храм парское ивановская область
Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи (Парское)
Мiръ Россия Ивановская область село Парское Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи (Парское)
Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи построен в 1783 году, закрыт в 1930-е годы. Возвращен верующим в 1990 году, требует восстановления. Есть святой источник.
Содержание
История [ править ]
Деревянный храм в честь святого пророка Иоанна Предтечи сгорел от удара молнии в 1770 году. На его месте на средства жителей села в 1783 году был построен каменный храм с колокольней.
В 1930-е годы храм был закрыт, здание передано колхозу под склад.
Возвращен верующим в 1990 году, входит в храмовый комплекс села Парское.
Современное состояние [ править ]
Приход собирает пожертвования на восстановление храма.
Святыни [ править ]
Святой источник, освященный в честь Иоанна Предтечи.
Престольные праздники [ править ]
Как добраться [ править ]
Адрес: Ивановская область, Родниковский район, село Парское.
Паломнику [ править ]
Богослужения совершаются летом и на престольный праздник в честь усекновения главы Иоанна Предтечи.
Парское. Ансамбль церквей Усекновения главы Иоанна Предтечи и Вознесения Господня.
Карта и ближайшие объекты
Статьи
Парское. Расположено по обоим берегам р. Парша, от которой и произошло название села, основанного в 1399 г. на большом тракте из Костромы в Шую. Сходящиеся к переправе дороги из торговых сел Иваново, Дунилово и Палех способствовали формированию центрической планировки села с крупной торговой площадью на высоком левом берегу реки. Композиционный центр площади уже в сер. 16 в. был закреплен постановкой деревянного храма, известного тем, что в 1552 г. в него был сделан крупный вклад Иваном Грозным. Среди первых владельцев села были князья Шуйские, Черкасские, боярин И.В. Морозов. С нач. 17 в. село становится известно местными, так называемыми Ивановскими, ярмарками, проходившими 26-30 августа и приуроченными к престольному празднику Усекновения главы Иоанна Предтечи, а также еженедельными торгами. Особенно славилось Парское среди окружающих сел производством роговых и пальмовых гребней.
В 19 в. производство гребней, прежде изготовлявшихся отдельными мелкими мастерскими, сосредоточивается на фабриках, крупнейшая из которых, с машинным производством, располагалась на берегу реки у северной окраины села. В кон. 19 в. на ней работало 125 человек. Застройка села разрасталась параллельными порядками вдоль направлений главных дорог. Перевод всероссийской Макарьевской ярмарки в Нижний Новгород и строительство во 2-й пол. 19 в. железной дороги Иваново—Шуя подорвали торговлю в селе. Однако именно в это время зимний храм 1816-22 гг. перестраивается в новую крупную церковь Вознесения (1863) в модном византийско-русском стиле, что в целом усилило роль в селе храмового комплекса. С утратой гостиного двора в кон. 19 в. комплекс стал единственным композиционным акцентом, организующим пространство широкой торговой площади. Среди деревянной, в основном рядовой застройки, окружающей площадь, выделяются кирпичные лавки вдоль ее западной границы. У самого спуска к реке сосредоточены бревенчатые амбары. Заречная часть села застраивается в кон. 19 — нач. 20 в. и состоит и в наши дни из двух порядков изб, вытянутых вдоль реки.
Ансамбль церквей Усекновения главы Иоанна Предтечи и Вознесения Господня, 2-я пол. 18-19 в. Занимает участок трапециевидной формы в северной части торговой площади, над высоким живописным береговым склоном р. Парша. Состоит из двух крупных пятиглавых церквей: холодной Усекновения главы Иоанна Предтечи (1773—85) и расположенной к северу от нее теплой Вознесения (1863), построенной на месте храма 1816-22 гг. Постановка зимней церкви с небольшим выносом к западу от летней придает особое богатство объемной композиции комплекса, эффектно воспринимаемого при подъезде к центру села из Дунилова. Границы участка зафиксированы расположенными по его углам тремя ампирными часовнями и сторожкой, где жили сторожа и мастеровые. От первоначальной ограды с тремя воротами (1822) сохранились двое ворот и калитка, а также несколько прясел с кирпичными столбами и кованой решеткой вдоль южной и западной сторон участка.
Один из наиболее ярких в области храмовых комплексов, отличающийся выразительным силуэтом и нарядностью фасадного убранства. Играет ведущую роль в ландшафте, возвышаясь над одноэтажной застройкой села.
Поливанов, 1836; Беляев, 1863, с. 213; Веселовский И.О., 1899; ИАК, 1909, с. 236; Церкви Костромской епархии, 1909, с. 172, 226-27; Галашевич, Шередега, 1982, с. 243-246; РНБ. Хмыровская коллекция, Костромская губерния, т. 5, № 51, с. 16-17. Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 3». М., Наука. 2000, с. 181-184
Старинное торговое село Парское, расположенное на тракте из Шуи в Кинешму знаменито было в своё время ежегодными, так называемыми Ивановскими ярмарками, не говоря уже о еженедельных торгах. Самим жителям Парского, кстати, тоже было что предложить торговцам, они делали знаменитые на всю округу гребни. В ХIХ веке здесь даже открыли фабрику по их производству. Прежде кустарный промысел, поставленный на поток, обеспечил рабочими местами 125 человек. К сожалению, до наших дней не дошёл ансамбль Гостиного двора в Парском. Зато сохранился выдающийся храмовый комплекс.
Журнал «Православные Храмы. Путешествие по Святым местам». Выпуск №233, 2017 г.
Чем примечательно село Парское: исторический экскурс
Вы хоть что-нибудь слышали о селе Парское? И я нет. До того момента, пока не решил совершить небольшой трип в Ивановскую область.
Это одна из самых бедных областей Европейской России, увы. И при этом Ивановская область, когда-то вотчина Шуйских, Годуновых и пожарских, и когда-то все же принадлежащая Костроме.
Ивановская область бедная, но богатая на историческое наследие России и на памятники архитектуры. Просто о них мало кто знает. Даже, простите, я.
Парское. Расположено по обоим берегам р. Парша, от которой и произошло название села, основанного в 1399 г. на большом тракте из Костромы в Шую. Сходящиеся к переправе дороги из торговых сел Иваново, Дунилово и Палех способствовали формированию центрической планировки села с крупной торговой площадью на высоком левом берегу реки. Композиционный центр площади уже в сер. 16 в. был закреплен постановкой деревянного храма, известного тем, что в 1552 г. в него был сделан крупный вклад Иваном Грозным. Среди первых владельцев села были князья Шуйские, Черкасские, боярин И. В. Морозов. С нач. 17 в. село становится известно местными, так называемыми Ивановскими, ярмарками, проходившими 26−30 августа и приуроченными к престольному празднику Усекновения главы Иоанна Предтечи, а также еженедельными торгами. Особенно славилось Парское среди окружающих сел производством роговых и пальмовых гребней.
Так вот, Парское, село с совершенно обыденным названием, стоящее там, где до него сразу и не добраться, где-то посерединке между Плесом, Вичугой и самим Иваново, в глуши ивановских лесов и полей, являет собой уникальное место русской силы. Село основано в 1399 году.
Главным объектом архитектуры является колоссальный… Нет. КОЛОССАЛЬНЫЙ для такого места храм.
Исполинских, нереальных размеров. Храмовй комплекс Усекнове́ние главы́ Иоанна́ Предте́чи был заложен здесь на рубеже XIV и XV веков. С XIV по XVII век Парское принадлежало князьям Шуйским, которые выкопали здесь пруды, построили палаты и соколиные питомники.
Василий Шуйский сюда приезжал на соколиную охоту к брату Ивану, главному владельцу поместья. Позднее селом владели Морозовы, Голицыны и Трубецкие, которые оставались хозяевами имения вплоть до отмены крепостного права в 1861 году.
В 18 в. село переходит во владение князю С. Трубецкому. В это время вместо старого храма, сгоревшего в 1773 г., строится новый кирпичный Усекновения главы Иоанна Предтечи (1773−85) в традиционных для Шуйского региона формах — с пятиглавым двусветным четвериком и шатровой колокольней.
К этому времени торговую площадь занимал крупный гостиный двор, получивший к началу 19 века форму каре с шестью воротами по периметру. Помимо основного холодного храма ансамбль торговой площади в 1816−22 гг. был дополнен еще одной теплой церковью, скорее всего, в формах позднего классицизма. Вновь образованный комплекс окружала ограда с ампирными часовнями по углам.
Царь Иван IV праздновал в селе день своего ангела в августе 1552 года, через месяц русские войска захватили город Казань, после взятии города царь Иван Грозный прислал в Парское как награду образ Иоанна Предтечи
К началу 20 вева улицы села были мощены камнем (ВСЕ!), а в застройке наряду с полукаменными появились двухэтажные кирпичные дома. Большинство деревянных изб выстроено в одну связь с рубленым одноэтажным крытым двором. На окнах многих домов — наличники с пропильной резьбой.
Дороги здесь, как и во всей Ивановской области не очень, мягко говоря
С наступлением Октябрьской революции, богатое всю свою историю село, занимавшееся сельским хозяйством и производством гребней, превратилось в обыкновенное колхозное хозяйство. Храм был разрушен — такую махину гады умудрились довести до состояния полного ужаса!
В Смутное время Парское служило пристанищем польскому воеводе Лисовскому с остатками отрядов, однако вскоре он был вынужден бежать на юг.
Богатые купеческие и крестьянские дома куда-то подевались, во всяком случае, я их не видел, кроме типичных убогих двухэтажек.
Первый деревянный Предтеченский храм построен в Парском на рубеже XIV и XV веков. С XIV по XVII век Парское принадлежало князьям Шуйским, которые выкопали здесь пруды, построили палаты и соколиные питомники. Василий Шуйский сюда приезжал на соколиную охоту к брату Ивану, главному владельцу поместья. Позднее селом владели Морозовы, Голицыны и Трубецкие, которые оставались хозяевами имения вплоть до отмены крепостного права в 1861 году.
Историческое село прекрвтилось в обыкновенное убогое советское село. Без истории и славных дел. А их тут было столько!
А это доми, которая семейная пара превратила в гостевой домик.
Царь Иван IV, Грозный, праздновал в Парском день своего ангела в августе 1552 года, через месяц русские войска захватили г Казань, после взятии города царь Иван Грозный прислал в Парское как награду образ Иоанна Предтечи.
Хозяйка разрисовала сама домик, забор и даже гараж.
В Смутное время Парское служило пристанищем польскому воеводе Лисовскому с остатками отрядов, однако вскоре он был вынужден бежать на юг. В XIX веке село славилось выпечкой калачей и производством гребней для волос. Село было широко известно благодаря местным ярмаркам, проходившим ежегодно с 26 по 30 августа.
С хозяином дома. Как и многие русские из провинции, на вид он так себе, а на самом деле — отличный, хозяйственный, рукастый мужик. Как часто и бывает.
А что сейчас? А сейчас здесь обычное, ничем не примечательное, не будь остатков храма, местечко. Храмовый комплекс стали потихоньку восстанавливать. Поставили будку строителей и охраны. Рядом с рекой Паршей поставили купальи и восстановили источник.
Беседка, расписанная хозяйкой лично.
Сюда стали приезжать туристы и одна местная семья перестроила свой дом под гостевой домик и домашний ресторанчик. Точнее, домашнюю столовую.
Парское. Храмовый комплекс
Парское. Ансамбль церквей Усекновения главы Иоанна Предтечи и Вознесения Господня (Россия, Ивановская область, Родниковский район, с. Парское)
«Парское, основанное в 1399 г. на большой дороге, соединявшей Москву, Троице-Сергиеву лавру, Шую и Лух, было единственным к XVI в. селом между двумя последними городами. По своему облику в это время оно тоже было скорее небольшим городком. По преданию, Иван IV останавливался в этом селе во время своего второго похода на Казань. В 1606— 1630 гг. село широко известно своей богатой Ивановской ярмаркой и торговлей, которая велась здесь два дня в неделю. Первыми известными владельцами села были бояре Шуйские, имевшие в селе усадьбу с прудами. После Шуйских в 1638 г. село переходит к Черкасским, затем к боярину И. В. Морозову, а в 1658 г. как приданое достается И. А. Голицыну. Позднее, в 1770 г., также в качестве приданого оно переходит к князю С. Трубецкому.
Село возникло на крутом берегу речки Парши, притоке Тезы. Известно, что в 1684 г. в нем была деревянная церковь Иоанна Предтечи, сгоревшая от молнии в 1773 г., после чего на торговой площади села начинается строительство нового каменного храма, завершенного к 1785 г.
Описание села Парское
Судя по плану генерального межевания, село Парское в 1797 г. имело центрическую планировку с комплексом двух церквей посредине площади и периметральной застройкой с трех сторон. С севера в сторону обрывистого берега реки площадь была открыта. Церкви поставлены на бровке берега. К югу от церквей на ровной площадке размещался гостиный двор площадью 1055 кв. саженей, окруженный каменными торговыми рядами с шестью воротами. В 1822 г. вокруг церковного комплекса была поставлена кирпичная ограда с кованой решеткой. К северу от ограды разместились две часовни в виде павильонов в формах классицизма» — И. К. Русакомский.
Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи
Храм принадлежит к одному из наиболее интересных типов приходских церквей 2-й пол. 18 — нач. 19 в., встречающихся на территории бывш. Владимирской, Костромской и Ярославской губ. и воспроизводящих формы храмов рубежа 17-18 вв.
Высокий основной четверик завершен характерными для ярославской архитектуры двумя рядами декоративных кокошников, причем нижний трактован как аттиковый ярус, а верхний, суженный, — как постамент со срезанными углами под высокими цилиндрическими барабанами крупных луковичных глав с чешуйчатым покрытием. Столь же характерна форма апсиды, единый объем которой расчленен колонками на три слабо выраженных скругления. Высокий восьмигранный столп шатровой колокольни поднят на двухъярусный четверик у западного фасада трапезной. Поздние притворы боковых входов имеют вид восьмигранных снаружи, близких к овалу изнутри объемов (основные грани более широкие), вытянутых по оси север-юг. К их слегка приподнятым площадкам с трех сторон ведут лестницы.
В убранстве церкви использованы элементы московского и раннепетровского барокко. Боковые фасады четверика с тремя осями высоких проемов обработаны на углах пучками тройных колонок и завершены широким наборным фризом из поребрика, четырехрядной пилы и городков, раскрепованным у пят широких кокошников верхнего яруса. Дуги кокошников декорированы поребриком и дентикулами, а углы каждого из ярусов рустованы.
Церковь Вознесения
Крупный храм с выразительной, но несколько суховатой пластикой объемов играет подчиненную роль в комплексе. Кирпичные стены оштукатурены и побелены. Основной двусветный четверик, чуть суженная полуциркульная апсида, квадратная в плане, слегка уширенная четы- рехстолпная трапезная и притвор западного входа размещены на общей продольной оси. Декоративное фасадное убранство, выполненное в основном в формах русско-византийского стиля, эклектически сочетало приемы древнерусского зодчества, классицизма и московского барокко.
Один из наиболее ярких в области храмовых комплексов, отличающийся выразительным силуэтом и нарядностью фасадного убранства. Играет ведущую роль в ландшафте, возвышаясь над одноэтажной застройкой села» — СПАМИР.
В первой половине XIX в. село славилось разнообразной фабричной промышленностью, и в частности выделкой, роговых и пальмовых гребней. Денежный оборот местных ярмарок составлял около 10 миллионов рублей. Упадок Парского начинается со второй половины XIX в., когда между Шуей и Иваново была проведена железная дорога.
Источники:
И. К. Русакомский Торгово-промышленные села Ивановской области//Памятники русской архитектуры и монументального искусства. Материалы и исследования М., 1980, с. 235-246
СПАМИР, Ивановская область, ч. 3, М., 2000, стр. 183-188
План села Парское (Ивановская область Родниковский район) с достопримечательностями
Парское. Церковь Вознесения Господня.
Вознесенская церковь
Карта и ближайшие объекты
Статьи
Церковь Вознесения. Крупный храм с выразительной, но несколько суховатой пластикой объемов играет подчиненную роль в комплексе. Кирпичные стены оштукатурены и побелены. Основной двусветный четверик, чуть суженная полуциркульная апсида, квадратная в плане, слегка уширенная четырехстолпная трапезная и притвор западного входа размещены на общей продольной оси. Декоративное фасадное убранство, выполненное в основном в формах русско-византийского стиля, эклектически сочетало приемы древнерусского зодчества, классицизма и московского барокко. Характерно и своеобразное венчание храма пятью маленькими луковичными главками на граненых глухих барабанах (средний разрушен и заменен деревянным, глава отсутствует). Главки установлены не непосредственно на барабаны, а на невысокие шатры с килевидными кокошниками в основании.
Ограда. Первоначально окружала весь участок и включала четыре угловых павильона-часовни и трое ворот. Ныне сохранились прясла только на южной и западной сторонах, три часовни и двое ворот; на месте четвертой (северо-западной) во 2-й пол. 19 в. выстроена сторожка в стиле эклектики. Металлическая ограда на кирпичном основании выполнена в формах позднего классицизма. Ампирный рисунок ее кованой решетки отличается особым изяществом на фоне крупных форм окружающих сооружений. Выразителен ритм вытянутых ромбов, ограниченных одинаковыми фризами в верхней и нижней части и увенчанных копьями стоек.
Квадратные в плане часовни имеют характерный облик ампирных павильонов. Выстроены из кирпича, оштукатурены и окрашены. Над низкой четырехскатной кровлей со всех сторон поднимаются небольшие аттики-парапеты. В центре каждого внешнего фасада помещена трехчастная композиция: вход (или ниша) в обрамлении тосканских колонн или пилястр и узких окон (ниш). Завершается эта композиция полуциркульным окном или наложенным на стену архивольтом с замком в вершине. Угловые части фасадов рустованы до уровня перемычек нижних проемов.
Ворота образованы мощными объемами двух пилонов по сторонам широкой арки центрального проезда. В прямоугольные проходы внутри пилонов вписаны, как в пропилеи, дорические колонны (по четыре с каждой стороны). Столь же монументальны формы калитки перед западным фасадом церкви Иоанна Предтечи, где центральную арку со ступенчатым аттиком обрамляют приставленные к пилонам парные колонны нарочито утяжеленных пропорций.