храм покрова на нерли адрес
Церковь Покрова на Нерли
Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»
Жемчужина Древней Руси: храм Покрова на Нерли близ Владимира
По всему миру Церковь Покрова на Нерли известна как один из символов Древней Руси. Она занимает особое место среди православных святынь Руси домонгольского периода, уцелевших до нынешних времен.
Созданная более восьми веков назад, церковь безмолвно наблюдает за сменой эпох, восхищая лаконичной стройностью и возвышенной легкостью линий.
Где находится церковь Покрова на Нерли
Адрес храма, сайт и телефон
Адрес: пос. Боголюбово, ул. Вокзальная, 8, Суздальский район, Владимирская область, 601270
Храм строили неподалеку от городка Боголюбово, когда Владимиро-Суздальское княжество переживало свой расцвет и было очень могущественным. Тогда этот населенный пункт назывался Боголюбый, он был цветущим и сильным. В наше время это сравнительно крупный поселок, где проживает около четырех тысяч человек.
Церковь возвышается на живописном заливном лугу, через который проложены две вымощенные дороги.
Церковь Покрова на Нерли
История Боголюбово началась в 1158 году, когда там возникла резиденция второго сына ростово-суздальского князя Юрия Долгорукого. Князь Андрей Юрьевич выстроил замок, частично сохранившийся до наших дней, после явления ему Богоматери. Это случилось, когда Боголюбский вез икону Божией Матери из Владимира в Ростов и в дороге был вынужден заночевать в поле, т.к. лошади отказывались идти дальше. Князь долго и усердно молился в своем шатре, и тогда Пресвятая Богородица повелела установить образ во Владимире.
Посчитав, что эта местность особо люба Богу, правитель дал ей соответствующее название. Клязьма тогда текла у самого холма, что позволяло «запереть» водный путь из Ростова и Суздаля. Позже у места впадения в Клязьму реки Нерль и появилась церковь. Некоторые историки считают, что возведение храма выражало желание Андрея Юрьевича самому устанавливать порядки в своих землях. Князь словно дал знак стремившимся к власти боярам, чтобы они даже не пытались противиться его воле.
Впоследствии на этом месте появились княжеские палаты, а самого князя начали называть Боголюбским. Для его замка был создан особый образ о чудесном видении Богоматери. Вплоть до смерти Андрея Юрьевича город был довольно крупным. Периметр его внешних укреплений уступал тогда по масштабу лишь Киеву и Смоленску.
Икона Божией Матери Боголюбская
Днем основания Свято-Боголюбского монастыря и написания Боголюбской иконы Божией Матери считается 1 июля. Дошедшая в подлиннике до наших дней икона на протяжении многих столетий остается особой святыней Владимиро-Суздальской земли. Сейчас образ находится на реставрации. Над восстановлением реликвии уже более десяти лет трудятся лучшие специалисты.
Как правильно расставить ударения в наименовании храма
Храм Покрова на Нерли (ударения на гласные а, а и и).
Как добраться паломникам
Чтобы посетить храм, необходимо сначала доехать до поселка Боголюбово, который от Владимира отделяют 13 км. Сейчас в этом направлении следуют автобусы маршрутов NoNo 18с, 53 или 102. Можно добираться по железной дороге, станция будет ориентиром для дальнейшего пути.
Выезжая из Владимира на автомобиле, нужно направляться по трассе М7 в сторону Нижнего Новгорода. Когда позади останется Боголюбский монастырь, следует на светофоре повернуть направо. После этого путь резко пойдет вниз до станции «Боголюбово». В этом месте машину придется оставить на стоянке. Храм окружен заповедной территорией, автотранспорт там использовать категорически запрещается.
От железной дороги маршрут пролегает по дорожке, вымощенной камнем, через Боголюбовский луг. Длина ее составляет около полутора километров. Есть еще одна дорога, которая продолжена вдоль берега Нерли. Она шире, но путь по ней будет более продолжительным.
При весеннем разливе церковь становится практически отрезанной от «большой земли». В это время нужно будет договариваться с местными жителями о том, чтобы добраться до церкви на лодке. Многие паломники выбирают именно этот период, потому что посещение храма, окруженного поднявшейся водой, производит особое впечатление.
Расположение на карте
Когда храм открыт для посещений, ведутся ли богослужения
Церковь Покрова на Нерли открыта каждый день. Храм можно посетить с 8 до 18 часов. Перед поездкой лучше предварительно уточнить информацию на официальном сайте.
Литургию в храме совершают в престольный праздник (Покров Пресвятой Богородицы — 14 октября) и в Господские двунадесятые праздники.
История
Величественные здания из белого камня стали создавать в Залесье еще во времена правления Юрия Долгорукого. В течение 1152 года по его приказу возвели Спасский собор в Переславле-Залесском и церковь Бориса и Глеба в Кидекше, которые можно увидеть и в наши дни. К сожалению, многие церкви того периода не дошли до наших дней.
Боголюбский активно продолжал дело своего отца, привлекая для строительства европейских мастеров. Поэтому в храмах, которые возводились в его времена, начала появляться романская символика. В частности, грифон, несущий лань, трактовался в зодчестве Западной Европы как символ Христа и трепетной души христианина.
Археологические раскопки, которые велись у храма, позволяют сделать выводы о том, как в прошлом могли выглядеть утраченные элементы. Исследователи полагают, что от церкви спускалась лестница к берегу Нерли, где находилась пристань. За столетия река изменила свой ход, сместившись к востоку. Теперь в этом месте лишь небольшой водоем. Однако в древности Нерль была гораздо более полноводной. Белокаменная церковь при этом была издалека видна с кораблей, которые там проходили.
Историки продолжают вести споры о том, когда именно проводились работы по возведению этого храма. В сохранившихся летописных источниках точных сведений об этом событии содержится очень мало. Иногда записи даже противоречат друг другу. В Кратком Владимирском летописце можно встретить упоминание о двух каменных церквях, выстроенных по приказу Боголюбского возле его резиденции.
Век и год создания
Можно сказать с уверенностью только то, что построен храм в XII веке. Считается, что он мог появиться в период, ограниченный 1158 и 1166 годами. Предположения о более конкретных датах тесно связаны с причинами, по которым было принято решение о начале строительных работ. В частности, в «Житии князя Андрея Боголюбского» 1702 года есть упоминания о том, что храм смогли возвести в течение одного сезона. Церковь выстроили в память о сыне Боголюбского Изяславе Андреевиче, умершем совсем молодым.
Сын князя скончался во Владимире, возвратившись из похода, от тяжелых ранений, в сентябре или октябре 1165 года. По одной из версий, именно после этого скорбного события Боголюбский повелел возвести церковь на берегу Нерли.
Однако судя по данным Владимирского летописца, создававшегося в XVI веке, уже в 1158 году на Руси имелся храм Покрова Пресвятой Богородицы. Первая церковь с таким посвящением на протяжении почти двух столетий оставалась единственной. По крайней мере, никаких доказательств иного историкам пока обнаружить не удалось.
Праздник Покрова Пресвятой Богородицы
Говоря об истории создания этой церкви, нельзя не коснуться истории самого празднования Покрова, который не входившим в греческие богослужебные уставы. Упоминания о нем встречались исключительно в отечественных месяцесловах. Сведений в источниках Византии о нем нет, либо их отыскать ученым пока не удалось. Празднования в других странах распространились уже с Руси.
Покров Пресвятой Богородицы
Праздник был установлен именно князем Андреем после произошедшего с ним летом 1164 года чудесного явления. Дружина Боголюбского отправилась тогда в поход волжских булгар. Перенимая византийские традиции, русские воители брали с собой образа, защищавшие и помогавшие им. По легенде, в решающий момент от иконы Спаса Владимирской Богоматери начали исходить лучи пламени. Противник был разбит, а позже возник замысел о создании храма на берегу Нерли, рассказывает летописец.
Проложное сказание и текст службы на Покров можно встретить в списках, датированных периодом XIII—XIV веков. Как писал выдающийся археолог советского времени Николай Воронин, Боголюбский вместе с епископом установили этот праздник и посвятили ему Покровскую церковь на Нерли, не получив предварительно санкцию киевского митрополита.
Правитель сильнейшего в те времена Владимиро-Суздальского княжества воплотил идею об особом покровительстве Богоматери его земель и людей, которые их населяли. В результате в устав этот праздник был включен в ХІІ веке.
Особенности архитектуры
При взгляде на Покровскую церковь возникает ощущение свободы и устремления ввысь, невесомости и хрупкости. Вытянутый барабан, у которого вертикаль вдвое больше диаметра, формирует утонченность силуэта и иллюзию еще большей легкости.
Церковь Покрова на Нерли
Кто построил церковь
По одной из версий, Покровская церковь была т.н. парадным храмом, возвышавшимся у входа в земли Владимирского княжества. Все, кто приближался к нему по воде, могли издалека заметить величественный силуэт со своих кораблей. Возможно, правитель хотел продемонстрировать мощь своих владений, которые тогда действительно претендовали на место нового политического и духовного центра северо-восточной Руси.
Изначальный вид храма и пристани на Нерли. Реконструкция Н. Воронина.
Сложность такого сооружения с точки зрения инженерной мысли требовала осадки в течение как минимум года. Такие предположения ставят под сомнение возможность строительства за один сезон, как упоминается в некоторых источниках. На булыжники укладывали тесаный известняк, чтобы получилась возвышенность квадратной формы. Затем ее засыпали землей, после чего там образовался огромный искусственный холм. Первоначально и он имел белокаменную облицовку.
Стиль
Князь пригласил итальянского архитектора и мастеров из разных других стран, чтобы воспользоваться последними достижениями европейской цивилизации. В результате в архитектуре слились две традиции — романская и византийская, в соответствии с которой была выполнена планировка. Крестово-купольная конструкция, символизирующая модель мира, обращена на четыре стороны света. Надо всем возвышается купол, олицетворяющий свод небесный, или престол Божий.
Здание возводили по традиционному для XII века типу, в виде небольших размеров крестово-купольного храма. Он имеет три продольные и три поперечные нефа, в западном из которых размещены «восходние полати», создававшиеся специально для князя. Строители строго соблюдали правила тех времен, однако особый пропорциональный строй позволил добиться необычного эффекта.
Строители перетянули конструкции изнутри дубовыми сваями, что позволило добиться большего уровня прочности. Несмотря на кажущуюся хрупкость, храм выстоял на протяжении многих столетий. Белый камень и элементы отделки создавались в манере, свойственной Западной Европе тех времен.
Экстерьер
Храм Покрова на Нерли, первоначальный вид.
Церковь выделяется среди белокаменных храмов Владимиро-Суздальского княжества своими размерами, считаясь самой небольшой и очень грациозной. Ширина ее чуть превышает 10 м, а внутренняя высота составляет 20,8 м.
Поначалу храм выглядел совершенно иначе, его окружала крытая галерея, конструкции которой были щедро украшены разнообразными мифологическими существами. Эта часть, являясь очень хрупкой, разрушилась уже в средние века. В свое время она выполняла особые функции — по ней Боголюбский мог подниматься на хоры для совершения молитв. На внешней стене церкви (обращенной на юг) и сейчас можно заметить дверной проем. В древности именно через него князь попадал на специально обустроенное место, возвышаясь над всеми.
Это обозначало, что правителя выделяет среди обычных людей Богом данная власть. Наверх, по мнению некоторых историков, князю носили Причастие. На том же уровне с внешней стороны здания располагались и изображения царя Давида, что дополняло общую символику.
Во время ремонта, проводившегося во второй половине XIX века, здание церкви без особой надобности обвязали стяжками из железа. Тогда же поврежденные рельефы было решено заменить на копии, выполненные из гипса. Но даже в измененном виде они дают представление о замысле князя и мастеров, возводивших храм.
Церковь Покрова на Нерли — первая в Древней Руси (из уцелевших на сегодняшний день), у которой фасад украшен скульптурными элементами. Позднее они стали обязательными для архитектурных памятников Владимиро-Суздальского княжества. Рельефы, изображающие царя Давида на троне с псалтирью, резчики выполнили на закомарах с трех сторон.
Иллюстрируя концепцию «царь-пастырь — народ-паства», правитель окружен парами голубей и львов. Для христиан царь и пророк Давид издавна служит образцом могущественного и одновременно очень мудрого правителя, который отличался справедливостью. В Средние века немало государей украшали свои европейские дворцы его изображениями, как и царя Соломона. В нашей стране это более всего было выражено в храмостроительной деятельности владимирских князей Андрея Боголюбского и его младшего брата Всеволода III, известного под прозвищем Большое гнездо.
Расположенные по обеим сторонам от царя Давида голуби являют собой символ Святого Духа и кротости. В связке со львами они довольно часто встречаются в романской архитектуре. Выполнялись эти элементы различными мастерами. Но каждый из них оставлял рядом надпись «СТЪ ДВДЪ».
Львы, ставшие личным символом правителей Владимиро-Суздальских землей, начали появляться в этом качестве как раз во времена Боголюбского. Величественный хищник сохранился на современном гербе города Владимира. На стенах храма Покрова на Нерли он запечатлен в многочисленных вариантах. Кроме того, скульптуры львов могли украшать пристань у холма, считают исследователи. Фрагменты этих конструкций позже были найдены археологами.
Историки выдвигают предположения о том, что на оформление храма могли повлиять и связи с Грузией, ведь старший сын Боголюбского Юрий был супругом знаменитой царицы Тамары. Период ее правления называют «золотым веком» в истории Грузии. В православии причислена к лику святых. В русских житиях ее именуют иногда как Тамара Великая.
Резная символика Покровской церкви, по мнению некоторых исследователей, схожа с элементами фасада собора Свети-Цховели. Кафедральный патриарший храм Грузинской православной церкви в честь двенадцати Апостолов создавался в древней столице в период 1010—1029 годов.
Как выглядит храм внутри
Первоначальное живописное убранство, на долю которого за столетия выпало множество испытаний, до сегодняшних дней совершенно не сохранилось. Поврежденные фрески, покрывавшие в древности внутреннюю поверхность стен, полностью уничтожили в 1877 году. Последними роспись видели те, кто проводил тогда очередное «поновление».
На стенах можно заметить выцарапанные рисунки и надписи, которые оставили после себя прихожане. В частности, кто-то еще в XII веке запечатлел там очертания самой церкви. Спустя три столетия там появились бегущие по лугу лошади с шутливой репликой.
Советский археолог Николай Воронин, являвшийся видным специалистом по древнерусскому зодчеству, так описывал внутреннее убранство:
Судьба храма в последующие века
Новая веха в истории храма началась после кончины Боголюбского, вероломно убитого в его же замке своими боярами. Русский правитель погиб в ночь с 28 на 29 июня 1174 года. Во искупление этого злодеяния в Боголюбове спустя некоторое время было решено создать монастырь. Когда именно это случилось, никто не знает. Предположительно, обитель появилась при преемниках Андрея Юрьевича, уже в начале XIII века. Примерно в тот же период женский монастырь мог возникнуть и на берегу Нерли.
Храм и его галереи впервые пострадали, когда народные волнения обхватили те места после убийства князя. После волны сражений, происходивших в период княжеских междоусобиц, наступил тяжелый период татарского разорения.
При Екатерине II монастырь при церкви, как и множество других, был упразднен. Вскоре после этого храм едва не разобрали на камень. Владимирский епископ даже выдал соответствующее разрешение игумену Боголюбовского монастыря, который хотел строить новые врата. Однако ему не удалось договориться с крестьянами. Возникшие разногласия с подрядчиками, которых не устраивала сумма, обещанная за разборку, и спасли тогда этот уникальный храм.
Советские годы
В 1927 году в Боголюбов монастырь прибыли беспризорники, для которых власти решили организовать там специальное заведение. Руководству губернского музея удалось тогда заключить с властями особое соглашение об организации экскурсий к уникальным памятникам XII века. В результате сотрудники получили возможность периодически осматривать состояние монастыря и церкви. Придя туда в очередной раз, музейщики не смогли скрыть ужаса — помещения изменились до неузнаваемости.
Несмотря на государственную охрану, молодое поколение варварски относилось к многовековым зданиям. Когда пионеров отправили на лето к Покровскому храму, они практически во всем подражали взрослым. Забирая иконы из иконостаса и разводя костры в притворе, беспризорники совершенно не сомневались в правильности своих действий. До этого они видели, как кипятят воду в Андреевском придельном храме Боголюбова монастыря, а в часовне, куда в XII веке были принесены останки убитого князя Андрея, и вовсе организовали склад.
Вскоре после этого обезглавленная Трехсвятительская церковь была превращена в жилые помещения. Эти порядки сохранялись там в течение более сорока лет.
Церковь Трех святителей в наши дни.
Не так давно в местных архивах обнаружились документы, рассказывающие о довоенных временах. Бумаги свидетельствуют, что в 1941 году, незадолго до начала ВОВ над церковью Покрова на Нерли снова возникла угроза разрушения. План по созданию ГЭС предполагал затопление обширной территории.
Владимирский краеведческий музей успел связаться с гидростротелями. Специалисты убеждали начальство Ковровского гидроузла, что речь идет об уникальном памятнике, который находится под защитой государства — храм нельзя трогать, не получив разрешение из Москвы. Началась долгая бумажная волокита, в рамках которой пытались согласовать сооружения, способные обезопасить Покровскую церковь.
Ведущие советские ученые, обеспокоенные планами по созданию водохранилища, готовились к поездке в Боголюбово, чтобы оценить ситуацию. Было очевидно, что необходимо геологическое обследование. Приезд экспертов из Академии архитектуры планировался на 24 июня 1941 года. Состоялся ли он, архивы умалчивают. В военный период обо всех мероприятиях по созданию плотины пришлось забыть, и потом они уже никогда не возобновлялись. Не поднимались впоследствии и вопросы затопления земель в Суздальском районе.
Каково положение уникального храма в наши дни
В 1992 году Покровскую церковь и еще ряд других древних храмов и памятников зодчества Владимирщины внесли в перечень Всемирного наследия ЮНЕСКО. Масштаб значения этих православных святынь, их роль в истории и культуре человечества получили официальное подтверждение на глобальном уровне.
Прилегающие к храму земли ранее были преобразованы в государственный историко-ландшафтный комплекс. Там предусмотрены различные зоны — усиленной охраны, заказного режима и рекреационная зона. Практически круглый год туда устремляются люди не только из разных уголков России, но и со всего мира.
Как пишут в своей книге Татьяна Петровна Тимофеева и Светлана Михайловна Новаковская, князь Боголюбский старался перенести в свои владения «священные реалии» Иерусалима, Константинополя и Киева. Все церкви, появившиеся в годы его правления, олицетворяли, по словам исследовательниц «проповедь в камне».
В оформлении этой церкви практически впервые был символически воплощен идеал русских правителей того времени. Образ царя и пророка Давида олицетворял власть, которая дана им от Бога. При создании и оформлении храма также запечатлели идею об особом покровительстве Христа и Богоматери, которое распространялось на окружающие церковь земли. В скульптурной форме на века там было выражено видение непрекращающегося противостояния добра и зла, борьбу Христа и дьявола.
Известно немало подражаний и творений, возникших после впечатлений от архитектурной мысли Покровской церкви на Нерли.
Знаменитый советский архитектор Леонид Павлов побывал в окрестностях Боголюбова в середине прошлого века. Позднее он пытался повторить увиденное в Покровской церкви, когда работал над созданием станции метрополитена «Добрынинская» (в советские годы она была «Серпуховская») в Москве. Выросший в этом районе столицы известный поэт Андрей Вознесенский позже писал об этой «самой сердечной из московских станций», где отражена «лиричность владимирского зодчества».
В последние годы появляются воспроизведения уникальной церкви, их создают в разных уголках России и даже за рубежом.
Сразу два храма, напоминающие очертаниями Покровскую церковь, не так давно украсили Балашиху в Подмосковье. А в австрийском Ла-ан-дер-Тайя возвели храм Архистратига Михаила, который выглядит как копия меньших размеров. Вырезанные из камня элементы доставлялись для него из России, над ними работали отечественные мастера.
Храм св. равноап. кн. Владимира, хутор Аргатов.
Один из храмов, созданных по образу церкви Покрова на Нерли украшает хутор Аргатов Краснодарского края. Он посвящен равноапостольному князю Владимиру.
Елена Калашникова
Церковь Покрова на Нерли
За лаконичность и гармонию пропорций церковь Покрова на Нерли, расположенную в 6 километрах северо-восточнее Владимира, называют одной из самых красивых церквей России. Неслучайно она включена ЮНЕСКО в реестр объектов Всемирного наследия. Выстроенная в романском стиле, возвышающаяся на холме, о чьем искусственном происхождении мало кто догадывается, в пору весеннего разлива церковь являет собой манящее, сюрреалистичное зрелище. Ее белоснежный силуэт, окруженный со всех сторон водой, напоминает парящий над синей гладью мираж. И такой же изменчивой, зыбкой кажется ее история.
Что за мастера работали над храмом у Боголюбово, как успели построить его всего за год, каким был изначальный облик церкви и окружала ли ее крепость — этими вопросами ученые задаются до сих пор. Неопровержим лишь факт, что появилась она в период правления Андрея Боголюбского — князя, получившего свое прозвище после строительства резиденции в Боголюбово. Одновременно с княжеской усадьбой и родилась эта загадочная белокаменная церковь.
Посетить ее сегодня можно в любой день, причем как с туристическими целями, так и с религиозными. Скромность внутреннего убранства не пробуждает у путешественников столько интереса, сколько вызывает знаменитый запечатленный на многих картинах внешний облик, поэтому поставить свечу и помолиться здесь можно в относительной тишине. Вход в церковь открыт с 8:00 до 18:00.
История церкви Покрова на Нерли у Боголюбово
В XII веке окончательно оформился распад Киевской Руси на отдельные княжества. В ситуации феодальной раздробленности политическую и экономическую силу вместо Киева стали набирать новые центры, и одним из важнейших оказался Владимир. Возвышению Владимиро-Суздальского княжества способствовала политика Андрея Боголюбского, занявшего княжеский престол в 1157 году.
Статус престольного города укреплялся и за счет строительства новых храмов. Артель, существовавшая при Боголюбском, за период 1158—1165 гг. создала множество известных религиозных построек. Точных данных о дате строительства церкви Покрова на Нерли нет. Однако если опираться на сведения о том, что этот храм был воздвигнут в память о сыне Андрея Боголюбского, погибшего в 1165 году от ран после участия в битвах в Волжской Булгарии, то логично предположить, что церковь появилась не раньше этой даты.
Романский стиль, характерный для русских храмов того периода, указывает на участие иностранных мастеров. Живший в XVIII веке историк Василий Татищев упомянул, что работников для строительства резиденции в Боголюбово и, соответственно, церкви Покрова на Нерли князю Андрею прислал стоявший тогда во главе Священной Римской империи Фридрих Барбаросса. При этом автор сослался на несохранившуюся летопись, отчего достоверность его высказывания все еще под вопросом. Кроме того не было данных и о личных контактах двух политиков, хотя общение могло состояться и при посредничестве послов.
В то же время большинство исследователей согласны с предположением о том, что подряды по строительству церквей на Руси выполняли артели иностранных мастеров. Считается, что таких групп строителей было немного, и они перемещались по всей Европе, выполняя заказы. Рабочих, создавших церковь Покрова на Нерли, мог прислать Андрею Боголюбскому глава галицкого княжества Владимир, в чьих владениях к тому времени было построено много таких храмов.
Загадкой является не только вопрос, кто строил церковь, но и почему было выбрано столь отдаленное место. Доподлинно установлено, что во времена Андрея Боголюбского рядом с участком, на котором стоит храм, река Нерль впадала в Клязьму. В дальнейшем обе водные артерии изменили русло, и о прежнем течении напоминает только старица, но в XII веке этот заливной луг, примыкавшей к устью Нерли, едва ли можно было счесть удачным выбором для размещения храма.
Чтобы грунтовые воды и половодье не испортили постройку, создателям церкви пришлось заложить глубокий ленточный фундамент, поставить на него стены высотой 4 метра и создать искусственную насыпь. В дальнейшем она была обложена белым камнем, а сегодня выглядит как вполне естественный холм. Что подвигло владимирского князя на столь затратное строительство, когда можно было просто выбрать место подальше от воды, исследователи спорят до сих пор.
Немного света на историю выбора расположения храма пролили раскопки, в ходе которых обнаружились обломки белокаменных стен. Выяснилось, что изначально к тому зданию, что можно видеть сегодня, с трех сторон были пристроены галереи, а вокруг находились и другие объекты. В XVI столетии тут был монастырь, а до него, возможно, стояла крепость.
На основе этих теорий художники создают реконструкции возвышавшегося на искусственном холме комплекса, и они удивляют размахом и пышностью. Большое подворье, над которым возвышалась церковь, было обнесено высокой стеной, центральные ворота в которой выходили на широкую лестницу, спускавшуюся по белокаменной облицовке к пристани. Восстановление такого облика сделало наиболее популярной версию о том, что церковь была частью парадного комплекса, призванного встречать суда, заплывавшие в реку Нерль, чтобы попасть во Владимир.
Точные данные о монастыре относятся к XVI веку. В следующем столетии он пережил период расцвета, а при Екатерине II был упразднен. К концу XVIII века предпринимались попытки разобрать храм, но они не были завершены. А в 1803 году его даже решили обновить: сферический купол заменили луковичной головой.
Архитектура
Нынешняя церковь — это центральный объем первоначальной постройки, прошедший сквозь 900 лет практически без изменений. Это четырехгранник со стороной 10 метров, если не учитывать выступающие с восточной стороны 3 апсиды. Фасад узнаваем благодаря поясу из высоких, узких ложных арок, что являлось отличительной чертой облика и других церквей Владимиро-Суздальского княжества.
При осмотре здания может показаться, что стены наклонены внутрь, однако все они строго вертикальны, а иллюзия возникает из-за особого сочетания пропорций. Также этот прием визуально «вытягивает» стены, заставляет их выглядеть выше, чем они есть.
Фасад украшен барельефами из белого камня, значение которых также до конца не выяснено. Тут встречаются три изображения царя Давида, иногда называемого псалмопевцем, голуби, львы, грифоны, несущие в когтях лань, а также женские головы, чьи волосы убраны в длинные косы. Всего можно увидеть 19 рельефов.
Храм внутри
Внутреннее убранство церкви Покрова на Нерли с туристической точки зрения интереса не представляет. Это действующий храм, так что тут есть алтарь и иконостас. Также работает церковная лавка. Иногда проводятся обряды, например, венчания. Сложилась даже традиция, по которой пара, соединив судьбы, должна трижды обойти вокруг здания церкви.
А вот исторических фресок здесь не встретить, хотя еще в XIX веке было известно о богатстве внутренней отделки и, прежде всего, потолка. Внутри купола был изображен Христос в окружении серафимов и архангелов. Фрески покрывали и стены. К сожалению, росписи были уничтожены в 1877 году, когда по указанию священнослужителей Боголюбского монастыря было решено обновить помещение храма.
Как добраться до церкви Покрова на Нерли
Чтобы посетить эту достопримечательность, нужно доехать до Владимира, из него — до Боголюбово, а дальше — преодолеть пешком примерно 1,5 километра. Если вы пользуетесь общественным транспортом, то доехать до Боголюбово можно на электричке. Выход — на станции «Боголюбово».
От станции к церкви ведет дорога, на лугу переходящая в вымощенную плиткой тропинку. Расстояние от остановки до храма составит 1,3 километра, а по времени прогулка займет около 20 минут. Обратите внимание: Боголюбовский луг давно получил статус историко-ландшафтного комплекса, так что уничтожение растений, выбрасывание мусора и прочий вред природе строго караются штрафами.
Добраться до Боголюбово из Владимира можно и на автобусах. Выходить надо на остановке «Боголюбово-3». Подойдут следующие маршруты из Владимира:
Выйдя на остановке «Боголюбово-3», нужно пройти примерно 300 метров в обратном направлении до улицы Вокзальной, по ней пройти к железной дороге, перейти пути и следовать через луг к церкви.
Ранней весной в половодье Боголюбовский луг полностью затапливается и добраться до церкви можно только на лодке. Местные жители перевозят желающих примерно за 100–150 рублей.
Если вы едете на личном авто, то нужно выехать из Владимира по улице Растопчина или Добросельской на восточную окраину города и далее на трассу М7. Следовать по ней, не сворачивая, до Свято-Боголюбского монастыря. Возле него можно поставить машину на бесплатную парковку, пройти до улицы Вокзальной и, следуя по ней и перейдя железную дорогу, двигаться через луг к церкви. Платная стоянка расположена рядом со станцией «Боголюбово».
Также можно добраться сюда на такси из областного центра. Поскольку дорог вокруг церкви нет, то заказывать поездку лучше до станции «Боголюбово». Во Владимире работают «Яндекс. Такси», Gett, Uber, «Максим». Для вызова машины воспользуйтесь мобильным приложением.
Панорама церкви Покрова на Нерли под Владимиром:
Видео о храме Покрова на Нерли: