храм николая чудотворца челны
Храм Святителя-Николая
Храм Святителя-Николая запись закреплена
АРКА НАД БУДУЩИМ АЛТАРЁМ
Кажется, совсем недавно у стен будущего храма в честь Святителя Николая архиепископа Мир Ликийских Чудотворца прошло первое праздничное богослужение в честь светлого праздника Крещения Господне, а сегодня история строительства и жизни храма пополнилась новым очень важным событием.
Показать полностью.
Строительство церковного здания намного сложнее чем стройка любого обыкновенного дома. Дело в том, сто сооружение храма должно происходить по строгим канонам церкви, которые требуют соблюдение всех правил и особенностей не только в конструкции самого здания, но и в совершении обрядов на протяжении всех работ.
Сегодня почти готовы высокие стены и чётко выведены арки входов. Выстроено пространство алтаря, но событие 22 января можно считать знаковым в строительстве нового храма у стен Каспийского института морского и речного транспорта. При большом скоплении тяжёлой техники, строителей, работников института над алтарной частью храма взвилась в небо многотонная бетонная балка будущего алтаря, как радугой-дугой перекинувшись от одной массивной опоры на другую. Тяжёлая конструкция обрамила начало свода и оповестила всех своим величием, что храм Николая Чудотворца продолжает строиться, расти и набирать силы вместе с верой в Святого Николая, в добро людей его возводящих, в силу духа и благотворительность будущих прихожан. Храм строится и растёт с нашей верой.
Храмы благочиния. Возрождение Никольской церкви
Город Набережные Челны — такой, каким мы его знаем — был построен по историческим меркам совсем недавно — во второй половине XX века. Строители и архитекторы старались создать идеальный город будущего: с широкими проспектами, стройными рядами высотных домов, с обилием солнечного пространства и радующей глаз зелени. Вот только для Бога в этом идеальном советском городе места не было…
Несколько довольно крупных старинных сёл имели свои храмы, но в годы строительства спальных районов, завода КАМАЗ и Нижнекамской ГЭС Набережные Челны лишились трёх из существовавших на тот момент храмов, оказавшихся в черте будущего Автограда: храм села Мысовые Челны был варварски разрушен, Никольская церковь села Бережные Челны оказалась в зоне затопления ГЭС и также была разрушена, храм села Новые Гардали был снесён вместе с селом, так как его земля стала частью территории завода. Таким образом, в начале девяностых годов прошлого века, когда Церковь в нашей стране перестала быть гонимой, в Набережных Челнах осталось всего два храма дореволюционной постройки, которые ещё предстояло восстановить. Два храма на полмиллиона жителей — этого, конечно, было недостаточно при том, что сельские храмы в округе в большинстве своём тоже серьезно пострадали в советские годы и были заброшены.
Сейчас в Челнах, как и по всему Закамью, идёт строительство новых храмов и восстанавливаются старые. О непростом деле возведения нового Дома Божиего мы попросили рассказать иерея Александра Ворошилова, настоятеля прихода в честь святителя Николая Чудотворца — единственного православного прихода на целый район города.
Самая известная дореволюционная фотография Никольского храма
История Никольского прихода чем-то схожа с историей челнинского прихода преподобного Серафима Саровского, ведь оба они появились на земле, где издревле уже находились храмы, полностью разрушенные в XX веке. Только, если над местом, где был древнейший челниский храм Илии пророка, удалось поставить новую церковь, то новый Никольский храм будет построен чуть в стороне от того, места, где когда-то высился его тёзка, ведь святое место это ныне, увы, находится на дне водохранилища.
Храм святителя Николая Чудотворца был вторым храмом, который появился в XVII веке в черте будущих Набережных Челнов, в крупном селе, которое в итоге и дало название городу. Находился он на улице Дворянской (ныне Центральная) чуть ближе реке, чем здание бывшего Госбанка, что напротив нынешней мечети «Тауба» (именно туда, вниз продолжалась историческая улица, направление которой до сих пор можно проследить внимательному наблюдателю). Изначально здание храма было деревянным, а в 1838 году на его месте была уже возведена каменная церковь. Сюда часто приезжали архиереи, здесь совершались многолюдные богослужения и можно предположить, что храм был достаточно богатым, ведь рядом с ним располагались купеческие представительства, и вообще, как говорится, кипела жизнь. Именно со службы в этом храме сохранился единственный текст архиерейской проповеди, сказанной в будущих Набережных Челнах до революции — это проповедь епископа Уфимского (а территория Закамья тогда входила в состав Уфимской губернии) Михея (Алексеева), сказанная в 1912 году.
Вид на улицу Центральная и храм Николая Чудотворца до затопления Нижнекамского водохранилища
Во время гражданской войны здесь проходили ожесточённые и кровопролитные бои, но о храме в то время ничего неизвестно. В годы гонений, по некоторым источникам, Никольский храм стал центром обновленческого раскола в городе, и отсюда были изгнаны все, кто остался верен Патриарху Тихону. После храм был, как и прочие в Челнах, закрыт, и в нём располагалась типография. Во время строительства ГЭС церковь Николая Чудотворца попала в зону затопления и была разобрана — случилось это в семидесятые годы двадцатого столетия.
Сорок лет забвения, и вот уже блестит на солнце небольшой крест над крышей временного храма Николая Чудотворца — первого вестника возрождающегося исторического прихода.
«История нашего храма удивительна и уникальна. Все в ней наполнено чудом и Промыслом Божьим. Приход начал строиться без благодетеля, только благодаря помощи добрых людей и прихожан, которые есть самая большая наша ценность. Все началось, когда местные жители, жители поселка ГЭС Набережных Челнов, обратились к митрополиту с просьбой восстановить на каком-то новом месте храм, который некогда был разрушен и затоплен. Они сетовали на то, что во всех районах города есть храмы, а у нас, в месте, где город появился, храма нет. И вот появилась инициативная группа. Меня назначили настоятелем 15 октября 2015 года, после чего вместе со старостой мы начали прорабатывать вопрос о выделении земельного участка под приход…», — вспоминает настоятель прихода отец Александр.
Освящение креста и здания временного Никольского храма
Ещё осенью 2017 года на месте нынешнего Никольского прихода находилась автостоянка, и трудно было себе представить, что когда-нибудь здесь будет храм. Но вот уже 5 декабря 2018 года благочинный Елабужского округа подарил приходу простой вагончик-бытовку, которому суждено было стать временным храмом. И сразу же закипела работа — всего за месяц на приходе прошло много событий. В первую очередь верующие полностью перебрали вагончик, заменили и кровлю, и потолок, и все стены. Настоятель и прихожане стремились к празднику Рождества сделать возможным служение во временном храме, и неравнодушные люди помогли осуществить задуманное. Помогали кто, как мог — рабочими руками, финансами на закупку необходимых стройматериалов. Почти каждый день здесь кипела работа. Прихожане других городских храмов, казаки Боровецкого хутора своими руками помогли полностью преобразить вагончик ко дню Рождества Христова в самый настоящий (пусть и пока временный) храм в честь святителя Николая Чудотворца.
Литургия во временном храме
«Ситуация с открытием прихода осложнялась тем, что здесь была стоянка автомобилей, и арендатор (хозяин стоянки) упорно не хотел оставлять эту землю. Но, слава Богу, он съехал, и началась жизнь прихода. Нам подарили вагончик, самый обычный, строительный, и мы всем миром превратили его в храм. Это был непростой период, но с помощью Божией 7 января 2018 года на Рождество Христово в нашем маленьком храме прошло первое богослужение. Потом у нас появился иконостас, а сейчас мы уже ведем полную богослужебную жизнь. У нас совершается Литургия, Таинства Крещения, Венчания, Соборования; регулярно проходят Евангельские беседы. Есть небольшая воскресная школа, свой собственный хор, и все это в храме площадью два с половиной на шесть метров! К нам приходят все новые люди, храм во время службы наполнен, и мы сейчас уже планируем строительство храма побольше. И я нисколько не сомневаюсь, что мы его построим, потому что этот храм собрал уникальных людей, которые имеют огромное желание помогать, и помогать деятельно. Этот дар бесценен, и мы им очень дорожим», — подчёркивает настоятель.
Так возрождается поруганная святыня…
Всего-то менее чем через три месяца после начала работ по созданию, буквально на пустом месте, временной церкви, здесь состоялась первая полноценная Литургия. И кто ещё усомнится в том, как скоро откликается на молитвы и помогает во всех благих начинаниях святой Николай Чудотворец, которого недаром ещё называют скоропослушником!
А совсем близко, не так уж и далеко от берега, находится место, где когда-то, ещё с царских времён, стояла та самая старая Никольская церковь, с которой всё началось. От неё не осталось и фундамента — только пара-тройка чёрно-белых фотографий, и всё. Но вот перед нами возрождение, и многое ещё впереди у этого нового и такого нужного городу храма.
Никольский храм г. Набережные Челны
Московский Патриархат.Казанская Епархия. Закамское благочиние.
О храме
Если на Вашу долю выпала честь строить Дом Божий, примите это как великий дар Творца, ибо десница Господня касается того, кто строит храмы, и многие грехи простит тому Господь.
Святой праведный Иоанн Кронштадский
Благословение Господа нашего Иисуса Христа на Вас, дорогие посетители нашего сайта!
Святителю, отче, Николае, моли Бога о нас.
По благословению митрополита Казанского и Татарстанского Феофана в г.Набережные Челны (а именно в п. ГЭС ) будет возрожден храм, в честь Святителя Николая Мир Ликийского Чудотворца. 18.11.2015 года состоялась встреча духовенства г. Набережных Челнов с мэром (Магдеевым Н.Г.), в ходе которой было принято решение о выделении земли под будущий храм. В данный момент ведется работа по восстановлению утраченной Святыни. На территории установлен и благоустроен вагончик под временный храм. Просим всех неравнодушных принять посильное участие в Божьем деле.
Поделиться:
Православный календарь
Вмц. Параскевы, нареченной Пятница (III). Мчч. Терентия и Неониллы и чад их Сарвила, Фота, Феодула, Иеракса, Нита, Вила и Евникии (249–250). Прп. Стефана Савваита, творца канонов (IX). Свт. Арсения I, архиеп. Сербского (1266). Прп. Иова, игумена Почаевского (1651). Свт. Димитрия, митр. Ростовского (1709).
Прп. Феофила Киевского, Христа ради юродивого (1853). Мчч. Африкана, Терентия, Максима, Помпия и иных 36-ти (III). Сщмч. Кириака, патриарха Иерусалимского (363). Прп. Иоанна Хозевита, еп. Кесарийского (VI). Сщмч. Неофита, еп. Урбнисского (VII) (Груз.). Прп. Арсения Каппадокийского (1924).
Сщмч. Иоанна Виленского пресвитера (1918).
Утр. –Ин., 35 зач. (от полу’), X, 1–9140.Лит. –Кол., 251 зач., I, 18–23.Лк., 56 зач., XI, 9–13.Свт.:Евр., 318 зач., VII, 26 – VIII, 2.Ин., 36 зач., X, 9–16.
Как выглядели утраченные храмы Набережных Челнов
Свято- Вознесенская церковь
В годы строительства спальных районов, «КАМАЗа» и Нижнекамской ГЭС Набережные Челны лишились трёх из существовавших на тот момент храмов, оказавшихся в черте будущего города. Довольно крупные старинные сёла утратили свои культовые сооружения: Ильинская церковь села Мысовые Челны была разрушена, Никольская церковь села Бережные Челны оказалась в зоне затопления ГЭС и также была разрушена, храм села Новые Гардали был снесён вместе с селом, так как его земля стала частью территории завода.
и Свято- Вознесенская церковь в бывшем селе Боровецкое.
Престолы: Илии Пророка
Год постройки: между 1821 и 1834.
Год утраты: 1978 (снесена)
Адрес: город Набережные Челны, Набережночелнинский проспект, д. 3.
Координаты: 55.703394, 52.327064
В селе Мыс в ХVII веке на средства прихожан была возведена церковь «во имя пророка Ильи, да в пределе великомученика Ивана Белоградского древа на клецке, двух верхах с маковицами». Рядом с церковью были расположены дворы священнослужителей, где проживали попы Андрей Никонов, Семен Алферьев, дьячок Овдокимко Халтурин, пономарь Олешка Тимофеев, праведница Прасковья.
Церкви были выделены земли по рекам Челнинке и Мелекесу — «сорок четвертей в поле, а в дву потому ж», а также сенокос (на шестьсот копен), лес в общем владении с чалнинскими крестьянами.
Церковь Илии Пророка в Мысовых Челнах. Фотография времен Российской империи
Возведение каменного храма началось 5 мая 1821 года. Его за 28100 рублей взялся построить крепостной крестьянин Иван Дмитриевич Мочалов из деревни Бебрюковой Балахнинского уезда Нижегородской губернии. Почти готовый храм 17 октября 1834 года освидетельствовала комиссия во главе с губернским архитектором Алфеевым. К этому времени подрядчику было выплачено только 25,8 тысяч рублей, а качество работ было признано высоким. Площадь церкви составляла примерно 37 на 16 метров. Новый храм был, как и деревянный, освящен во имя Илии Пророка.
Церковь Илии Пророка в Мысовых Челнах. Фото 1970-х годов
Церковь простояла целый век, а в 30-е годы XX столетия была закрыта, позже в ней устроили клуб. Священника Ильинской церкви Скворцова арестовали и сослали в лагерь в Свияжске, он умер в заключении в годы войны. Церковь Ильи Пророка была снесена бульдозерами в конце семидесятых годов, когда началось активное строительство микрорайона картонобумажников.
В 1998 году на фундаменте разрушенной церкви построена храм-часовня Илии Пророка, а в 2006 году вблизи храма-часовни освящен храм преподобного Серафима Саровского.
Храм преподобного Серафима Саровского
Престолы: Николая Чудотворца
Год постройки: между 1822 и 1838
Год утраты: приблизительно 1975 (разобрана)
Адрес: город Набережные Челны, территория Нижнекамского водохранилища, около 600 м в продолжении ул. Центральной.
Координаты:55.70643, 52.308118 (приблизительно)
Никольская церковь была вторым храмом, которая появилась в XVII веке (1649-1651 гг.) в черте будущих Набережных Челнов, в крупном селе, которое в итоге и дало название городу. Находился он на улице Дворянской (ныне Центральная) чуть ближе к реке, чем здание бывшего Госбанка, что напротив нынешней мечети «Тауба».
Это была церковь «во имя великого чюдотворца Николы древяна на клецке, а в той церкви образа книги и ризы и колокола и всякое церковное строение. ». Поэтому и само село Бережные Челны некоторое время жители округи (да и в сохранившихся документах тех лет) называли Никольским. Никольскими же называли и проходившие там ярмарки.
Служили в церкви поп Лука Порфирьев, дьячек Тренька Халтурин, пономарь Матюшка Иванов, просвирница Акулиница Игнатьева. Как и Мысовская церковь, храм в Набережной слободе имел земли (двадцать четвертей в поле), луга (четыреста копен), участки леса. Являясь грамотными людьми, священнослужители постоянно оказывали помощь челнинским крестьянам в составлении различного рода документов, в отстаивании их интересов и т. д. В глазах односельчан они обладали большим авторитетом.
Бережные Челны. Церковь Николая Чудотворца. Фото 1910 года
Изначально здание храма было деревянным, а в 1838 году на его месте была уже возведена каменная церковь по проекту губернских архитекторов. Выстроить каменный храм подрядился елабужский купец третьей гильдии Петр Иванович Новиков со своими сыновьями Петром, Егором, Павлом и Василием. Сделать это они обязались (естественно, за определенную плату) своей наемной силой и из своих строительных материалов. Соответствующие обязательства сторон были оформлены 29 января 1822 г. в Елабужском словесном суде.
Крестьяне села Бережные Челны и деревни Сидоровки (они составляли один приход) обязались по мере выполнения работ выплатить подрядчикам 42985 руб. — внушительную по тем временам сумму. Нелегко было собрать такие деньги. Требуемая сумма сложилась в течение ряда лет из церковных доходов, пожертвований крестьян. Использовали также часть прибыли, полученной от паромной переправы через Каму и от торговых лавок в селе.
В Никольскую церковь часто приезжали архиереи, здесь совершались многолюдные богослужения и можно предположить, что храм был достаточно богатым, ведь рядом с ним располагались купеческие представительства, и вообще, как говорится, кипела жизнь. Именно со службы в этом храме сохранился единственный текст архиерейской проповеди, сказанной в будущих Набережных Челнах до революции — это проповедь епископа Уфимского (а территория Закамья тогда входила в состав Уфимской губернии) Михея (Алексеева), сказанная в 1912 году.
А где-то совсем близко находится место, где еще с царских времен, стоял старый Никольский храм. От него не осталось и фундамента — только пара-тройка черно-белых фотографий, и все
Во время гражданской войны здесь проходили ожесточённые и кровопролитные бои, но о храме в то время ничего неизвестно. В годы гонений, по некоторым источникам, Никольский храм стал центром обновленческого раскола в городе, и отсюда были изгнаны все, кто остался верен Патриарху Тихону. В 1930-е годы храм был, как и прочие в Челнах, закрыт, вскоре разобрана колокольня, а в 1939 году в бывшем основном объеме храма размещена типография, в годы войны склад, затем учебные классы автошколы. В 1969 году началось строительство Нижнекамской ГЭС и поднятый уровень воды в водохранилище в середине 1970-х г. оставил нижнюю часть улицы Центральной вместе с фундаментом церкви Николая Чудотворца под водой.
Бережные Челны. Церковь Николая Чудотворца. Фото незадолго до затопления
Храм во имя святителя Николая Чудотворца
Храм построен и освящен в 1872 году. В ночь на 6 января 1883 года в церкви случился пожар, после которого прихожане решили возвести каменный храм.
Показать полностью. В 1893 году был освящен главный алтарь нового Николаевского храма, а в 1895 году последовало освящение двух его приделов: левый придел в честь Рождества Пресвятой Богородицы, правый придел во имя Святого пророка Божия Илии.
Величественную церковь построили с использованием элементов древнерусского зодчества, в 1899 году она была обнесена красивой каменной оградой, сохранившейся до наших дней. Также сохранилось богатое убранство храма: часть настенных росписей, старинные иконы, необычайно красивый резной иконостас. Паникадило, украсившее купол церкви, еще до революции из Нижнего Новгорода привез купец Карпов, он завещал, чтобы в церкви венчали и отпевали под этим паникадилом.
В годы советской власти Николаевский храм никогда не закрывался и не был разорен, сохранив особую духовную благодать, присущую старинным церквям. Когда в 30-е годы местные власти предприняли первую серьезную попытку закрыть храм, колокола звонили как при пожаре. За церковной оградой собралось много людей. Они не позволили представителям властей подойти к церкви. Те угрожали, стреляли в воздух, обещали на днях открыть в храме столовую. Но люди были готовы стоять насмерть. С каждым днем усиливалась антирелигиозная пропаганда, проводились митинги и собрания, но верующие оказались непоколебимы в убежденности отстоять свой храм. Во время одной из стычек, после окончательного решения о закрытии храма, представители местных властей потребовали ключи от церкви, начали грозить батюшке расстрелом. Но на защиту священника встали прихожане, вперед вышла староста церкви Анна Федоровна Гамалеева: «Лучше стреляйте в меня, ключи от церкви не отдам!» Вскоре Анна Федоровна поехала к председателю ЦИК СССР М.И.Калинину – добиваться отмены решения о закрытии храма. В это время обязанности старосты храма приняла на себя монахиня Анания. Несмотря на угрозы, сестра Анания сохраняла ключи от храма и не позволяла безбожникам надругаться над церквью и ее святынями. Женщине грозили физической расправой, но случилось чудо: из Москвы пришла резолюция о сохранении службы в храме. Колокола все же пришлось снять. Необычайно жалобно и надрывно звенели они, сбрасываемые на землю. Десятки людей, встав на колени, молились и плакали.
Советской властью были репрессированы служащие в храме: священник Морозов Иван Петрович, арестован 02.08.1929 года, приговорён к трём годам ссылки, и священник Черных Игнатий Алексеевич арестован 16.11.1937 года, приговорён к 10 годам лагерей. Дальнейшая судьба их неизвестна.
По некоторым данным, в самом конце 30-х – начале 40-х годов службы в храме не велись. Рассказывают, что председатель местного колхоза, который в детстве был сиротой и воспитывался в семье богобоязненной женщины, оказался памятливым и совестливым человеком, и, несмотря на новые порядки, под страхом сурового наказания запретил растаскивать и грабить церковное имущество. С этих же времен сохранилось местное предание о лампадке, которая сама собой горела в храме никем не поддерживаемая, как бы сохраняя связь времен. Сохранился также рассказ о неведомом старичке, который в самые суровые времена по ночам останавливал грабителей, покушавшихся на церковные святыни: говорят сам любимый народный святой Николай Чудотворец становился на пути разбойников, защищая храм.
С уходом безбожной власти жизнь храма, как и всей Русской Православной Церкви, оживилась: в 1993 году вновь открылась Церковно-приходская воскресная школа, в тоже время заменена основная часть кровли, в 1997 г. воссоздана старая система отопления, в 2000-2001гг. закончен ремонт кровли (куполов и маковок), ремонтные работы продолжаются и по сей день.
Храм во имя святителя Николая Чудотворца запись закреплена
Храм во имя святителя Николая Чудотворца запись закреплена
10 ноября – День памяти (преставление) святителя Димитрия, митрополита Ростовского (1709).
Святитель Димитрий, митрополит Ростовский (в миру Даниил Саввич Туптало), родился в декабре 1651 года в местечке Макарово, недалеко от Киева, в благочестивой семье и вырос глубоко верующим христианином.
Показать полностью. В 1662 году, вскоре после переезда родителей в Киев, Даниил был отдан в Киево-Могилянскую коллегию, где впервые раскрылись дарования и незаурядные способности талантливого юноши. Он успешно изучил греческий и латинский языки и ряд классических наук. 9 июля 1668 года Даниил принял монашество с именем Димитрий, в честь великомученика Димитрия Солунского. До весны 1675 года он проходил иноческое послушание в Киевском Кирилловом монастыре, где началась его литературная и проповедническая деятельность. Черниговский архиепископ Лазарь (Баранович) рукоположил Димитрия 23 мая 1675 года во иеромонаха. В течение нескольких лет иеромонах Димитрий подвизался, проповедуя Слово Божие, в различных монастырях и храмах Украины, Литвы и Белоруссии. Некоторое время он был игуменом Максимовской обители, а затем Батуринского Никольского монастыря, откуда в 1684 году был вызван в Киево-Печерскую Лавру. Настоятель Лавры архимандрит Варлаам (Ясинский), зная высокую духовную настроенность своего бывшего ученика, его образованность, склонность к научному труду, а также несомненное литературное дарование, поручил иеромонаху Димитрию составление Четиих-Миней (Житий святых) на весь год. С того времени вся дальнейшая жизнь святителя Димитрия была посвящена выполнению этого подвижнического, грандиозного по своим масштабам труда. Работа требовала огромного напряжения сил, нужно было собрать и проанализировать множество разрозненных источников и изложить их языком, достойным высокого предмета изложения и одновременно доступным всем верующим. Божественная помощь не оставляла святителя на протяжении его двадцатилетнего труда. По свидетельству преподобного, душа его наполнилась образами святых, которые укрепляли его дух и тело, вселяли веру в благополучное завершение его благородного труда. Одновременно с этим преподобный Димитрий был настоятелем нескольких монастырей (поочередно). Труды подвижника обратили на себя внимание патриарха Адриана. В 1701 году указом Петра I архимандрит Димитрий был вызван в Москву, где 23 марта в Успенском соборе Кремля был хиротонисан на Сибирскую митрополичью кафедру в город Тобольск. Но через некоторое время из-за важности научного труда и слабого здоровья святитель получил новое назначение в Ростов-Ярославский, куда прибыл 1 марта 1702 года в качестве митрополита Ростовского.
Как и прежде, он продолжал неусыпно заботиться об укреплении единства Русской Православной Церкви, ослабленного старообрядческим расколом.
В его вдохновенных трудах и проповедях многие поколения русских богословов черпают духовные силы для творчества и молитвы. Для всех православных христиан он остается примером святой, аскетической, нестяжательной жизни. По его кончине, последовавшей 28 октября/10 ноября 1709 года, у него не нашли никакого имущества, кроме книг и рукописей.
21 сентября/4 октября 1752 года, при разобpании опустившегося помоста в церкви Зачатия Богоматери, обретены были нетленными его святые мощи в согнившем гробе, равно как и святительская его одежда, и от них, как от благодатного источника, начали истекать исцеления одержимых различными болезнями: слепые прозревали, немые говорили, расслабленные двигались, и бесы изгонялись молитвами, совершавшимися при святых мощах. Внимая этим ясным указаниям Божественного промысла, Святейший Синод, по свидетельствовании святых мощей и бывших чудес, причислил святителя Димитрия к лику новоявленных чудотворцев Российских 22 апреля 1757 года. Преемнику его по кафедре Ростовской, митрополиту Арсению, поручено было составить жизнеописание святого, а службу ему написал Амвросий, епископ Переяславский, впоследствии архиепископ первопрестольной столицы, где мученически окончил дни свои. В следующем году благочестивая императрица Елизавета по усердию к святителю устроила для мощей его серебряную раку, а в 1763 году императрица Екатерина после своего царского венчания пешком совершила путешествие из Москвы в Ростов для поклонения мощам святого Димитрия и переложення их в приготовленную раку, которую сама несла вместе с архиереями при торжественном обхождении храма: такая царственная почесть была опять воздана Угоднику Божию.
Совершаются и до сих пор благодатные исцеления при мощах святителя, над которыми, уже в наше время, 40 лет неусыпно бодрствовал другой подвижник, гробовой старец иеромонах Амфилохий, оставивший по себе благую память и возлегший как бы на страже у порога церковного того храма, где покоятся мощи святителя (там же в преддверии почивает и его благочестивый племянник архимандрит Иннокентий, долго бывший настоятелем Яковлевской обители). Прославим Господа по неизреченной Своей милости, проявившего столько благочестия уже во дни наши, в смиренном городе Ростове, и прославившего там многими чудесами нового великого светильника Российской земли, который является скорым помощником для призывающих его святое имя. Молитвами этого великого Православия ревнителя и искоренителя расколов, целебника Российского и цевницы духовной уцеломудряющей всех своими писаниями, да сподобимся и мы быть написанными в книге жизни Агнца Божия вместе со всеми от века ему угодившими, к лику коих причислен и святитель Ростовский Димитрий.
С 10 ноября 1991 года честны́е мощи святителя Димитрия пребывают в Яковлевском храме, справа от царских врат.
Правосла́вия ревни́телю и раско́ла искорени́телю, Росси́йский целе́бниче, и но́вый к Бо́гу моли́твенниче, списа́ньми твои́ми бу́их уцелому́дрил еси́, цевни́це духо́вная, Дими́трие блаже́нне, моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.
Звезду́ Росси́йскую от Ки́ева возсия́вшую, и чрез Но́вград Се́верский в Росто́в дости́гшую, всю же страну́ сию́ уче́ньми и чудесы́ озари́вшую, ублажи́м златослове́снаго учи́теля Дими́трия, той бо все́м вся написа́, я́же к наставле́нию, да всех приобря́щет, я́коже Па́вел Христу́, и спасе́т правове́рием ду́ши на́ша.
О святи́телю Дими́трие, вели́кий уго́дниче Христо́в, Златоу́сте Росси́йский! Услы́ши нас гре́шных, моля́щихся тебе́, и принеси́ моли́тву на́шу к Человеколю́бцу Бо́гу о раба́х Бо́жиих (имена). Умоли́ Его́ благосе́рдие, да не осу́дит нас по беззако́нием на́шим, но да сотвори́т с на́ми по ми́лости Свое́й. Испроси́ нам у Христа́ Бо́га на́шего ми́рное и безмяте́жное житие́, здра́вие душе́вное и теле́сное. Да́руй нам богоуго́дно прейти́ по́прище вре́менныя жи́зни: изба́ви нас от возду́шных мыта́рств и наста́ви нас на путь, веду́щий в селе́ния пра́ведных; пода́ждь нам твое́ архипа́стырское и свято́е благослове́ние, да о́ным осеня́еми, изба́вимся от ко́зней лука́ваго и избе́гнем от вся́кой беды́ и напа́сти. Услы́ши моле́ние на́ше, о́тче Дими́трие, и моли́ непреста́нно о нас Всеси́льнаго Бо́га, сла́вимаго и покланя́емаго в трех ипоста́сех, Ему́же подоба́ет вся́кая сла́ва, честь и держа́ва во ве́ки веко́в. Ами́нь.