храм николая чудотворца в пензе в терновке
ОБЪЯВЛЕНИЕ
В воскресенье 20 августа 2017 года в 18:00 от нашего храма организуется паломническая поездка в Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина Пустынь Калужской области. Желающие могут записаться по тел. 8-960-317-96-40.
В среду 21 мая в 17:00, по случаю престольного праздника нашего храма в честь святителя Николая чудотворца, будет совершено Всенощное бдение Архиерейским чином, которое возглавит Преосвященнейший Серафим Митрополит Пензенский и Нижнеломовский.
В пятницу 26 августа в 08:00 в день преставления (1783) и второго обретения мощей святителя Тихона, епископа Воронежского, Задонского, чудотворца в нашем храме будет совершаться Божественная литургия Архиерейским чином, которую возглавит Преосвященнейший Серафим Митрополит Пензенский и Нижнеломовский.
С 16:00 4 марта по 11 марта 2018 года в нашем Храме будут находится святые мощи угодников Божиих: святителя Николая Чудотворца и блаженной Матроны Московской.
Дорогие братья и сестры!
На нынешнее время мы собираем средства на восстановление купола и фасада храма, а также необходимы средства на приобретение колоколов для колокольни.
Мы будем благодарны Вам за посильный вклад в дело восстановления нашего храма и молитвенно будем помнить Вас и Ваших близких за поддержку в Богоспасительных для всех нас начинаниях.
Да благословит Господь Вас и Ваши труды, а Пресвятая Богородица покроет Своей любовью, благодатью и благоденствием!
КОНТАКТЫ
Местная православная религиозная организация Прихода Никольской церкви г.Пенза | Банковские реквизиты: ИНН/КПП 5837009946/583701001 р/с 40703810948000005766 в Пензенском ОСБ №8624 БИК 045655635 к/с 30101810000000000635 | Адрес: 440056, г.Пенза, ул.Терновского, д. 129 телефон: +7(8412) 36-09-30 e-mail: |
Протоиерей Александр Филиппов — настоятель нашего храма; — проректор по воспитательной работе ПДС. Дата рождения: 26.05.1978 г. | тел. +7-906-158-81-21 | |
Протоиерей Антоний Шварёв — клирик нашего храма; — помощник начальника по организации работы с верующими УФСИН России по Пензенской области. Дата рождения: 29.07.1985 г. | тел. +7-908-530-20-13 | |
Иерей Сергий Беляков — клирик нашего храма; — помощник настоятеля по религиозному образоваанию и катехизации. Дата рождения: 05.02.1970 г. | тел. +7-937-416-99-26 | |
| Иерей Алексий Карасёв — клирик нашего храма; — настоятель храма Рождества Христова с. Кижеватово Бессоновского района. Дата рождения: 03.06.1986 г. | тел. +7-963-106-44-20 |
| Диакон Сергий Карасёв — клирик нашего храма. Дата рождения: 18.02.1971 г. | тел. +7-962-472-10-32 |
помощник настоятеля по делам социального служения | Чекунова Елена Юрьевна | тел. +7-937-40-52-014 |
| Лазарева Анна Петровна — директор воскресной школы при нашем храме «Азбука веры». | тел. +7-905-015-98-10 |
Храм открыт ежедневно с 07:00 до 19:00
телефон: +7(8412) 36-09-30
Свято-Никольский храм (Пенза)
Содержание
История [ править ]
Пригородная деревня Терновка была основана в 1694 г. как вотчина Московского Высокопетровского монастыря, указывает краевед Г. В. Мясников. В 1717 г. селение упоминается как село Никольское, Терновка тож, – следовательно, к этому времени здесь уже построили первое здание церкви во имя Николая Чудотворца.
Следующий деревянный храм с колокольней в Терновке был построен в 1753 г. Престол в нем был один – во имя святителя Николая. Каменный храм с колокольней построили в 1847 г. Главный его престол был освящен 15 октября 1850 г. во имя Николая Чудотворца, левый – 11 ноября 1847 г. во имя Параскевы Пятницы, правый – 10 мая 1864 г. во имя Тихона Задонского.
Храм был закрыт под склад в самом начале 1933 г. С 1934 г. здесь находился сельский клуб, а с 50-х гг. – кинотеатр «Сура». В мае 1978 г. село Терновка вошло в городскую черту.
В 1995 г. кинотеатр был закрыт, в храм вернулись прихожане, в июне сюда назначили настоятеля. Пришлось провести большие восстановительные работы: за несколько недель разобрали советские перегородки, заново оштукатурили храм изнутри, установили иконостас. 30 сентября 1995 г. первый настоятель храма в новейшей истории, священник Александр Трофимов, освятил его малым чином и совершил первую литургию. А первую архиерейскую службу возглавил архиепископ Серафим 10 ноября того же года — на один из престольных праздников храма, в день памяти великомученицы Параскевы Пятницы.
В 1996 г. по проекту архитектора Александра Попова соорудили новый купол, зимой 1996-1997 гг. Никольский храм обложили красным лицевым кирпичом, весной 1997 г. закончили строительство церковной ограды. Большую помощь оказали благотворители: Владимир Григорьевич Потапов, Иван Михайлович Куликов, а позже — Виктор Александрович Лазуткин. В 2004 г. в храме закончили роспись алтаря, в 2005 г. установили новый благолепный иконостас.
В июне 2014 г. завершилось восстановление колокольни храма. Сейчас планируется реконструкция в соответствии с первоначальным проектом купола и портиков.
Деятельность прихода [ править ]
С 2010 г. при храме существуют воскресные школы для детей и для взрослых. Занятия проводятся по воскресеньям соответственно в 10.30 и 11.00.
С сентября 2010 г. при храме существует молодежная группа. Ее участники собираются по воскресеньям после литургии.
С февраля 2010 г. при храме есть социальный работник. Храм опекает дом ночного пребывания на ул. Рябова, где есть и молитвенная комната. Священник бывает здесь не реже, чем раз в две недели.
Храм ежемесячно выдает продуктовые наборы (крупы, хлеб, масло и др.) многодетным семьям, собирает и передает продукты для бездомных.
Святыни [ править ]
Престольные праздники [ править ]
Как добраться [ править ]
Адрес: Россия, Пенза, ул. Терновского, 129
Паломнику [ править ]
Храм открыт ежедневно с 7.00 до 19.00.
Литургии совершаются ежедневно в 8.00, по воскресеньям и двунадесятым праздникам — в 7.00 и 9.00.
Вечерние богослужения совершаются ежедневно в 16.00, всенощные бдения накануне воскресных и праздничных дней — в 17.00.
По воскресным и праздничным дня за полчаса до литургии начинается исповедь.
Никольский храм в Терновке г.Пенза
Официальная группа в контакте храма Николая Чудотворца в микрорайоне Терновка города Пензы. Группа создана для отображения мероприятий, происходящих на приходе.
Показать полностью.
Пригородная деревня Терновка была основана в 1694 г. как вотчина Московского Высокопетровского монастыря, указывает краевед Г. В. Мясников. В 1717 г. селение упоминается как село Никольское, Терновка тож, – следовательно, к этому времени здесь уже построили первое здание церкви во имя Николая Чудотворца.
Следующий деревянный храм с колокольней в Терновке был построен в 1753 г. Престол в нем был один – во имя святителя Николая. Каменный храм с колокольней построили в 1847 г. Главный его престол был освящен 15 октября 1850 г. во имя Николая Чудотворца, левый – 11 ноября 1847 г. во имя Параскевы Пятницы, правый – 10 мая 1864 г. во имя Тихона Задонского.
Храм был закрыт под склад в самом начале 1933 г. С 1934 г. здесь находился сельский клуб, а с 50-х гг. – кинотеатр «Сура». В мае 1978 г. село Терновка вошло в городскую черту.
В 1995 г. кинотеатр был закрыт, в храм вернулись прихожане, в июне сюда назначили настоятеля. Пришлось провести большие восстановительные работы: за несколько недель разобрали советские перегородки, заново оштукатурили храм изнутри, установили иконостас. 30 сентября 1995 г. первый настоятель храма в новейшей истории священник Александр Трофимов, освятил его малым чином и совершил первую литургию. А первую архиерейскую службу возглавил архиепископ Серафим (Тихонов)10 ноября того же года — на один из престольных праздников храма, в день памяти великомученицы Параскевы Пятницы.
В 1996 г. по проекту архитектора Александра Попова соорудили новый купол, зимой 1996-1997 гг. Никольский храм обложили красным лицевым кирпичом, весной 1997 г. закончили строительство церковной ограды. Большую помощь оказали благотворители: Владимир Григорьевич Потапов, Иван Михайлович Куликов, а позже — Виктор Александрович Лазуткин. В 2004 г. в храме закончили роспись алтаря, в 2005 г. установили новый благолепный иконостас.
В июне 2014 г. завершилось восстановление колокольни храма. Сейчас планируется реконструкция в соответствии с первоначальным проектом купола и портиков.
22 октября 2017 года митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим
совершил великое освящение нашего храма.
Адрес: г.Пенза, ул. Терновского, 129
Телефон: 8 (8412) 36-09-30
Сайт: http://nikolapenza.ru
e-mail: hramnikola@mail.ru
Банковские реквизиты:
МЕСТНАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРИХОДА НИКОЛЬСКОЙ ЦЕРКВИ Г. ПЕНЗА ПЕНЗЕНСКОЙ ЕПАРХИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ИНН/КПП: 5837009946/583701001
р/с: 40703810948000005766 в Пензенском ОСБ №8624
БИК: 045655635
к/с: 30101810000000000635
В назначении платежа указать: «ПОЖЕРТВОВАНИЕ»
Настоятель: протоиерей Александр Филиппов.
Престольные праздники:
22 мая, 19 декабря – свт. Николая Чудотворца
26 августа – свт. Тихона Задонского
10 ноября – вмц. Параскевы Пятницы
Святыни:
Ковчежец с частицей мощей свт. Николая Чудотворца и его чтимая икона; ковчежец с частицами мощей свтт. Тихона Задонского, Митрофана Воронежского, прпп. Амфилохия Почаевского, Иова Почаевского, вмч. Димитрия Солунского, блж. Матроны Московской, мчч. 14000 младенцев, от Ирода в Вифлееме убиенных, поясок, освященный на Поясе Пресвятой Богородицы; чтимые иконы Божией Матери Августовская и Феодоровская.
Расписание богослужений:
Литургии совершаются ежедневно в 8.00, а по воскресеньям и двунадесятым праздникам — в 7.00 и 9.00. Вечерние богослужения совершаются ежедневно в 17.00, всенощные бдения накануне воскресных и праздничных дней — в 17.00. Ежедневно за полчаса до литургии начинается исповедь. Храм открыт ежедневно с 7.00 до 19.00.
Просветительская деятельность:
С 2010 г. при храме существуют воскресные школы для детей и для взрослых. Занятия проводятся по воскресеньям в 11.00.
С сентября 2010 г. при
Никольский храм в Терновке г.Пенза запись закреплена
ТОПЛОВСКИЙ МОНАСТЫРЬ
10 ноября совершается память великомученицы Параскевы
_____________________________________________
Если мы откроем православный календарь, то увидим, что в святцах указаны четыре святые Параскевы: преподобномученица Параскева Римская (II век), преподобная Параскева (Петка) (XI век), мученица Параскева Римская (I век) и великомученица Параскева Пятница (III—IV века).
Показать полностью.
Великомученицу Параскеву часто путают с ее святыми «тезками», даже в церковной литературе факты из жития одной Параскевы иногда приписываются другой. Поэтому прежде, чем начать рассказ о Параскеве Пятнице, хотелось бы посвятить несколько слов и соименным ей святым женам.
Преподобномученица Параскева Римская (26 июля/8 августа) жила веком раньше великомученицы Параскевы и так же по-апостольски проповедовала христианство язычникам. По велению императора Антонина она была брошена в котел с кипящей смолой, но осталась невредимой. Император усомнился, действительно ли смола в котле расплавлена, и неосмотрительно приказал плеснуть в него жидкостью. Палачи исполнили его повеление, но раскаленная смола попала правителю в глаза, и он мгновенно ослеп. Император стал умолять мученицу об исцелении. По молитве святой Параскевы к Антонину вернулось зрение, он уверовал во Христа и принял Крещение (эту историю ошибочно часто приписывают Параскеве Пятнице).
Более всего преподобномученицу Параскеву знают и почитают греки. Частицы ее мощей находятся на Афоне, в Русском Свято-Пантелеимоновом монастыре. Наш Свято- Троице-Параскевиевский женский монастырь основан именно в честь преподобномученицы Параскевы. Именно здесь святая встретила свою кончину, а в том месте, где земля обагрилась ее кровью, появился целебный родник.
Преподобная Параскева (Петка) (14/27 октября) особо любима в Сербии и Болгарии. Родилась она в благочестивой болгарской семье, после смерти родителей постриглась в монашество и удалилась в Иорданскую долину, где славно подвизалась до глубокой старости. Именно ее мощи, а не великомученицы Параскевы (так ошибочно пишут в некоторых книгах), покоятся теперь в старинном румынском городе Яссы. В Сербии святой Петке посвящено множество храмов.
Мученица Параскева Римская (20 марта/2 апреля) была родной сестрой Фотины-самаряныни, с которой беседовал Спаситель у колодца Иаковля. Вместе с Фотиной и другими сестрами она приняла мученический венец, казненная по приказу императора Нерона — жестокого гонителя христиан.
Все четыре святые Параскевы понесли великие подвиги и страдания за имя Христово, и все они равны в своей святости перед Богом, но именно великомученица Параскева Пятница особенно пришлась по сердцу русскому народу, именно ей удалось, подобно святителю Николаю Чудотворцу, стать почти «русской» святой.
Святая великомученица Параскева всегда пользовалась на Руси особой любовью и почитанием. Девушки молились ей об удачном замужестве, матери — за своих детей. Во многих деревнях был обычай в день памяти великомученицы устраивать крестные ходы, молебны, праздничные застолья. А именинниц в этот день было очень много, поскольку почти в каждой многодетной семье одна из девочек носила имя Прасковья (ласково Парашенька, Пашенька, Параска).
Считалось, что по молитвам великомученицы сохраняется семейное благополучие и счастье. До начала XX века иконы святой Параскевы были почти в каждом русском доме. Крестьяне убирали их лентами, цветами, вышитыми рушниками, подвесками, душистыми травами и так выносили на крестные ходы.
Святая великомученица почиталась также покровительницей торговли: именно по пятницам устраивались торги и ярмарки. На этих торжищах непременно устанавливалась икона Параскевы Пятницы.
В честь великомученицы Параскевы на Руси строились храмы и часовни, ставились дорожные кресты с ее иконой, которые так и назывались «пятницами». Даже сами развилки, перекрестки дорог тоже звались «пятницами». Было принято провожать родных в дальний путь до «пятницы», или, наоборот, встречать у «пятницы». У этих же «пятниц» девицы вымаливали себе хороших женихов.
Хотя к святой Параскеве на Руси больше обращались как к покровительнице семьи и брака, ее можно считать и покровительницей девства — сама святая предпочла стать невестой Христовой, прожив свою жизнь в чистоте и целомудрии.
Святая великомученица Параскева пострадала в начале IV века при Диоклитиане (284-305).
Благочестивые родители святой Параскевы жили в III веке в г. Икония (Малая Азия). Они особенно чтили пятницу — день недели, в который Господь Иисус Христос свершил на Кресте Свой Искупительный подвиг. Радуясь, что именно в такой день Бог послал им дочь, они нарекли ей имя Параскева, что по-гречески означает Пятница, с рождения предопределив, таким образом, быть ей «общницей Страстей Христовых». Слово «параскева» означает по-гречески также «приуготовление» (пятница — приуготовление субботы). Так и вся жизнь святой Параскевы явилась приуготовлением ее к мученическому подвигу во Имя Распятого и Воскресшего Господа.
Когда начались гонения на христиан, язычники тотчас предали святую Параскеву на суд военачальнику, присланному в их город. С твердостью и радостью предстала она пред гонителем, чтобы сполна испить чашу мучеников. «Тезоименитая Страстям Христовым» Параскева на деле «уподобилась честней и блаженней Страсти Безсмертнаго на Кресте». Кроткая дева мужественно претерпела все ужасы пыток и истязаний, которым подвергли ее тело, «ища погубить душу», и победила в этом неравном поединке.
Ввергнутая в темницу после страшных мучений, еле живая, мученица осталась твердой духом и молилась: «Никогда же отлучуся Тебе, Господи». В полночь к святой был послан Ангел, принесший ей орудия Страстей Христовых: Крест, терновый венец, копие, трость и губу. Святая Параскева благоговейно приложилась к ним и получила исцеление ран своих, что укрепило ее на подвиг.
«Со Христом, Женихом моим, распнуся!» — воскликнула в молитвенном дерзновении святая мученица. И Господь исполнил ее желание. После бесчисленных мук, святая «мечем усечением, венец носящи, на Небеса взыде».
Никольский храм в Терновке г.Пенза запись закреплена
ТОПЛОВСКИЙ МОНАСТЫРЬ
8 ноября совершается память вмч. Димитрия Солунского
________________________________________
Святой великомученик Димитрий Солунский был сыном римского проконсула в Фессалониках. Родители Димитрия были тайными христианами. Они крестили сына в тайной домовой церкви и воспитали его согласно христианским канонам.
Показать полностью.
После смерти отца Димитрий был назначен императором Галерием Максимианом (250–311 гг.) проконсулом Фессалоникийской области. Главная задача, возложенная на молодого воина, состояла в обороне города от варваров и уничтожении христианства. Галерий и подумать не мог, что Димитрий проявит себя как христианин, проповедуя в городе и обратив в христианскую веру множество людей. Получив назначение, Димитрий тотчас принялся прославлять Господа Исуса Христа, открыто уча горожан христианству и искореняя языческие верования.
Составитель Жития Димитрия Симеон Метафраст (?–960 г.) называет Димитрия «вторым апостолом Павлом» для Фессалоник, потому что именно апостол Павел основал когда-то в этом городе первую общину верующих (1 Фес., 2 Фес.).
Когда император Максимиан узнал, что новый, назначенный им проконсул — христианин и многих римских подданных обратил в христианство, он разгневался на Димитрия. Возвращаясь из похода в Причерноморье, Галерий решил вести армию через Фессалоники, чтобы расправиться с проконсулом. Узнав об этом, Димитрий повелел своему верному слуге Луппу раздать свое имение нищим со словами:
Раздели богатство земное между ними — будем искать себе богатства небесного.
А сам принялся за молитву и пост, тем самым готовя себя к принятию мученического венца. Когда император Максимиан вошел в город, то приказал привести к себе Димитрия. Тогда тот смело назвал себя христианином и обличил римское многобожие. Галерий повелел заключить исповедника в темницу, и Ангел сошел к нему, утешая и укрепляя в подвиге.
Тем временем император предавался гладиаторским зрелищам, наблюдая, как его любимый силач по имени Лий сбрасывал с помоста на копья воинов побежденных им в борьбе христиан. Христианин по имени Нестор пришел в темницу к Димитрию и попросил его благословения на единоборство с варваром Лием. По молитвам Димитрия Нестор победил Лия, сбросив его с помоста на копья воинов, как ранее язычник Лий сбрасывал христиан.
Разгневанный Максимиан приказал немедленно казнить Нестора (память 9 ноября) и послал стражу в темницу — пронзить копьями проповедника Димитрия. Ранним утром 26 октября 306 года в темницу, где томился Димитрий, пришли воины и пронзили его копьями.
Тело великомученика Димитрия было выброшено на съедение диким зверям, но христиане взяли его и тайно предали земле.
При императоре Константине (306–337 гг.) над могилой Димитрия была сооружена церковь — базилика святого Димитрия. Спустя сто лет, в 412–413 годах, иллирийский вельможа Леонтий в память об избавлении его от паралича возвел величественный храм на месте прежнего ветхого сооружения. Алтарь новой церкви располагался на месте захоронения Димитрия, и еще при строительстве были обретены мощи великомученика.
С VII века при раке великомученика Димитрия начинается чудесное истечение благовонного мира. Предположительно в конце XII — начале XIII веков мощи великомученика были вывезены из Фессалоник в Италию. И только в XX веке были возвращены на Родину.
С именем святого великомученика Димитрия Солунского связаны первые страницы русской летописи. Когда Вещий Олег (ум. 912 г.) разгромил греков под Константинополем (907 г.), как сообщает летопись, «убоялись греки и говорили: это не Олег, но святой Димитрий послан на нас от Бога». Русские воины всегда верили, что они находятся под особым покровительством святого великомученика Димитрия. Стоит отметить, что в старинных русских былинах великомученик Димитрий изображается русским по происхождению. Сербы и болгары чтут великомученика Димитрия как патрона славянской народности, называя «отечестволюбцем» славянских народов.
В 1197 году новгородский князь Всеволод Юрьевич (1212/1213–1238 гг.) принес из Салоник во Владимир икону святого великомученика Димитрия, написанную, по преданию, на гробовой доске святого. Эта икона сначала находилась в Киеве, потом во Владимире. В 1380 году, накануне Куликовской битвы, великий князь Димитрий Донской (1350–1389 гг.) торжественно перенес из Владимира в Успенский Собор Москвы главную святыню Владимирского Димитриевского собора — икону великомученика Димитрия Солунского, которая была написана на доске гроба святого.
___________________________________Тропарь, глас 3
Велика обрете в бедах тебе помощника вселенная страстотерпче, поганыя побеждающа, яко же убо Лиеву низложил еси гордыню, и на подвиг укрепи Нестора, тако святе Димитрие, Христа Бога моли, даровати нам велию милость.
Кондак, глас 2
Кровей твоих струями Димитрие, Церковь Бог обагрил есть, давыи ти державу непобедиму, и соблюдая град твой невредим. Тому бо еси утверждение.
Никольский храм в Терновке г.Пенза запись закреплена
Неделя 20-я по Пятидесятнице
7 ноября 2021 года, в Неделю 20-ю по Пятидесятнице, в нашем храме совершались две Божественные литургии святителя Иоанна Златоуста.
Раннюю Литургию совершил протоиерей Антоний Шварёв
Показать полностью.
в сослужении диакона Сергия Исайчева.
Позднюю Литургию возглавил иерей Александр Сауцкий в сослужении диакона Сергия Исайчева.
Богослужебные песнопения исполнил церковный хор под управлением регента Анны Лазаревой.
Никольский храм в Терновке г.Пенза запись закреплена
ТОПЛОВСКИЙ МОНАСТЫРЬ
7 ноября совершается память святой Тавифы Иоппийской — праведной женщины и апостольской ученицы, жившей в I веке н.э.
_______________________________________
Тавифа (что в переводе с еврейского означает «газель, серна») жила в Иоппии, современной Яффе. Она шила одежду для продажи, чтобы иметь небольшой заработок, и «была исполнена добрых дел и творила много милостынь» (Деян 9:36), то есть жертвовала то, что сделала своими руками, нищим и обездоленным.
Показать полностью.
Однажды Тавифа заболела и умерла. В то же время недалеко, в Лидде, находился апостол Петр. Когда об этом узнали жители Иоппии, к нему были посланы два человека, чтобы умолить Петра приехать к Тавифе и помочь.
Когда апостол прибыл в город, его ввели в горницу, где находилось омытое тело усопшей праведницы. Вдовы, которые любили Тавифу за ее доброту и милосердие, со слезами на глазах показывали Петру одежды: рубашки и платья — которые она сделала для них своими руками.
Апостол приказал всем выйти и, опустившись на колени, начал горячо молиться Богу о даровании жизни умершей. «Тавифа, встань!» — сказал он, обращаясь к мертвому телу. В ту же секунду женщина открыла глаза и, увидев перед собой апостола, села. Жизнь вернулась к праведной, которую воскресил Петр. Он протянул ей руку и помог встать на ноги, что увидели многие жители Иоппии. Вскоре чудо, совершенное учеником Христовым, стало известно всему городу, и многие уверовали в Бога.
Считается, что святая праведная Тавифа является покровительницей рукоделия.
Сейчас на месте, где произошло чудесное воскрешение, находится подворье святой праведной Тавифы, которое в этот день отмечает свой престольный праздник.
Никольский храм в Терновке г.Пенза запись закреплена
Протоиерей Антоний Шварёв в Димитриевскую родительскую субботу совершил литургию
6 ноября 2021 года, в Димитриевскую родительскую субботу, протоиерей Антоний совместно с диаконом Сергием Исайчевым совершили позднюю божественную литургию в Никольском храме г. Пензы.
По окончании божественной литургии настоятель храма протоиерей Александр Филиппов возглавил службу заупокойной панихиды.
Никольский храм в Терновке г.Пенза запись закреплена
Димитриевская родительская суббота
6 ноября 2021 года, в Димитриевскую родительскую субботу, в нашем храме совершались две Божественные литургии.
Раннюю литургию возглавил настоятель храма протоиерей Александр Филиппов в сослужении игумена Иосифа (Микоры) и диакона Сергия Исайчева.
Показать полностью.
Позднюю литургию совершил протоиерей Антоний Шварёв в сослужении диакона Сергия Исайчева.
Проповедь для прихожан произнёс протоиерей Александр Филиппов.
По окончании каждой Литургии была совершена панихида, за которой священники вознесли молитвы к Господу нашему Иисусу Христу об упокоении всех от века усопших православных христиан.
Никольский храм в Терновке г.Пенза запись закреплена
Вечернее богослужение в канун Димитриевской родительской субботы
На утрене священнослужителями была прочитана 17 кафизма в память о всех усопших православных христианах.
Никольский храм в Терновке г.Пенза запись закреплена
ТОПЛОВСКИЙ МОНАСТЫРЬ
Поминовение усопших — это не просто религиозный долг православного человека. Воспоминание умерших близких — является нравственной потребностью человеческой души, ведь именно в этом проявляется исполнение заповеди о любви к ближним.
Показать полностью.
Мы видим часто стремление сродников умершего как можно богаче провести похороны и устроить могилу. Большие средства тратятся иногда на роскошные памятники. Много денег тратят родственники и знакомые на венки и цветы, причем последние приходится вынимать из гроба еще до его закрытия, чтобы они не ускоряли разложения тела.
Иные хотят объявлениями через печать выразить свое почтение умершему и свое сочувствие его родственникам, хотя самый такой способ выявления своих чувств показывает их неглубокость, а подчас и лживость, так как искренно скорбящий не будет выставлять свою скорбь напоказ, выразить же свое сочувствие можно гораздо теплее лично.
Но что бы мы из всего того ни сделали, умерший не получит от того никакой пользы. Мертвому телу одинаково лежать в бедном или богатом гробе, роскошной или скромной могиле. Не обоняет оно принесенных цветов, не нужны ему притворные выражения скорби. Тело предается тлению, душа живет, но не испытывает больше ощущений, воспринимаемых через телесные органы. Другая жизнь настала для нее, и другое нужно ей оказать.
Вот то нужное ей и должны мы делать, если действительно любим усопшего и желаем принести ему свои дары! Что же именно доставит отраду душе умершего? Прежде всего, искренние молитвы о нем, как молитвы личные и домашние, так и, в особенности, молитвы церковные, соединенные с Бескровной Жертвой, т.е. поминовение на литургии. Многие явления умерших и другие видения подтверждают огромную пользу, которую получают усопшие от молитвы за них и от приношения за них Бескровной Жертвы.
Другое, что приносит большую отраду душам усопших, – творимая за них милостыня. Напитать голодного во имя усопшего, помочь неимущему – все равно, что сделать то ему самому.
Преподобная Афанасия (память 12 апреля) завещала перед смертью кормить в течение сорока дней нищих в её память; однако сестры монастыря по небрежности исполняли это поручение лишь девять дней.
Тогда святая явилась им с двумя ангелами и сказала: «Зачем вы забыли мое завещание? Знайте, что милостыня и молитвы иерейские, приносимые за душу в течение сорока дней, умилостивляют Бога: если души усопших были грешны, то Господь дарует им отпущение грехов; если же они праведны, то молящиеся за них будут награждены благодеяниями».
Особенно в наши, тяжелые для всех дни безумно тратить деньги на бесполезные предметы и дела, когда, употребив их для неимущих, можно одновременно сделать два добрых дела: и самому усопшему, и тем, которым будет оказана помощь. Но если с молитвой за усопшего будет дана беднякам пища, они насытятся телесно, а усопший напитается духовно.
Никольский храм в Терновке г.Пенза запись закреплена
ТОПЛОВСКИЙ МОНАСТЫРЬ
5 ноября совершается память апостола Иакова, брата Господня по плоти
___________________________________
Святой апостол Иаков, брат Господень — один из 70 апостолов Христа, старший сын Иосифа Обручника от его первого брака с Соломонией. Почитается как первый епископ Иерусалима. Казнён около 62 года в Иерусалиме иудеями.
Показать полностью.
Иисусу Христу Иаков приходится сводным братом. Он не входил в число 12 апостолов, т.к. во время служения Иисуса Иаков, как и все его братья, по свидетельству Евангелий (Мк.3:21; Ин.7:5), не признавал его Мессией. Иаков обратился и стал христианином после смерти и воскресения Христа. Он причтен был к числу 70 апостолов.
Иаков был строгий девственник, не пил ни вина, ни других спиртных напитков, воздерживался от мяса, носил одежду только льняную. Имел он обыкновение уединяться для молитвы в храме, и там коленопреклоненно молился о своем народе. Он так часто простирался на землю в молитве, что кожа на коленях его огрубела.
В Первом послании к Коринфянам апостол Павел говорит о явлении Христа после воскресения Иакову. Кроме этого Иаков упоминается в Деяниях Апостолов (Деяния 12:17; Деяния 15:13-21; Деяния 21:18) и в Послании к Галатам (Гал. 1:18; Гал. 2:9).
Иаков был первым епископом Иерусалима. Таким образом, на долю апостола Иакова выпала особенная деятельность: он не путешествовал с проповедью по разным странам, как остальные апостолы, а учил и священнодействовал в Иерусалиме, имеющем столь важное значение для христианского мира.
Руководимый Святым Духом, Иаков первый составил и написал чин Божественной литургии, – который затем сократили, ради немощи человеческой, сначала – Василий Великий, а затем – Иоанн Златоуст.
Как известно, во времена апостолов еще не существовало строго сложившегося чина Божественной литургии. Первые христиане совершали литургию не по устоявшемуся образцу, а в Духе Святом. Предстоятель возносил молитвы и благодарения «так долго, как мог» и «сколько позволяло время». Литургия продолжалась многие часы. Постепенно обретенный опыт – последование молитв и священных действий – закреплялся и складывался в устойчивый чин богослужения.
Несмотря на то, что в течение веков она все же претерпела некоторые изменения (добавлено пение «Символа веры», песнопения «Достойно есть», «Святый Боже», «Единородный Сыне…» и некоторые другие), её строгий, аскетический характер и глубина её молитвословий возводят нас ко временам первых мучеников и апостольских преемников. Однако, начиная с IX века, она почти везде вытесняется литургиями св. Василия Великого и св. Иоанна Златоустого, более торжественными и созвучными пышности императорских богослужений Константинополя. Именно поэтому она осталась неизвестной и славянам, которые получили от своих просветителей богослужение в чисто «константинопольском» виде.
Особенным для данной литургии является причащение молящихся отдельно Телом и отдельно Кровью Христовым. Такой порядок был характерен и для византийских литургий святых Василия Великого и Иоанна Златоустого вплоть до VIII века.
Выразительность молитвословий литургии апостола Иакова воскрешает живую веру первых христиан. Время, кажется, обращается вспять, и воззвания на литургии к святым отцам древней Церкви, почти современникам этого богослужения, оживляет ощущение близости к ним, единства с ними в Боге.
Иаков принял мученическую смерть: был сброшен иудеями с крыла Иерусалимского храма и побит камнями около 62 года.
Пребывая в должности Иерусалимского епископа около 30-ти лет, он распространил и утвердил святую веру в Иерусалиме и во всей Палестине. Пользовался великим уважением не только у христиан, но и среди иудеев. Когда апостол Павел в последнее свое путешествие посетил апостола Иакова, то в то время собрались к нему пресвитеры, и об успехах христианской проповеди среди евреев передали ему следуюшими словами: «Видишь, брат, сколько тысяч уверовавших иудеев, и все они ревнители закона» (Деян. 21:20). Многие из евреев обращались к Церкви по одному доверию к слову праведника.
Иудейский историк Иосиф Флавий, перечисляя причины падения Иерусалима, говорит, что Господь наказал евреев, между прочим, за убиение праведного Иакова.