храм на обрыве в крыму
Форосская церковь в Крыму
Церковь Воскресения Христова в Форосе расположена на высокой горе недалеко от трассы Севастополь — Ялта. Верхняя точка возвышенности достигает 412 метров над уровнем моря. Долгое время Форосская церковь находилась в запустении, но после того как в поселки построили госдачу «Заря», ее вновь восстановили. Теперь она одна из главных культурных и исторических достопримечательностей Крыма.
История
История создания Церкви Воскресения Христова связана с трагическим событием под Харьковом осени 1888 года, произошедшим с Романовыми. Поезд, в котором следовал в Петербург Александр III, сошел с рельс. Тогда при крушении никто из царской семьи не пострадал, но зато по всей стране начали возводить новые храмы. До появления церкви на ее месте было сторожевое укрепление, которое в дальнейшем снесли.
Средства и земельный участок на возведение храма предоставил крупный купец Александр Кузнецов. Интересен то факт, что он был «чайным королем Крыма». В качестве собственной рекламы его компания стала наносить изображения Форосской церкви на жестяные банки с чаем. Заказ на строительство был отдан архитектору Николаю Чагину. Для проекта он взял за основу старорусские крестово-купольные храмы. Оформлением стен занимались живописцы Алексей Иванович Корзухин и Константин Егорович Маковский. Мозаика делалась под руководством итальянского мастера Антонио Сальвиати. После относительно малого срока строительства, церковь освятили. Это произошло в октябре 1892 года.
В советские годы приход закрыли, а все ценности, включая иконы, изъяли. Годы спустя задние церкви и примыкающие хозяйственные постройки передали во владение санатория «Форос». В военные годы стены храма укрывали отряды партизан, из-за чего сильно пострадали. Некоторые из стеновых панелей и мраморных подоконников были демонтированы захватчиками и бесследно пропали.
В 60-х годах в находившийся здесь ресторан решили привезти иранского шаха, который путешествовал по Крыму вместе с Никитой Сергеевичем Хрущевым. Когда гость отказался пообедать в церкви, встреча была сорвана. Хрущев отдал приказ снести ресторан. По воли судьбы, храм не был задет. В 1969 году здание использовалось как склад, внутри которого возник пожар. Из-за чего были уничтожены последние оставшиеся фрески и иконы.
Возрождение церкви началось во время строительства дачи для Михаила Горбачева. Местные утверждают, что во многом это произошло благодаря хлопотам его жены Раисы Максимовны. В 1990 году здание и прилегающую территорию вернули церкви.
Достопримечательности
Форосская церковь чрезвычайно популярна у туристов, отдыхающих в Крыму. Ее посещают круглогодично, вне зависимости от сезона. Храм расположен на Красной скале, которая территориально находится на границе с Байдарским заповедником — втором по площади заказником на полуострове Крым. Маршрут на вершину проходит по серпантину.
Поднявшись наверх, можно посетить не только великолепный старинный храм, но и побывать на лучшей смотровой площадке этого района. Вид с нее открывается на Черное море и поселок с аккуратными домиками. Для посещения следует выбирать солнечную и ясную погоду, тогда фотографии и видео будут самого лучшего качества.
В окрестностях расположена еще одна интересная достопримечательность, посещение которой можно совместить с поездкой в Форосскую церковь. Байдарские ворота — это перевал между хребтами Челби и Чху-Баир. Отсюда берет начало Южный берег Крыма. Кроме того он находится на высоте 503 метра над уровнем моря. С него открывается шикарный вида на Байдарскую долину и залив. В восемнадцатом веке здесь была построена каменная арка. Находится она в получасе ходьбы от храма. Двигаться нужно по Старому Севастопольскому шоссе.
Как добраться
Ближайшие крупные населенные пункты, где останавливаются туристы — поселки Форос и Орлиное. Церковь Воскресения Христова расположена между ними на примерно одинаковом расстоянии. Общественный транспорт на вершину Красной скалы не ходит, поэтому придется добираться на автомобиле или пешком. Что касается более крупных курортных городов, таких как Ялта и Севастополь, то маршрут от них достигает порядка 40 — 45 километров.
Как добраться до Форосской церкви на машине
Самый быстрый и простой способ добраться до Форосской церкви — доехать туда на автомобиле. От центра поселка Форос путь займет не более 15 минут. Расстояние порядка шести километров в гору. Выбрать следует северное направление.
Поселок Орлиное находится на противоположной стороне горы. Расстояние до церкви чуть больше — около семи километров. Дорога также занимает 15 минут. Самый быстрый маршрут по трассе Т2709.
Пешком
От Фороса и поселка Орлиное идти пешком более полутора часов. В первом случае дорога после Южнобережного шоссе начинает подниматься на вершину горы. Держаться следует Старого Севастопольского шоссе Т2709 в сторону Байдарских ворот. От Орлиное добираться значительно проще, так как идти нужно уже под гору.
Храм Воскресения Христова (Форос)
Мiръ Россия Республика Крым Храм Воскресения Христова (Форос)
Храм Воскресения Христова — церковь Симферопольской и Крымской епархии УПЦ МП над поселком Форос, построенная в 1892 году на обрывистом утёсе — Красной скале. Высота строения над уровнем моря составляет 412 метров. Памятник русской архитектуры конца XIX века.
Содержание
История [ править ]
Форосская церковь была возведена на средства Александра Григорьевича Кузнецова (1855 — 1895) — известного чаепромышленника, купца первой гильдии. С появлением церкви на Красной скале связано множество легенд. Одна из них повествует о том, что юная дочь купца Кузнецова (по другой версии его возлюбленная) каталась в горах. Вдруг лошади, словно испугавшись чего-то, понесли экипаж прямо в пропасть. Ничто не могло сдержать их бешеный бег, казалось, гибель неминуема. Но на самом краю обрыва кони остановились, как будто перед невидимой преградой. В честь чудесного спасения и была построена церковь.
Но это лишь красивая легенда. В архивных документах мы найдём иную версию появления храма, хотя и она связана с чудом. 17 октября 1888 года у станции Борки на Харьковской железной дороге произошло крушение царского поезда. Царская семья, возвращавшаяся из Ялты в Санкт-Петербург, осталась невредима. В память чудесного спасения Императора Александра III и был возведён храм Воскресения Господня.
К работе по созданию храма А. Г. Кузнецов привлёк лучших специалистов. Проект был разработан русским архитектором академиком Н. М. Чагиным в 1888 году. Для церкви архитектор выбрал удобное место: в двух километрах от Байдарских ворот, у самой дороги, на отвесной скале красного цвета, высотой 400 метров, благодаря чему церковь видна со всех сторон. Трудно было бы выбрать более живописное место для этой небольшой, но удивительно красивой церкви: красная скала, отделившаяся от основного массива гор, окружена густым зелёным лесом, внизу вьётся серой лентой дорога, а дальше — бескрайний простор моря, сливающийся у горизонта с небом.
Церковь построена в византийском храмовом стиле, с системой внутренних опор — столбов и с применением многочисленных куполов (разной величины, всего их девять) по типу русских деревянных храмов. Своим силуэтом церковь напоминает московские церкви конца XVIII столетия. При строительстве храма применялась особая техника кладки плоского кирпича — плинфы, стены облицованы белым инкерманским камнем. Украшает храм узорчатое крыльцо с устремлённой вверх колокольней, позолоченные кресты ярко сияют на солнце. Колонны с резными капителями, панели и подоконники выполнены из караррского мрамора. Пол украшала мозаика знаменитого итальянского мастера Антонио Сальвиати. Во внутреннем оформлении церкви привлекал внимание резной дубовый иконостас с позолоченными Царскими вратами. Иконы для храма писали известные русские живописцы: А. Корзухин, академик Е. Сверчков, икона «Рождество Христово» принадлежала кисти К. Маковского. Стены храма были расписаны византийским орнаментом.
В собственность церкви А. Г. Кузнецов передал 2,5 десятин земли, на которых построили дома для настоятеля и причта.
Храм строился 4 года. 4 октября 1892 года церковь была освящена епископом Таврическим Мартинианом в честь Воскресения Христова. А через 6 лет, в десятую годовщину чудесного избавления царя Александра III от смерти, церковь посетили Государь Император Николай II с Государыней Александрой Феодоровной.
После революции 1917 года для русских церквей наступило трудное время. Двери многих церквей и храмов надолго закрылись. В Форосской церкви, стоящей в отдалении от больших городов, ещё несколько лет совершались службы. Но очередь дошла и до неё. В 1924 году был репрессирован и сослан священник Павел Ундольский. Храм закрыли и постарались придать ему «гражданский» вид: сорвали кресты, сняли колокола с колокольни. По решению комиссии изъяли церковные ценности: сосуды для богослужений, золотые подсвечники, дарохранительницу, паникадило, драгоценные ризы с икон, а сами иконы работы известных мастеров пропали бесследно. В Форосской церкви был размещен склад.
Шли годы. В посёлках Форос, Меласс, Мухалатка развернулось строительство санаториев и пансионатов для высокопоставленных лиц. Форосская церковь, маленькая, изящная, расположенная в красивом месте, привлекала внимание партийных боссов. Для них здесь открыли ресторан с блюдами татарской национальной кухни. В зале, где несколько лет назад прихожане возносили молитвы Господу, поставили столы, а на месте алтаря устроили буфетную стойку.
Однако после войны здесь вновь открыли ресторан, где кормили гостей вкусными блюдами и поили крымским вином. В 60-е годы было построено новое, более удобное шоссе, соединяющее Ялту с Севастополем. Форосская церковь осталась в стороне, её стали меньше посещать туристы. Храм постепенно ветшал, и, наконец, был закрыт и оставлен на полное разрушение.
Но, несмотря на многолетнее атеистическое воспитание, в сознании русского человека живо стремление к нравственному осмыслению своей жизни, стремлению к вере. А символом веры является Дом Божий — церковь. Может быть, поэтому в 1980 году жители Фороса встали на защиту храма и спасли его от полного разрушения. Спасли храм неравнодушие и забота о будущем людей, по настоянию которых церковь была объявлена памятником архитектуры XIX века. Однако они этим не ограничились и потребовали отреставрировать Форосский храм, вернуть ему былое величие. Понадобилось 7 лет активных действий. Наконец, в 1987 году государство выделило деньги только на внешнюю реставрацию. Жители посёлков Форос, Орлиное, Мухалатка, на общем сходе решили, что храм надо вернуть верующим. В 1990 году Воскресенская церковь была передана Русской Православной Церкви Московского Патриархата. Настоятелем был поставлен молодой иеромонах Пётр (в миру Виталий Леонидович Посаднев).
В 1992 году Форосской церкви исполнилось 100 лет. К тому времени бригада реставраторов поставила новые медные купола, засияли золочёные кресты, закончили внутреннюю роспись алтаря и купола храма, в окна вставили цветные витражи. Храм Воскресения Христова вновь обрёл медные колокола, установленные на звоннице. Среди них оказался колокол 1862 года весом в 200 пудов. Он сохранялся на маяке мыса Сарыч и был подарен церкви Черноморским флотом.
Реставрация церкви произведена в 2004 году. Было воссоздано живописное убранство внутри храма, реставрированы сохранившиеся снаружи росписи, создана мозаика на фасаде. Композиции в кругах «Преображение Христово» и «Покрова Богородицы» созданы художником Александром Сергеевичем Пигарёвым в 2004 году, образы Евангелистов и мозаика «Воскресение Христово» на фасаде алтарной апсиды, а также пять живописных полотен «Богоматерь», «Николай Чудотворец», «Моление о чаше», «Св. Лука» и «Воскресение Христово» в алтаре церкви созданы художником Анной Ивановной Петровой в 2004 году, оба мастера принадлежат также к живописной петербургской школе, как и авторы изначальной росписи. Орнаменты церкви воссозданы выпускниками Крымского художественного училища им. Н. С. Самокиша.
Описание [ править ]
Церковь построена в 1892 году в византийском стиле крестово-купольного храма. В IV в. Крест стал христианской эмблемой, а форма креста была заложена в основу культовых зданий. Храмы строили в плане прямоугольного очертания, в которое вписан крест. Над средокрестием сооружался купол.
Византийские зодчие пользовались приёмом, когда купол опирался не на наружные стены, а на расположенное внутри здания кольцо колонн и столбов, над которым ставился барабан. Подкупольное пространство расширялось за счет добавления обхода за этим кольцом. Купол прорезался окнами по периметру его основания и был залит дневным светом. Купольная глава, увенчивающая храм, придавала ему пирамидальную и высотную композицию, являлась основой яркой выразительности облика строительного сооружения.
Богослужение проводилось в центре здания, под куполом, символизирующим небесный свод. Алтарь располагался в восточной апсиде, как на сцене, вход с западной стороны.
Основным строительным материалом был обожженный кирпич — плинфа, — невысокие, почти плоские прямоугольники. Кладка велась на известковом растворе с добавлением кирпичной крошки, попеременно чередовались ряды красного кирпича и жёлтого камня, стены облицованы белым инкерманским камнем.
В византийских храмах внутренний интерьер был богатый, даже роскошный, создавая соответствующую религиозную атмосферу. Величью храма способствовала многоцветная мраморная облицовка, мозаики по золотому фону, фресковые росписи, декоративные каменные мотивы. Храм внутри расписан орнаментом и изображениями 4-х Евангелистов, Вознесения Хрестова, Покрова Божией Матери, Свят. Григория, Мученицы Татианы, Прав. Анны, Св. Алексия и Воскресения Христова. Великий витиеватый сложный орнамент в византийском стиле на стенах, двадцать восемь витражных окон придавали церкви особую светлость, прозрачность и праздничность.
Собор выстроен с применением многочисленных куполов по типу русских деревянных храмов, в два яруса, по бокам и в центре — купола разной величины, всего их девять, благодаря чему Форосская церковь напоминает московские церкви конца ХVIII века.
Храм уникален по своему расположению. Он не только возведен на отвесной скале, но и расположен не так, как обычные православные храмы. Дело в том, что он обращён не на восток, а в сторону моря. Такая особенность присуща только южнобережным храмам.
Уникальность состоит в том, что к отделке храма были привлечены настоящие специалисты мозаичных работ мастерской знаменитого итальянца Антонио Сальвиатти из Винченцы. Мозаичный пол напоминает античную мозаику Херсонеса. Колоны, панели, подоконники были изготовлены их каррарского мрамора. Резной дубовый иконостас с позолоченными царскими вратами украшали храм, почти все иконы в храме принадлежали кисти известных русских живописцев А. Корзухина с изображением Христа Спасителя. В интерьере храма имелись также другие картины — «Благовещение», «Тайная вечеря», «Моление о чаше». К. Е. Маковский, написавший «Рождество Христово», «Воскресение», «Божья матерь», Н. Е. Сверчков и другие. К сожалению, росписи не сохранились.
В 2004 году была проведена очередная реставрация храма. Было воссоздано живописное убранство внутри храма, реставрированы росписи, создана мозаика на фасаде.
Композиции в кругах Преображение Христово и Покрова Богородицы созданы художником А. С. Пигарёвым в 2004 году, образы Евангелистов и мозаика Воскресение Христово на фасаде алтарной апсиды созданы художником А. И. Петровой в 2004 году, мастера принадлежат к живописной петербургской школе, как и авторы изначальной росписи. Орнаменты церкви воссозданы выпускниками Крымского художественного училища им. Н. С. Самокиша.
Престольные праздники [ править ]
Как добраться [ править ]
Адрес: Республика Крым, городской округ Ялта, Старое Севастопольское шоссе (4 километра вверх от п. Форос и Южнобережного шоссе, 2 километра вниз от перевала Байдарские ворота)
Проезд: на машине, от Ялты — добраться по трассе до перекрёстка: налево Форос, направо пер. Байдарские Ворота; свернуть направо и подниматься почти до самого перевала.
Церковь Воскресения Господня в Форосе
Церковь Воскресения Господня в Форосе – поистине святое место в Крыму. Расположенный на отвесной Красной скале высотой 427 метров, храм словно парит в облаках. Окружающий пейзаж удивительной красоты размягчает самые суровые сердца и заставляет задуматься о вечном. Со смотровой площадки церкви открывается захватывающая панорама: бескрайняя синева моря, сливающаяся у горизонта с небом. Внизу – знаменитый крымский курорт Форос, раскинувшийся между мысами Чехова и Николая у бухты с умиротворяющим названием Тихая.
В честь спасения императора
Храм Вознесения Господня в Форосе часто называют одним из чудес Крыма. История создания этого архитектурного шедевра связана с именем известного в свое время чаепромышленника, московского купца первой гильдии Александра Григорьевича Кузнецова. Он унаследовал огромное состояние и прибыльный бизнес от своего деда по материнской линии Алексея Семеновича Губкина, которого по праву можно назвать праотцом чайных промыслов в России. «Наилучший продукт, по низкой цене в любое время, в любом месте». Эти слова стали девизом фирмы Губкина, а потом и его потомков, которые успешно продолжали и совершенствовали начатое дедом дело. Между прочим, именно Алексей Григорьевич Кузнецов придумал способ употребления чая в пакетиках. Предприимчивый промышленник запатентовал это изобретение и первым наладил его массовое производство. Кроме чайного дела, Кузнецов занимался молочными фермами, имелся у него и собственный конный завод, известный далеко за пределами России.
После открытия дороги, связавшей Ялту и Севастополь, дело было в 1887 году, Кузнецов покупает прибрежный участок земли в размере 259 десятин и строит особняк. Приобретение стоит немалых денег, но купец не жалеет средств, поскольку болеет туберкулезом и надеется поправить здоровье в Крыму. Имение «Форос» становится любимым местом отдыха чайного магната. Его присутствие в бухте ознаменовало появление одной из самых красивых и больших частных яхт того времени.
К сожалению, целебный южнобережный воздух не помог Александру Григорьевичу. Он умер в возрасте 40 лет и был похоронен в Москве в фамильном склепе на кладбище Алексеевского монастыря. За два года до смерти, в 1892 году в самом живописном уголке имения он успевает построить необыкновенной красоты храм. Что подвигло Кузнецова построить церковь на Красной скале? Возможно предчувствие смерти…
По этому поводу существует несколько легенд. По одной версии юная дочь купца, а может быть его возлюбленная, каталась в горах на лошадях. Вдруг испугавшись чего-то, кони понесли экипаж прямо в пропасть. Казалось, гибель неминуема. Но чудесным образом лошади остановились на самом краю обрыва, как будто ангел установил перед ними невидимую преграду. В честь этого мистического события купец велел построить храм Воскресения.
Альтернативой романтической легенде служит другая – более драматическая, но не менее чудесная. Эту версию, кстати, подтверждают архивные документы. В октябре 1888 года недалеко от Харькова у станции Борки произошло крушение царского поезда, следовавшего из Ялты в Санкт-Петербург. По свидетельствам современников – в аварии погибло множество людей. Семь вагонов сошли с рельсов и полностью разбились, однако Александр III и его родные остались живы. При крушении в царском вагоне обвалилась крыша. К счастью, император был физически сильным человеком, он поднял блокирующий выход обломок и держал его на своих плечах до тех пор, пока жена и дети не выбрались наружу. Весть о чудесном спасении царской семьи облетела всю России. В связи с этим событием по стране прошли благодарственные молебны. Не остался равнодушным и Александр Григорьевич Кузнецов.
Есть и прозаическая версия. Постройка храма была вызвана меркантильным интересом делового человека. Этот жест был ни чем иным как откупными, поскольку продажа чая считалась монополией царской семьи. Впоследствии чайный магнат использовал изображение храма на скале в качестве логотипа. Эффектная картинка красовалась на жестяных коробочках с чаем, а под ней все тот же неизменный девиз: «Наилучший продукт, по низкой цене…».
Однако коммерческая хватка вполне гармонично может сочетаться с духовностью. По примеру своего легендарного деда Кузнецов много внимания уделял благотворительности. На его средства построены биологическая станция в Севастополе, сельские школы, народные училища. Неоценимую помощь он оказывал больницам и ялтинской прогимназии.
Как бы там ни было, решение о строительстве было принято. Прежде чем начать возведение церкви Воскресения Господня в честь спасения императора, Кузнецов, как это полагалось, испросил высочайшей милости. Получив благословение, сразу принялся за дело.
Нужно отдать должное, у большинства русских купцов и промышленников XIX века был отменный вкус. Эти люди в отличие от современных бизнесменов разбирались в искусстве. Неслучайно в то время было так популярно меценатство. К работе по созданию храма предприниматель привлекает талантливых специалистов. В 1888 году проект здания разрабатывает русский архитектор академик Н. Чагин. Он решает строить храм в византийском стиле, однако его отличительной особенностью будет наличие многочисленных куполов по типу русских деревянных церквей. Впоследствии двухъярусное здание увенчают девять куполов. Стены сложат из чередующихся рядов красного кирпича и желтого камня, а их поверхность облицуют белым инкерманским камнем.
Для росписи стен были приглашены известные художники К. Е. Маковский и А. И. Корзухин. Мозаичные работы выполнил итальянский мастер Антонио Сальвиатти из Винченсы. Сооружение храма обходится заказчику в 150 тысяч рублей. По тем временам деньги немалые… Кроме того, в собственность церкви Кузнецов передает 2,5 десятин земли, на которых строятся дома для настоятеля и причта. Спустя 4 года после закладки первого камня строительство церкви завершили. 4 октября 1892 года в присутствии обер-прокурора Святейшего Синода К.П. Победоносцева храм был освящен.
Щедрый подарок Кузнецова оценил сам император Александр III. Царская семья неоднократно посещала имение и церковь в Форосе. Однако избавление от смерти оказалось лишь временным. Из-за болезни почек, развившейся после ушиба полученного во время аварии, император, не дожил до 50 лет. Тем не менее, дата его спасения еще долго отмечалась. В десятую годовщину чудесного спасения церковь в Форосе посетили Николай II с императрицей Александрой Федоровной.
Смутные времена
Долгое время церковь Вознесения в Форосе оставалась тихим уголком христианского мира. Однако пришли времена безбожия, когда даже ангелы были бессильны. В 1924 году храм закрыли, кресты и колокола были варварски сорваны, а церковные ценности: сосуды для богослужений, золотые подсвечники, дарохранительницу, паникадило, драгоценные ризы, иконы работы известных мастеров, разграблены. Уникальные фрески, написанные русскими художниками, замазали известкой, и на место икон повесили агитплакаты.
После окончания безумной войны, испытания для храма не закончились. Живописный Форос облюбовала партийная элита, возглавляющая новую атеистическую страну. В самых красивых поселках Южного берега разворачивается строительство санаториев и пансионатов для высокопоставленных лиц. Особенно известной стала форосская дача «Заря», на которой так бесславно закончилась карьера Михаила Горбачева. Изящная церковь, расположенная на скале, привлекла внимание партийных боссов. Но вместо того, чтобы восстановить храм, они решили открыть в нем ресторан. В притворе, где прихожане возносили молитвы Господу, поставили столы, а на месте алтаря устроили буфетную стойку.
В 60-е годы было построено новое шоссе, соединяющее Ялту с Севастополем. Форосская церковь оказалась на обочине. Храм ветшал и становился бесхозным. Какое-то время помещение используют как склад, а затем и вовсе бросают на произвол судьбы. Так называемые туристы-дикари начинают использовать его для ночлега. Ну а какая ночевка без костра! В результате варварского отношения от огня погибает чудом сохранившаяся часть мозаики. Дошло до того, что в какой-тот момент церковь собирались снести. Уж слишком она отвлекала проезжавших мимо шоферов. К счастью этого не случилось.
Чудесное воскресение
В 1980 году жители Фороса встали на защиту божьего дома. Верующие люди добились объявления Форосского храма памятником архитектуры XIX века, этим самым спасли церковь от полного разрушения. В 1981 году Киевским управлением реставрации впервые было проведено комплексное обследование состояния кровли, остатков внутреннего убранства и живописи. В 1987 году были выделены деньги на реставрацию памятника. В 1990 году церковь Воскресения Христова воскресла, была заново освящена и передана Русской Православной Церкви Московского Патриархата. Возглавил ее молодой иеромонах отец Петр, с именем которого связана трагическая история. Священник был убит двумя грабителями, которые позарились на деньги, собранные на иконостас.
Как это ни парадоксально, но именно в 90-е годы, во времена очередной разрухи и духовного кризиса в обществе церковь на Красной скале получает новую жизнь. В 1992 году православный люд вновь услышал церковный благовест, исполненный в честь столетия Форосской церкви. Колокол 1862 года весом в 200 пудов был подарен храму Черноморским флотом. Оказывается, все эти годы он хранился на маяке мыса Сарыч, ждал своего часа. Благодаря стараниям реставраторов храм засиял новыми медными куполами, засверкали золоченые кресты, в алтаре появились росписи и иконы, а окна заиграли разноцветными витражами.
Преображению церкви способствовала установка специальной подсветки. В вечернее время, освещенный мощными прожекторами, ее белоснежный силуэт эффектно выделяется на фоне гор, леса и бездонного звездного неба. Сегодня церковь Вознесения в Форосе – не только мека для православных христиан, но и одна из главных достопримечательностей Крыма!