проекта самого высокого в мире здания с вращающимся памятником В. И. Ленину на крыше. Однако снести храма Христа Спасителя оказалось не так просто: только два взрыва смогли его, наконец, уничтожить.

Поборов грунтовые воды, строители завершили фундамент Дворца Советов и начали возведение каркаса, однако дефицит стройматериалов во время Великой Отечественной войны скорректировал планы. Фундамент здания использовали для строительства круглогодичного плавательного бассейна «Москва», который стал одним из крупнейших в мире бассейнов под открытым небом. Несмотря на неоднозначную реакцию общественности, бассейн был уникален с точки зрения инженерной конструкции и просуществовал с 1960 по 1994 год, и был закрыт только в связи с экономическими затруднениями в стране.

храм на москве реке христа спасителя

Идея восстановления храма Христа Спасителя на его историческом месте возникла еще 1980-х годах. К работе над проектом были привлечены реставраторы, однако окончательный вариант внешнего декора храма принадлежит Зурабу Церетели, выполнившему бронзовые медальоны для кокошников.

Строительство и отделочные работы были символично завершены к 2000 году — наступлению нового тысячелетия. Сегодня храм является крупнейшим в России, он вмещает в себя 10000 человек.

Святыни и иконы храма Христа Спасителя

Храм очень значим для православных христиан и является объектом паломничества.

Его внутреннее убранство, изобилующее сусальным золотом, мрамором, порфиром и лабрадором, гармонирует с величием экстерьера. На стенах галереи, расположенной по периметру здания, представлена военная история русского могущества: на мраморных досках сохранены для потомков значительные сражения, в которых принимала участие наша армия, имена полководцев, офицеров и простых солдат, воевавших во славу Родины.

Время от времени в храме Христа Спасителя выставляются православные реликвии из различных святых мест (Пояс Пресвятой, Богородицы, крест апостола Андрея, Дары волхвов, мощи святителя Николая).

храм на москве реке христа спасителя

Постоянно в храме находятся:

Мощи святителя Филарета Московского. Святой, прославившийся благодаря деятельности пастыря и богословским трудам, запомнился современникам христианским благородством. Его речи и помыслы были искренними, а отношение к миру — смиренным. Митрополит Филарет, стоявший во главе Русской Православной церкви в течение 46 лет, был одним из наиболее образованных иерархов. Благодаря ему Ветхий и Новый завет были переведены на русский язык, а при Московской епархии появилось несколько новых женских монастырей. Святитель милостив и щедр и сейчас, после смерти. У его чудотворных мощей, помещенных в Храм Христа Спасителя в 2004 году, просят помощи и получают ее.

Частица ризы Иисуса Христа. Ключарь Храма Христа Спасителя уверен, что небольшой фрагмент хитона, полученного одним из воинов — свидетелей распятия Сына Божьего, является главной святыней обители. Он хранится в особом аналое, расположенном отдельно от других реликвий. 23 июля, во время Праздника положения Ризы Господней, сокровище, обнаруженное среди экспонатов Ярославского музея-заповедника в 2002 году и переданное Храму Христа Спасителя в 2007 году, выносят к прихожанам.

Частица ризы Богородицы. Хитон Девы Марии, завещанный ею перед Успением ее прислужницам-вдовицам, долгое время хранился на Святой земле. В V веке реликвия была хитростью похищена и перевезена в Константинополь, где не раз творила чудеса. Фрагмент, ставший одной из наиболее значимых святынь Храма Христа Спасителя, был подарен РПЦ Кремлевским музеем в 2008 году. Для ризы также создан отдельный аналой, дающий верующим возможность помолиться и попросить о помощи.

Гвоздь Христа-Спасителя. Подлинный кусок железа, пригвоздивший Иисуса к кресту, попал в Россию в XVII веке. Наряду с другими святынями, он долго хранился в Кремлевском музее и лишь недавно стал достоянием церкви. Его длина составляет 14,5 см, а вес — чуть больше 80 граммов.

Также в храме хранятся чудотворные иконы, многие другие святыни и лики, творящие чудеса. Среди них пять старинных икон, изображающих Святителей Московских, образ защитницы от бедствий, злых людей и катастроф — Смоленской Божьей Матери, чтимый лик Николая-Чудотворца и древний Спас Нерукотворный. В Храме периодически «гостят» и святыни Афона.

храм на москве реке христа спасителя

Расписание богослужений в храме Христа Спасителя в Москве

Богослужения в храме Христа Спасителя проходят по расписанию, с которым вы можете ознакомиться на официальном сайте. Летом с пиком наплыва туристов будничные службы переносятся в храм «Державной» иконы Божией матери, в выходные проходят в храме Христа Спасителя. Однако перед посещением службы в этот храме лучше уточнить актуальную ситуацию на сайте.

Музей в храме

В храме расположен Патриарший музей церковного искусства, где можно увидеть уникальные предметы православной культуры. Среди свидетельств, посвященных основанию, уничтожению и восстановлению храма, есть чудом сохранившиеся экспонаты: закладная доска со строительства в 1839 году и элементы мемориальных плит. Вход в музей бесплатный, но экскурсия предоставляется только комплексно по всему храму Христа Спасителя и только в составе экскурсионных групп.

На нижнем ярусе храма находится площадка «Центр искусств. Москва», где проводятся выставки, лекции и концерты.

Зал Церковных Соборов

Это один из самых известных и значимых залов для проведения подобных мероприятий. Он открылся в 2008 году и является частью восстановленного храма Христа Спасителя. Зал способен вместить до 1250 посетителей. Его украшают фрески и мозаичные панно, потолок — звездное небо, а в центре находится композиция, показывающая сошествие Святого Духа на апостолов — важное событие, описанное в Новом Завете. По обе стороны от нее размещаются мозаики, изображающие два Града — «Град Небесный» и «Град Земной». Украшением четырех круглых колонн служат портреты известных людей Земли Русской — святых, государственных деятелей, воинов Господних. Помимо роскошного внутреннего убранства, зал отличают удобные кресла и отличное техническое обеспечение. Необычное устройство, в котором зрительный зал не отделен от фойе, создает особую акустику и приятную прохладу. В фойе, любимом уголке гостей, находится зимний сад, полный цветов и дивных растений, маленьких водопадов и скульптур, изображающих фантастических зверей.

В Зале Церковных Соборов регулярно проводятся всевозможные культурные программы — концерты церковных хоров и духовной музыки, детские праздники, фестивали, собрания и конференции. На мероприятия лучше приходить заранее, чтобы избежать очередей на входе и в гардеробе.

храм на москве реке христа спасителя

Смотровая в храме Христа Спасителя

Еще в дореволюционные времена обзорная площадка в храме Христа Спасителя была одной из самой высоких в Москве. Отсюда было снято много известных исторических фотографий города. С новой смотровой восстановленного храма, возвышающейся на 40-метровой высоте и представляющей собой 4 площадки между храмовыми колокольнями, объединенными воедино, можно рассмотреть все важные строения как советского, так и современного периода. Отсюда видно, как росла и менялась Москва, как живописны Патриарший и Большой Каменный мосты, Кремлевская набережная и Москва-река.

Посещение смотровой площадки часто совмещают с экскурсией по храму. Подъем наверх проводится в сопровождении экскурсовода, можно присоединиться к любой из групп по расписанию. Осмотр длится 30 минут, стоимость составляет 400 рублей. Обратите внимание, что подниматься туда придется пешком. За безопасность волноваться не стоит, смотровая площадка огорожена балюстрадой с кованой решеткой.

Экскурсии

Все экскурсии по храму Христа Спасителя проводятся для посетителей только в составе экскурсионных групп. Группы формируются в туристических фирмах при покупке соответствующего билета. Для индивидуальных посетителей экскурсии не проводятся.

Группам туристов доступны не только внутренние посещения, но и смотровая площадка храма Христа Спасителя.

Стоимость экскурсий в 2021 году

Обзорная экскурсия по комплексу Храма Христа Спасителя длится 1 час 10 минут. В цену билета для граждан РФ входит посещение Верхнего и Нижнего храм, Зала церковных соборов, смотровой площадки

храм на москве реке христа спасителя

Билеты и аудиоэкскурсии

Елка в храме Христа Спасителя

Уже 15 лет в стенах прекрасного храма проводится одно из лучших праздничных представлений для детей в Москве — новогодняя елка. Музыкальная сказка «Дорога в Рождество», основанная на библейских сказаниях, доступно и интересно показывает важность Рождества и православных ценностей в жизни каждого ребенка. Это чудесный рассказ о добре и вере, любви, поддержке и сострадании, гармонично сочетающий традиционный русский дух с новыми технологиями.

«Хозяин Зимнего леса» отправляет гостей в настоящую русскую чащу, где обитают чудеса, герои сказок и невиданные былинные звери. Малышам предстоит помочь главным героям и развить сюжет, участвуя в своеобразном квесте. В храме можно также навести праздничный аквагрим и сфотографироваться с любимыми персонажами.

На Рождество 2019 года творческий коллектив подготовил для детей новое интересное представление — «Особенный день». Девочка Маша совершит путешествие во времени и узнает, откуда произошло Рождество и почему за 2000 лет, прошедших с рождения Христа, люди не перестали верить в чудо. Конечно, на пути главной героини встретятся и трудности, и злодеи.

Празднование Нового года и Рождества в Храме Христа Спасителя пройдет с 23 декабря по 8 января. Продолжительность представлений — от 1 часа, возраст гостей — от 3 лет.

Часы работы

Храм Христа Спасителя принимает посетителей с 10.00 до 17.00 во все дни, кроме понедельника. В этот день его двери открыты с 13.00 до 17.00.

Видео-экскурсия по храму Христа Спасителя в Москве

Как добраться до храма Христа Спасителя

Одна из главных православных достопримечательностей столицы расположена недалеко от Московского Кремля (дорога пешком займет около 10 минут), а ее осмотр может стать продолжением прогулки по историческому центру. Храм возвышается на берегу Москва-реки, а ведущий на другую ее сторону Патриарший мост станет отличным местом для фотосессии.

Транспорт до храма — метро, автобусы и такси.

Метро до храма Христа Спасителя

Если вы следуете на метро, то вам необходимо ехать по красной линии до станции «Кропоткинская». Выход из метро расположен непосредственно рядом с храмом Христа Спасителя, путь до места займет меньше пяти минут. Чуть дальше, чем станция «Кропоткинская» расположены подходящие вам «Боровицская» и «Библиотека им. Ленина». Дорога от них займет в среднем 15 минут.

Наземный транспорт

На автобусах и троллейбусах вы также можете доехать до храма.

Пешком вы можете дойти до храма Христа Спасителя через Патриарший мост, Кремлевскую набережную. Отсюда рукой подать до самых знаменитых достопримечательностей Москвы: Красной площади и Старого Арбата.

Также для поездок по Москве пользуйтесь приложениями такси Uber, Яндекс такси, Gett Taxi, Максим, ЕСТ и другими.

Выход из метро перед храмом Христа Спасителя — панорама Яндекс Карты

Источник

Храм Христа Спасителя

храм на москве реке христа спасителя

Храм Христа Спасителя запись закреплена

храм на москве реке христа спасителя

храм на москве реке христа спасителя

храм на москве реке христа спасителя

храм на москве реке христа спасителя

храм на москве реке христа спасителя

храм на москве реке христа спасителя

храм на москве реке христа спасителя

Храм Христа Спасителя запись закреплена

Святой великомученик Димитрий Солунский был сыном римского проконсула в Фессалониках. Его родители были тайными христианами.

Димитрий уже достиг совершеннолетия, когда умер его отец. Император Галерий Максимилиан, вступивший на престол в 305 году, вызвал юношу к себе и, убедившись в его образованности и военно-административных способностях, назначил на место отца проконсулом Фессалоникийской области.
Показать полностью. Главная задача, возложенная на молодого проконсула, состояла в обороне города от варваров и истреблении христианства.

Приняв назначение, Димитрий вместо того, чтобы устраивать гонения и казни христиан, стал открыто учить жителей города христианской вере и искоренять языческие обычаи и поклонение идолам.
Когда Максимилиан узнал, что вновь назначенный им проконсул — христианин, и многих римских подданных обратил в христианство, гневу императора не было предела. Возвращаясь из похода в Причерноморье, он решил вести армию через Фессалоники, чтобы расправиться с солунскими христианами.

Узнав об этом, Димитрий заблаговременно повелел раздать свое имение нищим, а сам предался посту и молитве, готовя себя к принятию мученического венца. Император вошел в город, и Димитрий перед ним смело исповедал себя христианином и обличил неправду и суетность римского многобожия. Максимилиан приказал заключить исповедника в темницу.

На рассвете 26 октября (8 ноября по новому стилю) 306 года в подземную темницу святого узника явились воины и пронзили его копьями. Тело святого великомученика Димитрия было выброшено на съедение диким зверям, но солунские христиане взяли его и тайно предали земле.

При святом равноапостольном Константине над могилой святого Димитрия была воздвигнута церковь. Сто лет спустя, при строительстве нового величественного храма, на этом месте были обретены нетленные мощи святого мученика.

На Руси почитание святого Димитрия Солунского началось сразу же после Крещения. В его честь строились храмы и монастыри. На иконах он изображается в воинском облачении, с копьем и мечом.

Источник

Храм, по которому можно изучать историю

Приблизительное время чтения: 12 мин.

храм на москве реке христа спасителя

Фото Владимира Ештокина

Пассажиры на станциях московского метро «Кропоткинская» или «Охотный Ряд» наверняка очень удивятся, если им скажут, каким мрамором выложены вестибюли этих станций. Дело в том, что это мрамор храма Христа Спасителя, взорванного в 1931 году. После отданного лично Сталиным распоряжения о его сносе и строительстве на этом месте Дворца Советов было решено передать «строительный материал» главного собора России на различные хозяйственные нужды.

Первый этаж еще памятной многим гостиницы «Москва» облицевали красным гранитом из лестниц собора. А мраморные скамьи установили на станции метро «Новокузнецкая».

Один из колоколов храма перенесли на башню Северного речного вокзала в Химках. А в одном из помещений главного здания МГУ на Воробьевых горах и сегодня стоят несколько колонн, в свое время взятые из алтаря храма.

В Донской монастырь, где новые власти открыли Антирелигиозный музей, передали несколько горельефов с фасадов храма. Там до сих пор находятся фрагменты статуи Георгия Победоносца и ветхозаветной пророчицы Деворы, а также пострадавший от взрыва барельеф «Сергий Радонежский благословляет Дмитрия Донского на Куликовскую битву».

храм на москве реке христа спасителя

В Геологическом музее им. В. И. Вернадского были найдены подлинные фрагменты иконостаса Храма Христа Спасителя: это небольшие колонны из черного с прожилками мрамора, колонны с капителями из голубовато-серого мрамора и др.
Фото Владимира Ештокина

Есть факты и вовсе поразительные: когда в конце 1990-х проводили капитальный ремонт Третьяковской галереи, то стали менять истертые мраморные ступени, которые вели в гардероб. Каково же было удивление рабочих, когда на обратной стороне демонтированных ступеней они увидели выбитые имена героев 1812 года. Ступени в гардероб были сделаны из мрамора памятных досок храма. Память героев духа, воинов, положивших жизнь свою за веру и Отечество, десятилетиями попиралась ногами ничего не ведающих посетителей Третьяковки. Эти ступени теперь в музее храма. Кроме того, часть мемориальных плит с именами героев из окружной галереи храма раздробили в мелкую щебенку и посыпали ею дорожки в Центральном Парке культуры имени Горького и в других столичных парках. Смысл этого действия был уже точно не хозяйственный, а символический. Так в 1930-е годы на пока еще свежей революционной волне хотели навсегда уничтожить память о старой России и ее великих победах.

В память о чуде

25 декабря 1812 года, в день Рождес­тва Христова (по ст. ст.), последние наполеоновские солдаты переходили по льду реку Неман, навсегда оставляя пределы России. В этот же день был издан Высочайший Манифест императора Александра I о строительстве в Москве храма Христа Спасителя* «в ознаменование благодарности к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели». Случилось так, что самые критические испытания, которые выпали на долю России за последние двести лет, оказались тем или иным образом связаны с храмом Христа Спасителя. Наша страна уже не один раз за два последних столетия была на краю гибели, но снова воскресала, несмотря ни на что. И каждый раз это выглядело как настоящее чудо.

храм на москве реке христа спасителя

Чудом было спасение России от вражеского нашествия в 1812 году, когда 600-тысячной наполеоновской армии Россия смогла первоначально противопоставить менее 200 000 своих солдат и офицеров. В память об этом чуде и решили воздвигнуть храм Христа Спасителя. Настоящим чудом было спасение России в Великую Отечественную войну. Между прочим, именно ее начало помешало достроить на месте взорванного храма коммунистический Дворец Советов. Чудом было и то, что, казалось бы, навсегда утраченный вследствие Октябрьской революции храм всего за несколько лет был восстановлен после падения коммунистической власти.

А ведь первый раз он строился очень и очень долго. Между указом императора Александра I о возведении храма и его освящением в 1883 году прошло семьдесят лет.

Неудачная попытка

Мало кто знает, что сначала храм Христа Спасителя планировали воздвигнуть на Воробьевых горах, своеобразной «короне Москвы», откуда он возвышался бы над столицей и был виден отовсюду.

Его строительство доверили молодому зодчему Карлу Магнусу (после принятия православия — Александру Лаврентьевичу) Витбергу. Он спроектировал трехъярусное здание с тремя престолами. Первый храм, самый нижний, должен был стать и усыпальницей русских воинов, где постоянно шли бы панихиды. Ознакомившись с проектом Витберга и обращаясь к архитектору, Александр I воскликнул: «Вы заставили говорить камни!»

храм на москве реке христа спасителя Так по проекту А. Л. Витберга должен был выглядеть Храм Христа Спасителя

Ровно в пятую годовщину изгнания французов из Москвы, 12 октября 1817 года, между Смоленской дорогой (по ней враг вошел в Москву) и Калужской (по ней он столицу покинул) на Воробьевых горах состоялась торжественная закладка храма Христа Спасителя.

Однако Витберга, фаворита Александра I (недаром тот был его восприемником при крещении и дал ему свое имя), после смерти императора незаслуженно обвиняют в казнокрадстве и после длительных разбирательств ссылают в Вятку.

Отказываются и от строительства храма на Воробьевых горах. Во-первых, из-за оседания грунта на берегу Москвы-реки и опасности оползня. Во-вторых, были высказаны опасения, что из-за отдаленности от центра столицы великолепное здание большую часть времени будет пустовать. Кроме того, проект Витберга был исполнен мистического символизма, очень близкого мировоззрению Александра I, но чуждого взглядам нового русского царя, не разделявшего мистических увлечений своего брата.

Первая жизнь храма

Тем не менее, Николай I не забыл «обета» Александра I. Проектирование нового храма было доверено Константину Андреевичу То­н­у, знаменитому автору Московского и Николаевского вокзалов-близнецов в обеих русских столицах, набережной в Санкт-Петербурге со знаменитыми сфинксами перед Академией художеств и Оружейной палаты в Кремле.

Император утверждает для нового строительства холм рядом с Большим Каменным мостом. Место было выбрано из-за близости к Кремлю, а также потому, что с него храм Христа Спасителя был бы виден изо всех районов Москвы. Находившийся здесь Алексеевский женский монастырь переносят в Красное село (сейчас это район станции метро Красносельская).

10 сентября 1839 года состоялась торжественная закладка нового храма. Ее совершил сам святитель Московский Филарет, мощи которого сейчас почивают в храме.

Строился он почти 44 года. Деньги на него собирала вся Россия. В церквях стояли кружки с надписью «На построение храма Спасителю Христу в Москве».

Через двадцать лет после начала строительства со здания убирают наружные леса, и храм впервые предстает перед москвичами во всем своем величии и великолепии. Он поистине царствует над столицей — его золотые купола видны даже за десятки верст от центра Москвы.

К 1881 году заканчивают работы по внутренней росписи храма, а также по устройству набережной и площади перед храмом. Расписывали его лучшие художники России — В. Суриков, Ф. Бруни, И. Крамской, В. Верещагин, и другие. Авторами фасадных скульптур на сюжеты из Ветхого Завета и русской истории были барон П. Клодт, А. Логановский, Н. Рамазанов. Тематику росписей важнейших частей здания — главного купола и его пояса, малых сводов и иконостаса — утверждал лично святитель Филарет, митрополит Московский.

И вот в день Вознесения Господа, 26 мая (8 июня) 1883 года происходит освящение храма Христа Спасителя, специально приуроченное к коронации Александра III. В северном углу храма стоят немногочисленные ветераны Отечественной войны с георгиевскими орденами на груди. Впервые звучит увертюра П. И. Чайковского «1812 год», специально написанная для этого празднества.

Храм получил статус кафедрального собора, а его причт приравняли к духовенству столичного Исаакиевского собора. С тех пор под его сводами произошло немало важных исторических событий. В нем, например, отмечалось 100-летие Отечественной войны и празднование 300-летия Дома Романовых.

После Февральской революции в августе 1917 года в храме открылся Всероссийский Поместный Собор, который через два месяца избрал Патриархом Московским и всея Руси митрополита Московского Тихона. Тогда Русская Церковь после 200-летнего перерыва вновь обрела своего Патриарха.

Но уже через три месяца, в ноябре 1917 года здесь по настоянию Патриарха Тихона совершались молебны об умиротворении России. По окончании же похорон жертв революционных боев в храме Христа Спасителя отслужили Соборное моление обо всех погибших в кровавых столкновениях.

«Прощай, хранитель Русской славы!»

После Октябрьской революции судьба храма была предрешена. Еще в декабре 1922 года на Первом съезде советских депутатов, провозгласившем создание СССР, С. М. Киров предложил вместо «дворца банкиров, помещиков и царей» воздвигнуть «новый дворец рабочих и трудящихся крестьян». Он должен появиться, говорил Киров, в Москве «на самой красивой и лучшей площади» и стать «эмблемой грядущего могущества, торжества коммунизма не только у нас, но и там, на Западе».

храм на москве реке христа спасителя Взрыв храма Христа Спасителя, 1931 год. Планировали уничтожить не только храм Христа Спасителя. Согласно генплану Москвы 1935 года собирались снести в округе практически все здания и создать вокруг огромную площадь, которая соединила бы Дворец Советов с Кремлем. Не должно было остаться ни церкви Илии Обыденного рядом с Остоженкой, ни «дома-сказки» в Соймоновском проезде, ни других замечательных зданий. Однако все они остались целы и дожили до наших дней. Вместе с храмом уничтожили только две церкви — Похвалы Богородицы (рядом с ним) и Святодуховскую (на Гоголевском бульваре). Фото www.xxc.ru

В марте 1924 года в газету «Правда» пришло письмо от некоего студента Балихина из Ассоциации новых архитекторов с предложением снести храм Христа Спасителя, чтобы на его месте поставить монументальное здание, которое одновременно являлось бы памятником Ленину. С этого момента начался отсчет времени до уничтожения храма.

храм на москве реке христа спасителя

Преподобный Сергий благословляет князя Дмитрия Донского на Куликовскую битву. Горельеф разрушенного Храма Христа Спасителя
Скульптор А. Логановский. Фото www.xxc.ru
храм на москве реке христа спасителя
И тот же горельеф после разрушения храма. Фото www.xxc.ru

В прессе под предводительством «Союза воинствующих безбожников» развязывают дикую кампанию по дискредитации архитектурных достоинств главного собора России. Его уничижительно сравнивают с самоваром и куличом, утверждают, что он якобы «не представляет художественной ценности», что храм — «толстый ядовитый гриб», «питающийся соками» Замоскворечья, созданный для «прославления массового человекоистребления (имеется в виду война 1812 года. — Ред.), в котором рабочие и крестьяне не проявляли никакого беспримерного усердия».

От освящения храма до его разрушения прошло меньше 50 лет.

Несбывшаяся утопия

Через два года после взрыва принимается проект Дворца Советов архитектора Б. М. Иофана (соавторы В. А. Щуко и В. Г. Гельфрейх). Его масштабы способны поразить воображение любого человека. Гигантское здание высотою в 420 метров венчала бы огромная статуя Ленина (вдвое выше американской статуи Свободы). Для сравнения — высота храма Христа Спасителя составляла 104 метра (то есть храм был ниже планируемого «чудо-дворца» в четыре раза!). Так на месте храма Богочеловеку должен был появиться символически противопоставленный ему коммунистический всемирный «храм», который вместо креста увенчала бы фигура человекобога.

храм на москве реке христа спасителя

По проекту Дворец Советов должен был высотой превосходить Храм Христа Спасителя в 4 раза. Планировали уничтожить не только храм Христа Спасителя. Согласно генплану Москвы 1935 года собирались снести в округе практически все здания и создать вокруг огромную площадь, которая соединила бы Дворец Советов с Кремлем. Не должно было остаться ни церкви Илии Обыденного рядом с Остоженкой, ни «дома-сказки» в Соймоновском проезде, ни других замечательных зданий. Однако все они остались целы и дожили до наших дней. Вместе с храмом уничтожили только две церкви — Похвалы Богородицы (рядом с ним) и Святодуховскую (на Гоголевском бульваре).

храм на москве реке христа спасителя

Дворцу Советов предстояло стать самым высоким сооружением в мире. Предполагалось, что он будет центром новой Москвы — столицы мирового коммунизма, утопического рая на Земле. Два его зала — Большой и Малый — должны были вмещать 15 000 и 6 000 человек соответственно. В гигантской голове Ленина размерами с 5-этажное здание планировали разместить библиотеку, а указательный палец статуи вождя всемирного пролетариата был длиной 4 метра.Дворец Советов начали строить еще в первой половине 1930-х гг., но успели лишь заложить фундамент. В Великую Отечественную становится не до строительства гигантского Дворца Советов. Осенью 1941 года, когда немцы рвались к столице, металлические конструкции со строительства пошли на изготовление противотанковых ежей для обороны Москвы.

После войны проект замораживают из-за нехватки средств в стране, восстанавливающейся после истребительной войны. Идея Дворца Советов вместе с верой в более или менее близкую победу коммунизма во всем мире постепенно угасала. В результате власти решили ограничиться строительством в Кремле Дворца съездов, а на месте непостроенного дворца в 1958 году сооружают открытый бассейн «Москва» по проекту архитектора Д. Н. Чечулина. Кстати, если бы на месте уничтоженного храма выстроили что-то более серьезное, скажем, жилые здания, то восстановить храм в постсоветское время было бы очень непросто.

Новая жизнь храма

В конце 1980-х гг. возникает общественное движение за восстановление храма. Особенно много для его возрождения сделали писатели Владимир Солоухин, Владимир Крупин и Валентин Распутин, композитор Георгий Свиридов.

В феврале 1990 года Священный Синод Русской Церкви благословил возрождение храма и обратился к Правительству России с просьбой разрешить вновь построить его на прежнем месте. И уже через четыре года строители разобрали бассейн и начали установку фундамента храма.

храм на москве реке христа спасителя

Фото Владимира Ештокина

Поскольку одной Церкви, несмотря на многочисленные пожертвования прихожан, возвести храм было не под силу, в его строительстве активное участие приняло Правительство Москвы. Было достигнуто соглашение, что он передается не в собственность Церкви, а в муниципальную собственность, в которой находится и поныне.

Уже в апреле 1996 года на главы храма водрузили кресты, а на куполах зазвенели отлитые на заводе ЗИЛ колокола. 19 августа 2000 года Святейший Патриарх Алексий II совершил Великое освящение храма. То есть от начала строительства до освящения храма прошло менее шести лет.

храм на москве реке христа спасителя

Храм Христа Спасителя — главный собор России. Он вмещает несколько тысяч человек. Высота храма та же, что и в прошлом веке — 104 м, а толщина стен — 3,2 м. Его настоятелем является Патриарх Московский и всея Руси (представитель Патриарха в храме — ключарь храма протоиерей Михаил Рязанцев). Здесь проходят патриаршие богослужения на Рождество, Пасху и другие Великие праздники Русской Православной Церкви. Здесь на Архиерейском соборе в августе 2000 года к лику Святых новомучеников российских были причислены Николай II и его семья. Здесь были выставлены на поклонение мощи апостола Андрея Первозванного (июнь 2003 года) и чествовали вернувшуюся из Америки Тихвинскую икону Божией Матери (июнь 2004 года). Здесь в ноябре 2011 года выставили на поклонение многочисленным паломникам Честной Пояс Пресвятой Богородицы. Также в храме Христа Спасителя на Поместном Соборе в 2009 году состоялись избрание нового Патриарха Московского и всея Руси и его интронизация.


При подготовке статьи были использованы материалы книги «Храм Христа Спасителя». СПб,
издательство «П-2», 2011. 157 с.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *