храм николая чудотворца в подкопаях в москве

Храм святителя Николая Чудотворца в Подкопаях

Подкопаевский переулок, 15/7

Подкопаевский переулок, 15/7

Храм, расположенный предположительно близ карьера для добычи глины, известен с конца XV века. В дальнейшем стал каменным трехпрестольным. В 1855 году отдан для размещения подворья Александрийской православной церкви. Закрытый в 1929 году и использовавшийся под заводские цеха, он снова открылся для богослужений в 1991 году.

XV–XVIII века

Церковь Святителя и Чудотворца Николая расположена в историческом Белом городе, на склоне Сретенского холма, в квартале, ограниченном с запада Подкопаевским переулком, с севера — Малым Трехсвятительским, с востока — Хитровским переулком и внутриквартальным проездом и с юга — Подколокольным переулком. В XIV–XVI веках здесь, на склоне Сретенского холма, было урочище Старые сады — владение московских великих князей и царей. Возможно, название местности «Подкопаи» связано с глиняным карьером, в котором для добычи глины подкапывали гору. Но есть и другие объяснения. Согласно одной из легенд,некий вор, сделав подкоп под церковь, забрался внутрь и, набрав ценностей, полез обратно, но был завален в своем подкопе насмерть.

Церковь Святителя Николая Чудотворца, что в Подкопаях, упоминается впервые в 1493 году в связи с грандиозным московским пожаром: «…воста буря велиа зело, и кинуло огонь. И многа тогда людем скорбь бысть: болши двоюсот человеко згорело людей, а животом безчисленно выгоре, а все то погоре единого полудня до ночи, а Летописец и старые люди сказывают: как Москва стала, таков пожар на Москве не бывал». Великий князь Иван III покинул сгоревший Кремль и поселился «у Николы у Подкопаева под конюшнею в крестьянских дворех». По Стротельной книге московских церквей 1657 года храм уже каменный. Некоторые поздние клировые ведомости упоминают каменный Николаевский храм с 1629 года. Натурные исследования последних лет показали, что основа храма относится к XVI веку, к эпохе Ивана Грозного, на что указывает вскрытый из-под штукатурки тонкий кирпич в нижней половине здания церкви — его хорошо видно с южной стороны, из-за ограды.

В 1722 году в Николаевской церкви существовало два престола: во имя иконы Казанской Божией Матери, который оставался главным на протяжении всего XVIII — начала XIX века, и придельный — во имя Святителя Николая Чудотворца.

В 1731 году иждивением вдовы графа Андрея Артамоновича Матвеева Анастасии Ермолаевны была осуществлена перестройка всего храма.

В 1748 году храм пострадал от московского пожара, после чего в 1750-м на средства московского 1-й гильдии купца Алексея Михайловича Губина был обновлен Казанский придел, а в 1759 году построена колокольня.

Известно, что во II половине XVIII века существовал придел во имя Святителя Димитрия, митрополита Ростовского, а затем вместо него — во имя Святителя и Чудотворца Сергия Радонежского. На погосте церкви был двор пономаря и до 1771 года — кладбище, территория которого менялась в XVII–XVIII веках. Дворы священника, дьякона, дьячка, просвирни находились на противоположных сторонах Подкопаевского и Подколокольного переулков, что известно по Строельной книге 1657 года, Переписным книгам 1702, 1718, 1738–1742 годов и планам XVIII — начала XX века.

XIX век

До 1812 года в храме было три престола: главный — во имя иконы Казанской Божией Матери, северный — во имя Святой Великомученицы Екатерины и южный — во имя Святителя Николая Чудотворца. В 1812 году храм был полностью разорен французами. Некоторое время церковь считалась приписанной к Иоанно-Предтеченскому храму Ивановского монастыря. После разорения удалось восстановить только придел Святителя Николая Чудотворца. Он просуществовал до 1842 года, когда по ветхости уже всего здания храм пришлось закрыть.

В 1855 году по просьбе Александрийского патриарха храм Святителя Николая Чудотворца с церковными владениями передали под Александрийское патриаршее подворье. В тот же период были проведены восстановительные работы по проекту архитектора Н.И. Козловского иждивением московских купцов — ктитора церкви Николая Ивановича Каулина и Алексея Гавриловича Шевелкина: «При державе Благочестивейшаго Государя Императора Александра Николаевича, при Александрийском Патриархе Иерофее II по благословению Московскаго Митрополита Филарета и Преосвященном Никаноре Епископе Фиваидскаго, ревностным старанием и собственным капиталом Ктитора онаго храма Московскаго Купца и Кавалера Николая Ивановича Каулина и его усерднейшаго сотрудника Алексея Гавриловича Шевелкина, приведен в надлежайшее благолепие и снабжен в изобилии, утварью и ризницею Архиерейскою и Священническою и освящен 1858 года Января 26-го дня, оными: Высокопреосвященнейшим Митрополитом Филаретом, и Преосвященным Никанором Епископом Фиваидским».

В храме появились новые иконостасы работы резчика В.И. Астафьева и золотаря Д. Иванова, кипарисовые иконы в серебряных окладах, стенное живописное письмо иконописца Рогожина, утварь мастера Фадеева. В 1855–1856 годах в глубине участка было построено для причта каменное двухэтажное прямоугольное в плане жилое здание, фасады которого были выполнены в формах ранней эклектики. В 1874 и 1889 годах проводились поновления храма на средства потомственного почетного гражданина Алексея Дмитриевича Расторгуева. Освящали храм соответственно 6 декабря 1874 года и 8 июля 1889 года. В 1885 году на средства настоятеля Александрийского патриаршего подворья архимандрита Геннадия была устроена часовня в честь Святителя Николая Чудотворца. Ее освятили в феврале 1887 года. Фасады выполнены в формах эклектики, характерной для последней четверти XIX века и особенно для церковных зданий с использованием декоративных элементов русского узорочья в архитектуре XVII столетия. Этот стиль называется псевдорусским, иногда кирпичным.

ХХ век и современность

В 20-е годы ХХ века храму удалось избежать закрытия благодаря тому, что в нем зарегистрировалась греческая община. Но в 1926 году она была распущена. Через год в храм пришли о. Андрей (Борис Яковлевич Эльбсон), сестры Миронович (Вера и будущая монахиня Любовь), а впоследствии и о. Петр Петриков, при которых активную роль в жизни храма стали играть сестры монашеской женской общины.

Церковь была закрыта в 1929 году, а ее священники арестованы и расстреляны. Сломали кресты и главки приделов и алтаря. В храме сначала устроили жилые помещения. Затем вплоть до 1990 года территория бывшего подворья находилась в распоряжении завода «Полиэтилен» Управления химической промышленности, разместившего здесь свои производственные помещения, в том числе гальванический цех. Интерьеры церкви были уничтожены, настенные росписи закрашены. К алтарям приделов, к часовне, колокольне и дому причта в разное время были сделаны одноэтажные пристройки. Каменный одноэтажный технический объем был поставлен и в юго-восточном углу церковного владения. Шатровое завершение часовни было утрачено в начале 1970-х годов.

Решениями Исполкома Моссовета № 176 от 21 января 1991 года и № 616 от 9 апреля 1991 года церковь Святителя Николая Чудотворца и участок ее погоста были переданы приходу храма Святителя Николая Чудотворца Московской епархии Русской православной церкви (Московский патриархат). С 29 сентября 1991 года храм является действующим. Центральный объем церкви — двусветный одноапсидный четверик — перекрыт сомкнутым сводом. Его венчает глухой шестигранник с маленькой главкой. Под куполообразной кровлей XIX века на постаменте шестигранника уцелел лепной барочный декор. Пониженная трапезная и симметрично размещенные приделы, охватившие четверик с запада, решены единым объемом и в обоих переулках воспринимаются как элемент рядовой жилой застройки середины XIX века. Каменная трехъярусная колокольня, являющаяся значительной архитектурной доминантой окружающего района, хорошо сохранила формы, характерные для русского барокко середины XVIII века: мощную пластику объема, барочный декор, парные пилястры по углам четвериков и фигурную главку с крестом. Здание церкви Святителя Николая Чудотворца является объектом культурного наследия.

Источник

События

храм николая чудотворца в подкопаях в москве

Со святы́ми упоко́й, Христе́, ду́шу раба́ Твоего́, иде́же не́сть боле́знь, ни печа́ль, ни воздыха́ние, но жи́знь безконе́чная.

храм николая чудотворца в подкопаях в москве

Засту́пнице усе́рдная,/ Ма́ти Го́спода Вы́шняго,/ за всех мо́лиши Сы́на Твоего́ Христа́ Бо́га на́шего,/ и всем твори́ши спасти́ся,/ в держа́вный Твой покро́в прибега́ющим./ Всех нас заступи́, о Госпоже́ Цари́це и Влады́чице,/ и́же в напа́стех и в ско́рбех, и в боле́знех обремене́нных грехи́ мно́гими,/ предстоя́щих и моля́щихся Тебе́ умиле́нною душе́ю/ и сокруше́нным се́рдцем,/ пред пречи́стым Твои́м о́бразом со слеза́ми,/ и невозвра́тно наде́жду иму́щих на Тя,/ избавле́ния всех зол,/ всем поле́зная да́руй,/ и вся спаси́, Богоро́дице Де́во: // Ты бо еси́ Боже́ственный покро́в рабо́м Твои́м.

храм николая чудотворца в подкопаях в москве

храм николая чудотворца в подкопаях в москве

храм николая чудотворца в подкопаях в москве

храм николая чудотворца в подкопаях в москве

преподаватель – Алексей Соколов

Хоровое пение (церковный обиход)

преподаватель – Анна Чернявская

преподаватель – Татьяна Гулякова

храм николая чудотворца в подкопаях в москве

Открытие конкурсного отбора слушателей 10-11 классов в Воскресную физико-математическую школу Центра довузовской подготовки Предуниверситария Национального исследовательского ядерного университета МИФИ. Комиссия по работе с вузами и научным сообществом при Епархиальном совете г. Москвы сообщает об открытии конкурсного отбора слушателей 10-11 классов в Воскресную физико-математическую школу Центра довузовской подготовки Предуниверситария Национального исследовательского ядерного университета МИФИ.

Источник

О храме

Жизнь храма можно уподобить горящей свече. Наша подкопаевская свеча загорелась в Белом городе, за Китайгородской стеной, почти шесть веков назад. В исторических источниках Никольский храм близ великокняжеской резиденции у основания Ивановской горки, упоминается, начиная с конца ХУ в. А переулок, в котором стоял храм, одно время так и назывался – Никольский. С течением времени внешний вид храма изменялся. В 1700 г. возвели уникальное изящное шестигранное завершение, которое и сейчас очень украшает храм. Спустя полвека на средства прихожан была построена колокольня, а при ней отдельно стоящая кладовая палата. Входили тогда в храм не так, как сейчас, со стороны Подкопаевского переулка – главный вход был южным и располагался в Подколокольном переулке. А названия-то какие чудесные: Подколокольный – значит явно под колоколами, к церковному звону прислушивается, а Подкопаевский почему – неизвестно. Только догадки всякие существуют. Одни связывают его с фамилией владельца соседнего двора, другие с глиняным карьером, а третьи – ни с чем иным, как с подкопом. Как бы то ни было, название закрепилось прочно, и не только за переулком. Подкопаевцами называют себя и постоянные прихожане храма, и бойцы военно-патриотической дружины, вот уже почти девять лет существующей при храме. Подкопаевцам хорошо известны связанные с этим названием легенды. Одна из них так и называется Николай-Подкопай. Это очень необычная история.

В храме всегда в великом почитании была икона Святителя Николая. Церковной старостой в то время был богатый купец. Было у него свое правило: каждый день читал он акафист Святителю. Но вдруг: разорился купец. Приуныл он от такого испытания и стал горевать да с плачем Николая Угодника на помощь призывать. — Святителю, отче Николае, помоги! Почто ж ты меня оставил? Я ль тебе не веровал? Я ль тебе не молился и не служил? А теперь должен идти по миру. И вот ночью после усиленной молитвы видит он сон: приходит к нему Святитель Николай и говорит:?— Я пришел помочь тебе за твою ко мне любовь и веру. На иконе моей, что в вашей церкви, риза золотая и много драгоценных каменьев: сними ризу с каменьями, продай их и начинай опять торговать; а как разживешься, сделай на икону новую ризу, чтоб была точь-в-точь как старая.?Купец смутился: не прелесть ли вражия.?— Как же,— говорит, — могу это сделать? Первое — это святотатство, а второе— как снять? Днем народ, а ночью храм заперт.?— А ты, — отвечает ему Святитель, — приди ночью, да под стену, что против моей иконы, и ПОДКОПАЙ, а в подкоп пролезь, да и сними ризу.?Проснулся купец; подушка вся мокрая от слез. Дивится сну: верить или не верить. Опять молится, плачет. И снова является ему во сне Святитель и опять говорит те же слова.?— Не могу,— отвечает купец, — в ворах я никогда не был.?— Воровства тут, — говорит Святитель, — никакого нет: икона моя, и ризе я хозяин; делай так, как я говорю.?И в третий раз явился Святитель во сне купцу и опять повторил приказание. И тогда решился купец поступить, как велел ему Святитель. А как встал купец в силу, приходит к батюшке настоятелю и говорит:?— Есть у меня усердие новую ризу на икону Святителя соорудить. Благословите. Как старую, в точности, с рисунками и каменьями, чтобы и отличить было нельзя от настоящей.?— Ну, к чему ж такую же точно??— Нет, уж благословите, как хочу: таково мое усердие.?Пришлось благословить. Поделали ризу. Стал мастер прилаживать новую ризу к иконе, а народ смотрит и удивляется: накладывают новую ризу на старую, а она точно такая же, как и старая, и старую не снимают; что такое — понять не могут. Когда стал народ подходить ко кресту, а купец встал около батюшки и около иконы и говорит:?— Обождите, батюшка, и благословите мне доброе слово сказать!?— Говори!?И поведал купец православным чудо, что сотворил ему Святитель Николай.?— Вижу, не верите вы мне. Ну, мастер, снимай с иконы твою ризу.?Тот снял, а под новой ризой-то старой нет. Что тогда в храме было. С тех пор храм в Москве зовется НИКОЛАЙ ПОДКОПАЙ».

?Этот легендарный случай был записан замечательным духовным писателем Сергеем Нилусом со слов архимандрита Оптиной пустыни, о. Ксенофонта. Откуда оптинский старец слышал о Подкопаях, сказать трудно. Однако, доподлинно известно то, что примерно в это же время, т.е. спустя сотню с лишним лет назад протянулись ниточки из Оптиной к Подкопаевскому храму, и как-то сокровенно стала укрепляться духовная связь между старцами и общиной храма. Она очень поддержала молодых пастырей: иеромонаха Андрея (Эльбсона) и его верного сподвижника иерея Петра Петрикова, которые появились в храме в период гонений на Церковь, в 20-е годы, и которым суждено было принять мученические венцы в страшном 1937.

С их именами связана новая, послереволюционная страница истории Подкопаевского храма. Однако прежде чем раскрыть ее, следует вспомнить, что нового принес храму прожитый им ХIХ век. После войны с Наполеоном он стоял закрытым почти полвека, а потом вдруг пришло решение о передаче храма Александрийскому патриарху. Так и стал наш Подкопай Александрийским подворьем. Привели его тогда в надлежащее благолепие и снабдили всей необходимой утварью. В 1858 г. храм Свят. Николая в Подкопаях был освящен прославленным впоследствии в лике святых митрополитом Филаретом Московским и епископом Фиваидским Никанором. Через год придел в честь Казанской Божьей матери становится в храме главным. Вскоре с восточной стороны по линии улицы пристроили шатровую часовню. На этом и завершилось формирование ансамбля храма. Однако, испытаниям только суждено было начаться. Приближался ХХ век.

В тревожные послереволюционные 20-ые годы храму удалось избежать закрытия, благодаря тому, что в нем зарегистрировалась греческая община. Не удалось тогда затушить окончательно нашу подкопаевскую свечу. Через год после роспуска общины в 1926 г., не без промысла Божьего сюда, в Подкопаи, приходят чада оптинских старцев о. Андрей (Борис Яковлевич Эльбсон), сестры Мироновичи (Вера и будущая монахиня Любовь), а впоследствии и о. Петр Петриков, сплотившие вокруг себя единомышленников.

Пламя свечи вспыхивает, жизнь храма продолжается. Иеромонах Андрей принимает на свои плечи окормление монашеской женской общины, сестры которой становятся активными участницами жизни храма. О. Петр самоотверженно помогает ему в служении.

В 1931 г., когда священников и активных прихожан арестовали, над Подкопаем вновь нависла угроза закрытия. Однако, у храма вдруг появился новый защитник – за него начинает ходатайствовать не кто иной, как представитель Вселенского и Александрийского патриарха, архимандрит Синайской горы, о.Василиий Демаполо. Недавно стало известно, что митр. Сергий примерно в это же время командировал в Подкопаевский храм священника Дорогимоловского собора о. Иоанна Павловского. А дальше уже ничего не знаем. Не известно, добрался ли он в храм, не известно, когда в последний раз праздновалась Пасха в Подкопаях : в 1932 или 1933гг. Догорала наша Подкопаевская свеча.

ТАИНСТВО ЖИЗНИ НАРУШЕНО: ТЫ НЕ УГОДЕН – РАССТРЕЛ,
ВЗДРОГНУЛО С УЖАСОМ БУТОВО, СТАВ УСЫПАЛЬНИЦЕЙ ТЕЛ.
НЕТ НИ СЕСТРЫ И НИ МАТЕРИ, БЛИЗКОГО НЕТ НИКОГО.
ДУШУ ВОСПРИНЯЛИ АНГЕЛЫ – МИР ОПУСТЕЛ И ЗАМОЛК.

Вместе с пастырями в праздник Крестовоздвиженья были расстреляны две инокини, прихожанки Подкопаевского храма, Вера (Рожкова) и Валентина (Засыпкина). Келейница о. Петра Вера Миронович была сослана под Тынду, где умерла в 1941 г., до конца дней работая в лазарете медсестрой. На долгие десятилетия в бывшем Подкопаевском храме залег мрак, смешавшийся с вонью полиэтиленового завода, который здесь разместили.

В августе 2000 г. о. Петр Архиерейским Собором Русской Православной Церкви был прославлен в лике новомучеников и исповедников российских как священномученик Петр Подкопаевский. Его память совершается дважды: на следующий день после Крестовоздвиженья (28 сентября), а также в составе Собора новомучеников, в Бутове пострадавших, в четвертую субботу по Пасхе. Кровавые ужасы, слава Богу, ушли в прошлое. Возвращенный Церкви в 1991 г., храм Свт. Николая в Подкопаях восстанавливается и хорошеет, Дай Бог, чтоб нашими совместными усилиями крепла память об истории храма и его святых о подвижниках – наших молитвенниках!

Источник

храм николая чудотворца в подкопаях в москвеmoscow_walks

Прогулки по Москве

Сообщество проекта moscowwalks.ru

Подкопаевский переулок, д.15/7

Стоит храм в самом конце переулка.
Когда-то по нему протекала река Рачка, начало своё бравшая из «Поганой лужи», которая позже стала Чистыми прудами.
Текла она по Колпачному и Подкопаевским переулкам, пересекала Подколокольный переулок и улицу Солянку и впадала в р. Москву на Москворецкой набережной, чуть выше устья Яузы.
Потом Рачку заключили в трубу.

В первый раз местность эта упоминается в летописи 1493 г., когда великий князь Иван III переселился сюда после большого пожара, уничтожившего дворец в Кремле:
28 июля от свечки загорелась Николопесковская церковь (та, что близ Арбата), и от неё занялся пожар.

Церковь сорок с лишним лет пустовала и только в 1855-58 гг. по проекту архитектора Н.И.Козловского её восстановили после передачи ее Александрийскому подворью.
Тогда появились новая трапезная с приделами, обработанная в барочном духе, и сферическая кровля на храме.

В 1858 г. храм был заново освящён митрополитом Московским Филаретом и епископом Фиваидским Нестером,

По Подколокольному переулку стоит шатровая часовенка в «русском» стиле, построенная в 1885 г. по инициативе настоятеля подворья архимандрита Геннадия.

В послереволюционные годы в церкви зарегистрировалась греческая община, что помогло избежать закрытия храма.
После роспуска общины (1926 г.) в храме расположилась женская монашеская община, руководили которой отец Андрей (в миру Борис Яковлевич Эльбсон) и отец Петр Петриков, пришедшие сюда из Оптиной пустыни.

В 1931 году священников церкви Николая Чудотворца в Покопаях, а также активных прихожан арестовали, но храму снова удалось избежать закрытия.
На этот раз судьбой церкви озаботился представитель Вселенского и Александрийского патриарха, архимандрит Синайской горы, отец Василиий Демаполо.

Новомученики храма Святителя Николая в Подкопаях — это священномученик о. Петр Петриков,
настоятель храма иеромонах Андрей (Эльбсон) и две тайные монахини Валентина (Засыпкина) и Вера (Рожкова). Их арестовали вместе с другими членами общины по «делу» епископа Арсения (Жадановского), бывшего настоятеля Чудова монастыря в Кремле, в канун праздника Тройкой УНКВД они были приговорены к расстрелу по статье 58-10 УК РСФСР «за активное участие в контрреволюционной организации церковников-нелегалов».
В праздник Воздвижения Креста Господня, 27 сентября 1937 г., приговор был приведен в исполнение на Бутовском полигоне.

Из них лишь двое достигли сорока лет: о. Андрей и Валентина.

Иерей Петр Петриков причислен к лику святых Новомучеников Российских Архиерейским собором Русской православной церкви в августе 2000 для общецерковного почитания.

В 1937 году храм закрыли, долгие десятилетия здесь работал гальванический цех.

В 1991 году храм Николая Чудотворца в Подкопаях вернули церкви, отреставрировали и заново освятили.
Сейчас мы можем увидеть, раскрытые реставраторами фрагменты декора 17-18 века.

Главный престол освящён в честь Казанской иконы Божией Матери;
приделы в честь Преподобного Сергия Радонежского, в честь Николая Чудотворца.

При церкви работает воскресная детская школа, а также взрослая православная школа риторики.

Источник

Церковь Николая Чудотворца в Подкопаях (Москва)

Мiръ Россия Москва Церковь Николая Чудотворца в Подкопаях (Москва)

храм николая чудотворца в подкопаях в москве

Церковь Николая Чудотворца в Подкопа́ях — православный храм Богоявленского благочиния Московской епархии.

Храм расположен в Белом городе в районе Басманный, Центрального административного округа города Москвы (на углу Подкопаевского и Подколокольного переулков, недалеко от Хитровской площади). Нынешняя каменная церковь переделана в конце XVII в. из более древней.

Содержание

История [ править ]

Основание [ править ]

Церковь во имя Святого Николая Чудотворца в Подкопаях, впервые упоминается в 1493 году, когда сюда удалился великий князь Иван III Васильевич после пожара, истребившего его дворец в Кремле.

Недавние реставрационные исследования показали, что существующий четверик храма был построен в 1550-е годы.

Он сложен из так называемого Грозненского маломера, — тонкого кирпича, который применялся также при строительстве приделов Благовещенского собора в Кремле во времена Ивана Грозного.

Упоминается каменной в 1657 году.

В 1686 году при церкви было устроено кладбище, и о ней упоминается как о церкви каменной, и именуется она церковью Николая Чудотворца Подкопаева.

храм николая чудотворца в подкопаях в москве

В 1722 году при церкви было 2 престола: во имя иконы Казанской Божией Матери и Св. Николая Чудотворца.

В XVIII — начале XIX века главный престол в честь иконы Казанской Божией Матери.

В 1731 году иждивением вдовы графа Андрея Артамоновича Матвеева Анастасии Ермолаевны была осуществлена перестройка храма.

В 1748 году церковь пострадала от пожара. В 1750 году на средства московского 1-й гильдии купца Алексея Михайловича Губина был обновлен Казанский придел.

В 1759 году была построена существующая колокольня.

В церкви до нашествия французов было три престола: во имя иконы Казанской Божией Матери, Св. Николая Чудотворца и Св. Мученицы Екатерины.

В 1812 году церковь пострадала от нашествия французов. После разорения храм был приписан к Иоанно-Предтеченской церкви Ивановского монастыря, был частично восстановлен (придел Св. Николая Чудотворца просуществовал до 1842 года после чего из-за ветхости был закрыт).

В 1855 году церковь была передана под Александрийское патриаршее подворье. Никольскую церковь восстановили по проекту архитектора Н. И. Козловского иждивением московских купцов — ктитора церкви Николая Ивановича Каулина и Алексея Гавриловича Шевелкина.

Новые иконостасы выполнил резчик В. И. Астафьев и золотарь Дмитрий Иванов, кипарисовые иконы в серебряных окладах, стенное живописное письмо — иконописец Рогожин; утварь работы Фадеева.

В 1874 и 1889 гг. церковь была обновлена на средства потомственного почетного гражданина Алексея Дмитриевича Расторгуева; освящения церкви — 6 декабря 1874 г. и 8 июля 1889 г.

В 1885 году на средства настоятеля Александрийского патриаршего подворья Архимандрита Геннадия была построена часовня в честь Св. Николая Чудотворца, освящена в феврале 1887 года.

Церковь Св. Николая Чудотворца является Объектом культурного наследия, охранный N114.

Советский период [ править ]

Церковь Николая Чудотворца в Подкопаях была закрыта в 1929 году.

храм николая чудотворца в подкопаях в москве

Были сломаны кресты и главки приделов и главы алтаря. В церкви сначала устроили жилые помещения. Затем, вплоть до 1990 года, территория бывшего подворья находилась в распоряжении завода «Полиэтилен» Управления химической промышленности, разместившего здесь свой инструментальный цех. Интерьеры церкви были уничтожены, настенные росписи — закрашены, объем был разделен на два этажа. К алтарям приделов церкви, к часовне, колокольне и дому причта в разное время были сделаны 1-этажные пристройки. В доме причта располагались конструкторский отдел завода (2-й этаж) и раздевалка рабочих инструментального цеха (1-й этаж). Каменный одноэтажный технический объём был поставлен и в юго-восточном углу церковного владения.

Шатровое завершение часовни было утрачено в начале 1970-х годов.

Возрождение [ править ]

Церковь возвращена и вновь освящена 29 сентября в 1991 года.

На Никольской церкви восстановлены главы и кресты, разобраны уродливые пристройки советского периода. В приделах восстанавливаются первоначальные росписи, идёт работа над созданием главного иконостаса. На Никольской часовне восстановлен шатёр с главкой, разобрана техническая пристройка с северной стороны.

В ходе реставрации 1994—1996 годов (Мастерская №13 «Моспроекта-2») на апсиде обнаружено треугольное завершение древнего оконного проёма, поребрик (под венчающим карнизом), на фасаде четверика были открыты кокошники XVII века.

При обследовании четверика в 2008 году обнаружены большие фрагменты кладки из «грозненского маломера», датированная реставраторами 1550-и годами.

При храме действует воскресная школа для детей, православная школа риторики для взрослых, ведется воспитательно-просветительская работа в Таманской дивизии, открыта книжная торговля.

Святые [ править ]

храм николая чудотворца в подкопаях в москве

Новомученики храма Святителя Николая в Подкопаях:

Их арестовали вместе с другими членами общины по «делу» епископа Арсения (Жадановского), бывшего настоятеля Чудова монастыря в Кремле, в канун праздника Тройкой УНКВД они были приговорены к расстрелу по статье 58-10 УК РСФСР «за активное участие в контрреволюционной организации церковников-нелегалов». В праздник Воздвижения Креста Господня, 27 сентября 1937 г., приговор был приведен в исполнение на Бутовском полигоне.

Из них лишь двое достигли сорока лет: о. Андрей и Валентина. Все они ушли из жизни, до конца сохранив преданность Богу.

Миновали десятилетия. В июле 2002 г. о. Петр был прославлен Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в лике новомучеников и исповедников Российских А вблизи погребальных бутовских рвов в память о невинно убиенных был воздвигнут величественный храм Новомучеников и Исповедников Российских и сооружен высокий Поклонный крест — символ безмерного страдания и жертвенной любви. Для нас, прихожан Подкопаевского храма, четыре кровавые жертвы — наши молитвенники и наша живая память.

Святыни [ править ]

храм николая чудотворца в подкопаях в москве

Является списком с прославленной Черниговской-Ильинской иконы Божией Матери, которая находилась в Троицком Ильинском монастыре близ Чернигова, на Болдиной горе, где в XI в. некоторое время подвизался преподобный Антоний Печерский.

Престольные праздники [ править ]

Казанской иконы Божией Матери

Преподобного Сергия Радонежского

Святителя Николая Чудотворца

Как добраться [ править ]

Адрес: 109028 г. Москва, Подкопаевский пер. д. 15/9

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *