храм николая чудотворца в новой слободе официальный сайт
Храм святителя Николая в Новой Слободе
Миссионерский отдел Московского Патриархата
Духовенство
Настоятель храма святителя Николая в Новой Слободе — митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн
Родился 1 сентября 1960 г. в г. Иркутске в семье служащих. Окончив с отличием среднюю школу № 1 г. Шелехова, в сентябре 1977 года поступил на исторический факультет Иркутского Государственного университета им. А. Жданова.
По окончании университета преподавал в институте и поступил в аспирантуру Новосибирского государственного университета, однако в 1983 году, по собственному желанию, оставил преподавание в институте и был принят в церковный хор Знаменского кафедрального собора г. Иркутска.
В 1984 году совмещал послушание иподиакона архиепископа Иркутского и Читинского Ювеналия и директора свечного завода Иркутского епархиального управления.
В 1985 году, в связи с переводом архиепископа Ювеналия на Курскую кафедру, переехал в г. Курск, где нес послушание келейника архиепископа, а затем личного секретаря.
В сентябре 1985 года поступил в Ленинградскую духовную семинарию, а в 1988 году в Ленинградскую духовную академию.
В декабре 1989 г. по благословению митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия, будущего Святейшего Патриарха, был направлен в Курскую епархию, где 30 марта 1990 г. был пострижен в монахи с именем Иоанн, в честь митрополита Тобольского и всея Сибири Иоанна, чудотворца.
4 апреля 1990 г. был рукоположен в сан диакона, а 7 апреля в день Благовещения Пресвятой Богородицы был рукоположен в сан пресвитера.
В июне 1990 г. назначен ректором возрождающегося Курского духовного училища и возведен в сан игумена, а в декабре 1991 г. в связи с преобразованием училища в духовную семинарию был назначен ректором Курской духовной семинарии.
В 1993 г. возведен в сан архимандрита.
Решением Священного Синода от 22-23.02.1993 г. архимандрит Иоанн (Попов), ректор Курской духовной семинарии, назначен епископом Белгородским, викарием Курской епархии с сохранением обязанностей ректора.
Решением Священного Синода от 4 апреля 1993 г. рукоположен в сан епископа с титулом Белгородский.
18 июля 1995 г. определением Священного Синода в связи с образованием Белгородско-Старооскольской епархии был назначен епископом Белгородским и Старооскольским.
По решению Священного Синода от 26 декабря 1995 г. назначен председателем новообразованного Миссионерского отдела Русской Православной Церкви.
18 февраля 1999 г. за многие труды по устроению Матери Церкви возведен в сан архиепископа.
5 декабря 2011 г. Указом Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн назначен настоятелем храма святителя Николая Мирликийского в Новой Слободе, с поручением забот по возвращению храма Русской Православной Церкви и возобновлению в нем богослужений. Председатель Приходского совета храма.
Решением Священного Синода от 7 июня 2012 г. назначен главой новообразованной Белгородской митрополии.18 июля 2012 г. возведен в сан митрополита
Благочинный храма святителя Николая в Новой Слободе —протоиерей Валерий Буланников
светское: Харьковский университет ( филологический факультет; специальность: русский язык и литература) 1988 г.
Рукоположен в сан диакона, а затем иерея- 2000 г. в Православной Церкви в Америке. С 2000-2006 гг. — и.o настоятеля храма Рождества Пресвятой Богородицы в г. Менло Парк ( Калифорния). В 2006 г. вернулся с семьей в Россию и был принят в клир Белгородской и Старооскольской епархии. С 2007 по 2018г. служил в храме свт. Николая в Отрадном ( г. Москва). С 2014 г- протоиерей. С 2018 г. исполняет послушание благочинного храма свт. Николая в Новой Слободе.
Клирик храма святителя Николая в Новой Слободе — протоиерей Игорь
Сотрудник Синодального Миссионерского Отдела Русской Православной Церкви с 2007 г.
Член Издательского Совета Русской Православной Церкви с 2009 г.
В Иверском благочинии несет послушание по взаимодействию с общеобразовательными школами в вопросах преподавания предмета «Основы православной культуры» с 2017 г.
Руководитель еженедельных встреч в нашем храме клуба » Книга- чай».
Образование:
светское: Коломенский педагогический институт — 1981 г.
духовное: Ленинградская Духовная Семинария — 1984 г.
Ленинградская Духовная Академия — 1987 г.
Аспирантура при Московской Духовной Академии — 1990 г.
Преподавал в Коломенской Духовной Семинарии, Белгородской Духовной Семинарии, а также в светских вузах дисциплины по религиоведческой тематике.
Клирик храма святителя Николая в Новой Слободе — диакон Владимир
светское: МГУ, философский факультет- 2002 г. Кандидат философских наук. Тема диссертации: « Антропология каппадокийской школы»- 2006 г.
духовное: Белгородская Духовная Семинария ( с миссионерской направленностью)- 2020 г.
Рукоположен в сан диакона Митрополитом Белгородским и Старооскольским Иоанном 1.08. 2020 г.
Храм святителя Николая в Новой Слободе
Миссионерский отдел Московского Патриархата
Проповедь в Неделю 12ую по Пятидесятнице. Протоиерей Игорь Давыдов.
Поделиться:
2 сентября — Память священномученика Владимира Четверина. Частица его мощей вложена в антиминс, на котором совершается Божественная Литургия в нашем храме.
Тропарь глас 1-й:
Царство Небесное паче земных красот возжелев, / добрым подвигом Христу подвизался еси./ И безбожное веление мужественне отринув, / сугубую благодать от Господа Сил приял еси. / Сего ради усердно тебе вопием: // моли о нас Христа Бога, отче Владимире, священномучениче.
Кондак, глас 3-й:
Безбожному велению не повинулся еси / и мирския вся соблазны отринув / даже до лютых страданий и смерти Христу верен пребыл еси / и лику мученическому сочетался, отче Владимире! / И ныне паствы твоея пение прими: / испроси нам у Христа Бога грехов оставление // и велию милость.
Житие святого священномученика Владимира Четверина
Священномученик Владимир Четверин родился в 1874 году, в селе Барахман-Гарт Ардатовского уезда Симбирской губернии в простой, благочестивой семье. С юности возлюбил он путь учительства и возжелал всем сердцем нести людям свет Христовой веры. Первоначально он состоял учителем школы грамоты, затем семь лет пробыл учителем церковно-приходской школы в селе Кунеево Карсунского уезда (ныне — село Новосу́рск в Инзенском районе Ульяновской области), а по достижении 29 лет, пламенея любовью ко Господу и желая все силы свои положить на служение Ему, подал прошение о рукоположении в священный сан в Симбирскую испытательную комиссию. Отметив смирение и крепость веры молодого подвижника, епархиальное начальство определило Владимира Четверина на должность псаломщика поначалу в селе Юлово Карсунского уезда, а затем в Большой Рязани Сызранского уезда, Вырыпаевке и Сурском Остроге Карсунского уезда.
Желая быть примером своим ученикам в знании и исполнении Христовых заповедей и чувствуя безграничную ответственность за них пред Господом, Владимир Четверин поступил на миссионерские курсы в Казанскую Духовную Академию. Успешно окончив курсы, Владимир в возрасте 36 лет был рукоположен в сан священника к церкви села Сырятино Ардатовского уезда Симбирской губернии и успевал не только исправно служить Господу, совершая церковные таинства и исправляя необходимые людям требы, но и учительствовать в местной церковноприходской школе, будучи также законоучителем в школе соседнего села.
Священномученик Владимир Четверин в кругу своей семьи
Божия благодать сохраняла и питала священника, подавая силы для несения многочисленных послушаний и обязанностей. Везде он был примером «словом, житием, любовию, духом, верою, чистотою» (1 Тим. 4,12). Слова эти, изображенные на иерейском кресте, словно отпечатались на скрижалях сердца святого Владимира. Окормляя своих прихожан, не забывал он и о семье. К 1915 году у отца Владимира с матушкой Марией было 11 детей, трое из которых умерли в младенческом возрасте. Прочих же детей батюшка с матушкой воспитали достойно: продолжая путь отца, многие из них подвизались на ниве учительства, а трое его сыновей также приняли мученическую кончину, будучи расстрелянными в 1937 году.
После с. Сырятино отец Владимир служил в Христо-Рождественской церкви родного села Барахман-Гарт. Самой почитаемой иконой в этой церкви была Казанская икона Божией Матери, перед которой пастырь усердно и слезно молился о всей своей пастве. Терпя житейские скорби, славя Господа за радости, подаваемые за неутомимое радение в стяжании добродетелей, укрепляя страждущих, помогая нищим, проходил славный путь своей земной жизни иерей Владимир. Но наступила година великой смуты на Руси. Не видно было ни конца, ни края неправедным деяниям: безбожники разрушали церкви, расхищали церковное имущество, употребляли иконы и священные предметы для светских нужд. Брат восстал на брата, и множество мучеников и исповедников Христовых мучением и даже смертью своей засвидетельствовали верность ко Господу. Пострадал за Христа и отец Владимир, показав нам, грешным, силу веры Божиих угодников, которая во дни гонений не оскудевает, но более возвеличивается, питаемая любовью и ревностью о Господе.
Христорождественская церковь села Барахман-Гарт Большеигнатовского района до разрушения, место последнего служения и у алтарной части которой упокоился Священномученик Владимир Четверин
Священнический крест священномученика Владимира Четверина
Память о святом спустя почти 90 лет была возвращена стараниями настоятеля Михаило-Архангельского прихода иерея Александра Никитина. На крещенский сочельник умирающая старушка открыла ему тайну: «В селе Барахман-Гарт рядом с алтарём Христорождественской церкви похоронен отец Владимир Четверин». Храм был давно разрушен, но весной всё равно удалось найти могилу, в которой были обретены нетленные мощи.
За свои честные страдания священномученик Владимир сподобился стояния одесную престола Господня, явное свидетельство чему его пречестные мощи, чудесным образом сохранившиеся нетленными в могиле, сквозь которую протекал холодный ключ. Нетленными остались и нательный крестик, и Святое Евангелие, вложенное в руку святого.
В конце сентября 2007 года из сельского храма республики Мордовия во имя Архистратига Михаила мощи священномученика Владимира Четверина были перенесены в кафедральный собор святого Феодора Ушакова Саранской епархии. Побывавший на торжественном богослужении клирик Нижегородской епархии игумен Вассиан (Пирагов) рассказал о своём чудесном исцелении по молитвам святого. Приложившись к мощам о. Владимира в день его мученической кончины, игумен наутро обнаружил, что исчезли трофические язвы на обеих ногах.«Священник Владимир Четверин является примером того, как нужно быть верными правде, истине и жить в согласии со своей совестью», – обратился к верующим архиепископ Саранский и Мордовский Варсонофий (Судаков), совершивший праздничное богослужение.
Имя Владимира Четверина внесено в Собор новомучеников и исповедников Российских определением Свящ. Синода РПЦ от 17 июля 2006 г. Во многих храмах нашей Церкви служат на антиминсе с вшитой в него частицей мощей святого Владимира, старательного учителя, многодетного отца, доброго пастыря, мученика Христова. Учительствуя и направляя людей на путь Истины при жизни, святой Священномученик Владимир Четверин и поныне не забывает о своей земной пастве, которая обрела неусыпного молитвенника и смиренного заступника за нас, грешных.
Святый Священномучениче Владимире, моли Бога о нас!
Храм святителя Николая в Новой Слободе
Миссионерский отдел Московского Патриархата
Помощь храму
Братья и сестры!
На этой странице мы будем рассказывать о том, как идет восстановление здания дома причта, какие работы уже проведены, какие еще предстоят, в чем мы нуждаемся.
В момент передачи нашему Приходу здания дома причта оно представляло собой довольно печальное зрелище:
потрескавшиеся штукатурка и фундамент…
раскрошившиеся оконные проемы…
Такое состояние здание естественно вызывало и другие сопутствующие проблемы — постоянные протекания, сырость, проблемы с внутренними коммуникациями. Ремонтные работы собственными силами позволяли краткосрочно форсировать возникающие аварийные ситуации, но ресурсов явно не хватало.
Первая ощутимая помощь пришла в 2013 году — здание дома причта попало в московскую программу реставрации столичных зданий и сооружений. Силами города была проведена реставрация внешнего фасада здания и заменены водосливы.
В 2014 году по проекту инженерных служб жилого комплекса «Итальянский квартал» было проведено благоустройство территории, прилегающей к нашему дому: сделана новая отмостка, разбиты декоративные газоны, установлены скамейки, восстановлен фрагмент ограды.
Следующим большим этапом в восстановлении здания станет ремонт внутренних помещений, в частности правого крыла здания. В настоящее время оно находится в аварийном состоянии и требует незамедлительного ремонта. По благословению Настоятеля храма — митрополита Белгородского и Старооскольского Иоанна после ремонта это помещение будет использоваться для совершения богослужений.
Вид на алтарную часть.
Вид со стороны алтарной части.
На втором этаже планируется место для клироса
В 2013 году Государственным унитарным предприятием «МосжилНИИпроект» было сделано техническое заключение о состоянии здания, на основании которого сейчас заказаны проекты по ремонту фундамента и 1-ого этажа. Оплата работ по изготовлению этих проектов стала возможна благодаря пожертвованиям наших прихожан.
Верим, что наши совместные старания по ремонту здания принесут свои плоды, позволят не только сохранить нашу общину и привлечь новых прихожан, но и приблизят тот момент, когда здание закрытого в прошлом веке храма будет возвращено Русской Православной Церкви.
Просим Вас не остаться безучастными и оказать посильную помощь в богоугодном деле восстановления храма!
Даже небольшая сумма сможет нам помочь!
Наш Приход пользуется расчетным счетом головной организации, поэтому просим обязательно указывать в назначении платежа: “Добровольное пожертвование на храм святителя Николая в Новой Слободе”.
Банковские реквизиты для пожертвований:
МРО Православный Приход храма свт. Николая Мирликийского в Новой Слободе г. Москвы
Назначение платежа: Добровольное пожертвование на храм святителя Николая в Новой Слободе.
Также Вы можете скачать квитанцию с уже заполненными реквизитами.
Храм святителя Николая в Новой Слободе
Миссионерский отдел Московского Патриархата
История храма
Название местности «Новая слобода» указывает на то, что при своём основании она находилась за чертой города, являясь продолжением Большой и Малой Дмитровской слобод вдоль одноимённой дороги на Дмитров. Время первоначального устроения церкви святого Николая Чудотворца неизвестно, но предполагается, что она существовала ещё в XVII веке.
1625 год — первое упоминание о церкви в делах патриарших приказов. В народе храм называли «Николой под вязками», по-видимому, указывая на вязы, окружавшие храм. В первое время существования храма его прихожанами были местные разночинцы.
В 1631 году в приходе числилось 26 дворов. Год начала строительства каменной церкви во имя Смоленской Божией Матери точно неизвестен. На западной стене ныне разобранной трапезной находилась плита надгробия священника Кирилла Феодотова с надписью, свидетельствующей о том, что священно-иерей Кирилл Феодотов служил при Николаевской, что в Новой слободе, церкви 40 лет, с 1672 года по 1712 год и при нем церковь была отстроена. Главный престол во имя Божией Матери Смоленской был освящен в 1703 году. Храм был двусветным, квадратным в плане и имел размеры 4×4 сажени.
1703 год — храм св. Николая был полностью перестроен и освящен. Главный престол церкви был освящен во имя Смоленской иконы Божьей Матери, при нём – придел св. Николая Чудотворца. Полностью храм был закончен не позднее 1712 году, так как в этом году умер настоятель – о. Кирилл Феодотов, занимавшийся строительством храма (похоронен возле трапезной и колокольни). К этому времени в приходе числилось уже 116 дворов.
В 1739 году появляется одно из первых упоминаний храма св. Николая на карте Москвы — Плане Императорского Столичного города Москвы архитектора Иванан Мичурина. (На карте здание храма выделено красным овалом).
В середине XVIII века была построена колокольня, на что имеется указание в Метрике на церковь. В числе колоколов, висевших на ней, находился колокол весом 105 пудов 13 фунтов (будничный), древний, как гласила на нем надпись, вылитый в 1750 году мая 3 дня. Лил этот колокол Константин Николаев Слизов, знаменитый в свое время мастер, отливший большой Успенский колокол на Ивановской колокольне. В дореволюционных изданиях указывалось, что колокольня до перестройки славилась величественностью и красотой, точной ее копией была колокольня Николаевской, в Драчах, церкви. В храме тогда же был устроен высокий четырехъярусный иконостас.
Прежнее количество людей существовавший храм вмещал вполне свободно до начала XIX века, когда ситуация начала меняться. В это время в Новой слободе селятся ремесленники-каретники, имевшие рабочих нередко по 200-300 человек, которые жили у своих хозяев и посещали приходскую церковь, вследствие чего в ней становилось тесно. Кроме того, Николаевский храм посещали крестьяне, приезжавшие с возами на местный рынок, отчего в праздничные дни церковь уже не могла вместить всех богомольцев, так некоторые из них были вынуждены стоять на улице.
1809 год — на средства Натальи Владимировны Шереметевой был выстроен и освящён в честь Зачатия Иоанна Предтечи второй придел.
В 1812 году храм не горел, но в нем был устроен склад провианта. Храм ремонтировали в 1820-х годах, тогда же сделали новые решетки на окнах.
В 1860-х годах возникла первая идея расширения храма. Тогда же улица Долгоруковская получила своё название (в честь покойного московского генерал-губернатора князя Владимира Андреевича Долгорукова) и стала застраиваться доходными домами. Храм тем временем ветшал и требовал срочного ремонта: в нём появлялись серьёзные трещины и даже провалы. Первоначально у причта было намерение полностью перестроить Никольскую церковь, создав совершенно новую постройку и поставив алтари придельных храмов рядом с алтарём главного храма. Однако на этот план наложило запрет Московское Археологическое общество (МАО). В результате был принят проект архитекторов Н.С. Курдюкова и С.Ф. Воскресенского, согласно которому главный храм оставался нетронутым, зато трапезная и колокольня выстраивались заново.
В 1863 году перекрыли трапезную и главы белым железом.
В 1873 году проводили ремонт фасадов, ремонт полов (покрытие из чугунных плит было заменено на подольский мрамор), а также выполнили новый резной иконостас главного храма, промыли и установили в нем иконы конца ХVII и начала XVIII веков. Резьбу иконостаса изготовил известный мастер А.М. Астафьев.
В 1874 году были построены деревянные дома церковного причта, сохранявшиеся до советского времени.
В 1882 году была выстроена новая ограда по Долгоруковской улице. Облик Николаевской, в Новой слободе, церкви запечатлен фотографией 1882 года, опубликованной в издании Н.А.Найденова «Москва. Соборы, монастыри и церкви».
В 1887 году Академией художеств по заданию Императорского археологического общества на церковь составлялась Метрика. В подробном описании указаны детали внутреннего устройства, даты ремонтов, поновлений иконостасов, описание колоколов и пр. К метрике были приложены чертежи фасадов и разрезов церковного здания, дающие очень точное представление о характере архитектуры здания до его перестройки.
По исповедным ведомостям конца XIX века в приходе церкви Святителя Николая, что в Новой слободе, состояло 140 —144 двора и 2500 —2800 прихожан.
1899 год — настоятель протоиерей Петр Васильевич Приклонский и церковный староста московский купец К.Г. Григорьев подали прошение в Московскую духовную консисторию «о возобновлении колокольни и приделов при существующем храме Святой и Чудотворной иконы Смоленской Божией Матери». С разрешения Императорского Московского археологического Общества и с благословения Митрополита Московского Владимира было, разрешено приступить к сооружению новой трапезной с двумя приделами. Первоначально предполагалось поставить алтари придельных храмов в одном ряду с алтарем главного храма, но Императорская Археологическая Комиссия, не позволила перестраивать главный храм во имя Смоленской Божьей Матери, так как он был «одним из стариннейших московских храмов и не подвергался перестройке со времени своего основания». Именно эта церковь была изображена на картине В.И. Сурикова «Боярыня Морозова».
24 января 1903 года — по указу Московской Духовной Консистории были начаты работы по постройке новых трапезной, приделов и колокольни. Работы начались торжественным богослужением в марте 1903 года. Строительством руководил архитектор И.С. Курдюков. Всеми работами руководила специально созданная Строительная комиссия во главе с председателем настоятелем протоиереем П.В. Приклонским, членами ее были священник иерей Виктор Иванович Кедров; церковный староста, московский купец К.Г. Григорьев; известный землевладелец Н.Я. Пыхов и М.Н. Грибков, бывший долгое время церковным старостой в одном из московских приходов. Большой колокол поместили на временно устроенной звоннице. В основания новой трапезной были положены медно-вызолоченные закладные доски. К концу 1903 года новое здание трапезной с двумя приделами было окончено постройкой.
15 января 1904 года был освящен Зачатьевский придел, а 8 ноября 1904 года — Никольский. Обширная трапезная получила размеры 10 саж. 2 арш. 12 вер. в длину; 13 саж. в ширину и 6 саж. в высоту, так что храм, вмещавший прежде не более 500 человек, после перестройки мог вместить более 2000 человек. Своды трапезной, выполненные по проекту А.Ф. Лолейта, стали техническим новшеством (возможно первым в России) — они представляли железобетонное перекрытие двоякой кривизны. Храм освещался 14 большими окнами. В приделах были установлены новые иконостасы работы И.М. Фролова, по стилю согласованные с иконостасом главного храма, и выполненные по моде того времени из мрамора; при этом иконы в них остались старые. Поверхность фасадов колокольни и трапезной были богато декорированы различными элементами из фигурного кирпича, формы которых заимствованы у произведений русского зодчества второй половины XVII века. При перестройке была расширена первоначальная арка, отделявшая главный храм от трапезной. На окнах были установлены железные решетки ажурной работы Бордорф, вместо подоконников вставлены мраморные плиты. Пол в трапезной и обоих приделах сделан из метлахских плиток, солея и ступени были облицованы серым мрамором. В храме было устроено пароводяное отопление известной фирмой «Залесский и Чаплин». Под храмом — обширное подвальное помещение для склада материала для отопления и других потребностей.
В 1905 году была построена новая колокольня. Подрядчиком был крестьянин владимирской губернии В.П. Низов. Высокая пятиярусная колокольня была спроектирована с повторением приемов шатровых и ярусных звонниц XVII века. Могучие, прямоугольные в плане ярусы, несут два яруса звона с высокими арочными проемами, вся композиция увенчана изящным шатровым верхом, на котором находились ныне утраченные главка с крестом. В декоре использованы полуколонки, нишки-ширинки, арочки, пояса, карнизы и другие детали. Внутреннее помещение нижнего яруса звона представляет полый граненый объем с винтовой лестницей, идущей по стене.
В 1913 году был осуществлен ремонт главного алтаря церкви под надзором местного благочинного и архитектора С.М. Ильинского.
После революции храм св. Николая Чудотворца не избежал участи остальных московских храмов. Среди трагических событий в истории Русской Православной Церкви начала 1920-х годов прошлого века особое место занимает кампания по изъятию церковных ценностей. Эта насильственная акция осуществлялась советской властью под прикрытием демагогических лозунгов о необходимости конфискации церковного золота для спасения жертв страшного голода, обрушившегося на страну в 1921 году.
В 1922 году из храма было вывезено 17 пудов 8 фунтов золотых и серебряных. Пострадал и настоятель храма, протоиерей Виктор Кедров. В том же 1922 году он был осуждён на I процессе московского духовенства и мирян и приговорён к пяти годам лишения свободы.
1929 год — храм впервые попытались закрыть, о чём отрапортовал журнал «Деревенский безбожник»: «В Москве, по Каляевской улице, закрывается церковь Николы». Несмотря на это сообщение, церковь устояла и ещё семь лет действовала.
В 1930 году Моссовет планировал снос церкви Святителя Николая на Каляевской улице для освобождения площадки по запросу Химико-технологического института.
1934 год — храм попал в руки обновленцам, которые перешли сюда после закрытия принадлежавшего им храма святых Петра и Павла на Басманной улице во главе со своим лидером – «митрополитом» Александром Введенским.
1936 год — Никольский храм был закрыт и приспособлен для конторских нужд Треста строительства набережных. В этом же году Моссовет распорядился устроить в храме Центральный антирелигиозный музей.
В 1936 — 1937 годах здание церкви было перестроено под Центральный антирелигиозный музей, который ранее размещался в Страстном монастыре, предназначенном под снос. При перестройке восточная часть церкви вошла в новое пятиэтажное здание, алтарные выступы храма и приделов сохранялись в уровне подвала. К трапезной с приделами и колокольне пристроены современные объемы лестниц. Внутри пятиэтажной части комплекса сохранились некоторые части старого храмового здания (например, пол, выложенный метлахской плиткой) и даже несущие элементы (два столпа). Проект перестройки был выполнен архитекторами архитектурно-планировочной мастерской № 3 Отдела проектирования Моссовета. Предположительно, автором проекта был архитектор, инженер-строитель Соколов Константин Михайлович, чья подпись имеется на чертежах. Внутренние помещения были разделены новым перекрытием на два этажа. По проекту виден характер работ и степень сохранности стен церкви в реконструируемом здании. Тогда же были выполнены проекты проведения водопровода, канализации, отопления и вентиляции реконструированного здания Центрального антирелигиозного музея. В ГНИМА им. А.В.Щусева сохранились обмерные чертежи окон храма с наличниками в виде затейливых завитков, включенных в дореволюционную подборку уникальных архитектурных деталей. В фототеке музея имеется большая подборка фотографий 1920-х гг., зафиксировавших как детали фасадов, так и виды интерьера храма.
1942 год — Центральный Антирелигиозный Музей переименовывается в Центральный музей истории религии и атеизма (не путать с ленинградским, носящим такое же название). Но в период Великой Отечественной войны наступает некоторое улучшение в отношениях Государства и Церкви, меняется политическая ситуация, а вслед за этим и судьба музея. Часть экспонатов возвращается храмам.
В период 1941—1945 гг. экспозиции музея были свернуты, здание превращено в общежитие МПВО; осуществлялось только хранение экспонатов.
1944 год — помещение музея передается комитету кинематографии для киностудии Союзмультфильм, в постановлении СНК по этому вопросу не предусматривалось выделение какого-либо другого помещения взамен изъятого.
10 декабря 1945 года — Постановлением Совнаркома музей передается в ведение АН СССР, с переводом его в церковь Вознесения у Никитских ворот.
С 1937 года по 1947 год в музее хранились мощи святителя Иоасафа Белгородского, перевезенные из музея, находившегося с 1929 года в Страстном монастыре. В 1947 году мощи были перевезены в Ленинград и помещены в запасники Музея истории религии и атеизма в Казанском соборе.
С 1946 года – в здании храма находится киностудия «Союзмультфильм».
20 марта 1947 года во исполнение распоряжения Совета Министров СССР от 14 декабря 1946 г. № 13815-р Президиум Академии наук СССР издает Постановление, подписанное Президентом Академии Наук СССР, академиком С.И.Вавиловым и Академиком-Секретарем Академии Наук СССР, академиком Н.Г.Бруевичем от «О ликвидации Музея истории религии в г. Москве» (Протокол № 3 Распорядительного заседании № 36) в котором прописано следующее: ликвидировать Музей истории религии в Москве, передав экспонаты Музея в Ленинградский Музей истории религии; организовать в составе Института истории сектор по истории религии; предложить Управлению делами закончить перевозку имущества Музея из Москвы в Ленинград и освобождение занимаемых экспонатами Музея помещений к 1 мая 1947 г.
В 1993 году зарегистрирована Община храма святителя Николая Чудотворца, но богослужения долгое время не велись, по большим праздникам у стен церкви проводились молебны.
В начале 2000-х гг. проводилось историко-архитектурное обследование здания, принадлежащего «Союзмультфильму». Специалисты признали культурную ценность за обеими частями постройки – и церковной, и административной. За последней отмечалась архитектурно-художественная ценность как образца «сталинского классицизма 1930-х гг.» и историко-культурное значение, так как здесь на протяжении многих лет творили лучшие советские мультипликаторы (Ю. Норштейн, Ф. Хитрук, В. Котеночкин и др.). Особо отмечалось, что при введении здания в списки выявленных объектов культурного наследия встанет вопрос о его реставрации, что повлечёт за собой массу проблем. Среди них назывались вопросы вынесения алтарных абсид на проезжую часть улицы, слишком большой объём утрат церковной части и необходимость сноса административного здания «Союзмультфильма».
16 ноября 2004 года состоялось заседание рабочей группы экспертной комиссии по недвижимым объектам наследия и их территориям. Рабочая группа выехала на место и постановила «принимая во внимание утрату основного объема храма считать нецелесообразным отнесение его к числу выявленных объектов культурного наследия, отнести [здание] к числу ценных объектов историко-градостроительной среды». В последний рабочий день 2004 года, 30 декабря, решение рабочей группы было подтверждено протоколом пленарного заседания экспертной комиссии по недвижимым объектам наследия и их территориям. Такой статус не даёт церковному зданию должной защиты. Это едва ли не единственный в постсоветское время случай, когда было отказано в постановке под охрану культовых зданий.
16 марта 2005 года (заявитель ООО «Столичный проект», исследователь-докладчик Е.Е.Соловьева, эксперт В.А.Виноградов) был поставлен вопрос об отмене охранной зоны 141, утвержденной ППМ 545 от 7.07.1998, вокруг нескольких ценных зданий по ул. Долгоруковская, в том числе, территории церкви Николая — в связи с отсутствием объектов культурного наследия.
28 декабря 2005 года Протоколом №188 заседания Экспертной комиссии по недвижимым объектам наследия и их территориям здание храма отнесено к объектам историко-градостроительной среды «Храм Николая Чудотворца в Новой Слободе, арх. С.Ф.Воскресенский, Н.С.Курдюков, 1904 г.»
В соответствие с постановлением Правительства Москвы № 706-ПП от 19 сентября 2006 года здание храма находится в границах объединенной охранной зоны №141.
В декабре 2007 года община закрытого храма получила помещение для своих молитв: московские власти приняли решение передать приходу в безвозмездное пользование дом причта на Долгоруковской улице (местные жители до сих пор называют его «архиерейским домом», так как в нём останавливались московские митрополиты, посещавшие Никольскую церковь). В связи с этим отделение милиции, которое располагалось в этом доме с послевоенных времен, было переведено в другое здание.
В декабре 2009 года была подана заявка в Комитет по культурному наследию г. Москвы на постановку на охрану дома дьякона церкви св. Николая Чудотворца в Новой слободе. Дом дьякона Истрина стоит за оградой территории «Союзмультфильма» и является по сути брошенным, все его окна заколочены. Поскольку его основа деревянная, то дом может быть утрачен в результате пожара. Также планировалась новая заявка и на само церковное здание – эти меры должны были обезопасить его от сноса или переделок. Однако, до сих пор заявки так и не были рассмотрены.
5 декабря 2011 года – указом Патриарха Московского и всея Руси Кирилла храм святителя Николая в Новой Слободе передается на попечение и возобновление в нем богослужений Синодальному Миссионерскому отделу РПЦ, а высокопреосвященный Иоанн, архиепископ Белгородский и Старооскольский, назначается настоятелем этого храма.
С 24 декабря 2011 года в доме причта, несмотря на то, что оно нуждалось в капремонте, начались богослужения. Назначен был сюда для ведения регулярных служб священник Игорь Давыдов; из числа прихожан был создан хор.
10 августа 2013 года в день почитания Смоленской иконы Божией Матери, в честь которой был освящен один из приделов храма, впервые с момента закрытия храма в 1936 году в здании «Союзмультфильма» был отслужен молебен. По договоренности с руководством киностудии в дальнейшем каждый месяц такие молебны служились постоянно, а на Пасху, Праздник Крещения Господня и Престольные Праздники проводились крестные ходы вокруг здания.
При подготовке данного материала использовались следующие источники:
2. Вестник ПСТГУ. II: История. История Русской Православной Церкви. 2006. Вып. 2 (19). С. 179—193.
Сведения по истории строительства находятся в делах фондов Управы благочиния (ф. 105) и Строительного отделения Московской городской управы (ф. 54) Центрального архива Москвы. Метрика церкви находится в фонде Московского Археологического общества (ф. 454), планы церквей и местностей — в фонде Тихомирова (ф. 2134). Сведения по церковному участку и застройке дворов церковного причта, а также по истории перестройки в советское время хранятся в Центральном Архиве научно-технической документации г. Москвы.