храм на зацепской площади
Храм в честь Свв.мчч. Флора и Лавра на Зацепе
1) И.о. настоятеля Протоиерей Григорий Григорьевич (Белоус)
2) Протоиерей Николай Михайлович (Коновалов)
3) Иерей Григорий Маркович (Ковалев)
4) Иерей Алексей Валерьевич (Карпунин)
5) протодиакон Сергий (Сапронов)
6) Председатель Приходского совета Котельникова Наталия Викторовна
Храм в честь Свв.мчч. Флора и Лавра на Зацепе запись закреплена
Патриархия
Храм в честь Свв.мчч. Флора и Лавра на Зацепе запись закреплена
Патриархия
Храм в честь Свв.мчч. Флора и Лавра на Зацепе запись закреплена
Продам вербу оптом сорт краснотал.
Доставка или самовывоз Москва и Московская область.
Стоимость от 25р/ пучок., в пучке 6-10шт.
+7 (925)0233737
+7 (963)7584024
Храм в честь Свв.мчч. Флора и Лавра на Зацепе запись закреплена
Храм в честь Свв.мчч. Флора и Лавра на Зацепе запись закреплена
Храм в честь Свв.мчч. Флора и Лавра на Зацепе запись закреплена
Патриархия
Храм в честь Свв.мчч. Флора и Лавра на Зацепе запись закреплена
Мы молимся обо всех, кто погиб в авиакатастрофе под Ростовом-на-Дону. Молимся об их родных и близких, сопереживаем их горю.
Господи, упокой души усопших, укрепи их родных, дай им сил пережить это горе!
Храм в честь Свв.мчч. Флора и Лавра на Зацепе запись закреплена
С началом Вас Великого Поста.
Пост Святой Четыредесятницы называется Великим постом в связи с особой важностью его установления. Традиционно, Святая Четыредесятница и все богослужения начинаются с вечерни масленичной (сыропустной) недели. Во время вечернего богослужения в Прощеное воскресенье бывает чин или обряд общего прощения в храме.
Показать полностью.
Великий пост установлен, главным образом, в память сорокадневного поста Иисуса Христа, который вскоре после Своего крещения удалился в пустыню и постился там (Мф. 4, 2), а также в память сорокадневного поста Моисея (Исх. 34, 28) и Илии (3 Цар. 19, 8).
О том, что пост был установлен апостолами и длился сорок дней почти с начала его установления, есть свидетельства с глубокой древности, а само название «Четыредесятница» часто встречается в древних письменных памятниках.
Однако, соблюдался пост Святой Четыредесятницы (длившийся повсюду 40 дней) в древней Церкви не в одно и то же время. Это зависело от неодинакового исчисления дней поста и дней, когда он разрешался. В Восточных Церквях существующий и доныне порядок соблюдения Великого поста установился в 4 веке.
Великий пост состоит из сорокадневного поста (Четыредесятницы) и поста Страстной седмицы «ради спасительных страстей» Христовых. В Постановлениях апостольских о Великом посте говорится: «Да совершается этот пост (Четыредесятница) прежде поста Пасхи (Страстной седмицы)»(кн. 5, гл. I).
Древние христиане соблюдали Великий пост с особой строгостью, воздерживаясь даже от вкушения воды до девятого (третьего по полудни) часа дня. Пищу вкушали после девятого часа, употребляя хлеб и овощи. Запрещались мясо, молоко, сыр, яйца.
Правила соблюдения Великого поста отражены и в церковном Уставе. В первую и Страстную седмицы Православная Церковь предписывает хранить особо строгий пост. В понедельник и вторник первой седмицы предписывается соблюдать высшую степень поста: «Отнюдь вовсе ясти не подобает». В остальные седмицы поста, кроме суббот и воскресений, — сухоядение. В субботние и воскресные дни разрешается сваренная пища с елеем (растительным маслом). И только в праздник Благовещения, если он приходится не в Страстную седмицу, разрешается вкушение рыбы.
Церковь строго осуждает нарушающих Великий пост, но, действуя в духе любви и милосердия Божия, не возлагает правил пощения во всей полноте на детей, больных, немощных и престарелых, не отчуждает их от участия в радости причащения и Пасхи. Но немощные телом, как и здоровые, обязаны во время Великого поста совершать дела любви и милосердия и, также как и в другие посты, хранить духовный пост от грехов.
В многочисленных стихирах и тропарях служб Святой Четыредесятницы Церковь разъясняет сущность истинного поста как средства духовного возрождения: время духовного подвига, упрочения себя в самоотвержении, умерщвления греховных пожеланий. Поэтому в песнопениях Церковь называет Святую Четыредесятницу веселым временем поста.
Духовенство храма
Духовенство
Протоиерей Потокин Михаил Александрович , настоятель храма свв. мчч. Флора и Лавра на Зацепе в г. Москве
Родился: 12 марта 1965 года, г. Москва;
День Ангела: 21 ноября; небесный покровитель – Архангел Михаил;
Образование:
☑️ 1982 г.:: средняя общеобразовательная спецшкола № 75 г. Москвы с преподаванием ряда предметов на французском языке;
☑️ 1988 г.: Факультет Аэромеханики и летательной техники Московского Физико-Технического института.
Духовное образование 2000-2010 гг.: Московская Духовная Семинария (СЗО)
Даты рукоположений:
☑️ 02. 08. 1999 г.: рукоположен в сан диакона архиепископом архиеп. Арсений Истринский в Москве рам св. пророка Илии в Обыденном;
☑️ 03. 09. 2000 г.: рукоположен в сан священника Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II в кафедральный Собор Христа Спасителя, г Москва.
Иерархические награды:
☑️ 2002 г.: набедренник;
☑️ 2005 г.: камилавка;
☑️ 2009 г.: наперсный крест;
☑️ 2014 г.: протоиерей;
☑️ 2019 г.: палица.
Церковные награды:
☑️ 2015 г.: медаль в честь Святого равноапостольного Князя Владимира;
☑️ 2015 г.: медаль в честь преподобного Сергия Радонежского.
Послушания и назначения:
☑️ 03.12.1995–01.01.1999 гг.: штатный алтарник, храм иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Царицыно, г. Москва;
☑️ 02.08.1999–02.09.2000 гг.: диакон, храм Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатстком, г. Москва, указ № 3746 от 06.07.1999 г.;
☑️ 03.09.2000–15.05.2014 гг.: священник, храм иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Царицыно, г. Москва, указ № 4703 от 01. 09. 2000 г.;
☑️ 30.12.2011–20.06.2020 гг.: настоятель Патриаршего подворья храма Входа Господня в Иерусалим в Бирюлево г. Москвы, указ № У01/569 от 30. 12. 2011 г;
☑️ 22.12.2011–по настоящее время: председатель Комиссии по церковному социальному служению при Епархиальном Совете города Москвы, протокол Епархиального Собрания города Москвы от 22.12.2016 г.;
☑️ 26.06.2020–по настоящее время: настоятель храма святых мучеников Флора и Лавра на Зацепе г. Москва, указ № У-02/85 от 26 июня 2020 г.
Разделы на сайте:
Родился 06 марта 1963 года в г. Москве.
День Ангела: 25 марта; небесный покровитель – свят. Григорий Двоеслов Папа Римский.
Образование: Московская Духовная Семинария, Московская Духовная Академия.
Даты рукоположений:
☑️ 27 марта 1994 г.: рукоположен в сан диакона епископом Каширским Марком в храме Иоанна Лествиничника Троице-Сергиевой Лавры.
☑️ 04 ноября 1994 г.: рукоположен в сан священника Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II в Казанском Соборе на Красной площади.
В 2014 г.: возведен в сан протоиерея Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом.
Церковные награды:
☑️ 1988 г.: медаль Преподобного Сергия Радонежского II степени;
☑️ 1990 г.: медаль Святого Благоверного князя Даниила Московского;
☑️ 1999 г.: набедренник
☑️ 2004 г.: камилавка
☑️ 2008 г.: наперсный крест
☑️ 2014 г.: степень протоиерейства
Послушания и назначения:
☑️ 18.06.1985-15.10.1985 гг.: нес послушание при храме Казанской иконы Божией Матери села Шеметово, Московской области.
☑️ 16.10.1985-22.08.1986 гг.: нес послушание в Свято-Даниловом монастыре.
☑️ 10.10.1988г. – 30.09.1991г. референт Московской Патриархии.
☑️ 18.02.1993-27.09.1993 гг.: уставщик на Подворье Соловецкого монастыря;
☑️ 25.04.1994г.: назначен диаконом Патриаршего Подворья, что в Китай-городе г. Москвы;
☑️ 28.11.1994-18.04.1997 гг.: священник в Патриаршем Подворье в Зарядье, что в Китай-городе;
☑️ С 19.04.1997 г.-по настоящее время: штатный священник храма свв. мчч. Флора и Лавра на Зацепе г. Москва.
Разделы на сайте:
Иерей Карпунин Алексей Валерьевич , штатный священник
Родился 25 июня 1972 года, г. Балашиха Моск. обл.
День Ангела: 02 июня; небесный покровитель свт. Алексий митрополит Московский.
Образование: Московская Духовная Семинария (заочно).
04.05.2003 г.: рукоположен в сан диакона архиепископом Алексием.
06.07.2010 г.: рукоположен в сан священника архиепископом Истринским Арсением.
Назначения:
☑️ 06.07.2010 г.: назначен штатным священником храма свв. мчч. Флора и Лавра на Зацепе г. Москвы.
Протодиакон Сергей Николаевич Сапронов , штатный клирик храма
Родился 11 августа 1950 года, г. Москва.
Образование: Московская Духовная Семинария
27.03.1977 г.: рукоположен в сан диакона Святейшим Патриархом Пименом.
Назначения:
☑️ 27.03.1977 г.: назначен штатным диаконом в храм Иоанна Предтечи на Красной Пресне.
☑️ 04.01.1988 г.: назначен штатным протодиаконом в Богоявленский Патриарший Собор г. Москвы.
☑️ 22.01.2013 г.: по настоящее время штатный протодиакон храма свв. мчч. Флора и Лавра на Зацепе г. Москвы.
Церковные награды:
☑️ 1980 г.: двойной орарь;
☑️ 1985 г.: протодиакон;
☑️ 1989 г.: камилавка;
☑️ 1990 г.: орден Святого Даниила Московского III степени;
☑️ 1995 г.: орден Преподобного Сергия III степени;
☑️ 2000 г.: орден Преподобного Владимира III степени;
☑️ 2005 г.: орден Преподобного Серафима Саровского III степени;
☑️ 2010 г.: орден Святого Даниила Московского II степени.
Протоиерей Николай Михайлович Коновалов, заштатный клирик Пензенской Епархии.
Родился 11 марта 1958 года.
День Ангела: 22 мая; небесный покровитель – Свт. Николай Мирликийский.
Образование: Московская Духовная Семинария (заочно).
☑️ 04.04.1981 г.: рукоположен в сан диакона Архиепископом Иоанном (Снычевым)
☑️ 02.04.1989 г.: рукоположен в сан священника Архиепископом Серафимом (Тимофеевым)
☑️ С 06.02.2008 г.: по настоящее время служит в храме свв. мчч. Флора и Лавра на Зацепе г. Москвы
Церковь Флора и Лавра на Зацепе (Москва)
Мiръ Россия Москва Церковь Флора и Лавра на Зацепе (Москва)
Церковь святых мучеников Флора и Лавра на Зацепе (храм иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» на Зацепе) — православный храм, принадлежащий к Москворецкому благочинию Московской городской епархии Русской Православной церкви.
Содержание
История [ править ]
На месте размещения данной церкви, с 16 в. находилась ямская слобода. В 1593 году, когда были возведены стены Земляного вала, здесь поселились ямщики, переведенные на Зацепу из Ямской слободы в районе Полянки. Там они имели приходскую церковь Флора и Лавра и на новом месте выстроили такую же, посвященную своим небесным покровителям. Деревянный храм на этом месте упоминается с 1642 г., как храм апостолов Петра и Павла с приделом мучеников Флора и Лавра в Коломенской Ямской слободе. Храм был более известен как «церковь Флора и Лавра на Зацепе». Выбор имени был не случайным, т.к. мученики Флор и Лавр почитались на Руси как покровители домашних животных, особенно лошадей. День памяти святых 18 (31) августа часто называли «лошадиным праздником». Одно из новгородских преданий гласит, что однажды с помощью святых мучеников прекратился падеж скота, после чего их стали прославлять как покровителей животных.
После пожара 1738 года прихожане попросили разрешения построить каменную церковь. Постройка ныне существующего каменного храма велась по частям. Основная часть была выстроена в 1778 г. Приделы, трапезная и колокольня в стиле ампир были выстроены в 1835 г. В окончательном виде была освящена в 1862 году.
Около 1909 г. для ризницы построена западная пристройка. После революции в зацепский храм привозили иконы из других церквей, которые подлежали сносу или закрытию. Так в него попала икона святой великомученицы Екатерины из Екатерининской церкви на Б.Ордынке и чудотворная икона Спасителя из Пантелеимоновской часовни.
В 1922 г. Храм был разорен в ходе акции по изъятию церковных ценностей: он считался самым богатым в этой местности. Тогда же рядом со стенами на площади был открыт большой Зацепский рынок. Опасаясь антисоветских вспышек, власти решили не закрывать его на время изъятия ценностей из храма, но взяли с рыночного комитета подписку, что в случае нарушения порядка все товары будут конфискованы, а члены комитета арестованы. Угроза подействовала: торговки заботились только о том, чтобы схватить свои товары «в случае чего» и оттаскивать любопытных мальчишек от оцепления храма.
В 1933 году был арестован за «антисоветскую агитацию», а после в 1937 г. и расстрелян настоятель храма протоиерей Николай (Виноградов). (Юбилейный Собор РПЦ, прошедший в августе 2000г., причислил его к лику святых (память его 27(14) ноября)).
Также расстреляли священника Димитрия (Розанова). Расстрел священников произошел на Бутовском полигоне под Москвой.
Судьба её святынь и переданных чтимых икон остается неизвестной. В 1957 году, когда в Москве проходил Фестиваль молодежи и студентов, толченым кирпичом церковной колокольни празднично усыпали московские дорожки. Уже через 3 года после этого храм признали памятником архитектуры и поставили на гос.учет. Но фабрика осталась, и её производство сильно вредило старому храму.
При храме действует Воскресная школа для детей и взрослых.
История храма святых мучеников Флора и Лавра на Зацепе в Москве
История храма святых мучеников Флора и Лавра на Зацепе г. Москва
Велико было значение Каширской дороги для Русского государства в IV-IVI веках, т.к. Кашира, Коломна и город Серпухов были главными городами-крепостями линии обороны южных границ Русской земли.
Благословение на битву с Мамаем святой благоверный князь Димитрий Донской получил от преподобного Сергия Радонежского 18 августа (31 августа по новому стилю), в день памяти святых мучеников Флора и Лавра. После победы на Куликовом поле эта дата навсегда осталась в памяти русских людей.
Именно тогда русские люди стали почитать святых мучеников Флора и Лавра как заступников Руси. Возрастающее почитание святых мучеников на Руси после Куликовской победы выразилось в создании особой иконы «Чудо о Флоре и Лавре», на которой Архангел Михаил изображен вручающим святым Флору и Лавру уздечки, по-военному оседланных коней. В образе «Чудо о Флоре и Лавре» Русь видела благословение своего воинского служения. Три храма, поставленных в честь святых мучеников Флора и Лавра на древнем конном пути к границам Русской земли, продолжают свое служение.
История храма свв. Мчч. Флора и Лавра на Зацепе тесно связана с древней Ямской Коломенской слободой, раскинувшейся на территории от Зацепского вала до Даниловской слободы. В IVII веке в Московском государстве была создана почтовая служба – «ямская гоньба». По главным дорогам государства на точно отмеренных расстояниях были устроены ямские станции которые заселялись ямщиками, обязанными перевозить почту на своих лошадях. Жили ямщики слободами.
С конем у ямщика были особенные отношения. Конь был кормильцем, помощником, защитником и другом. Конь мог выручить в опасности, помочь заработать пропитание семейству, без коня невозможен был земледельческий труд. В Москве было немало конских рынков, где можно было приобрести лошадей, разнообразную упряжь и корма для скота. На Зацепе еще в IV веке был обширный луг, куда пригоняли на продажу табуны. Отсюда начинался Каширский тракт (современное Каширское шоссе), который вел из столицы к южным землям Руси.
Эта местность Замоскворечья приобрели особое значение в середине 16 века, когда царь Иван Грозный восстановил Данилов монастырь. Здесь царем Борисом Годуновым была основана Коломенская слобода ямщиков. Местность на западе слободы была сильно заболочена, а с востока по линии нынешней Павелецкой железной дороги тянулась старица Москвы-реки.
Ямщики Коломенской слободы, почитавшие и любившие скорых помощников в сельских трудах и покровителей домашнего скота святых Флора и Лавра, выстроили для себя приходскую церковь имени этих Божиих угодников. Вот что писал о жизни слобожан московский старожил – писатель Н. Д. Телешов: «…На Зацепе, на просторной площади стоял большой храм имени Флора и Лавра, которым приписывалось покровительство над конями. И вот ежегодно, в половине августа вся эта большая площадь перед церковью заполнялась сотнями лошадей. Большинство парадно украшены тряпичными цветами в гривах, яркими лентами, вплетенными в хвосты. Их держат под узды нарядные конюхи и кучеры в ожидании молебна, который совершался торжественно на площади по окончании праздничной обедни…». Это просиходило повсюду на Руси. Животных водили для купания к водоемам, подводили к храмам, где совершались торжественные молебны святым угодникам Флору и Лавру. После молебна, тут же перед церковью, лошадей окропляли святой водой. Святые Флор и Лавр были известны всем, их изображения можно было найти в каждом крестьянском доме.
Деревянная церковь в Ямской Коломенской слободе (на Зацепе) документально известна с 1625 года. Но также известно, что церковь существовала до Романовых, поскольку получала ругу, и издревле именовалась «Флора и Лавра в Ямской слободе». С 1628 года главный престол храма был некоторое время посвящен святым апостолам Петру и Павлу. В 1727 году существовал придел во имя святителя Николая. Позже главным стал престол в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», а Никольский придел был упразднен.
В 1738 году церковь сгорела. 24 октября 1739 году «священник Сергий Иванов с прихожанами» получили разрешение «вместо згоревшей построить вновь церковь с приделом означенным». В сентябре 1745 года церковь была вновь построена, и освящен придел во имя святых апостолов Петра и Павла.
К началу XIX века в приходе церкви Ямской Коломенской слободы, кроме ямщиков проживали разного звания люди: дворяне, военные, купцы, мещане и крестьяне. В конце XVIII века на улицах и переулках Замоскворечья появляется много деревянных дворянских домиков в один этаж, с мезонинами, активно застраиваются ближайшие к Земляному городу свободные пространства. Между Большой Серпуховской и Коломенской Ямской (ныне Дубининской) улицами, бывшее здесь в конце XVIII века «ямское поле» застроилось целыми кварталами домов. Часть этих домиков сохранилась до настоящего времени.
8 апреля 1829 года священник с прихожанами обратились в Московскую Духовную Консисторию с просьбой «дозволить Скорбященскую, в Ямской Коломенской слободе, церковь, по причине ея ветхости, соорудить вновь каменною, с прибавлением с северной стороны в трапезе придела во имя святых мучеников Флора и Лавра». Однако, Комиссия для строений в Москве не одобрила тогда предоставленного плана и разрешение от Консистории получено не было.
31 июля 1833 года Скорбященской церкви, что в Ямской Коломенской слободе священник Алексей Иванов с причтом и прихожанами обратились к высокопреосвященнейшему Филарету, митрополиту Московскому и Коломенскому с особым прошением. Они просили о дозволении соорудить вновь каменное церковное здание вместо настоящей, приходящей в ветхость приходской церкви. При прошении владыке был представлен план архитектора, академика Шестакова. На плане значилось предполагаемое церковное здание с прибавлением в трапезе, с северной стороны придела во имя святых мучеников Флора и Лавра. На осуществление строительства нового здания храма планировалось потратить, собранную, хранящуюся в Сохранной Казне сумму в 22405 рублей, «которая значительно должна быть, по сие время, умножена процентами».
В сентябре из Комиссии для строений был получен ответ, в котором говорилось, что постройку церкви дозволяется. 12 ноября 1833 года было решено выдать просителям из Консистории храмозданную грамоту.
В 1839 году новое здание храма было построено. В нем были устроены, ныне существующие престолы: главный – в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», и приделы – во имя свв. апп. Петра и Павла и свв. мчч. Флора и Лавра.
В дальнейшем были предприняты частичные переделки и доработки, построенного в 1839 году здания храма. В 1861 году был разобран главный четверик храма, а в 1862 году – построена и освящена нынешняя главная церковь в честь иконы Божией Матери Всех скорбящих Радость. В 1909 году к храму добавлены западные пристройки.
С 1872 по 1888 годы в храме служил протоиерей Василий Павлович Зверинский, пользовавшийся большой любовью своих прихожан и московского духовенства. При отце Василии трапезная и колокольня были выстроены в стиле ампир и получили тот вид, который имеют сегодня.
В 1892 году в памяти 500-летия блаженной кончины прп. Сергия Радонежского, при храме была открыта церковно-приходская школа. Эта школа была единственной в округе, и несла функции по начальному образованию детей обширного района Замоскворечья, выходящего далеко за пределы границ церковного прихода Скорбященского храма.
Поскольку храм находится на окраине Москвы, ему принадлежало обширное землевладение (такое, какие бывали при сельских храмах). Храм владел 1 десятиной 1486 квадратными саженями с половиною (что составляет более 1 гектара) церковной усадебной земли.
В 1908 году производился наружный ремонт храма. Внутри храма были отреставрированы иконостасы и стенная живопись. Главы на колокольне и церкви были заново позолочены. После ремонта храм был вновь освящен.
В 1917 году по всей России стали закрывать и уничтожать храмы и монастыри. В 1922 году началось изъятие церковных ценностей. Древние иконы, драгоценные оклады, церковная утварь конфисковывалась из закрывающихся храмов.
В 1922 году Коломенская Ямская улица была переименована в Дубининскую ( по имени большевика К.И. Дубинина).
С 1924 года в храм сносили утварь, иконы и святыни с закрывающихся Московских церквей, в том числе и из взорванного храма Христа Спасителя. В 1937 году арестован и расстрелян настоятель храма Николай Виноградов и до середины 1938 года службы в храме проходят лишь эпизодически. Во второй половине 1938 года храм официально закрыт и здание передано под цех фабрики металлографических и граверных работ, возводятся перегородки и три межэтажных перекрытия, настенные росписи закрашены и частично уничтожены. Разобрана главка над основным объемом церкви. В 1957 году снесены верхние ярусы колокольни.
В 1957 году измельченный красный кирпич верхнего яруса колокольни храма был использован для посыпания дорожек по подготовке Москвы к празднованию Фестиваля молодежи и студентов.
С 1960 года здание храма признано памятником архитектуры и поставлено под государственную охрану, однако продолжает использоваться под производственные цели. В 1978 году начинаются исследовательские и проектные работы по реставрации храма. К 1985 году создан проект восстановления колокольни и главки, однако воплощены эти работы в то время не были.
Решение о передаче храма Русской Православной Церкви было принято 8 января 1991 года. Для проведения богослужений был расчищен один из производственных цехов.
На Пасху 6 апреля 1991 года состоялось первое богослужение. Окончательно производство было остановлено только к августу того же года из-за нарушения экологических и пожарных норм. Территория вокруг храма была очищена от алюминиевых отходов. Под алтарем придела святых мучеников Флора и Лавра было снято около двух метров земли: фабрика сливала отходы производства в отверстия под фундамент.
К 1997 году были восстановлены барабан и глава над куполом церкви и верхние яруса колокольни, проведены и другие реставрационные работы. Воссоздана колокольня с главой. До разрушения на колокольне храма размещался колокол весом 13 тонн. Сейчас самый большой колокол весит 5,3 тонны. Фасады храма украсили мозаичными иконами.
С 2015 года в храме ведутся настенные росписи. В главном приделе « Всех скорбящих радость» и в пределе свв. мучч. Флора и Лавра настенные росписи уже завершены.