Построенная в 1870г. Большесиземская церковь была освещена 8 ноября 1871 года в нижнем этаже церкви во имя Трёх святых. К этому моменту сохраняла своё здание Николаевская деревянная церковь в одной связи с колокольней. Показать полностью. При церквях по штату: священник, дьякон и псаломщик. В 1874г. верхний этаж каменной церкви был освещен во имя Николая Мирликийского Чудотворца. В дальнейшем деревянная церковь «за ветхостью» была разобрана. В 1896г. приход объединял 2231 прихожан.
Не нарушается духовно-религиозная традиция и после социального переворота 1917г. Весной 1918г. большевики издали Декрет об отделении церкви от государства. Решение мирского схода не противоречит сложившимся традициям.
Никольская церковь закрывается в числе последних. В 1937 году. Якобы от имени крестьян в ней устроили клуб. Как вы прекрасно знаете, под культуру у нас отдавались жалкие копейки. Денег на ремонт не хватало, и церковное здание стало постепенно разрушаться. Клуб перебрался в новый дом. А в церкви устроили склад. Но и для склада она уже не годилась, текла крыша. О опять храм остался пуст… Но все равно храм оставался самым величественным зданием села.
Возвращаясь к событиям 80-90-х годов XX столетия, вспоминая о восстановлении храма Николая Мирликийского Чудотворца силами прихожан и возобновлении богослужений в 1992 году, можно говорить о сохранении духовных традиций в среде сизьмичей, о специфической ментальности, присущей жителям данной местности.
Одной из первоочередных задач по восстановлению церкви являлась очистка её от мусора и хлама. Созданный Приходской совет обратился к сизьмичам и жителям района с просьбой посильной помощи в этом благом деле. Истосковавшиеся по Боге в годы безверия люди откликнусь на такой призыв и, кто чем мог, стали помогать в очищении храма от скверны. Десятки тонн штукатурки, птичьего помёта, гнилой древесины были вынесены, а затем и отвезены от храма.
Собирали деньги на восстановление храма прихожане как и в старину «всем миром». Ходили по деревням, рассылали просительные письма по предприятиям района, в г.г.Вологда и Череповец. Благодаря поддержке местных жителей, а также спонсорской помощи храм приобрел свой первоначальный вид.
Усилиями прихожан в 2006г. закончен ремонт в верхнем – холодном храме. Отштукатурены стены и своды, заменены рамы, постелен пол. А в 2009г., благодаря поддержке Губернатора Вологодской области В.Е.Пазгалёва, установлен 4-х ярусный иконостас.
В 2010 году при материальной поддержке ООО «Атаг» и его генерального директора Атомяна Арутюна Агасиевича проведён капитальный ремонт зимнего храма, проведено благоустройство церковной территории.
В солнечный день 19 августа решили проехать до старинного села Сизьма, которое находится на северо-востоке Шекснинского района Вологодской области. От областного центра ехать примерно часа полтора по дороге «Новая Ладога» А-114. Если поедите рано утром, то сможете присутствовать на службе в церкви. Кроме того, в Сизьме сохранились древние ремесла: ткачество, вышивка, кружевоплетение, бондарное и кузнечное дело.
Первое упоминание о Сизьме относится к XV веку. В то время волость была вотчиной Кирилло-Белозерского монастыря. В 1612 году во время польско-литовской интервенции село было разграблено, а все жители были сожжены в деревянной церкви. Прах заживо сожженных сизьмичей покоится под храмом Николая чудотворца. Вопреки всему село было отстроено и до сегодняшних дней сохраняет свою самобытность.
Святынями храма (церковь Николая Чудотворца построена в 1867—1873 годах) в наши дни являются чудесно самообновляющаяся икона Казанской Богоматери, а также останки каменного креста, приплывшего по легенде по реке против течения. В Сизьме находится три чудотворных источника, среди них святой колодец Георгия Победоносца, неподалеку от которого в 1999 году была построена часовня Блаженной Ксении Петербуржской*. Рядом с часовней остались остатки некогда стоявшего здесь каменного храма(часовни).
Блаженная Ксения — русская святая, пользовавшаяся глубоким почтением благодаря божественному дару чудотворения, исцеления и прозорливости.
Александр Жгутов Сизьма – уголок самобытности Руси Была ли жизнь дорогой к храму?
Село Сизьма практически находится в прямой видимости от Чаромского.
В 40–50-е годы прошлого века Сизьма входила в состав Чёбсарского района и поэтому почти не имела ни дорожных, ни хозяйственных связей с селом Чаромским Пришекснинского района. Это сегодня на машине по асфальтированной дороге от Чаромского до Сизьмы можно не спеша доехать за 10-15 минут, а в те годы пришлось бы месить непролазную дорожную грязь два, а то и целых три часа. История села Сизьма тесно увязывается с историей Сиземской церкви. По письменным источникам Кирилло-Белозерского монастыря за 1460 год известно, что «. Кириллова монастыря волость Сизьма. в погосте Козьем церковь Никола Чудотворец клетска, да двор монастырский, живут в ем приказщицы, да три двора, хоромы гнили. ».
«Сясьма» – это комары!
Ученые утверждают, что своим названием Сизьма обязана. комарам. «Сясьма» – фино-угорское слово, в местной речи оно трансформировалось и превратилось в «Сизьму». В пору «смутного времени» польско-литовские отряды вторглись в наши края, разоряя деревни, села и города на своем пути. Воровские ватаги Лжедмитрия через Сизьму пытались добраться до Кирилловского монастыря и поживиться сокровищами. Разбойничьи шайки совершили нападение на монастырь, но захватить его не смогли. Литовско-польскими захватчиками сожжена Вологда, пострадал и Спасо-Прилуцкий монастырь. Полное разорение постигло Чаромскую и Сиземскую округи. Практически все деревни, входившие в состав Сиземской и Чаромской волостей, были сожжены, а люди в большинстве перебиты.
Жестокие деяния захватчиков в Сизьме
Как свидетельствуют скудные летописные источники и «предания старины глубокой», передаваемые из поколения в поколение, до нас дошли правдоподобные сведения о том, что примерно в 1612 году, когда поляки добрались до Больше-Сиземского погоста при ручье Козьем (так называлось село до 1780 года), они начали требовать от сизьмичей ценности.
Ничего не получив, отрубили голову священнику и сбросили его уже безжизненное тело с колокольни, а семилетнего сына Романа утопили в речке Лапсаре. Это место и по сей день называется Ромкина топь.
Жителей погоста захватчики собрали в деревянной церкви Николая Чудотворца и сожгли живьем.
Спасшиеся сизьмичи собрали с пожарища пепел и захоронили в склепе. После того как жители погоста пережили нашествие поляков, на этом месте вновь была возведена деревянная церковь, посвященная Николаю Чудотворцу. Про погост при Козьем ручье, что и есть село Сизьма, в писцовой книге Кирилло-Белозерского монастыря за 1612 год было записано: «Весь погост разориша, двор скотинный пожгоша, да и люди в церкви пожгоша, попу главу отсек, а кой остался, то в лес убег. ». В 1996 вовремя реставрационных работ при разборке пола были обнаружены старинный склеп и обветшавший от времени крест. Так тени погибших предков явили свое лицо ныне живущим потомкам.
Сизьма и святые Никола, Фрол и Лавр
Ныне существующий в Сизьме кирпичный храм был построен в 1873 году на месте старой деревянной Никольской церкви. Николая Чудотворца в Сизьме почитали всегда. Весь деревенский люд всегда чтил его за святого, и поэтому в каждом доме была икона с его ликом или его образок.
Николин день 19 декабря во всей Чаромской и Сиземской округе считается праздником зимнего Николы, а в мае народ празднует день весеннего Николы. У меня тоже хранится небольшая, оплавившаяся с одного конца кованая иконка с ликом Николы Чудотворца. В 1939 году бабушка Анна спасла её из огня во время пожара в нашем родовом доме.
Наравне с Николой Чудотворцем народ из века почитает Фрола и Лавра. Кроме того, веками люди молились святым мученикам Кирике и Улите. Они просили у них спасения от напастей житейских, «о сохранении во лесу и во поле скота от зверей и от лихов».
Я помню, что ещё в 50-е годы жители села Сизьма в последние дни августа ежегодно праздновали Фролов день, также как Троицин день в селе Чаромском. В эти праздники в селах со всех близлежащих деревень на гулянки собирался народ в праздничных одеждах. Гуляния сопровождались хождением вокруг храмов, пением частушек в кругу и плясками под гармони. Ну, конечно, иногда праздники заканчивались и драками, бывало, что и со смертельными исходами. В 1939 году Свято-Казанская-Николо-Кирико-Улитская церковь в Сизьме была закрыта властями одной из последних в Пришекснинском районе.
О святотатстве
Закрытие храма, так же как и по всей Руси, сопровождалось святотатством.
В среде сиземского населения отыскались свои вандалы, которые были ещё злее басурманов и поляков с разбойниками. Об этом очень образно, эмоционально, с болью в душе, живым русским языком пишет в своей публикации известный не только в Сизьме, но и за её пределами Владимир Егоров, истинный поборник восстановления православной христианской веры, сохранения самобытности, традиций и культуры нашей северной стороны.
«Полетели на землю золотые кресты с куполов, разбиты вдребезги многопудовые колокола. Топорами сдирали с икон дорогие оклады. Храм стонал. Скорбящие лики мучеников и святых, перед которыми отцы, деды и прадеды молились о продлении рода человеческого, безмолвно взирали на безумцев, потерявших совесть и разум.
И опять храм остался пуст. Гибла церковь от человеческой дикости, нерадения, пренебрежения и равнодушия. Сотни людей ежедневно проходили мимо ее. Никому и дела не было до униженного и оскверненного храма.
Школьники, пробегая мимо, запросто могли швырнуть камнем по окнам.
Женщины, набив в магазине сумки, не замечая церкви, проходили под ее стенами. Мужчины располагались на церковном погосте, чтобы пропустить по стаканчику. Запустение стало родным и привычным. Оно не резало глаз и не ранило душу. Но все равно храм оставался самым величественным зданием села. Безобразные современные коробки магазина и клуба (это самые грандиозные стройки в колхозе) выглядят по сравнению с ним жалкими. За семьдесят лет на нашей земле не появилось ничего прекраснее храма. »
Доходчивее о великой российской трагедии, вероотступничестве и вандализме, чем это выразил Владимир Егоров, ни написать, ни высказать.
А ведь эти слова пишет не столетний старец из старообрядческого скита, не какой-то недобитый, не утопленный в барже с другими священниками во время революционного угара, а современный человек, представитель нового поколения России.
Значит, есть ещё надежда, что возродится Русь Святая.
Храм николая чудотворца в сизьме вологодская область
Чудеса, да и только! Они рядом, их надо просто увидеть!
В старинном селе Сизьма Шекснинского района чудеса творятся на каждом шагу — просто страна чудес какая-то. Но если одни из них поддаются хоть какому-то объяснению, то другие — из области сверхъестественного. Обновление икон (таких аж три) в местном храме Николая Чудотворца — из разряда необъяснимого. Сейчас на глазах прихожан храма сотворяется очередное: из-под черноты сначала едва заметно, а теперь более четко проступил образ мудрого старца Серафима Саровского. Краски еще подернуты серой поволокой, однако вся икона словно усыпана небольшими — размером с 10-копеечную монетку — яркими пятнами, как будто художник краски набросал. Однако все происходит без человеческого участия. После каждой службы таких светлых островков становится все больше. До просветления, обновления иконы святого, 250-летие которого отмечается в этом году, осталось совсем чуть-чуть. Не верите? Убедитесь сами. Первым предстал взору прихожан сиземской церкви Казанский образ Божьей матери. Случилось это тогда, когда местные жители в начале 90-х годов взялись за восстановление разоренного и поруганного храма постройки 1867 — 1873 годов: после известных событий начала XX века и почти до его конца здесь, как и повсюду, были зерновой склад, клуб даже не с танцами — с дискотеками. Десятилетия жители Сизьмы хранили по своим домам то, что удалось забрать из разрушенной церкви. Чем была до 1917 года черная доска, одна из жительниц уже не помнила. Знала только от своей матери, что она из церкви Николая Чудотворца. Пока народ в бывшем храме веселился, доска та служила крышкой — ею прикрывали зеленые щи в чане (следы от него заметны до сих пор). Да и расставалась хранительница с нужной в хозяйстве вещью со словами: «Может, нарисуете что-нибудь». Доску-икону поставили на второй этаж, а спустя какое-то время кто-то случайно обратил на нее внимание, встретившись взглядом с ликом Божьей матери. Икона просветлела без какой-либо реставрации. Мед-пиво пил До Сизьмы из Череповча (так называют наш город местные жители) чуть более часу езды на машине. В последнее время череповчане повадились в Сизьму пива отведать. Пиво, надо сказать, — просто чудо! Ароматное, сладкое, густое — что мед. Варят его для гостей точь-в-точь таким, каким оно было и 100, и 200 лет назад. Первое упоминание о реке Сизьме, около которой и стали селиться люди, обнаружили в летописях 1189 года. Позднее через Сизьму (так называют округу из нескольких деревень, центр Сизьмы — село) пролегла дорога на Вологду. Потому Сизьма, которую облюбовали купцы, была богатым населенным пунктом. Перед революцией здесь проживало 6 тысяч человек — на все руки мастера. Варили пиво, печатали солодяные пряники, ткали, плели, масло взбивали, сапоги шили. Главное чудо Сизьмы в том, что здесь пережили советский период, сохранив многое из завещанного дедами. Что самое удивительное, даже язык не претерпел изменений — как отметили филологи, изучавшие тамошний диалект, — аж с XVIII века. Когда местные говорят с приезжими, стараются все переводить на современный русский язык, а когда говорят между собой, без посредника не разберешь. «Пейте, пейте пиво — не забористое, супротивное», — потчевал нас Владимир Егоров, тут же объясняя: «Супротивное — значит слабенькое, некрепкое, вот забористое — то больше для мужчин». Владимир — тот самый человек из Сизьмы, молва о котором дошла не только до Череповца. Из-за него, собственно, мы и собрались в дорогу: по нашим временам — большая удача встретить человека из загадочного племени подвижников. Видно, именно таким людям и суждено видеть чудесное. Вот только о себе Владимир рассказывать ничего не захотел. Все отговаривался: «Сделаем все из задуманного, тогда приедете и напишите». На все руки мастер. А из задуманного в Сизьме уже есть «Центр традиционной народной культуры». С 1991 года, при местном доме культуры, начали создавать музей, куда собирали все, чем когда-то и по сей день, как и своим диалектом, пользуются сиземские жители: бочки для пива, лагуньчики, из которых наливали пенный напиток еще 150 лет назад, тканые сарафаны, формы для печатания пряников, чаны, в которых варят зеленые щи да кадушки, где их хранят зимой. Главное, что и ткацкими станками, и рецептами, заботливо собранными жителями Сизьмы, учат пользоваться детей, да и всех, кто пожелает. Вот и нам раскрыли секрет изготовления пива. Правда, сначала усадив в гостевом доме за широкий стол с длинными деревянными лавками, покрытыми ткаными половиками, да попотчевав медом в мутных сотах, чаем со свежими пирогами и пивом. Рожь, как рассказал Владимир, сначала замачивают — зимой дня на два, летом — на сутки, затем разваливают в рощеницы, добавляют воды, двое суток проращивают, потом ржаное «одеяло», сплетенное из ростков и зерен ржи, раздергивают и в корчагах или баках ставят томиться в русскую печку часов на 18. Потом на противне сутки все сушится и мелется на жерновах. Самую мелкую муку откладывают на пряники: просеивают, добавляют мед, тесто запечатывают в формы, где каждый элемент узора не просто так, а со смыслом. Из грубой муки пиво-то и варят. С современным и столь популярным ни в какое сравнение не идет. Так же поступают в Сизьме и с другими музейными экспонатами, советами старых мастеров — все пущено в дело. На собранных 15 станках будут ткать не только половики, но и холстовину, пестрядь (лен в красно-зеленую клеточку). Из ржаной соломы плетут шкатулки, из бересты, ивы — корзинки и так далее. И всему детей сызмальства обучают: так было всегда, так есть и сейчас. Колокольный звон А еще есть церковь Николая Чудотворца, которой еще несколько лет назад почти и не было. Как вспоминает протоиерей Роман Лыпко, когда он служил первую службу в церкви, под сводом голуби летали, а теперь голубые купола со звездами за много километров видать, колокольня. Заперебирают колокола — со всей округи люди на свою чудо-церковь любуются. Восстанавливали храм всем миром. Да и сейчас — кто чем может. Шесть лет местный умелец резал дивные узоры из ольхи, что по берегам Сизьмы растет. Один дров привезет, другой дрова поколет, в поленницу сложит. И сейчас храм в лесах — штукатурят, белят. Владимир — староста приходского совета, за всем хозяйством присматривает. Настоятель храма — священник из Череповца Константин Лобанов, в Сизьму приезжает раз-два в месяц. Но ни одного воскресенья храм не пустует — люди идут сюда, едут и даже плывут. А все потому, что чудеса здесь случаются. Рассказывают, как однажды из «Череповча» приехала женщина пива попробовать. Побывала в храме, где есть икона Святой Блаженной Ксении Петербуржской, и уверовала в святую. Стала приезжать, молиться. Особенно просила за сына, которому пришла пора в армию идти: молила — только бы не в Чечню. Однажды приезжает в Сизьму с обидой и разочарованием: забрали сына — и в Чечню, не помогла святая. Однако прислушалась к мудрому совету: «Святые угодники божьи — не на небе, они рядышком с нами. Вот рубашка — близко к телу, святые угодники еще ближе. Они слышат каждый наш вздох и каждую молитву. Была бы только наша к ним вера и была бы наша к ним любовь». И чудо произошло. Как-то солдата того отпустили из части на побывку на сутки в населенный пункт за пределами Чечни — мол, родные звонили, приехали навестить. Отправился на свидание, но ни с кем не встретился. Якобы родные были проездом, не дождались. Когда вернулся, оказалось, что вся рота погибла. Уже дома тот чудом спасшийся солдат выяснил, что никто из родных к нему на свидание не приезжал. Сон и явь Невиданное, как рассказывает народ, в Сизьме исстари приключалось. Жил в конце XVII века в Сизьме парнишка, который с детства ходить не мог. Когда ему исполнилось 17 лет (было это в 1978 году), увидел сон, что должны его отнести к храму Богородицы в деревне Соловарка (Малая Сизьма), что на самой реке Сизьме стоит, спустить под гору, вырыть яму, набрать из нее воды, да той водой дать умыться. Так и сделали. Забил из ямы источник. Парнишка умылся — и пошел. Случилось это на Егорьев день, по новому стилю 6 мая. Святой источник назвали в честь Георгия Победоносца. После революции храм разрушили, колодец забили, на 6 мая на месте, где выбивалась из-под земли на волю святая вода, ставили милиционера. Но люди все равно умудрялись набрать воды, которая пахла невкусно (содержит сероводород), да помогала многим. Восстановили Святой колодец только в 2000 году. До храма дело не дошло. Но в 2000 же году начали около Святого источника строить часовню Блаженной Ксении Петербуржской — на то была воля. жительницы то ли Петербурга, то ли Томска. Родом из Сизьмы, она давно не была в родных местах. Имела твердое намерение на свои средства построить часовню Святой Ксении. Уже присмотрела место. Но был вещий сон, где ей было указано место — Сизьма, близ разрушенного храма и Святого колодца. Чудеса, да и только! О чудесах сиземских — людях и их делах — слава пошла уже за океан. Несколько лет назад, как опять же люди рассказывают, гражданка Швеции путешествовала водным транспортом по реке Шексне. Да случилось с ней несчастье — ногу сломала. Сняли ее с парохода, отправив лечиться в Шекснинскую районную больницу. Там она и узнала о местных о святынях. Теперь в Сизьму едут туристы из Швеции, Америки. Как, впрочем и из «Череповча» — пива попробовать, чудесам подивиться.
Россия, Вологодская область, Шекснинский район, село Сизьма
Церковь Николая Чудотворца в Сизьме была построена в 1867-1873 годах. Основана церковь была по разрешению епархиального начальства от 28 августа 1864 года. В храме один придел во имя трех святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанн Златоустого. В 1939 году церковь утратила свой статус. Сначала в здании был склад зерна, затем клуб, а потом и вовсе она была заброшена. В начале 1990-х годов церковь была возвращена верующим и в последствии отреставрирована.
Английское название: Saint Nicholas Church
Церковь Николая Чудотворца в Сизьме была построена в 1867-1873 годах. Основана церковь была по разрешению епархиального начальства от 28 августа 1864 года. В храме один придел во имя трех святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанн Златоустого. В 1939 году церковь утратила свой статус. Сначала в здании был склад зерна, затем клуб, а потом и вовсе она была заброшена. В начале 1990-х годов церковь была возвращена верующим и в последствии отреставрирована.