Хра́м святи́теля Никола́я Чудотво́рца (нем. St.-Nikolaus-Kathedrale) — православный храм в Штутгарте.
Храм относится к Германской епархии Русской православной церкви заграницей. Настоятель — протоиерей Илья Лимбергер.
Расположен на севере Штутгарта возле трамвайной остановки «Русская церковь» (нем. Russische Kirche) и имеет статус памятника культуры.
История
Первые храмы
Первый храм в Штутгарте был устроен с прибытием сюда для бракосочетания с королем Вильгельмом I великой княжны Екатерины Павловны. Это была походная церковь, которая была помещена в так называемом Fürstenbau, теперь уже не существующем. Одновременно с будущей королевой прибыл причт. После кончины в 1819 году королевы, эта церковь, вероятно, была перенесена в выстроенный над её могилой особый храм на Ротенберге, где с 1824 по 1889 год постоянно проходили богослужения.
В связи с отдалённостью Ротенбергской церкви в 1842 году русский посланник при Вюртембергском дворе, князь А. М. Горчаков ходатайствовал об устройстве особой походной церкви при российской миссии. Храм был устроен. При этом причт продолжал проживать на Ротенберге. Этот походный храм с 1846 года посещала великая княжна, впоследствии королева Ольга Николаевна.
В 1854 году император Николай I в подарок своей дочери всё необходимое для устройства собственной домовой церкви, которая первоначально помещалась во дворце кронпринца. В 1864 году, после того, как Ольга Николаевна стала королевой, храм был перенесён в Большой дворец. Церковь при миссии была закрыта в 1854 году.
После смерти в 1892 году королевы Ольги Николаевны, дворцовая церковь была перенесена в королевскую виллу «Berg» (Villastrasse), которая в тот период принадлежала великой княгине Вере Константиновне, бывшей в замужестве за кронпринцем герцогом Евгением Виртембергским. На вилле храм помещался в двух небольших комнатах верхнего этажа.
Современный храм
В 1894 году, по инициативе герцогини Веры Константиновны и ходатайству посланника Э. К. Коцебу, император Александр III утвердил проект постройки нового отдельного храма во имя святителя и чудотворца Николая на небольшой площади, выходящей на Hegelstrasse.
Место было предоставлено городским управлением за 12.000 марок. Закладка храма состоялась 6 (18) мая 1895 года. Автором проекта является немецкий архитектор Людвиг Айзенлор. На строительство из казны было выделено 75.000 рублей.
6 (18) декабря 1895 года храм был освящён протоиереями Фефилом Кардасевичем, Павлом Румянцевым и Арсением Вольским. Сюда был перенесен иконостас и прочие церковные принадлежности с виллы «Berg».
С началом Первой мировой войны церковь была закрыта. В 1922—1930 годах храм находился в юрисдикции Управляющего русскими приходами в Западной Европе Русской православной церкви. С переходом митрополита Евлогия (Георгиевского) в Константинопольский патриархат, в Западноевропейском экзархате русских приходов. В 1938 году храм был передан «Епархии православных епископов Берлина и Германии» Русской православной церкви за границей.
В ночь с 12 на 13 сентября 1944 года храм был сильно повреждён в результате бомбардировки: колокольня и купол обрушились, убранство и утварь сгорели. В начале 1950-х годов с помощью городских властей здание было восстановлено в прежнем виде.
В начале 1970-х годов иконописцем Николаем Шелиховым был воссоздан иконостас, а в конце 1980-х годов храм был расписан.
В настоящее время в общине около 1000 прихожан. Организован хор.
Архитектура, убранство
Храм в основании представляет форму треугольника, причем с восточной стороны выделяется алтарь, а с южной — паперть, над которой возвышается колокольня с одним колоколом для благовеста. Храм — одноглавый, стены его выведены из песчаника, сверху — из красного кирпича.
Внутри церковь имеет 15 метров в длину и 7 метров в ширину и может вместить до 250 человек.
Три золоченые люстры — дар великой княгини Веры Константиновны
Христиане считали, что есть два необходимых условия для брака.
Первое – земное, брак должен быть законным, он должен удовлетворять тем законам, которые действуют в реальной жизни, он должен существовать в той реальности, которая наличествует на Земле в данную эпоху (следовательно венчающиеся должны выть официально зарегистрированы).
Второе условие – брак должен быть благословенным, благодатным, церковным.
Создано: 15 апреля 2011
О Великом посте
Самым светлым, красивым, поучительным и трогательным временем в православном календаре является период Великого поста и Пасхи. Зачем и как следует поститься, как часто следует посещать храм и причащаться в Великий пост, каковы особенности богослужения в этот период?
Какие-то ответы на эти и другие вопросы о Великом посте читатель сможет найти ниже. Данный материал составлен на основе нескольких публикаций, посвященных разным сторонам нашей жизни в Великий пост.
Создано: 26 августа 2009
Один на один с Богом
Исповедь в Православной Церкви
Беседа со свящ. Алексием Тимаковым
Зачем нужна исповедь? Этот вопрос практически в 100% случаев встает перед человеком, который пытается жить церковной жизнью. Задаются им и те, кто смотрит на Церковь извне, часто недоумевая, чем отличается исповедь от, скажем, разговора по душам с другом или от сеанса у психотерапевта. А действительно, чем отличается? И зачем христианину так непременно нужна исповедь?
Об этих и многих других вопросах Павел Букуров беседует в стенах храма преподобных Зосимы и Савватия Соловецких в Гольянове со священником Алексием ТИМАКОВЫМ.
Создано: 26 августа 2009
Приготовление к Божественному Причастию
ИСТИННОЕ ПРИГОТОВЛЕНИЕ К БОЖЕСТВЕННОМУ ПРИЧАСТИЮ
Если мы хотим причаститься, то должны подвергнуть самих себя испытанию, достойны ли мы причащения. Апостол Павел ясно заповедует: «Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего, и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем» (1 Кор. 11: 28–29).
Живая видеотрансляция этих богослужений на нашем Youtube канале:
Расписание Богослужений в храме св. Николая в Штутгарте
Каждую неделю
Ноябрь 2021
Празднование Казанской иконе Божией Матери.
Мчч. Александра еп., Ираклия воина и жен Анны, Елисаветы, Феодотии и Гликерии (II–III).
Димитриевская родительская суббота. Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (1688). Мч. Арефы и с ним 4299 мучеников (523). Прп. Зосимы Верховского (1833). Прпп. Арефы ( XII ), Сисоя ( XIII ) и Феофила ( XII – XIII ), затворников Печерских, в Ближних пещерах. Блж. Елезвоя, царя Ефиопского (ок. 553–555). Мц. Синклитики́и и двух дщерей ее ( VI ). Свт. Афанасия, патриарха Цареградского (ок. 1315). Прп. Георгия исп. (1959).
Божественная Литургия (на немецком языке)
Богослужение в Кирхгейме (Kirchheim unter Teck ) В Храме Св. равноап. Кирилла и Мефодия (Греческая Православная Церковь) по адресу: Limburgstra ß e 65, 73230 Kirchheim unter Teck
Димитриевская родительская суббота.
Воскресенье 20-е по Пятидесятнице. Глас 3-й. Память святых: Мчч. Маркиана и Мартирия (ок. 355). Прпп. Мартирия диакона и Мартирия затворника, Печерских, в Дальних пещерах ( XIII – XIV ). Мч. Анастасия ( III ). Прав. Тавифы (I).
Вмч. Димитрия Солунского (ок. 306). Воспоминание великого и страшного трясения (землетрясения), бывшего в Царьграде (740). Прп. Фео́фила Печерского, архиеп. Новгородского, в Дальних пещерах (1482). Мч. Луппа (ок. 306). Прп. Афанасия Мидикийского (ок. 814). Прп. Димитрия Басарбовского, Болгарского (1685).
Трясения: Евр. XII, 6–13, 25–27. Мф. VIII, 23–27.
Апп. от 70-ти Стахия, Амплия, Урвана, Наркисса, Апеллия и Аристовула ( I ). Мч. Епимаха (ок. 250). Прпп. Спиридона и Никодима, просфорников Печерских, в Ближних пещерах ( XII ). Прп. Мавры ( V ).
Воскресенье 21-е по Пятидесятнице. Глас 4-й. Память святых:Бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Асийских и матери их прп. Феодотии ( III ). Сщмчч. Иоанна епископа и Иакова пресвитера, в Персии пострадавших (ок. 345). Мцц. Кириены и Иулиании (305). Мч. Ерминингельда, царевича Готфского (586). Мчч. Кесария, Дасия и с ними пяти ( VII ).
Ранняя Литургия Поздняя Литургия
Мучеников в Мелитине: Иерона, Исихия, Никандра, Афанасия, Маманта, Варахия, Каллиника, Феагена, Никона, Лонгина, Феодора, Валерия, Ксанфа, Феодула, Каллимаха, Евгения, Феодоха, Острихия, Епифания, Максимиана, Дукития, Клавдиана, Феофила, Гигантия, Дорофея, Феодота, Кастрикия, Аникиты, Фемелия, Евтихия, Илариона, Диодота и Амонита ( III ). Прп. Лазаря Галисийского (1053). Прп. Зосимы Ворбозомского (ок. 1550). Обре́тение мощей прп. Кирилла Новоезерского (Новгородского) (1649). Мч. Феодота корчемника (303). Мчч. Меласиппа и Касинии и сына их Антонина (363). Мчч. Авкта, Тавриона и Фессалоникии.
Благодаря династическим бракам в Штутгарте в разное время имелось пять русских православных церквей, больше, чем в любом другом немецком городе. Первая церковь появилась после того, как в 1776 вюртембергская принцесса София-Доротея (1759–1828) вышла замуж за Цесаревича Павла Петровича и, перейдя в Православие, стала русской великой княгиней с именем Мария Феодоровна. Неизвестно, однако, сколько времени действовала эта находившаяся в замке церковь, в которой супруги молились при каждом своем посещении столицы Великого герцогства Вюртембергского, этого «замечательно чистого и здорового города, утопающего в зелени».
23 апреля 1816 в Штутгарт прибыла Екатерина Павловна (1788–1819), дочь Императора Павла I и супруга будущего вюртембергского Короля Фридриха-Вильгельма (1781–1864), которая привезла из Петербурга причт во главе с о. Василием Афанасьевым, а из Твери — домовую церковь вмч. Георгия Победоносца, разместившуюся в здании дворца Фюрстенбау. Ампирный иконостас в ней был выполнен по рисунку К. И. Росси. После ранней смерти Королевы эту церковь перенесли в ее надгробный храм на Ротенберге, в окрестностях города, куда с 1824 ходили молиться русские из небольшой местной колонии. Она была приписана к российской миссии, но оказалась холодной и сырой.
В 1839 прот. Иоанн Михайлович Певницкий, бывший преподаватель философии в Петербургской Духовной академии и долголетний настоятель надгробной церкви, писал: «Церковь сия находится в отдаленности от Стутгарта, на высокой горе, неудобоприступной в зимнее время для наших соотечественников, приезжающих летом для пользования на воды и остающихся на зиму в здешних окрестностях по причине расстроенного здоровья». Он предлагал устроить новую церковь в городе, позаимствовав часть утвари с Ротенберга, часть купив, часть доставив из Петербурга.
Летом 1842 Император Николай I разрешил по просьбе посланника кн. А. М. Горчакова позже знаменитого дипломата, устроить домовую церковь при российской миссии, пожаловав на нее 4 тыс. руб. серебром. Походный деревянный иконостас был сделан в России и имел шесть икон. Приспособлением помещения под церковь занимался придворный архитектор Габриэль. Она была освящена 19 декабря 1843 во имя св. Александра Невского, «который прославился своим царственным попечением о благе России — страны и Церкви», и снабжена серебряной утварью. Службы на Ротенберге после этого, однако, не прекратились. С появлением дворцовой церкви свт. Николая, устроенной для вел. кн. Ольги Николаевны (1822–1892), дочери Императора Николая I, которая стала супругой наследного принца Карла-Фридриха (1823–1891), Александро-Невскую церковь при миссии предложено было закрыть. Однако она действовала до 1854, затем ее использовали как передвижную в Вевэ и Бад-Эмсе. Первоначально Никольская церковь находилась во дворце кронпринца на Кенигштрасе. Она была освящена 16 июня 1844 как походная и создана прот. Певницким на деньги кн. П. П. Лопухина.
6 декабря 1894 службы перенесли в королевский дворец, где Никольскую церковь освятил прот. Иоанн Базаров, духовник Королевы. В этой церкви он служил до 1892, года своей смерти. Это был очень образованный пастырь, друживший в Германии с поэтом В. А. Жуковским и отпевавший его. Он перевел православную литургию и панихиду на немецкий язык и написал популярную «Библейскую историю», которая выдержала 29 изданий. Диаконом при нем одно время был о. Михаил Горчаков, будущий профессор богословия в Петербургском университете.
Дворцовая церковь занимала высокий зал, украшенный изящным карнизом и орнаментальными росписями; в нем стоял стильный двухъярусный иконостас, который вырезали в Петербурге по эскизу Г. Х. Штегемана, с иконами кисти Ф. А. Бруни, а также два резных киота с образами, размещенными в виде креста. Всего в дворцовой церкви находилось 80 икон, часть которых Королеве были поднесены. Стены покрывал дорогой искусственный мрамор, с потолка свисали три хрустальные люстры. Подготовкой всего убранства руководил в 1845 в Петербурге известный архитектор К. А. Тон.
В этом Никольском храме не раз молился Император Александр II, когда приезжал на лечение в Германию. В нем венчались: вел. кн. Вера Константиновна, герцог Георгий Максимилианович Лейхтенбергский с герцогиней Терезией Ольденбургской. Здесь окормлялись русские питомцы местных пансионатов и школ, а также немногочисленные русские, проживавшие в Штутгарте или лечившиеся в его окрестностях.
В 1893 Королева Ольга Николаевна, обогатившая город несколькими благотворительными учреждениями, скончалась, и три месяца спустя придворную церковь перенесли на загородную виллу Берг, расположенную далеко от центра города. Там ее поместили на верхнем этаже в двух небольших комнатах.
Инициативу по постройке новой отдельной церкви взяла на себя племянница усопшей — вел. кн. Вера Константиновна (1854–1912), которая была замужем за герцогом Евгением Вюртембергским (1846–1877), но к этому времени уже овдовела. В апреле 1894 был, после долгих хлопот, куплен участок, в мае утверждены проект (его автор не установлен) и смета. 6 мая 1895 состоялась закладка церкви настоятелем Арсением Вольским. Император Александр III отпустил 75 тыс. руб/ на строительство, которым руководил местный зодчий Эйзенлор. Всего через полгода — 6 декабря того же года, Никольский храм, выстроенный в русском стиле, был освящен тем же о. Арсением, уже десять лет служившим в Штутгарте. В освящении участвовало русское зарубежное духовенство, на нем присутствовала вел. кн. Вера Константиновна и члены русской миссии.
Храм, вмещающий 250 человек, возведен в нижней части из светлого песчаника, в верхней — из красного кирпича. На высокой шатровой колокольне висел для благовеста всего один колокол. Иконостас, иконы и утварь были перевезены с виллы Берг. Стены первоначально покрывала орнаментальная роспись. Три золоченых паникадила подарила храму его основательница. В подвале размещалась богатая библиотека, завещанная Королевою Ольгою.
Отец Арсений Вольский служил в церкви до самой своей смерти в 1912 его место занял прот. Иоанн Федорович Говядовский, специалист по Болгарии, который покинул Штутгарт с началом Первой мировой войны. Обычно с Троицы до середины сентября причт служил также в Бад-Гомбурге. В войну церковь, считавшуюся придворной, немецкие власти закрыли, а ключ от нее передали испанскому консулу.
Снова храм открылся в мае 1923 — на службы приходило всего около 50 православных, а также русские немцы-протестанты. Окормлять их приезжал священник из Баден-Бадена. С 1929, по воскресеньям, свободным от службы, зданием пользовалась некая «апостольская община», платившая за это аренду.
С началом Второй мировой войны в городе появились «остарбайтеры», угнанные в Германию русские люди. В 1943 настоятелем храма был назначен прот. Павел Савицкий. При нем здание церкви дважды пострадало от англо-американских бомбардировок: первый раз 21 февраля 1944 и особенно сильно — в ночь на 13 сентября того же года, когда при пожаре рухнули купол и восточная стена, а также погибло внутреннее убранство, хотя самые ценные иконы и предметы были заранее вывезены в церковь на Ротенберге.
После бомбежки община перешла молиться в помещение детского сада в пригороде Штутгарта — Дегерлохе, а осенью 1945 наняла подвальный этаж в доме на Архивштрасе, 16, где митрополит Берлинский и Германский Серафим (Ляде) 2 июня 1946 освятил временный Никольский храм. В нем, в тяжелые послевоенные годы, на воскресных богослужениях присутствовало до 150 человек, главным образом, из «перемещенных лиц», которые во множестве жили в городе и окрестных лагерях. Это время было периодом расцвета штутгартского прихода: работала гимназия прп. Сергия Радонежского, благотворительное общество, литературный и музыкальные кружки, разные курсы и типография. В гимназии была устроена небольшая часовня. Дважды, в 1947 и 1948, приход посещала чудотворная Курско-Коренная икона Божией Матери, которая в те годы находилась в Мюнхене.
7 марта 1948 начались работы по восстановлению разрушенной церкви — они велись на средства, полученные от властей, протестантских организаций и на пожертвования, собираемые в Германии и США, куда постепенно переезжали прихожане из «перемещенных лиц». В первые два года были разобраны развалины и сделана временная крыша. 27 августа 1950 митрополит Серафим и епископ Киссингенский Александр (Ловчий) освятили частично восстановленный храм, в который перенесли иконостас из закрытой временной церкви.
В следующем году интерьер был оштукатурен; в 1955–1957 прежний вид обрела колокольня, а через три года здание вновь украсилось куполом. Прошел еще год, была закончена внутренняя отделка и началась внешняя, которой по-прежнему руководил местный архитектор Иоахим Ран. Главные заботы по восстановлению церкви пали на о. Николая Федорова, стоявшего в 1951–1967 во главе причта, и на его преемника — епископа Штутгартского и Южно-Германского Павла (Павлова), до отъезда которого в 1980 в Австралию церковь считалась кафедральным собором. При епископе Павле известный иконописец русского Зарубежья Н. Н. Шелехов написал в 1972–1973 иконы для нового иконостаса.
Из-за нехватки средств задержалась роспись интерьера — ее исполнил только в 1986–1987 художник Вадим Космачев, учившийся в Москве. Некоторые иконы в храме написаны А. В. Русаком, видным иконописцем из Франкфурта. В 1998 на колокольне повешены новые колокола. 1 мая 2001 в церкви прошла хиротония архим. Агапита во епископа Штутгартского, и она вновь стала собором.
В 1995 был торжественно отпразднован столетний юбилей храма, в котором сейчас трудится клир из православных немцев. Хоронят прихожан на лесном кладбище под Штутгартом. Община в последние годы заметно выросла прежде всего благодаря новым эмигрантам из бывшего СССР. Эти эмигранты создали также отдельную Ильинскую общину, подчиненную Московской Патриархии.
Несмотря на свою «столичность», Штутгарт до революции мало привлекал русских людей (кроме революционеров). Гораздо интереснее для них был баварский Мюнхен, находившейся на недалеком расстоянии. Только в течении 20 лет после Второй Мировой войны в городе существовала большая русская колония. И сегодня центр земли Баден-Вюртемберг лежит в стороне от главных направлений эмиграции из России, поэтому местный Никольский собор интересен больше всего связанной с ним историей.
Административно община в Штутгарте устроена просто. В 2001 году епископом Штутгартским стал преосвященнейший Агапит. С этого времени под руководством владыки из прихода рукоположено три священника и один диакон. Приезжему из России сразу бросается в глаза простота и доступность владыки. С ним можно запросто пообщаться и даже попить чаю после Литургии.
Да и вообще, это удивительный приход! Жизнь там не просто «бьет ключом», она извергается «ниагарским водопадом». Есть группа активистов, которые помогают неугомонному батюшке. В приходе много многодетных семей: у самого отца Илии детей пятеро. В воскресной школе работают семь разновозрастных классов, организован детский хор, летние и зимние лагеря, семейные поселения.
Отец Илия дружит с культурными учреждениями Штутгарта: например, по инициативе священника на 400-летие Дома Романовых на исторической кафедре штутгартского университета прошла международная конференция, а в Центральном историческом музее на день святой Ольги ежегодно устраивается концерт русской классической музыки. Примечательно, что такие акции, рассказывающие о культуре и истории России, больше востребованы немцами, чем русскими прихожанами, но при этом никакого миссионерского эффекта не несут и притоку местного населения в общину не способствуют. Но разбавить атмосферу всеобщего консьюмеризма, немного сблизить разные национальные общины — тоже результат.
Опыт семейных поселений в Германии позаимствовали у волгоградского священника Анатолия Гармаева: 15-20 семей снимают дом недели на две, организуют дневную программу для детей, а по вечерам собираются на духовные и психологические семинары. Подросткам предлагается игра «Горлица», напоминающая нашу «Зарницу». Родителям — постоянно действующая «Родительская школа».
Штутгартский приход — заметная величина в диаконическом служении «Доброе дело». Прихожане помогают тяжело больным детям, которые приезжают в Германию на лечение. Перевезти ребенка, посетить его в больнице, поддержать в постбольничный период, а если нужно, помочь родителям после смерти ребенка — всё это берут на себя прихожане.
Приход заботится и о православном отделении местного дома престарелых. Здесь обустроена часовня, раз в месяц по расписанию в ней служат священники различных православных общин (греческой, сербской, румынской, русской). Для стариков устраивается выставка икон, привозятся хоровые ансамбли, а на Рождество дети всех православных приходов Штутгарта пекут печенье и навещают жителей дома престарелых с гостинцами и колядками.
Исключение из правила
Однако пример собора святителя Николая — скорее исключение из правила. Церковная жизнь в Штутгарте (как и вообще в Германии) переживает перманентный кризис.
Социальный состав русской миграции — основная проблема общинной жизни за рубежом. Русские — а их в Штутгарте около 30 тысяч — приезжают в Германию в поисках лучшей доли, но часто находят только новые проблемы. В эмиграции сложно сохранить тот же общественный статус, тот же уровень благосостояния, что на родине. Более того, нужно пройти запутанные лабиринты немецкой бюрократии, чтобы получить хоть какие-то социальные блага. Другой менталитет, другой язык, другие отношения между соседями. По большому счету, храм оказывается единственным местом, где можно найти близких по духу людей, получить какую-то моральную помощь и сочувствие. Однако, желая найти в Церкви социальную службу, человек встречает таких же, как он, неустроенных, деморализованных бедолаг. В итоге он разочаровывается, и даже если остается в Церкви, оказывается очень пассивным: типичный немецкий прихожанин мало жертвует, редко участвует в благотворительных и волонтерских проектах. В Германии сложно найти спонсора даже на то, чтобы оплатить дорогу или доставить почту. Не говоря уже о том, чтобы открыть новый храм или монастырь.
Собор святителя Николая Чудотворца в Штутгарте
В юрисдикции РПЦЗ в Штутгарте находится собор святителя Николая Чудотворца. Храм был устроен в 1895 г. по замыслу дочери Николая I, жены короля Вюртембергского Карла I, Ольги Николаевны, который воплотила велиая княжна Вера Константиновна, глубоко религиозная супруга герцога Вюртембергского Вильгельма-Евгения.
С началом Первой мировой войны был закрыт. В 1920–1940-е находился поочередно в юрисдикции Управляющего русскими приходами в Западной Европе РПЦ, Западноевропейского экзархата русских приходов, Епархии православных епископов Берлина и Германии РПЦЗ. Здание, сильно пострадавшее во время войны, в начале 1950-х с помощью городских властей было восстановлено.
Ежегодно совершаются богослужения в храме-усыпальнице Ольги Николаевны на горе Ротенберг. Этот храм когда-то принадлежал Русской Церкви, а сейчас превращен в музей и является одним из символов земли Баден-Вюртемберг. В Штутгарте с 1999 г. также действует приход во имя Илии Пророка: богослужения совершаются во временно арендованном лютеранском храме.
Русский, помоги русскому
Именно поэтому для Германии успех штутгартского прихода — большая редкость. Дело здесь не в деньгах, а в людях. С этой проблемой сталкиваются и приходы Русской Православной Церкви, получающие финансирование и административную из Москвы, и приходы Русской Православной Церкви Зарубежом, которые могут надеяться только на свои, весьма немногочисленные, силы. Есть храмы, которые, по отзывам местных жителей, «больше похожи на вокзал» — людей много, но именно общинной жизни не наблюдается: активной воскресной школы нет, социальной работы не ведется. В том же Берлине живет энтузиаст-священник Андрей Сикоев, настоятель прихода Покрова на Шпрее (РПЦЗ), который несколько лет назад выкупил здание бывшего детского сада и пытается обустроить в нем приходскую жизнь, но пока спотыкается о всё ту же социальную специфику.
Как же «удержался» приход в Штутгарте? Секрет прост: отец Илия Лимбергер, бомбардируя общину инициативами, преодолевает свойственную православному клиру Германии, да и прихожанам, инертность. Семейными поселениями занимаются «взращенные» приходом священники Александр и Владимир Бошманы, «Родительской школой», «Добрым делом», проектом в доме престарелых тоже руководят приходские активисты. Когда-то Дом Романовых династическими браками был прочно сплетен с королевством Вюртемберг. Благодаря этому именно в Штутгарте — вокруг королевской семьи и русской дипломатической миссии — выросла старейшая русская православная община Германии. И в современной ситуации усилия отца Илии очень ценны: без него и таких, как он, русскими в Вюртемберге остались бы только покойные королевы.