храм оболенское калужская область

ОБОЛЕНСКИЙ НИКОЛЬСКИЙ ХРАМ

храм оболенское калужская область
Никольский храм в селе Оболенском, 2007 год. Фото Николая Лазуткина с сайта sobory.ru

Храм во имя святителя Николая Чудотворца в селе Оболенском Калужской епархии

Никольский храм известен деревянным с древних времен и в 1866 г. был перестроен в камне усердием священника Троицкого. Он был выстроен в псевдорусском стиле и представлял собой бесстолпный двухсветный одноглавый трехпрестольный храм с небольшой трапезной. В 300 метрах от него находился пятипрестольный Успенский храм.

Оба храма, Никольский и Успенский, были закрыты в 1939 г.

храм оболенское калужская область
Никольский храм в селе Оболенском, 1990 год. Фото Андрея Агафонова с сайта sobory.ru

После войны была разрушена до основания колокольня Никольского храма.

В 1989 г. в епархию обратились жители села с ходатайством об открытии храма. В марте 1990 г. храм был передан Калужской епархии. Его здание находилось в полуразрушенном состоянии: крыша отсутствовала, обрешетка и карниз разрушены, своды обросли березами, не было ни окон, ни дверей, ни пола, поврежден фундамент. В самом храме располагалась мельница, которую приводил в движение двухтонный дизельный агрегат, смонтированный в главном алтаре.

25 июля 1990 г. под председательством благочинного протоиерея Трофима Орлова прошло собрание верующих, на котором был образован приход.

Первое богослужение 12 августа 1990 г. совершил первый настоятель храма игумен Донат (Петенков).

Приход окормляет Высокиничскую больницу.

Настоятели

Использованные материалы

[1] Дата указана пользователем mailcomru 20 июня 2015 года.

Источник

Оболенское. Церковь Николая Чудотворца.

Никольский храм

Карта и ближайшие объекты

храм оболенское калужская область

Статьи

Храм в честь Успения Пресвятой Богородицы, располагавшийся в 300 м от Никольского, был построен в камне в 1729 г. В 1895 г. к нему была пристроена трапезная. Всего в храме было пять престолов: главный в честь Успения Пресвятой Богородицы и четыре в приделах, расположенных в ряд: в честь Рождества Христова, Благовещения Пресвятой Богородицы, святителя Николая и благоверного князя Александра Невского.

Оба храма были закрыты в 1939 г. Одним из последних священников, служившем в с. Оболенском, был священник Николай Азбукин. В 1930 г. он был арестован и приговорен к трем годам ссылки в Казахстан. После войны была разрушена до основания колокольня Никольского храма и полностью уничтожен Успенский храм. В 1989 г. в епархию обратились Хорихина Татьяна Николаевна, Родина Мария Николаевна и Ильина Екатерина Михайловна с ходатайством об открытии храма. В марте 1990 г. храм был передан Калужской епархии. Его здание находилось в полуразрушенном состоянии: крыша отсутствовала, обрешетка и карниз разрушены, своды обросли березами, не было ни окон, ни дверей, ни пола, поврежден фундамент. В самом храме располагалась мельница, которую приводил в движение двухтонный дизельный агрегат, смонтированный в главном алтаре.

Информация с сайта Калужской епархии

12 августа 1990 года храм был вновь открыт. Передан в полуразрушенном состоянии: крыша отсутствовала и на ней выросла целая роща из молодых берез. Купол над стаканом (маковка) на 50 % был разрушен. Не было ни окон, ни дверей, полы отсутствовали. В главном алтаре (в честь свт. Николая) был смонтирован дизельный двухтонный агрегат, который приводил в движение мельницу. От иконостаса вверху и по сей день остались некоторые части. Штукатурка снаружи вся отлетела и на 80 % изнутри. Сохранилась небольшая часть росписей в летней части храма. Колокольню церкви разобрали до основания. На восстановление храма жертвовали жители прихода и соседних деревень. А так же Высокиничский сельсовет, колхоз им. маршала Жукова. В августе 1990 года освободили крышу от деревьев, сделали металлические врата, покрыли крышу железом, освободили главный Никольский алтарь от дизелей.

Первую службу в храме провел игумен Донат (Петенков). Правый придел в честь Успения Божией Матери. Придел назвали в память одноименного, теперь совершенно разрушенного храма, распологавшегося в 300-х метрах от Никольского храма. Из наиболее знаменательных событий в жизни прихода было: возвращение храму бывшего дома о. Павла (Смирнова) и пожертвование Воротынским кирпичным заводом 35 тыс. шт. красного кирпича. Оживилось посещение Свято-Никольского источника во всякое время года.

В селе Оболенском Тарусского уезда было два храма: в честь Успения Пресвятой Богородицы и Николая Чудотворца. Последний был построен в 1866 году в камне, особое усердие приложил священник Троицкий. Это был одноглавый храм с маленькой трапезной в псевдорусском стиле. Храм был трехпрестольный, центральный престол в честь святителя Николая, два других – в честь пророка Илии и великомученика Георгия Победоносца.

В 1939 году храм был закрыт. Священников отправили в ссылку. Колокольня была разрушена до основания. Калужской Епархии он был передан в 1990 году. Состояние его было ужасным. Крыша отсутствовала, своды проросли березами, ни окон, ни дверей, ни пола. Поврежден даже фундамент. В самом храме была мельница. В 1998 году была построена новая колокольня и на месте старого разрушенного Успенского храма небольшой храм с колокольней.

Над источником с целебной водой, который находится в 100 метрах от храма, построена каменная часовня в честь Святителя Николая. Приход продолжает восстановительные работы. На восстановление храма есть пожертвования даже из соседних деревень.

Источник

Храм в честь свт. Николая Чудотворца в с. Оболен

храм оболенское калужская область

храм оболенское калужская область

храм оболенское калужская область

Храм в честь свт. Николая Чудотворца в с. Оболен запись закреплена
Мудрые мысли | Православие

«Священники плохие, власть плохая, все плохое». Маммо Габриэли, то есть отец Гавриил, так отвечал им: «Вы хотели бы, чтобы президентом у вас была царица Тамара, а на приходе у вас служил Николай Чудотворец. Но вы-то сами – кто?». А еще мы бы хотели, чтобы врачом в поликлинике работал святой Пантелеимон, а на клиросе пел царь Давид или хотя бы Федор Шаляпин.
Показать полностью. А также (спасибо, Александр Сергеевич), чтобы «была я владычицей морскою, а Рыбка была бы у меня на посылках». Но, простите, вы в зеркало глядели? А в совесть заглядывали? Со здравым смыслом советовались, или хотя бы с отцом Гавриилом? Сами-то вы – кто?

Но вот помечталось мне, что действительно на приходе, где я прихожанином, служит святой Николай. Без сомнения, приход сразу набьется людом как та сеть, которую Петр забросил одесную корабля, рыбой. За чудесами, за милостыней, за благодатной помощью набьется. И без внешней рекламы. Еще бы! У всех беда. Сын пьет, невестка гуляет, денег нет, муж работу потерял, у меня рак… Так что – все к Николаю! Он всем поможет.

Но святитель Николай ведь не будет «угодником» в смысле одного только угождения нам. Он, главным образом, Богу угождать будет и от нас того же потребует. Потребует ежевоскресного хождения к Литургии. Чего доброго, заведет полноценное всенощное бдение. В смысле – на всю ночь, а на рассвете – Литургия. Заставит поститься по уставу, а не так, как мы привыкли – с карасиками. По средам не едим. По пятницам – тоже. Велит Псалтирь наизусть изучить.

Памятуя о знаменитой пощечине Арию, можно предполагать, что иному вольнодумцу св. Николай и «портрет» испортит. И вообще все его неизбежно пламенное служение предстанет перед развращенным и ленивым нынешним христианским сообществом как вызов, мука, обличение и издевательство.

Да я ведь к Николаю только за чудом и только на пару минут! Мне за чудом. Сколько стоит? А так мне «в Париж, по делу, срочно!». Ты, Николай, дай-ка мне просимое, да побыстрее. Да в душу не лезь. Чужая душа, сам знаешь, потемки. Ну, и я пошел. Прощай, Николай. До скорого свидания. До следующей нужды. А он тебе: «Стой, паршивец. А ну, глянь мне в глаза! Ты что это вздумал храм в торговую лавку превращать? Добра хочешь? Помощи хочешь? А потрудиться для Христа хочешь? Долги раздать, бедным помочь, ночью на молитву стать?» Ну и так далее. Знаете, что потом будет?

Вскоре, через месяц-другой, в Патриархию полетят письма и телеграммы анонимных стукачей и официальных оскорбленных и униженных. Будут жаловаться на того, кому сегодня молятся, если бы он сегодня жил, а не в четвертом веке. Как пить дать. Будут говорить про Николая Чудотворца: «Грубый, изувер, службы длинные, строгий непомерно, дерется даже, ругается, никакой любви», и так далее.

А если бы на приходе у нас был священником Михаил Архангел! Храм был бы пуст! Все в ужасе и с чувством полной греховности разбежались бы кто куда. Остался бы только пепел у исповедального аналоя. Пепел грешника, сгоревшего от стыда на исповеди после нескольких вопросов исповедующего Архангела.

Одним словом, когда вам захочется побурчать о том, что все плохие (только вы хороший), вы подумайте о том, что было бы, если бы реально главой государства был князь Владимир или Андрей Боголюбский, а на приходе у вас служил Иоанн Кронштадский. Представьте все это в деталях. Ох, вы бы взвыли! Конкретно вы. А я бы посмеялся.

Так что взгляните свежим взглядом на своих родных, таких знакомых и понятных батюшек. Простых и грешных, как все. И обрадуйтесь. И благодарите Бога, что святых к святым послали, а к вам – грешникам – грешников. И успокойтесь.

Источник

Храм оболенское калужская область

Современная Никольская церковь в с. Оболенском была построена в камне в 1866году в замен старой деревянной на том же месте. Прежняя церковь упоминается с 1630г., когда она называлась «церковь Николая Чудотворца», что на городище.

«Городище» – остатки прежнего города Оболенска, который был центром княжества. Впервые он упоминался в летописи в 1368г. Тогда он был захвачен войсками литовского князя Ольгерда, который шел с юга на Москву. Местный правитель князь Константин Юрьевич был убит. С того времени Оболенск уже не отстраивался, превратившись в село. Старый Оболенск с двумя приходами – Никольский и Пречистенский. Храм Успения Пречистой Богородицы располагался в 200 метрах на север, на месте, где теперь стоит часовня. Напоминанием о былом городе оставались городище и ряд каменных построек рядом с Никольским храмом – княжеская усыпальница и старая колокольня. Эти строения еще сохранились в ХVIIIв., а затем были, вероятно разодрали на камень.

Потомство князя Константина Юрьевича сильно размножилось. Старшая ветвь его рода сохранила фамилию Оболенских, а младшие стали называться князьями Репниными, Золотыми, Серебряными, Лыковыми, Кашиными, Долгоруковыми, Щербатовыми и т.д. Между ними к концу ХV в

и было разделено небольшое княжество Оболенское. Старый Оболенск, который уже не был ни оборонительным, ни административным или торгово — ремесленным центром, достался князьям Долгоруковым и оставался в их владении до 1730 – х годов.

В 1730г. После безупречной попытки ограничения самодержавия владелец старого Оболенска князь Василий Лукич Долгоруков попал в опалу, позднее казнен, а его имения конфискованы в казну. Так Оболенск вышел из владения потомков князя Константина Юрьевича Оболенского.

В целом же потомки князя Константина сделали успешную карьеру и представлены в русской истории рядом выдающихся деятелей. Сыновья Константина Семен и Иван участвовали в Куликовской битве 1380г. Род дважды породнился с родом Романовых. Княжна Мария Владимировна Долгорукова стала царицей, супругой Михаила Федоровича, первого царя из рода Романовых. Княжна Екатерина Михайловна вышла замуж за императора Александра II.

В 1939г. Оба храма в с. Оболенском были закрыты.

После восстановления прихода (1990г.) началась работа по реконструкции и благоустройству храма. Большая заслуга в этом принадлежит настоятелю о. Владимиру Коженкову (1936-2010г.).

В 2018г. исполнится 650 лет с первого упоминания о Оболенске.

Источник

Блог о путешествиях

Оболенск (древнерусский город — крепость)

Сейчас, если станете рассказывать про Оболенск, все начинают думать о жилом посёлке Государственного научного центра прикладной микробиологии, в 100 км к югу от Москвы близ г. Серпухов: http://serpregion.ru. Но новый поселок никакого исторического и географического отношения к древнему городу Оболенску не имеет. Название это появилось по прихоти строителей поселка. В Географическом словаре начала XIX века Оболенск определен как “бывший пригородок, принадлежавший городу Серпухову, а “ныне (1805г.) – слобода в Тарусском уезде Калужской губернии при реке Протве в 20 верстах от впадения в Оку.

храм оболенское калужская область

В XII—XVI веках на месте нынешнего села стоял город-крепость Оболенск — вотчина князей Оболенских, происходивших от сына святого князя Михаила Черниговского, замученного в Орде в 1246 году. Город Оболенск известен с 1147 года и являлся одним из значительных городов Московского княжества. Был уделом особой линии тарусских князей. В правление великого князя Дмитрия Ивановича литовцы Ольгерда, одного из сыновей Гедимина, во время похода на Москву в 1368 году взяли Оболенск и умертвили князя Константина Ивановича, внука основателя рода Оболенских князя Константина Юрьевича. Упомянут в «Списке русских городов дальних и ближних» конца XIV века.

храм оболенское калужская область

По летописным данным в XI—XII веках в бассейне Протвы, на территории, где располагался Оболенск, проживала голядь. Около 1270—1494, был центром Оболенского княжества, входившего в состав так называемых Верховских княжеств. Оболенское княжество известно с XIII века, как находившееся в составе удела Юрия Михайловича, князя Тарусского и Оболенского, пятого сына Михаила Черниговского. Первое упоминание в летописи непосредственно города относится к 1369 году, в связи с взятием его шедшими на Москву литовцами. В ходе первого похода Ольгерда на Москву, когда литовские войска прошли через Одоевское и Оболенское княжества, погиб князь Константин Иванович Оболенский. В 1380 году братья Семён Константинович и Иван Константинович в качестве воевод Дмитрия Донского участвовали в Куликовской битве. Семён Константинович командовал Сторожевым полком.
Список князей Оболенских:

храм оболенское калужская область

Оболенск присоединен к Москве в 1494 году. Оболенские князья перестают быть правителями княжества, но продолжают служить московскому правителю. Оболенск со временем становится уездным городом. В соответствии с данными переписи населения 1678 года в Оболенском уезде в поместьях было 78 селений с 3929 жителями, в вотчинах светских феодалов — 35 селений с 1826 жителями, и в вотчинах духовенства в 27 селениях — проживало 1546 человек. Итого в 146 селениях уезда было 6501 человек.
В 1563 году Оболенск проездом по городам и своим дворцовым сёлам посетил царь и великий князь Всея Руси Иван Васильевич Грозный.

храм оболенское калужская область

Оболенск упразднен как город в царствование Екатерины II. В начале XIX века Оболенск известен как «бывший пригородок, принадлежавший городу Серпухову», к 1805 году — слобода в Тарусском уезде Калужской губернии при реке Протве в 20 верстах от впадения в Оку. В конце XIX — начале XX упоминается как «село Оболенское, Калужской губернии, Тарусского уезда, в 27 верстах от уездного города, на реке Протве». В настоящее время на месте древнерусского города расположено село Оболенское Жуковского района Калужской области.

храм оболенское калужская область

С древних времен в Оболенском было два деревянных (позднее кирпичных) храма: в честь Успения Пресвятой Богородицы (разрушен) и в честь святителя Николая Чудотворца. Старожилы помнят также часовню (разрушена) недалеко от Успенской церкви.
Теперь о тех временах здесь напоминает только этот камень (54° 53.734′ N, 36° 55.685′ E):

храм оболенское калужская область

Церковь Николая Чудотворца:

храм оболенское калужская область

Сохранившаяся Никольская церковь была построена в 1866 году усердием священника Троицкого. Бесстолпная двухсветная одноглавая церковь с небольшой трапезной и колокольней была выстроена в Русском стиле. В церкви устроено три престола: центральный — освящен в честь святителя Николая, южный — святого пророка Илии, северный — святого великомученика Георгия Победоносца. Церковь была закрыта, но не разграблена в 1939 году. Одним из последних священников, служившем в с.Оболенском, был священник Николай Азбукин. В 1930 году он был арестован и приговорен к трем годам ссылки в Казахстан. По воспоминаниям старожилов, во время немецкой оккупации церковь была открыта, затем снова закрыта и разорёна. Внутри расположили мельницу, приводившуюся в движение двухтонным дизельным агрегатом, смонтированном в главном алтаре. Затем здание забросили. Была разобрана колокольня и белокаменные полы, крыша отсутствовала, своды обросли березами, не было ни окон, ни дверей, поврежден фундамент. В 1989 года в Калужскую епархию обратились Хорихина Татьяна Николаевна, Родина Мария Николаевна и Ильина Екатерина Михайловна с ходатайством об открытии церкви.

храм оболенское калужская область

В марте 1990 году церковь была передана Калужской епархии. 25 июля 1990 году под председательством благочинного протоиерея Трофима Орлова прошло собрание верующих, на котором был образован приход. Первое богослужение 12 августа 1990 года совершил первый настоятель церкви игумен Донат (Петенков). С 30 декабря 1991 года настоятелем назначен священник Владимир Коженков, усердием которого, церковь почти восстановлена. В 1998 году была построена заново колокольня высотой 24 метра. В 2008—2009 годах устроены новые иконостасы. В ста метрах от церкви над святым источником возведена каменная часовня в честь святителя Николая. В настоящее время завершаются восстановительные и строительные работы.

храм оболенское калужская область

Церковь Успения Пресвятой Богородицы:

храм оболенское калужская область

Церковь Успения Пресвятой Богородицы находилась в 300 метрах от Никольской церкви. Она была построена в камне в 1729 году. В 1895 году к нему была пристроена трапезная. В церкви было пять престолов: главный в честь Успения Пресвятой Богородицы и четыре в приделах, расположенных в ряд: в честь Рождества Христова, Благовещения Пресвятой Богородицы, святителя Николая и благоверного князя Александра Невского. Церковь закрыли в 1939 году. После войны она была разграблена и разрушена под предлогом строительства из церковного кирпича электростанции на Протве. Электростанцию так и не построили. Находящуюся по близости часовню обустроили под кузню, но она сгорела. Современная небольшая церковь Успения была построена в 1998 году на месте прежней усердием священника Владимира Коженкова. Рядом с ней строится каменный двухэтажный дом, где планируется разместить богадельню.
Источник информации:
Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *