храм николая чудотворца в пыжах святыни
Святыни
В храме находится множество частиц мощей угодников Божиих, от самых древних святых до новых мучеников и исповедников Российских. Одной из главных святынь является крест с частицами мощей более 70-ти угодников Божиих.
Этот крест в 1998 году преподнес в дар храму наместник Белогорского Свято-Николаевского мужского монастыря Пермской епархии игумен Даниил (Ишматов). В храме также находится мощевик с частицами мощей Киево-Печерских святых, в разное время переданных в храм и ставших напоминанием прихожанам о существовавшем некогда приделе во имя преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских.
В храме пребывают частицы мощей пророка Исайи, Крестителя Господня Иоанна, праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы, апостолов Андрея Первозванного, Марка и Луки, первомученика архидиакона Стефана, равноапостольной Ольги, святителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста, Николая Чудотворца, Спиридона Тримифунтского, Афанасия Великого, Митрофана Воронежского, Филарета Московского, Феофана Затворника, патриарха Тихона, святителей Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского, Луки Крымского, священномучеников Игнатия Богоносца и Владимира, митрополита Киевского, великомучеников Георгия Победоносца, Димитрия Солунского, Феодора Тирона, Феодора Стратилата и целителя Пантелеимона, великомучениц Анастасии Узорешительницы, Екатерины и Параскевы Пятницы, мучеников Вифлеемских младенцев, мученика Трифона, преподобномученицы великой княгини Елизаветы Федоровны, преподобных Сергия Радонежского, Александра Свирского, Амвросия Оптинского, Серафима Саровского, Силуана Афонского, Василия Блаженного, бессребренников Космы и Дамиана Асийских, праведного воина Феодора Ушакова и многих-многих других святых.
Наиболее чтимые иконы храма – главный храмовый образ святителя Николая чудотворца, икона Божией Матери «Знамение», перед которой почти после каждой воскресной всенощной совершается молебное пение, икона с молочным зубиком одного из царских детей.
Храм святителя Николая в Пыжах, г.Москва
На протяжении будущих лет храм многократно продолжали достраивать и реконструировать. В 1812 году французы разорили храм. И лишь в 1848 году были учреждены работы по планомерной реконструкции храма, которые длились на протяжении свыше 40 лет. В течение всех этих лет староста И. А. Лямин выступал основным благодетелем и попечителем храма.
Во времена преследований в храме несли службу трое из прославленных нынче новомучеников и исповедников – настоятель храма с 1928 по 1934 преподобноисповедник Гавриил, священномученник Николай и мученица Татьяна.
Закрытие храма состоялось в 1934 году. Внутри произошли кардинальные перестройки: основную пристройку разобщили на 3 этажа, в трапезной учредили акустическую камеру. На территории храма поочередно были расположены: общежитие строителей, лаборатория наркомата среднего машиностроения, швейные мастерские «Росмонументискусство».
27.09. 1990 года Святейший Патриарх Алексий II утвердил указ, который возвращал храм Церкви. Протоиерей Александр Шаргунов был приставлен к храму в качестве его настоятеля. Первое богослужение было проведено 11.07.1991. Но в главной пристройке еще на протяжении полугода функционировали мастерские «Росмонументискусство».
В 1992-2003 гг. рукой иконописца И. В. Клименка были созданы иконостасы Благовещенского и Никольского приделов. В Никольской пристройке уцелели росписи художника А. Соколова, датируемые концом 19 века.
В 1993 году во имя священномученика Владимира Киевского и всех новомучеников и исповедников Российских с позволения Святейшего Патриарха Алексия II было проведено освящение третьего престола.
Чтимые святыни: крест-мощевик с частицами мощей 72 святых (в том числе св. Иоанна Предтечи, св. ап. Марка, св. ап. Луки), частицы мощей свт. Николая, св. равноап. Ольги, преподобных отцов Киево-Печерских, преподобных старцев Оптинских, преподобномучениц Великой Княгини Елизаветы и инокини Варвары, преподобноисповедников Сергия (Сребрянского) и Гавриила (Игошкина), священномученика Владимира, митрополита Киевского, святителя Луки (Войно-Ясенецкого), преподобного Силуана Афонского, блаженного Василия, Христа ради юродивого, преподобных Кукши и Ионы Одесских, преподобного Зосимы Владимирского, Виленских мучеников Антония, Иоанна и Евстафия, частица св. мощей (молочный зуб) одного из детей св. Царской Семьи. В храме постоянно пребывает мироточивый образ святого мученика страстотерпца Государя Николая II.
ХРАМ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ В ПЫЖАХ (Большая Ордынка, № 27а)
ХРАМ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ В ПЫЖАХ
(Большая Ордынка, № 27а)
Даже если бы мы не совершали нашу прогулку, а спешили, например, на работу – и тогда бы наш взгляд непременно остановился на белоснежной церкви Николы в Пыжах. Это настоящая драгоценность Большой Ордынки и одно из древнейших сооружений Замоскворечья. И опять Николай Чудотворец! Храм построен на средства стрельцов полковника Богдана Пыжова и был когда-то слободской церковью Стрелецкой слободы. Насчет точной даты постройки у исследователей есть разногласия. У М.И. Александровского в «Историческом указателе московских церквей» говорится, что церковь построена в 1647 – 1657 годах. А.А. Мартынов в книге «Москва. Подробное историческое и археологическое описание города» называет дату около 1670 года. Различные знания о московских храмах прекрасно систематизированы в четырехтомнике писателя и историка П.Г. Паламарчука «Сорок сороков». Автор практически не делает собственных выводов, представляя данные из разнообразных источников. П.Г. Паламарчуком проделана многосложная работа, ведь в книгах рассмотрены не только действующие храмы, но и закрытые, и разрушенные.
Изначально церковь была освящена в честь Благовещения Богоматери, а нынешнее название получила по одному из приделов Святителя Николая. Ранее на месте каменного храма была деревянная церковь Благовещения «что в стрелецком полку Философова», построенная в начале XVII века стрельцами полка стольника Философова, которых позже сменили здесь стрельцы полковника Пыжова.
В полк Пыжова набирали стрельцов из вольных людей. Их называли «гулящими», то есть не прикрепленными к тяглу – налогу, которым облагалось посадское и торгово-ремесленное население. Согласно документам тех лет, стрельцы должны были быть собою бодры, и молоды, и резвы. В качестве вознаграждения за службу им предоставлялись торговые льготы: они имели право беспошлинно покупать и продавать мелкий товар. Начальник расположенного в районе Большой Ордынки стрелецкого полка Богдан Климентьевич Пыжов был представителем старинного московского дворянского рода. В двадцатидевятилетнем возрасте он был назначен командиром стрельцов в бывшей Кожевенной слободе.
Вот какой любопытный эпизод описывает С.М. Соловьев в «Истории России с древнейших времен»: «Стрельцы полку Пыжова всем приказом били челом государю на полковника своего Богдана Пыжова, что он вычитал у них по половине денежного жалованья; царь велел разыскать дело Языкову. Говорят, что Языков сделал розыск несправедливый, поверил полковникам. Как бы то ни было, челобитчиков стрельцов, лучших людей, велено наказать, чтоб они впредь не смели бить челом на полковников, их били кнутом и разослали в ссылки»[161]. Почти то же самое и у А.Н. Толстого в историческом романе «Петр Первый»: «Полковник Пыжов гоняет стрельцов на свои подмосковные вотчины, и там они работают как холопы. А пошли жаловаться, – челобитчиков били кнутом перед съезжей избой»[162].
Не лучшими человеческими качествами обладал Богдан Пыжов, но военачальником был превосходным. Под его командованием полк участвовал в самых опасных походах против запорожских черкас гетмана Брюховского в 1668 году и против Степана Разина в 1670 году. В феврале 1682 года полковник Пыжов был переведен воеводой в вятский городок Кайгород. Наверное, надоели Федору Алексеевичу челобитные на Пыжова, не посмотрел царь на военные заслуги полковника. Но с другой стороны, может, и спасительным оказалась для Богдана Пыжова эта ссылка, потому что в 1698 году произошло восстание московских стрелецких полков, и Пыжов мог оказаться в числе нескольких тысяч повешенных. Или убит своими же стрельцами, ведь одной из причин стрелецкого бунта, наряду с тяготами службы, изнурительными походами и голодом, историки называют притеснения со стороны полковников. А в этом-то совесть Богдана Пыжова была нечиста.
Храм Святителя Николая в Пыжах
В 1692 году стрельцы построили колокольню и трапезную с приделом Святителя Николая. А через шесть лет случился бунт и кровавая расправа. Петр I собственноручно отрубил головы пятерым стрельцам – зачинщикам бунта. На картине В.И. Сурикова «Утро стрелецкой казни» одной из самых выразительных деталей является толстая свечка, горящая в руках одного из стрельцов. А ведь ближайшей стрелецкой церковью к месту казни была именно церковь Николы в Пыжах, и может, именно здесь ставили свои последние свечи московские стрельцы.
До 1692 года приделы церкви Благовещения находились в боковых апсидах. Точнее сказать, апсиды, которые были увеличены надстройками, стали самостоятельными приделами, выступающими за стены четверика. Раньше над каждым приделом возвышалась глава. Южный Никольский придел храма был возведен в 1811 году. Тогда же реконструировали трапезную, получившую теперешний вид. Придел повторяет скругление апсиды. К сожалению, декор трапезной не сохранился, но зато уцелели маленькое окошко и карниз. В 1812 году церковь Николы в Пыжах была разорена французами. Храм обновлялся в 1858 году на средства многолетнего церковного старосты купца И.А. Лямина и в 1895 году за счет его жены Е.А. Ляминой в память о скончавшемся супруге. В 1858 году был также изготовлен иконостас, не сохранившийся до наших дней.
Храм Николы в Пыжах имеет привычный для русского зодчества вид «корабля», когда церковь стоит на одной оси с трапезной и колокольней. Храм влюбляет в себя необычными архитектурными находками, художественным вкусом и фантазией зодчего. Он находится немного в глубине двора за решетчатым забором, и летом его закрывают от взора раскидистые кроны деревьев. Не поленитесь – обойдите храм вокруг, и вы получите настоящее эстетическое удовольствие. Белокаменные кокошники, завершающие двухсветный четверик, расположены так, как будто это бегущие вспененные волны. А на волнах мирно «плывут» пять куполов. Кокошники поднимаются от богато украшенного антаблемента, который подчеркивает прямоугольную форму храма. Еще одной особенностью является то, что храм вытянут поперек оси, идущей от колокольни, что придает ему объемность.
Зодчий использовал такое разнообразие форм, накладывающихся друг на друга, что порой удивляешься, как при всем этом он добился единства и цельности. Храм создает впечатление не архитектурного, а скульптурного произведения, как будто зодчий делал из цельного куска камня, обрабатывая его маленьким скарпелем и добиваясь пластичности и декоративности. При этом нельзя сказать, что церковь Николы в Пыжах украшена роскошно или вычурно. Декор храма отличается сложностью и изящностью рисунка, который практически не повторяется в разных элементах церкви. Особенно выделяется каменный наряд в восточной части – на центральной апсиде. Обязательно обратите внимание на наличники окон и порталы входа в церковь, украшенные живописным декором. В стройной шатровой колокольне целых шестнадцать слуховых окон в два ряда, чтобы прекрасный колокольный звон храма слышался по всему Замоскворечью. Необычное арочное крыльцо как будто вырастает из колокольни. Ограда со стальной решеткой относится к концу XIX века.
В 1922 году при проведении реквизиции церковных ценностей из церкви были изъяты золотые и серебряные изделия весом более двадцати пудов. Бесследно пропала уникальная утварь, сделанная из серебра с инкрустациями драгоценных камней в стиле XVII века. В 1930-х годах церковь Николы в Пыжах была закрыта и подвергнута перестройке. Колокол Никольского храма, как и многих других московских церквей, передали в Большой театр, где он звонил в опере «Борис Годунов». Теперь этот колокол верно служит в московском храме Богоявления в Елохове, однако на нем сохранилась надпись 1900 года, сообщающая о его принадлежности к церкви Святителя Николая в Пыжах. В 1960-х годах в храме проходила реставрация. После здесь располагались строительное общежитие, НИИ стройматериалов и швейные мастерские «Росмонументискусства». Многие иконы из храма Николы в Пыжах поступили в 1930-х годах в фонды Третьяковской галереи и других музеев. Среди них Спас Вседержитель XVII века, Троица и Смоленская Одигитрия.
В 1990 году храм был возвращен Русской православной церкви, а в январе 1992 года возобновились богослужения. Новые иконостасы выполнены иконописцем И.В. Клименко в 1992 – 2003 годах по канонам московской иконописной школы. В южном приделе есть росписи конца XIX века. В 1993 году в храме был освящен третий престол в честь священномученика Владимира Киевского и всех новомучеников и исповедников российских. Настоятелем храма Николы в Пыжах является протоиерей Александр Шаргунов – глава комитета «За нравственное возрождение Отечества», созданного для борьбы с пропагандой в России разврата и сатанизма.
Следует сказать отдельно о хоре Свято-Никольской церкви, потому что одна из певчих хора – контральто с мировым именем Лина Мкртчян, голос которой, по словам Д.С. Лихачева, отличается редкой красотой, силой, наполненностью и точно льется с небес, одновременно приподымаясь, струясь ввысь. С недавнего времени при храме действует хоровая школа. Святыней церкви Николы в Пыжах является крест-мощевик с частицами мощей семидесяти двух святых, в том числе пророка Исаии, Иоанна Предтечи, апостолов Марка, Луки и Андрея Первозванного, святителя Николая и равноапостольной княгини Ольги. Особо чтимая икона храма – мироточивый образ святого царя-страстотерпца Николая. Возле этой иконы, расположенной в центральной части церкви, на утренних службах почти всегда очередь из желающих поклониться. Рядом с ней находится икона Царских мучеников. В ее мощевике есть молочный зуб царевича Алексея.
При всем внешнем великолепии внутри церковь необычайно скромна и уютна. Свежевыбеленные стены храма почти не имеют росписей. Особенно красив храм Николы в Пыжах зимой, когда его не загораживает листва деревьев. Да и белизна снега идеально сочетается с белокаменным «одеянием» церкви. Храм похож внешне на изящного белого лебедя. Он отличается живописностью силуэта, богатством декора и сложностью композиции. Храм построен перед самым началом царствования Петра I и является одним из последних типично русских храмов, ведь потом западное влияние будет ощущаться в архитектуре все больше и больше. Безымянный зодчий благодаря своему таланту и фантазии сделал церковь Николы в Пыжах ни с чем не сравнимым образцом русской художественно-архитектурной мысли.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
БОЛЬШАЯ ОРДЫНКА. ПРОИСХОЖДЕНИЕ НАЗВАНИЯ
БОЛЬШАЯ ОРДЫНКА. ПРОИСХОЖДЕНИЕ НАЗВАНИЯ Исследователи предлагают не одну версию возникновения топонима. По мнению видных филологов Г.П. Смолицкой и М.В. Горбаневского: «Название происходит от слова орда, а вернее – от топонима Орда. В Орду, или Золотую Орду, вела дорога,
БОЛЬШАЯ ОРДЫНКА СЕГОДНЯ
БОЛЬШАЯ ОРДЫНКА СЕГОДНЯ Большая Ордынка идет от Малого Москворецкого моста к Добрынинской площади. Ее современное направление окончательно сформировалось в XVII веке. Большая Ордынка сохранила для нас редкие памятники архитектуры разных эпох. На этой сравнительно
Усадьба Куманиных (Большая Ордынка, № 17)
Усадьба Куманиных (Большая Ордынка, № 17) Но вот наконец мы подошли к дому № 17 по Большой Ордынке. «И что в нем такого особенного?» – спросите вы. Вполне обыкновенное пятиэтажное здание, отличающееся от остальных разве что сложностью плана и украшенное старинной оградой да
Храм иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радость (Большая Ордынка, № 20)
Храм иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радость (Большая Ордынка, № 20) Первая церковь, стоящая непосредственно на Большой Ордынке, – монументальный храм иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радость. Возле него остановимся надолго. Эта церковь не может не впечатлять и не
ГОРОДСКАЯ УСАДЬБА ДОЛГОВЫХ (Большая Ордынка, № 21)
ГОРОДСКАЯ УСАДЬБА ДОЛГОВЫХ (Большая Ордынка, № 21) Во второй половине XVIII века жил на Большой Ордынке в приходе церкви иконы Богородицы Всех Скорбящих Радость первостатейный купец Афанасий Иванович Долгов. Всем он был хорош: и дела свои вел грамотно, и уважением всеобщим
Церковь Святителя Николая в Толмачах (Малый Толмачевский переулок, № 9)
Церковь Святителя Николая в Толмачах (Малый Толмачевский переулок, № 9) Деревянная церковь Николая в Толмацкой слободе известна с начала XVII века. В Приходной книге Патриаршего приказа за 1625 год она называется «церковью великаго Чудотворца Николы, да в приделе Иван
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ АВИАЦИОННЫЙ КОМИТЕТ (Большая Ордынка, № 22)
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ АВИАЦИОННЫЙ КОМИТЕТ (Большая Ордынка, № 22) Из гостеприимных Толмачей по Большому Толмачевскому переулку снова возвращаемся на Ордынку. По обе стороны переулка расположены два самых высоких здания, которые заняли ни много ни мало по целому кварталу. В
ЗДАНИЕ РОСАТОМА (Большая Ордынка, № 24)
ЗДАНИЕ РОСАТОМА (Большая Ордынка, № 24) В огромном, просто колоссальном, в сравнении с уютными замоскворецкими особнячками, здании расположилась Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом». Этот дом сравнивают с неприступной крепостью, с могучим бастионом.
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (Большая Ордынка, № 34, стр. 13)
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (Большая Ордынка, № 34, стр. 13) Среди одиннадцати зданий Марфо-Мариинской обители выделяется церковь Покрова Пресвятой Богородицы, построенная по проекту архитектора А.В. Щусева в 1912 году. При закладке соборного камня 22 мая 1908 года (о
ДОМ КИРЕЕВСКИХ–КАРПОВЫХ (Большая Ордынка, № 41)
ДОМ КИРЕЕВСКИХ–КАРПОВЫХ (Большая Ордынка, № 41) Отличный архитектурный ансамбль с храмом Иверской иконы Божией Матери составляет дом Киреевских – Карповых начала XIX века. Этот дворец с фронтонным портиком из шести пилястр коринфского ордера, выделяющимся на глади стены,
ОСОБНЯК ЕЛИСЕЕВЫХ–МИНДОВСКИХ (Большая Ордынка, № 43)
ОСОБНЯК ЕЛИСЕЕВЫХ–МИНДОВСКИХ (Большая Ордынка, № 43) Этот дом с длинным фасадом никого не оставит равнодушным. Удивителен он хотя бы тем, что его раз за разом удлиняли вдоль красной линии Большой Ордынки, а не в глубь двора. Первыми хозяевами особняка были дворяне
ДОМ АРСЕНЬЕВЫХ (Большая Ордынка, № 45)
ДОМ АРСЕНЬЕВЫХ (Большая Ордынка, № 45) Флигель отделяет особняк Миндовского от любимого жителями Замоскворечья замечательного дома Арсеньевых. Арсеньевы – древнейший и обширнейший дворянский род. Для всех носителей этой фамилии есть замечательная книга историка В.С.
АЛЕКСАНДРО-МАРИИНСКОЕ ЗАМОСКВОРЕЦКОЕ УЧИЛИЩЕ (Большая Ордынка, № 47)
АЛЕКСАНДРО-МАРИИНСКОЕ ЗАМОСКВОРЕЦКОЕ УЧИЛИЩЕ (Большая Ордынка, № 47) Но возвратимся опять на Большую Ордынку. Нас ждет заключительный отрезок пути. Помните, когда мы гуляли по Большому Толмачевскому переулку, то проходили мимо библиотеки имени К.Д. Ушинского. Теперь на
ЦЕРКОВЬ ЕКАТЕРИНЫ ВЕЛИКОМУЧЕНИЦЫ, ЧТО НА ВСПОЛЬЕ (Большая Ордынка, № 60)
ЦЕРКОВЬ ЕКАТЕРИНЫ ВЕЛИКОМУЧЕНИЦЫ, ЧТО НА ВСПОЛЬЕ (Большая Ордынка, № 60) Церковь Екатерины Великомученицы, что на Всполье последняя только по порядку, но не по значению. Трудно поверить, что храмов на пути мы больше не увидим. Вся наша прогулка логически состояла из
ФИЛИАЛ МАЛОГО ТЕАТРА (Большая Ордынка, № 69)
ФИЛИАЛ МАЛОГО ТЕАТРА (Большая Ордынка, № 69) Малый театр – явление в отечественной культуре сродни Третьяковской галерее. И как хорошо, что венчает Большую Ордынку здание Малого театра, пусть здесь и находится только его филиал. Особенный дух Малого, его философия и
АПТЕКА ФЕРРЕЙНА (Большая Ордынка, № 74)
АПТЕКА ФЕРРЕЙНА (Большая Ордынка, № 74) В 1880 году аптекарь первого класса и потомственный почетный гражданин Карл Иванович Феррейн приобрел бывшую усадьбу купца Марка Никитича Гусева для устройства в ней аптеки. Усадьба имела прекрасное местоположение на стрелке Большой
Храм Святителя Николая в Пыжах (Москва)
Мiръ Россия Москва Храм Святителя Николая в Пыжах (Москва)
Храм святи́теля Никола́я в Пыжа́х — православный храм Москворецкого благочиния Московской епархии; памятник архитектуры XVII века. Храм размещен между Большой и Малой Ордынкой; близ него находится двухэтажный дом причта — охраняемый памятник архитектуры XIX века, архитектор А. А. Никифоров (1890).
Содержание
История [ править ]
Приход храма святителя Николая Мирликийского в Пыжах известен с 1625 года.
Современное здание двухпрестольного храма было построено в 1672 году.
Главный престол освящен в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, придел – святителя Николая Мирликийского.
В годы гонений приход был снят с юридической регистрации, а храм закрыт для богослужений и передан в народное хозяйство в 1934 году. Перед закрытием в храме совершали свое служение: преподобноисповедник Гавриил (Игошкин), священномученик Николай Сафонов, трудилась мученица Татьяна Гримблит.
В 1990 году приход храма был возрождён и получил юридическую регистрацию. В том же году приходу было передано бывшее здание храма.
В 1992 году состоялось освящение Никольского придела Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II.
Современное состояние [ править ]
При храме действуют детская и взрослая воскресные школы, православный военный клуб «Симъ победиши», заочная воскресная школа для заключенных.
Святыни [ править ]
Престольные праздники [ править ]
Как добраться [ править ]
Адрес: г. Москва, ул. Большая Ордынка, д. 27а/8
Паломнику [ править ]
В воскресные дни, а также в дни великих, двунадесятых и престольных праздников совершаются две Божественные литургии – в 7.00 и в 10.00.
В остальные дни начало Божественной литургии в 8.00. Начало вечернего богослужения в 18.00.
В воскресенье вечером совершается акафист Иисусу Сладчайшему или акафист празднику, в среду вечером совершаются акафисты попеременно святителю Николаю Чудотворцу и св. Царю-страстотерпцу Николаю II.
Храм Святителя Николая в Пыжах
Храм Святителя Николая в Пыжах расположен в Москве, между улицами Большая и Малая Ордынка, он является одним из древнейших сооружений Замоскворечья. Относится к Москворецкому благочинию Московской городской епархии Русской православной церкви. Является памятником архитектуры XVII века, находясь в статусе объекта культурного наследия народов РФ, федерального значения.
Время строительства храма Мирликийского Святителя Николая в Пыжах различается в нескольких документах. В книге «Исторический указатель московских церквей» краеведа и историка Михаила Александровского указывается, что храм был построен в период с 1647–1657 годы. В другом труде «Москва. Подробное историческое и археологическое описание города» русского архитектора Алексея Мартынова указана другая дата — 1670 год.
Церковь построена в традиционном для того времени стиле «русское узорочье». Здание имеет четырехугольную форму с трехчастными алтарными выступами и является бесстолпным, своды и купол в нем держатся только за счет наружных стен. Окна расположены в два горизонтальных ряда. Приделы церкви выдвинуты к юго-востоку и северо-востоку куба основного строения, что позволяет образовать единую линию из алтарных выступов с алтарным выступом основного строения. Белоснежная церковь украшена кирпичными деталями.
Арочный проем входа в трапезную украшен резными гирляндами и колонками. Оконные обрамления северного фасада отличаются тонким и сложным рисунком. Очень красиво смотрится пирамида из пяти куполов. Рядом стоит трехъярусная шатровая колокольня, вход которой украшен «висячей» гирькой. В ней реализованы 16 слуховых окон, чтобы звон колоколов был слышен по всей округе. Первоначальное убранство церкви утрачено. Иконостасы, установленные сейчас в храме, выполнены в древнерусском стиле.
Расписание служб в храме Святителя Николая в Пыжах
По воскресеньям, а также во время престольных и великих праздников в храме Святителя Николая в Пыжах проходят Божественные литургии в 07:00 и в 10:00.
В остальные дни Божественная Литургия совершается в 7:30 или в 08:00. Вечернее богослужение начинается в 18:00.
Богослужения проводятся на церковнославянском языке. На праздничный молебен по воскресным дням из алтаря выносятся ковчежцы с мощами. Настоятель храма — митрофорный протоиерей Александр Шаргунов.
Святыни
В храме есть мощевик в форме креста, в котором хранятся мощи семидесяти двух святых Вселенской Церкви. Список главных святынь:
История
Стрелецкий полк Василия Философова был сформирован в 1650-х годах. Затем его главой стал Богдан Пыжов, в 1668 году. Именно на средства его стрельцов была построена каменная церковь Стрелецкой слободы, так раньше назывался этот храм. Вначале в церкви существовало два придела: первый — в честь Святителя Николая, освященный во имя Благовещения, второй — в честь преподобных Феодосия и Антония Печерских. В те времена было принято называть храмы по приделам, тогда храм был известен как Никольский.
В 1692 году к зданию была пристроена трапезная и колокольня. До того времени приделы храма были расположены в его боковых апсидах. Со временем их увеличили надстройками и они сами стали самостоятельными приделами. Еще один — Никольский придел с южной стороны построили в 1811 году. В этом же году была переделана трапезная, которая в результате получила свой нынешний вид. Ее убранство сохранилось только частично, это карниз и небольшое окно.
Во время Отечественной войны 1812 году враги разорили церковь. В XIX веке церковь дважды перестраивалась и обновлялась. В 1858 году деньги на ее восстановление были выделены купцом И. Ляминым, на эти средства изготовили новый иконостас, которых до наших времен не сохранился. Вторая реконструкция была произведена в 1895 году, на деньги его жены.
В 1922 году, в годы большевистской власти из храма изъяли золотые и серебряные церковные изделия, весом более 20 пудов. Была утрачена уникальная церковная утварь XVII века, украшенная драгоценными камнями. В 1930 году храм оказался закрыт и подвергся реконструкции. Колокол, висевший в колокольне храма Святителя Николая в Пыжах, был передан в Большой театр, где использовался в некоторых постановках. Сейчас этот колокол установлен в храме Богоявления в Елохове, но на нем можно увидеть надпись о принадлежности церкви Святителя Николая в Пыжах.
Также в 1930-х годах, при проведении реквизиции, иконы храма были отданы в фонды Третьяковской галереи и других московских музеев. В 1960-х годах храм снова перестраивают под светские нужды. Здесь располагались швейные мастерские, общежитие и даже Научно-Исследовательский Институт стройматериалов.
Храм был возвращен под управление Русской православной церкви в 1990 году. Через два года, в 1992 году здесь начали проводиться первые богослужения. С 1992 по 2003 годы иконописец И. Клименко создает новые иконостасы. В южном приделе церкви сохранились несколько росписей XIX века.
В 1993 году в храме освящают третий престол, в честь священномученика Владимира, митрополита Галицкого и Киевского. Настоятель церкви Святителя Николая Мирликийского в Пыжах Александр Шаргунов является главой комитета «За нравственное возрождение Отечества». Главной задачей этой организации является борьба с пропагандой сатанизма и разврата в России.
Как добраться
Храм Святителя Николая Чудотворца Мирликийского в Пыжах находится на улице Большая Ордынка 27А/8, строение 1. Рядом расположены три станции московского метрополитена, в пешей доступности от здания церкви. Станции «Третьяковская» Калужско-Рижской линии и «Третьяковская» Калининской линии. От них до храма следует пройтись пешком 310–360 метров. Станция «Новокузнецкая» Замоскворецкой линии находится на расстоянии 610 метров.
На общественном транспорте до храма Святителя Николая в Пыжах можно доехать на автобусах, троллейбусах и трамваях. Ближайшие остановки:
В Москве удобно вызвать такси, чтобы с комфортом доехать до церкви. Можно воспользоваться мобильными приложениями таких операторов как Яндекс. Такси, Ситимобил, Uber, Везёт, Maxim, Gett.
Видео о храме Святителя Николая Чудотворца в Пыжах