храм пимена великого в новых воротниках официальный сайт
Духовенство
Настоятель храма
Протоиерей Алексий Демьянович КРУГЛИК
Родился 24 мая 1970 года.
Образование: Московская Духовная Семинария и Академия.
19 ноября 1995 г. рукоположен во диакона.
13 сентября 1997 г. — в сан пресвитера.
Протоиерей Александр Анатольевич ТОРОПОВ
Родился 26 февраля 1950 года.
Образование: Московская Духовная Семинария.
22 июля 1973 года рукоположен в сан диакона.
13 июня 1974 года рукоположен в сан пресвитера.
Священник Константин Александрович ФЕДУЛОВ
Родился 1 марта 1985 года.
Образование: Николо-Угрешская Духовная Семинария.
12 июля 2006 года рукоположен в сан диакона.
14 октября 2010 года рукоположен в сан пресвитера.
Священник Александр Геннадиевич ГРИДАСОВ
Родился 20 ноября 1985 года.
Образование:
РАМ им. Гнесиных и Сретенская Духовная Семинария.
Рукоположен в сан пресвитера : 20 декабря 2015 года.
Протодиакон Андрей Юрьевич МУРЫШКИН.
Родился 1 июня 1962 года.
Образование: Московская Духовная Семинария и Санкт-Петербургская Духовная Академия.
11 декабря 1994 года рукоположен в сан диакона.
Храм преподобного Пимена Великого в Новых Воротниках
Иверское благочиние города Москвы
Духовенство
Страница «Духовенство» может быть сформирована автоматически, если сделать страничку каждому клирику. Для вывода информации есть специальный шорткод. Кроме вашего сайта, информация о батюшке может собираться и на другие сайты, например, сайт епархии. А также если настоятеля переводят из одного прихода в другой ваши труды не пропадут даром, достаточно будет у батюшки поменять место служения. Мы рекомендуем использовать именно этот способ формирования страницы «Духовенство».
Поделиться:
Сегодня…
Вмц. Параскевы, нареченной Пятница (III). Мчч. Терентия и Неониллы и чад их Сарвила, Фота, Феодула, Иеракса, Нита, Вила и Евникии (249–250). Прп. Стефана Савваита, творца канонов (IX). Свт. Арсения I, архиеп. Сербского (1266). Прп. Иова, игумена Почаевского (1651). Свт. Димитрия, митр. Ростовского (1709).
Прп. Феофила Киевского, Христа ради юродивого (1853). Мчч. Африкана, Терентия, Максима, Помпия и иных 36-ти (III). Сщмч. Кириака, патриарха Иерусалимского (363). Прп. Иоанна Хозевита, еп. Кесарийского (VI). Сщмч. Неофита, еп. Урбнисского (VII) (Груз.). Прп. Арсения Каппадокийского (1924).
Сщмч. Иоанна Виленского пресвитера (1918).
Утр. –Ин., 35 зач. (от полу’), X, 1–9140.Лит. –Кол., 251 зач., I, 18–23.Лк., 56 зач., XI, 9–13.Свт.:Евр., 318 зач., VII, 26 – VIII, 2.Ин., 36 зач., X, 9–16.
Храм пимена великого в новых воротниках официальный сайт
Р еволюционные потрясения XX столетия разрушили многовековой православный уклад жизни всего русского народа. В страшные годы террора и воинствующего безбожия были закрыты, разорены и уничтожены многие православные обители и храмы. «Пимен Старый» был закрыт одним из первых, а в 1932 году его снесли. Молитвами преподобного Пимена Великого и его небесным покровительством Ново-Пименовский храм оставался действующим, хотя дважды, в 1932 и 1934 годах, существовала серьезная угроза его закрытия и даже сноса.
В апреле 1922 года храм подвергся ограблению, официально именовавшемуся «изъятием церковных ценностей». Всего было «изъято» 12 пудов 38 фунтов 48 золотников золотых и серебряных изделий. Были также сняты колокола. Отец Михаил Стеблев, настоятель храма с 1911 по 1923 г., много сил положивший на благоукрашение дорогого ему храма, не смог перенести его разорения. Пожилой человек с уже подорванным здоровьем, он вскоре тяжело заболел и скончался.
Крестный ход, 1932 год. (фото из архива Н.С. Белинович, прихожанки и певчей храма в 1920-30е годы).
При новой власти, открыто заявлявшей о своих богоборческих устремлениях, верность Богу и Церкви значила исповедничество. Церковная жизнь в эти «окаянные дни» носила жертвенный характер. Обычные заботы по обеспечению жизни храма были своего рода подвигом. Участие в богослужении клириков и мирян сопряжено было с ежедневной и ежечасной опасностью ареста.
С 1923 по 1936 г., в самый тяжелый период открытых гонений и церковной смуты, храм преподобного Пимена Великого в Новых Воротниках оставался оплотом православия. Сюда приходили многие православные верующие из закрытых властями или захваченных обновленцами храмов. Настоятелем храма с 1923 по 1936 г. был протоиерей Николай Бажанов (1890-1959), сумевший вызвать к жизни угасавший было приход и тщательно оберегавший его от влияния обновленцев. Вместе с отцом Николаем трудились верные сыны Матери-Церкви – протоиерей Владимир (Соколов), пресвитер Иоанн (Плеханов) и диакон Алексий (Протопопов), которые закончили свой земной путь мучениками за веру Христову и Церковь и были впоследствии прославлены в лике святых Русской Православной Церкви.
Регент монах Пимен, о. Николай Бажанов, сщмч. Владимир Соколов,
д. Александр Любимов с певчими (1928 г.).
Протоиерей Владимир Соколов, священномученик (†1940), окончил в 1904 г. Московскую Духовную Семинарию и с 1907 г. служил в Пименовском храме псаломщиком. В 1924 году отец Владимир был рукоположен во иерея в этом же храме, затем возведен в сан протоиерея, и продолжал служить до 1936 г.
Пресвитер Иоанн Плеханов, священномученик (†1938), был рукоположен во иерея к Пименовскому храму в 1925 г. До этого отец Иоанн служил диаконом в Троицкой церкви Троицкого Патриаршего подворья на Самотеке после рукоположения его во диакона в 1920 году Святейшим Патриархом Тихоном (Белавиным, † 1925), при котором он служил поваром с 1917 года. Отец Иоанн был одним из самых верных и преданных св. Патриарху Тихону людей в его окружении и продолжал нести послушание повара, будучи уже в диаконском сане, до самой кончины Святителя. В 1923 г. отец Иоанн был арестован по обвинению в контрреволюционной деятельности и несколько месяцев находился в Бутырской тюрьме, но был освобожден за «не доказанностью преступления». После кончины Патриарха Тихона в 1925 году диакон Иоанн был рукоположен во священника ко храму преподобного Пимена Великого, в котором прослужил до ноября 1936 года.
Священномученик Алексий Протопопов (†1938; память 21 апр./4 мая) служил в Пименовском храме диаконом с 1930 по 1934 г. В 1937 году, будучи уже рукоположенным во иерея к храму в честь Казанской иконы Божией Матери в селе Казанском (в Московской области), о. Алексий был арестован по обвинению в «антисоветской деятельности» и заключен в Ногинскую тюрьму и скончался, находясь в заключении, 4 мая 1938 г.
При настоятельстве о. Николая Бажанова в Пименовском храме начинал свое церковное служение будущий Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен (1910-1990). В 1926 г. музыкально одаренный юноша, рясофорный инок Платон (в миру Сергей Извеков), имевший уже опыт управления церковными хорами, был приглашен отцом Николаем управлять большим (до 70 человек) молодежным хором. Юный регент быстро приобрел признание прихожан и отца Николая, в семье которого он стал частым и желанным гостем, живя неподалеку, в доме номер 7 по переулку Чернышевского. Во время долгих домашних бесед были затрагиваемы разные вопросы, говорили и о предстоящем монашеском постриге. Отец Николай советовал юному иноку принять имя прп. Пимена Великого и его Небесное покровительство.
В день обретения мощей свт. Димитрия Ростовского, 4 октября 1927 года, инок Платон, будущий архипастырь, принял мантийный постриг с именем Пимен, что в переводе с греческого означает Пастырь, в честь преподобного Пимена Великого. После принятия пострига молодой регент продолжал управление хором в Пименовском храме до сентября 1932 г., будучи с 25 января 1932 г. уже в иерейском сане. Из-за трудностей того времени к 1932 году хор храма сократился до 13-15 человек.
В эти годы посошником владыки Трифона был Александр Громов – родной брат Сергия Громова (1918-1995), впоследствии заслуженного протодиакона, служившего в Пименовском храме в 1961-1993 гг.
Священномученик Аркадий (Остальский, †1937) епископ Бежецкий, викарий Тверской епархии (память 19/29 декабря), приезжая в эти годы в Москву по церковным послушаниям, обычно останавливался на Валаамском подворье, а служил в храме преподобного Пимена Великого. За каждым богослужением владыка Аркадий обязательно проповедовал. Его проповеди и исповедь собирали много молящихся, желавших послушать вдохновенное слово пастыря, исповедоваться и причаститься Святых Христовых Таин.
Захват Пименовского храма обновленцами начался в 1936 году, когда настоятелем был назначен активный обновленец прот. Леонид Багрецов.
К немалой скорби православных, с 1938 г. храм стал резиденцией лидера обновленцев, лжемитрополита А.Введенского, после закрытия его прежней резиденции – церкви Спаса Преображения на Б.Спасской улице. С захватом храма начались репрессии против его православного духовенства.
Отец Николай Бажанов, назначенный сначала вторым священником, был затем перемещен в Дорогомиловский собор, а после его закрытия в храм Воскресения Словущего в Брюсовом переулке.
Отец Иоанн Плеханов был выслан из Москвы за стокилометровую зону в том же 1936 году. Некоторое время он жил в Волоколамске, а затем получил назначение в Ярославской епархии.
В один из его приездов в Москву, в январе 1938 г., отец Иоанн был повторно арестован и приговорен к расстрелу как «участник контрреволюционной монархической группы». Приговор был приведен в исполнение 25 марта 1938 года – отец Иоанн был расстрелян и погребён в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.
В августе 2000 года пресвитер Иоанн Плеханов причислен к лику святых Новомучеников Российских Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви.
Отец Владимир Соколов был переведен в 1936 г. в Петропавловский храм у Яузских Ворот, а 26 февраля 1937 года был назначен служить в храм Покрова Божией Матери на Лыщиковой Горе.
Не примирившись с захватом Пименовского храма обновленцами, православные священники и прихожане стали ходатайствовать перед властями о его возвращении. В марте 1937 года 11 числа перед храмом собралось множество православных, требовавших его возвращения. После этой акции, 20 апреля 1937 года был арестован и заключен в Бутырскую тюрьму отец Владимир Соколов по обвинению в организации мятежа и контрреволюционной агитации. После допросов, 2 июня 1937 года отец Владимира был приговорен к пяти годам заключения и отправлен этапом в Воркутинский Исправительно-трудовй лагерь, где он и скончался 9 сентября 1940 года, в день празднования памяти преподобного Пимена Великого, престольный праздник дорогого отцу Владимиру храма, в котором он, ревностный пастырь и преданный сын Церкви Христовой, прослужил почти всю свою жизнь.
Протоиерей Владимир Соколов канонизирован как местночтимый святой Московской епархии 28 февраля 2004 г., а как общецерковный – 20 апреля 2005 г.
Имена убиенных священников, пострадавших за веру и Церковь Христову в XX веке и вошедших в Собор Новомучеников и Исповедников Российских, неразрывно связаны с историей храма преподобного Пимена Великого, где они предстояли престолу Божию в годы лютых гонений и богоборчества. Верим, что святые мученики Христовы не оставляют своих молитв о храме сем и ныне, когда предстоят пред Престолом Небесного Царя Вседержителя. Икона святых новомучеников, священномучеников «Церковь же Православная да сияет неизменно своим благодатным светом. ». Корин Павел Дмитриевич.
Обновленчество прекратило свое существование после смерти А.Введенского в июле 1946 года. Храм преподобного Пимена Великого снова перешел в лоно Православной Церкви. Храм Преподобного Пимена Великого в Новых ВоротнНиколай Соколов запись закрепленаЛюдмила Катанская запись закреплена Если Вы не можете посетить храм, но хотите помолиться о своих близких — подайте записки о здравии и об упокоении онлайн. С 1.11.2021г., ввиду новых ограничений, связанных с пандемией коронавируса, в храме прп. Пимена Великого в Новых Воротниках будут принимать записки ОНЛАЙН. а) Отправьте письмо на электронную почту (адрес см. ниже). б) Текст записки разместите в самом письме, НЕ прикрепляйте файл к письму. в) В начале письма укажите название требы: записка на Литургию, сорокоуст, молебен, акафист, панихида; о здравии или о упокоении. а) В записке напишите имена православных христиан (крещеных в Православной Церкви). 2. КАК ПИСАТЬ ИМЕНА: б) в родительном падеже Богослужения в храме: Божественная Литургия – смотрите расписание на сайте храма. Общий молебен разным святым – во все дни, после Литургии. Укажите в записке кому: Пресвятой Богородице, имя святого, Благодарственный молебен Спасителю. Общая панихида – во все дни, после Литургии. Акафисты – три раза в неделю, в 17.00, расписание смотрите на сайте. Дополнительная информация: тел. +7 (962) 918-01-67, свечной ящик храма. ПОЖЕРТВОВАНИЯ ЗА ТРЕБЫ СОБИРАЮТСЯ на карту Сбербанка: 2202 2032 2992 2762, имя держателя карты – Елена Николаевна Ч., в тексте платежа укажите – «ПОЖЕРТВОВАНИЕ НА ХРАМ». Благодарим всех жертвователей за помощь храму в это непростое для всех нас время! Расписание Богослужений на сайте храма: www.stpimen.com Ориентировочная величина пожертвования: Записка на литургию (о здравии или об упокоении) до 12 имен Сорокоуст (о здравии или об упокоении) – 1 имя Молебен до 12 имен Панихида до 12 имен Акафист до 12 имен Людмила Катанская запись закрепленаЛюдмила Катанская запись закрепленаЛюдмила Катанская запись закрепленаДорогие братья и сестры! В доме причта нашего храма прп. Пимена Великого в Новых Воротниках, «Дороги святителя Луки», Проект «Миссия – Врач». Приглашаем на экскурсию: Записаться на экскурсию: + 7 (916) 882-80-87, экскурсовод Никита Ткачев. Экспозиция выставки «Дороги святителя Луки» состоит из восьми мобильных стендов: «Художник в хирургии», «Мученик и патриот», «Неведомые нам пути жизни нашей», «Врач в больнице, в тюрьме, в ссылке», «Мировая наука и служение в провинции», «Монах — воспитатель детей», «Святитель Лука и выдающиеся врачи-современники», «Центр наследия святителя Луки». Цель выставки — познакомить людей с научными открытиями святителя Луки, его врачебной деятельностью и исповедническим подвигом. В экспозиции выставки использованы фотоматериалы, рисунки, воспоминания современников и мемуары святителя Луки. Проект «Миссия-врач» организован Феодоровским женским монастырем при поддержке Фонда президентских грантов. является частью программы развития Центра Святителя Луки в Переславле-Залесском. Храм пимена великого в новых воротниках официальный сайтСлез твоих теченьми пустыни безплодное возделал еси, и иже из глубины воздыханьми во сто трудов уплодоносил еси, и был еси светильник вселенней, сияя чудесы, Светлых подвиг твоих, преподобне отче, наста днесь святая память твоя, души благочестивых веселящи, Пимене богомудре, отче наш преподобне.
«Радуйся, светильниче молитвы неугасающий!» О дин из величайших представителей древнего монашества, преподобный и Богоносный отец наш Пимен Великий родился около 340 года в Египте. С раннего детства преподобный выразил особенное расположение к монашеству как к духовной науке, как к науке из наук. Совсем еще молодым юношей с двумя своими братьями он ушел в один из монастырей в египетской пустыне Скитос, где все трое приняли иноческий постриг в 356 году. Проводя время в строгом посте и молитвенных подвигах, преподобный достиг такой высоты добродетелей, что вошел в совершенное безстрастие. Для многих иноков авва Пимен был духовным наставником и руководителем. Для назидания себя и других они записывали его наставления, полные глубокой мудрости и облеченные в простые, доступные всем формы. Авва Пимен говорил: «Человеку необходимо соблюдать три главных правила: бояться Бога, часто молиться и делать добро людям. Злоба никогда не уничтожит злобы; если кто тебе сделал зло, сделай ему добро, и твое добро победит его злобу». Изречения аввы Пимена, его образ мыслей всегда всеми святыми иноками признавались драгоценным, бесценным сокровищем, духовным заветом и наследием православному монашеству. Прославившись святостью своей жизни и глубокой назидательностью своих поучений, имея около 110 лет от рождения, египетский пустынник скончался ок. 450 г. Вскоре же он был признан святым угодником Божиим и в знак великого смиренномудрия, скромности, правдивости и самоотверженного служения Богу получил наименование Великий. Жизнь преподобного Пимена Великого, его служение людям являют нам яркий пример духовной красоты и величия православного подвижничества IV – V веков. Память преподобному Пимену Великому Церковь празднует «Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущие. З авещанное преподобным Сергием Радонежским, святым «игуменом земли Русской», почитание Святой Троицы стало одной из наиболее глубоких и самобытных черт русской церковности. В старину на Руси возводилось множество храмов и обителей во имя Троицы Живоначальной «чтобы постоянным взиранием на Нее побеждался страх ненавистной розни мира сего». В дореволюционной златоглавой Москве, среди её древних святынь насчитывалось около пятидесяти Троицких церквей. Однако некоторые их них были названы не по посвящению главного Троицкого престола, а по имени святого, во имя которого был освящен один из церковных приделов – два Сергиевских, два Никольских… и два Пименовских храма, старый в Старых Воротниках и новый в Новых Воротниках, что в Сущеве. По милости Божией, под Покровом Пресвятой Богородицы, молитвами преподобного Пимена Великого и под Первосвятительским омофором Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла храм и приход преподобного Пимена Великого в Новых Воротниках и ныне продолжает свое служение во славу Божию, в лоне Русской Православной Церкви. Начало истории этого храма относится к середине ХVII века. Основание ему было положено в 1658 году, в царствование государя Алексея Михайловича (1645-1676) при Патриархе Никоне (1652-1666). Государь Алексей Михайлович
Воротники были частью постоянного гарнизона крепости и относились к разряду служилых людей «пушкарского чина», т.к. в широкий круг их обязанностей входило обслуживание имевшейся при крепостных воротах артиллерии. Основной же обязанностью воротников было несение постоянной караульной службы у крепостных ворот, запиравшихся на ночь, хранение ключей от них и защита их при нападении врагов, а также выполнение некоторых технических функций, т.к. воротные башни средневековой крепости были весьма сложным инженерным сооружением, требующим определенных технических навыков. Жили воротники закрытыми слободскими поселениями сначала у башен Кремля, а затем у ворот Белого города, в Земляном городе. Они имели земельные наделы, могли заниматься огородничеством и разными ремеслами, но всегда должны были быть готовы на государеву службу. Вступавший в воротники «приводился к вере» (т.е. к присяге): «Будучи в той воротничьей службе, всякую его государеву службу служить и на карауле стоять, где по наряду указано будет, со своею братиею в равенстве». «Москва. Ворота Белого Города, XVII в.» Художник А. Васнецов При государе Алексее Михайловиче «тишайшем» древняя столица переживала бурный рост и развитие. Возводилось множество новых каменных храмов и палат, перестраивались старые церкви, умножались их святыни. Но частые пожары снова и снова опустошали город. Страшной бедой обернулась для Москвы и её жителей эпидемия чумы 1654 года и сопутствовавшие ей пожары. Болезнь унесла жизни многих тысяч москвичей, а огонь уничтожил большую часть деревянного города. Необходимость усиления противопожарных мер с изменением структуры заселения разраставшейся столицы стала к этому времени особенно острой. По царскому указу бoльшая часть слобод, располагавшихся в густо заселенном Земляном городе, выводилась за его пределы, в ближайшие пригороды. Так, в 1658 году слобода воротников, располагавшаяся между Тверскими и Дмитровскими воротами, переселилась чуть севернее, в старинное окраинное село Сущево, где образовалась Новая Воротниковская слобода. Здесь, в живописном месте, на берегу большого красивого пруда новоселы сразу выстроили себе деревянную церковь с главным престолом во имя Живоначальной Троицы и приделом в честь преподобного Пимена Великого, которого воротники издревле почитали своим Небесным покровителем. Новая церковь почти в точности повторяла уже имевшуюся у воротников на их прежнем месте старую Троицкую церковь, которая также имела Пименовский придел, и которая (согласно сохранившимся документам) была «перенесена» ими «со старого места», по-видимому от стен Кремля, к Тверским воротам еще в 1493 году (в связи с расширением Кремля и строительством новых кремлевских стен в 1485-1516 гг.). Таким образом, у стражей московских ворот возникло две святыни – два одноименных храма, в просторечии именуемых «Пимен Старый» и «Пимен Новый» – два свидетельства особого почитания этими служилыми людьми великого египетского аввы, наставника монашествующих, учителя смирения и послушания. В чем же причина такого почитания этого святого московскими воротниками? Когда затеплилась первая лампада в возведенном ими в его честь храме? По мнению многих историков, ответ на эти вопросы следует искать в описаниях трагических событий 1382 года, когда ордынский хан Тохтамыш, после безуспешной трехдневной осады Москвы, укрепленной новой белокаменной крепостной стеной, обманом заставил доверчивых москвичей отворить городские ворота, ворвался с войском в город и полностью разорил его. Уцелели только крепкие, белокаменные крепостные стены и башни. Случилось это, как свидетельствует летопись, 26 августа вечером, в канун дня памяти преподобного Пимена Великого, празднуемого Церковью 27 августа (9 сентября по новому стилю). Осада Москвы Тохтамышем
Созидание храма Божия есть не только факт истории, но прежде всего факт жизни духовной. Поэтому очевидно, что посвящение преподобному Пимену Великому придела возведенного воротниками храма явилось свидетельством глубокой и неразрывной связи в Церкви всех святых, просиявших от древности до наших дней во всех землях и во всех народах. Верующие люди на Руси всегда любили молиться самым великим и строгим подвижникам древности, светильникам Божиим первых веков христианства, обращаясь к ним за молитвенным предстательством и в радости и в скорби.
Храм прп. Пимена Великого в Новых Воротниках,
Н овая деревянная Пименовская церковь простояла недолго – сгорела при пожаре 1691 года. По благословению Патриарха Адриана она была выстроена вновь в 1696-1702 гг., но уже в камне, и освящена в 1702 году с теми же престолами – главным Троицким и приделом во имя преподобного Пимена Великого. Архитектурный облик новой каменной церкви был характерен для конца XVII века, периода «московского барокко». Это был простой одноапсидный храм, «восьмерик на четверике», завершенный восьмигранным глухим барабаном с небольшой главкой, с одним южным приделом и трапезной, к которой с запада примыкала невысокая колокольня. В XVIII столетии, с переводом столицы на берега Невы и с потерей военного значения московских укреплений, воротники стали профессионально невостребованными и оказались на положении обычных городских жителей. Постепенно стал исчезать и слободской уклад с однородным населением. Наиболее предприимчивые из слобожан уходили в вольные торговые промыслы, пополняя купеческое сословие. Так, постепенно прихожанами «Нового Пимена» становились обычные горожане разных сословий – рабочий люд и мещане, «благородные» и купцы, крепостные крестьяне и вольноотпущенные, служащие разных заведений и военные. По данным «Древней Вивлиофики» в 1722 году в приходе насчитывалось 170 домов. Благочестивым попечением состоятельных прихожан храм неоднократно поновлялся, перестраивался и благоукрашался. В 1760-1770 годы была значительно расширена трапезная. Тогда же была возведена новая колокольня, которая была вновь перестроена во второй половине XIX столетия. В период с 1796 по 1806 гг. был устроен, а в 1807 г. освящен второй, северный придел во имя Владимирской иконы Божией Матери. О создании этого придела сохранилось благочестивое предание, по которому однажды, на месте строительных работ по расширению трапезной, игравший здесь слепой мальчик прозрел, после того, как поднял с земли какой-то предмет и потер глаза рукой, державшей этот предмет. В руке своей прозревший мальчик увидел высеченную в камне маленькую икону Божией Матери, Её Владимирский образ. Во имя этой иконы и был освящен второй придел в память совершившегося от нее чуда. А иконочка эта долгое время хранилась в храме и еще в начале XX века находилась на специальном аналое за солеей, против иконы преподобного Пимена, среди других святынь храма. Дальнейшая судьба этих святынь и каменной иконки неизвестна. Ясно только, что их исчезновение связано с событиями периода богоборчества. Так, через посвящение нового придела Владимирской иконе Божией Матери – патрональной иконе града Москвы – в духовной истории Пименовского храма соединились события русской церковной истории конца XIV века. Ровно через 13 лет после упомянутого Тохтамышева разорения Москвы, в тот же день 26 августа (8 сент. н. ст.), но уже 1395 года, произошла встреча московским духовенством во главе со святителем Киприаном чудотворного образа Богородицы, принесенного из Владимира в столицу. Москвичи со страхом ожидали нападения полчищ Тамерлана, готовясь постом и молитвой «встретить гнев Божий в душевной и телесной чистоте». На этот раз предстательством Заступницы Усердной город был спасен – грозный завоеватель отошел от Москвы в тот самый день и час, когда произошло торжественное «сретение» чудотворной иконы. По прошествии почти шести столетий, в день празднования Владимирской иконы Божией Матери 21 мая (3 июня н.ст.) 1971 года, по благословению Царицы Небесной была совершена интронизация Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена (Извекова), юношей принявшего в монашеском постриге имя и Небесное покровительство преподобного Пимена Великого. Владимирская икона Божией Матери
Во второй половине XIX столетия возникла необходимость значительного расширения храма. В прошении от 16 мая 1879 г., подписанном настоятелем храма протоиереем Александром Никольским (1813-1885), старостой и приходским советом, сообщалось, что церковь «оказывается по числу прихожан весьма тесною». По проекту архитектора Д.А. Гущина, в 1881-1882 гг. были удлинены на восток оба придела, полностью перестроены алтарные апсиды, в результате чего иконостасы всех трех алтарей вышли на одну линию. Были поновлены росписи и внешняя отделка храма, добавлены новые элементы барочного декора в духе позднего XVII века. Фасады церкви получили при этом новое декоративное оформление, выдержанное в духе эклектики, воспроизводящей формы «русского стиля» и «московского барокко». Теперь, по словам современников, когда-то «тесная и довольно мрачная церковь» стала одним из «обширнейших храмов Москвы, отделанных с истинно изящным великолепием». Государь Император Святитель Иоанникий Хоругвь (работа А. Кузьмичева,
Храм приобрел тот внешний вид и те размеры, которые сохранились до наших дней. Максимальная длина его составила 45 метров, ширина около 27 метров, общая площадь (без солеи и алтаря) около 600 квадратных метров, что позволяет вместить на праздники до 4000 богомольцев. План-схема храма (2008 г.) После завершения работ по расширению храма, в 1897 году было начато обновление его внутреннего убранства. Приходской совет во главе с настоятелем, о. Василием Славским (1842-1911) и старостой, купцом С.С.Крашенинниковым, принял решение использовать в качестве образца эскизы росписей Свято-Владимирского Собора в Киеве, выполненных к 1896 г. лучшими мастерами своего времени – В.М. Васнецовым, М.В.Нестеровым, М.А.Врубелем, П.А.Сведомским, В.А.Котарбинским и др. Главная роль в создании храмовой росписи Владимирского собора принадлежала В.М.Васнецову, основоположнику особого «русско-византийского стиля» в живописи. Идея преемственности русского православия от Византии, включенности русской Церкви в историю Вселенского православия легла в основу программы создания нового внутреннего убранства Пименовского храма. Автором проекта и руководителем работ был назначен признанный мастер «русского модерна», выдающийся архитектор Ф.О.Шехтель (1859-1926). Обратившись к возможностям византийского стиля, Ф.О.Шехтель создал проект, по которому группой талантливых мастеров (П.А.Баженовым, росписи; И.А.Орловым, резьба; А.Кузмичевым, ризы на иконах; и др.) за десять лет работ был выполнен один из лучших храмовых интерьеров, созданных в Москве на рубеже XIX-XX веков, отличавшийся необыкновенным величием, гармонией и красотой. Таким он, благодарение Богу, сохранился и до наших дней. Интерьер Пименовского храма, начало ХХ века. (Фото из архива протод. Сергия Голубцова, Синодальная библиотека). Иконостасы всех трех смежных между собой алтарей были объединены в единый двухъярусный ансамбль, выполненный в византийском стиле из белого итальянского мрамора. При всей своей обширности и нарядности декора, иконостас поражает строгим изяществом и чистотой своих линий. Его великолепная резьба (работа И.А.Орлова) воспроизводит раннехристианскую, византийскую духовную символику. Мраморный декор включает растительный орнамент, пальмовые ветви – символ Царствия Небесного, «Чашу спасения», разные формы креста, хризмы, «альфа и омега», гроздья винограда и побеги виноградной лозы. Арка центрального иконостаса увенчана крестом в виноградной лозе – символом Воскресения Христа и жизни вечной. Бронзовые с позолотой решетчатые Царские Врата, прекрасно гармонирующие с белым мрамором, открывают вид на запрестольные образы росписи алтаря. Над иконостасом как бы парит огромный величественный Васнецовский образ Царицы Небесной, словно шествующей по облакам с Богомладенцем на руках навстречу молящимся. Интерьер главного храма (2008 г.) Стены и своды храма украшают росписи, выдержанные в русско-византийском стиле. Под сводами – 18 сюжетных композиций (включая запрестольные и иконостасные) на евангельские темы; на стенах и столпах – 120 ростовых иконописных образов святых, «человеков Божиих», служивших Господу в земной жизни во имя жизни Небесной. Росписи всех трех алтарей посвящены, в основном, святым первых веков христианства – египетским подвижникам, святителям, преподобным, учителям Церкви и исповедникам веры Христовой. В главном куполе – изображение Спаса Вседержителя (Благословляющего) в окружении хора ангелов. В левой руке Спасителя Евангелие, где золотом горят слова «АЗЪ ЕСМЬ СВЕТЪ МIРУ». Господь Вседержитель и хор Ангелов (роспись главного купола) Роспись сводов четверика основного объёма. Паникадила. «Распятый Бог-Сын». Роспись западной стены главного алтаря (композиция В.М. Васнецова). Алтарь главного храма. Пасха Христова, 2008 г. В росписи храма присутствуют и декоративные элементы русско-византийского стиля – растительные узоры и ленточный орнамент, который «поддерживает» живопись, собирает все ее детали воедино. В лентах орнамента – строки из Евангельских текстов и молитвословий. О «деле спасения нашего» повествуют и живописные композиции на Евангельские темы и образы святых апостолов, мучеников, святителей, преподобных, благоверных князей и святых жен, подвигом веры прошедших чрез дверь храма земного в Святилище вечной Славы Божией. В этих образах – вся история Православия, все порывы духа, ищущего подвига и правды. Живопись храма в целом – и по византийской стилистике, и по сюжетам, и по составу изображений святых – придает его внутреннему убранству величественный, вселенский характер и наполняет его необыкновенной гармонией и красотой. Благовещение Пресвятой Богородицы. Освящение обновленного и благоукрашенного храма совершалось поэтапно, по мере выполнения работ. Пименовский придел был освящен 22 января 1900 года. Через семь лет, 27 декабря 1907 года, был освящен главный Троицкий храм и придел в честь Владимирской иконы Божией Матери. Освящение и литургию совершало местное духовенство при большом стечении молящихся. В начало страницы
|